Идеализм — el.kz
Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности духа по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Философы XVII—XVIII веков постоянно оперировали термином «идея», но термин «идеализм» у них встречался редко (он отсутствует у Локка, Юма, Гельвеция). В работе 1699 году Джон Локк написал о «фантазии идеистов». Считается, что впервые этот термин был употреблён в статье Лейбница 1702 года «Ответ на размышления Бейля».
Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности духа по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.
Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.
Философы XVII—XVIII веков постоянно оперировали термином «идея», но термин «идеализм» у них встречался редко (он отсутствует у Локка, Юма, Гельвеция). В работе 1699 году Джон Локк написал о «фантазии идеистов».
Считается, что впервые этот термин был употреблён в статье Лейбница 1702 года «Ответ на размышления Бейля». Философ писал: «Все, что есть хорошего в гипотезах Эпикура и Платона — величайших материалистов и величайших идеалистов, объединяется здесь», то есть в доктрине предустановленной гармонии Лейбница.
По словам Дидро, относящимся к Беркли: «Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые!».
Кант в «Критике чистого разума» определил, что «идеализм (я имею в виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая существование предметов в пространстве вне нас или только сомнительным инедоказуемым» (проблематический идеализм Декарта), «или ложным и невозможным» (догматический идеализм Беркли). Такой идеализм Кант опровергал, противопоставляя ему свое учение — трансцендентальный(формальный) идеализм, согласно которому «все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, то есть только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли».
Шеллинг в 1800 году дал своему труду заглавие «Система трансцендентального идеализма» и определил его цель так — «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволят ему стать тем, чем он действительно должен быть, а именно системой всего знания».
По определению Гегеля в «Науке логики»: «Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим»[8]. По его мнению, всякая философия, заслуживающая своего имени, есть идеализм, и «при рассмотрении той или иной философии важно знать прежде всего то, насколько последовательно она проводит этот принцип», а зависит это «прежде всего от того, остается ли самостоятельно существовать наряду с для-себя-бытием еще и конечное наличное бытие, а затем и от того, положен ли в бесконечном уже сам момент „для-одного“ — отношение идеального к себе как к идеальному».
Маркс, пересказывая учение Б.Бауэра, писал в «Святом семействе»: «истиной материализма является противоположность материализма — абсолютный, то есть исключительный, необузданный идеализм». По словам Маркса в «Тезисах о Фейербахе», так как в предшествующем материализме действительность бралась только как объект, созерцание, «деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой».
По определению Ф. Энгельса в работе 1886 года «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», принятому в советской философии как непререкаемая догма: «Те [философы], которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира … составили идеалистический лагерь. Те же, которые первичным считали природу, примкнули к различным школам материализма. Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются». Неточность Энгельса здесь в том, что зависимость природы от духа он отождествлял с предшествованием во времени, хотя далеко не во всех системах это так.
В официальной советской «Истории философии» (изданной в 1957—1965 годах) говорилось: «Предметом истории философии как науки является история развития философской мысли на различных ступенях развития общества, прежде всего история зарождения, формирования, развития основных философских направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы. … При этом, как правило (за редким исключением), материализм выражает мировоззрение передовых, прогрессивных сил общества, а идеализм, хотя и не всегда, представляет мировоззрение отживающих, консервативных и реакционных сил общества». Тем самым, советские историки философии обязаны были находить и находили борьбу материализма и идеализма начиная с древнего Египта и Вавилона и вплоть до современности.
Трактовка истории философии других эпох с помощью понятий, выработанных европейской мыслью, широко распространена, особенно в XIX — первой половине XX века. Например, во введении к своему двухтомному труду «Индийская философия» С. Радхакришнан писал: «Если мы отвлечемся от множества мнений и обратимся к общему духу индийской мысли, мы увидим, что она склонна объяснять природу и жизнь на основе монистического идеализма, хотя эта тенденция является столь гибкой, живой и многогранной, что принимает много форм и проступает даже во взаимно враждебных учениях». Одну из глав своего труда он озаглавил «Этический идеализм раннего буддизма».
Все последователи Канта естественным образом рассматривали себя в качестве идеалистов. Представители школы абсолютного идеализма, сложившейся в британской философии во второй половине XIX века (Брэдли,Мак-Таггарт, Коллингвуд), рассматривали себя как последователей Гегеля.
Хайдеггер в «Бытии и времени» избегал термина «идеализм», хотя писал, что «вся философия после Платона есть „идеализм“ в том однозначном смысле слова, что бытие отыскивается в идее, в идейном и идеальном». Гегелевскую систему он называл «спекулятивным идеализмом».
Философы второй половины XX века редко использовали термин «идеализм» не только для самоидентификации, но как критерий изучения. Зато широко распространился термин «идеология».
ru.wikipedia.org
Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram — ға
Ұқсас материалдар
Материализм и идеализм в психологии античности
Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Широкая Дарья Дмитриевна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 08.12.2022 2022-12-08
Статья просмотрена: 92 раза
Скачать электронную версию
Скачать Часть 4 (pdf)
Библиографическое описание:Огольцова, Е. Г. Материализм и идеализм в психологии античности / Е. Г. Огольцова, Д. Д. Широкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97379/ (дата обращения: 06.02.2023).
В статье авторы пытаются определить суть материализма и идеализма, рассмотрев истоки, исходящие со времен античности.
Ключевые слова: материализм, идеализм, душа, Платон.
На тему материального и духовного рассуждали еще более 2 тыс. лет назад. Но даже спустя время этот вопрос остался актуален. Вопрос о создании человека, природы, Вселенной и сущности бытия задавали себе философы на протяжении всей истории человечества. И даже в современном обществе, индивид находится во многом схожем положении, как и античное общество — дилемма о обосновании единства мира: весь мир тела, происходящие из одного вещества, или идея о существовании бестелесного начала мира? Философия античности стала основой для развития культурного и интеллектуального развития не только Европы, но и мира. И сейчас, отвечая на вопрос сущности мира, стоит обращаться прежде всего на истоки, на мысли философов тех эпох.
На тему материализма в античной психологии было написано большое количество научной литературы. Особого внимания заслуживает статья И. В. Вишева «Материалисты античности о смерти и бессмертии человека» [4]. В статье рассматриваются взгляды материалистов античных времен на бессмертие человека. Убеждения Эпикура и Лукреция о смерти. Они считали, что человек не встречается со смертью, и страх перед ней не имеет существенных причин. Особого внимания заслуживает научная работа Ж. К. Кениспаева и Н. С. Серовой «Идеализм современного человека». В этой статье отражается актуальность поставленного вопроса об учении материализма и идеализма. Авторы пишут, что «Мы еще живем в эпоху торжества платоновского идеализма, который высшей реальностью признает вечные идеи. Многочисленные социальные утопии, революции, проекты — это яркая демонстрация безоглядной веры человека в могущество внешне привлекательных идей» [5]. Эта мысль подтверждает взаимосвязь сознания современного человека с прошлыми эпохами, что еще раз подчеркивает необходимость изучения античной психологии.
Сущность данной проблемы заключается прежде всего в противоречивости взглядов философов тех времен. Их учения противоположны, но несмотря на это, обе стороны имели последователей. Рассматривать две разные психологии необходимо в совокупности и сравнении.
Античная философия древних римлян и греков зародилась в конце VII в. До н. э. Её конец пришел на начало VI в. До н. э., после закрытия императором Юстианом последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию. Вопрос материализма и идеализма был в период расцвета древнегреческого рабовладельческого общества. В этот период материалистические учения расцветают и растут, в противостоянии с идеалистической философской концепцией. Впоследствии возникли две различные по направлениям философии линии — «линия Демокрита» (материализма) и «линия Платона» (идеализма).
Основная проблема дискуссии — вопрос об отношении мышления к бытию. Материалисты доказывали свое мировоззрение тем, что весь окружающий мир, в том числе и человек, это результат естественного процесса, происходящий в природе и её круговороте, и отрицали присутствие высших сил в создании мира. Они полагали, что существующая материя независима от разума, она является строительным материалом, которым стремились к созданию к определенному веществу — к огню, воде, воздуху, айперону. Одним из представителей материализма был Гераклит, который известен в истории как Эффеский. Он относил материальное первоначало как к основе всего существующего. Огонь — способен перейти из одного состояние в другое, двигаться и менять свой первоначальный вид. Борьба противоположностей, которые создали его, послужила основой создания мира. В своем учении Гераклит говорил и о космосе. Для него это организм, с собственной душой, представляющий собой единство противоположностей — «вечно живого огня» и «огненного логоса», и именно из-за этого «все происходит». «Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим».
Особого внимания заслуживает теория Демокрита. Согласно его концепции, весь мир состоит из мельчайших частиц, которые человеческий глаз не способен увидеть — атомов. Природа, человек, его душа — все это состоит из атомов, различных по форме и порядком частиц. Самым крупным источником «энергии атомов» является душа, которая после смерти, как и тело, умирает, рассеиваясь на частицы в воздухе.
Демокрит обозначал две ступени познания мира — ощущение и мышление. Человек может «ощущать» окружающий мир, слышать его, прикасаться. Мышлению же философ отдавал большее значение. Именно путем размышления мы приходим к выводу о существовании атомов. Демокрит так же ввёл и понятие первичных и вторичных качеств объекта. К «первичным» качествам относятся «физические» признаки объекта (вес, поверхность), к вторичным же те признаки, которые человек создал сам для собственного удобства– цвет, запах, вкус. «Только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а действительно есть только пустота и атомы».
Демокрит стал основоположником учения детерминизма, сущность которого заключается в обусловленности происходящих процессов в мире. Главной проблемой детерминизма является вопрос существования и действия законов, касающихся природы, её взаимодействия с обществом и движущих сил, влияющих на развитие общества с точки зрения морали, науки и другую человеческую деятельность.
Противоположен такой философии идеализм. Источником истины является духовное начало, нематериальное. Идеализм близок с догмами религии о мире и Боге. Зачинателем «линии Платона» и объективного идеализма был Сократ — представитель идеализма, поставивший перед собой задачу опровержения материалистического миропонимания. Сократовская мысль состояла прежде всего вера в бога и его могуществе. Работа человеческого разума и весь мир — это божественные творения. Познание природы от отрицал, считал её ненужной, вторичной. Особое значение Сократ уделял познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель, что есть благо и прекрасное, и вместе с тем полезное для человека.
Самым главным представителем идеализма был Платон — основатель мирового идеализма. Его учение — это система объективного идеализма. Согласно его концепции, лишь встав на путь прекрасного, можно познать истину мироздания. По Платону «прекрасное»-это одна из высших идей. К основным признакам прекрасного он относит объективность, независимость от ограниченности пространства, времени, пределов чувств. Учение о душе Платона говорит о существовании другой реальности, идеального мира, который состоит из «душ» вещей — идей, первоначальных прототипов «реальных» предметов окружающего мира. Все эти образцы — абсолютно совершенны, «реальным» предметам лишь стремятся к заданному идеала.
Платон на основе идеалистических мыслей создал собственную модель идеального государства и общества, которая в той или иной мере является логическим следствием объективного материализма. Он разделил общество на три группы, как три части души — правители-философы — разумная часть души, стратеги-воины — воля и благородная страсть, земледельцы и ремесленники — чувственность и влечения, которые должны быть управляемые. Далее, трем сословиям соответствуют три из четырех основных добродетелей (о чем и говорил Сократ) — мудрость, храбрость, умеренность. Справедливость Платон выделяет отдельно, так как она относится к «державной» добродетелью.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что материализм и идеализм в психологии античности совершенно противоположные учения, но вместе повлиявшие на дальнейшее развития мироздания и познания мира в целом. Представители обоих учений сделали вклад в развитие общества, а их труды по сей день является одними из основоположных источников. Философы нового времени стали последователями данных учений, так, например приверженцами теории идеализма стали Джордж Беркли, Дэвид Юм, Иммануил Кант, а материализма — Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк и многие другие.
Литература:
- Гагаев, А. А. Философия здравого смысла: Критика оснований разума. Кни-га 2–2: Здравый смысл как основание науки / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. — М.: Ленанд, 2015. — 568 c.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон: — Харьков: ООО «Издательство АСТ», 2000. — 846 с.
- Антонина Ждан Ж История психологии от Античности до наших дней / Ж Антонина Ждан. — Москва: Академический проект, 2018. — 587 с.
- Вишев, И. В. Материалисты Античности о смерти и бессмертии человека / И. В. Вишев //Научные горизонты.–2020 № 5(33).– C.39–59
- Кениспаев Ж. К., Серова Н.С Идеализм современного человека// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — Т. 86, № 12–1. — С. 99–101.
Основные термины (генерируются автоматически): идеализм, особое внимание, VII, античная психология, живой огонь, идея, материализм, мир, объективный идеализм, окружающий мир, развитие общества, современный человек, учение.
Ключевые слова
душа, платон, материализм, идеализмматериализм, идеализм, душа, Платон
Похожие статьи
Развитие педагогики и образования в античном миреБолее подробный взгляд на эпоху античности позволяет понять, что развитие общества и
Педагогические идеи времен античности ярко иллюстрируются философией того времени.
в «припоминании» высших идей, которые влияют на формирование человека как личности.
Его идеи оказали влияние на развитие педагогических взглядов и эволюцию образования в целом.
Платон как психолог | Статья в журнале «Молодой ученый»
Ключевые слова: Платон, душа, мир идей и вещей, идея жизни.
Всего Платоном написано 36 произведений, но особых работ по психологии у него нет.
Платон объясняет, что мир вещей дает нам искаженный образ бытия.
С объективной точки зрения окружающий нас мир для всех одинаков, но каждый из нас мыслит, радуется и страдает в мире своих представлений.
Философия
античности: общая характеристика | Статья в журнале. ..Мир Демокрита — это мир атомов и пустоты. Атомы способны соединяться в группы, образуя
Философия эллинистическо-римского периода истории античного общества (примерно с
Идеализм же в этот период больше всего развивается представителями неоплатонизма
Понятно, что человек этого периода, привыкший воспринимать мир через мифы, был больше…
Античная натурфилософия как первая форма научного мышленияЧеловек, таким образом, не представлялся каким-то выделенным существом во Вселенной, противостоящим ей к исследующим ее
Философский основой его достижений в науке является учение о числах.
Пифагор учил, что мир состоит из пяти стихий: земли, огня, воздуха, воды и эфира.
Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания…
Влияние
развития техники и технологий на жизнь людейВместе с этим от ДТП в мире каждый день погибает несколько сотен тысяч человек.
из рук гаджеты, люди даже не поднимают глаз, не обращая внимания на окружающий нас мир.
Пока бессмертие физического тела на современных этапах развития науки невозможно, однако это не…
сеть, виртуальный мир, внешний мир, живое общение, молодой человек, реальное…
Влияние
античных космологических концепций на современную…Некоторые из этих концепций повлияли на ход развития изучения астрономии.
Но чтобы объяснить и познать окружающий мир, нужно прийти к поиску первоначала.
Цель статьи — разбор развития античных концепций происхождения мира, изучение материалистического и
Ведь в современной науке человек состоит из элементов, которые есть и в космосе.
Современные теории сознания | Статья в журнале…Третья теория — идеализм (Плотин, Дж. Беркли, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг
“Популярная метафизика делит мир на сознание и материю, а человека — на душу и тело.
От идеализма, материализма и дуализма ее отличает тезис о том, что различие между
5. Райл Г. Понятие сознания / Г. Райл. — М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000.
Античная наука | Статья в сборнике международной научной. ..На рубеже VII-VI веков до нашей эры, Греция вступила в период интенсивного культурного
Прозорливой была и его мысль о том, что в живой природе выживают те виды, которые
Философия эллинистическо-римского периода истории античного общества (примерно с
Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре…
История зарождения и
развития классической и неклассической…Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию
З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для
Эти науки внесли в изображение мира идею развития, отсутствующую в механистической картине мира.
М. Г. Ярошевский История психологии от античности до середины 20в.
Похожие статьи
Развитие педагогики и образования в античном миреБолее подробный взгляд на эпоху античности позволяет понять, что развитие общества и
Педагогические идеи времен античности ярко иллюстрируются философией того времени.
в «припоминании» высших идей, которые влияют на формирование человека как личности.
Его идеи оказали влияние на развитие педагогических взглядов и эволюцию образования в целом.
Платон как психолог | Статья в журнале «Молодой ученый»
Ключевые слова: Платон, душа, мир идей и вещей, идея жизни.
Всего Платоном написано 36 произведений, но особых работ по психологии у него нет.
Платон объясняет, что мир вещей дает нам искаженный образ бытия.
С объективной точки зрения окружающий нас мир для всех одинаков, но каждый из нас мыслит, радуется и страдает в мире своих представлений.
Философия
античности: общая характеристика | Статья в журнале…Мир Демокрита — это мир атомов и пустоты. Атомы способны соединяться в группы, образуя
Философия эллинистическо-римского периода истории античного общества (примерно с
Идеализм же в этот период больше всего развивается представителями неоплатонизма
Понятно, что человек этого периода, привыкший воспринимать мир через мифы, был больше. ..
Античная натурфилософия как первая форма научного мышленияЧеловек, таким образом, не представлялся каким-то выделенным существом во Вселенной, противостоящим ей к исследующим ее
Философский основой его достижений в науке является учение о числах.
Пифагор учил, что мир состоит из пяти стихий: земли, огня, воздуха, воды и эфира.
Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания…
Влияние
развития техники и технологий на жизнь людейВместе с этим от ДТП в мире каждый день погибает несколько сотен тысяч человек.
из рук гаджеты, люди даже не поднимают глаз, не обращая внимания на окружающий нас мир.
Пока бессмертие физического тела на современных этапах развития науки невозможно, однако это не…
сеть, виртуальный мир, внешний мир, живое общение, молодой человек, реальное…
Влияние
античных космологических концепций на современную…Некоторые из этих концепций повлияли на ход развития изучения астрономии.
Но чтобы объяснить и познать окружающий мир, нужно прийти к поиску первоначала.
Цель статьи — разбор развития античных концепций происхождения мира, изучение материалистического и
Ведь в современной науке человек состоит из элементов, которые есть и в космосе.
Современные теории сознания | Статья в журнале. ..Третья теория — идеализм (Плотин, Дж. Беркли, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг
“Популярная метафизика делит мир на сознание и материю, а человека — на душу и тело.
От идеализма, материализма и дуализма ее отличает тезис о том, что различие между
5. Райл Г. Понятие сознания / Г. Райл. — М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000.
Античная наука | Статья в сборнике международной научной…На рубеже VII-VI веков до нашей эры, Греция вступила в период интенсивного культурного
Прозорливой была и его мысль о том, что в живой природе выживают те виды, которые
Философия эллинистическо-римского периода истории античного общества (примерно с
Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре. ..
История зарождения и
развития классической и неклассической…Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию
З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для
Эти науки внесли в изображение мира идею развития, отсутствующую в механистической картине мира.
М. Г. Ярошевский История психологии от античности до середины 20в.
типов, характеристик и основных представителей
7 минут
Идеализм – это совокупность философских теорий, утверждающих, что идеи являются основой бытия и истинного знания. Узнайте больше здесь!
Написано и проверено философом Мария Алехандра Моргадо Кузати .
Последнее обновление: 27 мая 2022 г.
Идеализм — одна из основных теорий философской мысли. Его происхождение восходит к Древней Греции. Хотя у него есть несколько вариантов, этот ток защищает идеи независимы от материи , что сознание и дух суть автономные сущности чувственного мира и что невозможно познать мир, не имея сознания. В самом крайнем варианте она утверждает, что ничего не существует вне нашего духа.
В этом смысле идеализм защищает понятие души, существование высшей сущности (божественности) и постулирует, что истинное знание может быть получено только посредством мысли или сознания.
Среди представителей идеализма такие известные философы, как Платон (считающийся отцом этого течения), Декарт, Лейбниц, Кант и Гегель. Далее мы поговорим об особенностях этой интересной философии.
Краткая история идеализма
В философии термин идеализм начал использоваться в английском, а затем и в других языках примерно в 1743 году. Хотя это слово было придумано в то время, бесспорно, что идеализм присутствовал в философии. более 2000 лет со времен Платона, которого считают отцом этой теории.
В 480 г. до н.э. Анаксагор учил, что все вещи созданы разумом. Однако годы спустя Платон утверждал, что конечная объективная реальность достижима только через идеи, которые существовали независимо от чувственного мира и могли быть доступны через интеллект. Столетия спустя эти верования будут носить название объективного идеализма .
Наряду со своими греческими корнями, многие ученые также утверждают, что идеализм присутствовал в древней Индии . Это особенно характерно для таких доктрин, как буддизм и другие школы восточной мысли, которые использовали ведические тексты.
Однако идеализм на какое-то время был забыт и не возвращался к известности до 1700 года благодаря таким философам, как Кант и Декарт, которые приняли и глубоко развили его. В это же время идеализм разделился на признанные ветви.
Далее мы рассмотрим их.
Вам определенно понравится эта статья: 8 полезных советов для независимого человека
Платонический идеализм
Как мы уже говорили, истоки идеализма лежат у Платона, который утверждал, что идеи являются реальной основой всего, что существует . Кроме того, они предшествуют чувственному миру и существуют независимо от него.
При объяснении состояния бытия Платон утверждает, что есть два мира: осязаемый (физический мир) и умопостигаемый (одна из идей) .
Первый состоит из всего, что мы можем испытать с помощью органов чувств. Он характеризуется разнообразием, чистотой внешнего вида и постоянным изменением. Поэтому оно часто ложно и обманчиво.
С другой стороны, мир идей истинен, нетлен и неизменен . Там обитают всеобщие и необходимые идеи, сущности всего сущего. Таким образом, объекты и тела физического мира являются лишь несовершенными отражениями этого мира.
Платон считается отцом идеализма, хотя этот термин был придуман гораздо позже.Объективный идеализм
В объективном идеализме мы находим все варианты, которые верят, что идей существуют независимо от материи и индивидуумов .
Эта ветвь также защищает веру в то, что мы можем получить к ним доступ только через опыт. Некоторыми представителями этого течения являются Лейбниц, Гегель, Бернар Больцано и Дильтей.
Субъективный идеализм
В отличие от объективного идеализма, субъективный идеализм утверждает, что идей существовали только в сознании или духе людей . Таким образом, они зависят от ума субъекта. В этом смысле идеи каждого человека будут формироваться его уникальным личным опытом.
Эта форма идеализма, в свою очередь, имеет два варианта. Один утверждает, что ничто вне разума не создает внешний мир, а другой утверждает, что наши чувства и знания дают нам искаженную информацию о внешнем мире.
Некоторыми представителями этого варианта являются Декарт, Джордж Беркли, Кант, Фихте и Эрнст Кассирер.
Трансцендентальный идеализм
Этот тип был разработан Иммануилом Кантом , который отстаивал, что в каждом акте познания есть два элемента: объект познания и субъект (человек, который стремится познать). В этом случае именно субъект задает условия для возникновения знания.
В свою очередь, в рамках теории Канта важны также понятия феномена и ноумена . Феномен — это то, что мы знаем об объекте благодаря опыту и предшествующим когнитивным процессам. С другой стороны, ноумен — это то, что мы не знаем об объекте, представляющее предел знания и достигаемое только интеллектом.
Абсолютный идеализм
Наконец, это течение, приписываемое философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю. Этот мыслитель отстаивал, что для того, чтобы субъект имел доступ к познанию мира, должно быть абсолютное тождество между мыслью и бытием .
Чтобы получить эту идентичность, субъекту нужны инструменты мышления, которые позволят ему развить сознание, чтобы достичь истинного знания о мире.
Некоторые представители идеализма
В целом многие известные философы отстаивали идеалистическую точку зрения. Среди них следующие.
Платон (427-347 до н.э.)
Он был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Он основал Афинскую академию, и почти все его произведения написаны в форме диалогов.
Этот великий мыслитель утверждал, что чувственный мир, который мы воспринимаем, является лишь тенью или отражением реального мира, топос Урана (за небесами). Вот где живут общечеловеческие идеи, и отсюда рождается человеческая душа.
Рене Декарт (1596-1650)
Французский философ, которого считают отцом современной философии и рационализма. Он также является одним из предшественников научной революции.
Этот мыслитель разделил идеи на три категории: те, которые возникают в результате чувственного опыта обучения или социализации, искусственные или воображаемые идеи и естественные или врожденные идеи, которые исходят от высшей силы или разума.
Точно так же интуиция была весьма актуальна в его философии идеализма , так как это непосредственное восприятие идей, не допускающее ошибок и сомнений.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
Он впервые ввел термин идеализм , имея в виду философию Платона. Он решил проблему врожденных идей, утверждая, что они исходят из истинной сущности объектов, которую он назвал монадой .
Иммануил Кант (1724-1804)
Как создатель трансцендентального идеализма, он утверждал, что все знания происходят от соединения субъекта и объекта, которые необходимо испытать .
Кроме того, в своей работе под названием Критика чистого разума он предположил существование знания до опыта и способность мыслить объекты за пределами чувственного опыта.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Гегель также считается одним из самых важных философов-идеалистов. Он был отцом абсолютного идеализма, в котором преодолеваются понятия дуализма.
Примеры идеализма в обществе
В целом идеализм проник в различные сферы общества. Среди самых громких случаев мы находим следующие:
- Религии: Те, кто защищает существование богов и божественных существ, создавших людей по своему образу и подобию, демонстрируют эту философию. В этом случае божества и их слова считаются истинными и незыблемыми идеями.
- Разделение тела и души: Утверждение, что тело и душа отделены и что душа превосходит тело, также является популярным идеалистическим проявлением, присутствующим в верованиях, говорящих о бессмертии или реинкарнации.
- Права человека: Идея о том, что все люди равны и имеют одинаковые права, является давней и основывается на вере в то, что человек имеет одну сущность или идею.
- Астрология: Вера в то, что определенные группы звезд и планет управляют нашей судьбой, также содержит определенные элементы идеализма.
Мы думаем, вам было бы интересно прочитать: Семь советов, как открыть свою истинную страсть
Основные дебаты вокруг идеализма
Позиции против идеализма подвергли критике его склонность верить в высший нематериальный мир. Это также присутствует в религиях, таких как христианство, которые обещают загробную жизнь, которая часто считается более важной, чем ощутимая. Кроме того, они критикуют идеализм за то, что он преуменьшает важность наблюдаемого мира и допускает релятивизацию многих аргументов и дебатов.
На самом деле в философии мы находим два великих антагонистических течения в отношении бытия и знания. Идеализм утверждает, что дух преобладает над материей, а материализм утверждает, что материя существует независимо от духа или идеи.
С кем вы себя больше отождествляете?
Философский идеализм: важнейшие типы, представители и характеристики
He философский идеализм Это теория или доктрина, признанная за утверждение важности идей и, в некоторых случаях, даже их независимого существования от вещей и объектов мира. Он также известен как имматериализм, поскольку это течение больше всего противостоит основам материализма или реализма.
Это очевидно в аргументах идеалистов, утверждающих, что мир за пределами собственного разума непознаваем сам по себе; следовательно, это не совсем «настоящее». Для философов-идеалистов вся внешняя реальность есть не что иное, как продукт идеи, исходящей из разума человека или даже сверхъестественного существа.
Платон, считающийся отцом философского идеализма
Точно так же идеализм является в некоторой степени рационалистическим течением, поскольку он взят из дедуктивного рационирования для аргументации и теоретизирования. Это учение имеет разные варианты, зависящие от его представителей; тем не менее, в любой из его ветвей большое внимание уделяется интеллектуальным аспектам.
Этот акцент в интеллектуальной сфере вызван тем, что для идеалистов объекты не более чем то, что мы воспринимаем, трудности физического мира их не интересуют.
Index
- 1 History
- 2 The 4 types of philosophical idealism and their characteristics
- 2.1 1- Objective idealism
- 2.2 2- Absolute idealism
- 2.3 3- Transcendental idealism
- 2.4 4- Subjective idealism
- 3 Main managers
- 3.1 Plato
- 3.2 Rene Descartes
- 3.3 Gottfried Wilhelm Leibniz
- 3.4 Immanuel Kant
- 3.5 Georg Wilhelm Friedrich Hegel
- 4 References
Philosophical idealism это термин, который начал использоваться в английском, а затем и в других языках примерно в 1743 году. «Идея» происходит от греческого слова idein , что означает «видеть».
Хотя это слово было придумано в том же столетии, бесспорно, что идеализм присутствует в философии более 2000 лет, потому что Платон считается отцом этой теории.
В 480 а. К. Анаксагор учил, что все вещи созданы разумом. Спустя годы Платон утверждал, что максимальная объективная реальность достижима только с помощью идеальных сущностей.
Его теория форм или идей описывала, как вещи существуют независимо от остальных его обстоятельств; тем не менее, единственным средством человека понять их был его разум и идеи, которые он порождает. Столетия спустя эти верования будут носить название объективного идеализма.
В связи с его греческими корнями, многие ученые также утверждают, что идеализм присутствовал в Древней Индии, в доктринах, таких как буддизм, и в других школах восточной мысли, которые использовали тексты Вед.
Однако идеализм на какое-то время был частично забыт и не возвращался к известности до 1700 года в руках таких философов, как Кант и Декарт, которые приняли и глубоко развили его. Именно в это время идеализм подразделяется на признанные ветви.
4 типа философского идеализма и их характеристикиВ зависимости от типа идеализма, о котором идет речь, его основные характеристики могут быть совершенно разными.
Преобладает основание, согласно которому идея предшествует внешнему миру и находится над ним; тем не менее подходы к новым теориям меняются в зависимости от философа и направления идеализма, которое он представляет.
Среди вариантов идеализма можно найти следующие:
1- Объективный идеализм— Признается, утверждая, что идеи существуют сами по себе, что мы, как люди, можем только постигать их и/или открывать их из «мира идей».
— Предполагается, что реальность опыта объединяет и превосходит реальности переживаемых объектов и разума наблюдателя.
— Идеи существуют вне тех, кто воспринимает реальность и получает к ней доступ посредством рассуждений.
2- Абсолютный идеализм— Это подразделение вышеупомянутого объективного идеализма.
— Он был создан Гегелем и выражает, что для того, чтобы человек действительно понял объект, который он наблюдает, он должен сначала найти тождество мысли и бытия.
— Для Гегеля Бытие следует понимать как единое целое.
3- Трансцендентальный идеализм— Основанный Иммануилом Кантом, он утверждает, что разум переводит мир, в котором мы живем, и преобразует его в формат пространства-времени, который мы можем понять.
— Знание возникает только тогда, когда есть два элемента: объект, который можно наблюдать, и субъект, который его наблюдает.
— В трансцендентальном идеализме все это знание внешнего объекта варьируется в зависимости от субъекта и не существует без него.
4- Субъективный идеализм— Внешний мир не автономен, а скорее зависит от субъекта.
— Для этих философов все, что представлено в реальности, есть не что иное, как набор идей, не существующих вне нашего собственного сознания.
— Субъективный идеализм ставит человека превыше всего.
Главные менеджерыСреди наиболее значимых философов-идеалистов:
ПлатонОн был первым, кто использовал термин «идея» для обозначения формы неизменной реальности.
Он глубоко изучал идеи и долгое время доказывал, что идеи существуют сами по себе, хотя позже он изменит свою аргументацию и будет утверждать обратное: что идеи не могут существовать независимо от чувственной действительности.
Рене ДекартЭтот философ разделил идеи на три категории: те, которые возникают в результате чувствительного опыта обучения или социализации, искусственные или воображаемые идеи и естественные или врожденные идеи, которые исходят от высшей силы или разума.
Точно так же интуиция была весьма актуальна в своем идеализме, так как это непосредственное восприятие идей, не допускающее ошибки или сомнения.
Готфрид Вильгельм ЛейбницОн впервые ввел термин «идеализм», имея в виду философию Платона. Он решил проблему врожденных идей, утверждая, что они исходят из истинной сущности объектов, которую он назвал монадой.
Иммануил КантСоздатель трансцендентального идеализма.