Правда о кровавом воскресенье 1905 года: Главные загадки «Кровавого воскресенья» 22 января 1905 года

Миф о «Кровавом воскресенье» — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Предлагаю вам ознакомиться вот с такой версией событий:

При первых ростках рабочего движения в России Ф.М. Достоевский зорко подметил, по какому сценарию станет оно развиваться. В его романе «Бесы» «бунтуют шпигулинские», т. е. работники местной фабрики, «доведённые до крайности» хозяевами; они столпились и ждут, что «начальство разберётся». Но за их спинами шныряют бесовские тени «доброжелателей». А уж они-то знают, что выигрыш им обеспечен при любом исходе. Пойдёт власть трудящимся навстречу — проявит слабость, а значит, уронит свой авторитет. «Не дадим им передышки, товарищи! Не остановимся на достигнутом, ужесточайте требования!» Займёт ли власть жёсткую позицию, станет наводить порядок — «Выше знамя святой ненависти! Позор и проклятье палачам!»

К началу XX в. бурный рост капитализма сделал рабочее движение одним из главнейших факторов внутрироссийской жизни. Экономическая борьба рабочих и государственное развитие фабрично-заводского законодательства вели совместное наступление на произвол работодателей. Контролируя этот процесс, государство пыталось сдерживать опасный для страны процесс радикализации растущего рабочего движения. Но в борьбе с революцией за народ оно потерпело сокрушительное поражение. И решающая роль здесь принадлежит событию, которое навсегда осталось в истории как «Кровавое воскресенье».


Войска на Дворцовой площади.

В январе 1904 г. началась война России с Японией. На первых порах эта война, идущая на далёкой периферии Империи, на внутреннее положение России никак не влияла, тем более что экономика сохраняла обычную стабильность. Но едва лишь Россия начала терпеть неудачи, в обществе обнаружился к войне живейший интерес. Жадно ждали новых поражений и посылали японскому императору поздравительные телеграммы. Радостно было вместе с «прогрессивным человечеством» ненавидеть Россию! Ненависть к Отечеству приобрела такой размах, что в Японии стали относиться к российским либералам и революционерам как к своей «пятой колонне». В источниках их финансирования появился «японский след». Расшатывая государство, ненавистники России пытались вызвать революционную ситуацию. На всё более дерзкие и кровавые дела шли эсеры-террористы, к концу 1904 г. в столице развернулось забастовочное движение.

Священник Георгий Гапон и градоначальник И. А. Фуллон на открытии Коломенского отдела Собрания Русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга

Тогда же в столице революционерами готовилась акция, которой суждено было стать «Кровавым воскресеньем». Акция была задумана лишь на том основании, что в столице был человек, способный её организовать и возглавить — священник Георгий Гапон, и надо признать, что это обстоятельство было использовано с блеском. Кто мог бы повести за собой невиданную дотоле толпу питерских рабочих, в большинстве вчерашних крестьян, как не любимый ими священник? И женщины, и старики готовы были идти за «батюшкой», умножая собою массовость народного шествия.

Священник Георгий Гапон возглавлял легальную рабочую организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих». В «Собрании», организованном по инициативе полковника Зубатова, руководство было фактически захвачено революционерами, о чём не ведали рядовые участники «Собрания». Гапон был вынужден лавировать между противоборствующими силами, пытаясь «стоять над схваткой». Рабочие окружили его любовью и доверием, рос его авторитет, росла и численность «Собрания», но, вовлечённый в провокации и политические игры, священник совершил измену своему пастырскому служению.

В конце 1904 г. либеральная интеллигенция активизировалась, требуя от власти решительных либеральных реформ, а в начале января 1905 г. Петербург охватывает забастовка. Тогда же радикальное окружение Гапона «вбрасывает» в рабочие массы идею о подаче царю петиции о народных нуждах. Подача этой петиции Государю будет организована как массовое шествие к Зимнему дворцу, которое возглавит любимый народом священник Георгий. Петиция на первый взгляд может показаться документом странным, она написана как будто разными авторами: смиренно-верноподданнический тон обращения к Государю сочетается с предельной радикальностью требований — вплоть до созыва учредительного собрания. Иными словами, от законной власти требовали самоупразднения. Текст петиции в народе не распространяли.

Казачий патруль на Невском проспекте 9 января 1905

Петиция 9 января 1905 года

Государь!

Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем . продолжение невыносимых мук (…)

Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а сознание, необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, — и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба…

Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собрания, свободы совести в деле религии.

3) Общее и обязательное народное образование на государственный счет.

4) Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления.

5) Равенство перед законом всех без исключения.

6) Отделение церкви от государства.

II. Меры против нищеты народной.

1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом.

2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и передача земли народу.

3) Исполнение заказов военного и морского ведомств должно быть в России, а не за границей.

4) Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнета капитала над трудом.

1) Отмена института фабричных инспекторов.

2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.

3) Свобода потребительско-производственных и профессиональных союзов — немедленно.

4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.

5) Свобода борьбы труда с капиталом — немедленно.

6) Нормальная рабочая плата — немедленно.

7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих — немедленно.

Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе. Лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ чиновничьего правительства.

Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой, и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не поверишь, не отзовешься на нашу мольбу — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда дальше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим ее!»

http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/19050109petic.php

Один из рукописных списков Рабочей петиции 9 января 1905 года

Гапон знал, с какой целью поднимают массовое шествие к дворцу его «друзья»; он метался, понимая, во что он вовлечён, но выхода не находил и, продолжая изображать собою народного вождя, до последнего момента уверял народ (и себя самого), что кровопролития не будет. Накануне шествия царь уехал из столицы, но остановить растревоженную народную стихию никто не пытался. Дело шло к развязке. Народ стремился к Зимнему, а власти были настроены решительно, понимая, что «взятие Зимнего» стало бы серьёзнейшей заявкой на победу врагов Царя и Российского государства.

Власти вплоть до 8 января еще не знали, что за спиной рабочих заготовлена другая петиция, с экстремистскими требованиями. А когда узнали — пришли в ужас. Отдается приказ арестовать Гапона, но уже поздно, он скрылся. А остановить огромную лавину уже невозможно — революционные провокаторы поработали на славу.

9 января на встречу с Царем готовы выйти сотни тысяч людей. Отменить ее нельзя: газеты не выходили (В Петербурге забастовки парализовали деятельность почти всех типографий – А. Е.). И вплоть до позднего вечера накануне 9 января сотни агитаторов ходили по рабочим районам, возбуждая людей, приглашая на встречу с Царем, снова и снова заявляя, что этой встрече препятствуют эксплуататоры и чиновники. Засыпали рабочие с мыслью о завтрашней встрече с Батюшкой-Царем.

Петербургские власти, собравшиеся вечером 8 января на совещание, понимая, что остановить рабочих уже невозможно, приняли решение не допустить их в самый центр города (уже было понятно, что предпологается фактически штурм Зимнего). Главная задача состояла даже не в том, чтобы защитить Царя (его не было в городе, он находился в Царском Селе и не собирался приезжать), а в том, чтобы предотвратить беспорядки, неизбежную давку и гибель людей в результате стекания огромных масс с четырех сторон на узком пространстве Невского проспекта и Дворцовой площади, среди набережных и каналов. Царские министры помнили трагедию Ходынки, когда в результате преступной халатности местных московских властей в давке погибло 1389 человек и около 1300 получили ранение. Поэтому в центр стягивались войска, казаки с приказом не пропускать людей, оружие применять при крайней необходимости.

Стремясь предотвратить трагедию, власти выпустили объявление, запрещающее шествие 9 января и предупреждающее об опасности. Но из-за того, что работала только одна типография, тираж объявления был невели, да и его расклеили слишком поздно.

9 января 1905 г. Кавалеристы у Певческого моста задерживают движение шествия к Зимнему дворцу.

Представители всех партий распределялись между отдельными колоннами рабочих (их должно быть одиннадцать — по числу отделений гапоновской организации). Эсеровские боевики готовили оружие. Большевики сколачивали отряды, каждый из которых состоял из знаменосца, агитатора и ядра, их защищавшего (т.е. тех же боевиков).

Все члены РСДРП обязаны быть к шести часам утра у пунктов сбора.

Готовили знамена и транспаранты: «Долой Самодержавие!», «Да здравствует революция!», «К оружию, товарищи!»

9 января с раннего утра рабочие собирались на сборных пунктах.

Перед началом шествия в часовне Путиловского завода отслужен молебен о здравии Царя. Шествие имело все черты крестного хода. В первых рядах несли иконы, хоругви и царские портреты (интересно, что часть икон и хоругвий были просто захвачены при разграблении двух храмов и часовни на пути следования колон).

Но с самого начала, еще задолго до первых выстрелов, в другом конце города, на Васильевском острове и в некоторых других местах, группы рабочих во главе с революционными провокаторами сооружали баррикады из телеграфных столбов и проволоки, водружали красные флаги.

Участники Кровавого Воскресенья

Поначалу рабочие на баррикады не обращали особого внимания, замечая, возмущались. Из рабочих колонн, двигавшихся к центру, раздавались восклицания: «Это уже не наши, нам это ни к чему, это студенты балуются».

Общее число участников шествия к Дворцовой площади оценивается примерно в 300 тыс. человек. Отдельные колонны насчитывали несколько десятков тысяч человек. Эта огромная масса фатально двигалась к центру и, чем ближе подходила к нему, тем больше подвергалась агитации революционных провокаторов. Еще не было выстрелов, а какие-то люди распускали самые невероятные слухи о массовых расстрелах. Попытки властей ввести шествие в рамки порядка получали отпор специально организованных групп (были нарушены заранее оговоренные пути следования колон, были прорваны и рассеяны два кордона).

Начальник Департамента полиции Лопухин, который, кстати говоря, симпатизировал социалистам, писал об этих событиях: «Наэлектризованные агитацией, толпы рабочих, не поддаваясь воздействию обычных общеполицейских мер и даже атакам кавалерии, упорно стремились к Зимнему дворцу, а затем, раздраженные сопротивлением, стали нападать на воинские части. Такое положение вещей привело к необходимости принятия чрезвычайных мер для водворения порядка, и воинским частям пришлось действовать против огромных скопищ рабочих огнестрельным оружие.

Шествие от Нарвской заставы возглавлялось самим Гапоном, который постоянно выкрикивал: «Если нам будет отказано, то у нас нет больше Царя». Колонна подошла к Обводному каналу, где путь ей преградили ряды солдат. Офицеры предлагали все сильнее напиравшей толпе остановиться, но она не подчинялась. Последовали первые залпы, холостые. Толпа готова была уже вернуться, но Гапон и его помощники шли вперед и увлекали за собой толпу. Раздались боевые выстрелы.

Расстрел рабочего шествия 9 января 1905 года

Примерно так же развивались события и в других местах — на Выборгской стороне, на Васильевском острове, на Шлиссельбургском тракте. Появились красные знамена, лозунги «Долой Самодержавие!», «Да здравствует революция!» Толпа, возбужденная подготовленными боевиками, разбивала оружейные магазины, возводила баррикады. На Васильевском острове толпа, возглавляемая большевиком Л.Д. Давыдовым, захватила оружейную мастерскую Шаффа. «В Кирпичном переулке, — докладывал Царю Лопухин, — толпа напала на двух городовых, один из них был избит.

На Морской улице нанесены побои генерал-майору Эльриху, на Гороховой улице нанесены побои одному капитану и был задержан фельдъегерь, причем его мотор был изломан. Проезжавшего на извозчике юнкера Николаевского кавалерийского училища толпа стащила с саней, переломила шашку, которой он защищался, и нанесла ему побои и раны…

Гапон у Нарвских ворот призывал народ к столкновению с войсками: «Свобода или смерть!» и лишь случайно не погиб, когда раздались залпы (первые два залпа-холостыми, следующий залп боевыми поверх голов, последующие залпы в толпу). Идущие на «взятие Зимнего» толпы были рассеяны. Погибло около 120 человек, ранено было около 300. Немедленно на весь мир был поднят крик о многотысячных жертвах «кровавого царского режима», раздались призывы к его немедленному свержению, и эти призывы имели успех. Враги Царя и русского народа, выдававшие себя за его «доброжелателей», извлекли из трагедии 9 января максимальный пропагандистский эффект. Впоследствии коммунистическая власть внесла эту дату в календарь как обязательный для народа День ненависти.

Отец Георгий Гапон верил в свою миссию, и, шагая во главе народного шествия, он мог погибнуть, но уйти живым из-под выстрелов ему помог эсер П. Рутенберг, приставленный к нему «комиссаром» от революционеров. Ясно, что Рутенберг и его друзья знали о связях Гапона с Департаментом полиции. Будь его репутация безупречна, его, очевидно, тогда пристрелили бы под залпами, чтобы понести в народ его образ в ореоле героя и мученика. Возможность разрушения этого образа властями и послужила причиной спасения Гапона в тот день, но уже в 1906 г. он был казнён как провокатор «в своём кругу» под руководством всё того же Рутенберга, который, как пишет А.И. Солженицын, «уехал потом воссоздавать Палестину»…

Всего 9 января оказалось 96 человек убитых (в том числе околоточный надзиратель) и до 333 человек раненых, из коих умерли до 27 января еще 34 человека (в том числе один помощник пристава)». Итак, всего было убито 130 человек и около 300 ранено.

Так завершилась заранее спланированная акция революционеров. В тот же день стали распускаться самые невероятные слухи о тысячах расстрелянных и о том, что расстрел специально организован садистом-Царем, пожелавшим крови рабочих.

Могилы жертв Кровавого воскресенья 1905 г

В то же время некоторые источники дают более высокую оценку количества пострадавших — около тысячи убитых и несколько тысяч раненых. В частности, в статье В. И. Ленина, опубликованной 18 (31) января 1905 года в газете «Вперед», приводится получившая впоследствии широкое хождение в советской историографии цифра в 4 600 убитых и раненых. Согласно результатам исследования, выполненного доктором исторических наук А. Н. Зашихиным в 2008 году, оснований для признания этой цифры достоверной нет.

Подобные завышенные цифры сообщали и другие иностранные агентства. Так, британское агентство «Лаффан» сообщало о 2000 убитых и 5000 раненых, газета «Дейли мейл» — о более 2000 убитых и 5000 раненых, а газета «Стандард» — о 2000—3000 убитых и 7000—8000 раненых. Впоследствии все эти сведения не подтвердились. Журнал «Освобождение» сообщал, что некий «организационный комитет Технологического института» опубликовал «тайные полицейский сведения», определявшие число убитых в 1216 человек. Никаких подтверждений этого сообщения не найдено.

Впоследствии враждебная русскому правительству печать преувеличивала число жертв в десятки раз, не утруждая себя документальными подтверждениями. Большевик В. Невский, уже в советское время изучавший вопрос по документам, писал, что число погибших не превышало 150-200 человек (Красная Летопись, 1922. Петроград. Т.1. С. 55-57) Вот такова история, как революционные партии цинично использовали искренние чаянья народа в своих целях, подставив их под гарантированные пули солдат защищающих Зимний.

Из дневника Николая II:


9-го января. Воскресенье. Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело! …

16-го января Святейший Синод обратился по поводу последних событий с посланием ко всем православным:

«<…>Святейший Синод, скорбя, умоляет чад церкви повиноваться власти, пастырей — проповедовать и учить, власть имущих — защищать угнетенных, богатых — щедро делать добрые дела, а тружеников — трудиться в поте лица и беречься ложных советников — пособников и наемников злого врага».

Николай II 19 января обратился к рабочей делегации со следующей речью:

Вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей родины…Стачки и мятежные сборища только возбуждают толпу к таким беспорядкам, которые всегда заставляли и будут заставлять власти прибегать к военной силе, а это неизбежно вызывает и неповинные жертвы. Знаю, что нелегка жизнь рабочего. Многое надо улучшить и упорядочить.. Но мятежною толпою заявлять мне о своих требованиях — преступно.

Николай II пожертвовал 50 тыс. в пользу пострадавших 9-го января рабочих.

Говоря о поспешном приказе испуганного начальства, приказавшего стрелять, следует также вспомнить, что атмосфера вокруг царского дворца была очень напряженной, ибо тремя днями ранее было совершено покушение на Государя. 6 января, во время крещенского водосвятия на Неве в Петропавловской крепости произвели салют, при котором одна из пушек выстрелила боевым зарядом в сторону Императора. Выстрел картечью пробил знамя Морского корпуса, поразил окна Зимнего дворца и тяжело ранил дежурившего жандармского пристава. Офицер, командовавший салютом, сразу же покончил с собой, поэтому причина выстрела осталась тайной. Сразу после этого Государь с семьей уехал в Царское Село, где находился до 11 января. Таким образом, Царь о происходящем в столице не знал, его не было в тот день в Петербурге, – однако вину за происшедшее революционеры и либералы приписали ему, называя с тех пор «Николаем Кровавым».

Всем пострадавшим и семьям погибших по распоряжению Государя были выплачены пособия размером в полуторагодичный заработок квалифицированного рабочего. 18 января министр Святополк-Мирский был уволен в отставку. 19 января Царь принял депутацию рабочих от больших фабрик и заводов столицы, которые уже 14 января в обращении к митрополиту Петербургскому выразили полное раскаяние в происшедшем: «Лишь по своей темноте мы допустили, что некоторые чуждые нам лица выразили от нашего имени политические вожделения» и просили донести это покаяние до Государя.

[источники]

источники
http://www.russdom.ru/oldsayte/2005/200501i/200501012.html Владимир Сергеевич ЖИЛКИН

http://gorod.tomsk.ru/index-1205300992.php

http://humus.livejournal.com/1656553.html


Вспомните, как мы выясняли «Потемкинские деревни» — миф или реальность ?, а так же пытались разоблачить Мифы о Средневековье

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=18500

Tags: История

Кровавое воскресенье | Правмир

Какой была Россия в 1905 году? Сегодня мало кому интересна правда на этот счёт. Куда уютнее жить в пространстве того или иного мифа. Быть может, это и к лучшему… Через 110 лет та империя воспринимается как пряничный городок, в котором «гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные» — и только ужас Мировой войны вызвал тёмные силы, которые уничтожат эту идиллию. Исследование революционных волнений 1905 года разбивает такое – очень удобное для нас – восприятие событий.

К началу 1905 году во всём мире Россию воспринимали не только как страну медведей и графа Толстого, но и как территорию террора. Вести о покушениях на генералов, министров, губернаторов будоражили общество.

Как правило, в Европе с сочувствием относились ко всякого рода бомбистам. У официального Петербурга сложилась недобрая репутация в глазах прогрессивной (или «прогрессивной») лондонской и парижской прессы, даже её консервативного крыла.

Никто не воспринимал революционный взрыв как гром среди ясного неба. То есть, новости из России об уличных «классовых боях» мало кого в мире удивили: казалось, что нечто подобное назревало.

Старт революционной эпопее дал Георгий Гапон – православный священник, ушедший в политику. Тёмная личность, несомненный авантюрист, который метался между карьерой вождя рабочего движения и службой институтам власти.

Георгий Гапон

У него имелись определённые принципы: толстовство, почерпнутое ещё в годы семинарии. Из духовного звания его исключат только в марте 1905-го, после кровавых событий. Но, конечно, не авантюристы-одиночки расшатали ситуацию, как берёзу в бурлацкой песне.

Кого считать столпами самодержавия в 1905-м году? Оставалась Церковь и армия, хотя и в этих институтах формировался поток «неблагонадёжных».

Есенин писал о тех временах: «продал власть аристократ промышленникам и банкирам». Добавим: эти самые промышленники и банкиры относились к числу социально угнетённых страт. Больше половины капиталов (а во многих стратегически важных отраслях – до 80 процентов) принадлежало старообрядцам. Немалую роль играл и еврейский капитал, а также французский и армянский.

В старообрядческой среде никогда не угасало недовольство системой. В народе старообрядцев называли «двоеданами». Это первый наш император Пётр велел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они ни проживали, и обложить их двойной податью».

Можно долго говорить о различных ущемлениях старой веры. С годами ущемлений становилось меньше, но они не сошли на нет. И всё-таки деловой успех пришёл к старообрядческому купечеству в режиме постоянной борьбы с государством. Они закалились и усилились в этой борьбе.

В результате для лучшей части российской буржуазии государство не было ни святыней, ни важной ценностью. Причём религиозность в среде миллионщиков постепенно ослабевала, зато сочувствия революционному движению стало больше.

Это лишь один аспект великого разочарования, приведшего к революционным потрясениям. Самодержавие не могло переварить реформ 1860-х, после которых последовало усиление новых хозяев жизни – деловых людей, всё тех же представителей купечества. Хозяином земли Русской император назывался уже, по большому счёту, номинально.

Среди рабочих, которые начали январское выступление 1905-го, жила вера во всесилие царя. В нём видели заступника перед несправедливостью общества.

Всё началось со вполне ординарного события: на Путиловском заводе мастер вагонного цеха уволил четверых рабочих. Они были членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» – самой массовой легальной организации в империи. Возглавлял собрание Георгий Гапон.

Изначально его начинаниям покровительствовал полицейский департамент, но вскоре стихия вышла из-под контроля. Увольнение четвёрки путиловцев стало вызовом для Собрания.

Г. Гапон и И.А. Фуллон в «Собрании русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга»

Хотел ли Гапон предотвратить большое выступление? Возможно. Но он не нашёл иного выхода из кризисной ситуации. Ни забастовки, ни депутации к руководству завода не помогли.

3 января на Путиловском началась большая забастовка – в ней участвовали больше десяти тысяч рабочих. Проявили солидарность и другие заводы.

На общем собрании Гапон заявил: «Если существующее правительство отворачивается от нас в критический момент нашей жизни, если оно не только не помогает нам, но даже становится на сторону предпринимателей, то мы должны требовать уничтожения такого политического строя, при котором на нашу долю выпадает только одно бесправие. И отныне да будет нашим лозунгом: „Долой чиновничье правительство!“».

Он озвучил общую идею: обратиться за поддержкой к царю. Для этого они за несколько дней подготовили петицию с требованием политической реформы, свободы слова и собраний и так далее… Слова звучали как грозный ультиматум:

«Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе… Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твоё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, перед твоим дворцом».

Безусловно, они перешли границы привычного и допустимого. Со времён медного бунта с царями не разговаривали в таком тоне… Другое дело, что, потеряв веру этих людей, государству пришлось столкнуться с более организованным и серьёзным противником – с социалистическими партиями.

Бастующие рабочие у ворот Путиловского завода. Январь 1905 г.

Гапон в своих речах угрожал в случае отказа разнести Зимний дворец: он чувствовал силушку. Чиновники восприняли Петицию раздражённо: они рассчитывали на лояльность со стороны Гапона, а тут – революционные требования.

Было принято решение не допускать шествие на Дворцовую площадь. Полиция не решилась выполнить приказ министра и арестовать Гапона. Ситуация накалялась. Высшие сановники империи бросили против шествия армию. На несколько дней власть в городе перешла в руки военных. Этот отчаянный шаг оказался стратегически ошибочным.

Удивительный факт: казалось бы, полиция контролировала политику гапоновского Собрания, а к событиям января 1905-го правительство оказалось не готовым и выхода из кризиса не нашло.

Ранним утром 9 (22) января на улицы столицы вышел рабочий люд – более 140 тысяч человек. Четверть трудоспособного населения великого города! Огромная оппозиционная демонстрация, равных которой по масштабам не было и нет в истории России.

Армия в разных районах города остановила продвижение демонстраций к Зимнему. По мнению Гапона, в те дни на улицах было убито от 600 до 900 рабочих, а ранено пять тысяч человек. В газетах фигурировали иные сведения: 130 убитых и 299 раненых. Истина, по-видимому, где-то посередине.

Могилы жертв «Кровавого воскресенья» на Преображенском кладбище под Петербургом

Этот день перевернул общественную жизнь, расшатал устои. Волна забастовок прошла по всей стране, активизировались революционные партии. В промышленных центрах боевики сражались с полицией… Забушевала Польша. Осенью и в декабре вооруженное восстание начнется в Москве.

Ещё недавно каждый школьник у нас знал высказывание Ленина: «Без “генеральной репетиции” 1905 года победа Октябрьской революции 1917 года была бы невозможной». Это справедливо. Власть не сумела защититься ни от провокаций, ни от собственного высокомерия. История за такое поведение жестоко наказывает. Трагическая дата в истории России.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Кровавое воскресенье 1905 г.

К 1905 г. среди промышленных рабочих возросло недовольство, о чем свидетельствуют бастовавшие к началу января 1905 г. 120 000 промышленных рабочих. Октябрь 1903 г. и октябрь 1904 г. в сочетании с ростом стоимости жизни, промышленным спадом, ужасными условиями труда и неурожаями. Центральной фигурой в резне в Кровавое воскресенье был отец Георгий Гапон из крестьянского происхождения в сельской России. Гапон ассоциировал себя с теми, кто был не доволен царским правительством. Гапон учредил Собрание русских фабричных рабочих в 1919 г.04, который был «предназначен для поддержки местных рабочих и проведения промышленных реформ» ( «Изобретая Россию заново» ). подальше от других «политически мотивированных организаций». ( Новое изобретение России ) В воскресенье, 9 января 1905 года, Гапон планировал сообщить царю о недовольстве жителей Санкт-Петербурга, идя на царский дом, Зимний дворец и удерживая мирный протест с требованием политических, экономических и социальных реформ. Царские войска были отправлены на охрану дворца в результате встречи департамента полиции, начальника штаба и министра юстиции, который был проинформирован о протесте Гапона 8 января 19 г.05. В воскресенье 150 000 мирных демонстрантов, в том числе промышленные рабочие и их семьи, собрались в четырех точках на окраине Санкт-Петербурга и прошли маршем по дворцу. Во время марша некоторые протестующие несли портреты царя, показывая, что они по-прежнему поддерживают его руководство, они просто хотят изменений в его способе правления. Ранее протестующие не смогли добраться до дворца, так как среди войск возникла паника, в результате чего они открыли огонь по толпе. По оценкам, 200 человек были убиты и 800 ранены. Вина за резню была возложена на царя, его образ изменился с «Маленького отца» на «Николая Кровавого». Официальная история Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) гласит, что «в тот день рабочие получили кровавый урок. Это их вера в царя была изрешечена в тот день пулями». Кровавая воскресная резня была первым случаем повсеместного презрения к царскому режиму, а это означало, что самодержавие было на грани краха, что привело к революционной ситуации. Резня спровоцировала новые забастовки: 19 января бастовали 400 000 рабочих.05, и терроризм, который распространился на сельские районы России, демонстрируя недовольство, было широко распространено по всей стране.

Книга: переосмысление России, Лорен Фирм, Том Райан, Скотт Суини
Веб-сайт: http://alphahistory.com/russianrevolution/blody-sunday-1905/

Sean

из-за давних плохих условий. и ужасающе низкая заработная плата, тысячи промышленных рабочих прошли маршем к Зимнему дворцу. Поскольку условия только ухудшались из-за войны и экономического спада, протестующие были агрессивно мотивированы. 19 января05 рабочих Путиловского завода во главе с Георгием Гапоном составили петицию, предназначенную царю, и марш начался. Однако прибывшие протестующие были обстреляны царскими солдатами. Царские официальные лица зафиксировали 96 убитых и 333 раненых, хотя эти цифры весьма неопределенны, а некоторые оценивают тысячи погибших. Это событие теперь известно как один из самых первых признаков революционной идеологии, распространяющейся среди народа Франции.

Начало 19 века05 Революция в России началась с Кровавого воскресенья, которое произошло 22 января. Те, кто шли в Кровавое Воскресенье, имели намерение подать царю верноподданническую петицию; умоляя его использовать свою королевскую власть, чтобы облегчить их отчаянное положение. Хотя это мероприятие не было направлено на насилие со стороны участников марша; это вызвало панику в полиции, поэтому демонстранты были обстреляны и обвинены. До 200 человек были убиты, сотни участников марша получили ранения, поскольку это было представлено как «преднамеренная расправа над безоружными петиционерами». Непосредственной реакцией на Кровавое воскресенье стала массовая вспышка беспорядков; опасаясь, что правительство вернет себе дома семей, не выплативших ипотеку, крестьяне конфисковали землю и недвижимость. Именно в это время отец Гапон считал, что «Бога больше нет». Царя нет. Именно из-за этого люди начали терять веру и создавали почву для Революции.

СОНЯ

Голод и рецессия 1800-х годов, а также быстрая миграция в города привели к значительной нехватке еды и жилья. Оба кризиса усугублялись экономическими последствиями потерь в войне против Японии. Экономические трудности заставили рабочих действовать. Увольнение пяти человек с Путиловского металлургического завода привело к массовым забастовкам сочувствия по всему городу, число которых к пятнице 7 января 1905 г. выросло до 105 000 рабочих. 22 января 1905 г. группа рабочих во главе с радикально настроенным священником Георгием Аполлоновичем Гапоном выступила в Зимний дворец царя в Санкт-Петербурге, чтобы предъявить свои требования. Имперские силы открыли огонь по демонстрантам, сотни людей были убиты и ранены. Забастовки и беспорядки вспыхнули по всей стране в ответ на резню, в результате которой Октябрьский манифест и люди начали терять веру, создавая напряженность и революционные идеалы.

PO

Кровавое воскресенье, 1905

Кровавое воскресенье, 1905

Что такое Кровавое воскресенье?

Кровавое воскресенье — название бойни, произошедшей в Санкт-Петербурге. Погибло около 200 человек.

Когда было Кровавое воскресенье?

Кровавое воскресенье произошло в воскресенье, 22 января 1905 года (9 января по старому стилю).

Почему Кровавое воскресенье произошло в 1905 году?

Было 5 основных причин протеста:

  • ❖ Протестующие требовали конституции, которая защищала бы права людей.
  • ❖ Они шли с петицией к царю Николаю II с жалобами на условия труда.
  • ❖ Они хотели иметь возможность создавать профсоюзы для защиты прав рабочих.
  • ❖ Они хотели работать только восемь часов в день.
  • ❖ Они хотели, чтобы минимальная заработная плата составляла один рубль в день.

Что произошло в Кровавое воскресенье?

5 ключевых событий Кровавого воскресенья:

  • ❖ Большая группа протестующих, состоящая из рабочих и членов их семей, собралась в Санкт-Петербурге во главе с отцом Гапоном.
  • ❖ Солдаты преградили путь митингующим к царскому дворцу.
  • ❖ Раздались предупредительные выстрелы.
  • ❖ Конные казаки атаковали протестующих, после чего солдаты открыли огонь по толпе.
  • ❖ 200 человек погибли и 800 были ранены.

Какое значение имело Кровавое воскресенье в России?

Резня в Кровавое воскресенье спровоцировала 4 ключевых дальнейших протеста:

  • ❖ Потемкинский мятеж в июне 1905 г.
  • ❖ Крестьянские бунты в России между 1905 и 1907.
  • ❖ Забастовки по России рабочих.
  • ❖ Создание советов или рабочих советов.

Почему царь Николай II пережил последствия Кровавого воскресенья?

Есть 6 основных причин, по которым Николай II пережил Кровавое воскресенье:

  • ❖ Армия осталась ему верна и подавила демонстрацию.
  • ❖ Он издал Октябрьский манифест, который покорил средний класс и либералов, поскольку, казалось, дал им власть через создание Государственной думы или парламента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *