Порядок подготовки и проведения «правительственного часа» на заседании Совета Федерации (статьи 77–80)
Статья 77. Подготовка проведения «правительственного часа» на заседании Совета Федерации
1. Совет Федерации вправе пригласить на заседание палаты для ответов на вопросы сенаторов Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов (далее – должностные лица) (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).
Председатель
Правительства Российской Федерации приглашается на заседание палаты не реже
одного раза в год.
2. Предложения комитетов Совета Федерации о вопросах для заслушивания в рамках «правительственного часа» и приглашении должностных лиц направляются Председателю Совета Федерации и рассматриваются Советом палаты.
3. Совет палаты утверждает перечни вопросов для заслушивания в рамках «правительственного часа» на весеннюю и осеннюю сессии с указанием должностных лиц, приглашенных для выступления по этим вопросам, комитета (комитетов) Совета Федерации, ответственного (ответственных) за подготовку и проведение «правительственного часа» (далее – ответственный комитет).
4. Вопрос о приглашении должностного лица для выступления в рамках «правительственного часа» на очередное заседание Совета Федерации включается в проект повестки дня заседания палаты.
5. Решение о приглашении должностного лица для выступления в рамках «правительственного
часа» принимается большинством голосов от общего числа сенаторов
Российской Федерации и оформляется выпиской из протокола заседания Совета
Федерации (в ред.
постановления Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).
На «правительственный час» приглашается аудитор Счетной палаты Российской Федерации, возглавляющий направление деятельности Счетной палаты Российской Федерации, соответствующее вопросу, заслушиваемому в рамках «правительственного часа».
6. Приглашение Совета Федерации направляется должностному лицу не позднее чем за пять дней до проведения «правительственного часа».
7. Комитеты Совета Федерации, сенаторы Российской Федерации направляют в ответственный комитет письменные вопросы приглашенному должностному лицу, а также предложения в проект постановления Совета Федерации. Ответственный комитет обобщает поступившие вопросы и направляет их приглашенному должностному лицу не позднее чем за пять дней до проведения «правительственного часа»
(Часть 7 в ред.
постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 405-СФ.)
8. Ответственный комитет не позднее чем за 24 часа до начала заседания палаты согласует с приглашенным должностным лицом вопрос о его прибытии и перечень материалов, необходимых для представления сенаторам Российской Федерации по заданным вопросам (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).
Если приглашенное должностное лицо не может прибыть на заседание Совета Федерации в согласованное время, то по согласованию с Председателем Совета Федерации оно может прибыть в иное время либо направить на заседание палаты своего заместителя.
(Статья 77 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)
Статья 78. Проведение «правительственного часа» на заседании Совета Федерации
1. «Правительственный час»
проводится в первый день очередного заседания Совета Федерации в течение одного
часа.
По решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов сенаторов
Российской Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной
четвертью голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации,
продолжительность «правительственного часа» может быть увеличена, но не более чем на 30 минут (в ред. постановления Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).
(Часть 1 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 443-СФ.)
2. Приглашенному
должностному лицу предоставляется до 15 минут для выступления по существу
заданных ему письменных вопросов, при необходимости по решению Совета Федерации
ему может быть предоставлено еще пять минут. Время для ответов на устные
вопросы сенаторов Российской Федерации устанавливается по решению палаты,
принимаемому большинством голосов сенаторов Российской Федерации, принявших
участие в голосовании, но не менее чем одной
четвертью голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред.
постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
от 15 июля 2020 года № 310-СФ).
(Часть 2 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)
3. После ответов на устные вопросы сенаторов Российской Федерации для выступления приглашенному аудитору Счетной палаты Российской Федерации предоставляется до пяти минут, инициатору приглашения должностного лица, представителю ответственного комитета, другим сенаторам Российской Федерации – до трех минут (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).
4. После выступления
приглашенного должностного лица, выступлений, вопросов сенаторов Российской
Федерации и ответов на них проводится обсуждение подготовленного ответственным
комитетом проекта постановления Совета Федерации (в ред. постановления
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).
(Часть 4 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ).
5. Если приглашенное должностное лицо не смогло прибыть на заседание Совета Федерации и сенаторы Российской Федерации не удовлетворены ответом его заместителя, то по решению палаты это должностное лицо может быть приглашено на другое заседание Совета Федерации
(Статья 78 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ.)
Статья 79. Решения Совета Федерации по вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа»
1. По вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа», Совет Федерации может принять решения, предусмотренные частью 1 статьи 76 настоящего Регламента, а также следующие решения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 341-СФ):
об обращении к Президенту Российской Федерации;
об обращении к Правительству Российской Федерации;
о поручении Счетной палате Российской Федерации;
о рекомендации Правительству Российской Федерации;
о рекомендации должностным лицам и возглавляемым ими органам;
о подготовке парламентского запроса Совета Федерации;
о принятии информации
приглашенного должностного лица к сведению.
2. Решения Совета Федерации по вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа», оформляются постановлением Совета Федерации. (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)
3. В случае если предложение сенатора Российской Федерации, озвученное на заседании Совета Федерации при обсуждении проекта постановления Совета Федерации, принимаемого в рамках «правительственного часа», не нашло отражения в принятом палатой постановлении, он вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение оформляется сенатором Российской Федерации на бланке сенатора Российской Федерации и регистрируется им в течение 24 часов со дня принятия постановления Совета Федерации. Указанное особое мнение приобщается к постановлению Совета Федерации и направляется в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 279-СФ).
(Статья 79 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ.)
Статья 80. Реализация и контроль исполнения решений Совета Федерации по вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа»
1. По результатам рассмотрения вопросов в рамках «правительственного часа» палата может дать поручение комитету Совета Федерации подготовить законодательную инициативу Совета Федерации, проведение парламентских слушаний, а также иные поручения в соответствии с вопросами его ведения.
2. Совет Федерации может поручить
осуществление контроля исполнения решений палаты по вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа», ответственному комитету,
полномочным представителям Совета Федерации, указанным в части 3 статьи 9
настоящего Регламента.
Комитет Совета Федерации, полномочный представитель Совета Федерации в установленный Советом Федерации срок информируют Совет палаты о ходе исполнения указанного поручения.
(Статья 80 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ
Достойное украшение столицы
КРЕМЛЬ ИЗДАВНА ЯВЛЯЛСЯ РЕЗИДЕНЦИЕЙ ПРАВИТЕЛЕЙ МОСКОВИИ, РУСИ, РОССИЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ. БУДУЧИ ЦЕНТРОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, СЕРДЦЕМ РОССИИ, КРЕМЛЬ _ ПО ОБРАЗНОМУ ВЫРАЖЕНИЮ ИСТОРИКА И ИСТИННОГО ПОЧИТАТЕЛЯ КРЕМЛЕВСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ С. БАРТЕНЕВА _ «ЭТО КОРЕНЬ, ИЗ КОТОРОГО ВЫРОСЛА МОСКВА»
Во второй половине XV века, во время правления великого князя Ивана III (1462 –1505 годы), на Руси завершается процесс объединения разрозненных княжеств, в результате чего образуется набирающее силу единое централизованное государство, столицей которого становится Москва. По мере того как формировалось и усиливалось государство, отстраивался и хорошел Московский Кремль.
Русские и итальянские зодчие, создававшие в XV веке кремлевский ансамбль, наглядно подтверждали рост и могущество русской державы. Формирующаяся архитектура Кремля становится зримым символом российской власти и государственности.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗДАНИЯ
На территории Московского Кремля немало построек. И одним из самых символических, с ярко выраженными архитектурными особенностями, является Сенат. Это здание, построенное в эпоху Екатерины Великой, изначально было предназначено для государственного административного учреждения.
Вступившая на престол Екатерина II почитала Сенат прежде всего как хранилище законов, придавая ему особое значение как высшему судебному органу, с одной стороны, и оперативному ведомству текущего государственного управления – с другой.
Суть екатерининского правления сводилась к решению триединой задачи: строго проводить национальную внешнюю политику, придерживаться либеральных приемов управления, следовать консервативному законодательству с преобладающим интересом к одному сословию.
Как никто, может быть, другой, она осознавала необходимость административных реформ.
Императрица самолично составляла проекты этих реформ, наибольшую известность из которых получили проекты 1775, 1788 и 1794 годов.
Их итогом Сенат был разделен как орган управления на несколько департаментов. Два из них учреждались в Москве, а четыре находились в Петербурге.
Управлять государством по новым законам можно было из Москвы так же, как и из Петербурга. В связи с данным новшеством возникла необходимость строительства в Кремле здания, где бы разместились главные правительственные учреждения.
Старое деревянное здание Приказов, где прежде размещались государственные учреждения и архивы, было снесено в ходе радикальной перестройки Кремля. Таким образом, ко времени проведения екатерининских реформ в Москве не оказалось подходящего здания для размещения департаментов Сената и других правительственных учреждений. Строительство здания, в котором бы разместились Департамент правительствующего Сената, а также Государственный архив, Казначейство и Дворянское собрание, стало насущной необходимостью.
ХОД СТРОИТЕЛЬСТВА
В апреле 1776 года на строительство была составлена смета, в июне вышел императорский указ. Разработать проект нового административного здания было поручено архитектору Матвею Федоровичу Казакову, уже имевшему опыт кремлевского зодчества.
Творчество Казакова многогранно. На протяжении своей жизни он создал множество творений, навсегда вошедших в историю архитектуры. Практически вся застройка Москвы XVIII века так или иначе связана с его именем. Здания, построенные Матвеем Казаковым, составляют гордость московского градостроительства. Не случайно русская архитектура XVIII cтолетия носит название «казаковская».
На этот раз перед Матвеем Федоровичем стояла сложная задача. Следовало построить административное здание, которое, с одной стороны, выполняло бы парадную, представительскую функцию, а с другой – с наибольшей пользой служило бы исполнению текущих государственных дел в высочайшем присутственно-чиновном учреждении.
Как следует из архивных документов, более других присутственных мест в новом помещении нуждались Вотчинный департамент и Межевая канцелярия. 7 апреля 1787 года ему же, но уже московским генерал-губернатором, было предписано поспешить с приготовлением комнат для обоих вышеназванных учреждений, которые первыми и перешли в новое здание. 6 октября 1787 года департаментом было сделано распоряжение о протапливании покоев «в рассуждении, что жилья в них еще не было и воздух должен быть тяжелый и неспособный», для чего и были посланы солдаты с наставлением «о великой в рассуждении огня осторожности». 20 октября 1787 года некто экзекутор Гирин представил департаменту рапорт, что означенные покои и все в них находящееся принято им по описи от архитектора Матвея Казакова. В тот же день, как свидетельствуют архивные данные, присутствие департамента осматривало новое помещение, находившееся в верхнем этаже кремлевского здания. После этого осмотра, очевидно, и было дано указание приступить к самому перемещению.
Как выяснилось, с непростой задачей Казаков справился с величайшим мастерством и тактом. Он создал величественное монументальное здание, которое гармонично вписалось в архитектурный ансамбль Кремля, а по великолепию своего внутреннего убранства соперничало с лучшими образцами дворцового строительства на Руси. Поэтому Кремлевский Сенат, который явился прекрасным образцом русского классицизма, – стал одним из лучших его творений.
Во вновь отстроенное здание переместились и другие присутственные места. Еще в 1787 году по предложению Еропкина, «правящему должность» обер-прокурора Пятого департамента, действительному статскому советнику Салтыкову было поручено осмотреть новое здание и дать заключение, может ли в нем поместиться Архив. Экзекутор Сумбатов, которому Салтыков доверил исполнить возложенное на него самого поручение, нашел помещение «весьма удобным».
Сенат уведомил об этом Еропкина, по докладу которого был издан Высочайший указ от 27 октября 1787 года о размещении в новом кремлевском здании Архива.
Это приказание было исполнено весной 1788 года. В новом помещении архив занял большую часть нижнего этажа здания.
ЗАЛ ДЛЯ ДВОРЯН
Из массы залов Сената особым великолепием выделялся Круглый зал, получивший название Екатерининского. Он предназначался для знаменитой Екатерининской комиссии. Поскольку эта комиссия созывалась от случая к случаю, то зал стали использовать и в иных целях. В делах губернского архива Екатерининский зал, называемый «большой залой», «круглой залой», «главной залой» Сената, нередко проходит и как «зал собрания», или «большая зала для собрания дворянства».
В одном из рапортов архитектора Казакова князю Прозоровскому встречается следующая любопытная характеристика Круглого зала: «…в Кремлевском доме – для собрания дворянства большой зал с внутренним лепным украшением, стоящим знатной суммы».
В конце 1788 года его отдают Дворянскому собранию. Предполагалось, что зал будет служить местом общих собраний московского дворянства.
Об этом свидетельствует и надпись на овальной каменной доске, долгое время хранившейся во дворе у входа в здание: «Повелением Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Самодержцы Всероссийской, начато сие здание для помещения Правительствующего Сената, Государственного Архива, Казначейств и для собрания Московского Дворянства в 1776, а окончено в 1787 году царствования ее в двадесять пятое лето, при Наследнике Ее Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Павле Петровиче, и супруге его, Благоверной Государыне, Великой Княгине Марье Федоровне и при чадах их, Благоверных Великих Князьях Александре Павловиче, Константине Павловиче, и Благоверных Государынях, Великих Княгинях Александре Павловне, Елене Павловне и Марии Павловне».
То, что самый торжественный зал Сената был отдан дворянству, было не случайно. Высшим достижением политики Екатерины II стало обнародование в 1785 году жалованной грамоты дворянству, за которым были юридически закреплены все права и привилегии, имевшиеся у данного сословия к концу XVIII века.
В частности, дворяне имели так называемые политические свободы. Это означало, что им даровано право организовывать дворянские общества в уездах и губерниях, проводить собрания, правда, под контролем генерал-губернатора.
Первое такое собрание проходило в Кремле в декабре 1788 года, когда по случаю выбора судей в Круглом зале Сената собралось москворецкое дворянство. По этому поводу в «Круглую залу» из Кремлевского дворца был перенесен большой бархатный балдахин, под которым находился портрет государыни. По окончании выборов балдахин был разобран.
Парадный зал Сената использовался Дворянским собранием недолго.
Уже в 1790 году его заседания были перенесены в построенное Матвеем Федоровичем Казаковым здание на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда.
«КОМНАТЫ, ДЛЯ СЕНАТА В КРЕМЛЕ ИЗГОТОВЛЕННЫЕ»
В июне 1790 года было решено «в комнаты, для Сената в Кремле изготовленные», перевести два московских департамента правительствующего Сената.
До этого временно они размещались в особом отделении Потешного дворца. 1 июля 1790 года Сенат вселяется в новое здание, которое вскоре изменило свое прежнее название «Дом присутственных мест» на «Здание Сената». С течением времени площадь перед зданием получила название Сенатской.
В июне 1792 года главнокомандующий князь Прозоровский предложил переместить в «новопостроенный для Сената дом, в коем остаются еще комнаты незамещенные», Разрядный архив. Поводом для такого предложения послужило то обстоятельство, что незадолго до этого на набережной, недалеко от места, где находился архив, произошел сильный пожар. Он угрожал архиву уничтожением. Именно поэтому 25 мая 1793 года Разрядный архив переезжает в новое помещение.
Таким образом, все комнаты сенатского здания к середине 1793 года были заняты. В бельэтаже, или так называемом втором, парадном, этаже, размещались два департамента Сената. Овальный зал, расположенный над проездной аркой во втором этаже – бельэтаже, являлся залом собраний Сената.
Государственный архив, или так называемый Архив старых дел, помещался в комнатах на всех этажах, а часть помещений подвального и первого этажей занимало Казначейство.
ПОЖАР В КРЕМЛЕ
Нашествие Наполеона самым трагическим образом отразилось на судьбе Сената. Его здание, как и многие другие постройки в Кремле, пострадало от сильного пожара. Сенат был в числе тех присутственных мест, которые одними из последних покинули Москву, хотя самые важные государственные документы были заблаговременно вывезены из Кремля.
Когда 2 сентября 1812 года Москва была занята французскими войсками, Наполеон попытался основать в Кремле свою резиденцию, а в здании Сената было расквартировано два французских полка. При отступлении Наполеон отдал приказ о взрыве Кремля. Под многие кремлевские здания, в том числе и под башни, были подложены мины. Дело, порученное маршалу Мортье, удалось лишь наполовину: проливной дождь в ту ночь подмочил тлевшие фитили, а некоторые из них были замечены москвичами и потушены.
Однако центр Москвы серьезно пострадал в результате произошедших все-таки пяти взрывов. Самым сильным из них был первый, которым вышибло все стекла и оконные рамы не только в кремлевских зданиях, но и находящихся поблизости. До основания была снесена взрывом Водовзводная башня, наполовину разрушена Никольская. Наряду со стенами и башнями пострадали и кремлевские постройки. Частично был разрушен Арсенал, повреждены Грановитая палата, Филаретовская пристройка, Комендантский дом. Стены дворца и здания музея Оружейной палаты буквально почернели от огня. Значительный ущерб был нанесен кремлевским соборам. Бесследно исчез бронзовый Георгий Победоносец, украшавший купол Круглого зала Сената. По одной версии, он расплавился, по другой – вместе с еще двумя предметами, составлявшими гордость Кремля – орлом с Никольских ворот и крестом с колокольни Ивана Великого, – был вывезен в обозе французской армии в качестве трофея.
Доживавший свои дни в Рязани 72-летний Казаков, узнав о начавшемся в Москве пожаре, пришел в отчаяние.
«Весть сия, – писал его сын, – нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь творчеству, украшая престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли вместе с дымом пожарным…»
ТРЕТЬЕ ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ
Процесс возрождения из руин и пепла был настолько бурным, что современники говорили о восстановлении Москвы как о третьем ее основании. В первую очередь крупномасштабные строительные работы велись в Кремле. Император Александр I, несмотря на истощение государственной казны военными расходами, активно занимался восстановлением Кремля: его башен, стен, дворца и соборов. Он часто посещал Москву, пристально наблюдая за ходом реставрационных работ, в которых принимали участие самые видные зодчие того времени. Осип Бове надстраивал верх Никольской башни и восстанавливал здание Арсенала, Карл Росси возводил церковь в Вознесенском монастыре, Дементий Жилярди заново отстроил соборную звонницу.
Постепенно Кремль был приведен в порядок, вокруг него были разбиты сады, впоследствии получившие название Александровских. Здание Сената также было восстановлено. Оно приобрело свой первоначальный вид, и в него вновь въехали учреждения, которые размещались здесь ранее: Кремлевская экспедиция, Межевая канцелярия, при которой состояло Константиновское училище, Статное и Остаточное казначейства, два архива – Государственный и Вотчинный, Комиссия провиантского депо и Аудиториатское отделение. Здесь же разместились Шестой, Седьмой и Восьмой департаменты правительствующего Сената, а в Круглом (Екатерининском) зале расположились архив и департамент Военного министерства.
Последствия разрухи 1812 года были полностью преодолены уже при императоре Николае I, который очень тяготел к старине. Он любил Москву и многое предпринимал для ее украшения. C особой заботой Николай I относился к реставрации старинных придворных храмовых и светских построек, расположенных на территории Кремля.
С его именем связано окончательное восстановление Арсенала, вдоль стен которого были расставлены трофеи 1812 года – пушки, отбитые у «великой армии». При нем на месте древнего Конюшенного приказа построено новое здание Оружейной палаты, куда были перенесены все государственные драгоценности и древности, а также воздвигнут кавалерский корпус, в котором разместились служащие при дворе. Николай I провел и последние крупномасштабные строительные работы в Кремле. При нем в июле 1838 года началась реконструкция резиденции русских государей.
СТРОИТЕЛЬСТВО ДВОРЦА
Старый дворец, построенный по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в XVIII веке, не соответствовал потребностям нового времени, и его решено было снести, тем более что второпях восстановленное после пожара 1812 года здание оказалось очень ветхим. Это обстоятельство и побудило императора Николая I построить новый дворец.
Возглавить строительство было поручено Константину Андреевичу Тону.
Император лично рассматривал и утверждал все подробности и детали проекта, поскольку дворец, по его словам, должен был стать «достойным украшением… древней столицы, тем более что он вполне соответствует окружающим его зданиям, священным для нас, и по соединенным с ними воспоминаниям веков минувших и великих событий отечественной истории» (его императорское величество Николай I, 3 апреля 1849 года).
Строительство и отделка дворца продолжались с 1838 по 1849 год. Дворец был торжественно освящен в апреле 1849 года в присутствии всей императорской семьи. Современники высоко оценивали работу и отмечали, что «от Большого Кремлевского дворца, как от музыки Глинки, веяло чем-то русским».
Большой Кремлевский дворец стал последним в России и одним из последних в Европе, построенных с такими размахом и роскошью, зданием. Как и многие другие постройки Константина Тона, он отличался передовыми конструктивными решениями, являющимися достижениями для своего времени.
Перекрытия Большого Кремлевского дворца имели сводчатое строение, полы в вестибюлях и коридорах выложены камнем, а стропила выполнены из железа.
В этот период Кремль по-прежнему является государственным, национальным и культурным центром России. А как средоточие культуры Москва становится даже влиятельнее Петербурга. Именно здесь, в Кремле, как и в XVII веке, расположился ряд сугубо культурных учреждений. Примечательно, что некоторые из них размещаются в здании Сената. В 1831 году сюда въезжает так называемая Дворцовая контора, называвшаяся ранее Кремлевской экспедицией. Именно при ней существовало знаменитое Московское дворцовое архитектурное училище, одной из основных задач которого являлось составление планов и чертежей старинных московских построек. Оно занимало тогда часть второго, парадного, этажа и Малый круглый зал. Остальные помещения здания Сената были заняты в основном департаментами судебных установлений.
При Николае I в Сенате, как в правительственном учреждении, было всего 12 департаментов, из них Шестой, Седьмой и Восьмой территориально находились в Москве.
Все эти департаменты были судебными. В них рассматривались как уголовные, так и гражданские дела, которые собирали по всем губерниям Российской империи. Значение этих департаментов было настолько велико, что к концу царствования Николая I Сенат почти полностью превращается в высшую судебную инстанцию.
ЗДАНИЕ СУДЕБНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ
В царствование императора Александра II роль Сената как хранителя законности усиливается. В качестве высшего органа надзора за деятельностью всех судебных и административных учреждений он занимает центральное место в управлении государством. Таким образом, фактическое руководство империей осуществляется из Кремля, из здания Сената, хотя император постоянно находится в Санкт-Петербурге.
На характер деятельности Сената большое влияние оказывают реформы в общественной жизни России второй половины XIX века, особенно судебная 1865 года. Именно тогда кремлевское здание Сената полностью передается в ведение Министерства юстиции.
23 апреля 1866 года здесь состоялось официальное открытие Московской палаты судебных установлений. К этой дате, очевидно, водрузили на ротонду Екатерининского зала новую скульптуру – колонну с короной и надписью «Закон» – эмблемой правосудия. Таких колонн в истории Сената было две. Так, на хранящемся в архиве чертеже главного фасада «Сенатского дома» изображен главный купол здания, увенчанный короной, стоящей на круглом постаменте. В 1880 году главный купол Сената украшала уже другая корона – на четырехгранном пьедестале с надписью: «Законъ». Вероятно, она была уничтожена в 1920–1930-х годах.
В Сенате расположились Окружной суд, Судебная палата, а также квартира московского прокурора. В Круглом зале, полностью отремонтированном к октябрю 1866 года, стали проходить открытые заседания и сессии Московского губернского суда.
С 1867 по 1917 год в этом одном из самых великолепных парадных залов Кремля велись судебные слушания по особо важным делам.
Овальный зал использовался для заседаний Судебной палаты по уголовным делам. В тот период все непрофильные архивы были выведены из здания. Освободившиеся помещения переделали для подсобных служб, а на месте овальных лестниц устроили залы гражданских и уголовных процессов. Значительная часть помещений третьего этажа была занята судебными архивами, остальные служебные комнаты переоборудовали под кабинеты членов суда, комнаты судопроизводства и квартиры служащих. Само «Здание Сената» переименовали в «Здание Судебных Установлений».
НЕУДАЧНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА
Во второй половине ХIХ века, не считаясь с архитектурными особенностями, здание Сената постоянно перестраивали, переделывая парадные комнаты в служебные помещения, безжалостно меняли интерьер. Хотя внешне строение сохранилось к тому времени неплохо, его внутреннее состояние производило удручающее впечатление. Ступени старых каменных лестниц почти развалились, изразцовые голландские печи были сломаны, потолки протекали.
Екатерининский зал был перегорожен пополам, вдоль его стен почти до самого купола размещались полки с папками земельного и вотчинного делопроизводства.
Лучший, парадный, зал Сената был превращен в хранилище казенных дел. Изменения, которым подверглось здание в XIX веке, привели к полной утрате его великолепных дворцовых интерьеров.
Между тем каждый раз, когда в Кремле готовились к тому или иному торжественному событию, приводили в порядок Большой Круглый зал, ремонтировали и ряд других помещений. Так, 23 апреля 1884 года в Круглом (Екатерининском) зале отмечали 18-ю годовщину открытия Московских судебных установлений. К этой дате зал отреставрировали, освободили от лишних перегородок и подготовили к проведению ответственного мероприятия.
Церемония особо торжественная, ведь в ходе ее в Екатерининском зале Сената открывали памятник «Царю-Законодателю» работы профессора Императорской академии художеств Михаила Попова. Выполненную из мрамора скульптуру императора Александра II установили в одной из ниш Круглого Екатерининского зала.
Деньги на изготовление скульптуры собрали по подписке среди чинов судебного ведомства.
Есть свидетельства, что Круглый зал Сената в XIX веке использовался и для проведения более торжественных событий. Так, например, во время коронации русских государей-императоров он служил местом для заседаний Государственного Совета и правительствующего Сената. Не исключалось и использование зала для церемонии коронования государя императора.
ЗДАНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
После Октябрьской революции 1917 года Москва обретает прежний статус столицы, а Кремль вновь становится правительственной резиденцией, превращаясь в центр политической жизни. В марте 1918 года все государственные учреждения советской России перемещаются из Петербурга в Москву.
В здание бывшего Сената въехало правительство, возглавляемое Владимиром Ильичем Лениным. Здесь же расположился и рабочий аппарат ВЦИКа, занимающий часть комнат второго и третьего этажей здания бывших Судебных установлений.
28 марта 1918 года в это здание переселился Ленин со своей семьей. До 1932 года на первом этаже этого здания располагалась и квартира Сталина.
Некоторое время после революции здание продолжало носить официальное название «Здание Судебных Установлений», а вот Екатерининский зал почти сразу же был переименован в Свердловский (по имени первого председателя ВЦИКа). Зал привели в порядок и начали использовать для проведения партийных съездов и заседаний Коммунистического Интернационала. В марте 1919 года в Свердловском зале состоялся X съезд партии.
Следующий этап ремонтных работ здания приходится на 1934 год: впервые за много лет проводилась реконструкция, целью которой стало переоборудование внутренних комнат под рабочие помещения Совета министров СССР. В результате все рабочие помещения получили единообразный казенный вид, а парадные, Екатерининский и Овальный, залы хотя и были отреставрированы, но не настолько, чтобы соответствовать историческим образцам.
Сталинский стиль в решении всего здания Сената в целом не гармонировал с изысканными интерьерами парадных казаковских залов, поэтому многим историческим скульптурам, барельефам и медальонам просто не нашлось там места. При ремонте и реконструкции Свердловского (Екатерининского) зала в 1949 и 1956 годах также были допущены многочисленные отступления от первоначального казаковского замысла.
В советское время в Свердловском зале проходили заседания правительства, здесь же вручались государственные награды и международные премии. Тогда же Сенат переименовали в «Здание Совета министров СССР».
Научно–реставрационные работы проводились и в более позднее время: в 1961–1962, 1965–1966 годах, однако они не касались всего комплекса в целом. Косметический ремонт прошел в 1974 году. Работы носили фрагментарный характер. Но было ясно – зданию требуется полномасштабная реконструкция.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЛИКА
С 1991 года здание Сената становится рабочей резиденцией президента Российской Федерации и во многом, как и в старину, берет на себя выполнение представительских функций.
Идея реставрации Кремля принадлежала президенту Российской Федерации Борису Ельцину. Как профессиональный строитель, он понимал: сооружению, возведенному еще в екатерининские времена, требуется капитальный ремонт. Как государственный деятель, он осознавал: простыми строительными работами не обойтись, нужна кропотливая работа по воссозданию внешнего и внутреннего облика ценнейшего памятника истории и архитектуры Кремля.
Ельцин подписал указ о проведении комплексной реставрации Сената и принял самое активное участие в работе, развернувшейся по его инициативе. В 1994 году под руководством президента проходит первое заседание комиссии, которой было поручено подготовить проект реставрации и реконструкции Кремля. По его предложению утверждается состав художников, архитекторов и дизайнеров. Президент требовал точного следования исторической традиции. Все в Кремле, по его мнению, должно быть выдержано в державном российском стиле. Для этого проектировщики, архитекторы, реставраторы досконально изучили уникальные образцы русского зодчества Санкт-Петербурга, Петергофа, Царского Села, Павловска.
Они на практике использовали приемы дворцового строительства, ведь внутреннее убранство Сената приходилось создавать практически заново. Лишь парадные залы восстанавливали по сохранившимся эскизам, наброскам и рисункам. Для этого реставраторам и художникам пришлось немало поработать в архивах и музеях.
К реставрации, длившейся около двух лет, были привлечены лучшие специалисты. Символ Москвы, скульптурная группа, изображавшая Георгия Победоносца с наружной стороны на куполе Сената, снятая и переплавленная в свое время наполеоновцами, была поднята на крышу Екатерининского зала 19 декабря 1995 года. Стараниями скульпторов – отца и сына Владимира и Александра Цигей – была создана достоверная копия казаковского творения, который всегда очень внимательно относился к архитектурным деталям. Вес скульптурной группы составляет 2,2 тонны. Памятник отлит из бронзы в Австрии и привезен в Россию.
В результате кропотливого труда строителей, проектировщиков, архитекторов и дизайнеров здание Сената, с XVIII века украшавшее Кремль, не только обрело свой первозданный вид, но и получило новую жизнь.
Оно и ныне выполняет предназначенную ему историей роль: это место, где принимаются важные государственные решения. Над его куполом как символ обновленной России гордо вьется бело-сине-красный флаг.
По традиции в кремлевский рабочий кабинет после церемонии вступления в должность въезжает вновь избранный президент России. Эта традиция берет свое начало с въезда в Кремль президента Владимира Путина.
Сенат США
Чтобы отметить ратификацию Девятнадцатой поправки и отметить заслуги первой женщины-сенатора в 1922 году, узнайте о женщинах-сенаторах.
Представленный для того, чтобы просвещать, развлекать и информировать, наш новый блог истории Сената исследует силы, события и личности, которые сформировали современный Сенат.
Узнайте об искусстве и истории Сената
Изучите коллекцию живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства Сената, представляющую историю учреждения, Капитолия и нации.

Узнайте об истории, традициях и обустройстве столов сенаторов.
Узнайте о месте вашего штата в истории Сената.
Ваш визит в исторический Капитолий США начинается, когда вы входите в Центр посетителей Капитолия. Центр для посетителей расположен под Восточной площадью Капитолия между проспектами Конституции и Независимости.
Четверг, 22 декабря 2022 г.
8:00: Созыв и переход к исполнительному заседанию для рассмотрения кандидатуры Франклина Р. Паркера из округа Колумбия на должность помощника министра военно-морского флота.- Этаж веб-трансляции
- Календарь Сената (последний выпуск)
- Исполнительный календарь (последний выпуск, PDF)
Предыдущая встреча
Среда, 21 декабря 2022 г.Сенат собрался в 10:00 и закрылся 22 декабря в 2:01. Было проведено 2 рекордных голосования.

- Этаж активности
- Daily Digest (последний выпуск)
- Отчет Конгресса (последний выпуск, PDF)
- Предварительное расписание этажей
Сегодня, 22 декабря 2022 г.
- Заседания комитета не запланированы
Информация о комитетах
- Членство в комитете и задачи
- История сенатских комитетов
- Руководство по исследованиям комитетов
Инструменты исследования
- Виртуальный справочный стол
- Статистика и списки
- Обычно ищут по законодательству
Последние поименные голоса в Сенате
- 21 декабря | 405 (68–26) | Подтверждено | PN1668
- 21 декабря | 404 (93-2) | Подтверждено | PN2668
- 20 декабря | 403 (70–25) | Согласен | HR 2617
- Подробный список сеансов
Публичное раскрытие информации
- Раскрытие финансовой информации
- Правило подарков/Путешествие
- Закон о раскрытии информации в лобби
Характеристики
- Женщины Сената
- Блог с историями Сената
- Подробнее
Посещение
- Планирование посещения
- Центр посетителей Капитолия
- Камера Капитолия
Работа
- Занятость
- Закупки
Законодательная власть | Белый дом
Перейти к разделу
Выбрать Наше правительство Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Выборы и голосование Государство и местное самоуправление Конституция
Законодательная власть, установленная Статьей I Конституции, состоит из Палаты представителей и Сената, которые вместе образуют Конгресс Соединенных Штатов.
Конституция наделяет Конгресс исключительными полномочиями принимать законы и объявлять войну, правом подтверждать или отклонять многие президентские назначения, а также существенными следственными полномочиями.
Палата представителей состоит из 435 избранных членов, разделенных между 50 штатами пропорционально их общей численности населения. Кроме того, есть 6 членов без права голоса, представляющих округ Колумбия, Содружество Пуэрто-Рико и четыре другие территории Соединенных Штатов: Американское Самоа, Гуам, Виргинские острова США и Содружество Северных Марианских островов. Председателем палаты является спикер палаты, избираемый представителями. Он или она занимает третье место в очереди на пост президента.
Члены Палаты избираются каждые два года, им должно быть 25 лет, они должны быть гражданами США не менее семи лет и проживать в штате (но не обязательно в округе), который они представляют.
Палата имеет несколько полномочий, возложенных исключительно на нее, в том числе право инициировать законопроекты о доходах, импичмент федеральным чиновникам и избирать президента в случае ничьей коллегии выборщиков.
Сенат состоит из 100 сенаторов, по 2 от каждого штата. До ратификации 17-й поправки в 1913, сенаторы избирались законодательными собраниями штатов, а не всеобщим голосованием. С тех пор они избираются на шестилетний срок народом каждого штата. Сроки полномочий сенаторов распределены таким образом, что примерно одна треть Сената подлежит переизбранию каждые два года. Сенаторам должно быть 30 лет, они должны быть гражданами США не менее девяти лет и быть резидентами штата, который они представляют.
Вице-президент Соединенных Штатов является Председателем Сената и имеет право решающего голоса в случае равенства голосов в Сенате.
Сенат обладает исключительной властью утверждать те назначения Президента, которые требуют согласия, а также давать советы и давать согласие на ратификацию договоров. Однако из этого правила есть два исключения: Палата представителей также должна одобрять назначения на пост вице-президента и любой договор, связанный с внешней торговлей. Сенат также рассматривает дела об импичменте федеральных чиновников, переданные ему Палатой представителей.
Чтобы принять закон и отправить его на подпись Президенту, и Палата представителей, и Сенат должны принять один и тот же законопроект большинством голосов. Если президент накладывает вето на законопроект, они могут отменить его вето, повторно приняв законопроект в каждой палате, причем за него проголосовало не менее двух третей от каждого органа.
Законодательный процесс
Первым шагом в законодательном процессе является внесение законопроекта в Конгресс. Его может написать кто угодно, но только члены Конгресса могут вводить законы. Некоторые важные законопроекты традиционно вносятся по требованию президента, например, годовой федеральный бюджет. Однако в ходе законодательного процесса первоначальный законопроект может претерпеть кардинальные изменения.
После внесения законопроект передается на рассмотрение в соответствующий комитет. Есть 17 комитетов Сената с 70 подкомитетами и 23 комитета Палаты представителей с 104 подкомитетами. Комитеты не установлены в камне, а меняются в количестве и форме с каждым новым Конгрессом, как это требуется для эффективного рассмотрения законодательства.
Каждый комитет курирует определенную область политики, а подкомитеты берут на себя более специализированные области политики. Например, комитет Палаты представителей по путям и средствам включает в себя подкомитеты по социальному обеспечению и торговле.
Законопроект сначала рассматривается в подкомитете, где он может быть принят, изменен или полностью отклонен. Если члены подкомитета соглашаются продвигать законопроект, об этом сообщается всему комитету, где процесс повторяется снова. На этом этапе процесса комитеты и подкомитеты созывают слушания для изучения достоинств и недостатков законопроекта. Они приглашают экспертов, защитников и противников предстать перед комитетом и дать показания, а также могут заставить людей явиться, используя право вызова в суд, если это необходимо.
Если весь комитет проголосовал за одобрение законопроекта, об этом сообщается в Палату представителей или Сенат, и партийное руководство большинства решает, когда внести законопроект в календарь для рассмотрения.
Если законопроект особенно актуален, его можно рассмотреть сразу. Другие могут ждать месяцами или вообще никогда не планироваться.
Когда законопроект поступает на рассмотрение, в Палате представителей проводится очень структурированный процесс обсуждения. У каждого члена, желающего выступить, есть всего несколько минут, а количество и вид поправок обычно ограничены. В Сенате дебаты по большинству законопроектов не ограничены — сенаторы могут затрагивать во время своих выступлений вопросы, отличные от рассматриваемого законопроекта, и могут быть внесены любые поправки. Сенаторы могут использовать это для обструкции рассматриваемых законопроектов, процедура, с помощью которой сенатор откладывает голосование по законопроекту — и, соответственно, его принятие — отказываясь уйти в отставку. Подавляющее большинство в 60 сенаторов может сломить флибустьер, призвав к закрытию или прекращению дебатов по законопроекту и форсировав голосование. После завершения дебатов законопроект принимается простым большинством голосов.
Законопроект должен пройти обе палаты Конгресса, прежде чем он будет передан на рассмотрение Президенту. Хотя Конституция требует, чтобы оба законопроекта имели одинаковые формулировки, на практике это редко происходит. Для согласования законопроектов созывается Конференционный комитет, состоящий из представителей обеих палат. Члены комитета составляют отчет конференции, задуманный как окончательный вариант законопроекта. Затем каждая палата снова голосует за утверждение отчета конференции. В зависимости от того, откуда был составлен законопроект, окончательный текст затем регистрируется секретарем палаты или секретарем сената и представляется спикеру палаты и председателю сената для подписи. Затем законопроект направляется президенту.
При получении законопроекта от Конгресса у президента есть несколько вариантов. Если президент в основном согласен с законопроектом, он или она может подписать его в качестве закона, после чего законопроект печатается в Уставе в целом. Если президент считает, что закон является плохой политикой, он или она может наложить на него вето и отправить обратно в Конгресс.
Конгресс может преодолеть вето двумя третями голосов каждой палаты, после чего законопроект становится законом и печатается.
Есть два других варианта, которыми может воспользоваться Президент. Если Конгресс заседает, а президент не принимает никаких мер в течение 10 дней, законопроект становится законом. Если Конгресс откладывает заседание до истечения 10 дней, а Президент не предпринимает никаких действий, то законопроект отменяется, и Конгресс не может проголосовать за его отмену. Это называется карманным вето, и если Конгресс все еще хочет принять закон, он должен начать весь процесс заново.
Полномочия Конгресса
Конгресс, как одна из трех равных ветвей власти, наделен Конституцией значительными полномочиями. Вся законодательная власть в правительстве принадлежит Конгрессу, а это означает, что это единственная часть правительства, которая может принимать новые законы или изменять существующие законы. Агентства исполнительной власти издают постановления, обладающие полной силой закона, но они действуют только в соответствии с законами, принятыми Конгрессом.
Президент может наложить вето на законопроекты, принятые Конгрессом, но Конгресс также может отменить вето двумя третями голосов как в Сенате, так и в Палате представителей.
Статья I Конституции перечисляет полномочия Конгресса и конкретные области, в которых он может принимать законы. Конгресс также уполномочен принимать законы, которые считаются «необходимыми и надлежащими» для осуществления полномочий, предоставленных любой части правительства в соответствии с Конституцией.
Частью законодательной власти Конгресса является установление годового бюджета для правительства. С этой целью Конгресс взимает налоги и тарифы для финансирования основных государственных услуг. Если не удается собрать достаточно денег для финансирования правительства, Конгресс может также разрешить заимствование для покрытия разницы. Конгресс также может распорядиться о расходах по конкретным статьям: расходы, предусмотренные законодательством, широко известные как «целевые», определяют средства для конкретного проекта, а не для государственного учреждения.
Обе палаты Конгресса обладают обширными полномочиями по проведению расследований и могут принуждать к предоставлению доказательств или показаний для любой цели, которую они сочтут необходимой. Члены Конгресса проводят большую часть своего времени, проводя слушания и расследования в комитете. Отказ сотрудничать с повесткой Конгресса может привести к обвинению в неуважении к Конгрессу, что может привести к тюремному заключению.
Сенат обладает несколькими полномочиями: он соглашается на ратификацию договоров квалифицированным большинством в две трети голосов и подтверждает назначение президента большинством голосов. Согласие Палаты представителей также необходимо для ратификации торговых соглашений и утверждения вице-президентом.
Конгресс также имеет право объявлять войну.
Правительственный надзор
Надзор за исполнительной властью является важной проверкой Конгрессом власти президента и противовесом его или ее усмотрению в реализации законов и принятии постановлений.

