Причины крещения Руси – кратко о предпосылках
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1677.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1677.
Крещение Руси по византийскому образцу предопределило развитие культуры и историю России на долгие века вперед. В основе судьбоносного решения князя Владимира лежали глубокие причины.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Древняя Русь накануне крещения
К концу X века Киевская Русь представляла собой типичное полуфеодальное государство. Власть киевского князя еще была недостаточно прочной и удерживалась исключительно с помощью военной силы.
Язычество начинало препятствовать дальнейшему объединению страны. Сильные соседи Древней Руси уже определились с выбором общегосударственной религии:
Рис. 1. Карта.Проблема выбора веры
Соседние государства стремились вовлечь Киевскую Русь в сферу собственных интересов:
- Уже в IX веке на Руси появляются византийские и римские миссионеры, активно проповедующие христианство.
- В 985 г. Владимир совершил удачный военный поход на волжских болгар. После установления договорных отношений болгарские послы пытались обратить русского князя в ислам.
- В летописях содержатся сведения о попытках хазар обратить Владимира в иудаизм.
Согласно легенде, в исламе Владимиру не понравился отказ от алкоголя: “На Руси есть веселие питие”.
Причины крещения Руси
Главной предпосылкой крещения Руси стало увеличение числа христиан среди славян. В 944 г. был заключен мирный договор между князем Игорем и Византией. В документе упоминаются “русские христиане” и те, “которые приняли крещение”.
Огромное значение имело крещение княгини Ольги в 957 г. в Константинополе.
Рис. 2. “Святая Ольга” Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 г.Кратко о причинах крещения Руси говорят следующие потребности Древнерусского государства:
- необходимость введения общегосударственной идеологии;
- повышение авторитета Киевской Руси и ее выделение среди языческих “варварских” племен;
- установление более тесных и прочных контактов с христианскими государствами.
“Византийский выбор”
Владимиру предстояло сделать выбор между Римом и Константинополем. Официальное разделение двух ветвей христианства на православие и католичество произошло в 1054 г., но уже в X веке между ними наметились существенные расхождения.
Таблица “Различия православия и католичества”
Православие | Католичество | |
Обрядность | Причащение хлебом и вином для всех верующих. | Причащение облатками (кружок из теста, наподобие вафли). Вином причащается только духовенство. |
Язык богослужения | Любой местный язык. | Только латынь. |
Отношения церкви и государства | Церковь подчинена светской власти. | Папа Римский – не только религиозный, но и политический глава католического мира. |
Владимир не желал подчиняться папе Римскому и вводить латынь на славянских землях. К тому же, уже в IX веке византийские проповедники Кирилл и Мефодий начали переводить богослужебные книги на славянский язык.
Рис. 3. Картина К. В. Лебедева.В “Повести временных лет” содержится легенда о том, что еще в I веке славян посетил апостол Андрей и познакомил их с христианством.
Что мы узнали?
Крещение Руси не было личным желанием князя Владимира. Этому событию предшествовал долгий процесс распространения христианства среди славян. Принятие православия стало закономерным этапом развития Древнерусского государства.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Даниил Новиков
5/5
Владислав Гринь
5/5
Злата Волова
5/5
Илья Перцев
5/5
Кира Кравченко
1/5
Екатерина Пентегова
5/5
Константин Костин
4/5
Жанетта Аушева
5/5
Анна Котова
5/5
Оценка доклада
4. 5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1677.
А какая ваша оценка?
Крещение Руси: причины и последствия
Часто День крещения Руси – 28 июля — понимается как дата начала внедрения православной веры на Руси или как день крещения равноапостольного (то есть равного апостолам Христа) князя Владимира. Эти представления неверны.
На самом деле День крещения Руси не связан с каким-либо историческим событием. Это дань памяти киевскому князю Владимиру Святославовичу, при котором началось крещение страны. В этот день (по старому стилю – 15 июля) он скончался.
Многое в процессе крещения Руси было легендой. Например, нет надежных летописных свидетельств так называемому «испытанию вер». Предание гласит, что накануне крещения в Киев прибыли «посольства различных религий» — и по поводу каждого из вероисповеданий якобы князь высказал свое негативное суждение.
В частности, в ответ на рассказ мусульман о религиозном запрете на алкоголь, Владимир якобы ответил «Питие есть веселие России» и отказался следовать Корану.
У крещения Руси было много прагматических оснований — неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
В отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII веков вошло в древнерусское летописание, князь принял крещение в 988 году в захваченном им городе Корсунь (сейчас – Керчь), центре византийских владений в Крыму. Однако, фактически захват Корсуни реально случился на год позже.
Процесс крещения страны начался на столетие ранее Владимира (так называемое Аскольдово крещение — всего через несколько лет после призвания варягов) и продолжился как минимум на три столетия – еще в XIII веке некоторые территории продолжали «перекрещиваться». Чащевсего это делалось силой.
По выводу историков, крещение Руси было важно для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
#аг
Святое Крещение | Сайт Русской Православной Церкви
Первое место среди Таинств Православной Церкви занимает Святое Крещение, которым человек, уверовавший во Христа, трижды погружается в воду во Имя Святой Троицы ( Отца, Сына и Святого Духа), очищается Божественной Благодатью от всех грехов (первородных и личных) и возрождается к новой святой и духовной жизни. Это Крещение служит дверью, через которую человек входит в Дом Вечной Мудрости – Церковь, – ибо без него человек не может полностью соединиться со Спасителем, стать членом Его Церкви, принять другие Таинства и быть наследник Вечной Жизни. Как сказал Сам Господь в беседе с Никодимом: истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5)
Это Таинство Святого Крещения, однако, не то же самое, что крещение, совершенное св. Иоанном Крестителем, ибо хотя это крещение Иоанново было с небес (Мк. 11:30), оно было лишь прообразом Крещения Христова: крестить вас водой; но Тот, Кто сильнее меня, грядет…; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Луки 3:16). Крещение Иоанново подготовило человека к принятию Мессии и Его Царства (Матфея 3:1-2; Луки 1:16; 3:3).
Крещение Иоанново было, по сути, крещением покаяния (Марка 1:4; Деяния 19).:4), а не во Имя Святой Троицы. Поэтому крестившиеся от него не возрождались благодатью Святого Духа и должны были перекрещиваться позже (Деян. 19:35).
Таинство Святого Крещения было установлено Господом нашим после Его воскресения, когда Он явился Своим ученикам и сказал. Мне дана вся власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами всегда, до скончания века (Мф. 28:18-20). Необходимость этого крещения еще больше подчеркнул Спаситель, когда сказал им. Кто уверует и крестится, тот спасется; а неверующий будет осужден (Марка 16:16).
В день Святой Пятидесятницы Святые Апостолы сами крестились Святым Духом в виде огненных языков и сами стали совершать Таинство Крещения всем, кто уверовал во Христа, хотел покаяться и изменить свою жизнь в соответствии с Его учением. И Петр сказал [людям]: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения ваших грехов; и вы получите дар Святого Духа». Итак, принявшие его слово крестились, и присоединилось в тот день около трех тысяч душ (Деяния 2:38,41).
По словам св. апостола Павла, кто во Христе, тот новая тварь (2 КОТ. 5:17) и, таким образом, возрождение личности человека начинается с Таинства Крещения. Как говорит Писание, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27), и эти слова показывают, что в Крещении верующий соединяется со Христом, членом Церкви Христовой и через Таинство Св. Евхаристия становится причастником Божественного естества духом и телом. В Крещении вливается «новый элемент — сверхъестественный, который остается скрытым и действует тайно», и новопросвещенный получает новое имя. Благодаря этому существенному изменению своей человеческой природы он превращается в новое существо.
Это существенное изменение в природе человека совершается через свободное и нравственное участие самого человека, и только при этом условии грех в человеке упраздняется в Таинстве Крещения. Господство греха над силой души теряет свою силу в Крещении: теперь господствует Христос. Но стихия греха еще остается перед совестью как обольстительное начало. Вот почему человеку необходимо нравственно совершенствоваться и после Крещения; все еще существует вероятность его падения. В Крещении человеку дается сила бороться с грехом, и перед ним стоит задача претворить в жизнь Дары Благодати Святого Духа, данные ему в этом Таинстве.
Новопросвещенный ныне облачен в белые одежды. Спаситель повелел Своим ученикам учить Вере и крестить все народы (Мф. 28:19), ибо как потомки Адама все нуждаются в возрождении. Это возрождение совершается только через Крещение, поэтому все люди, ищущие спасения, независимо от пола, национальности или любого другого состояния, должны быть крещены. Таким образом, Православная Церковь считает Крещение столь же необходимым для младенцев, как и для взрослых, так как они тоже подвержены первородному греху и без Крещения не могут быть отпущены от этого греха.
В Ветхом Завете обрезание было прообразом Таинства Крещения в Новом Завете, которым верующий вступает в новый завет с Богом (Кол. 2:11-12). Если обрезание совершалось в Ветхом Завете над всеми мужчинами, взрослыми и младенцами (предписано младенцам на 8-й день после рождения), тем более, по благодати Нового Завета, Таинство Крещения должно совершаться младенцы. Став членом Церкви через Крещение, младенцы могут причащаться Святых Таин и с первых дней жизни на Земле стать сосудами Святого Духа. Само Священное Писание говорит о крещении апостолами целых семей (Деян. 16:14-15; 30-39).;
1 Кор. 1:16), и нет оснований считать, что в этих семьях были только взрослые, или предполагать, что при крещении взрослых дети в этих семьях не крестились. Христианство, прежде всего, есть новая жизнь во Христе Иисусе, и эта жизнь, по вере Православной Церкви, дается всем, и, конечно, детям, ибо, как сказал Сам Господь. Пусть дети приходят ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковым принадлежит Царство Небесное (Мф. 19:14).
Как говорит св. Павел, мы призваны исповедовать одного Господа, одну Веру, одно Крещение (Еф. 4:5). Церковь учит единому Крещению, потому что возрождение через благодать, переживаемое человеком в этом Таинстве, едино и неповторимо, как едино и неповторимо наше природное рождение, наша смерть и Христово Воскресение. Крещение, однако, повторялось и совершается в тех случаях, когда первое Крещение совершалось неправильно – не во Имя Святой Троицы – и не по установленному Господом Нашему способу.
Крещение как взрослых, так и детей происходит в присутствии спонсоров, которые выступают поручителями за крестящегося. На самом деле необходим только один спонсор, хотя обычно их два (или больше). По церковному преданию, покровителем мужчины является мужчина, а женщины – женщина. Поручитель(и) несут ответственность за духовное и религиозное воспитание ребенка, по этой причине совершенно необходимо, чтобы данный поручитель был православным.
В прежние времена Крещение иногда совершалось на 8-й день после рождения и (по крайней мере, в русской практике) ребенку давали имя того святого, чей праздник был на 8-й день, ибо обычно это был день духовного, а не физического рождения, который отмечался. В современной практике Крещение обычно совершается на или после 40-го дня после рождения, в день воцерковления, хотя мы отмечаем, что в древности Крещение и Воцерковление совершались отдельно. Обычай воцерковления связан с ветхозаветными обрядами и, в частности, с жизнью Христа, когда на 40-й день Его родители принесли во храм, исполнив условия иудейского закона.
Таинству Святого Крещения предшествует подготовительный чин, который в древности не был частью самого Таинства. Этот подготовительный чин состоит из:
1. Оглашения, которое происходит через дыхание Священника на крестимого, сопровождаемое крестным знамением и возложением рук на его голову, а также молитвой изгнать из него «древний обман» и соединить его с церковной паствой.
2. Экзорцизм, состоящий из четырех молитв, повелевающих дьяволу и силам тьмы удалиться от крестящегося, а также умоляющих дать ему в помощь Ангела-Хранителя.
3. Отречение от Дьявола, в котором оглашенный вместе со своим покровителем(ями) обращается на запад, который олицетворяет область, где обитают силы тьмы, и отрекается от сатаны и всех его дел, дыша и плюя на его в знак этого отречения. Затем оглашенный поворачивается обратно на восток (который символизирует область, где обитает Свет) и заявляет о своей готовности соединиться со Христом.
4. Приверженность Христу, в которой оглашенный трижды заявляет, что он соединяется со Христом.
5. Чтение Символа веры, при котором оглашенный свидетельствует о своей готовности соединиться со Христом, после чего поклоняется Святой Троице – Отцу, Сыну и Святому Духу – в исповедании сущности Веры.
Эта подготовительная часть ведет к самому Таинству Святого Крещения, которое начинается тем же возгласом Священника, что и на Божественной Литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа… следует:
1. Великая ектения и
2. Освящение воды, которое является обязательным обрядом. [Практика употребления, для краткости, воды, освященной на Богоявление, строго воспрещается.] После прошений на Освящение воды Священник трижды подписывает воду, погружая в нее руку, совершая Крестное знамение, дыша на его и помазав маслом.
3. Помазание маслом. Теперь священник помазывает, по древнему обычаю, тело крестящегося «маслом радости», после чего происходит
4. Тройное погружение в воду. По смыслу древней практики обязательно требуется погружение в воду, а не окропление (или даже обливание). Погружение в воду означает смерть для греха, а выход из воды означает воскресение для новой жизни во Христе, о чем ясно говорит чтение Послания к Крещению. Обязательная формула при этом – произнесение Имени Святой Троицы:
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, как и повелено Апостолам от Господа Иисуса Христа.
5. Псалом 31 читается после погружения в воду.
6. Вестинг. Новопросвещенный облачается теперь в белые одежды и дается ему крест.
Святое Крещение – единственное Таинство, которое в крайнем случае может совершать и мирянин (как мужчина, так и женщина). Единственным требованием является то, что крестящий должен быть православным христианином, и Крещение должно быть совершено погружением, если это возможно, по следующей формуле: Раба (или служанка) Божья [Имя] крестится во Имя Отца. , Аминь, Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь. Если крестящийся в таком случае умирал, а затем выздоравливал, то Таинство должно быть дополнено по церковному порядку, т. е. Священник должен читать соответствующие молитвы Таинства и совершать Таинство Святого Миропомазания.
Зеленский утвердил новый государственный праздник День Крещения Руси — Новости — новости Православия
Новости
24 августа 2021 16:27
Автор: Екатерина Филатова
Владимир Зеленский. Фото: President.gov.ua
Президент Украины Владимир Зеленский утвердил новый праздник – День украинской государственности.
Зеленский объявил о своем решении на торжественном военном параде, который прошел 24 августа в Киеве по случаю 30-летия независимости Украины, сообщает пресс-служба президента.
Глава государства отметил, что украинцы – «не сироты и не подкидыши», а потомки могущественной страны, которая была центром Европы и наследники государственности, существовавшей более тысячи лет назад.
«Мы молодая семья из славного рода Киевской Руси — Украина. От родословной основателей. Родословная баптистов. Из храбрых предков. Мудрый род. казацкая родословная. Мы не сироты и не подкидыши. Мы потомки могущественной страны, которая была центром Европы. Но мы должны не только чувствовать соответственно. Мы должны вести себя соответственно. <...>
А мы начинаем отмечать День украинской государственности. Его отправной точкой мы считаем год основания Киева. Столица Киевской Руси – Украина, которую по праву называют городом, где все начинается.
СПЖ также писал, что традиционное «Освящение Украины» в Софии Киевской, которое проводится ежегодно в День Независимости, прошло без участия главы Фанара: такова была позиция и требование УПЦ.
Крещение Руси Праздник Украина Владимира Зеленского
Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.