Символы и легенды первого в мире христианского государства
- Аманда Проенса Сантос
- BBC Travel
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Rodolfo Contreras)
Эта страна провозгласила христианство своей государственной религией еще в IV веке — в 301 году нашей эры. Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, отличающаяся как от византийского православия, так и от римского католицизма. Рождество здесь отмечают 6 января.
Живая христианская история
Автор фото, Rodolfo Contreras
Армения — маленькая страна в Закавказье. Ее современное население — около 3 миллионов человек. Но роль Армении в духовной истории мира трудно переоценить: большинство историков сходятся на том, что в 301 году нашей эры она стала первым в мире христианским государством (хотя есть и точка зрения, что это случилось немного позже — между 301 и 314 гг. — Прим переводчика).
Основателями своей церкви в Армении считают святых апостолов Фаддея и Варфоломея (которые здесь проповедовали и здесь же были преданы мученической смерти). Сегодня около 95% армян — христиане, и религиозная история страны живет в ее древних памятниках.
Духовный лидер
Автор фото, Rodolfo Contreras
Согласно легенде, первым патриархом (католикосом) Армянской апостольской церкви был святой Григорий Просветитель, который и обратил в христианство армянского царя Трдата III, сделавшего после этого христианство государственной религией.
Григорий Просветитель был сыном парфянина Анака, убившего армянского царя Хосрова и за это казненного. Истреблено было и все семейство, но младшему сыну, Григорию, удалось спастись. В Кесарии Каппадокийской мальчик был крещен и получил христианское воспитание.
Сложилось так, что уже будучи взрослым, Григорий отправился в Рим и поступил в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (впоследствии — Трдату III), надеясь загладить вину своего отца.
В 287 году Трдат с помощью римских легионов вернул себе отцовский престол в Армении, а Григория — за исповедание христианства — велел бросить в темницу, где тот пробыл в заточении 13 лет, отказываясь отречься от веры в Христа. Так продолжалось до того, как Трдат заболел (говорят — впал в безумие), но, как гласит предание, был исцелен Григорием. После этого царь крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении.
Следы далекого прошлого
Автор фото, Rodolfo Contreras
Древняя крепость Гарни расположена в 28 км от Еревана в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. Она была построена еще в языческие времена, в I веке н.э. царем Трдатом I, и изначально храм Гарни был посвящен богу солнца.
Когда христианство стало государственной религией, многие языческие храмы были разрушены, но Гарни уцелел, хотя и был перестроен Трдатом III. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей Армении, исторический комплекс в Гарни посещают более 136 тыс. туристов в год.
Храм святой игуменьи
Автор фото, Rodolfo Contreras
К западу от столицы Еревана лежит Вагаршапат — один из наиболее значительных культурных и религиозных центров страны, ее духовная столица. Здесь расположен Эчмиадзинский монастырь, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян.
Храм святой Гаянэ (на снимке) был построен в 630 г. и сейчас входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь возведена на месте мученической смерти игуменьи Гаянэ. Убил ее все тот же Трдат III — еще до того, как обратился в христианство. Могила Гаянэ, провозглашенной святой Армянской апостольской церковью, находится здесь же, в основании храма. В храме же — и некрополь высшего армянского духовенства.
Бывшая подземная темница
Автор фото, Rodolfo Contreras
Хор Вирап (по-армянски «глубокая темница») — монастырь, расположенный у подножья горы Арарат, недалеко от границы с Турцией. Именно здесь Трдат III держал в заключении Григория Просветителя.
Часовня Хор Вирап была построена в 642 году над подземной тюрьмой, где когда-то был заточен Григорий. Впоследствии, в 1662 году, в память о святом были добавлены большая по размеру часовня Святого Георгия и построен монастырь.
Ныне Хор Вирап — очень популярное место у тех, кто хочет креститься или венчаться.
Монастырь копья
Автор фото, Rodolfo Contreras
К северо-востоку от Гарни, в ущелье горной реки Гохт, расположен монастырский комплекс Гегард, также входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере, и поэтому сначала назывался Айриванк, «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель. Из ранних сооружений почти ничего не сохранилось, поскольку в IX веке монастырь был разрушен арабами, а в XIII веке — вновь отстроен.
Нынешнее название монастыря Гегард означает «копье» по-армянски. Имеется в виду копье Лонгина, которым римский воин пронзил тело Иисуса Христа на кресте — как утверждается, это копье в Армению привез апостол Фаддей (сейчас оно выставлено в музее Эчмиадзина, а ранее, в течение 500 лет, хранилось в монастыре Гегард).
Храм для воинов
Автор фото, Rodolfo Contreras
Церковь Сурб Зорац («Святое воинство») в селе Ехегис в Вайоцдзорской области была построена в начале XIV века, когда страна находилась под властью монголов и была в состоянии войны с сирийскими мамлюками.
Она уникальна тем, что в ней нет зала для молящихся, его заменяет большая площадка под открытым небом. Считается, что церковь была сооружена таким образом для располагавшегося там во время богослужения войска. Алтарь расположен на уровне всадника в седле — чтобы воины могли не сходить со своих лошадей, а сразу после богослужения, благословленные, отправлялись на битву.
Символ спасения души
Автор фото, Rodolfo Contreras
Хачкары (каменные стелы с резным изображением креста) считались символом спасения души — как живых, так и умерших. На территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый — со своим неповторимым узором.
Считается, что их начали возводить примерно с IX века — часто на месте бывших языческих храмов, как знак новой веры. Сегодня искусство создания хачкаров («Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты») внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.
Самое большое на территории современной Армении (и самое крупное в мире) кладбище хачкаров (на снимке) находится в старинном селе Норатус: здесь их более 800. Большинство здешних хачкаров относится к XIII—XVII вв., а самый древний — к V веку.
Побратим Стоунхенджа?
Автор фото, Rodolfo Contreras
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Древний мегалитический комплекс Караундж, расположенный на горном плато на высоте 1770 метров над уровнем моря в Сюникской области Армении, вполне можно сравнить как по возрасту, так и по внешнему виду со Стоунхенджем.
Историко-культурный заповедник раскинулся на площади примерно в 7 га и состоит из гробниц, центрального кольца диаметром до 45 м и рядов мегалитов, больших стоячих камней, примерно треть из которых имеет круглые отверстия в своей верхней части. Относительно возраста сооружения оценки расходятся. Некоторые специалисты утверждают, что ему может быть около 7 тыс. лет.
Сооружение состоит из 223 базальтовых камней высотой 1,5-2,8 м и весом до 8,5 т. Историки склонны считать, что Караундж служил доисторическим людям в качестве места захоронения. Некоторые ученые полагают, что комплекс — самая древняя в мире обсерватория, но твердых доказательств этому нет. Скорее всего, в разные периоды существования его использовали по-разному — от загона для скота до кладбища.
Прочитать другие статьи на похожие темы на английском языке можно на сайте BBC Travel.
«Какая нация первой приняла христианство?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ОбществоИстория+3
Те Артур
·
33,3 K
ОтветитьУточнитьЮрий Тихонравов
Религия
9,2 K
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений · 9 мая 2020 · izm. io
Никаких наций в то время не существовало, это понятие Нового и Новейшего времени, но если говорить о целых странах, где христианство стало господствующей религией, поддержанной правителем, то это ближневосточное царство Осроена. Известна легенда о переписке местного царя Авгаря с самим Христом. В любом случае в Осроене христианство распространилось раньше, чем в Армении — она просто ближе к Палестине.
Однако ни государство Осроена, ни его этнос не сохранились до нашего времени, если же говорить именно о живущих поныне, то это будут как раз армяне.
Убедитесь в своих убеждениях
Перейти на izm.io21,3 K
Русик Малька
9 ноября 2020
Ассирийцы -это и есть предки царя Абагря Кумы ( чёрный перевод с Ассирийского он болел проказой) Осроэна это в… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Анатолий Дащенко
11,5 K
Мining (добыча полезных ископаемых). христианин. · 10 мар 2017
Какая нация первая приняла христианство? Евреи конечно. И Христос и апостолы были евреями. Да и церковь с начала несколько лет состояла исключительно из них. Но среди этого то там то сям к вере подключались из разного народа под небесами — то некоторые греки, то некоторые римляне, финикийцы, критяне, македоняне и так далее.. Но что касается того, какая нация приняла… Читать далее
Андрей Ларионов
10 марта 2017
Не Рим, смотрите ответ КОЛИ АРТЕМЬЕВА. )
Комментировать ответ…Комментировать…
Виктор Сапожников
-38
Просто о непростом. Развенчиваем мифы. Автор на сайтах ПРОЗА.РУ и Яндекс-Дзен. Приглашаю… · 26 июн 2021
Не стану спекулировать словами. Хочу вопрос переиначить: Какая нация создала христианство? Начну с того, что любая новая религия берет начало внутри другой, материнской религии, и поначалу является сектой внутри материнской религии.
Комментировать ответ…Комментировать…
Виктор Сапожников
-38
Просто о непростом. Развенчиваем мифы. Автор на сайтах ПРОЗА.РУ и Яндекс-Дзен. Приглашаю… · 4 июн 2021
Честно говоря, ответ очевиден — иудеи. Первоначально христианство представляло собой секту рабов внутри иудаизма. А Христос был Логосом. Секту среди иудейских рабов, угнанных царем Навуходоносором, он же Набукко, в Вавилонию в 586 г. до н.э. Об этом подробно в академическом издании А.Я. Лентцман «Происхождение христианства». Пришлось коснуться сей темы в https://proza… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…Виктор Сапожников
-38
Просто о непростом. Развенчиваем мифы. Автор на сайтах ПРОЗА.РУ и Яндекс-Дзен. Приглашаю… · 4 июн 2021
Честно говоря, ответ очевиден — иудеи. Первоначально христианство представляло собой секту рабов внутри иудаизма. А Христос был Логосом. Секту среди иудейских рабов, угнанных царем Навуходоносором, он же Набукко, в Вавилонию в 586 г. до н.э. Об этом подробнов академическом издании А.Я. Лентцман «Происхождение христианства». Пришлось коснуться сей темы в https://proza… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Коля Артемьев
298
Студент · 10 мар 2017
В начале IV в. (традиционная дата — 301 г.) Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Тиридата III Великого. Политика гонений на христиан императора Диоклетиана заставляет общину девичьего аскетерия бежать из Рима в Армению.
Комментировать ответ…Комментировать…
Lookarmenia. am
30
Полный спектр туристических услуг: начиная от индивидуального составления тура до… · 20 апр 2022 · lookarmenia.am
Отвечает
Сурен Карсецян
Первой в мире как государственную религию приняли армяне в 301году.
Именно в Армении была построена первая церковь. А как религия зародилось в I веке в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа первоначально в среде иудеев и арамеоязычного населения.
Индивидуальные туры и экскурсии по Армении
Перейти на lookarmenia.amНн
19 июля 2022
Армян, как нацию, создали совсем недавно, 100 с небольшим лет назад.
Комментировать ответ…Комментировать…
Александр С.
7 апр
Первая нация принявшая христианство были конечно ассирийцы в Осроэне практически из рук Христа (Спас нерукотворный) и гораздо раньше многоуважаемых армян, кстати и говорили они Учителем на одном языке.
Комментировать ответ…Комментировать…
Karo H.
59
Я очень люблю узнавать новые вещи. · 1 июл 2019
Про то, что христианство в качестве государственной религии первыми приняли армяне в 301 году, знают многие. Однако про то, какую колоссальную роль отводят армяне христианству в вопросе удержания целостности народа и становления своей страны, знают только сами армяне. Именно поэтому к пасхе в Армении относятся с особым трепетом и считают этот праздник почти что… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
История Православной Церкви – Преображенская Греческая Православная Церковь
Ранняя Церковь
Около двух тысяч лет назад Иисус Христос, Сын Божий, пришел на землю и основал Церковь через Своих Апостолов и учеников, для спасение человека. В последующие годы апостолы, вдохновленные Святым Духом, основали множество христианских общин, объединенных верой, богослужением и причащением Святой Евхаристии, преломлением хлеба.
Церкви, основанные самими Апостолами, включают Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Римский Патриархаты. Константинопольская церковь была основана св. Андреем, Александрийская церковь св. Марком, Антиохийская церковь св. Павлом, Иерусалимская церковь св. Петра и Иакова, и Римской церкви св. Петр и Павел. В более поздние годы благодаря миссионерской деятельности первых церквей были основаны Синайская, Русская, Греческая, Сербская, Болгарская, Румынская и многие другие церкви.
В течение 1-го и 2-го веков Церковь столкнулась с ужасными гонениями, особенно со стороны императора Нерона в 64-68 годах нашей эры и тетрарха Диоклетиана с конца 2-го века до прихода к власти императора Константина в 313 году. Из этих гонений Церковь принесла многих мучеников Христу и продолжала расти, питаемая Святым Духом и кровью тех, кто отдал свою жизнь за свою Веру.
Когда император Константин легализовал христианство в 313 году, Церковь вышла из укрытия и в конечном итоге стала официальной религией Византийской империи. IV, V и VI века были периодом большого роста Церкви, как по количеству христианских душ, так и по количеству построенных монастырей и церквей. Именно в это время были построены великие соборы Константинополя и Иерусалима, процветали монастыри Палестины и Малой Азии, внося большой вклад в литургическое богослужение Церкви, а также в ее агиографическую и духовную литературу. Канон Нового Завета также был составлен и официально канонизирован в этот период христианского роста.
Вселенские Соборы
Первое тысячелетие христианства свидетельствовало об общей вере во всем христианском мире, как на Востоке, так и на Западе. В этот период в жизни Церкви происходили вероучительные споры: ариане, несториане, монофизиты и др. вносили ошибочные богословия в течение 4-5 веков; «Иконоборцы» атаковали использование икон в течение восьмого. Такие споры разрешались, когда епископы и христианские представители всего мира собирались на совет. Решения семи из этих соборов были общепризнаны верующими и стали именоваться своеобразно Вселенскими. Первый Вселенский Собор, состоявшийся в Никее в 325 г. н.э., и Второй, состоявшийся в Константинополе в 381 г., установили Символ веры Церкви, или Заявление о вере. В этом Символе веры христиане подтверждают свою веру в единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа; Они утверждают, что Иисус Христос есть Сын Божий, будучи полностью Богом и полностью человеком, единым по своей сути с Отцом и Святым Духом. Никейский символ веры и по сей день читается православными верующими на каждом евхаристическом собрании.
Великий раскол
Разрыв в общении между Востоком и Западом, известный как Великий раскол, произошел в 1054 году. Этот раскол явился результатом растущих разногласий между Востоком и Западом, как Церковь в Риме начал изменять некоторые древние доктрины (например, вставить фразу «filioque» в Символ веры, тем самым подчинив Святому Духу) и настаивал на превосходстве Папы над другими православными патриархами. Со временем Рим добавил новые доктрины (папская непогрешимость, непорочное зачатие и т. д.), которые еще больше отдалили их от богословской ортодоксии. Разделение между двумя общинами усугублялось досадным разграблением православных церквей и монастырей во время крестовых походов 11-13 веков.
Дальнейшая фрагментация на Западе
В 16 веке протестантские реформаторы внесли дальнейшие изменения и исключения в Веру и Библейский канон. Все это время остальные четыре древних Патриархата оставались непоколебимыми в той же полноте веры, переданной от Самого Христа через Его Святых Апостолов. Благодаря обширным миссионерским усилиям к этим четырем центрам позже присоединились Московский Патриархат и другие Патриархаты, которые сегодня составляют пятнадцать автокефальных церквей, объединенных в Единую Святую Соборную и Апостольскую Православную Церковь.
Перейдите по этой ссылке, чтобы просмотреть хронологию церковной истории.
Рекомендуемое чтение:
Православная церковь Тимоти Уэра (епископа Каллистоса Уэра)
Эта книга доступна в нашем церковном книжном магазине
Позиция веры по вопросам ЛГБТК: Восточная православная церковь
9 0002 Произведено HRC FoundationИСТОРИЯ ВОПРОСА
Восточная православная церковь считается вторым по величине христианским объединением в мире и восходит к непрерывной преемственности с Иисусом Христом и Двенадцатью апостолами.
Он включает в себя несколько автокефальных (самоуправляющихся) церквей: четыре древних патриархата ранней церкви, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, четыре патриархата более позднего происхождения, Россию, Сербию, Румынию и Болгарию, Католикосат Грузии, и церкви Кипра, Греции, Польши, Албании, Чехии и Словакии.Структура Восточной Православной Церкви скорее соборная, чем монархическая. То есть все патриархи обладают равной властью в Церкви, и нет централизованного штаба, из которого осуществляется юрисдикция. Однако Вселенский Константинопольский Патриарх признан духовным лидером православных христиан и считается «первым среди равных». в 1054 г. н.э. Литургия восточного православия отмечена своей эволюцией в монашеской традиции, при этом иконография играет ключевую роль. Сегодня Восточная православная церковь насчитывает 260 миллионов членов по всему миру. По оценкам, для Соединенных Штатов колеблется от одного до трех миллионов, в зависимости от того, как определяется членство.
РАВЕНСТВО ЛГБТК
О СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Хотя восточные православные церкви автокефальны, существует консенсус в отношении официальной политики ЛГБТК. Например, Греческая православная архиепископия перечисляет гомосексуальность наряду с блудом, прелюбодеянием, абортом и оскорбительным сексуальным поведением как «аморальные и неуместные формы поведения сами по себе, а также потому, что они наносят ущерб институту брака и семьи». В нем добавляется, что «Православная церковь считает гомосексуальное поведение грехом». Точно так же Ассамблея канонических православных епископов Соединенных Штатов заявляет: «Как и прелюбодеяние и блуд, гомосексуальные действия осуждаются Писанием».
Духовная традиция православия основана на родстве миропомазанного (конфирмованного) члена со своим духовником/исповедником, который либо разрешает, либо запрещает доступ к таинствам. В результате сакраментальный доступ может быть снисходительным, а правила не всегда применяются с последовательной практикой от региона к региону. Однако есть инклюзивные православные церкви и организации, не входящие в каноническую норму православных церквей. К ним относятся зарождающаяся Православно-католическая церковь Америки, которая приветствует «людей по любви, а не по категориям», и мирянская организация Axios, которая спонсирует православные службы в Бостоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Вашингтоне, округ Колумбия 9.0005
Похоже, что в ведущих православных церквях США нет официальной политики в отношении трансгендерных вопросов. Хотя проблемы трансгендеров еще не получили официального рассмотрения советом епископов, смена пола осуждается как оскорбление Божьего замысла для каждого человека. Многочисленные священнослужители неоднократно подтверждали это в проповедях и публикациях.
О РАВЕНСТВЕ В БРАКАХ
Восточная Православная Церковь не заключает и не признает однополые браки. Согласно заявлению Ассамблеи канонических православных епископов, «Православная церковь не может и не будет благословлять однополые союзы. В то время как брак между мужчиной и женщиной является священным институтом, установленным Богом, гомосексуальный союз — нет». Православное христианское учение о браке и сексуальности «твердо основано на Священном Писании, 2000-летней церковной традиции и каноническом праве, согласно которому брак состоит в супружеском союзе мужчины и женщины». Он добавляет, что «брак обязательно моногамный и гетеросексуальный» 9.0005
Несмотря на официальную позицию, опрос, проведенный в 2018 году Общественным институтом религиозных исследований (PRRI), показал, что большинство, 66 процентов, восточно-православных христиан США поддерживают равноправие в браке.
О НЕДИСКРИМИНАЦИИ
Восточная Православная Церковь не заняла официальной позиции по Закону о равенстве или другим вопросам, касающимся защиты ЛГБТК от дискриминации.
О ПОСВЯЩЕНИИ
Восточная Православная Церковь не рукополагает открыто представителей ЛГБТ и не рукополагает женщин.