Представителем материализма является : Л. Фейербах
19. Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»: Кант
20. Не является характерной особенностью немецкой классической философии: Отрицание трансцендентного, божественного бытия
21. Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете: Кант
22. Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является: Мировой Дух
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.
1. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию: Иррационализм
2. Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания: Философия жизни
3. К представителям «философии жизни» относится: Ф. Ницше
4. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал: А. Шопенгауэр
5. Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира: Волю к власти
6. Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élan vital). Его познание возможно с помощью: интуиции
7. Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»? : Фридрих Ницше
8. Родоначальник позитивизма: Огюст Конт
9. Направление современной западной философии: Томизм
10. Направление современной философии, являющееся материалистическим: Марксизм
11. Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает: Существование
12. Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма: Индивидуальное бытие человека
13. Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии : Экзистенциализма
14. Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо: Экзистенциализм
15. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что: Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность
16. Иррационалистическое направление в философии XX века : Экзистенциализм
ОНТОЛОГИЯ
1. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого, : Субстанция
2. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает : Дуализм
3. Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает : Плюрализм
4. Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи : Материя вечна, несотворённа и неуничтожима
5. Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул: : Демокрит
Материя есть первоисточник бытия, утверждает : Материализм
7. «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» есть : Материя
8. В марксизме материя трактуется как :Объективная реальность
9. Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи? : Стабильность
К идеальным явлениям относится : Совесть
11. Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется : Атрибутом
12. Способ существования материи : Движение
13. К атрибутам материи не относится : Покой
Высшая форма движения материи – это : Социальное движение
15. Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что : Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы
16. Последовательность состояний отражает категория : Времени
17. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах : Пространство
18. Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал : Ньютон
19. Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что : Пространство и время зависят от материальных процессов
20. Какая концепция времени не допускает возможность создания «машины времени»? : Динамическая
21. Важнейшее специфическое свойство биологического времени : Антропность
22. Важнейшее специфическое свойство биологического пространства : Однородность
23. Совокупность естественных условий существования человека и общества : Природа
24. Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей? : Чижевский
25. Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе природы? : первозданная и рукотворная
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
1. Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение) : Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов
Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру: сознания
Рефлексия – это: размышление личности о самой себе
4. Наиболее сложной формой отражения являетс: Сознание
5. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью: Сознание
6. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека: З. Фрейд
7. Разработанный З. Фрейдом метод : Психоанализ
8. К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится : Анализ убеждений
9. В структуре личности З.Фрейд выделяет : Оно, Сверх- Я, Я
10. Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности: Оно
11. Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял. Пра-Мы
Оно в психоанализе Фрейда относится к: сфере бессознательного
Сон по З.Фрейду является: символическим
14. Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами: З. Фрейд
15. Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число? : Я-зеркальное
ГНОСЕОЛОГИЯ
1. Гносеология рассматривает: Границы и возможности человеческого познания
2. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает : Скептицизм
3. Носитель преднамеренной, целенаправленной активности : Субъект
4. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя? : Цель познания
5. Не относятся к видам средствам познания : Технические
6. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами: Истины
7. Непротиворечивость относится к следующему критерию научности: Логическому
8. Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о: Фальсификации знания
Невозможно фальсифицировать: существование Бога
Поддается фальсификации гипотеза о: существовании жизни на Марсе
Когерентность – это : Самосогласованность знания
12. Эвристичность относится к : Вероятностным критериям научности
13. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность : Истина
14. Критерий истины в марксистской философии : Практика
15. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это : То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы
16. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам : Интуиция
17. В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути: Абстрагирования от личностных качеств человека
ДИАЛЕКТИКА
Диалектика – это : Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях
2. Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий : Диалектика
3. Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики : Гераклит
4. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей : Диалектика
5. Диалектический материализм — учение : Марксизма
Эволюция материализма | Статья в журнале «Молодой ученый»
Авторы: Гиниятуллин Филаиль Фанилевич, Камалов Дмитрий Ринатович, Рафиков Руслан Нашхатович
Рубрика: Философия
Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.
Дата публикации: 11.01.2017 2017-01-11
Статья просмотрена: 1770 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 7 (pdf)
Библиографическое описание: Гиниятуллин, Ф. Ф. Эволюция материализма / Ф. Ф. Гиниятуллин, Д. Р. Камалов, Р. Н. Рафиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 759-761. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38108/ (дата обращения: 19.11.2022).
Наличие сотен философских учений вызывает необходимость в их классификации. Наиболее распространенным способом деления философских течений является их деление по хронологическому или историческому признаку. В этой классификации выделяют древнюю и средневековую философии, философию эпохи Возрождения, философию Нового времени, современную философию и т. д. Очень часто деление философских учений по хронологическому признаку сочетается с их делением по региональному признаку. Тогда говорят о философии Древнего Востока, античной философии, европейской философии XIX века и т. п. Существует также деление философских учений по национальному признаку (арабская, русская, японская философии), по религиозному признаку (буддийская, мусульманская, христианская философии).
Все, с чем сталкивается человек, имеет либо материальную, либо духовную природу. Какой из этих двух видов реальности играет определяющую роль в природе, обществе и жизни человека? Есть мнение, что материальное начало (природа, материя) существует вечно и в процессе своей эволюции обретает ряд качеств, в том числе и то, что называют духовным, сознанием. Сторонников этой точки зрения называют материалистами. Материализм это «одна из основных тенденций в философии, противоположная идеализму, спиритуализму и дуализму и заключающаяся в установлении фактическим и логическим путем зависимости духовного от плотского и физиологического» [1, с.
Но есть и другое мнение, согласно которому, определяющую роль в жизни природы, общества и человека играет духовное начало. Такой способ объяснения называют идеалистическим. Идеализм является противоположным материализму течением. К лагерю идеализма относятся те философы, которые утверждают, что дух существовал прежде природы, а природа или материя являются производными духа, под которым нередко понимают Бога. Согласно такой точке зрения природу любых социальных явлений — права, морали, искусства — следует искать в первоначально заданных генетических причинах, имеющих духовный характер [2; 3; 4; 5].
И материализм, и идеализм имеют богатую историю, украшенную именами знаменитых философов и ученых. Разнообразие их взглядов породило необходимость в классификации этих учений.
Здесь приводится одна из самых простых классификаций материалистических учений. Согласно этой классификации, существуют три вида материализма: а) стихийный (наивный), б) механический, в) диалектический. Стихийный материализм является исторически первой формой материализма. Наиболее заметными ее представителями в европейской философии являются Демокрит (ок.460–370 до н. э.), Эпикур (341–270 до н. э.), Лукреций (ок.99–55 до н. э.).
В восточной философии к этому виду материализма можно отнести древнеиндийские учения вайшешика и локаята, восходящие к Ведам (XV-VII вв. до н. э.). В древнекитайской философии крупным представителем стихийного материализма был Ван Чун (27–104). Особенностью этой философии является ее умозрительный характер, выдвижение предположений, не имеющих достаточно прочное фактическое обоснование. И философия, и наука не поднялись здесь еще до теоретического уровня. В качестве примера стихийного материализма, как правило, приводят взгляды первого европейского философа Фалеса (640/624–548/545 до н. э.). Он полагал, что основу всего материального мира составляет вода. Вода существует в жидком, твердом (лед) и газообразном (пар) состояниях. Наверное, есть и другие её состояния, полагал Фалес. Огонь есть пар, только очень горячий, а камень есть более твердый предмет, чем обычный лед, рассуждал он, сделав, в конечном счете, философский вывод: мир есть трансформированная в разные состояния вода. Чуть позднее примерно к такому же выводу пришел другой греческий философ — Анаксимен (VI в. до н. э.). Он полагал, что мир построен из такой субстанции, как воздух. «Воздух ˂..˃, если он разрежен, становится огнем, а если он сгущен, становится ветром, потом облаком и затем водой, потом землей, потом камнями, и остальное возникает из этого», — писал Анаксимен [6, с. 119].
Эмпедокл (V в. до н. э.) несколько усложнил такое представление о материи: он, вслед за древнекитайскими философами, считал, что мир состоит из четырех первоэлементов: воды, огня, воздуха и земли. Все многообразие мира объяснялось ими различными сочетаниями этих элементов. Рассмотренные выше взгляды на материю можно назвать субстратными. Их всех объединяет одно — попытка найти ту конкретную основу, тот материал, субстрат, из которого построен весь мир.
В XVI-XVII вв. в европейской науке и философии широкое распространение получило учение, названное рядом философов механическим материализмом. Его сторонники полагали, что в основе всех изменений природы, общества и человека лежит механическая форма движения материи. По этой причине они предлагали рассматривать химические, биологические, астрономические, социальные процессы как проявления механических законов. Яркими представителями такой формы философствования являются Г. Галилей (1564–1642), Т. Гоббс (1588–1679), П. Лаплас (1749–1827), И. Ньютон (1643–1727) и др. Именно к этому периоду развития философии и науки относится появление механической картины мира [7; 8; 9; 10]. Соответственно с этим развивается и философская концепция механицизма, новая онтология, которая является структурным компонентом механической картины мира [11; 12].
В середине XIX в. в Германии появляется новое учение — диалектический материализм, более известный под названием «марксистская философия».
Еще одной особенностью марксистской философии является распространение материалистического принципа на объяснение социальных процессов. Основатель этой философии К. Маркс (1818–1883) предложил искать причины политических, социальных и духовных изменений в обществе в сфере материальных (экономических) отношений. В соответствии с данной идеей, часть марксистской философии, занимающуюся анализом общества, называют историческим материализмом [13; 14].
Литература:
- Пивоваров Д. В. Материализм // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 864 с.
- Рахматуллин Р.
Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 43–47.
- Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1. С. 64–74.
- Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
- Рахматуллин Р. Ю. Дух как категория религиозной онтологии // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 651–653.
- Бартош Я. К вопросу о формировании категории материи в истории философии // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 117–123.
- Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38). С. 166–168.
- Камасина Р. Р., Семенова Э. Р. Научная картина мира как высшая форма научного знания // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С.
68–70.
- Михайлова М. Г., Семенова Э. Р. Научная картина мира в системе знания // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 52. С. 169–172.
- Рахматуллин Р. Ю., Хамзина Д. З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1–2. С. 156–159.
- Rakhmatullin R. The picture of the world or ontology? // Уральский научный вестник. 2016. Т. 7. № 2. С. 55–60.
- Рахматуллин Р. Ю. Картина мира или онтология? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (72). С. 167–169.
- Тагиров С. Ф., Семенова Э. Р. Марксистская философия истории // Вестник научных конференций. 2016. № 1–5 (5). С. 185–186.
- Лутфрахманова Д. У., Семенова Э. Р. О законах диалектики // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 79–80.
Основные термины (генерируются автоматически): стихийный материализм, учение, философия, XV-VII, XVI-XVII, вид материализма, восточная философия, деление, классификация, марксистская философия, механическая картина мира, общество, определяющая роль.
Похожие статьи
Особенности
марксистской и неомарксистской философии наукиГлавная идея марксистского подхода к науке вытекает из концепции сознания как отражения действительности. В. И. Ленин писал: «В основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове» [1…
Особенности
марксистской социальной философииМарксистская философия состоит из двух самостоятельных частей: диалектический материализм и исторический материализм. В статье рассматриваются особенности так называемого исторического материализма.
Уже в это время философия предстает как множество философий, которых объединяет лишь одно — они претендуют на роль универсальных учений о мире [1; 2].
Содержание и особенности
философии Средневековья в период…Таким образом, в споре средневекового реализма и номинализма намечаются элементы, тенденции борьбы материализма и идеализма.
Особенности марксистской социальной философии.
Основные парадигмы гносеологии | Статья в журнале…
Душа человека тоже есть идея, которая когда-то существовала в «чистом» виде в мире идей.
В этих ленинских словах выражена суть гносеологии диалектического материализма. Сторонники этой философии считают, что мир познаваем.
Характерные особенности
восточной философииВ данном отрывке Н. А. Моисеева приводит в пример конфуцианство, однако, если брать другие широко известные восточные учения, как-то: даосизм, буддизм, индуизм, — в них наблюдается скорее противоположная картина
Особенности марксистской социальной философии.
О предмете
философии | Статья в журнале «Молодой ученый»Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования.
Так, только в современной культуре можно выделить следующие философские течения: марксистская философия и неомарксизм. ..
Общественно-философская мысль в Средней Азии (
XVI–XVII в.)Автор: Ибрахимов Баротжон Ботирович. Рубрика: Философия. Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, XVI—XVII, рассматриваемый период, мысль, Индий, IX-XI, единое тело, XIV-XV, X-XV, феодальное…
Диалектика в философской традиции | Статья в журнале…
Восточная философия в борьбе противоположностей либо угадывала их своеобразный ритм (даосизм), либо подчеркивала единство в
С зачатками диалектической мысли, мы встречаемся в рамках Милетской школы, в стихийном материализме Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
Особенности
марксистской и неомарксистской философии науки Главная идея марксистского подхода к науке вытекает из концепции сознания как отражения действительности. В. И. Ленин писал: «В основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове» [1…
Особенности
марксистской социальной философииМарксистская философия состоит из двух самостоятельных частей: диалектический материализм и исторический материализм. В статье рассматриваются особенности так называемого исторического материализма.
Философия античности: общая характеристикаУже в это время философия предстает как множество философий, которых объединяет лишь одно — они претендуют на роль универсальных учений о мире [1; 2].
Содержание и особенности
философии Средневековья в период.
Таким образом, в споре средневекового реализма и номинализма намечаются элементы, тенденции борьбы материализма и идеализма.
Особенности марксистской социальной философии.
Основные парадигмы гносеологии | Статья в журнале…
Душа человека тоже есть идея, которая когда-то существовала в «чистом» виде в мире идей.
В этих ленинских словах выражена суть гносеологии диалектического материализма. Сторонники этой философии считают, что мир познаваем.
Характерные особенности
восточной философииВ данном отрывке Н. А. Моисеева приводит в пример конфуцианство, однако, если брать другие широко известные восточные учения, как-то: даосизм, буддизм, индуизм, — в них наблюдается скорее противоположная картина
Особенности марксистской социальной философии.
О предмете
философии | Статья в журнале «Молодой ученый»Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования.
Так, только в современной культуре можно выделить следующие философские течения: марксистская философия и неомарксизм…
Общественно-философская мысль в Средней Азии (
XVI–XVII в.)Автор: Ибрахимов Баротжон Ботирович. Рубрика: Философия. Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, XVI—XVII, рассматриваемый период, мысль, Индий, IX-XI, единое тело, XIV-XV, X-XV, феодальное…
Диалектика в философской традиции | Статья в журнале.

Восточная философия в борьбе противоположностей либо угадывала их своеобразный ритм (даосизм), либо подчеркивала единство в
С зачатками диалектической мысли, мы встречаемся в рамках Милетской школы, в стихийном материализме Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
Похожие статьи
Особенности
марксистской и неомарксистской философии наукиГлавная идея марксистского подхода к науке вытекает из концепции сознания как отражения действительности. В. И. Ленин писал: «В основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове» [1…
Особенности
марксистской социальной философииМарксистская философия состоит из двух самостоятельных частей: диалектический материализм и исторический материализм. В статье рассматриваются особенности так называемого исторического материализма.
Уже в это время философия предстает как множество философий, которых объединяет лишь одно — они претендуют на роль универсальных учений о мире [1; 2].
Содержание и особенности
философии Средневековья в период…Таким образом, в споре средневекового реализма и номинализма намечаются элементы, тенденции борьбы материализма и идеализма.
Особенности марксистской социальной философии.
Основные парадигмы гносеологии | Статья в журнале…
Душа человека тоже есть идея, которая когда-то существовала в «чистом» виде в мире идей.
В этих ленинских словах выражена суть гносеологии диалектического материализма. Сторонники этой философии считают, что мир познаваем.
Характерные особенности
восточной философииВ данном отрывке Н. А. Моисеева приводит в пример конфуцианство, однако, если брать другие широко известные восточные учения, как-то: даосизм, буддизм, индуизм, — в них наблюдается скорее противоположная картина
Особенности марксистской социальной философии.
О предмете
философии | Статья в журнале «Молодой ученый»Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования.
Так, только в современной культуре можно выделить следующие философские течения: марксистская философия и неомарксизм. ..
Общественно-философская мысль в Средней Азии (
XVI–XVII в.)Автор: Ибрахимов Баротжон Ботирович. Рубрика: Философия. Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, XVI—XVII, рассматриваемый период, мысль, Индий, IX-XI, единое тело, XIV-XV, X-XV, феодальное…
Диалектика в философской традиции | Статья в журнале…
Восточная философия в борьбе противоположностей либо угадывала их своеобразный ритм (даосизм), либо подчеркивала единство в
С зачатками диалектической мысли, мы встречаемся в рамках Милетской школы, в стихийном материализме Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
Особенности
марксистской и неомарксистской философии науки Главная идея марксистского подхода к науке вытекает из концепции сознания как отражения действительности. В. И. Ленин писал: «В основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове» [1…
Особенности
марксистской социальной философииМарксистская философия состоит из двух самостоятельных частей: диалектический материализм и исторический материализм. В статье рассматриваются особенности так называемого исторического материализма.
Философия античности: общая характеристикаУже в это время философия предстает как множество философий, которых объединяет лишь одно — они претендуют на роль универсальных учений о мире [1; 2].
Содержание и особенности
философии Средневековья в период.
Таким образом, в споре средневекового реализма и номинализма намечаются элементы, тенденции борьбы материализма и идеализма.
Особенности марксистской социальной философии.
Основные парадигмы гносеологии | Статья в журнале…
Душа человека тоже есть идея, которая когда-то существовала в «чистом» виде в мире идей.
В этих ленинских словах выражена суть гносеологии диалектического материализма. Сторонники этой философии считают, что мир познаваем.
Характерные особенности
восточной философииВ данном отрывке Н. А. Моисеева приводит в пример конфуцианство, однако, если брать другие широко известные восточные учения, как-то: даосизм, буддизм, индуизм, — в них наблюдается скорее противоположная картина
Особенности марксистской социальной философии.
О предмете
философии | Статья в журнале «Молодой ученый»Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования.
Так, только в современной культуре можно выделить следующие философские течения: марксистская философия и неомарксизм…
Общественно-философская мысль в Средней Азии (
XVI–XVII в.)Автор: Ибрахимов Баротжон Ботирович. Рубрика: Философия. Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, XVI—XVII, рассматриваемый период, мысль, Индий, IX-XI, единое тело, XIV-XV, X-XV, феодальное…
Диалектика в философской традиции | Статья в журнале.

Восточная философия в борьбе противоположностей либо угадывала их своеобразный ритм (даосизм), либо подчеркивала единство в
С зачатками диалектической мысли, мы встречаемся в рамках Милетской школы, в стихийном материализме Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
История материализма — Философская энциклопедия Рутледж
Доступ к полному содержанию доступен только для членов организаций, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержание заблокировано
1
Вызовы философскому материализму
содержание заблокировано
2
Концепция «материи» и материализм в древнем мире
содержание закрыто
3
Материализм в научной революции и Просвещении
содержание закрыто
4
Материализм в девятнадцатом веке
контент заблокирован
5
Материализм после 1900 года
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- По
- Браун, Робин Гордон
- Ледимен, Джеймс
DOI
10. 4324/9780415249126-DC122-1
Опубликовано
2020
DOI: 10.4324/9780415249126-DC122-1
Версия: V1,:0102 Получено 19 ноября 2022 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/history-of-materialism/v-1.
Материализм — это онтологическая теория, то есть теория о существующих вещах. В простейшей форме его можно понимать как одно утверждение, имеющее два аспекта. Утверждается, что существуют только материальные вещи; это имеет, во-первых, положительный аспект, что материальные вещи существуют, и, во-вторых, отрицательный аспект, что кроме материальных вещей не существует ничего другого. Таким образом, палкам и камням разрешено существование, а душам, духам, раю и аду и возможности загробной жизни отказано.
Таким образом, материализм имеет тесную связь с атеизмом, но важно отличать материализм от атеизма по двум разным причинам. Во-первых, многие материалисты древнего мира верили в богов, которые для них были не духовными сущностями, а состоящими из материи, как и все остальное. Во-вторых, существовали философские традиции, отрицавшие существование каких-либо богов, но верившие в другие духовные сущности, такие как души.
Материализм возник в первом тысячелетии до нашей эры в различных частях мира. В этот период не было резких границ между философией, наукой и религией. Принципиальной альтернативой религиозным представлениям о действительности был материализм, причем его негативная сторона имела в данном контексте первостепенное значение.
Из различия материалистического и религиозного представлений о действительности возникли разные подходы к гносеологии и методологии. В то время как религиозное мировоззрение включало в себя сверхъестественные объяснения природных явлений, материализм всегда искал натуралистические объяснения, а не, например, те, которые относились к предполагаемым эмоциональным состояниям популярных в этой местности сверхъестественных существ. Религиозные традиции обычно считали священные тексты источниками знаний как о мире, так и о том, как люди должны жить своей жизнью. Напротив, мыслители-материалисты верили в первостепенное значение наблюдения за природой через наши органы чувств в поисках познания мира. Что касается морали, то ранние материалисты, такие как Демокрит и Эпикур, считали, что люди должны искать удовольствия и счастья в жизни, и что нет оснований бояться возмездия или наказания после смерти, а также нет причин подчиняться предписаниям о поведении, основанным на религиозных убеждениях. кроме часто реалистичного страха мирского возмездия или наказания). Позднейшая материалистическая мысль не была прямо связана с какой-либо конкретной этической точкой зрения.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Браун, Робин Гордон и Джеймс Ледимен. История материализма, 2020, doi:10.4324/9780415249126-DC122-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/history-of-materialism/v-1.
Copyright © 1998-2022 Рутледж.
Связанные статьи
- Вера и знание Люпер, Стивен
- Демокрит (середина V–IV вв. До н.э.) Тейлор, C.C.W.
- Эпикур (341–271 до н. э.) Седли, Дэвид
- Эпифеноменализм Кэмпбелл, Кит; Смит, Николас Дж.Дж.
- Разум, теория тождества Хилл, Кристофер С.
- супервентность Яго, Марк
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2022 Informa UK Limited, компания Informa Group
Материализм | Я и мир в философии Шопенгауэра
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Я и мир в философии ШопенгауэраФилософия XIX векаИстория западной философииМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Я и мир в философии ШопенгауэраФилософия XIX векаИстория западной философииМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Джанавей, Кристофер,
‘Materialism’
,
Self and World in Schopenhauer’s Philosophy
(
Oxford,
1999;
online edn,
Oxford Academic
, 1 Nov. 2003
), https:/ /doi.org/10.1093/0198250037.003.0007,
, по состоянию на 18 ноября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Я и мир в философии ШопенгауэраФилософия XIX векаИстория западной философииМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Я и мир в философии Шопенгауэра19Философия векаИстория западной философииМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Шопенгауэр утверждает, что мир объектов должен быть материальным и что единственное применение понятия субстанции — это материя. Он утверждает, что материализм коррелятивен идеализму. Даже мозговые функции субъекта являются материальными процессами. Однако материализм односторонен, так как не учитывает точку зрения сознания субъекта познания, с которой неизбежно исходит идеализм.
Ключевые слова: сознание, идеализм, материализм, материя, Шопенгауэр, субстанция
Предмет
История западной философии Метафизика Философия XIX века
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.