Поучения для младших школьников: Напишите поучения детям . — ответ на Uchi.ru

«ПОУЧЕНИЕ», «Поучение детям» Владимира Мономаха

Толкование

«ПОУЧЕНИЕ», «Поучение детям» Владимира Мономаха

памятник древнерус. лит-ры и пед. мысли. Автор — великий князь киевский, полит. и воен. деятель, писатель (1053—1125).

Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма («Грамотицы») князю Олегу Свя-тославичу, к-рые впоследствии были объединены автором. «Поучение» сохранилось в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи под 1096. Но очевидно, что окончательный вариант был написан позднее, к концу жизни Владимира Мономаха.

Жанр поучений детям был широко распространён в европ. культуре средневековья. Автор адресовал произведение своим Детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращённый в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение полит.

завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собств. жизни. Он стремился уберечь гос-во от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христ. вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков и предостеречь их от гибельной политики.

Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слезы и милосердие. Покаяние — это признание своих недостатков, стремление избежать ошибок, честность перед собой и людьми. Слезы — сокрушение о своих неблаговидных поступках, понимание бренности человеческой жизни. Милосердие — внимание к бедным и слабым.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять главное муж. дело — защищать родную землю, не давать в обиду своих подданных. Указывал на необходимость для будущего правителя разностороннего книжного учения. В представлении автора, идеал человека княжеского положения включал такие качества, как осторожность, взаимная уступчивость, послушание и «покорение» старшим, уважение прав младших, к-рые должны были стать основой полит.

единения Руси.

«Поучение» содержит многочисл. цитаты из Псалтири, из «Поучения» Василия Великого и др. памятников книжности. Написанное с большим лит. мастерством, оно отражает черты творческой индивидуальности автора.

Изд.: Поучение Владимира Мономаха, в кн.: Памятники литературы Др. Руси. Начало рус. лит-ры XI — нач. XII вв., М., 1978.

Лит.: Орлов А. С., Владимир Мономах, М. — Л., 1946; Повесть временных лет, ч. 1, М. — Л., 1950; Лихачев Д. С, Сочинения князя Владимира Мономаха, в его кн.: Великое наследие. Классич. произведения лит-ры Др. Руси, M.; его же, Владимир Всеволодович Мономах, в кн.: Словарь книжников и книжности Др. Руси, в. 1 (XI — первая пол. XIV в.), Л., 1987; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в., М., 1989.

О. Е. Кошелева.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

  • ИЛЬИН Евгений Николаевич
  • «ХЕД СТАРТ»

Полезное


Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме «Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха»

Цели урока:

  1. Научить школьников писать свои поучения потомкам, младшим братьям и сестрам.
  2. Совершенствование навыков анализа текста.
  3. Способствовать развитию речи учащихся и расширить их кругозор.
  4. Воспитание нравственности и бережного отношения к слову.

Средства обучения:

Портрет Владимира Мономаха.

Запись на плакате:

“Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков”. (Владимир Мономах)

Домашнее задание к уроку:

1) повторить понятия – эпитет, сравнение, метафора, восклицание, обращение, повтор – стили речи.

2) индивидуальное задание: составить свои “Поучения” другу, сестре, брату.

На уроке у каждого учащегося на столе “Поучение” Владимира Мономаха.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа с текстом.

1. Вступительное слово учителя.

Все мы знаем имя великого киевского князя Владимира Мономаха. Запишите тему урока “Письма о Поучениях” Владимира Мономаха.

Мономах, как и все грамотные люди тогда, воспитывался на Священном Писании, Святоотеческой и житейской литературе, что, конечно, же проявляется и в “Поучении”. Псалтырь он всегда имел при себе, брал его даже в дорогу. Глубоко сокрушаясь о междоусобицах князей, он решается обратиться к своим детям, чтобы они или те, кому доведется читать его наставление, восприняли его всем сердцем и устремились на добрые дела.

Отказавшись от участия в войне против Ростиславичей и переживая княжеские распри, он в утешение берется за Псалтырь и вот какое место открывает: “Зачем печалишься, душа моя, зачем смущаешься?”, приводя далее почти весь 41-й псалом. Обращается Мономах и к поучению к юношеству Василия Великого: “…при старыхъ молчати, премудрыхъ слушати, старейшимъ покорятися, с равными и меньшими любовь имети” и т.д.

В этом тексте используются обращение, вопрос, восклицание (Душа моя, зачем печалишься? При старых молчать) и т.д.

2. Проверка домашнего задания.

Сообщения учеников, которые получили задание составить поучения своей сестре, брату.

1-й ученик: Никогда не обманывай своих родителей, все тайное непременно станет когда-нибудь явным.

2-й ученик: Будь добрым к людям; все хорошее, что ты делал им, вернется к тебе через этих и других людей.

3-й ученик: Береги природу, ибо даже во сне человек не может вообразить ничего прекраснее природы.

4-й ученик: Не обижай животных, ведь они не могут высказать печаль и боль свою.

5-й ученик: Не суди о других, научись судить о себе самом.

6-й ученик: Не смейся над старостью, т. к. все к ней придем.

7-й ученик: Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-нибудь другой.

II. Учитель: — Наша задача – анализ “Поучения” Владимира Мономаха.

— Как вы понимаете значение слова “поучение”? Подберите однокоренные слова.

Учащийся пишет на доске

III. Примерный анализ “Поучения”.

Поучение состоит из 3-х частей. Первая часть “Поучения” его автобиография. Вторая часть “Поучения” называется “Рассказ Мономаха о своей жизни”, третья часть представляет письмо двоюродному брату Олегу Святославовичу.

Исповедальность и автобиография “Поучения”, его “субъективность”. Диалогичность речевого строя, простодушие и доверительность интонации характерна для творений Владимира Мономаха, в которых он передает свое восхищение мудрым устройством мира, его красотой. “Что такое человек, если подумать? Велик ты, Господи, чудесны твои дела! Разум человеческий не может понять чудеса Твои!. . Как небо устроено; как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма и свет?

И земля на водах положена Твоей волей, Господи; звери разнообразные и птицы и рыбы… и тому удивимся, как птицы небесные летят их теплых земель, чтобы попасть в наши руки, и не останавливаются в одной стране, но сильные и слабые идут по всем странам, по веленью Божью, чтобы наполнились лес и поля… И эти птицы небесные умудрены Тобой, Господи; по воле Твоей поют они и веселей человека, по воле Твоей умолкают, хотя имеют голос…”

В этом отрывке текста Владимир Мономах пользуется обращением, союзами – как, и, частицами – не и ни, восклицанием, вопросом, чтобы выразить свое восхищение устройством мира и создавшим мир Всевышним творцом.

Стиль текста близок к художественному. Благородство и мудрость “Поучения”, зов к добру, милосердию и просвещенности составляют основные линии в нравственно-философской идее творения. Осознание значения собственной жизни как примера современникам и потомкам. “Я” автора, его образ как основа “Поучения”.

— Найдите слово, которым можно было бы сказать о нем уже не только как о князе, мудром государственном деятеле. – Да, перед нами один из первых писателей Руси!

— Каковы его любимые слова и обороты и необходимы ли они в “Поучении”?

“Да, дети мои, или ин кто…”

“Научися, верный человече, быти благочестию делатель…”

Обращение к детям и читателю делает произведение исповедально-автобиографическим. Его интересно читать, оно запоминается ярким и образным.

Обороты речи с придаточными условиями и деепричастными оборотами придает речи Мономаха ненавязчивый, убедительный тон, вызывает благоговение:

“Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою”

Подкупают своим простодушием поучения с использованием слов (“приветить”, “молвить”, “почет”, “чтите”, “навестите”, “не пропустите”), которые и сегодня так необходимы молодому поколению и всем нам!

“Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…”

Для речевого строя произведения характерно повествование-рассуждение. В тексте преобладают предложения безличной формы.

“Поучение” притягивает к себе ненавязчивостью, силой мудрости, ума, большого жизненного опыта, который определяется советами Владимира Мономаха: “Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам”

Частица не и повторяющиеся частицы ни помогают представить образ мудрого человека, человека-праведника и такие наставления западают в душу.

Глаголы повелительного наклонения и противопоставления с союзом а “напойте и накормите просящего”, “убогих не забывайте”, “гордыни не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу” делают текст своеобразным, за которым виден автор мудрости и милосердия.

По своему жанру “Поучение” можно назвать исповедально-автобиографическим произведением. Доверительность интонации творения удивляет читателя. Это достигается при помощи связи предложений различными союзами, или союзными словами – откуда, более, если, частиц – бы, ни, ибо, же, или при помощи глаголов повелительного наклонения, эпитетов, сравнений “Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к нам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можешь почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым”.

Для текста характерен прямой и обратный порядок слов, смысловое ударение, которое падает в большинстве слов на первый слог, использование местоимений, лексический повтор.

Всегда деятельный, он и детей просит постоянно пребывать в делах, аз всем смотреть, и всему учить.

В этом наставлении используются союзы – что, и обороты речи с союзами – как: “Что знаете полезного, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот как отец мой, дома сидя, овладевал пятью языками”.

Почти во всех наставлениях используются глаголы 1-го или 2-го лица (знаешь, забудешь, не знаешь, не выучишься), глаголы повелительного наклонения (не ленитесь, не допускайте):

“Лень – всему плохому мать: что знаешь, то забудешь, чего не знаешь, тому не выучишься”.

А потому почти к каждому наставлению он присоединяет просьбу не лениться: “…не допускайте лени ни в чем добром”, “В доме своем не ленитесь”, “на войне не ленитесь…”

Самостоятельная работа

I в. Найдите в “Поучении” эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и другие языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности.

II в. Покажите особенности ритмической организации “Поучения”?

III. Закрепление урока.

1. Покажите, как в “Поучении” соединились нравоучения, автобиография и дидактика? (зачитайте)

2. При помощи каких средств языка проповедует Мономах принципы христианской морали?

3. Соответствуют ли друг другу принципы христианской и мусульманской морали?

4. Какие изобразительно-выразительные средства использует Мономах, описывая красоту природы?

5. Дает ли основание “Поучение” говорить о том, что Владимиру Мономаху, суровому и закаленному в боях воину, свойственны глубокие чувства, что это натура поэтическая? (найдите в тексте и прочтите)

6. Наверно, вам интересно узнать, что Мономах в переводе с греческого означает “единоборец” (мономахос). Почему его так называли, как вы думаете?

IV. Д/з. Составить поучения потомкам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Собр. соч. в 3 т. – т.2 – с8.
  2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.1966 – с.98.
  3. Древнерусская литература. Книга для чтения. – М. Школа-пресс. 1933.
  4. Ладинский А. Последний путь Владимира Мономаха. – М.1933.
  5. Соловьев К. История России в рассказах для детей “Святая Русь”. -IХ?ХIХ вв. М. Современник, 1994. – с.38-42.
  6. Изукин А.Н. Знаменитые россияне. – М. Просвещение.1996. – с.49-50.
  7. Учебник-хрестоматия для 7 кл.

7 важных жизненных уроков, которые должны усвоить дети

Жизнь — это процесс обучения и роста для детей и взрослых. Когда ты молод, мир может казаться страшным. Нам нужно помочь детям научиться справляться с различными проблемами, с которыми они могут столкнуться, чтобы они могли вырасти хорошо приспособленными и успешными взрослыми. Дети должны усвоить эти семь основных жизненных уроков по мере перехода от детства к подростковому возрасту.

1. Честность — лучшая политика

Важный жизненный урок для детей — всегда быть честным. Ложь принесет нам только неприятности, а она того не стоит. Основой любых хороших отношений является честность, будь то с друзьями, семьей или кем-то еще.

Чтобы привить нашим детям добродетель честности, родители должны подавать положительный пример. Мы всегда должны быть прозрачными и честными с нашими детьми, даже когда это может быть трудно. Чем честнее вы будете со своим ребенком, тем крепче будут ваши отношения.

2. Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Это жизненный урок, который в конечном итоге будет иметь большое значение. Часто мы учимся относиться к другим по тому, как они относятся к нам. Когда мы относимся к кому-то с добротой и уважением, мы ожидаем, что другой человек будет относиться к нам так же, особенно если нам нужна помощь.

Сочувствие к другим — важный урок для детей, поскольку он помогает им лучше понять важность сострадания. Кроме того, это учит их уважать друг друга независимо от их внешности и убеждений.

3. Хорошие манеры имеют большое значение

Важно учить детей хорошим манерам, так как хорошие манеры помогут им ладить с другими и производить на других хорошее впечатление.

Цена хороших манер ничто, но они на вес золота. Детям будет полезно научиться говорить «пожалуйста» и «спасибо», держать дверь открытой для других людей и быть вежливыми на протяжении всей жизни. С годами дети, скорее всего, столкнутся с самыми разными людьми, и важно относиться к ним с добротой.

4. Вы не всегда получаете то, что хотите

Суровая реальность жизни такова, что не все идет своим чередом. Проведение этого урока на раннем этапе помогает детям меньше разочаровываться, когда что-то идет не по плану.

Также важно, чтобы дети научились справляться с разочарованием здоровым способом. Возможно, они не получили игрушку, которую хотели на Рождество, или их команда проиграла важный матч. Научив их, как справляться с этими чувствами здоровым образом, мы поможем им в будущем.

5. Успех приходит благодаря тяжелой работе

Также важно, чтобы дети усвоили, что мы не всегда можем получить то, что хотим. Вы должны упорно трудиться, чтобы достичь желаемого. Это имеет особое значение для детей, которые растут в богатых районах и привыкли получать все, что хотят. Важно понимать, что в жизни есть нечто большее, чем просто идти своим путем. Усердно работать над чем-то и достигать этого может быть очень приятно.

6. Дело не всегда в тебе

Когда дети растут, они начинают понимать, что мир не вращается вокруг них. Понимание того, что жизнь не всегда связана с нами и нашими потребностями и желаниями, очень важно для детей. Важно помочь нашим детям понять, что они не единственные люди в мире и что их действия имеют последствия.

7. Чувство ответственности

Важно научить детей брать на себя ответственность за свои действия. Маленькому ребенку может быть очень полезно усвоить этот жизненный урок. Ребенок, который обращает внимание на свои действия, с гораздо большей вероятностью станет успешным взрослым и будет иметь сильную трудовую этику. Ответственность – залог успешной жизни

Нам нужно преподать детям важные жизненные уроки, чтобы они могли стать хорошо приспособленными, функционирующими взрослыми, когда вырастут. Все дети должны усвоить эти семь жизненных уроков с раннего возраста. Обучение детей этим урокам на всю жизнь настроит их на счастье и успех!

Наша миссия в Христианском учебном центре The Pillars — любить Бога, любить учиться и любить детей. Мы расширяем возможности детей, выявляя, признавая и оценивая их разнообразные потребности и таланты, а также гарантируя, что они понимают, что их уникальность ценится и принимается.

Планы уроков для детей — на основе классов и предметов

Планы уроков — это основные инструменты планирования, используемые учителями по всей стране. Учителя всех классов и классов могут найти бесплатных учебных ресурсов онлайн , которые удовлетворят все их потребности!

Посмотрите наш список интересных планов уроков по различным предметам:

Планы уроков по предметам

  • Планы уроков английского языка
  • Планы уроков чтения
  • Планы уроков математики
  • Планы уроков естествознания
  • Планы уроков географии
  • Планы уроков по обществознанию
  • Планы цветных уроков
  • Планы уроков для дошкольников
  • Планы уроков в детском саду
  • Планы уроков для 1-го класса
  • Планы уроков для 2-го класса
  • Планы уроков для 3-го класса
  • Планы уроков 4-го класса
  • Планы уроков 5-го класса

 

Важность хорошего плана урока

Планы уроков отражают мысли и планы, которые посещает учитель в классе. Хорошие планы уроков вселяют в учителей уверенность и позволяют им приходить на занятия хорошо подготовленными. Учащиеся с большей вероятностью получат удовольствие, когда у учителя есть соответствующие, хорошо подобранные занятия и ресурсы, помогающие понять урок. Учителям нравится иметь возможность определять, как непрерывный процесс, насколько хорошо учащиеся понимают урок по мере его продвижения. Грамотно продуманные возможности оценки могут помочь учителям получить ценную обратную связь о понимании учащихся. Учителя с хорошими 9В планах уроков 0061 много интересного. Онлайн-коллекции бесплатных учебных ресурсов приносят учителям по всему миру многочисленные преимущества хорошо составленных планов уроков!

На что обращать внимание в плане урока

При наличии большого количества планов уроков, доступных в Интернете, важно, чтобы учителя выбрали наиболее подходящий для себя. Первое, на что следует обратить внимание, — это тематика. Учитель, который собирается провести урок о пищеварительной системе, должен сначала найти ресурсы по этому предмету. Любой план урока может быть изменен в соответствии с конкретными потребностями обучения и классной комнаты, но есть несколько вещей, на которые учителя должны обращать особое внимание. Учителя должны убедиться, что цель обучения в выбранном плане урока совпадает с целью, которую имеет в виду учитель. Вся структура класса создается вокруг цели, так что это важное соображение. Цель также используется позже для оценки в конце урока. Учителя также должны искать предварительные условия — то, что ученики должны знать перед началом урока, чтобы лучше понять тему. Учителя должны убедиться, что структура урока не такова, что учитель выполняет всю деятельность в классе. Участие студентов имеет решающее значение для обучения студентов. С другой стороны, учителя также должны видеть, что предлагаемые занятия действительно способствуют обучению, а не заполняют время.

Учителя — лучшие судьи хорошего плана урока

В конце концов, учителя знают свои классы лучше всех и, следовательно, являются лучшими судьями того, подходит ли конкретный план урока потребностям класса.

Хотя существуют общие рекомендации, которым учитель может следовать при поиске хорошего плана урока, не существует жестких и быстрых правил, на которые можно положиться. Немного экспериментов с методикой преподавания никогда не помешает!

Дополнительная информация

См. также

  • Планы дошкольных уроков
  • Планы урока
  • Планы уроков математики
  • Планы уроков в 1 классе
  • Планы уроков для 2-го класса
  • Планы уроков в детском саду
  • Планы уроков чтения
  • Планы уроков английского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *