Откуда взялся феномен царства? | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Вроде бы понятное и распространенное в нашем лексиконе слово «царь» не нуждается в объяснении значения. Царь – это монарх, то есть самодержец, единоличный правитель. И все же, чем царь отличается от императора и короля? Почему Иван Грозный фактически сменил свой великокняжеский титул на царский? И откуда пошла традиция называть царя помазанником Божиим?
О термине и помазании
Слово «царь» пришло на Русь, трансформировавшись из римского caesar («цезарь», «кесарь»), служившего обязательной частью титула римских императоров. При этом в самом Риме понятию «царь» соответствовало латинское rex. На Руси же царями стали называть римских, а затем византийских императоров, а также властителей древности, о которых сообщала известная историческая и церковная литература. Царями называли древних правителей Израильского и Иудейского государств, германских императоров, а впоследствии правителей Золотой Орды и татарских ханств.
Рафаэль Санти. Помазание Давида Самуилом
Вполне логично, что помазание на царство в христианской традиции возникло не откуда-нибудь, а из традиции ветхозаветной. После того как народ Израиля попросил дать им царя (до этого они управлялись судьями и лично Богом при посредничестве пророков), Бог повелел пророку Самуилу помазать Его избранника Саула. Вторым помазанником Божиим стал царь Давид. В середине VIII века н. э. традиция инаугурационного помазания монарха в Западной Европе была положена королем франков Пипином Коротким. После Пипина традиция помазания папой римским европейских монархов прочно закрепилась и стала неотъемлемой частью их возведения на престол наряду с коронацией. Согласно популярной версии, в Византии данный обряд стал проводиться, благодаря западному влиянию, в XII–XIII веках, конкретно в 1204 году, после IV Крестового похода. По мнению доктора филологических наук, семиотика и историка культуры Бориса Андреевича Успенского, обряд помазания на царство в Византии появился в середине IX – середине X веков. Так или иначе, до этого времени императора Византии, басилевса, только короновали.
Совершавшийся Константинопольским патриархом в Византии обряд помазания на царство происходил с возгласом «Свят, свят, свят!» и отсылал к ветхозаветной традиции, обозначая богоизбранность человека, становившегося царем, как это было с царями Израиля. На Руси же образовалось существенное отличие ввиду отсутствия необходимой информации об обряде помазания на царство по причине падения Константинополя за сотню лет до введения данного обряда на Руси. Так произошло отождествление помазания миром при возведении на царство с таинством миропомазания. Это означало, что московский царь уподоблялся Христу. И это была уже новозаветная традиция.
Выходит, что царский титул как бы заключил в себе политический и христианский мистический характеры: он делал носителя главой всего светского православного мира. Наконец, царский титул налагал на избранника и помазанника Божьего серьезный груз ответственности и особое требование жить и править в соответствии с христианскими моральными принципами. Эта ответственность и требование связаны со словами апостола Павла в «Посланиях к римлянам»: «Несть бо власть аще не от Бога».Вокруг перевода этой фразы с церковнославянского (наиболее близкого к греческому) на русский язык до сих пор ходят споры, но наиболее вероятным представляется перевод, смысл которого прямо противоположен смыслу, вложенному в данную фразу в Синодальном переводе. А именно: следует понимать данную фразу не как «Нет власти, которая не от Бога», а «Не есть власть, если не от Бога». Это значит, что если государственная власть осуществляется не в христианском духе, то она уже не от Бога.
Филипп Москвитин. Помазание на царство Михаила Федоровича
Явление царства на Руси
Когда в Московской Руси старцем Филофеем была сформулирована концепция Москвы как Третьего Рима, в ней, в частности, говорилось, что Рим и Константинополь пали из-за вероотступничества (Рим ушел в раскол в 1051 году, а Константинополь незадолго до падения, в середине XV века, принял унию с католиками), так что Москва является преемником Константинополя в качестве центра мирового христианства. И в этой связи московский государь должен играть роль хранителя истинной христианской веры. Более того, данная концепция не только торжественно, но и тревожно подняла вопрос ответственности, свалившейся на Москву.
Валентин Серов. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе
Январь 1547 года был ознаменован венчанием Ивана IV на царство. С XIV века и до этого события московский государь носил титул «великий князь Московский». Конечно, дед Ивана Грозного, Иван III, использовал в деловой переписке почетное титулование «царь», таким образом ставя себя на один уровень с германским императором и в определенном смысле – с турецким султаном. Но официальное венчание Ивана IV на царство подняло московского правителя выше всех властителей Запада – разумеется, смириться с таким раскладом было для них непросто. Даже Константинопольский патриарх признал царский статус московского самодержца только в 1561 году. Однако Иван IV не был помазан на царство. Впервые на Руси помазание прибавилось к венчанию при поставлении на престол царя Федора Ивановича в 1584 году.
Жестокий убийца или великий реформатор? Что вы не знали об Иване Грозном
Сегодня исполняется 490 лет со дня рождения первого царя всея Руси Ивана IV Грозного. Фигура этого правителя – одна из самых противоречивых в истории России. Он и собиратель русских земель, и изобретатель опричнины, и реформатор, и предвестник Смутного времени, и один из умнейших правителей своей эпохи, и один из самых жестоких ее представителей. По значимости же поставить рядом с Иваном Грозным можно, пожалуй, лишь другого царя-реформатора – Петра I, который тоже не чурался самых жестких методов в решении государственных задач.
Откуда взялась история про убийство Грозным его сынаБлагодаря картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» сейчас любой школьник считает, что Иван Грозный убил своего сына. Это своеобразный исторический мем, как бы и не требующий доказательств. Между тем эта версия появилась в исторических трудах, в том числе в книге Карамзина спустя более чем два века после самого события благодаря зафиксированной в иноземных летописных источниках сплетне, пущенной ярыми врагами Московии: итальянцем Антонио Поссевино, немцем Генрихом Штаденом и французом Жаком Маржареттом, побывавшими в русской столице во времена правления Иоанна IV.
На самом деле Иван Грозный, хотя и был действительно весьма жестким правителем, все же в смерти своего сына не повинен. А умер тот во цвете лет совсем от других причин. В 60-х годах XX века эксперты-криминалисты, вскрывшие гробницу в Московском Кремле и исследовавшие останки царевича Иоанна Иоанновича, выяснили, что в них в 32 раза превышено допустимое содержание ртути и в несколько раз – содержание мышьяка и свинца. Так что большинство современных исследователей считает, что сын Ивана Грозного был отравлен, как и некоторые другие члены семьи первого царя. Кем – сейчас уже не выяснить, на этот счет есть несколько версий. К слову, и в останках самого Ивана Грозного исследователи тоже нашли запредельное содержание ртути. Но его организм, видимо, оказался куда сильнее.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван» (1895) / Илья Репин
Царь-рекордсменЭто покажется удивительным, но именно Ивану IV Грозному принадлежит абсолютный рекорд пребывания на русском троне: 50 лет и 105 дней! Так долго не правил ни один другой русский царь или российский император. Грозный сумел обогнать даже своего деда Ивана III, первого государя всея Руси, который правил 43 года. На третьем месте этого «рейтинга» находится, кстати, Петр Великий: он царствовал 38 лет.
Первым Иван Грозный был не только по длительности правления. Ему принадлежит первенство в титуловании русским царем: до того все правители венчались на великое княжение. Первоначально титул великого князя носил и Иоанн Васильевич, тогда еще не называвшийся ни Иваном IV, ни Грозным. Но в шестнадцатилетнем возрасте он был венчан на царство, поскольку стране требовался самодержавный правитель: на этом настаивала и православная церковь, и сподвижники будущего самодержца. 16 января 1547 года в Кремле, в Успенском соборе на 16-летнего юношу возложили царские знаки власти, в том числе шапку Мономаха, и помазали миром. А через одиннадцать лет константинопольский патриарх Иоасаф II подтвердил, что Иоанн Васильевич поминается в соборной церкви именно как царь русский. Так же стали называть его в отчетах иностранных посланников и в записках путешественников.
Смена титула московского великого князя много значила не только для внутренней, но и для внешней политики. Титул великого князя традиционно переводили как «великий герцог», а царский титул – как императорский. Таким образом русский самодержец становился равен иностранным правителям, что существенно изменило позиции России на внешнеполитической арене.
Что же касается привычного нам имени – Иван IV Грозный, – то его первый русский царь получил уже после своей смерти. Да и то не сразу. Традиция нумеровать правителей с одинаковыми именами появилась лишь в 1740 году, когда малолетний император Иоанн Антонович стал Иоанном III. Тогда его прадед – царь Иван Алексеевич, брат и соправитель Петра Алексеевича, будущего Петра Великого – стал именоваться Иоанном II, а Иоанн Васильевич по прозвищу Грозный – Иоанном I. А после того, как в своей «Истории государства Российского» историк Николай Карамзин назвал Иваном I московского князя Ивана Калиту, Иван Грозный окончательно стал Иваном IV.
Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным. Картина С. Р. Ростворовского, 1884 год
Главной заслугой Ивана IV Грозного стоит признать, пожалуй, резкое расширение русских границ. За полвека своего царствования он сумел увеличить территорию Русского царства вдвое: с 2,8 млн до 5,4 млн кв. километров! Так существенно Русь не обрастала новыми землями никогда прежде.
Начало расширению России на восток (а именно в том направлении и шел основной рост) дало завоевание Казанского ханства. Это был один из крупнейших осколков Золотой Орды, который включал в себя фактически всю территорию нынешнего Среднего Поволжья. Затеяв взять эти земли под свою руку, Иван Грозный организовал три военных похода: в 1547, 1549 и 1552 годах. Если первые два оказались не слишком удачны, то последний закончился осадой и взятием Казани и фактической ликвидацией Казанского ханства.
Для завоевания другого обломка Золотой орды – Астраханского ханства (территория нынешнего Нижнего Поволжья) – понадобилось всего два похода. Первый состоялся в 1554 году, и по его итогам править Астраханью стал лояльный Москве хан Дервиш-Али. Когда же два года спустя он перешел на сторону Крымского ханства, армия Ивана Грозного второй раз взяла Астрахань без боя. После этого ни о какой независимости этого государства уже не шло и речи, а русские земли стали простираться до подножья Северного Кавказа.
Следом за этим русское государство начало экспансию дальше на восток, в сторону Сибири. Дорога туда открылась после присоединения Казанского ханства, но воспользовалась этой возможностью Москва далеко не сразу. Только в 1581 году снаряженный купцами Строгановыми казачий отряд под предводительством атамана Ермака Тимофеевича начал поход на Сибирское ханство, предводитель которого, хан Кучум, отказался подтверждать свою вассальную зависимость от русского царя. Два года ушло на то, чтобы добраться до строптивого хана, разбить его войска и распространить по Западной Сибири не только влияние русского царства, но и православную веру (с отрядом шли четыре священника и иеромонах). Правда, сам Иван Грозный далеко не сразу одобрил эту политическую эскападу, предпринятую купцами Строгановыми без его одобрения. Еще в 1582 году он требовал вернуть «казаков-воров» назад, но уже в 1583 году, когда Ермак со своим воинством взял ханскую столицу Искер, сменил гнев на милость. Посольству, пришедшему в Москву сообщить о присоединении западносибирских земель, выдали богатые награды. Среди них была и доставшаяся Ермаку Тимофеевичу великолепная кольчуга – та самая, которая, по преданию, позже помешала ему выплыть из Иртыша.
А. Д. Литовченко. Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею. Холст, масло. 1875.
Расширение русских земель было бы невозможно без серьезных реформ армии и государственного аппарата, которые тоже можно поставить в заслугу Ивану Грозному. Прежде всего, именно при нем на Руси появились регулярные войска с огнестрельным оружием – стрельцы. Практику применения «огненного боя» ввел, конечно, не Иван IV: русские войска овладели этим навыком полувеком ранее. Но первые регулярные части, вооруженные ручным огнестрельным оружием, появились в 1550 году стараниями Иоанна Васильевича. Не мудрствуя лукаво, он повелел именовать их стрельцами и вооружить мушкетами и пищалями. В отличие от боярского ополчения, которое собиралось время от времени, стрельцы постоянно несли воинскую службу. Они считались «государевыми людьми» и получали постоянное жалование в 4 рубля, что было весьма солидной суммой по тем временам.
Появление стрелецкого войска позволило Ивану Грозному решить еще одну проблему – охрану рубежей постоянно растущего Русского царства. Именно при этом царе и по его распоряжению был написан «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Многие исследователи русской военной истории склонны считать этот документ не только первым уставом пограничных войск России, но и первым отечественным воинским уставом вообще.
Согласно этому «Приговору», по южным рубежам Русского царства устанавливались постоянные «сторожи», то есть сторожевые заставы. Тот же документ определял и то, как формируются их гарнизоны, какую службы и как именно они должны нести и даже то, как наказывать нерадивых стражей границы. Стрельцам же в этой системе охраны рубежей царства была отведена особая роль. Они несли гарнизонную службу в приграничных городах и были главным резервом порубежников, а кроме того, выполняли функции полицейских и пожарных.
Картина М. П. Клодта «Иван Грозный и тени его жертв»
Как были созданы прообразы современных министерствСтрелецкой службой руководил специальный Стрелецкий приказ – один из множества, созданных указами Ивана Грозного. При нем из разрозненной приказной системы стала складываться довольно строгая управленческая иерархия. Насколько удачной она была, можно судить по такому факту: приказная система Грозного просуществовала полтора столетия! Только при Петре Великом ее сменили созданные по европейскому образцу «коллегии», которые позднее переименуют в министерства.
Но «министерские» функции приказы получили именно при Иоанне Васильевиче. При нем было создано около восьми десятков приказов, но главными среди них были девять. Три отвечали за внешнюю и внутреннюю политику: Челобитный (ведал принятием челобитных обращений), Посольский и Поместный (ведал земельными правами, сведениями о населении и налогами). За государственную печать и удостоверение подлинности документов отвечал Печатный приказ. Военным делом управляли Стрелецкий, Пушкарский и Бронный приказы. Отдельно существовал Разбойный приказ: в его ведении были расследование и предупреждение уголовных преступлений. А поскольку одним из самых сильных увлечений царя Ивана IV Грозного была соколиная охота, то для управления этим непростым делом был создан специальный Сокольничий приказ, тоже считавшийся одним из самых главных в государстве.
Результаты государственных и военных реформ, которые провел царь Иван IV Грозный, сказывались на жизни страны десятки и даже сотни лет после его смерти. Фактически при этом царе была заложена основа того русского государства, которое воспрянет после смутного времени и превратится в Российскую Империю при Петре I.
Лик Царя-мученика Николая II в июле 1919 года
Видели ли белые русские воины видение Царя-мученика Николая II в июле 1919 года?
По воспоминаниям жены командира 1-го Ижевского стрелкового полка Веры Михайловны Михайловой, которая во время Гражданской войны вместе с мужем бежала по России в безопасные места на Дальнем Востоке, бежали!
«Это был день, который невозможно забыть, — записала Вера Михайловна Михайлова в своем дневнике:
«В июле месяце 1919 года стояла невероятная жара, невыносимая влажность. Наш 1-й Ижевский полк, сформированный из добровольцев, в основном из рабочих Ижевского оружейного завода, терзался набегами партизанских банд и сочувствующих большевикам. Все время приходилось отбиваться, оттеснять их, выгонять с занимаемой ими территории. Это длилось несколько дней.
«Наконец, после многодневных ожесточенных, кровопролитных боев, наш полк получил передышку. Положение было ужасным: это был уже не храбрый военный полк, а группа замученных, уставших, едва живых мужчин. Воротники их туник были расстегнуты, ремни свободно болтались, ноги слабели. Многие шаркали ногами на ходу, поднимая по пути пыль. Одни держались друг за друга, чтобы не упасть, другие падали от полного изнеможения. Жара была изнуряющая, страшная, хотелось пить, во рту пересохло, а воды не было ни капли – все запасы кончились.
«Небо чистое, голубое, ни облачка не видно. Солнце палит безжалостно. Вдруг раздается громкий пронзительный крик:
«Посмотрите на небо!» Все мгновенно проснулись, остановились, подняли свои тяжелые головы, и предстало перед ними следующее видение: в небе появился большой белый диск, а на нем явился профиль Государя Императора Николая II, очень ясный и четкий.
«Все замерли при виде этого чудесного явления. Потом, подняв руки к небу, стали отчаянно кричать: «Царь! Государь, батюшка-царь!» …И тогда они преклонили колени и стали усердно молиться и просить: «Царь… Государь… Отче Царь, помоги нам, молись о нас…» Трудно сказать, сколько времени длилось это видение, но казалось, что надолго. Затем постепенно зрение стало бледнеть и совсем исчезло. Оно стало таким же голубым небом, без единого облачка.
«Вдруг послышалась команда: «Вставай! Быть сильным! Внимание! Маршировать!» Все сразу ожили и пошли бодрым военным шагом. Лица были веселые, радостные. Все было забыто: жажда, голод, жара, усталость. Все это время глаза их были устремлены в небо и шепотом говорили: «Он здесь! … С нами… Он молится за нас!».
«Когда волнение улеглось, мужчины стали задавать вопросы: «Какой сейчас год?». . . «Год? Это девятнадцатое…». . . — А какой месяц и день? . . . «Июль» . . . После непрерывных тяжелых боев бойцы потеряли счет времени. Чем объяснить перерождение этих мужчин, измученных жарой, усталостью, жаждой, едва живых – в группу здоровых, сильных и бодрых боевых воинов? Как это не вымысел, сон или галлюцинация! Я сам был свидетелем всего увиденного и услышанного.
«Может, и наверное, есть еще живые люди, которые видели и присутствовали при этом чуде, прошу откликнуться и подтвердить. И добавить, если что забыл, упустил. Пожалуйста, напомните!
«С тех пор прошло много десятилетий. Но каждый год в июле месяце я нервничаю и ужасно переживаю, как будто все это произошло вчера. Все видение происшедшего ясно стоит перед моими давно уже старческими глазами. А тогда, в 1919 году, мне было 23 года…
«Лично я уверен, что это чудесное явление и произошло именно 17 июля, когда Царь как бы навсегда прощался со своим любимым войском».
© Пол Гилберт. 12 июля 2020
Нравится:
Нравится Загрузка…
Русская икона, подаренная цареву сыну
Специалист Christie’s Марго Оганесян описывает четырехмесячный процесс установления истинного значения иконы XVII века и ее связи с наследником российского престола. Крайне редкая икона предлагается на распродаже Русское Искусство 28 ноября.
Когда специалистам по русскому искусству Christie’s подарили эту чрезвычайно редкую икону, стало ясно, что они столкнулись с очень особенным и исторически значимым объектом. Но если они знали общие очертания, большая часть значения произведения была неизвестна. Это вызвало четырехмесячное расследование Департамента русского искусства, которое вело от лондонской Кинг-стрит до исторических архивов в Москве.
Икона XVII века когда-то принадлежала цесаревичу Алексею (1904–1918), единственному сыну императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, последнему наследнику Императорского Российского престола. Украшенный золотой оправой (
Чрезвычайно важная, украшенная драгоценными камнями, золотая подарочная икона святых покровителей Москвы: Алексия, Петра и Ионы. Икона, Москва, третья четверть XVII в.; оклад, собранный примерно в 1912 году. 12½ x 10¾ дюймов (31,8 x 27,5 см). Эстимейт: 80 000–120 000 фунтов стерлингов. Этот лот выставлен на продажу в «Русском искусстве» 28 ноября 2016 года на аукционе Christie’s в Лондоне по адресу King Street
.Чрезвычайно важная, украшенная драгоценными камнями, золотая подарочная икона святых покровителей Москвы: Алексия, Петра и Ионы (фрагмент). Икона, Москва, третья четверть XVII в.; оклад, собранный примерно в 1912 году. 12½ x 10¾ дюймов (31,8 x 27,5 см). Эстимейт: 80 000–120 000 фунтов стерлингов. Этот лот выставлен на продажу в «Русском искусстве» 28 ноября 2016 года на аукционе Christie’s в Лондоне по адресу King Street
.Цесаревич Алексей умер в 1918 году — в возрасте всего 13 лет — после вынесения большевиками смертного приговора семье Романовых. «Вещи, принадлежащие Цесаревичу, причисленному к лику святых мучеников в 2000 году, очень редко появляются на рынке, — поясняет Марго Оганесян, младший специалист Christie’s по России. «Мы знали, что у нас есть невероятно интересное и редкое произведение». Всегда считалось, что икона была подарена цесаревичу Алексею в 1912 Московского дворянского общества, и так начались исследования.
Большинство объектов Российской Империи были либо уничтожены, либо проданы большевиками после революции 1917 года. Эта красивая икона «замечательный и редкий выживший»
Осмотрев икону, они заметили табличку с надписью на старославянском языке: «Благочестивому наследнику Престола Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу, г. Москва, 1912 мая». Известно, что в мае 1912 года цесаревич Алексей вместе с родителями ездил в Москву на открытие памятника своему деду Александру III.
Это был его первый государственный визит в Москву, и это событие было отмечено торжествами и приемами.«Мы знали, что дары императорской семье отмечены в архивах Императорского кабинета, поэтому наш исследователь в России начал изучать записи Московского дворянского общества, — поясняет Оганесян. В архивах Московского дворянского общества действительно имелся подробный отчет об иконе, подаренной им цесаревичу Алексею. Но при осмотре выяснилось, что это икона не святого Алексия, а Владимирской Божией Матери, написанная известным русским художником начала ХХ века Виктором Васнецовым. «Мы поняли, что, к сожалению, это не наша икона, — говорит Оганесян.
Цесаревич Алексей с семьей у Иверской часовни Кремля в мае 1912 года. © Лики России, 2016Копнув глубже, специалисты Christie’s по русскому искусству искали дополнительную информацию о первом официальном визите цесаревича Алексея в Москву. В конце концов им попались воспоминания Владимира Джунковского (1865–1938), генерал-губернатора Москвы в мае 1912 года, в которых подробно описывается императорский государственный визит.
По его словам, всего за несколько дней до открытия памятника Александру III император Николай II и его семья приняли официальную делегацию государственных деятелей, дворянства и представителей города в Успенском соборе Кремля. Во время этого приема мэр Москвы Николай Гучков вручил цесаревичу Алексею от имени Моссовета икону святителя Алексия со словами: «Благослови вас Бог и да наставит вас великий епископ Московский Алексий на радость ваших родителей и на благо русского народа».
Император Николай II и его семья во время церемонии открытия памятника Александру III, 30 мая 1912 года. © Лики России, 2016Внезапно выяснилось, что словосочетание «град Москва» в надписи на иконе относилось не к месту ее дарования, а к ее дарителю. Воспоминания современника-свидетеля сыграли решающую роль в установлении этой связи. «Что также неожиданно приобрело смысл, так это изображение двух других святых по обе стороны от святого Алексея: святого Петра и святого Ионы, которые были святыми покровителями города Москвы», — добавляет Оганесян.