Последствия церковной реформы никона: Итоги и последствия церковных реформ Никона

Церковная реформа Никона

Церковная реформа Никона — явление весьма неоднозначное в истории России. Она выявила кризис средневековой системы ценностей, который-таки докатился и до Московии. Тема эта неоднозначная, и большинство ребят запоминают события, которые мозаично рассеиваются по голове. А ведь тема эта на самом деле закончилась только при Петре Третьем в 18 веке! Как так? Читайте до конца эту статью до конца и узнаете!

Патриарх Никон. Парсуна 17 века

Истоки

Причины церковной реформы Никона кроются во многих вещах. Давайте их разберем:

  • Отношения светской и церковной власти. Светская власть еще со времен Ивана Грозного, да что там, с времен Ивана Третьего обратила внимание на то, что церковь заимела за долгие века функционирования массу богатств. Многие церковные землевладельцы имели свои дворы в городе, причем налогов не платили — были обеленными. Так вот, после Земского собора 1649 года эти привилегии были отобраны, а кроме того возникает Монастырский приказ, который так-то был независим от церкви и постоянно вмешивался в управление ею. Эти материальные потери заставляли церковников более жестко быть в идейном, духовном плане, чтобы не потерять влияния в народе.
  • Другая причина была в том, что церковные книги пришли в негодность, поскольку писались и переписывались не на бумаге, а на пергаменте. Да и мало ли переписчику взбредет в голову вставить свое вольное словцо в церковную-то книгу. Это ж какое искушение? И вы думаете, что многие устояли бы от такого? Вот то-то и оно! Поэтому возникла нужда в исправлении книг.

Кружок ревнителей благочестия

  • Необходимость в унификации богослужения. Церковного образования не было в Московии, и поэтому как там ведется богослужение в отдаленных уголках дремучей лесной державы, кто его знает? Поэтому книги нужны были, которые бы доходчиво объясняли дремучим местным священникам премудрости православной веры.
  • Необходимость унификации богослужения диктовались и объективными причинами. Когда Русь приняла христианство (в 10 веке), она ориентировалась на так называемый Студийский (Константинопольский) устав богослужения. В то время как в 12-13 веках в самой Византии установился Иерусалимский устав. Немудрено, что к 17 веку расхождения в богослужении между греческой и русской церковью были очень серьезные. Аввакум и другие «провинциалы» настаивали на исправлении книг по древнерусским богословским книгам, а Никон и его сторонники — по греческим.

Все эти причины понимали участники кружка «Ревнителей древнего благочестия», возникшего в 40-е годы 17 века. Его основателем был Стефан Вонифатьев, также в кружок входили: протопопы Аввакум из Юрьевца Поволжского, Даниил из Костромы, Лазарь из Романова, Логгин из Мурома. Молодой царь Алексей Михайлович, находившийся под большим влиянием Стефана Вонифатьева. Тогда же к ним присоединился Никон. Кружок ставил своей задачей не просто воскрешение православия, но и его пропаганду на остальной мир, ведь идея, что Москва — Третий Рим никуда не исчезла.

Аввакум

Никон (настоящее имя Никита Минич Минин), пришел к священной жизни через серьезные жизненные трудности. С детства он был сиротой и рос в Макарьевом Желтоводском монастыре. После смерти троих детей ушел их мира в духовный сан и жену уговорил это сделать. Серьезный темперамент и уверенность в будущем православной веры позволили дорасти ему до новгородского митрополита. 

В 1652 году при симпатии царя Алексея Михайловича, Никон стал патриархом Всея Руси и был в таком положении до 1658 год. Буквально с 1653 года начались его реформы.

Ход событий

В 1653 году новоиспеченный патриарх разослал по приходам памятные листки, в которых говорилось, как теперь надо молиться: вместо нескольких земных поклонов, творить один земной и остальные поясные, креститься не двумя пальцами (перстами), а тремя, говорить «Иисус», вместо «Исус», ходить при богослужении не по Солнцу, а против него, говорить «Алидуйя» не один раз, а три и т.д. 

Вслед за этими новшествами последовали и другие: переписанные по греческим образцам книги стали приходить в митрополии и местные церкви. 

Царь Алексей Михайлович

Какая реакция последовала от населения? Население, да и местные священники восприняли все это дело неоднозначно. Ну представьте себе: вы и ваши предки крестились двуперстием, и верили, что молитва таким образом доходит до Бога. А теперь вам говорят, что это все неправильно и надо по-иному. Разумеется вы не поверите и будете настаивать на «старой вере». Староверы уходили , покидали свои поселения и уходили в леса, где основывали скиты. При их обнаружении они сжигали сами себя. 

Казалось бы надо остановиться, но Никон действовал еще более решительно: стали изыматься иконы, написанные в старом стиле, стала забраться и другая церковная утварь. В 1656 году издали новый Служебник — книгу, где написано как проводить обряды. Обряды эти, новые, все больше расходились с традиционными русскими. Отсюда смятение в головах.

Последствия

Последствиями церковной реформы Никона 1652 — 1658 годов стал церковный раскол. В 1658 году все недовольные реформой были преданы анафеме и отлучены от церкви. В этом же году Никон недовольный уехал от царя в Новоиерусалимский монастырь за то, что ему указали не вмешиваться в государственные дела.

Пиком конфронтации между Никоном и Алексеем Михайловичем стало то, что патриарху не позволили самолично наказать слугу иранского посла, который, по словам Никона, избил его холопа. По другой версии избили во дворце патриаршего человека, и никто не извинился перед самим солнцеликим. В результате Никон фактически перестал быть патриархом. Официально же это произошло с 1666 года, когда его низложили на Вселенском соборе в Москве.

Пиком же церковного раскола стало восстание в Соловецком монастыре, которое имело место быть с 1668 по 1676 годы. 

Кроме всех этих событий было и еще одно очень важное последствие. Гонение на старообрядцев не прекратились до Петра Третьего, который в течение своего недолгого царствования издаст указ о прекращении таких гонений.

Кроме того, светская власть окончательно возвысилась над церковной властью. 

Кстати отношения церковной и светской власти — это серьезная сквозная тема, которая красной нитью проходит через несколько веков русской истории. Так вот у меня есть курс «Сквозные темы: подготовка к егэ по истории на 100 баллов», в котором мы разбираем целых 15 таких тем! Узнайте больше о курсе здесь=>>

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях

    Власть и церковь. Церковная реформа Никона

    12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917
    Лицензия на образовательную деятельность №0001058
    Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация

     

    Педагогическое сообщество
    УРОК.РФ

     

    Бесплатные всероссийские конкурсы

    Бесплатные сертификаты
    за публикации 

    Нужна помощь? Инструкции для новых участников

    Бесплатная   онлайн-школа для 1-4 классов

    Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости

    БиблиотекаПубликацииСтатьи

    Презентации

    Материал опубликовала

    #7 класс #История #Методические разработки #Урок #Все учителя #Школьное образование #УМК любой

    Власть и церковь. Церковный раскол. Выполнила: Учитель истории МОУ «СОШ №12 г. Магнитогорска» Гусева Анна Владимировна

    Цели урока: Формирование представления о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви; раскрытие предпосылок, сущности и последствий церковной реформы патриарха Никон; определение места и роли церковного раскола в истории российского общества. Планируемые результаты. Личностный результат: Учащиеся должны осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознавать свою идентичность как гражданина страны. Метапредметный результат: учащиеся должны: использовать различные источники исторической информации, анализировать и обобщать факты; представлять результаты своей деятельности в форме сообщений и презентаций. Предметный результат: учащиеся должны объяснять смысл понятий «церковный раскол», «старообрядцы», раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.

    Основные термины и понятия: церковный раскол, старообрядцы. Основное содержание изучения темы: Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Реформ патриарха Никона. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667гг.

    Вспомним: Какую роль играла Русская православная церковь в период Смуты? Так ли велико её участие в деле победы?

    Патриарх Никон (1652-1666). Будущий патриарх Никон родился в селе Вельдеманово Перевозского района Нижегородской области (по современному территориальному делению) 24 мая 1605 года. Мальчик Никита родился и вырос в простой трудолюбивой крестьянской мордовской семье. В 16 лет Никита ушёл из дома в Желтоводский Макарьевский монастырь, был священником Нижегородского уезда, затем принял постриг в Соловецком монастыре. В 1646 году Никон приехал в Москву и стал архимандритом Новоспасского монастыря, а в 1648 году становится митрополитом Новгородским. По свидетельствам современников Никон был высокий, физически крепкий человек.

    Взгляд глубокий, проницательный. Рассуждения логические, самостоятельные, общение простое. Мужество, ум, деловитость, продуманность действий Никона определили его высокую государственную роль. В силу этих качеств царь Алексей Михайлович приблизил Никона к себе. После смерти патриарха Иосифа Алексей Михайлович настоял чтобы новым патриархом стал именно Никон (в 1652 году). И именно на Никона царь возложил проведение церковной реформы. В 1653 – 1655 годах началось осуществление церковной реформы. В эти же годы влияние Никона на царя было практически неограниченным.

    Заполните таблицу и сделайте вывод о причинах необходимости проведения церковной реформ. Обряд до реформы Обряд после реформы Россияне писали «Исус» Стали писать «Иисус» Служили литургию на семи просфорах* Стали Служили литургию на пяти просфорах Крестились двумя перстами, символизировавшими Бога Отца и Бога Сына Стали Крестится тремя перстами, символизировавшими Бога Отца и Бога Сына, и Святого Духа Кланялись земными поклонами Стали кланяться поясными поклонами В церкви пели дважды «Аллилуйя» Стали петь «Аллилуйя» трижды Проповеди читались на древнерусском Проповеди стали читать на русском языке Церковные книги и иконы писались по древнерусским образцам Церковные книги и иконы стали писаться по греческим образцам Обряд до реформы Обряд после реформы

    Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А.  Д. Кившенко, 1880 г.

    Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. Народное недовольство. Размолвка царя и патриарха: Никон предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета – “как месяц имеет свет от солнца”, так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога”. Царь не согласился с таким предложением. 1658 год – Никон удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

    Можно ли считать старообрядцев еретиками? Глава старообрядцев. Встретил реформы отрицательно, считая первоосновой веры русские источники. Был сослан в 1653 г. в Сибирь. В 1663 г. после кратковременного возвращение в Москву был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме. В 1682 г. был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу. Протопоп Аввакум.

    Осудил Никона, лишил его сана патриарха и отправил на вечное заточение в монастырь.

    Поддержал церковную реформу. Проклял всех ее противников (старообрядцев-раскольников и протопопа Аввакума). 1666-1667гг. – Церковный собор. Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)

    Григорий Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума“. могила париарха Никона в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря

    Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти. Итоги по теме.

    Домашнее задание. Чтение параграфа с.24-25. Тетрадь-тренажер с. 19 №6,7, с.35 №3, * Предложить учащимся составить тест из 5-10 вопросов по теме «Власть и Церковь. Церковный раскол XVII век».

    Влияние Реформации на Россию

    WHKMLA: Влияние Реформации на Россию
    Реформация в Священной Римской империи
    Реформация
    в Польше
    Влияние Реформации на Россию

    А. ) Реформация и Контрреформация в Беларуси и Украине

    Великое княжество Литовское, находившееся в династическом союзе с Королевством Польским, включало обширные территории, на которых проживали белорусские и Украинский на разговорных языках, близких к русскому, с использованием того же алфавита. В 1500 г. подавляющее большинство белорусов и Украинцы придерживались (русской) православной церкви.

    В XVI веке в Беларуси распространились протестантские (как лютеранские, так и кальвинистские) общины. В то время как население сельской местности было немного пострадавших, в каждом городе была протестантская община. Вместе с ним появилась протестантская литература на белорусском языке.
    В 1579 г. иезуиты основали в Вильнюсе (Вильно) университет, центр контрреформации в этом районе. Вскоре был печатный станок. обосновался там, печатая контрреформационную литературу.
    БРЕСТСКАЯ УНИЯ (1596 г.) была попыткой интегрировать православные общины Белоруссии и западной Украины в римскую Католическая церковь; в то время как это работало с Беларусью, присоединились только части крайнего запада Украины.
    В 1610-1612 годах, в Смутное время, Польские войска контролировали Москву, и обсуждалась перспектива династической унии между Польшей-Лутианией и Россией. Русские знатные люди поставили условием, чтобы польский король Сигизмунд обратился в православие; проект потерпел неудачу по этой проблеме. ЗАПОРОЖСКИЕ КАЗАКИ, лишь слабо связанные с Польшей-Литвой, были так расстроены давлением иезуитов с целью принять католицизм, что они убили священников и восстали (1648-1654), в конечном итоге перейдя из Польши-Литвы в Россию (1654).
    АНДРУСОВСКИЙ ДОГОВОР привел к приобретению Россией литовской (то есть белорусской и украинской) территории, в первую очередь Киев и Смоленск. Кроме того, царь России утверждал, что является защитником русской православной общины в пределах Польша-Литва. Таким образом, контакты между двумя православными общинами, а также между Россией и протестантскими и католическими общинами этих стран усилились.

    Б.) Развитие Русской Православной Церкви

    Русская Православная Церковь исторически произошла от Греческой Церкви, ее богослужебная литература, ее Библия также основана на греческих оригиналах. Тем не менее, контакты с Константинополем были спорадическими на протяжении веков и прекратились после падения Константинополя турками-османами. в 1453 г.
    В 1551 г. Иван IV. созвал церковный собор, которому было поручено устранить огрехи в русских переводах греческих богослужебных литература, которая включала неправильное написание имени Иисуса и различия в ритуальных практиках, таких как использование двух пальцев в обряде благословения, вместо трех. Работа над исправлением богослужебной литературы велась на протяжении многих десятилетий; ФИЛАРЕТ был самым видным участник. Однако изменения еще не были реализованы.
    В 1652 г. митрополитом Московским (т.е. главой Русской Православной Церкви) избран НИКОН, фаворит царя Алексея. недипломатичный подход, порядок внезапных изменений, некоторые из которых выходили далеко за рамки церковных дел, вызвали появление оппозиции. Русская церковь испытала раскола, так как большие слои русской христианской общины отказались принять перемены — так называемые СТАРООБРЯДНИКИ (Раскольники, Староверы, Староверы). Целые общины старообрядцев просто уходили из своих поселений, где церковь воспринималась как находящаяся в руках реформаторов. официальная церковь; были случаи, когда старообрядцы сжигали себя. Для этих старообрядцев вопрос был не в том, что правильно, а что нет. по Писанию; для них сам обряд вел к спасению, и его нельзя было изменить.
    По сравнению с Центральной Европой уровень грамотности в России был намного ниже, школ было мало, печатный станок появился гораздо позже. Реформы осуществленный Никоном не изменил организации церкви, не изменил основных практик; тем не менее это вызвало раскол. Реформированный церковь была государственной церковью, так как старообрядцы перебрались в маргинальные земли и не имели учреждений, обучающих свое духовенство. Следует отметить что старообрядцы активно участвовали в восстании СТЕНЬКИ РАЗИНА (1669 г.-1671).
    Никон ушел в отставку в 1658 году; большинство реформ, которые он осуществил, остались в силе.
    Реформы, касающиеся организации Русской Православной Церкви и управления ее огромными доходами, не были инициированы церковью лидерство, но царями. В частности, ПЕТР I (Великий) упразднил должность митрополита Московского, заменив ее СВЯТОЙ СИНОД (1721 г.), инструмент, позволяющий ему перекачивать огромные суммы церковных доходов в государственную казну.
    Изменения произошли в XVIII веке среди старообрядцев, которые разделились на две группы: ПОПОВЦЫ, сохранившие священство, и БЕЗПОПОВЦЫ, которые отказались от него и отменили все таинства, кроме крещения и причастия, приблизившись, таким образом, к протестантской практике. ДУХОБОРЫ развивалась как ветвь последней; в конце 19го века многие из них эмигрировали в Канаду.

    ВНЕШНИЕ
    ФАЙЛЫ
    Виа Крусис . 450 лет протестантизма в Беларуси, на английском языке / Белорусский/Русский
    Александр Надсон, Белорусская Греко-Католическая (Униатская) Церковь
    Статья Никон , из Католической Энциклопедии
    Житие Патриарха Никона, автор Сергей Лобачев
    Статья Никон (Никита Минин), из ЕБ издания 1911 года
    Жизнеописание Филарета, из BBKL , на немецком языке
    Восточное христианство: старообрядцы, из OWR
    Старообрядцы, из Литовский художественный музей
    ДОКУМЕНТЫ Мелвин С. Рен, Тейлор С. Стултс, Курс История России Prospect Heights: Waveland 1994
    Charles E. Ziegler, История России , Гринвуд 1999
    Борис Раймонд, Пол Даффи, Исторический словарь России , Пугало 1998
    ССЫЛКА
    Эта страница является частью World History в KMLA
    Впервые опубликована 22 января 2003 г., последняя редакция 15 ноября 2004 г.

    Нажмите здесь, чтобы перейти на главную
    Нажмите здесь, чтобы перейти к информации о KMLA, WHKMLA, авторе и веб-мастере
    Нажмите здесь, чтобы перейти к статистике


    Impressum · Datenschutz

    Православие св.

    Василия и экстремизм патриарха Никона

    Монахиня Риассофора Паисия (Рейд)

    История дает много уроков, и почти 2000-летнее существование Церкви изобилует иллюстрациями того, что и кому подражать и чего избегать. Следующий очерк посвящен двум прославленным иерархам, которые, хотя и были далеко друг от друга во времени и культуре, оба столкнулись с периодами серьезных церковных волнений, грозивших разорвать саму ткань Церкви. Каппадокийский отец четвертого века, святитель Василий Великий и патриарх Московский Никон из XVII века — маловероятная пара. Но сходство их соответствующих ситуаций позволяет провести интересное сравнение влияния, которое они оказали на свое время, и разного наследия, которое они оставили Церкви. Характер и взгляды патриарха Никона во многом предвосхитили темперамент, часто встречающийся сегодня в Православии, и его влияние на Церковь в России является своевременным предупреждением, важность которого нельзя преуменьшать. Св. Василий, с другой стороны, обеспечивает отрезвляющий и вдохновляющий противовес тенденции большинства современных православных склонностей.

    Св. Василий вырос в семье, членами которой были несколько прославленных святых, как мужчин, так и женщин. Поэтому неудивительно, что, даже погрузившись в греческую классику и вкусив славы талантливого ритора, святитель Василий оставил светскую арену и страстно посвятил себя служению Христу. Полный пастырского и монашеского идеализма, он не уклонялся от того, чтобы взять на себя бремя епископства, но охотно стремился к нему, когда видел, что его энергия и таланты могут быть использованы для защиты Веры от волны ереси и отступничества, которые угрожали обоим, Церковь и империя в его время. БТ. Василий был богато одаренный, аскетичный, ученый, неутомимый в достижении своей цели, словом, он в высшей степени подходил для стоявшей перед ним задачи.

    Его непревзойденные духовные и интеллектуальные способности давали ему более широкий размах, чем многие, которые, как писал св. Григорий Назанзиус, использовали Веру «как оружие в своих личных разногласиях». Попытки Василия направить Церковь на Царский Путь встретили сопротивление с обеих сторон. «Либералы» и ариане, против которых он выступал в догматических вопросах, называли его гордым, жестким, своекорыстным, непослушным, властолюбивым; православные ревнители, недовольные его тщательно сформулированными публичными заявлениями о природе Троицы, называли его криптоарианцем, более озабоченным поддержанием мира с еретиками, чем проповедью Истинной Веры.

    Что обе стороны отказывались признать (или не видели), так это то, что св. Василий был полон решимости сохранить хороший порядок Церкви и баланс между Церковью и Империей в то время, когда обе стороны были в опасности прогнуться под властью приступы ереси и анархии. С арианами почти в каждом епископском кресле и варварскими племенами, стучащими в ворота Империи, он отказался скомпрометировать целостность Веры или поставить под угрозу хрупкость Империи.

    Когда арианский император Валент разделил кафедру св. Василия, преднамеренно пытаясь ослабить православное присутствие в регионе, Василий в ответ немедленно создал новые епископства на своей оставшейся территории, чтобы укрепить опору власти и замедлить продвижение ариан. . Он бросил вызов и упрекнул имперских эмиссаров, посланных, чтобы угрожать и льстить ему, заставляя скомпрометировать или отречься от Никейского символа веры. Тем не менее, когда император пришел в храм Василия, святитель причастил его, как императора, и остался равнодушным к страстному возмущению антиарианских ревнителей, возмущенных нарушением святителем «чистоты» и «правильности». Когда его, наконец, приговорили к изгнанию и ссылке, он смиренно подчинился и даже вызвался ночью тайно покинуть свой город, чтобы предотвратить опасность восстания в его защиту.

    Он, как помазанный защитник небесного царства, был готов претерпеть все, что угодно Богу, ради своей веры и своего стада. Но он не желал бунтовать против помазанника владыки земного царства, даже в мнимой защите Православия, потому что знал, что не может надеяться сохранить Веру, разорвав ткань богоустановленного порядка. Он приготовился со всем смирением и верой повиноваться. Дважды он был приговорен, и дважды Бог расправился с императором так жестоко, что Валент сам отменил свои указы. Святой Василий, такой непреклонный и властный, как епископ, такой кроткий и смиренный, как подданный, был спасен Богом, на Которого он полагался, через царя, порядок которого он помог сохранить.

    Василий провел на свободе всего несколько лет, прежде чем умер. Хотя он продолжал проповедовать истинное и непорочное Православие, полного восстановления веры так и не увидел. Когда он умер в 379 году, на престоле императора все еще сидел арианин, и казалось, что ересь почти поглотила весь свет истины. Неудивительно, что св. Василий писал о Церкви в свое время, изобилующей раздорами и отступничеством: «Как страшен голод любви среди нас!» Истинно казалось тогда и надолго, что любовь Божия и знание Истинного Православия ушли с земли. Где же торжество святого Василия? О чем он свидетельствует нам сегодня?

    Хотя он, конечно, знал, что очень мало может сделать, чтобы повлиять на окончательный исход событий в своей жизни, св. Василий никогда не соизволил использовать кажущуюся безрадостность внешней ситуации как предлог для потакания своим страстям, своей гордыне или своему отчаянию. (даже в «духовной» маскировке). Этот достойный иерарх, прошедший жизнь в неподдельных гонениях и борьбе за Истинное Православие, до конца остался тем, кем был всегда — строгим монахом, любящим пастырем, смиренным рабом Божиим, верным подданным Церкви и государства, защитник Веры, который слишком сильно любил Бога и слишком ясно знал свои слабости, чтобы рисковать использовать свое положение и обстоятельства своего времени как прикрытие для неверия, самомнения и гордыни. Таким образом, он является высшим примером благочестивого мужества и уравновешенности для всех! стремящиеся сохранить Православие перед лицом отступничества, не теряя здравомыслия и трезвения души.

    Патриарх Никон и «болезнь правоты»

    У Патриарха Никона мы находим схожие таланты и черты характера, но его любовь к Церкви была испорчена слабостью к власти и непоколебимым самомнением. Пылая всеохватывающим видением Православия и его возможного воздействия на общество, он целиком посвятил себя «лучшему», «самому чистому», самому «традиционному», самому «потустороннему» варианту Православия, который он нашел доступным, и был полон решимости пробудить души неравнодушных и оживить то, что он считал умирающим церковным учреждением, и хотя он оставался до конца уверенным, уверенным в чистоте своих намерений и благородстве своей позиции, ему удалось только привести Русскую Церковь к тяжкому расколу. [1]

    Было бы трудно предсказать такой исход, исходя из внешне примерной жизни Никона в качестве монаха, в которой, как пишет его биограф Филип Лонгворт, «он руководствовался правилом св. Саввы в своем крайнем подвижничестве и св. Иоанн Златоуст в своем милосердии». Несмотря на крестьянское происхождение и отсутствие какого-либо формального образования, он был действительно одарен, возможно, даже гениален. Немногих могла не впечатлить эта «высокая фигура человека», чьи физические размеры соответствовали его харизме и неутомимой энергии. Неудивительно, что молодой царь Алексей Михайлович, благочестивый и впечатлительный, приехав в 1646 г. в Москву собирать милостыню для своего монастыря на крайнем севере, был покорен его властной личностью и острым умом.

    Вскоре установились тесные отношения, которые могли принести пользу как церкви, так и государству. Никон побудил Алексея издать указы против пьянства, и царь стал поднимать уровень благочестия во всем царстве, начиная со своего двора. Его доверие к Никону побудило царя доверить ему бразды правления, когда ему самому пришлось отправиться на войну. Вскоре Алексей умолял Никона присоединиться к нему в отцовском совместном правлении русских православных. Справедливости ради Никон надо сказать, что он не алчно тянулся к власти, добиваясь самого престола, и даже несколько раз отказывался от нее. Но, наконец, он не выдержал более рокового искушения и принял патриаршество при одном условии — и при этом условии мы имеем «ключ» к сложной и трагической личности патриарха Никона. Никон настаивал на том, чтобы все, будь то в светской или духовной жизни, непрестанно чтили его как главного пастыря и позволяли ему «управлять делами Церкви» без вмешательства. Убедившись в полной верности Церкви и Государства, он согласился сесть на патриарший престол, «и тем самым вынес себе смертный приговор».

    Хотя он и оставался в течение всей своей жизни строгим монахом, совершенно чистым, совершенно «правильным» в соблюдении монашеского устава, но ступил на опасный путь, так всецело приобщившись к мирским делам России; здесь было «начало тех сильных искушений духа, под тяжестью которых он в конце концов сдался и, от вознесения, повелся возвысить самого себя».

    Никон пытался оправдать свое вмешательство в дела государства, продвигая идею теократии по сомнительному византийскому образцу, который он интерпретировал в свою пользу. Его авторитарная натура начала проявляться, и хотя его образ жизни продолжал оставаться безупречным — он был щедр в милостыне, непревзойден в пастырском усердии, заботился о содействии «должной пышности» в церковных службах — его своевольная манера столкновение с любой оппозицией и его растущая изоляция в собственном мнении вызвали переворот, который имел пагубные и долгосрочные последствия как для церкви, так и для государства.

    Исправление славянских книг Русской Церкви обычно рассматривается как спичка, вызвавшая взрыв, хотя необходимость исправления текстов вряд ли была обнаружена Никоном. Собор Ста Глав давно рекомендовал пересмотр и реформу богослужебных текстов, и ряд исправлений уже был произведен. Выпускники Киевской духовной академии, учрежденной митрополитом Петром Могилой в начале века, были приглашены в Москву в 1649 г. применять свои знания греческого и латинского языков при изучении богослужебных книг. Задача реформы осложнялась широко распространенным недоверием к авторитету греческой церкви, который был скомпрометирован, когда она согласилась на унию с Римом в 1439 году. Тем не менее сам царь поддерживал реформаторское движение, и вполне вероятно, что оно могло бы иметь успех, если бы оно не из-за растущего чрезмерного рвения патриарха и безжалостной манеры, в которой он принуждал к проведению реформ.

    «Есть путь, который кажется человеку прямым, но конец его — смерть.» (Прит. 14:12)

    Отбросив всякую осторожность, Никон настаивал на том, чтобы царь и Синод требовали более быстрых и массовых изменений по образцу новейших греческих текстов. В этом его поддерживал и ободрял Константинопольский патриарх Паисий, который «в то же время умолял [Никона] снисходительно относиться к тем, которые погрешили не в каком-либо существенном учении веры, а только в некоторых незначительных внешних делах . 0120 , так что он мог сохранить их в рамках церкви, и было бы более благоразумно, если бы последовали мягкому совету Паисия; но, к несчастью, природная вспыльчивость нрава Никона, соединенная с его пламенной ревностью…, вывела его за те пределы, которые могло бы соблюдать пастырское долготерпение». русские книги, которые он и его последователи воспринимали как неправильные, «нечистые», «модернистские» или иным образом «неправославные», в действительности никоим образом не нарушали целостности веры. понимание сущностной православной концепции живая преемственность со Священным Преданием, понятие, тесно связанное со всеми сторонами повседневной православной жизни, включая тексты богослужений, рубрики; и т. д. «Исправляя» несколько действительных ошибок, Никон совершил гораздо большую ошибку, нарушив преемственность с живым православным прошлым русского народа.

    Не удовлетворившись реформированием книг, Никон начал крестовый поход против икон, которые демонстрировали влияние итальянского стиля. Были произведены обыски домов, и Патриарх лично принимал участие в сожжении святынь, которые почитал простой народ. Его характер, подобный Савонароле, взращенный на троне власти, разжигал оппозицию: «Традиционалисты ненавидели его за проведение литургических реформ; … церковники боялись его за его резкость; служители возмущались его своеволием …, враждебное отношение к нему. распространяется даже на членов собственной царской семьи».

    Чувствуя ослабление своего авторитета, Никон раздраженно заявил, что не может оставаться в своем сане из-за «слабости» царя, коррумпированности правительства и отсутствия поддержки его самого и его реформ. «Рев раненого льва и покинутого друга» ознаменовал конец его правления. Церковный Собор 1660 г. постановил, что его отказ от патриархата представляет собой отречение от престола, и разрешил им приступить к выборам преемника. Но поскольку прецедента для этого не существовало, вопрос не мог быть легко и немедленно решен. Никон не согласился с тем, что он фактически ушел в отставку, и поэтому возникла необходимость его свергнуть. В 1666 году его судили в присутствии царя, греческого и русского духовенства, в том числе патриархов Александрийского и Антиохийского. Это была долгая драматическая борьба, подходящая для Шекспира, но неподходящая для монаха, епископа, патриарха. В конце концов низложенный Никон был отправлен в монастырь на «вечное заточение», возвещая по дороге всякому, кто хотел слушать: «Блаженны гонимые!» — клич, который и сегодня звучит эхом везде, где критикуют гордых церковников.0039

    Хотя Никон лично оставался «правильным» во всем своем внешнем поведении, он отошел от пути Истинного Православия. Погнавшись за эфемерным призраком «чистого православия», он уподобился тем, кто сегодня отмахивается от живого свидетельства православия, как наполненного «заблуждением» и «западничеством», и бесплодно ищет некое абстрактное и самосотворенное совершенство четвертого века.

    При всем своем желании умножить могущество и авторитет Церкви Никон, как и все экстремисты, фактически способствовал дальнейшему процессу духовного упадка. Пытаясь узурпировать светскую власть и нарушая органическую преемственность русской традиции. он нарушил динамическое напряжение между церковью и государством, создав нестабильность и конфликт, которые привели к вестернизации общества Петром Великим и сковыванию церкви.

    Напротив, св. Василий излил всю свою страсть, свое своеволие, свою гордыню не на никонианское кование нового общества, в котором реформированная Церковь могла бы диктовать наказанному государству, а на сохранение всего этого который ему был дан , и о восстановлении того животворящего синергизма между «благочестивыми Царями и благоверными Епископами», между Градом Божьим и Градом Человеческим, что было золотой мечтой Византии, надеждой Святых Россия.

    Сохранив иерархическую игру духа и государства, святитель Василий своей истинной кротостью заградил дверь самонадеянности Никона, распахнутую настежь. Как только Никон потерял из виду Царский Путь в своей жизни, он стал совершенно не в состоянии сохранить данное ему Христом стадо. Не сумев достичь или сохранить; понимая себя, он стал слеп ко всему внешнему, не в состоянии признать свои ошибки или извлечь пользу из совета. Он все глубже и глубже погружался в самодовольную изоляцию своего «несправедливого» наказания от рук «отступнической» власти.

    Горький холод, исходивший из сердца гордого патриарха, находит свою противоположность в лучезарном тепле св. Василия, не менее пострадавшего от рук отступнической силы. Хотя вокруг сего святителя, может быть, действительно был голод любви, но в нем не было недостатка, и все приходящие к нему находили пищу для души своей и покой для сердца своего, мужество к терпению и мудрость, чтобы подняться над отчаянием. Действительно, было уместно, что св. Ефрем Сирин, когда Бог сказал ему во сне «питаться разумом», был послан, чтобы найти св. плечо святителя, подарив ему слова трезвого терпения и мистической радости, которые и сегодня питают стадо Христово.

    Святитель Василий, смиренно сохранив в своем учении и воплотив в своей жизни все, что ему было дано отцами в вере, спас многих и сохранил Истинное Православие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *