Культура Древнего Египта – кратко о художественном искусстве (5 класс)
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 626.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 626.
В 5 классе на уроках истории Древний Египет изучается как одна из самых древних держав Античности. Иногда культуру Древнего Египта ученики изучают в форме доклада, поэтому данная статья будет полезной для юных историков.
Культурные достижения египтян
Историю Древнего Египта разделяют на три основных этапа:
- Древнее Царство (3197-2160 гг. до н.э.),
- Среднее Царство (2160-1580 гг. до н.э.)
- Новое Царство (1580-1100 гг. до н.э.)
Большинство дошедших до наших дней памятников культуры, принадлежавших древним египтянам, так или иначе связано либо с религией, либо с пониманием жизненного пути человека. Кроме этого, египтяне пытались придать своим творениям монументальности и строгой геометричности.
Развитие письменности и получение технологии обработки папируса привели к зарождению художественной культуры Древнего Египта. Классикой древнеегипетской литературы являются повести, басни, сказки, лирические произведения. Наиболее известные труды – это «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Речения».
Рис. 1. Египетские иероглифы.Египтяне были искусными рисовальщиками, умеющими очень точно передать вид предметов или животных. Возможно, поэтому они и создали иероглифическое письмо, где информация передается с помощью рисунков и знаков.
Письменность была таким же делом жрецов, как и религиозная служба. Разгадать тайну письма египтян смог Жан Франсуа Шампольон. Для этого он использовал Розеттский камень – огромную плиту, покрытую надписями на двух языках. Сравнивая отдельные слова и знаки, Жан Франсуа смог восстановить знания о древнеегипетском языке и дешифровать многие папирусы.
Рис. 2. Розеттский камень.Скульптура египтян соответствовала религиозному и традиционному характеру.
Художники выступали как хранители священных знаков. Их главными творениями были сфинксы, заупокойные портреты или гигантские скульптуры, высеченные в скалах. Развитая система канонов отражалась и в живописи. Людей изображали либо в фас, либо в профиль, фиксируя статичность положения тела. Художественная культура Древнего Египта на всем своем протяжении было типичным примером восточной культуры, подчиненной идеям божественности и подавления человеческого «Я».В древнеегипетской культуре существовал культ животных. Это заключалось не только в том, что кошек считали божественными животными, являющимися «Оком Ра», но и большинство древнеегипетских богов имеют головы представителей животного мира северо-восточной Африки.
Архитектура
В архитектурном искусстве, конечно, главную роль получили пирамиды и мастабы, возводившиеся для фараонов и вельмож, которых ожидал загробный мир. Первые пирамиды, начиная со времен фараона Джосера, начинали возводиться ступенчатыми, так как блоки делались из смеси речного ила, глины и песка.
Самая большая пирамида – Хеопса. Она имеет высоту в 147 метров и состоит из более чем 2500 блоков весом от 2 до 20 тонн каждый. По утверждениям Геродота, на ее строительство было затрачено 20 лет. Это единственное дошедшее до наших дней чудо света.
Рис. 3. Пирамида Хеопса.В Древнем Египте было широко развернуто строительство храмов, возводившихся либо вдоль реки Нил, либо вырубавшихся в скалах. Внутренние стены зданий расписывались картинами, символизирующими загробную жизнь.
Что мы узнали?
Говоря кратко о культуре Древнего Египта, следует отметить, что она самобытна и уникальна. Она была подчинена строгим канонам, которые выдерживались на протяжении тысячелетий.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Maria Alexsandrovna
10/10
Fedor Pozdnyakov
10/10
Даша Кирилюк
10/10
Татьяна Прищепа
10/10
Светлана Ланина
10/10
Оценка доклада
4. 4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 626.
А какая ваша оценка?
Книга «Египет. Культура, религия, архитектура Древнего Египта»
-
Книги
- Художественная литература
- Нехудожественная литература
- Детская литература
- Литература на иностранных языках
- Путешествия. Хобби. Досуг
- Книги по искусству
- Биографии. Мемуары. Публицистика
- Комиксы. Манга. Графические романы
- Журналы
- Печать по требованию
- Книги с автографом
- Книги в подарок
- «Москва» рекомендует
-
Авторы • Серии • Издательства • Жанр
-
Электронные книги
- Русская классика
- Детективы
- Экономика
- Журналы
- Пособия
- История
- Политика
- Биографии и мемуары
- Публицистика
-
Aудиокниги
- Электронные аудиокниги
- CD – диски
-
Коллекционные издания
- Зарубежная проза и поэзия
- Детская литература
- История
- Искусство
- Энциклопедии
- Кулинария. Виноделие
- Религия, теология
- Все тематики
-
Антикварные книги
- Детская литература
- Собрания сочинений
- Искусство
- История России до 1917 года
- Художественная литература. Зарубежная
- Художественная литература. Русская
- Все тематики
- Предварительный заказ
- Прием книг на комиссию
-
Подарки
- Книги в подарок
- Авторские работы
- Бизнес-подарки
- Литературные подарки
- Миниатюрные издания
- Подарки детям
- Подарочные ручки
- Открытки
- Календари
- Все тематики подарков
- Подарочные сертификаты
- Подарочные наборы
- Идеи подарков
-
Канцтовары
- Аксессуары делового человека
- Необычная канцелярия
- Бумажно-беловые принадлежности
- Письменные принадлежности
- Мелкоофисный товар
- Для художников
-
Услуги
- Бонусная программа
- Подарочные сертификаты
- Доставка по всему миру
- Корпоративное обслуживание
- Vip-обслуживание
- Услуги антикварно-букинистического отдела
- Подбор и оформление подарков
- Изготовление эксклюзивных изданий
- Формирование семейной библиотеки
Расширенный поиск
Древнеегипетская религиозная жизнь и загробная жизнь – Smarthistory
Посмертная маска из самого внутреннего гроба, гробница Тутанхамона, Новое царство, 18-я династия, ок. 1323 г. до н. э., золото, инкрустация эмалью и полудрагоценными камнями (Египетский музей, Каир, фото: Марк Фишер, CC BY-SA 2.0)
Когда большинство людей думают о древнем Египте, обычно возникают образы пирамид, храмов, гробниц и сокровищ. В то время как повседневная жизнь в Египте оставила мало археологических следов, гробницы и храмы, как правило, хорошо сохранились и дают полезную линзу для понимания этой сложной цивилизации. Какими бы ослепительными ни были многие древние египетские артефакты, изображения и пространства, и какими бы эстетически привлекательными они ни были, важно помнить, что большинство из них не были созданы для человеческой аудитории. Наоборот, это выражение основной движущей силы египетской культуры — религии.
Религиозные верования древних египтян создали основу для их уникального, во многом теократического общества. Несмотря на то, что они были окружены слоями тайны, эти верования формировали и направляли культуру почти на всех мыслимых уровнях. Было около 1500 божеств, известных по именам, и считалось, что они не только несут ответственность за творение, но и участвуют во всех аспектах продолжающегося существования функционирующего космоса. Более внимательное изучение этих божеств раскрывает сложную сеть связей, которая с течением веков становилась только богаче.
Целью этой главы является введение и общий обзор религиозной жизни древних египтян. Неразрывно связанные с их повседневной жизнью, а также с их загробной жизнью, религиозные верования сформировали основную основу, вокруг которой выросло все остальное в этой увлекательной и долгоживущей культуре.
Прочтите очерки о мифах о сотворении мира и египетских божествах
Мифы о сотворении мира и формах богов в Древнем Египте: введение
Прочитать
Египетский пантеон : базовое введение в египетский пантеон
Прочитать
/2 Завершено
Храмы и священники
Вид на сфинксов, первый пилон и центральный восточно-западный проход храма Амона-Ре, Карнак в Луксоре, Египет (фото: Марк Фокс, CC: BY-NC 2. 0)
Взаимодействие с божествами в их культовых местах (святилищах) началось очень рано в истории Египта. С додинастического периода древние египтяне устанавливали святилища (первоначально сделанные из тростника и грязи) в священных местах, где, как полагали, обитали боги. С основанием государства развились субсидируемые культы, и первые цари объединенного Египта путешествовали по земле, посещая культовые места и устанавливая свои отношения с богами. Со временем эти простые сооружения в конечном итоге превратились в массивные каменные комплексы.
Эти святилища были не просто местами поклонения — их основной функцией было приютить богов и служить миниатюрными моделями совершенного космоса. Они обеспечивали интерфейс между земным и небесным царствами. Эти структуры и ритуалы, происходившие в них, функционировали для сохранения надлежащего космического порядка.
Макет квартала Амон-Ре, Карнак (фото: Rémih, CC: BY-SA 3. 0)
Архитектура храма была специально разработана, чтобы выразить эту идею проявленного космоса. Это включало стены теменос, которые отделяли повседневный мир от священного пространства внутри, ворота-пилоны в форме иероглифа «горизонт», осевой процессионный путь, отражающий путь солнца, и темное, маленькое, скрытое пространство внутреннего святилища. который представлял курган творения.
Сцена колонны Рамсеса II, воскуряющего благовония и совершающего возлияние, в Гипостильном зале, Карнак, Фивы
На стенах были вырезаны сцены, изображающие ритуальные действия, совершаемые перед богами; почти во всех случаях король изображался как главный чиновник. Эти барельефы помогали в постоянном проведении необходимых ритуалов, которые снабжали богов провиантом и обеспечивали сохранение космоса. Удовлетворяя и обслуживая богов с помощью ежедневных ритуалов, направленных на удовлетворение их основных потребностей, они, в свою очередь, желали и могли поддерживать функционирование вселенной.
Хотя теоретически царь и божества были единственными участниками ежедневного ритуального цикла, на самом деле эту функцию выполняли жрецы. Жрецы выступали в качестве заместителей царя в храмах и выполняли необходимые ежедневные культовые действия. В то время как в более ранние периоды храмовое служение выполнялось как одна из ротационных обязанностей, ожидаемых от местных чиновников, наряду с их более светскими задачами, в Новом Царстве храмовая деятельность выполнялась профессиональным, часто наследственным священником.
Культовое изображение бога Птаха, ок. 945–600 гг. до н. э., Третий промежуточный период — начало 26-й династии, лазурит, высота фигуры 5,2 см (Музей Метрополитен)
Центром ежедневных ритуалов было культовое изображение божества, которое хранилось во внутреннем святилище храма. Часто изготавливаемые из драгоценных материалов, таких как золото, серебро и лазурит, очень немногие из этих культовых изображений сохранились (они маленькие, поэтому их легко транспортировать). Они не считались самими богами, а вместо этого представляли собой ритуально усовершенствованное место для размещения их духов или проявлений. Ежедневные ритуалы указывают на то, что с этими культовыми изображениями божества обращались почти как с живыми. Ритуалы включали в себя омовение статуй, их помазание, одевание, украшение драгоценностями, каждение и подношение еды и питья, прежде чем снова вернуть их в святилища.
Читать очерки о храмах и жрецах
Храм Амона-Ра и Гипостильный зал, Карнак: важный храмовый комплекс
Читать сейчас
Бронзовая статуэтка Тутмоса IV: предложение .
Прочитать
Культовое изображение бога Птаха: оставшееся культовое изображение из лазурита.
Читать сейчас
/3 Завершено
Личный ритуал и ежедневная магия
Цари Хатшепсут (спереди) и Тутмос III (сзади) совершают ритуалы перед божественной корой Амона во время праздничного шествия. Красная часовня Хатшепсут, династия 18, Карнакский музей под открытым небом (фото: доктор Эми Калверт)
Большинство людей в основном взаимодействовали с официальными культами во время публичных праздников и процессий, которые служили для омоложения богов. Эти фестивали включали удаление культового изображения из его святилища, часто размещение его на специальном паланкине в форме лодки (известном как кора) и обработку его по запрещенным маршрутам для посещения других божеств в их храмах или в определенных священных местах. Эти публичные процессии позволяли населению, которому было отказано в доступе в храм, «взаимодействовать» со своими богами.
Население в целом могло также получить доступ к храмовым богам через специальные святыни, расположенные за стенами храма (часто в задней части строения, на одной линии с внутренним святилищем) и у ног колоссальных статуй, стоявших впереди входа и служили посредниками.
Палитра короля Нармера, ок. 3000–2920 гг. до н. э., додинастический Египет, граувакка (сланец), из Иераконполя, высота 2 фута 1 дюйм (Египетский музей, Каир)
В то время как подавляющее большинство населения не принимало участия в храмовых ритуалах, они могли участвовать в формальных религиозных пространствах, совершая подношения по обету как выражение благочестия и посвящения. Состоятельные люди пожертвовали свои статуи, преподнося подношения для размещения в храме. Другие вотивные предметы включали стелы, статуэтки, подношения еды, фаянсовые амулеты и мумифицированные священные животные. На протяжении тысячелетий в храмы жертвовалось огромное количество таких вотивных предметов.
Многие из этих объектов сохранились, потому что через какое-то время подношения по обету начали заполнять пространство храма, которое затем нужно было расчистить, чтобы освободить место для новых подношений. Будучи посвященными богам, эти предметы нельзя было просто выбросить; вместо этого большие коллекции ритуально хоронили на территории храма. Было обнаружено и раскопано несколько примеров этих ритуальных ям. Называемые тайниками, в них сохранилось множество изысканных статуй, а также некоторые из наиболее важных церемониальных предметов, сохранившихся с древности, в том числе необыкновенная палитра Нармера.
Апотропный жезл с изображением Беса и Таверет (оба связаны с деторождением), 12 династия, слоновая кость гиппопотама, Фивы, Верхний Египет, длина 37 см (© Trustees of the British Museum)
Более широкая концепция личного благочестия, по-видимому, возникла в первый промежуточный период (около 2150–2030 гг. до н. э.). Эта практика позволяла простым людям более прямой доступ к божественному через небольшие местные святыни, развивавшиеся рядом с государственными храмами, где можно было возносить молитвы и посвящать вотивные предметы. Многие египтяне также почитали личных божеств в домашних святынях. Дома, раскопанные в деревне Нового царства Дейр-эль-Медина, представляют собой многочисленные примеры таких святынь с нишами, где почитались изображения умерших родственников и домашних божеств, таких как Бес и Таверет. Считалось, что эти божества обладают способностью отражать зло, а также появляются в виде носимых амулетов, предназначенных для выполнения той же функции.
Читать эссе о личных ритуалах и ежедневной магии
Палитра короля Нармера: Важный церемониальный объект, изображающий короля.
Прочитать
Апотропный жезл: мощный пример ежедневной магии, связанной с защитой беременных женщин и новорожденных.
Читать
Домашний алтарь с изображением Эхнатона, Нефертити и трех их дочерей: красивая стела из домашнего святилища в Амарне, где царская семья служила объектами поклонения.
Читать сейчас
/3 Завершено
Погребальные обычаи
Тело и личность
Погребальные верования требовали, чтобы тело умершего сохранялось и чтобы его можно было опознать, чтобы дух мог вернуться к нему. В самых ранних погребениях тела высушивали путем высушивания в засушливых условиях пустыни; некоторые из этих природных мумий довольно хорошо сохранились. Процессы, используемые для сохранения тела, стали довольно сложными. Мумификация, выполняемая особым классом священников, имела разные уровни мумификации в зависимости от экономического статуса, с широким диапазоном стоимости и общего успеха.
Посмотрите видео и прочитайте очерки о теле и личности
Мумификация и похоронные обряды: введение
Читать сейчас
Гробница Тутанхамона (внутренний гроб и посмертная маска): Великолепный внутренний гроб Тутанхамона подарил ему как бог, у которого, как полагали, была золотая кожа и серебряные кости.
Прочитать
Портреты египетских мумий: Мумии позднего птолемея и римского периода часто включали нарисованные портреты умерших, чтобы их можно было легко идентифицировать.
Читать
Мумия Гераклида: узнать больше о мумификации и портретах
Читать
/4 Завершено
Гробницы
Самые ранние захоронения представляли собой простые ямы, вырытые из песка, в которые помещали тело и некоторые погребальные принадлежности (такие как глиняная посуда, основные палитры и инструменты). Со временем они стали больше и сложнее, в конечном итоге включая несколько комнат с оштукатуренными стенами и сложными нарисованными сценами. Ассортимент погребального инвентаря и качество погребения значительно варьировались в зависимости от экономического положения и богатства умершего.
Внутренний вид стоящего ограждения Хасехемви (Шунет), большого прямоугольного ограждения, внутри которого, вероятно, находились небольшие святилища для ритуальных функций. Early Dynastic, Абидос, Египет (фото: доктор Эми Калверт)
Большинство египетских гробниц состояло из двух основных компонентов: 1) запечатанная подземная камера, содержащая тело и погребальный инвентарь, и 2) надстройка с часовней, которую могли посещать члены семьи и друзья для совершения ритуалов и оставления подношений.
Вид на Южный двор после выхода из входной колоннады, комплекс Ступенчатой пирамиды, Саккара, Египет (фото: доктор Эми Калверт)
Королевские погребальные памятники раннединастического периода (ок. 3000–2686 гг. до н. э.) на месте Абидоса состояли из большого ритуального ограждения из сырцового кирпича рядом с возделываемой землей и подземной гробницы, вырытой в нескольких километрах к западу возле входа в пустыню. скалы, которые считались входом в преисподнюю. При Джосере в начале Третьей династии эти погребальные элементы были объединены в единый массивный комплекс в Саккаре.
Пирамида Хуфу, ок. 2551–2528 гг. до н. э. (фото: Венгерский снег, CC BY-SA 2.0)
Пирамидные комплексы Древнего царства (ок. 2686–2150 гг. до н. э.), включая известную Великую пирамиду в Гизе, помимо самой пирамиды состояли из нескольких элементов, в том числе нескольких храмов, выложенных камнем дорожек, меньших вспомогательных пирамид и часовен, и закопанные лодки.
Рисунок мастабы визиря Птах-Ваша из Vesiren Ptah-wash’ sjæledør og hans sørgelige skæbne Элин Рэнд Нильсен, том. I: Nationalmuseets arbejdsmark (Национальный музей: Poul Kristensens Forlag, 1993; CC0)
Элиты были похоронены на больших кладбищах, окружавших гробницы их королей, в кирпичных сооружениях с плоским верхом, известных как мастабы. Почти цельные, эти частные гробницы состояли из запечатанного захоронения под землей и часовни, вырезанной в боку мастабы для почитания умерших.
Прочтите очерки о погребальных комплексах и гробницах
Комплекс ступенчатых пирамид в Саккаре: Инновационный погребальный комплекс Джосера.
Прочитать
Пирамида Хуфу: что заставляет нас называть ее Великой пирамидой?
Прочитать
Пирамида Хефрена и Великий Сфинкс: еще один комплекс пирамид, охраняемый знаменитым сфинксом в Гизе.
Прочитать
Частные гробницы и предметы для загробной жизни: обзор
Читать сейчас
/4 Завершено
Погребальная камера короля Унаса с саркофагом, мотивом фасада королевского дворца, надписями на западном фронтоне и звездным потолком (фото: Винсент Браун, CC BY 2.0)
Королевские погребальные камеры были покрыты строками текста Пятой династии, например, в пирамиде короля Унаса. Тексты пирамид, как они теперь известны, были одними из самых ранних религиозных писаний на планете. Этот сборник декламаций и инструкций был разработан, чтобы помочь умершим в их загробном путешествии.
Расписной деревянный внутренний гроб Сени с крышкой, ок. 1850 г. до н. э. (12-я династия), расписное дерево, место находки: Дейр-эль-Берша, Египет (© The Trustees of the British Museum)
гробницы царских пирамид Среднего царства не содержали надписей. Эти комплексы с их тщательно продуманными заупокойными храмами, к сожалению, плохо сохранились. Во многом это было связано с методами строительства, использовавшимися в этот период, когда ядро пирамиды было из сырцового кирпича, заключенного в каменные блоки. Позднее разграбление облицовочных камней привело к сильному выветриванию обнаженного сырцового кирпича. Многие частные захоронения лучше сохранились и включали расписные гробы, покрытые текстами и сценами, призванными помочь умершим в загробной жизни. Это собрание погребальной литературы теперь называется Текстами гробов.
Долина Царей и мемориальные храмы на окраине возделывания, Фивы, Египет (фото: доктор Эми Калверт)
Во времена Нового Царства царские гробницы были вырублены глубоко в холмах западных Фив, в месте, ныне известном как Долина Царей. Эти скрытые захоронения были концептуально сопряжены с большими поминальными храмами, построенными ближе к земле живых на краю обрабатываемой земли. Эти сооружения использовались для погребального культа короля, обеспечивая умершего правителя всеми подношениями и необходимыми ритуалами, чтобы обеспечить их идеализированное продолжение в загробном мире.
Небамун охотится на болотах, Гробница-часовня Небамуна, ок. 1350 г. до н. э., 18-я династия, краска на гипсе, 83 x 98 см, Фивы © Trustees of the British Museum
Частные гробницы в Новом Царстве по-прежнему включали искусно украшенные часовни со сценами и текстами, связанными с важными событиями из жизни умерших, и ритуальными сценами, призванными обеспечить их в загробной жизни. Некоторые сохранившиеся сцены изображают живые и яркие представления об их жизни на земле.
Узнайте больше о погребальных текстах и гробницах Нового Царства
Древнеегипетские погребальные тексты: введение
Читать сейчас
Погребальный храм и большая коленопреклоненная статуя Хатшепсут: Мемориальный храм Хатшепсут с необычным дизайном террасы , является одним из самых элегантных сооружений древнего мира.
Прочитать
Гробница-часовня Небамуна: Гробница Небамуна полна энергичных сцен из его жизни в качестве чиновника Нового Царства.
Читать сейчас
/3 Завершено
Путешествие усопшего
После погребальных обрядов и погребения умершие отправляются в загробное путешествие к земле Осириса, чему помогают погребальные тексты, такие как Книга Мертвых, которые будут включены в их гробницу. Эти тексты представляли собой своего рода дорожную карту и определяли заклинания, необходимые для успешного пересечения этого опасного царства и преодоления стражей и привратников, с которыми они столкнулись на своем пути.
Страница из Книги Мертвых Ани, ок. 1275 г. до н. э., 19-я династия, 44,5 x 30,7 см, Фивы, Египет © Trustees of the British Museum
В конце концов покойный предстал перед судом. Этот жизненно важный момент решил их судьбу. Когда они стояли перед восседающим на троне Повелителем Мертвых, Осирисом, их сердце взвешивали на весах против пера маат . Обычно на весах стояло маленькое изображение Маат, богини истины и космического равновесия, чтобы подтвердить правильность взвешивания. Погребальный бог с головой шакала Анубис наблюдал за взвешиванием сердца, а Тот с головой ибиса записывал приговор. Если их сердце было «легким, как перышко», благословенным умершим разрешалось войти в идеализированную загробную жизнь, известную как Тростниковое поле. Ибо несчастный египтянин, чье сердце было тяжелее пера истины, ужасное чудовище с головой крокодила, телом льва и задними конечностями гиппопотама, известное как Аммит, с нетерпением ждало, чтобы поглотить их сердце и обречь на вечную жизнь. забвение. Очевидно, в сценах этого суда египтяне всегда изображали весы уравновешивающими или с сердцем даже чуть светлее пера.
Узнайте о путешествии умершего
Суд Хунефера в присутствии Осириса: Посмотрите на один потрясающий пример этой важной сцены.
Читать сейчас
/1 Завершено
Религия была вплетена во все аспекты жизни древнего египтянина, будь то царь или простолюдин. Сложная сеть, созданная слоями ритуалов и историй, которые развивались на протяжении тысячелетий, обеспечила гибкую структуру, которая функционировала как психологическое ядро этой загадочной культуры. Стремление к космическому балансу ma’at в их повседневной жизни, египетское общество достигло в основном стабильного долголетия и переживало большие пики, которые предполагали, что они делали хоть что-то правильно.
Эхнатон: Тайны религиозной революции
Лицо Эхнатона с характерными преувеличенными чертами лица на незаконченном пробном образце скульптора из АмарныФото: The Metropolitan Museum of Art
такой же противоречивый, как Эхнатон. Период правления этого египетского царя характеризовался социальными, политическими и религиозными потрясениями, подобными которым когда-либо подвергались немногие культуры. Менее чем за два десятилетия на престоле Эхнатон ввел новые аспекты египетской религии, пересмотрел ее царский художественный стиль, перенес столицу Египта на ранее незанятое место, внедрил новую форму архитектуры и попытался стереть с лица земли имена и изображения некоторых египетских святынь. традиционные боги. Отчасти из-за бурного характера правления Эхнатона эта эпоха в истории Египта, известная как период Амарны, привлекла такое большое внимание ученых и общественности.
С момента повторного открытия Эхнатона в наши дни ученые написали бесчисленное количество исследований и биографий этого так называемого царя-еретика, излагая его подстрекательскую природу способами, которые, возможно, лучше всего изложены Джеймсом Генри Брестедом: «До Эхнатона история мира была непреодолимой дрейф традиции. Все люди были лишь каплями воды в великом потоке. Эхнатон был первым человеком в истории».
Эхнатон пришел к власти как фараон Египта либо в 1353, либо в 1351 году до нашей эры и правил примерно 17 лет во времена 18-й династии Нового царства Египта. Эхнатон стал известен современным ученым благодаря созданной им новой религии, в основе которой лежал Атон. В новой религии Эхнатона эта фигура обычно представлялась в виде солнечного диска и лучше всего понималась как свет, излучаемый самим солнцем. Царь взошел на трон под своим именем при рождении Аменхотеп IV, но на пятом году своего правления он изменил свое имя на то, которое лучше отражало его религиозные представления (Аменхотеп = «Амон доволен», Эхнатон = «Действующий для Атона»). Вскоре после этого первого значительного шага Эхнатон инициировал ряд изменений в египетской религии, искусстве и письменности, которые, казалось, совпали с юбилеями его обожествленного отца Аменхотепа III и Атона.
Блок Талатат, использовавшийся фараоном Эхнатоном, Луксорский музей, ЕгипетФото: Кеннет ГарреттЧто же тогда представляла собой эта новая религия, которая побудила Эхнатона разрушить так много элементов египетского общества? Ответы коренятся в неопределенности, что заставляет египтологов долго спорить о природе трансформации Эхнатона. Ученые приводили доводы в пользу монотеизма, генотеизма, агностицизма и почти всего, что между ними. Несомненно, однако, то, что эта новая религия возвысила Атона до положения государственного божества и в основном сосредоточилась на поклонении ему. Эхнатон еще больше изменил религиозную сферу Египта посредством преследований некоторых традиционных богов, в первую очередь Амона — государственного божества Египта на протяжении большей части 18-й династии. Где-то на четвертом году своего правления Эхнатон даже отправил агентов, чтобы стереть имена и изображения некоторых богов из существующих текстов и памятников.
Руки, предлагающие картуши Атона, ок. 1352–1336 гг. до н.э.Фото: Музей Метрополитен
Новый подход Эхнатона к религии проявился и в других аспектах египетской культуры, прежде всего в художественной сфере. Первые работы, заказанные королем, появились в традиционном фиванском стиле, который использовался почти каждым фараоном 18-й династии до него. Однако по мере того, как он внедрял новые религиозные идеи, королевское искусство развивалось, чтобы отражать концепции атенизма. Самые разительные изменения наблюдаются во внешнем виде царской семьи. Головы стали крупнее, чем в традиционном стиле, и поддерживались удлиненными и тонкими шеями. Царская семья приобрела более андрогинный вид, который иногда даже скрывал разницу между Эхнатоном и царицей Нефертити. Их лица характеризовались большими губами, длинными носами и прищуренными глазами, а их тела демонстрировали узкие плечи и талии, маленькие и несколько вогнутые туловища и большие бедра, ягодицы и животы.
Кульминацией этих шагов к культурной революции стало решение Эхнатона перенести столицу Египта из Фив на ранее незанятое место, которое он назвал Ахетатон (современный Телль-эль-Амарна), что означает «место, где Атон становится эффективным». На пятом году правления Эхнатона он утверждал, что «обнаружил» местонахождение нового царского города. Царь объявил, что Атон впервые появился на этом месте и что Атон выбрал это место только для царя. Армана, похоже, была выбрана еще и потому, что скалы, обрамляющие новый город, напоминали Символ Axt , означающий «горизонт». Чтобы быстро построить город, были введены более мелкие строительные блоки, называемые талатат, , которыми было легче управлять неквалифицированным рабочим. Примерно через три года строительство большинства городских и административных зданий было завершено.
Блок Талатат, используемый фараоном Эхнатоном, Луксорский музей, ЕгипетФото: Кеннет ГарреттКонец правления Эхнатона туманен. Король, скорее всего, умер на 17-м году своего правления, поскольку это самая высокая дата, засвидетельствованная для него. Но неопределенность окружает его кончину. Во-первых, причина смерти Эхнатона неизвестна в основном потому, что неясно, были ли когда-либо обнаружены его останки. Царская гробница, предназначенная для Эхнатона в Амарне, не содержала царского захоронения, что вызывает вопрос о том, что случилось с телом. Несколько ученых предположили, что скелет, найденный в гробнице KV55 в Долине Царей, мог принадлежать Эхнатону, поскольку в гробнице было много погребального инвентаря (в том числе гроб, в котором были найдены останки), принадлежащего Эхнатону и другим фигурам периода Амарны.