Повесть временных лет расселение славян: Из «Повести временных лет». Предания русского народа

Из «Повести временных лет». Предания русского народа

Из «Повести временных лет»

Расселение славян

Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах. И еще сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие — сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

Кий, Щек и Хорив

И было три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне называется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалавь по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и до сегодня в Киеве…

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане.

Братья Кий, Щек, Хорив и Сестра их Лыбедь

Дань хазарам

И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах, и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю и к своим старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань захватили мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, то есть саблями, а у этих оружие обоюдоострое, то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель». И сбылось это все, так как не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению.

Призвание варяжских князей

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие назывались свей (шведы), а иные норманы и англы, а иные еще готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому — Полоцк, этому — Ростов, другому — Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, а в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Было три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.

Аскольд и Дир

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. Оттуда отправился вниз и взял Любеч, и также посадил в нем своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся ребенка Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де «Мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли: Аскольда — на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет Киев матерью городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью.

Смерть Олега

И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «Отчего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе умереть!» Запали слова эти в душу Олега, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев, и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов, и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неправо говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Прощание князя Олега с конем. Художник В. М. Васнецов

Юноша-кожемяка

В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю, со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками». Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?» И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Есть ли муж? Вот наш готов!» Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа, был же он очень велик и страшен. И выпустил мужа Владимир, и уридел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил он печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.

Белгородский кисель

В год 6505 (997). Когда Владимир пошел к Новгороду за северными воинами против печенегов, — так как была в это время беспрерывная великая война, — узнали печенеги, что нет тут князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе сильный голод, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам, — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на вече, и спросил он: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня, и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы, или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, которое было спрятано в княжеской медуше. И приказал сделать из него пресладку сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем». Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те, и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И сварив, ели князья печенежские, и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

Из ‘Повести временных лет’ Происхождение и расселение славян

There are no translations available.

… Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими — [от мест, где сели, на котором месте. Те, что пришли и сели по реке именем Морава и прозвались морава, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами. А от тех ляхов пошли одни, что] прозвались полянами, другие ляхи прозвались] лютичами, другие — мозавшанамы, третьи — поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие-древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиной и назывались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочане — от реки, которая впадает в Двину, именуемой Полота; от сеи [реки] и назвались полочане. Славяне же, [что] сели около озера Ильменя, назывались своим именем — [словенами], и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами.

И так разошелся славянский народ, а от его [имени] и получили [свою] название славянской.

Поляне же жили особно по горам сих [киевских], тут был путь из Варяг в Греки и из Греков [в Варяги]:
по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до [реки] Ловоти, а по Ловоти [можно] войти в Ильмень, озеро великое Из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю [можно] плыть до Рима, а от Рима прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковського леса и течет на юг, а Двина из того же леса выбегает и идет на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса вытекает Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в Варяги, а с Варягов — и в Рим, от Рима — и к племени Хама. А Днепр впадает в Понтийское море устьями; море слывет Русским. …

… Поляны, живших особно, как вот мы сказали, были из рода славянского и назвались полянами, а древляне тоже [пошли] от славян и назвались древлянами. Радимичи же и витячи [происходят] от ляхов. Потому что было у ляхов два брата [один] Радим, а другой Вятко. И, придя, сели: Радим на [реке] Сожа, [от которого] и прозвались радимичи, а Вятко сел своим родом на Оке, от него прозвались вятичи. И жили в мире поляне, древляне, северяне, и радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы тогда жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи [и] тиверцы сидели по [второму] Буга и по Днепру; сидели также вблизи Дуная. И было множество их, ибо они находились по Бугу и по Днепру до самого моря, и есть города их и сегодня. Потому называли их греки «Великая Скифия».

[Все племена] должны же свои обычаи, и законы предков своих, и заветы, каждые — свой нрав. Так, поляне имели обычай своих предков, тихий и кроткий, и учтивость к невесток своих, и к сестрам, и к матерям своих и невестки к свекра своих и к деверей большое уважение имели. И свадебный обычай имели: не ходил жених по невесту, а приводили [ее] вечером, а на завтра приносили [для ее семьи том], что за нее дадут. А древляне жили звериным, жили по-скотски: и убивали друг друга, [и] ели все нечистое, и браков у них не было, а умыкали они девиц у воды. А радимичи, вятичи, северяне один обычай имели: жили они в лесу, как вот всякий зверь, ели все нечистое, и срамосливья [было] у них пред отцами и
перед невестками. И приходили они на игрища, на Пляс и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали женщин себе, с какой вот кто условился. Имели же они по две и по три жены. Если кто умирал поступали они тризну над ним, а потом разводили большой огонь и, положив на огонь мертвеца, сжигали [его]. А после этого, собрав кости, вкладывали [их] в небольшой сосуд и ставили на придорожном столбе, как [это] делают вятичи и ныне. Сей же обычай держали и кривичи, и другие народы, не ведая закона Божьего, ибо творили они сами себе закон.

Говорит Георгий [Амартол] в летописи, что «каждому народу [дано] закон. У одних есть писан, а во вторых — обычай, те, которые не имеют [писаного] закона, считают отчим законом».

Летопись русская: По Ипатским списком.

Из «Повести временных лет». «Расселение славян»

Урока литературы для 5 класса на тему

«Повести временных лет»

Класс: 5

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012 (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: восприятие и углубленная работа с текстом.

Цели урока: — воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство.

— формирование навыков составления высказываний на географические, культурно – исторические, литературные темы; умений выделять главное в прослушанном сообщении, формулировать вопросы к статье учебника, конструировать диалог на уроке.

— воспитание интереса к истории, литературе, культуре Древней Руси.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Вступительное слово учителя.

— Ребята, на прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела «Устное народное творчество». Мы помним, что жанры устного народного творчества передавались из уста в уста. А сегодня мы будем говорить о древнерусской литературе. О том времени, когда на Руси уже появляется первая печатная книга.

Слушают учителя.

Индивидуальное сообщение ученика о первой печатной книге и создателях славянской азбуки.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Работа по теме урока.

Слово учителя.

Первая печатная книга была издана в Китае в первой половине XIвека. В Европе книгопечатание относят к 40-м годам XV века, когда Иоганн Гуттенберг издал «Библию», а первые славянские печатные книги вышли в 1491 году. Первая точно датированная книга в Москве – «Апостол» — напечатание в 1564 году Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

До печатной книги были книги рукописные. Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням, которые прикреплялись к деревянным доскам-переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью. Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплетам прикреплялись кожаные завязки или застежки.

Создатели славянской азбуки братья Кирилл и Мефодий – просветители, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на церковнославянский язык.

В честь святых Кирилла и Мефодия 24 мая в славянских странах проводятся Дня славянской письменности и культуры.

— В каких целях использовалась письменность на Руси X века?

— Каково происхождение жанра летописи?

— Кто является автором новой редакции летописи, которую мы называем «Повесть временных лет»?

— В каком году была составлена «Повесть временных лет»?

— Каковы главные темы «Повести временных лет»?

Мы уже узнали, что автором «Повести временных лет» является Нестор Летописец. Ему посвятил свою скульптуру М.М.Антокольский

Для творчества М.М.Антокольского характерны черты историзма, то есть приверженность к исторической теме и стремление к скрупулезной точности, суховатой документальности. В образах Антольского раскрывались особенности конкретных исторических личностей. Так, скульптура «Нестор Летописец» (1890г) представляет облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполненного простоты и благородства, отрешенности и мирской суеты.

 Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории в ее средневековом понимании. Нестор ведет свой рассказ от «Всемирного потопа» и распределении земли между сыновьями Ноя. Рассказывает об образовании народов и языков. Передает библейскую легенду о Вавилонском столпотворении.

Как утверждает Нестор, славяне первоначально жили вдоль Дуная. Отсюда и произошло расселение славян, приведшее затем к образованию различных славянских племен и народностей.

Беседа по отрывку «Повести временных лет» «Расселение славян»

— Чем было вызвано расселение славян?

— Каково происхождение названия славянских племен?

— Какие сведения содержатся в части летописи «Расселение славян»?

Летописец вводит русскую историю в контекст мировой, сообщая самые разнообразные сведения – географические, этнографические, культурно-исторические. Неторопливо раскрывает летописец ту историческую обстановку, в которой родилось Русское государство. 

Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад. Самая древняя стоянка получила название Кирилловской. Известны также древние стоянки в бассейне Лыбеди. Легенда гласит, что в конце V – начале VI в. Три брата – Кий, Щек и Хорив – и сестра их Лыбедь основали на крутом правом берегу Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом.

Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».

Индивидуальное сообщение «Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве».

Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань хазарам». 

Индивидуальное сообщение «Хазары».

 

Древнерусский язык – это язык древнерусской народности. Датируется обычно VIII – XIV вв. Относится к восточнославянской группе славянских языков. Предшественник русского, украинского и белорусского языков.

Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, — он всегда точен и строго фактографичен в передаче высказываний своих героев.

В летописи широко представлена специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная.

Часто летописец использует народные пословицы и поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв.

Обратимся к учебнику (стр.59, вопрос 5). (Отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»)

Объясните значения слов и словосочетаний: насладиться, неоскудевающую, засеял книжными словами, пожинаем ученье книжное.

 

С детства Ярослав тянулся к книжной премудрости. Он любил беседовать с монахами и постоянно читал священные книги. Его сын Владимир Мономах вспоминал, что знал Ярослав, сидя дома, много иностранных языков, и была ему «оттого честь от других стран». Отовсюду собирал он лучших писцов и грамотеев и заставлял их переписывать рукописи и переводить книги с греческого языка на славянский. Ярослав и сам перевел несколько книг. Он хотел, чтобы на Руси было больше грамотных русских священников, и потому стал заводить специальные училища.

Под фразой пожинаем ученье книжное подразумевается первый свод законов, который назывался «Русская Правда». За его составление князя называли  еще и Правосудом. До него подвластные русским князьям народы жили каждый по своим племенным обычаям. Теперь же, объединившись, они должны были подчиняться законам, общим для всех. В основу «Русской Правды» были положены древние обычаи, которые существовали на Руси еще с языческих времен.

— Каково значение памятника древнерусской литературы «Из похвалы князю Ярославу» для современного читателя?

— Почему необходимо изучать памятники древнерусской литературы?

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы.

Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».

Индивидуальное сообщение «Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве».

Имя Кий имеет истоки во многих языках. По одной из версий, это имя произошло от славянского слова, означающего «палица, дубина, боевой молот».

Имя Щек сопоставляется с именем Чеха. Легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Этимология названия и имени возводится к славянскому слову, означающему «змей».

Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название это содержит корень «хор», заимствованный из иранских языков и означающий «солнце». Оно сопоставимо с названием племени хорватов.

Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»). Лыбедь – это небольшая речка, впадающая в Днепр.

Символизм легенды о Кие указывает на объединительный характер деятельности этого князя – три брата создают единый племенной центр. В тексте «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Здесь говорится о существовании во времена Кия мощного союза племен. Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань».

Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань хазарам». 

Индивидуальное сообщение «Хазары»

Хазары — тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён.Хазарский язык является вымершим.

Славянские племена были данниками хазар, что указывает на предшествующую войну, которую хазары выиграли, но о которой не осталось сведений в летописях.

Русская летопись говорит, что славяне платили хазарам дань в виде шкур, однако видимо, главным образом славяне поставляли хазарам рабов.

Работают с учебником в парах.

Объясняют значения слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий. Понимание литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства. Осмысление образа коня в магических представлениях и верованиях разных народов. Противопоставление Олегу волхвакак представителя местного общества.

ІV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дома Стр.62 – 66 – прочитать, пересказать

Индивидуальное задание:

1. Подготовить сообщение об Эзопе, Жане де Лафонтене.

2. Подготовить выразительное чтение басен «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».

 

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Наталья Кончаловская. Из ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ — Литературное чтение. 4 класс. Часть 1

Литературное чтение. 4 класс. Часть 1

Наталья Кончаловская

Из «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (перевод Д.С. Лихачёва)

Расселение славян

Так начнём повесть сию.

Славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так, одни пришли и сели на реке по имени Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А вот ещё те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда во лохи напали на дунайских славян и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне эти ушли на север и поселились на Висле. Они прозвались ля хами, а от тех ляхов пошли поляки.

Иные славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота1. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — словенами и построили город и назвали его Новгородом. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

1. Что такое летописи?

2. Что означает название «Повесть временных лет»?

3. Когда создавалась «Повесть временных лет» и о событиях какого времени она повествует?

4. Что вы знаете о летописцах?

5. Что вы узнали из летописи о расселении славян?

1Полота — приток Западной Двины, при её впадении в Двину стоит город Полоцк.

Изобретение славянской азбуки

Был един народ славянский: и те славяне, которые сидели по Дунаю, покорённые уграми1, и моровы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют русь. Для них ведь, моравов, первоначально созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских и у дунайских болгар.

Когда моравы жили уже крещёными, князья их послали к царю греческому Михаилу, говоря:

— Земля наша крещёна, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучал нас и толковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем ни начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их.

Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им всё, что сказали славянские князья. И сказали философы:

— В Солуни2 есть два мужа — Кирилл и Мефодий, они искусные философы и знают славянский язык.

1Угры — венгры.

2Солунь — современные Салоники, город в Греции на берегу Эгейского моря.

Услышав об этом, царь послал за Мефодием и Кириллом и, когда они явились, сказал им:

— Прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги.

И уговорил их царь и послал их в Славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангелие и Псалтырь и другие книги. И собрали хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого языка на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября.

1. Расскажите, почему славянам понадобилась своя азбука.

2. Что рассказывает летопись о Кирилле и Мефодии?

Деятельность Ярослава Похвала книгам

В лето 1037 года заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии, митрошолиюи затем церковь на Золотых воротах — Святой Богородицы Благовещенья, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины. И стала при нём вера христианская расширяться, и черноризцы2 стали умножаться, и монастыри появляться.

Любил Ярослав книги, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И списали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным. Будто кто-то землю вспахал, а другой засеял, а иные же теперь вот жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и это: отец всего этого Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, сын же его Ярослав засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимаем книжное.

Велика ведь бывает польза от ученья книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей.

1Собор Св. Софии в Киеве назван летописцем митрополией, так как при нём находился митрополит — глава Русской церкви того времени.

2Черноризцы — монахи; они носили чёрную одежду (ризу).

Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил её золотом, серебром и сосудами церковными. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая им от богатств своих урок, веля им учить людей.

1. За что прославляет летописец деятельность князя Владимира и его младшего сына Ярослава?

2. В чём видел Ярослав пользу книг?

3. Выучите наизусть несколько строк из летописи: «Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмерима глубина; ими мы в печали утешаемся…»

Фрагмент макета древнего Киева. X—XIII вв.

Поучение Владимира Мономаха детям

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь.

В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь на тиуна1 или на отрока2, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами наряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте пораньше. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; ведь бывает, что из-за лености человек внезапно погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте (отрокам причинять вред ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте. Гордости не имейте в сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Обучение грамоте в Древней Руси. Миниатюра из «Жития Антония Сийского». XVII в.

1Тиун — управляющий хозяйством.

2Отрок — здесь: слуга.

Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём: ибо он, проходя, прославит вас по всем землям или добрым, или злым человеком.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой покойный и все добрые мужи. 1 2

1. Какие наставления давал Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, своим детям?

2. Более восьмисот лет прошло с тех пор, как Мономах написал своё «Поучение». Есть ли в нём такие мысли, которые устарели?

— Ну-с, судари мои, как продвигается чтение?

Дети с трудом оторвались от книги и увидели Николая Александровича, который вопросительно смотрел на них и, конечно же, улыбался.

— Хорошо! — вздохнули близнецы. — Трудновато немного. Доставалось же древним детям!

— Я рад, что вам понравилось. Будете читать дальше?

— Обязательно! — ответила Оля за двоих. — Но, Николай Александрович, это всё-таки литература для детского чтения. А когда же появились первые книги специально для детей? Это известно?

— Конечно. Первой рукописной книгой для детей был написанный в 1491 году учебник латинского языка «Донатус». Автор — русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов. Известна дата его рождения — 1465 год. Он решил написать учебник для детей, чтобы облегчить им изучение этого трудного языка. «Донатус» — это вольный творческий перевод для русских детей известной тогда учебной книги древнеримского учёного Элия Доната. Необычайно талантливым человеком был Дмитрий Герасимов. Вы только подумайте: свою книгу он написал в возрасте 26 лет! От него же дошла до нас первая запись русской народной сказки. Её сделал со слов Дмитрия Герасимова итальянский учёный Павел Иовий Новоксомский в начале XVI века. У меня есть книга «Русские сказки в ранних записях», там можно прочитать эту сказку.



Уроки внеклассного чтения. 7 класс. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Поучение Владимира Мономаха»)

Из «Повести временных лет» « Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Поучение Владимира Мономаха»

Уроки внеклассного чтения.

7 класс

«По́весть временны́х лет»

  • Около тысячи лет назад стали появляться первые рукописи на Руси, авторами которых в основном были монахи — малочисленная рать грамотных людей.
  • Одна из них, «Повесть временных лет», содержит описание истории славян.

Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части

  • и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции).
  • Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 год).
  • Название своду дало начало первой фразы «Повесть времянных лет…» или в части списков «Се повести временных лет…»
  • «Повесть временных лет» — великое произведение древнерусского искусства.
  • Первые рассказы «Повести…» похожи на легенды и предания

«Расселение славян»

  • «И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский».

Эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами,

  • потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане.
  • Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суде, и назвались северянами.
  • И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

Размышляем над прочитанным…

  • Какие из восточнославянских племенных союзов перечислены в отрывке? Какие территории они занимали?
  • Что в летописи говорится о прародине восточных славян?

«Кий, Щек и Хорив»

  • КИЙ, ЩЕК, ХОРИВ, ЛЫБЕДЬ — три легендарных брата и сестра, которые, по летописному свидетельству, в стародавние времена основали город и назвали его в честь старшего брата Киевом.

«И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь.

  • Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей.
  • И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев».

Размышляем над прочитанным…

  • «Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

Размышляем над прочитанным…

  • Кто по легенде основал город Киев?
  • Как характеризует летописец Кия и его братьев?
  • В легенде названы два возможных занятия князя Кия. Какое из них является, по мнению летописца, правдивее?
  • Как ты думаешь, история о Кие, Щеке, Хориве и Лыбиди правдивая или вымышленная?

«Поучение Владимира Мономаха»

  • «Поучение Владимира Мономаха»— литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом.
  • Это произведение называют первой светской проповедью.
  • С «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов.

«Поучение Владимира Мономаха»

  • «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

  • В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим.
  • На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.

  • Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас.
  • Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и

  • подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.
  • Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
  • Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
  • Жену свою любите, но не давайте им власти над собой.
  • Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

Размышляем над прочитанным…

  • Чему поучает своих детей Владимир Мономах? Какие жизненные советы даёт?
  • О каких моментах своей жизни вспоминает князь?

«Повесть временных лет» — великое произведение древнерусского искусства

Информио

×

Неверный логин или пароль

×

Все поля являются обязательными для заполнения

×

Сервис «Комментарии» — это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения — заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

×

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

×

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

Везде и нигде. Откуда пошли первые славяне

Сергей Глезеров

Наследие 29 сентября 2021

Как известно, отсчет русской государственности ведется с 862 года. Когда в 1862 году, при императоре Александре II, праздновалось тысячелетие России, оно было отмечено установкой памятника в Великом Новгороде. К 1150-летней годовщине российской державы в Старой Ладоге усилиями археолога Анатолия Николаевича Кирпичникова был установлен первый в стране памятник Рюрику и Олегу. В следующем году исполнится уже 1160 лет с момента основания государства…

ФОТО Википедии / PHGCOM / Public Domain

Но у людей любознательных всегда остается недоумение: а что же было прежде? Не могла же история начаться только в 862 году.

О прародине славян и первых славянских протогосударствах мы говорим с кандидатом исторических наук доцентом Санкт-Петербургского госуниверситета Романом НАЛИВАЙКО.

Роман Алексеевич, вопросом о том, кто такие славяне и откуда они взялись, ученые занимаются уже не одно столетие.

– И к однозначному ответу не пришли, версий меньше не становится. В нашем распоряжении есть источники, которые в разное время разными учеными были интерпретированы по-разному, из-за чего выстроить окончательную общепризнанную концепцию практически невозможно.

Вопрос вообще достаточно политизированный, поскольку, когда в XVIII – XIX веках начиналось его изучение, ни западные славяне (словаки, чехи), ни южные (хорваты, сербы, болгары) своей государственности не имели. Первые находились в составе Священной Римской империи (официально она просуществовала до 1806 года), вторые – под игом Османской. По поводу восточных славян в российской историографии как раз тогда бушевали споры норманистов и антинорманистов: способны ли были славяне вообще самостоятельно создать государственность?

Сложность ответа на этот вопрос в немалой степени в том, что под своим именем славяне появились только в VI веке нашей эры. Казалось, помочь могли бы археологические источники, но беда состоит в том, что археологические культуры, существовавшие до этого рубежа, исследователи затрудняются определить именно как славянские. В них смешаны различные традиции, характерные для балтов, германцев, славян, угро-финнов, и зачастую трудно сказать, в какой именно больше славянских черт.

Каждая последующая археологическая находка, каждое новое переосмысление существующих источников приводит к новым выводам. Не случайно современный московский историк Сергей Викторович Алексеев, автор серии книг, посвященных ранней истории славян, отмечает две крайности в исследовательской литературе: славяне или везде, или нигде. То есть   либо ученые пытаются «удревнить» славян, возводя их появление к III тысячелетию до нашей эры, либо звучит тезис, что они появились только в V веке нашей эры.

Как известно, для реконструкции древнейшей истории применяют «междисциплинарный подход», то есть используют данные самых разных наук.

– Конечно. Например, лингвистики. Согласно ее данным, славянские языки являются ветвью индоевропейской языковой семьи, к которой также относят германские, кельтские, романские, балтские языки. Предполагают, что некогда существовала индоевропейская общность, из состава которой славяне выделились еще в бронзовом веке, то есть в III тысячелетии до нашей эры. Правда, согласно другой версии, сначала существовала славяно-балтская общность, и в середине I тысячелетия до нашей эры произошло разделение славян и балтов.

Теперь о гипотезах археологов. Первой праславянской археологической культурой советский археолог-славист Валентин Васильевич Седов называл культуру Подклешевых погребений, которая существовала в V – I веках до нашей эры в бассейне средней и частично верхней Вислы, почти по всему бассейну Варты, а затем распространилась до среднего течения Одера на западе и Припятского Полесья и Волыни на востоке. Название происходит от того, что погребения накрывали сосудом, перевернутым вверх дном. По-польски сосуд – klosz (клош).

Также со славянами связывают еще несколько археологических культур – Зарубинецкую, Киевскую и ряд других. Причем по поводу каждой существуют дискуссии.

Наконец, все гипотезы «сходятся» на Черняховской археологической культуре, или, как ее еще называют, культурно-исторической общности. Она существовала в Северном Причерноморье в IV – V веках нашей эры, была этнически неоднородной, включала славян, иранские племена (потомков сарматов) и германцев.

Там господствовало германское племя готов, и славянские племена признавали его власть. Готский историк Иордан в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» поведал о «державе готов», расцвет которой пришелся на правление короля Германариха в середине IV века.

Однако вскоре готы были разгромлены кочевниками-гуннами, им пришлось уходить на запад – это стало катализатором Великого переселения народов. Но часть «Черняховского населения» осталась на своем месте, и это дало начало археологическим культурам, которые точно признаются славянскими, – Пражской и Пеньковской. Время их формирования – V – VI века нашей эры. Пражскую культуру именуют так, поскольку археологи впервые обнаружили ее памятники около Праги, Пеньковская названа по селению Пеньковка на территории современной Украины.

А что говорят о славянах письменные источники?

– Исследователи считают, что древнейшее название славян, зафиксированное в письменных источниках, – венеды. Речь о древнеримских авторах. Гай Плиний Старший в «Естественной истории» (77 год нашей эры) «помещает» венедов рядом с германцами и сарматами. Публий Корнелий Тацит в своем сочинении «О происхождении и местоположении германцев» (98 год нашей эры) упоминает венедов, но затрудняется сказать, к кому они ближе – к германцам или сарматам. И, наконец, Клавдий Птолемей около 160 года в сочинении «Руководство по географии» указывал, что венеды обитали в Сарматии вдоль некоего Венедского залива.

Возможно, венеды – это вообще некий собирательный этноним, который на каком-то историческом этапе закрепился за частью славян, а потом с распадом гипотетической «венедской общности» исчез. Хотя сами славяне себя венедами не называли. В Слове о полку Игореве есть упоминания о «венедицкой земле», что означает какую-то чужую, далекую землю.

Однако вот любопытная деталь: по-фински и сегодня Россия звучит как Веняйя, по-эстонски – Венемаа, то есть как раз «земля венедов».

Так где же, собственно говоря, прародина славян?

– Автор Повести временных лет, ссылаясь на некие предания, утверждал, что предки славян жили на Дунае. Современные исследователи считают эту версию наименее доказуемой. В настоящий момент в среде ученых доминируют две концепции. Согласно первой, предки славян обитали между Вислой и Одером, согласно второй – в Среднем Поднепровье. Один из аргументов в споре – лексика: известно, что все слова в славянских языках, связанные с морем, являются заимствованными. Это говорит о том, что формирование славянской общности происходило на территориях, удаленных от него.

Как я уже упоминал, катализатором для расселения славян в IV веке нашей эры стало нашествие с востока кочевников-гуннов. Под их натиском германские, угорские племена уходили на запад, освобождались территории, на которые и пришли славяне.

Исследователи считают, что именно тогда и произошло разделение славян на три ныне существующие группы: южные, восточные и западные. Южные славяне – сербы, хорваты, болгары – двинулись на Балканы. Восточные славяне заселили Восточную Европу, западные – поляки, чехи, словаки – Центральную.

К западным славянам относят также полабские племена, названные так по реке Лаба, или Эльба: лютичей, ободритов, лужичан. В Средневековье они жили на побережье Балтийского моря и контролировали все торговые пути в регионе. Судьба их печальна: в XII столетии они были завоеваны немцами в ходе крестовых походов, онемечены и фактически прекратили свое существование в прежнем виде.

Такие города, как Росток, Мекленбург, Любек, когда-то были центрами полабских славян, название Бранденбург происходит от славянского «Бранибор». Вы, наверное, удивитесь, но на территории современного Берлина в VIII – XII веках проживали племена западных славян!.. Интересно, что и само название нынешней германской столицы считается славянским, его возводят к слову berdlin из древнечешского языка, которое в переводе обозначает «сторожевой пост».

Славянские языковые корни можно найти в названии некоторых микрорайонов Берлина – Букков, Рудов, Панков, Кладов. На юге города расположен район Бриц, что в переводе означает «березовый лес». Наименование административного района Кепеник также считают славянским по происхождению, его можно перевести как «поселение на острове». В легендарном фильме «Семнадцать мгновений весны» именно в Кепенике жила радистка Кэт, а Штирлиц оправдывался перед Мюллером: «Мне пришлось ехать в объезд, через Кепеник-штрассе, мимо казарм…».

Когда славяне появились под своим нынешним именем?

– В исторических источниках под этим именем они впервые начинают фигурировать в V – VI веках. Первоначально – в форме «словене». Этот этноним объясняют как «владеющий словом, могущий говорить на понятном языке». В отличие от «немцев» – «немых», не умеющих говорить на понятном языке. Недаром слово «немец» когда-то, в далекой древности, распространялось на всех иноплеменников, говоривших на «непонятных» языках.

Существует и версия названия славян от «слава», то есть славные, храбрые. Правда, форма «славяне» является более поздней.

Академик Борис Александрович Рыбаков в своей работе «Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.», опубликованной в 1982 году, предложил еще более экзотическую версию. Он разделил слово «словене» на две части: «слы» и «вене», получив «представители, послы венедов».

Но если следовать такому методу, то можно много версий предложить.

– Возможно, вы в чем-то правы… Что же касается первых государств славян, то они появились в VII веке. Первым было «государство Само», названное так по имени франкского купца, выбранного князем и правившего в 623 – 658 годах. Находилось оно на территории современной Чехии, части Австрии, Силезии, Словакии и объединяло предков современных чехов, словаков, словенцев.

У южных славян первым государством было Болгарское царство. Его оформление датируют 681 годом, когда его признала Византия.

В 822 году появляется государство западных славян Великая Моравия, в 870-х годах – Чехия. Что касается польской государственности, то здесь, как правило, говорят о Х столетии: именно тогда действовал первый «исторически подтвержденный» князь Мешко, или Мечислав.

Что же касается восточных славян, то их расселение датируют VI – VIII веками. В Повести временных лет перечислены племена: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи, словене, волыняне, белые хорваты, уличи и тиверцы. Тогда же появились и так называемые племенные княжения. Летопись упоминает правителей радимичей и вятичей – Радима и Вятко.

Наиболее известными правителями той эпохи являются легендарные основатели города Киева – Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Некоторые историки, правда, считают, что Кий – это не имя, а обозначение деревянного посоха, символа княжеской власти. Но для летописца Кий был реально существовавшим персонажем.

Политическая история этого периода неизвестна. Мы не знаем времени правления этих князей, даже не знаем точно, существовали они или это легенда.

Тем не менее получается, что к IX столетию, к которому относят известия о Рюрике, у восточных славян уже все-таки появляются некие «протогосударства».

– Да, однако даже известная дата – 862 год – и то весьма условна. Рюрик упоминается только в Повести временных лет, созданной в начале XII века. При этом в некоторых летописях он вообще не фигурирует. Академик Алексей Александрович Шахматов в своей работе «Сказание о призвании варягов», опубликованной в 1904 году, относил легенду о призвании варягов только к XII столетию – именно тогда она попала в летописи.

Сам факт призвания тоже вызывает большие вопросы, поскольку для Европы это, что называется, бродячий сюжет. Точно так же Англо-саксонская хроника упоминает призвание англов и саксов на территорию Британии. Опять же, когда создавалась Повесть временных лет, на киевское княжение в 1113 году был приглашен Владимир Мономах. То есть тоже призван, причем в условиях, похожих на те, что были при появлении Рюрика, – после восстания.

Важно и то, что современная историческая наука ни в коем случае не связывает начало государственности с 862 годом, поскольку даже если Рюрик и появился в Новгороде или в Ладоге, его уже кто-то призвал. То есть уже были какие-то политические структуры, которые могли и были полномочны это сделать.

Да к тому же точно неизвестно, куда именно пригласили Рюрика: то ли в Ладогу, то ли в Новгород… Новгород как город призвания появляется в более поздних летописях, составленных уже в XVI веке, – Никоновской, Воскресенской.

Откуда пришел Рюрик – тоже вопрос.

– На этот счет есть несколько версий. Согласно одной, он происходил из полабских славян, к тому же приходился внуком легендарному новгородскому старейшине Гостомыслу. Согласно другой, он был скандинавом. В Дании известен конунг Рорик Фрисландский, который жил и действовал примерно одновременно с летописным Рюриком. Но исследователям не хватает данных, чтобы их отождествить.

Вообще знания о том периоде у историков очень смутные из-за минимума источников. В трактате императора Константина Багрянородного указывается, что княгиня Ольга, жена князя Игоря, прибыв в Византию, привезла с собой тринадцать родственников. Кто они – неизвестно. Ученым неведомы даже имена родителей княгини Ольги…

Это обстоятельство, с одной стороны, усложняет поиск, а с другой – делает его еще более интересным. То есть исследователи в данном случае чем-то напоминают настоящих сыщиков, эдаких Пинкертонов. При этом, естественно, им следует опираться на работы предшественников, иначе неизбежно начинается «изобретение велосипеда».

В последнее время у нас появляется огромное количество книг, авторы которых, претендуя на сенсацию, излагают версии и концепции, которым уже лет сто и больше. То есть они прозвучали еще в конце XIX века. А современные сочинители об этом не ведают, совершенно не интересуясь тем, есть ли на эту тему какая-либо критическая литература.

Важно также понимать время написания той или иной хроники, летописи, цели ее создания, вопросы авторства. Все это называется критикой исторического источника. Это особая тема, показывающая, насколько сложна работа исследователя, отличающая любителя, или, как сейчас выражаются, «фрика», от профессионального историка.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7019) от 29.09.2021 под заголовком «Везде и нигде».


Материалы рубрики

§ 59. Славяне в период Великого переселения народов

Украинские земли и переселение народов II-V вв.

§ 59. Славяне в период Великого переселения

1. Венеди

С момента выбора славян в индоевропейские племена непрерывно развивался процесс славян. Его делят на два периода: венедский или Зарубинецкий и антско-склавинский или пеньковско-пражский.

Зарубинецкое человечество было соседом воинственных сарматов.Из-за их периодических нападений славянин двинулся к Десне, верховьям Днепра и Южного Буга. В Европе они были известны как венеты. Родина венеды, как описал ее древнеримский историк Тацит, охватывает территорию от восточных отрогов Верхнего Днепра до Карпат и совпадает с ареалом распространения Зарубинецкой культуры (III век до н.э. — II век до н.э.). Конец венедскому этапу развития славян положил великие переселения народов. Переселение охватило практически всю Европу и существенно изменило ее политический, культурный и этнический облик.

Во втором веке. на восток на Волынь двинулись германские племена готов, истребляя местное славянское население, а оттуда через долину Бух вышли в Причерноморские степи. Спасаясь от готов, венеты бежали в Днестр и Днепр. Таким образом, ареал расселения славян разрезал готов долину реки Южный Буг на восточную и западную части. Позже они развивались самостоятельно, приобретая характеристики, которые в конечном итоге привели к восстанию Муравьев и Приднеповьясклавинов, Днестра и Волыни.

В период господства готов в Причерноморье распространилась славянская культура (III-IV вв.). Он связан с названной готским историком Иорданской империей Германариха, которая, помимо готов, состояла из славян, фракийцев и сарматов.

2. Гунское нашествие и славян

готов с черным изгнаны в конце четвертого века. Гунны. Примерно в это время прекратилось существование славянской культуры. Сломанные правители готов Винитарий, вероятно, отступив под натиском Хунсевента, начал войну с антами. Он убил своего князя божьего и распял на крестах 70 антских старцев.Тогда гунны выступили за Муравьев и убили Винитарию. Большинство готов перебралось на Средний Дунай. Зона расселения антов в VI в., Описанная Иорданом, совпадает с той, которая была распространена пеньковской культурой и склавинив, — отвечает пражско-корчатскаякультура (V-VII вв.). Обеспокоена существованием славянского антамивоенно-политического союза, который называется Антским. Королевство.

В это время Западная Римская империя заполнилась варварскими племенами, которые пришли сюда с гуннами и образовали Аттилу во главе с государством хунску.Однако из-за разгрома гуннов Каталаунских полей (451 г.) и смерти Аттилы (453 г.) эта страна разделилась. В рамках переселения народов очередное Великое рабовладельческое расселение V-VII вв. Первоначально антисклавины и прошли южные берега Дуная и обосновались на Балканах в византийских землях. Тейла положил начало южной ветви славян. Склавины через некоторое время двинулись дальше, вверх по Дунаю и продвинулись в Одер и Эльбу междугорьями, постепенно соединившись с западными славянами.

3. Война авар со славянами

В середине VI века. через украинские степи прошли новые ордынско-кочевые авары или обрив. С разрешения они поселились в Византии в Средней Паннонии, на Дунае, где и было основано их государство — Аварское ханство. Но через некоторое время авары начали нападать на византийские владения. С момента своего появления в Причерноморских степях боролись с аварсантами, потому что земля была последним форпостом оседлых земледельцев на границе со степью.Эта борьба была долгой и утомительной. Последнее упоминание об Муравьях, содержащееся в византийских хрониках 602 года, было в этом году, когда хан (князь) VII послал свою армию в землю и приказал Антам принять их в качестве союзников, византийцев. После этого население остается антскоогорским, пересекло Дунай и поселилось на византийских землях. Северные Анцсклавины интегрировались и участвовали в формировании предукраинского сообщества.

г. Во время правления императора Ираклия (610-641 гг.) Византия авары боролись со склавинами, чтобы остановить их переселение на свою землю.Нестор Летописец сказал в «Повести временных лет», что аварцы завоевали дулебов, живших на Волыни, и несомненно были склавинами. Они образовали союз племен, известных как арабские источники Валиняна, во главе с князем Маджаком, что в VII веке. был разрушен случайно.

г. Таким образом, славяне по своему происхождению являются автохтонным (сформировавшимся на территории) населением украинских земель индоевропейского происхождения. Как отдельную этническую общность они сформировали еще в начале нашей эры. В VII-VIII вв.У восточных славян активно разворачивается государственный процесс, логический вывод которого пришел в IX ст. возникновение Киевского государства.

4. Откуда истоки доукраинской национальности?

С какого времени можно проследить существование на наших землях украинской национальности? Этот сложный вопрос давно привлекает внимание ученых. Важным шагом в поисках ответов на его исследования стали названия населенных пунктов, рек и т. Д., Возникшие во время переселения славян с их родины.

г. В период упадка славянской общины начинается формирование отдельных славянских народов. Многие имена, как утверждают исследователи, похожи на украинские. Это можно объяснить, только если предположить, что на момент распада славянский общий язык во многом схож с украинским. В современном украинском языке сохранилось много древних панских предметов. Территория родины славян во многом совпадает с украинской этнолингвистической территорией. Следовательно, развитие славян, по мнению доктора Х.Леонид Зализняк Историю, вы можете представить себе какпроцесс отдельного ответвления славянских народов доукраинского этнического древа, которое с первой половины тысячелетия до н.э. развивалось между Припяти и Карпатами. Это дает основание утверждать, что корни предукраинского этноса восходят к периоду до 9000 г. до н.э.

III. До н.э.- II в. до н.э. Венедский период славян. Зарубинецкая культура.

бл . 155 было Готье и другие германские племена начали свой путь от южного побережья Балтийского моря в юго-восточном направлении.

III — IV вв. Черняховская культура.

375 Нашествие гуннов в северной части Черного моря.

IV — VI век. Миграция.

V — VII век. Большое поселение славян. Прага-КорчатскаКультура и склавинив пеньковская антевая культура.

558 был Нашествие аварцев в Северном Причерноморье.

568 — 635 лет Славяно-аварская война.

VI — VII век. Существование дулибского союза племен.

Вопросы и задания

1. Под каким именем впервые в письменных источниках встречаются славяне?

2. Какое влияние на славян оказали вторгшиеся готы?

3. Можно ли сказать, что гунское нашествие способствовало расселению славян?

4. В борьбе с которыми кочевые племена убилиАнтский и дулибский союз славянских племен?

5.Где истоки украинской нации?

(PDF) Зарождение государственной системы землеустройства времен Киевской и Московской Руси в X – XV веках

ESCHIP 2020

IOP Conf. Серия: Наука о Земле и окружающей среде 579 (2020) 012162

IOP Publishing

doi: 10.1088 / 1755-1315 / 579/1/012162

4

земель появляются с целью распределения налогов. В летописи Киево-Печерского монастыря

дано первое указание на сажень как на единицу измерения земли (1017).Чертежи отдельных территорий

составлены по результатам обследований, инвентаризаций и простых замеров

(длины межевых линий измерены «мерным чубом» [веревкой], а площади

сельскохозяйственных угодий и лесов). были определены). Неограниченные земли и подсечная система земледелия

не создавали потребности в точном измерении площадей и границ. Это подразумевало отсутствие необходимости в специальных геодезических инструментах, методах

и точных массовых земляных работах.Большие площади суши и спорадическая численность населения

позволили обойтись без точного измерения территорий и границ. В государстве не было еще

специальных органов землеустройства и землеустроительных организаций, но в

Русской Правды были даны указания о межевых знаках, которые устанавливались путем обмера и

определения площади земель для налогообложения [8–10] . Села назывались естественными землями —

«соколиная охота», «рыболовство», «пчеловодство», «пашня», «солончак».Чем лучше описывалась земля, тем больше штрафов за нарушение земельного законодательства на

[11, 12]. В статьях «Русской правды»

содержится информация о границах, промыслах и разрешении спорных вопросов о землях и

лесах [6, 13]. Земля была основным источником дохода как для частных лиц, так и для государства. Князья

присвоили право торговли, ловли птиц и зверей, но ремесла обогатили обычных

человек.Все слои населения, князья, духовенство, бояре, дружинники, купцы, свободные крестьяне

могли владеть землей и ее богатствами, а князья покупали земельную собственность вместе с людьми, которые были обязаны платить ренту

[14, 15]. Появление первых рисунков позволило изучить законы пространственного

распределения и освоения земель и других природных ресурсов, мест населенных пунктов, земельных и водных

маршрутов и другие.

В 1237–1240 годах Киевская Русь была захвачена монголами.Они не могли долго оставаться в

юго-западных землях, перешедших под контроль Литвы и Польши. Однако Северо-Восточная Россия

, где позже было образовано Великое княжество Московское, оставалась под контролем монголов

до конца 15 века. Монголы не вмешивались во внутреннее управление подчиненными землями

, но провели перепись населения сначала в Киеве в

1245, а затем через 10 лет на территории Владимирской Руси, чтобы определить размер владений. дань.С

годов при Иване Калите московские князья сами собирали дань для монголов. По данным переписей

населения XIV – XV вв. Размер дани исчислялся исходя из состояния

человек, движимого имущества, по ремеслам, а по сохам — налогооблагаемых единиц. Распространение,

Поправки и дополнения к местным пограничным законам привели к созданию специальных законов на некоторых территориях

(судебные письма Новгорода, Пскова и Двины).Пограничный суд и земельные дела контролировал представитель местной власти (губернатора)

, введен единый налог и единая исчисляемая мера —

соха, буквально «плуг». Помимо собственности, они различали

прав собственности и имущественных прав на чужие вещи, включая сервитуты и залоговые права. Впервые

личных сервитутов (установленных в пользу определенного лица) упоминаются в Псковском Судебном Уставе

1397 г. [10, 14].

Среди статей «Русской правды» — статьи о границах, промыслах, о решении

спорных вопросов о земле и лесах. В статье 105 вводится термин «дача» (в поздних экземплярах «Русской правды» этот термин встречается только

). По мнению исследователей, дача — это денежная сумма, или

разновидностей феодального условного владения (ссуда хлебом, семенами, скотом или скотом), которая составляла

милосердия. У западных славян также были особые феодально-зависимые отношения, известные под названием

poddas, дающих (близких к русской даче, что означает нечто данное) [8].Русская правда определила

судебных сборов за разрешение земельных споров. В ход судебного пограничного разбирательства включены жалоба истца

, судебные доказательства (показания свидетелей — «клерки и слухи», присяга — «компания»), уплата штрафа

(«продажа») и вознаграждение в размере судья и писец. Первым поводом для судебного обследования

было наследование земли. В землеустройстве и инвентаризации (составлен для краткой описи

имущества; позже их стали прикреплять к планам дач и лесных «колышков» (дерево — небольшой

лес на поле или среди пашни), книги, содержащие краткое описание земли.Слово

оброкис встречается в древних летописях вместе со словом «дань». Под арендой понималась аренда,

, то есть использование недвижимости на определенный срок или неограниченное время по договору аренды. По словам выдающегося американского медиевиста из Калифорнийского университета, частноправовая природа

мальтийцев, возможно, произошла от славян.

Мальтийцы также могут иметь каплю или две славянской крови, текущей в наших жилах.

Читая лекцию на беглом мальтийском языке, Майкл Куперсон, профессор арабского языка и переводчик арабской литературы, утверждал, что широко обсуждаемая идентичность рабов на Мальте 11 века, от которых предположительно происходит нынешнее население Мальты, была славянской. .

Самое длинное упоминание о Мальте того времени содержится в книге 15 века североафриканского географа аль-Химьяри. В 1995 году книгу перевел Манвел Мифсуд, а о ней написал Джозеф Бринкат.

Проф. Куперсон объяснил, что аль-Химьяри писал, что Мальта была атакована арабами в девятом веке, а затем оставлена ​​безлюдной.

«Это означает, что христианская преемственность до святого Павла была нарушена. Затем, говорит аль-Химьяри, в середине 11 века арабы вернулись и заселили остров.”

г. Мальта была атакована византийцами. Сообщается, что мусульмане и их рабы (именуемые għabid ) отбили их.

«Современные ученые обрушиваются на рабов: были ли они христианами, пережившими первое нападение?

Ряд ученых пришли к выводу, что рабы не были христианами.

Годфри Веттингер заметил, что għabid обычно считались черными наемниками. Однако такая интерпретация потребует учета возможного полного исчезновения значительной части чернокожего населения.

Проф. Веттингер также предположил, что мальтийские рабы могли быть «сакалиба, или славяне, или другие белые рабы».

Географ аль-Бакри, который также дал более короткое, но более старое описание Мальты, чем у аль-Химьяри, использовал слово għabid для обозначения славян.

«Если мы предположим, что мальтийские рабы тоже были славянами, мы бы решили проблему, поднятую профессором Веттингером, то есть« объяснить возможное полное исчезновение значительной части негритянского населения ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *