Повесть о взятии казани: Повесть о взятии Казани”. Особенности повествования

«История о Казанском царстве» и другие повести о взятии Казани.

«История о Казанском царстве». Присоединение к Москве Казани в 1552 г. было крупнейшим историческим и политическим событием века. Оно воспринималось современниками как расплата за двухсот­летнее монголо-татарское иго. Взятие Казани, а в 1556 г.— Астрахани открывало великий водный торговый путь по Волге, который тесно связывал Московское государство со странами Востока.

Взятие Казани широко отразилось как в устном народном творче­стве в легендах, песнях и сказах, так и в литературе. Помимо летопис­ных сказаний в 1564—1566 гг. была создана «История о Казанском царстве», или «Казанский летописец». О ее популярности свидетель­ствуют дошедшие до нас свыше 270 списков. «История о Казанском царстве» — это связное историческое повествование, пронизанное единой историко-публицистической концепцией. Излагая события с момента основания Казани в 1172 г. легендарным болгарским царем Саином до взятия города Иваном, Грозным в 1552 г.

, «История» возвеличивает Московское царство и его правителя: вся история Казани рассматривается как история постепенного усиления ее зави­симости от Москвы. В «Истории» главное место занимают события 40—50-х годов XVI в.; организация Грозным походов на Казань, строительство на правом берегу Волги города Свияжска, боевого форпоста русских войск; штурмы крепостных стен Казани и падение города.

Сам автор был очевидцем этих событий: в 1532 г. его взяли в плен «варвары» — черемисы и подарили казанскому царю Сафа-Гирею, на службе у которого он и пробыл двадцать лет, до взятия Казани. Затем Иван Грозный крестил его, дал небольшой земельный надел, за что тот и «нача служити ему (царю.— В. К.) верно». Один из важнейших источников повествования — рассказы «премудрейших и честнейших казанцев» и рассказы, услышанные «от самого царя изо уст многажды». Литературным образцом «Истории о Казанском царстве» служила «Повесть о взятии Царь-града» Нестора-Искандера, а также повести о Мамаевом побоище.

Центральный герой «Истории» — Иван Грозный, личность кото­рого дается в ореоле военной и царской славы. Он сурово расправляется с «мятежниками», «изменниками», несправедливыми судьями, но ми­лостив к «воинственным людям», народу. Его поход на Казань продиктован не стремлением к захвату чужой земли, а интересами обороны своей страны.

В «Истории» широко представлены фантастические картины ви­дений, знамений, предрекающих гибель Казани. Завершается «Исто­рия» апофеозом победителя — апофеозом российского самодержца, торжественно въезжающего в «великий град Москву». Иноземные послы и купцы с удивлением говорили, «яко несть мы видали ни в коих ж царствах, ни в своих ни в чюжих, ни на коем же царе, ни на короле таковыя красоты и силы и славы великия». Народ московский, чтобы лучше видеть царя,

«лепится» по крышам «высоких храмин» и палат, по «забралам», многие забегают вперед, а девицы, княжеские жены и боярские, «им же нелзе есть в такая позорища великая, человеческого ради срама, из домов своих изходити и из храмин излазити — полезне есть, где седяху и живяху, яко птицы брегами в клетцах — они же совершение приницающе из дверей, и оконец своих, и в малые скважницы глядяху и наслажахуся многого того видения чюднаго, доброты и славы блещаяся». Яркая картина встречи царя-победителя отражает и харак­терную бытовую подробность, связанную с положением женщины в обществе того времени.

Изображая триумф русского царя, автор «Истории» утверждал политическое значение одержанной Грозным победы.

Прославляя воинские заслуги Грозного, автор «Истории о Казан­ском царстве» делает ряд выпадов против бояр, князей и воевод. Он утверждает, что завоевание Казани — личная заслуга царя и русских воинов, а не воевод-бояр.

Устойчивые стилистические формулы воинских повестей, вклю­ченные в общее описание битвы, дополняются новыми сравнениями воинов с птицами и белками. Эти сравнения дают возможность читателю воссоздать картину грандиозного сражения. При этом автор «Истории» подчеркивает храбрость и мужество не только русских воинов, но и их врагов—казанцев: «С неких же казанцов спиде смертный грех и охрабришася, сташа во вратех града и у полых мест, сняшася с русью, и с татары смешася сечем великим… И страшно бо видети обоих храбрости и мужества: ови во град влезти хотяху, ови же пустити не хотяше, и отчаявше живота своего и сильно бияхуся, и неотступно рекуще в себе, яко единако же умрете есть нам. И спрескотаху копия, и сулицы, и мечи в руках их и, яко гром силен, глас и кричание от обоих вой гремяше».

Такое изображение врага, попытка раскрыть его психологическое состояние во время битвы явилось новым словом, сказанным автором «Истории о Казанском царстве» в историко-повествовательной лите­ратуре XVI в. В «Истории» отводится большое место изображению внутреннего психологического состояния ее персонажей. Таково, например, описание чувств царицы Анастасии, проводившей в поход своего мужа; скорби казанской царицы Сумбеки, оплакивающей мужа и прощающейся с казанцами; «плач и уничижение к себе казанцов». Стилю плачей свойственны и книжная риторика, и фольклорная образность.

Автор «Истории» использует поэтические выражения народного эпоса, лирические образы народных песен и плачей, отдельные мотивы татарского фольклора. Все это позволяет ему назвать свое произведение «красной, новой и сладкой повестью», которую он «пакуемся разумно писанием изъявити».

Углубленное внимание к психологии человека, широкое исполь­зование фольклора, нарушение традиционных норм риторического стиля ставят «Историю о Казанском царстве» в преддверие историче­ских произведений начала XVII в.

Конец ханской Казани — Статьи

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Сборник

Сибирь

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Новости 29.12.2022

Умер композитор Эдуард Артемьев

Целью похода Ивана IV считалась защита христианского населения восточных приграничных областей Русского государства. Кровопролитный штурм Казани завершился побоищем в городе: «Рвы же на той стороне града полны мёртвых лежаше и по Казань реку и в реке, и за рекою по всему лугу мертвии погании лежаша».

Ханство было присоединено к России, а хроника достопамятной осады изложена сразу в нескольких летописях и сочинении Андрея Курбского.

Иван III и Василий III воевали с Казанским ханством, но не пытались завоевать его и присоединить территорию улуса к Русскому государству. Более того, казанцы около 40 раз вторгались в области Вятки, Нижнего Новгорода, Мурома. Ситуация изменилась, когда Москва завершила объединение удельных княжеств. У централизованного государства появилась возможность покорить Казанское ханство.

«Бог видит моё сердце, хочу не земной славы, а покоя Христиан. Могу ли некогда без робости сказать Всевышнему: се я и люди, Тобою мне данные, если не спасу их от свирепости вечных врагов России, с коими не может быть ни мира, ни отдохновения?» — так объяснял Иван Грозный цель похода.

Поход 1552 года был для Грозного третьим. Русское войско уже стояло под стенами Казани. Его жители верили, что и в этот раз им удастся отстоять свою независимость.

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя». Источник: wikipedia.org

Обороной Казани руководил хан Едигер. Были спешно укреплены стены, в город стянули запасы продовольствия. Некоторые казанцы являлись сторонниками Москвы. 16 августа [далее даты по старому стилю] при появлении русской армии они попытались попасть в расположение войск Грозного, но были схвачены и казнены. Выбраться удалось только мурзе Камаю. Он поделился важнейшими сведениями об обстановке в городе.

«И тут приехал к государю служить Камай-мурза, княжь Усеинов сын, а с ним 7 казаков; а сказывал государю, што было их поехало человек з двесте к государю служить и, сведав, Казанцы иных переимали. а про Казань государю сказывал: в городе царь Едигерь-Магметь съветом злым с Казанцы утвердилися, а государю бить челом не хотят; а единомышленников его Кулшериф, молна и кады, да Зейнешь, князь ногайской, да изменникы государевы Чапкун-князь — тот аталык к него — да Ислам-князь, аликей Нарыков, Кебек князь Тюменьской, Дербыш-князь: те всю землю на лихо наводят; и запасы в граде многие; «а съвет их: послали на Арьскую засеку твоих же государевых изменников Япанчю-князя да Чапкунова племенника Шунак-мурзу да Арьскаго князя Явуша.

а велел к засеке всех людей собрати, которые не в городе, и приходити на государевы люди и за засеку бъ воинских людей на Арьское поле не пропустить». И Камая-мурзу государь пожаловал съ товарищи своим жалованием». (Из Полного собрания русских летописей.)

Накануне штурма у городских стен были сделаны подкопы и заложены бочки с порохом. Их подрыв послужил сигналом к началу штурма.

Из «Казанской истории»: «И вскоре, на седьмой день, быстро и хорошо завершили мастера порученное им дело, выкопав в трех местах тайные рвы под городскими стенами, и подивился самодержец с князьями его и воеводами новой той мудрости. Бойцы же, находившиеся при пушках, в это время не выходили из-за туров на штурм города, а били изо всего большого наряда — из пушек и из пищалей — по городским стенам, чтобы не было слышно, как ведется подкоп. Казанцы же, старые и больные, не бойцы, словно мыши, глубоко зарывшись в погребах своих и земляных норах, прятались там от стрельбы, и в пещерах тех заживо себя хоронили с женами и детьми, по многу дней не появляясь и не выходя на свет из этих ям».

«Троицкая повесть о взятии Казани»: «Когда же на восходе солнца подошло время читать святое Евангелие и дьякон, заканчивая чтение, произнес последнюю строку из Евангелия: «И будет одно стадо и один пастырь», внезапно как будто загремел сильный гром и сильно задрожала земля. Благочестивый же царь и великий князь, выйдя немного из церковных дверей, увидел разрушенную подкопом городскую стену и страшное зрелище: от дыма, смешанного с землей, все покрылось тьмой, и на большую высоту взлетали многочисленные огромные бревна, поднимая вместе с собою на высоту нечестивых и многих убивая. И тут внезапно взорвался и второй подкоп, и все воины, призывая на помощь Бога, устремились на нечестивых. Благочестивый же царь и великий князь, вернувшись в церковь на молитву, проливал обильные слезы, да одолеем до конца врагов своих. И вот приходит некто из царских приближенных и говорит ему: «Уже, государь, окончательно пришло время тебе ехать, ибо уже идет сильный бой в городе, и многие полки ожидают тебя, государя». Царь же отвечал ему: «Если дождемся мы окончания молитвы, то великую милость получим от Христа — мощное оружие молитвенное против врагов наших».

Взрыв у Муралеевых ворот лишил казанцев главного источника питьевой воды. Первый штурм, однако, успеха не имел. Вскоре к русской армии присоединились донские казаки Сусара Фёдорова. А отдельная дружина под командованием Александра Горбатова разбила черемисов, частыми набегами тревоживших лагерь осаждавших.

Осада и взятие Казани 2 октября 1552 года. Источник: wikipedia.org

«Но больше чем горожане, досаждала русским полкам, нападая с тыла, черемиса, выезжавшая из лесных острогов: обрушивались они на станы, ночью приводя русских в смятение, а днем убивая их, и хватая воинов живыми, и угоняя конские стада. Когда же нападали на них русские воины, те убегали от них в лесные чащи и горные ущелья и, прячась в тех недоступных местах, спасались.

И был царь великий князь и все воеводы его из-за этого в печали, ибо очень трудно было добраться до них. Но, уподобившись искренне верующему праведнику и положась на Бога, послал он на них своих воевод: князя Александра Суздальского Горбатого и князя Андрея Курбского со множеством воинов. И пробирались они с большим трудом три дня по плохим дорогам до мест, где обитала черемиса, а затем, двигаясь на юг, обошли кругом овраги те, стремнины и горы и таким образом окружили со всех сторон черемисские укрепления.

И застигла их ночь. Те же, не зная, что окружены, побежали от передовых полков и наскочили на тех, что были позади. И вскоре победили их русские, остроги их разрушили и пожгли, и взяли живыми пятерых черемисских воевод, а с ними привели пятьсот добрых черемисинов и жен их, и детей взяли в плен, сами же воеводы здравы возвратились назад. И перестала черемиса выезжать из лесов», — гласит «Казанская история».

Решающий штурм начался 2 октября. 12-тысячное войско атаковало город со стороны Елбугиных ворот. После артиллерийской подготовки (стрельбы из пушек, пищалей и бойниц) осаждающие взобрались на стены по лестницам.

«Егда же еще быхом недалече от стен, ни из единыя ручницы, або стрелою, на нас стреляно; егда уже близу быхом, тогда первее много огненный бой на нас пущен с стен и с башен; тогда стрел густоспгь такая, яко частость дождя, тогда каме-ния множество бесчисленное, яко и воздуха не видети. Егдаж близу стены подбихомся с великою нуждою и бедою, тогда вары кипящими начата на нас лити и целыми бревны метати», — писал Андрей Курбский о штурме Казани.

Русские полки теряли много людей. Судьба штурма висела на волоске. Понимая это, военачальники предложили Ивану Грозному самому выступить к городу с резервом.

«И ступает государь в бранное стремя и всходит на конь, и поскору пойде к полку своему ко граду. И виде государь войско христианьские уже на стенах градных […] и в тот же час от всех стран якоже на крылех, на стенах градцкые взлетели, такоже и з стен в град биющеся, во всех местех жестоко», — гласит «Царственная книга».

Во время боя летописцы также засвидетельствовали факты мародёрства. Когда часть войска начала грабёж, ещё не утвердившись в городе, казанцы воспользовались этой поблажкой и пошли в контратаку. Русское командование приказало убивать мародёров, чтобы пресечь панику.

Наконец чаша весов склонилась на сторону штурмующих. Город был взят. Победители жестоко расправились с проигравшими. В Казани началась страшная резня.

Взятие Казани Иваном Грозным. Г. Угрюмов. Источник: wikipedia.org

В городе началась форсированная христианизация. «А потом заложил он соборную церковь в самом городе Казани во имя пречистой Богородицы славного её Благовещения и освятил её в девятый, воскресный, день того же месяца. Приделы же к церкви пречистой Богородицы устроил с обеих сторон: с одной стороны <во имя> страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, с другой — в честь муромских чудотворцев, и чудесным образом украсил их, как и подобало.

И город освятил благочестивый царь и государь наш великий князь Иван Васильевич, сам пройдя с животворящими крестами и со всеми иконами по городским стенам вместе с братом своим князем Владимиром Андреевичем и со священным собором, и с боярами своими, и со всем своим христолюбивым воинством. И обо всём благочестивый царь и государь хорошо и богоугодно распорядился. Повелел он и воеводам своим строить в городе церкви. Город же взял благочестивый царь и государь в год 7061-й (1552) месяца октября во второй день — день памяти священномучеников Киприана и Устинии, в воскресенье, в пятом часу дня», — из «Троицкой повести о взятии Казани».


Сборник: Внешняя политика Ивана Грозного

Успехи в походах на Восток — присоединение Сибирского, Казанского и Астраханского ханств, а также части земель Ногайской Орды — были омрачены провалом Ливонской кампании на Западе.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Что, если бы не было Ливонской войны

Что, если бы не было Ливонской войны

Один из шагов Ивана Грозного привёл Московское царство к катастрофе. И шаг этот не опричнина.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Конец ханской Казани

Конец ханской Казани

Осенью 1552 года войско Ивана Грозного взяло Казань. Это был крестовый поход молодого царя.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Астраханское ханство: завоевание жемчужины Каспия

Астраханское ханство: завоевание жемчужины Каспия

Ивану Грозному потребовалось два похода, чтобы присоединить крупный торговый центр бывшей Золотой Орды к России.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Походы Ермака

Походы Ермака

Благодаря казачьему атаману Русское государство в 16-м веке присоединило к себе Сибирь.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Что, если бы не было Ливонской войны

Один из шагов Ивана Грозного привёл Московское царство к катастрофе. И шаг этот не опричнина.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Конец ханской Казани

Осенью 1552 года войско Ивана Грозного взяло Казань. Это был крестовый поход молодого царя.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Астраханское ханство: завоевание жемчужины Каспия

Ивану Грозному потребовалось два похода, чтобы присоединить крупный торговый центр бывшей Золотой Орды к России.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Походы Ермака

Благодаря казачьему атаману Русское государство в 16-м веке присоединило к себе Сибирь.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Басни Крылова в иллюстрациях

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Великое ограбление поезда

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

Маршал-людоед

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Указ о вольных хлебопашцах»

  • Статьи
  • Европа
  • I до н. э. -I вв.

Октавиан Август: удачливый и коварный

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Последняя из династии Стюарт

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Португальский Робинзон

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

И навеки веков: история жён декабристов

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Была ли успешной денацификация в Германии?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден

  • Статьи
  • Азия
  • XVI век

Жизнь и смерть атамана Ермака

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Басни Крылова в иллюстрациях

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Сбежавшая из СССР

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 212271
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 96979
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
  • 📚 Статьи
  • 👀 96502
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
  • 📚 Статьи
  • 👀 83888
Басни Крылова в иллюстрациях
  • 📚 Статьи
  • 👀 59579
Великое ограбление поезда
  • 📚 Статьи
  • 👀 57321
Маршал-людоед
  • 📚 Статьи
  • 👀 48605
«Указ о вольных хлебопашцах»
  • 📚 Статьи
  • 👀 37827
Октавиан Август: удачливый и коварный
  • 📚 Статьи
  • 👀 36701
Последняя из династии Стюарт
  • 📚 Статьи
  • 👀 30646
Португальский Робинзон
  • 📚 Статьи
  • 👀 227066
И навеки веков: история жён декабристов
  • 📚 Статьи
  • 👀 212271
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 162850
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 141568
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
  • 📚 Статьи
  • 👀 132451
Была ли успешной денацификация в Германии?
  • 📚 Статьи
  • 👀 96979
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
  • 📚 Статьи
  • 👀 96502
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
  • 📚 Статьи
  • 👀 93861
Жизнь и смерть атамана Ермака
  • 📚 Статьи
  • 👀 83888
Басни Крылова в иллюстрациях
  • 📚 Статьи
  • 👀 76687
Сбежавшая из СССР

На набережной рецензия на фильм (1954)

Рецензии | Великие фильмы

Роджер Эберт

Карл Молден, Марлон Брандо, Ева Мари Сэйнт в фильме «На набережной».

Сейчас трансляция на:

Powered by Просто посмотри

Совесть. Эти вещи могут свести вас с ума.

Так говорит Терри Маллой, портовый грузчик, дающий показания против своего союза в «На набережной». Строка, сказанная Марлоном Брандо, находит отклик у всех через картину, потому что история о совести, а также история позади истории. Этот фильм был снят в 1954 Элия Казан после того, как он согласился давать показания перед комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности, названным бывшим соратников, которые были связаны с Коммунистической партией и стали изгоями в левые кружки.

Реклама

«Вкл. Набережной» было, в том числе, оправданием Казани своего решения давать показания. В фильме, когда профсоюзный босс кричит: «Ты сдал нас, Терри», персонаж Брандо кричит в ответ: «Сейчас я стою здесь. я трепался сам все эти годы. Я даже не знал этого». Это отражает убеждение Казани что коммунизм был злом, временно соблазнившим его, и ему нужно было противостоять. Линия Брандо находит драматический отголосок в «Жизни, 19 лет Казани».88 автобиография, где он пишет о своих чувствах после того, как фильм получил восемь «Оскаров», в том числе за лучший картина, актер, актриса и режиссер: «В ту ночь я вкушал месть и наслаждаюсь этим. «На набережной» — моя собственная история; каждый день я работал над этим фильм, я говорил миру, где я стою, и что мои критики должны идти и — — — — сами себя.»

В это заявление вы можете почувствовать страсть, которая была зажжена слушаниями HUAC и неповиновение тех, кто назвал имена или отказался. Для некоторых зрителей скрытая повестка «На набережной» портит картину; критик Джонатан Розенбаум сказал мне, что «никогда не сможет простить» Казани за использование фильма для оправдания сам. Но режиссеры снимают фильмы по всяким скрытым мотивам, некоторым благородным, какой-то постыдный, и по крайней мере Казан открыто говорил о своем. И он сделал мощный и влиятельный фильм, который продолжил неизмеримую карьеру Брандо. влияние на общее изменение тона в американском кино, играющем в 1950-е годы.

«Если в истории кино в Америке есть лучшая роль человека, я не знаю, что это такое», — пишет Казан в своей книге. Если вы изменили «лучше» на «более влияние», вы могли бы предложить еще одно выступление, и это будет работа Брандо в казанском «Трамвае «Желание»» (1951). В тех ранних фильмах, Брандо преодолел десятилетия экранных манер и обеспечил свежий, настороженный, причудливый актерский стиль, который был не столько реализмом, сколько своего рода усиленный рифф на реальность. Он прославился своим выбором физических жесты во время решающих сцен (и даже в «Крестном отце» он все еще найти их — кота на коленях, пульверизатор на томатной грядке).

Реклама

В «На набережной» есть момент, когда Терри идет на прогулку в парк. с Эди (Ева Мари Сэйнт), сестрой человека, которого сбросили с крыши. за разговоры со следователями. Она роняет перчатку. Он поднимает его и вместо того, чтобы вернуть его, он надевает его на своих рабочих руках. Маленький часть дела на краю выстрела, но это обеспечивает текстуру.

А посмотрите на известную сцену между Терри и его братом Чарли (Род Стайгер), на заднем сиденье такси. Это сцена «Я мог бы быть соперником», и его бесконечно пародировали (наиболее запомнился Роберт Де Ниро в «Бешеной Бык»). Но у него все еще есть сила, чтобы заставить нас чувствовать боль Терри, и даже боль Чарли, который был вынужден направить пистолет на своего брата. Вот Казань на Брандо:

“ … что было необычным в его игре, я чувствую, так это контраст внешний вид крутого парня и крайняя деликатность и нежность его поведения. Какой еще актер, когда его брат достает пистолет, чтобы заставить его что-то сделать постыдно, клал руку на ружье и отталкивал его с нежностью ласка? Кто еще мог прочитать «О, Чарли!» в тоне упрека, что так любящая и такая меланхоличная и предполагает ужасающую глубину боли?»

Казанский сценарий написал Бадд Шульберг, а продюсером выступил Сэм Шпигель, один из великие независимые пираты (следующей его постановкой после «Набережной» была «The Мост через реку Квай»). Сначала Шпигель предложил Фрэнка Синатру для роль Терри Маллоя, и Казан согласился: «Он прекрасно говорил по-хобокенски». молодой, жилистый Синатра был бы хорош, но потом Шпигель решил, что Брандо, в то время гораздо более крупная звезда, мог бы удвоить бюджет, доступный для фильм. Казан уже обсудил с Синатрой костюмы, и ему стало не по себе. переключиться, но Синатра «отпустил меня полегче».

Фильм основан на реальной истории портового грузчика, пытавшегося свергнуть коррумпированный союз. В жизни он потерпел неудачу; в фильме ему это удается, и сегодня концовка «На набережной» кажется слишком театральной и оптимистичной. Фильм был снят на расположение в Хобокене, штат Нью-Джерси, в доках и рядом с ними, с настоящими портовыми грузчиками играют в массовке (иногда их перемещают группами, выглядят искусственно заблокированными). Брандо играет молодого экс-борца, а ныне грузчику давали легкую работу, потому что Чарли — правая рука коррумпированный босс, Джонни Френдли (Ли Дж. Кобб). После того, как он невольно позволяет чтобы его использовали для инсценировки смерти брата Эди, он начинает сомневаться основных предпосылках его жизни, включая его верность Чарли и Джонни, который в конце концов приказал ему нырнуть в его большой бой на Мэдисон-сквер Сад.

Реклама

другой главный персонаж — священник (Карл Мальден), который пытается поощрять грузчики для дачи показаний против коррупции. После того, как один мятежник преднамеренно раздавленный в трюме корабля, священник произносит речь над его телом («если вы не думайте, что Христос находится здесь, на набережной, у вас есть другая мысль»). Это было бы кульминацией любого другого фильма, но в отличие от Брандо более извилистая игра, это похоже на декорацию.

Ева Мари Сэйнт идеально подходит Брандо, и у двух актеров есть знаменитая сцена в баре, где он почти косвенно показывает, что она ему нравится, а она переводит разговор с романтики на совесть. В какой-то момент Казань и его оператор Борис Кауфман, кадрирует ее бледное лицо и волосы в правом верхнем углу. углу экрана, с Брандо внизу в центре, как будто ангел-хранитель парящий над ним.

лучшие сцены самые прямые. Подумайте о том, как Брандо отказывается сотрудничать со следователями, которые ищут его в доках в начале фильма. И то, как он ходит по крыше, где держит своих любимых голубей, — гибкий и кошачий. Штайгер бесценен для фильма, а в знаменитом такси разговоре, он привносит мягкость, не уступающую нежности Брандо: два брата в оплакивая потерянную любовь между ними.

Шульберга Сценарий сочетает в себе два стиля: зарождающийся реализм и стилизованный гангстерский картина. К последней традиции относятся такие строки, как «Он мог петь, но он не мог летать», когда стукача сбрасывают с крыши.

Кому первый: «Вы знаете, как работает профсоюз? Вы идете на встречу, вы делаете движение, свет гаснет, и ты уходишь». «Соперническая» речь Брандо настолько известна сложно увидеть заново, но пересмотрите фильм и вы почувствуете реальность того, печаль между двумя мужчинами и простые слова, которые ее выражают.

«Вкл. Waterfront» был номинирован на 11 премий «Оскар» и выиграл восемь. По иронии судьбы, остальные три номинации были за лучшую мужскую роль второго плана, где Кобб, Молден и Штайгер разделили голоса. Сегодня эта история уже не кажется такой свежей; оба борьба с коррупцией и романтика хорошо вписываются в старинный фильм соглашения. Но актерская игра и лучшие диалоги имеют такое влияние, что не потускнел; все еще можно почувствовать силу фильма и Брандо и Казан, навсегда изменившие американское кино.

Реклама

Роджер Эберт

Роджер Эберт был кинокритиком Chicago Sun-Times с 1967 года до своей смерти в 2013 году. В 1975 году он получил Пулитцеровскую премию за выдающуюся критику.

Сейчас играет

Фильмы

На набережной (1954)

Рейтинг NR

108 минут

Последние сообщения в блоге

Ebertfest объявляет о первом списке фильмов, госте Фрэнке Озе и теме «Эмпатия в кино»

около 17 часов назад

Шпион среди друзей имеет сильное повествование, но ему не хватает оригинальности

около 23 часов назад

Эти жестокие наслаждения разозлили фанатов: почему жестокие и блестящие героини часто считаются неуместными

около 23 часов назад

Недооцененный Сейлз: благодарность Baby It’s You к 40-летию

около 23 часов назад

Реклама

Комментарии

Включите JavaScript для просмотра комментариев на базе Disqus. comments на базе Disqus

Реклама

Реклама

Обзор фильма «Она сказала»: Зои Казан и Кэри Маллиган побеждают Харви Вайнштейна об их расследовании рассказывается буднично и часто увлекательно в

She Said , премьера которого состоялась сегодня в пражских кинотеатрах после премьеры на Нью-Йоркском кинофестивале в прошлом месяце.

Видео: Сара Энн Массе делится тем, что…

Пожалуйста, включите JavaScript

В то время как тактика Вайнштейна на кушетке была секретом Полишинеля в киноиндустрии на протяжении десятилетий, она заставляла актрис и служащих делать записи и встречать гнев крупной киностудии было непростой задачей. Но после статьи New York Times (и еще одной статьи Ронана Фэрроу в New Yorker ), в общей сложности 107 женщин выдвинули обвинения против бывшего продюсера (Википедия ведет полезную вкладку).

История Кантора и Туи помогла запустить движение #metoo, в то время как Вайнштейн был приговорен к 23 годам лишения свободы в Нью-Йорке в 2020 году, а дополнительные расследования продолжаются годы спустя. Однако, как часто намекает She Said , хотя сам Вайнштейн был разоблачен, система, которая позволяла ему оставаться у власти в течение десятилетий, в значительной степени осталась безнаказанной.

She Said звезды Зои Казан в роли Кантора и Кэри Маллиган в роли Туи, которые вовлечены в дело Вайнштейна после того, как аудиозапись жестокого обращения продюсера с итальянской моделью Амброй Баттиланой Гутьеррес была обнародована, а актриса Роуз Макгоуэн сослалась на свой собственный опыт с Голова Мирамакс. Однако после урегулирования споров и подписания соглашений о неразглашении ни один из них не стал говорить с Times .

Но Кантор и Туи вскоре понимают, что эти дела — лишь верхушка айсберга, и начинают многомесячное расследование, которое приводит их к кроличьей норе обвинений. В конце концов, они выявляют три имени, которые, возможно, захотят выступить: бывшие помощники, пострадавшие от жестокого обращения со стороны Вайнштейна в 19-м веке. 90-е.

Среди них Лаура Мэдден (Дженнифер Эль), которая никогда не подписывала соглашение о неразглашении с Miramax, а также Ровена Чиу (Анжела Йео) и Зельда Перкинс (Саманта Мортон), чья конфронтация с Вайнштейном на Венецианском кинофестивале в 1998 году привлекла внимание некоторых.

У Мортон есть только одна сцена в «Она сказала», но она крадет весь фильм, рассказывая историю Перкинса: бывшая партнерша, которая выступила против Вайнштейна, она сломалась, когда Чиу пришла к ней в слезах после попытки изнасилования. Перкинс пожертвовала своей карьерой, чтобы помочь положить конец практике Вайнштейна, работая с Miramax, чтобы внести изменения, только для того, чтобы в течение следующих двух десятилетий стоять в стороне, пока крутились новые обвинения, заглушенные условиями ее мирового соглашения.

Образы Кантора и Туи изящны и тонко представлены; обе молодые матери борются с различными аспектами материнства, которые жертвуют временем, проведенным со своими маленькими дочерьми, чтобы помочь создать лучший мир для их жизни. , невероятно лишен драмы, а редакторы Дин Баке (Андре Брогер) и Ребекка Корбетт (Патриция Кларксон) настолько невероятно благосклонны, что мы начинаем сомневаться в их мотивах. Их продезинфицированный отдел больше похож на Apple Store, хотя, по общему признанию, приятно наблюдать, как серьезный персонаж Брогера противостоит Вайнштейну и его адвокатам по телефону.

По сценарию Ребекки Ленкевич, основанному на оригинальной статье Кантора и Туи, а затем и книге, She Said была снята Марией Шредер ( Я твой мужчина ), молодой актрисой 1990-х годов, у которой, возможно, не было личный опыт общения с Вайнштейном, но, скорее всего, сталкивался с такими же, как он.

Презентация Шредером « Она сказала » удивительно сдержанна, и в фильме никогда не встречается резкой критики, несмотря на предмет. Фильм позволяет жертвам, точнее, актрисам, изображающим жертв, говорить за себя, а фактическое изложение помогает их историям бить еще сильнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *