Предпосылки раздробленности на руси: Ошибка 403 — доступ запрещён

6. Предпосылки феодальной раздробленности Киевской Руси.

Феодальная раздробленность Руси оформилась к концу первой трети XII в., после смерти Великого князя Мстислава Владимировича Великого.

Предпосылки феодальной раздробленности в Киевской Руси:

1) Любеческий съезд князей , который постановил, что удельные князья полноправно управляют своими вотчинами независимо от воли Великого киевского князя;

2) социально-экономические причины :

а) господство натурального хозяйства и расширение феодального землевладения;

б) рост экономического могущества местных феодалов;

в) развитие политического сепаратизма местных феодалов.

великим киевским князьям всё труднее было управлять огромной территорией. Крупные города Новгород, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Суздаль, Ростов по хозяйственному развитию не уступали Киеву. При господстве натурального хозяйства связи между землями были слабыми.

Управлять территорией небольших размеров было гораздо легче.

Местные бояре и веча крупных городов стремились превратить свои земли в независимые от Киева княжества. Они начали приглашать к себе для управления собственных князей.

В 1132 г. умер последний могущественный великий князь Мстислав, сын Владимира Мономаха. В том году один из летописцев записал: «…раздрася вся Русская земля», то есть распалась на части. Начался период раздробленности XII – начала XIII вв. Итак, причины раздробленности:

1. Отсутствие чёткого порядка наследования власти великого князя.

2. Перерастание родового владения Рюриковичей в семейное, то есть князья оседали на территориях (уделах) и были заинтересованы их расширить за счёт соседей.

3. Усиление местной феодальной аристократии – боярства.

4. Отсутствие экономического единства в условиях господства натурального хозяйства.

5. Развитие ремесла и торговли, что приводило к росту и укреплению городов, где находилась местная княжеская администрация.

древне-рус. кн-во, существовавшее с 10 в. в междуречье Волги и Клязьмы. Столицей Р.-С. к. сначала был Ростов, со 2-й четв. 12 в. — Суздаль. Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир, и княжество стало наз. Владимиро-Суздальским. Историю Р.-С. к. см. в ст. Владимиро-Суздальское княжество. Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классичес­кий образец русского княжества периода феодальной раздробленнос­ти. К этому есть ряд оснований. Во-первых, оно занимало огромную территорию северо-восточных земель — от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. Владимиро-Суздальская Русь стала со временем центром, вокруг которого объединялись рус­ские земли, складывалось Русское централизованное государство.* На территории Владимиро-Суздальского княжества образовалась Моск­ва, ставшая со временем столицей великого государства. Во-вторых, именно во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха — от Юрия Долгорукого (1125 —1157) вплоть до Даниила Московского (1276 — 1303) — носили великокняжеский ти­тул.

Это ставило Владимиро-Суздальское княжество в центральное положение по сравнению с другими русскими княжествами периода феодальной раздробленности.

В-третьих, во Владимир была перенесена митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену митрополиту — греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в 1246 г. в качестве главы русской православной церкви русского по происхождению мит­рополита Кирилла. В своих разъездах по епархиям Кирилл явно отдавал предпочтение Северо-Восточной Руси. А уже следующий за ним митрополит Максим в 1299 г., «не терпя насилья татарского», покинул митрополию в Киеве. В 1300 г. он уже окончательно «седе в Володимере и со всем клиром своим». Максим первым из митрополи­тов присвоил себе титул митрополита «всея Руси».

Ростов Великий и Суздаль — два древнейших русских города, пер­вый из которых упоминается в летописи под 862 г., второй — под 1024 г. Эти важные северо-восточные русские центры издревле дава­лись великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Влади­мир Мономах основал в 1108 г. г. Владимир на Клязьме и дал его в удел семнадцатилетнему сыну Андрею. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, великокняжеский престол которого зани­мал старший брат Андрея — Юрий Владимирович Долгорукий. Пос­ле смерти Юрия Долгорукого его сын Андрей Боголюбский (1157 — 1174) перенес столицу из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Следует сказать, что Владимиро-Суздальское княжество недолгое время сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвы­шения при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176 —1212) оно стало дробиться на мелкие княжества. В начале ХШ в. от него отделилось Ростовское княжество, в 70-х годах того же века при младшем сыне Александра Ярославича Невского

Причины раздробленности Руси — кратко


Причины раздробленности Руси

В середине XII в. начался период раздробленности на Руси. Русская земля распалась на множество княжеств. Их количество постоянно возрастало. Кратко рассмотрим причины раздробленности Руси. 

В каждом княжестве собиралось народное собрание. Имелось войско, велась своя внешняя политика. Княжеские сыновья становились наместниками киевского князя. Они считали себя самостоятельными правителями своих земель. Всячески пытались отгородиться от влияния Киева. Их поддерживало городское население. Народу нужен был князь, защищающий их интересы. В Древнерусском государстве не было точной очередности наследования киевского престола. Поэтому, кто будет наследником, часто решалось с применением силы. Князья перестали бороться за киевский престол и стали закреплять свою власть на определенной земле. Передавать ее своим сыновьям по наследству. 

Влиятельные князья называли себя великими. Между собой они заключали разного рода соглашения, но продолжали воевать за власть и земли. Цель княжеских усобиц была не власть во всем древнерусском государстве, а укрепление границ своего княжества и расширение их за счет соседей.  

Бояре присваивали результаты труда населения внутри вотчин. Господствовало натуральное хозяйство. Продукты труда производились только для удовлетворения потребностей населения. Из-за слабых торгово – хозяйственных связей крестьяне и мелкие феодалы не имели возможности вести торговлю с окружающим миром, сбывать товар. Каждое княжество свободно могло развивать свое натуральное хозяйство. Это еще больше позволяло им не зависеть от Киева.

Торговый путь «из варяг в греки» утратил свое значение из-за постоянных набегов половцев. Торговые пути были перенесены на север в Новгород, Полоцк, Смоленск. Поэтому княжеская дружина перестала богатеть за счет торговли и оседала на землю.

Междоусобицы ослабили обороноспособность Руси. Князья сами просили о помощи половцев в междоусобной войне. Киев больше всего пострадал от усобиц и половецких набегов. Люди покидали родные места и переселялись в более спокойные районы. Киев перестал являться крупным центром торговли и самым влиятельным городом на Руси.  

Стали образовываться новые города. Большинство из них являлись ремесленно – торговыми центрами. Здесь проводились народные собрания жителей. Создавалось военное ополчение. Возникало большое количество ремесленных профессий. В столицах княжеств велось обширное строительство храмов и дворцов для знатных людей. Крупные города становились политическими центрами и отказывались подчиняться Киеву. 

Раздробленность Древнерусского государства не привела к упадку страны. Люди единой древнерусской народности говорили на одном языке, исповедовали единую религию.  Поднимались старые города и строились новые. Создавались новейшие устройства и приспособления. Они облегчали труд людей. Ремесленники все чаще производили товар на продажу. Развивалась торговля, и расширялось производство. Торговцы и ремесленники объединялись в новую социально и политически активную группу – горожане. При этом шла постоянная борьба князей за земли. Это сильно ослабляло государство и мешало объединению для защиты от внешних врагов.  

Добавить комментарий

Геополитическая раздробленность приведет к изменениям на рынке нефти

Война на Украине усилила геополитическую раздробленность, поскольку западные страны избегают России. Может ли эта фрагментация вызвать неопределенные структурные изменения на рынке нефти? Мы утверждаем, что такой исход вероятен.

Эмбарго ЕС на российскую нефть вступает в силу 5 декабря. По состоянию на сентябрь 2022 года 20,3% европейского импорта сырой нефти приходилось на Россию. В 2011–2012 годах эмбарго на иранскую нефть привело к снижению добычи примерно на 1 млн баррелей в сутки, которое так и не восстановилось. Однако на рынке нефти наблюдался рост цен в первую очередь из-за «арабской весны». Потеря иранской нефти не вызвала серьезных потрясений на рынке, но нанесла некоторый ущерб иранской нефтяной промышленности. В то время как экспорт иранской нефти составлял примерно 5,5% мирового экспорта нефти в 2011 году, экспорт российской нефти сегодня составляет примерно 13,5%.

Россия занимает третье место по добыче нефти; поэтому любое изменение или перенаправление его экспорта, вероятно, окажет более масштабное влияние на рынок.

ЕС и G7 также должны одновременно начать введение ограничения цен на российскую нефть. Перед войной Европа могла получать относительно дешевую российскую энергию. Во многих отношениях это была хорошая бизнес-модель, за исключением того, что она была сопряжена со значительным политическим риском. Европа не желала платить «премию» за диверсификацию этого риска, делая ставку на взаимную экономическую выгоду обеих сторон. Однако в настоящее время у Европы нет другого выхода, кроме как отвлекать российские углеводороды, в том числе и российскую нефть.

Предлагаемая максимальная цена составляет около 65 долларов за баррель. Однако, как сообщается, Россия уже продает свою нефть, в основном марки Urals, по этой цене или ниже и со скидкой по отношению к международным эталонам, таким как Brent. Есть небольшая группа громогласных стран ЕС, выступающих за около 30 долларов за баррель. Это более низкое ограничение может привести к значительным сбоям, хотя вероятность того, что оно будет согласовано, меньше.

Ценовой потолок не приветствовался ОПЕК+, поскольку он мог создать прецедент для установления цен покупателями. Саудовская Аравия вряд ли уступит рыночную власть Западу. Это колеблющийся производитель в ОПЕК+, и он может еще больше сократить добычу, поддерживая цены на нефть.

Этим летом Россия перенаправила значительные объемы экспорта нефти в Индию и Китай. Мы полагаем, что Россия сохранит текущий экспорт в Индию и Китай, так как эти страны продолжают закупать эту нефть с дисконтом к Brent, о котором говорилось выше. Более того, Россия берет на себя расходы, связанные с организацией собственной страховки, что может сделать торговлю более привлекательной для Индии и Китая. Между тем, Европа, вероятно, понесет более высокие расходы при импорте потерянных 1,5 млн баррелей в сутки из других стран. Скорее всего, он будет импортировать более дорогую нефть из США, Норвегии, Саудовской Аравии и других стран.

Такая торговая перетасовка является результатом того, что у России и Европы меньше вариантов и, следовательно, меньше возможностей для переговоров, чем до войны на мировом рынке нефти. Изменения в торговле, вероятно, закрепят спрэд цен на нефть Brent-Urals. Эти структурные изменения, вероятно, продлятся некоторое время.

Эти и другие экономические события, влияющие на товарные рынки, регулярно обсуждаются с подписчиками CRU. Чтобы узнать об услугах CRU или подробно обсудить эту тему, свяжитесь с нами.

Эксперты CRU обсудили влияние войны в Украине на товарные рынки на недавнем вебинаре. Эксперты из всех основных сырьевых областей присоединились к главе экономического отдела CRU и специалисту по энергетике, чтобы обсудить рынки через месяц после вторжения в Украину. Вебинар доступен для просмотра по запросу здесь.

Изучите эту тему с помощью CRU

Европа в невыгодном стратегическом положении: фрагментарная оборонная промышленность

Когда в прошлом году Россия вторглась на Украину, европейский континент не был готов к войне.

Европейское неприятие крупномасштабного конфликта стало настолько глубоко укоренившимся, что многие лидеры были неспособны поверить в то, что Россия проведет такое вторжение, несмотря на неоднократные российские предупреждения, такие как незаконная аннексия Крыма в 2014 году. Окончание холодной войны привело к тому, что многие Европейские страны сократили свои оборонные бюджеты, а дальнейшие сокращения после финансового кризиса 2008 года наряду с системным недостатком инвестиций в оборонный сектор только ослабили оборонную инфраструктуру континента. Это, в сочетании с все более дорогими оборонными технологиями, привело к сокращению объемов и запасов национальных сил, что, в свою очередь, ограничило оперативные возможности и эффективность европейских армий.

Российское вторжение заставило Европейский Союз считаться с этими структурными уязвимостями, которые подрывают способность блока защищаться в будущем конфликте. Война в Украине также создала новые проблемы для оборонной промышленности, поскольку пожертвования на военные нужды были получены из и без того ограниченных национальных запасов, которые трудно пополнить с учетом нынешних темпов производства.

Задержки в цепочке поставок и чрезмерная зависимость Европы от импорта критически важного сырья, необходимого для разработки передовых систем вооружений, еще больше задерживают сроки производства. Все это подчеркнуло фрагментированную европейскую оборонную систему, отчаянно нуждающуюся в капитальном ремонте.

Однако, если принять упреждающие меры, война может стать катализатором, который подтолкнет европейские страны к решению проблемы фрагментации оборонной промышленности и ограничений, выявленных конфликтом. Есть несколько элементов, над которыми Европейский Союз может работать, чтобы противостоять растущим глобальным угрозам со стороны таких держав, как Россия и Китай. Во-первых, хотя анализ безопасности, предпринятый для Стратегического компаса безопасности и обороны, является долгожданным усилием в направлении сотрудничества в области обороны, Европейский союз должен определить гораздо более конкретные направления, которые могут помочь проложить путь к устранению общих угроз. Во-вторых, страны должны ставить европейские стратегические приоритеты выше национальных политических интересов, что является ключевой слабостью Европейского Союза. В-третьих, Европейский союз и его союзники, включая Соединенные Штаты, должны признать, что развитие более надежной европейской оборонной промышленности укрепит НАТО и позволит Соединенным Штатам направить больше ресурсов на Индо-Тихоокеанский регион. Наконец, европейская оборонная промышленность должна использовать свои сильные стороны как группа и предпринимать больше совместных политических усилий, чтобы компенсировать отдельные слабости, особенно по мере роста глобальных угроз.

 

Стать членом

 

Что мешает Европе сотрудничать?

Европейская оборонная промышленность в настоящее время состоит из лоскутного одеяла национальных отраслей, которые борются за сотрудничество для континентальной обороны. На протяжении десятилетий Европейский союз признавал наличие этой проблемы, но проблема сохраняется. В основе проблемы лежат три основных структурных фактора. Во-первых, вопросы обороны в основном решаются на национальном уровне, а не на европейском; во-вторых, Европейскому союзу исторически не хватало общего видения стратегической обороны; и в-третьих, Соединенные Штаты препятствуют развитию европейской оборонной промышленности.

Большая часть этой фрагментации восходит к ранним дням существования Европейского Союза. Учредительный договор Европейского союза позволил государствам-членам создать изолированные отечественные производства, которые со временем превратились в систему с высокой степенью дублирования и дублирования усилий. Добавление этого положения в договор имело решающее значение для продвижения проекта Европейского Союза, потому что просьба к странам передать свою национальную безопасность в пользу наднациональной организации создала бы тупик в переговорах. Это положение, однако, позволило государствам-членам продолжать изолировать свою национальную оборонную промышленность, даже несмотря на то, что состояние глобальной безопасности требовало более тесного сотрудничества.

Мощной единой европейской оборонной промышленной базы просто не существует. Неэффективность, возникающая из-за системной фрагментации, привела к нехватке продуктов и поставок. Таким образом, многие европейские страны решили полагаться на существующие иностранные готовые решения, такие как уже разработанные продукты в США, или на разработку отечественных продуктов за счет разработки новых продуктов ЕС. решения. По состоянию на прошлый год в Европе используется более чем в пять раз больше систем вооружения, чем в Соединенных Штатах, в определенных категориях, включая основные боевые танки, истребители, подводные лодки и различные типы боеприпасов. Это объединение систем усложнило сотрудничество в области логистики и технического обслуживания оборудования между штатами. Совместное техническое обслуживание и совместимость потребуют, чтобы все европейские вооруженные силы использовали одни и те же системы вооружения.

Вторым фактором фрагментации является отсутствие стратегического руководства со стороны Европейского Союза. Разрешив национальный контроль над вопросами обороны, Европейский Союз изо всех сил пытался выработать общее видение. ЕС Стратегический компас, опубликованный в марте 2022 года, стал первым случаем, когда Европейский союз представил общую оценку геополитических угроз и вызовов. Раньше каждая страна производила индивидуальный анализ стратегических угроз.

В Европейском союзе действует Общая политика безопасности и обороны, но, несмотря на название, она не определяет общего видения обороны. Вместе с Общей внешней политикой и политикой безопасности он определяет внешнюю политику и политику безопасности Европейского Союза. Последняя политика обеспечивает дипломатический зонтик для продвижения и сохранения европейских ценностей, в то время как первая имеет более целенаправленную миссию по управлению кризисами и расширению помощи интересующим регионам. Всеобъемлющая идея, позволяющая Европейскому союзу сосредоточиться на этих более широких вопросах, исторически заключалась в том, что НАТО несет ответственность за территориальную безопасность Европы и предотвращение внешних угроз, в то время как отдельные страны будут заниматься своими регионами интересов, как это сделала Франция в Сахеле. Российское вторжение в Украину вынудило Европейский Союз признать, что ему необходимо взять бразды правления своей территориальной безопасностью, а не пассивно полагаться на НАТО как на гаранта своей безопасности.

Третьей причиной фрагментации европейской обороны являются Соединенные Штаты. С начала 20-го века, но особенно после Второй мировой войны, Европа стала более зависимой от Соединенных Штатов в плане гарантий безопасности. Это дало Соединенным Штатам значительное влияние на направление европейской обороны. Американское правительство использовало свое влияние, чтобы удержать Европейский Союз от развития оборонных амбиций, опасаясь, что усиление его оборонительной позиции обесценит мощь НАТО. Это, в свою очередь, отрицательно скажется на стратегических амбициях США и создаст конкуренцию американской оборонной промышленности. Парадоксальным образом, однако, Соединенные Штаты также продолжали оказывать давление на европейских союзников, чтобы они увеличили свои расходы на оборону и внесли свой вклад в трансатлантический альянс наравне с Соединенными Штатами.

С распадом Советского Союза страны Западной Европы резко сократили свое внимание и расходы на оборону. В 1998 году госсекретарь США Мадлен Олбрайт выступила перед Советом НАТО в Брюсселе и заявила, что любые усилия по развитию европейской обороны не должны дублировать существующие усилия или дискриминировать страны, не входящие в ЕС. члены. Другими словами, европейская оборона не должна конкурировать с оборонными возможностями, предоставляемыми Соединенными Штатами. Хотя ее речь также включала поддержку развития ЕС. оборонной промышленности, повторение официальными лицами США своих предупреждений в последующие годы привело к де-факто политика почтения к США.

В то время как Вашингтон с тех пор приветствовал ЕС. оборонных инициатив, таких как программа постоянного структурированного сотрудничества, расширение европейской оборонной промышленности коренным образом противоречит интересам оборонной промышленности США в Европе. Американские политики, чьи избиратели полагаются на рабочие места в оборонном производстве, твердо отстаивают эти интересы. Таким образом, сообщение, полученное через Атлантику, запутано. С одной стороны, Белый дом и министерство обороны поддерживают новые европейские оборонные инициативы, но, с другой стороны, партнеры оборонной промышленности США и другие представители правительства проявляют нежелание и даже враждебность по отношению к этим же инициативам. В результате Европейский союз не решается выдвигать проекты без полной поддержки своего самого важного союзника.

Война в Украине выявила недостатки

Полномасштабное вторжение России в Украину выявило существенные дополнительные недостатки в существующей системе обороны, включая быстрое истощение запасов, чрезмерную зависимость от импорта критически важного сырья и полупроводников. , и увеличивается задержка обещанного оборонного бюджета.

Европейские пожертвования техники и боеприпасов Украине создали дублирующие проблемы для континента. С одной стороны, возобновление обычного конфликта напомнило странам НАТО о припасах, которые требуются для такой борьбы, особенно с учетом того, что эти страны в лучшем случае вели только асимметричные конфликты со значительным превосходством после окончания холодной войны. С другой стороны, европейская оборонная промышленность большую часть своего существования работала в мирное время и в настоящее время не в состоянии нарастить производство в достаточной степени, чтобы пополнить истощающиеся запасы. Франция, например, за лето отправила в Киев 18 гаубиц Caesar, четверть своего общего запаса, на замену которых уйдет не менее 18 месяцев. Годового производства 155-мм артиллерийских снарядов в США, по оценкам, хватит менее чем на две недели боевых действий в Украине, в то время как чуть более высокий уровень годового производства в Европе рассчитан на чуть более трех недель. Соединенные Штаты решили резко увеличить свои усилия по производству артиллерийских орудий, в то время как Европейский союз рассматривает возможность сделать то же самое. Кроме того, в попытке начать восстановление национальных запасов, подаренных Украине, несколько европейских государств договорились совместно закупить миллион патронов, в основном 155-мм снарядов, в течение начального двухлетнего периода с возможностью расширения программы. Однако в настоящее время конфликт оставил европейские страны со значительно истощенными запасами.

Война также показала, что Европа чрезмерно зависит от импорта сырья и полупроводников. Европа зависела от России и Украины в плане газа, бензина и других важнейших материалов. Кроме того, из-за пандемии COVID-19 и спровоцированного ею глобального экономического кризиса в международных цепочках поставок возникли задержки. Европейская оборонная промышленность не смогла получить доступ к критически важному сырью, такому как марганец, который используется для литиевых батарей, из-за растущего спроса во время войны.

Блок приступил к решению этих вопросов. Недавняя нехватка полупроводников и их растущее использование в различных отраслях, особенно в военных системах вооружения, вызвали озабоченность по поводу отсутствия разнообразия в их производстве, которое преимущественно базируется на Тайване. В ответ Европейский союз формализовал свое предложение о Европейском законе о чипах, направленном на снижение зависимости Европы от иностранных поставок, которые, по его оценкам, удвоятся к 2030 году. Однако необходимо сделать гораздо больше, чтобы Европейский союз мог постоянно выполнять свои обязательства. нужды обороны.

Наконец, российское вторжение в Украину выдвинуло на первый план жесткую и неповоротливую европейскую бюрократию. Всего через несколько дней после российского вторжения в Украину Германия объявила о создании специального фонда в размере 100 миллиардов евро для военных закупок. Он также обязался выделить более 2 процентов валового внутреннего продукта Германии на оборону к 2024 году, что является отходом от многолетней политики политической сдержанности в политике обороны и безопасности. Союзники приветствовали решение Берлина, особенно с учетом того, что в прошлом Германия подвергалась резкой критике за отставание от союзников по НАТО в расходах на оборону, несмотря на то, что она является одной из крупнейших экономик в Европейском союзе. Однако спустя почти год после объявления прогресс ограничен. Германия не увеличила оборонные закупки и изо всех сил пытается заменить оружие и боеприпасы, переданные в дар Украине, не говоря уже о том, чтобы закрыть пробелы, существовавшие до вторжения. Более того, оборонный бюджет Германии на 2023 год сократился на 300 миллионов евро, при этом к концу года была выплачена лишь небольшая часть специального фонда.

Политические препятствия на пути расширения сотрудничества 

Многие из этих проблем можно было бы решить путем улучшения сотрудничества в области обороны между европейскими странами. Европейский союз пытался поощрять это с помощью таких программ, как Постоянное структурированное сотрудничество, которое было создано в 2017 году Европейским оборонным агентством. Благодаря этому соглашению европейские государства создали несколько совместных проектов для лучшей интеграции оборонного потенциала на уровне Европейского Союза. Наиболее значительными из них, учитывая их размер и сложность, являются европейский патрульный корвет и боевая авиационная система будущего.

Проект European Patrol Corvette, координируемый Италией при участии Франции, Греции и Испании, начался в 2019 году. В рамках проекта планируется разработать, произвести и эксплуатировать 20 кораблей для военно-морских сил стран-участниц, первый класс из которых будет к 2030 году. Программа разработала собственную цепочку поставок, состоящую из 40 компаний в 12 странах Европы. Возглавляет проект Naviris, совместное предприятие с равными долями, созданное в 2018 году французской судостроительной компанией Naval Group и итальянской судостроительной компанией Fincantieri. Эти две компании хорошо дополняют друг друга, и большинство направлений их деятельности не пересекаются, что облегчает их партнерство и доказывает, что сотрудничество возможно в условиях высокой фрагментации. Это прекрасный пример того, как производители оборонной продукции в Европейском союзе могут сотрудничать.

Сотрудничество такого масштаба в значительной степени зависит от политических отношений между государствами-членами. Отношения между Францией и Италией в последние годы были позитивными. Однако в 2017 году, когда Fincantieri попыталась приобрести контрольный пакет акций французской коммерческой судостроительной компании Chantiers de l’Atlantique, французское правительство немедленно вмешалось. Проект вызвал опасения по поводу риска потери рабочих мест и передачи технологий в Китай, учитывая установившееся партнерство между Fincantieri и Государственной судостроительной корпорацией Китая. Обе стороны в конце концов пришли к соглашению, но когда сделка была завершена, Европейская комиссия заявила, что «сделка может нанести ущерб конкуренции [на] европейском и глобальном уровне», намекая также на монополистические тенденции судостроительной отрасли. Это решение забило последний гвоздь в гроб попытки слияния. Поэтому, хотя проект европейского патрульного корвета добился значительного прогресса, все еще существует вероятность того, что промышленные или политические разногласия могут приостановить или закрыть проект.

Напротив, программа Future Combat Air System столкнулась с проблемами с самого начала. Осложнения возникли в первую очередь из-за политических разногласий между Францией и Германией, двумя странами, ведущими проект. Несколько разногласий задержали программу с первоначального целевого демонстрационного полета к 2025 году до текущей цели запуска к 2028 году. Последний набор задержек произошел в конце 2022 года, когда основные подрядчики, Airbus и Dassault Aviation, не смогли договориться о разделении труда. для истребителя нового поколения. Группа сталкивается с дальнейшими проблемами в разработке, включая завершение проектирования систем, и публично заявила, что может быть нереально ожидать полного завершения программы к 2040 году. 

Что еще хуже, в марте 2022 года правительство Германии объявило, что закупит 35 истребителей F-35 для замены своего парка ударных самолетов Tornado, вместо того, чтобы ждать завершения проекта. Это обострило дипломатическую напряженность в отношениях с Францией, а провал программы еще больше усугубил сомнения в европейском оборонно-промышленном сотрудничестве. В конечном счете, фрагментация европейской оборонной промышленности означает, что компании воспринимают друг друга как соперников, а не как сотрудников, и что государства-члены часто сталкиваются из-за противоречивых политических и экономических приоритетов.

Шаги вперед для европейской обороны

Хотя эти программы являются шагом в правильном направлении, их недостаточно. Война на Украине выявила структурные уязвимости в оборонной промышленности Европейского Союза, которые подорвали бы способность континента защищать себя в потенциальном конфликте в будущем. Однако с помощью нескольких простых шагов Европейский союз мог бы начать решать эти давние проблемы фрагментации и изоляции в обороне.

Во-первых, основываясь на общих целях, определенных в Стратегическом компасе, Европейский союз должен определить в сотрудничестве с государствами-членами и оборонной промышленностью более конкретные области деятельности, которые помогут оптимизировать поставки и проложить путь к достижению некоторых из намеченных целей. цели. В документе подчеркивается необходимость более быстрого реагирования на кризисы, повышения способности противостоять угрозам, дальнейших инвестиций в оборонный потенциал и улучшения сотрудничества, но не изложена дорожная карта того, как это сделать. Несмотря на долгожданные усилия по сотрудничеству, в том числе программу стимулирования в размере 500 миллионов евро под названием «Укрепление европейской оборонной промышленности посредством общих закупок», этого недостаточно для поддержки необходимых реформ. Этот проект просто предлагает краткосрочное решение проблемы истощения запасов, а также временное решение для отраслевого сотрудничества. Оборонная промышленность требует долгосрочного планирования, особенно в период, когда все чаще случаются беспрецедентные кризисы.

Во-вторых, государства-члены должны признать, что европейские стратегические инициативы важнее, чем их индивидуальные политические приоритеты, поскольку сила Европейского Союза исходит из его сплоченности. Европейский Союз долгое время функционировал без четкого стратегического направления из-за длительного периода мира на континенте. Однако теперь, когда война на Украине закончилась, Европейский Союз больше не может позволить себе роскошь действовать в предполагаемых условиях вечного мира. Государства-члены должны чаще сотрудничать в ЕС. стратегия защиты, похожая на Стратегии национальной безопасности США , и должны отдавать приоритет сотрудничеству по вопросам стратегической важности.

В-третьих, Соединенные Штаты должны признать, что развитие надежной европейской оборонной промышленности укрепит НАТО и позволит Соединенным Штатам направить больше ресурсов на Индо-Тихоокеанский регион. Соединенные Штаты официально переключили внимание на Индо-Тихоокеанский регион, опубликовав свою Стратегию национальной безопасности 2017 года , но война в Украине узурпировала средства этой инициативы и замедлила ее продвижение. Развитие надежной и скоординированной европейской оборонной промышленности позволило бы европейским государствам сосредоточиться на близлежащих конфликтах, таких как война на Украине, в то время как Соединенные Штаты могли бы направить больше ресурсов на свою стратегию в Индо-Тихоокеанском регионе.

Наконец, Европейский союз должен усилить свою силу как группы и предпринять больше совместных политических усилий, чтобы компенсировать индивидуальные слабости. Европейская комиссия предложила Европейский закон о критических сырьевых материалах, который направлен на укрепление ЕС. производственно-сбытовой цепочки и снизить зависимость от импорта стратегического сырья. Частью предложения является система совместных закупок обработанных и необработанных материалов, которая объединит спрос в Европейском союзе и будет искать предложения от поставщиков для удовлетворения объединенного спроса. В случае успеха и отсутствия бюрократических проволочек такая инициатива может принести значительную пользу европейской промышленности.

Европейский Союз давно осознал необходимость расширения своего внутреннего сотрудничества в области обороны и предпринял для этого определенные усилия. Война на Украине выявила слабые стороны, но также дает возможность укрепить систему. Для обеспечения своей безопасности Европейскому союзу необходимо полностью укрепить сплоченную оборонно-промышленную базу с общим стратегическим видением, которое позволит ему конкурировать со своими коллегами и противниками в многостороннем мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *