Практическое занятие «БУНТАШНЫЙ ВЕК»
Практическое занятие
Работа с текстом и картой по теме «Бунташный век»
Цель: выявить причины, социальный состав, требования восставших Бунташного века, оценить последствия восстаний.
Задание 1.
На основе опираясь на учебное пособие, охарактеризовать понятие «Бунташный век». Ответить на следующие вопросы
1. Причины городских восстаний середины XVII в.
2. Рассмотреть причины, ход и оценить последствия Крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
Задание 2.
Выполнить предложенный тест «Бунташный век».
Задание 3.
Работа с атласом и контурной картой «Восстания в России 40 -70 гг. XVIIвв.» (Атлас стр.12, контурная карта №13):
1. Обозначьте на контурной карте все географические ориентиры (названия морей, рек, озер, городов, государств-соседей и т.д.)
2. Обозначьте места и годы известных вам городских восстаний.
3. Закрасьте район Крестьянской войны под предводительством С. Разина.
4. Обозначьте разными стрелками походы Степана Разина в 1667 -1669 гг, в 1670 г., и походы Атаманов Степана Разина в 1670 -1671 гг.
5. Напишите названия народов Поволжья, принимавших участие в крестьянской войне.
Обозначьте место пленения Степана Разина.
Время выполнения 45 минут
Вспомогательные материалы
Тест «Бунташный век»
1 вариант
1. Соляной бунт произошел в:
а) 1645 г. б)1648 г. в)1653 г. г) 1667 г.
2. Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к:
а) росту цен на товары и недовольству горожан, части армии
б) кризису финансов страны и отмене медных денег
в) увеличению доходов казны
г) росту налогов и крестьянскому восстанию
3. Ядром повстанческой армии Степана Разина были:
а) посадские люди в) казаки
б) крестьянские отряды г) стрелецкие отряды
4. Поговорка: «Береги белую деньгу (то есть серебро) на черный день» появилась в связи с:
а) Соляным бунтом
б) Медным бунтом
в) восстанием под предводительством Василия Уса
г) Соловецким восстанием
5. «Бунташным» веком называют а) вторую половину XVI в. б) все XVI столетие
в) первую половину XVII в. г) весь XVII в.
6. Какое из названных понятий, терминов относится к царствованию Алексея Михайловича?
а) бироновщина б) Смута в) пугачёвщина г) церковный раскол
7. Что требовали от правительства Алексея Михайловича помещики?
а) Ликвидации белых слобод, снижения налогов и повинностей
б) Права перехода и прекращение посылок карательных отрядов
в) Борьбы со взяточничеством и расширение земельных владений
г) Отмены льгот для иностранцев
8. В чем было отличие Соляного и Медного бунтов?
а) Проходили в разных городах
б) В одном случае с восставшими жестоко расправились, а в другом царь приказал никого не наказывать
в) Разный социальный состав участников бунтов
г) В одном случае восставшие выступили против бояр и чиновников, а в другом – против царя и вообще системы монархии
9. Установите соответствие между датой и событием. ГВАБ
ДАТА | СОБЫТИЕ | ||||
1) | 1648 | А) | Поход Василия Уса на Москву |
| |
2) | 1662 | Б) | Подавление восстания С. Разина |
| |
3) | 1666 | В) | Медный бунт |
| |
4) | 1671 | Г) | Соляной бунт |
| |
10. Какое казачество стало ядром движения С. Разина?
а) кубанское б) Запорожское
11. Что такое струги?
а) Вооружение восставших крестьян в виде рогатин
б) Быстроходные казачьи суда
в) Осадные орудия, использовавшиеся разинцами
г) Крепостные укрепления, создаваемые казаками
12. Какие порядки устанавливались в районах, занятых разинцами?
а) Отменялась частная собственность
б) Торговля и любые денежные расчеты запрещались
в) Распускался чиновничий аппарат
г) Выплачивались государственные налоги
13. Выберите правильные ответы.
Черты, свойственные восстанию под предводительством Степана Разина 1670—1671 гг.
а) грабительский характер
б) жестокость
в) захват городов
г) столкновение с иностранными государствами
д) распространение посланий
е) охват очень большой территории
ж) участие представителей нерусских народов
14. Восстановите последовательность событий:
а) взятие царскими войсками Астрахани 1671
б) Медный бунт 1662
в) Соборное уложение 1649
г) взятие восставшими под предводительством Степана Разина Царицына 1670
д) Церковный собор, проклявший противников реформ
е) избрание Никона патриархом 1652
15. По какому принципу образован ряд?
Степан Разин, Василий Ус, Федор Шелудяк
16. Прочитайте отрывок из сочинения В.О. Ключевского и определите, о ком из российских правителей XVII в. в нем говорится; укажите имя и отчество царя.
«Этому-то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений. Разносторонние отношения, старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились… и над всеми ними как общий ключ к решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным старине или брать уроки у чужих? Царь разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних.
Ответ: ________________________
2 вариант
1. Медный бунт произошел в:
а) 1649 г. б) 1665 г. в) 1662 г. г) 1670 г.
2. Главное последствие Соляного бунта:
а) созыв Земского собора для разработки и принятия нового кодекса законов
б) отмена соляного налога
в) решительная борьба со взяточничеством
г) отставка и высылка из Москвы боярина Б. Морозова, фактического правителя государства
3. Самое крупное выступление XVII в.:
а) восстание под предводительством Василия Уса
б) Соляной бунт
в) Медный бунт
г) восстание под предводительством Степана Разина
4. Самая распространенная форма протеста в XVII в.:
а) побег в) поджег и разорение помещика
б) бунт г) восстание
5. Церковный раскол в церкви в России привел к;
а) распространению ересей
б) массовым религиозным выступлениям
в) столкновению светских и церковных властей
г) возникновению нового вероучения
6. Какой лозунг стал основным в движении С. Разина?
а) Освобождения от крепостной зависимости
б) Свержения самодержавия
в) Уничтожения сословного деления и частной собственности
г) Отделения Дона от России
7. Какие положения относятся к событиям Соляного бунта?
а) | Отказ стрельцов от расстрела простых москвичей, ворвавшихся в Кремль |
б) | Убийство восставшими Б. Морозова |
в) | Попытка вручить Алексею Михайловичу челобитную грамоту при его въезде в Москву с богомолья |
г) | Высылка Б. Морозова из Москвы |
д) | Жестокая расправа с восставшими и массовые казни в Москве |
1 | 2 | 3 | 4 |
абв | бвд | авг | агд |
8. Что требовали от правительства Алексея Михайловича посадские люди?
а) | Ликвидации белых слобод, снижения налогов и повинностей |
б) | Права перехода и прекращение посылок карательных отрядов |
в) | Борьбы со взяточничеством и расширение земельных владений |
г) | Отмены льгот для иностранцев |
9. Какое казачество называлось домовитым?
а) | Оседлое казачество, те, у которых были свои дома и семьи |
б) | Бедное казачество |
в) | Зажиточное казачество |
г) | Казаки, которые восставали против правительства |
10. До какого города дошли отряды казаков под руководством В. Уса во время похода на Москву?
а) Царицына б) Тулы в) Симбирска г) Астрахани
11. Кто возглавлял царские войска, разгромившие казаков у стен Симбирска?
а) Барятинский б) Шеин в) Морозов г) Мстиславский
12. Представители высшего военно-служилого сословия на Руси XIV—XVII вв. , владевшие вотчинами, назывались:
1) боярами; 2) дворянами; 3) стрельцами; 4) казаками.
13. Выберите правильные ответы.
Социальные группы, участвовавшие в восстании под предводительством С. Разина:
а) купечество
б) казаки
в) крестьяне
г) дворянство
д) мелкий служивый люд
е) городские низы
ж) представители низшего духовенства
з) народы Поволжья
14. Восстановите последовательность событий: двбаег
а) поход восставших под предводительством С. Разина «за зипунами» 1668
б) церковная реформа 1652
в) Соборное Уложение 1649
г) арест Степана Разина 1671
д) Соляной бунт 1648
е) неудача восставших под предводительством С. Разина под Симбирском 1670
15. По какому принципу образован ряд?
Соловецкое восстание, движение раскольников во время Московского восстания в 1682г., выступление на Дону в 60—70-х гг.
16. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, о котором идёт речь.
«То, что современники назвали XVII столетие «бунташным» веком, во многом основано на реалиях истории России этого периода. Казалось бы, правивший в столь сложных условиях государь мог ожесточиться, очерстветь, ввести исключительно авторитарный режим, словом, походить на своего не столь далёкого предшественника Ивана Грозного. Царь, конечно, прибегал к жёстким и даже жестоким мерам, когда речь шла о подавлении народных выступлений, когда стоял вопрос о сохранении всей системы государственной власти. Но по своему характеру, склонностям, пристрастиям в быту он сильно отличался от русского тирана XVI в. Недаром и прозвали его Тишайшим». Алексей Михайлович
Карта «Восстания в России в 40 – 70 гг. XVII в.»
Россия в XVII веке – основные даты к ЕГЭ
Сборник дат и подробных описаний к ним, необходимых для сдачи Единого Государственного Экзамена по истории.
1613 – 1645 годы – Царствование Михаила Федоровича
Избранный на царство Земским собором в 1613 году, первый государь из династии Романовых столкнулся с проблемой преодоления кризиса, вызванного Смутой. При поддержке отца и соправителя, патриарха Филарета, он смог справиться с этой задачей. Власть вновь была централизована, в армии проведена реорганизация (в том числе появление полков «иноземного строя»), а в Туле появились первые оружейные мануфактуры.
1632 – 1634 годы – Смоленская война
После заключения мирных договоров с Польшей и Швецией Россия провела лишь одну войну. Смоленская кампания против Речи Посполитой закончилась ничем: город вернуть не удалось, а руководитель осады, воевода Михаил Шеин, до этого возглавлявший оборону Смоленска во время Смуты, был обвинён в измене и казнён. Несмотря на провал похода, по итогам Поляновского мирного договора польский король Владислав IV отказался от претензий на российский престол. Россия вернёт Смоленск в 1654 году.
1645 – 1676 годы – царствование Алексея Михайловича
Эпоха правления сына Михаила Фёдоровича, прозванного «Тишайший», насыщена важными событиями в истории нашей страны. При его царствовании было оформлено крепостное право, страна окончательно преодолела последствия Смутного времени, монархия трансформировалась из сословно-представительной в абсолютную. В эпоху правления Алексея Михайловича территория России значительно расширилась на восточном направлении и достигла пределов Китая, с которым в 1689 году был заключён Нерчинский договор.
1648 год – Соляной бунт в Москве
Восстание в столице страны стало первым потрясением «бунташного века». Неудачная финансовая политика государства привела к резкому повышению цены на соль, что стало причиной выступления населения. Бунт стал причиной созыва в 1649 году Земского собора, на котором было принято Соборное уложение.
1648 год – Поход Семена Дежнева
Организованный русским купечеством поход привёл к открытию пролива между Азией и Америкой. Несмотря на это, об открытии станет известно лишь в XVIII веке в ходе Великой Северной Экспедиции – тогда в Тобольске будут найдены отчёты отряда Дежнёва.
1649 год – принятие Соборного Уложения
Новый свод законов, вобравший в себя статьи судебников Ивана III и Ивана Грозного и принятый на Земском соборе 1649 года, рассматривал практически весь спектр общественных отношений и вводил совершенно новые понятия в русском праве. С его появлением окончательно оформилось крепостное право и сформировалось русское самодержавие. Соборное уложение – первый свод законов в России, опубликованный в печатном виде. Оно будет действовать вплоть до 1832 года, пока Михаил Сперанский не кодифицирует существующие законы и не сформирует общий свод законодательных актов Российской империи.
1649 – 1653 годы – походы Ерофея Хабарова
Попытки проникнуть в Приамурье и закрепить эти территории за Россией предпринимались ещё в первой половине XVII века, однако окончательно достичь этого удалось только в результате экспедиций Хабарова, после которых было образовано Даурское воеводство. На пути к этому отряд казака столкнулся с серьёзным сопротивлением местного населения, которое удалось привести в русское подданство.
1653 год – реформы патриарха Никона, начало церковного раскола
Усиление государства и его централизация привела к похожим процессам и в церкви. Патриарх Никон, стремясь унифицировать религиозную сферу, реализовал ряд реформ, касавшихся редактированию книг по греческому образцу и переменам в обрядах. Это привело к расколу в Русской церкви и возникновению движения старообрядцев, сопротивлявшихся никоновской реформе. Несмотря на то, что изменения не касались догм, противостояние сторонников старых обрядов и сторонников патриарха Никона было ожесточённым. Лидер протестовавших, протопоп Аввакум, в 1682 году был сожжён на костре.
1654 – Переяславская Рада. Переход под власть России Левобережной Украины
Запорожский край, страдавший от насильственной католизации и полонизации, поднимал восстания на протяжении практически всей первой половины XVII века. Казацкие атаманы, возглавлявшие бунты, обращали в свои взоры на Россию, надеясь на защиту. Однако лишь в эпоху правления Алексея Михайловича Москва, оправившись от последствий Смуты, смогла, наконец, встать на защиту православного населения. В 1654 году в городе Переяславле состоялось собрание запорожских казаков, на котором было принято решение дать присягу верности Алексею Михайловичу. Царь согласился на это предложение.
1654 – 1667 – война с Речью Посполитой
Присоединение Левобережной Украины к России стало причиной войны с Польшей, длившейся на протяжении 13 лет. Территория Речи Посполитой стала ареной противоборства нескольких политических сил, среди которых особо выделялись Россия и Швеция. В польской историографии события тех лет называются «Русский потоп» и «Шведский потоп». Конфликт закончился подписанием Андрусовского перемирия в 1667 году.
1656 – 1658 – война со Швецией
В 1656 году возникла реальная опасность объединения Швеции и Польши – скандинавский войска заняли Варшаву. Алексей Михайлович принял решение объявить северному соседу войну. Россия смогла завоевать Ливонию и достичь значительных успехов, что было зафиксировано в Валиесарском перемирии 1658 года. Однако спустя несколько лет договор был пересмотрен – опасаясь одновременной войны и с Польшей, и со Швецией, Москва вернула скандинавам все завоёванные территории. Они войдут в состав России позднее, уже в эпоху правления сына «тишайшего» царя, Петра Алексеевича.
1662 – Медный бунт
Война, которую вела Россия на западных рубежах, сильно напрягла финансовую систему страны. Чеканка монет зависела от поставок драгоценных металлов из-за рубежа. В итоге правительство начало выпуск медных денег, которые приравнивались к серебряным. Это привело к расцвету фальшивомонетничества, обвалу цен и обесцениванию медных денег. Люди взбунтовались. В отличие от событий 1648 года, медный бунт был жёстко подавлен правительством. Однако Алексей Михайлович обратил внимание на народное недовольство, и началось постепенное сворачивание выпуска медных денег и их изъятие из обращения.
1667 – Андрусовское перемирие
Долгая война с Речью Посполитой закончилась подписанием перемирия. Согласно нему, Россия закрепила за собой Левобережную Украину, вернула земли, утраченные в ходе Смуты. После удара, нанесённого Россией, Польша уже не могла оправиться. Страна впала в глубокий экономический и политический кризис, которые привели уже в следующем столетии к разделам территории государства между Россией, Австрией и Пруссией.
1670 – 1672 – Восстание Степана Разина
Оформление крепостного права и кризис, поразивший государство в связи с продолжительной войной с Польшей, стали одними из причин восстания крестьян и казаков под руководством Степана Разина. Москва стремилась ослабить казацкую вольницу, однако сталкивалась на сопротивление. К тому же, ужесточение крепостничества привело к бегству крестьян на Дон. Скопление критической массы недовольного население привело к взрыву в 1670 году. Восстание распространилось на Волгу и Дон, Разин даже предпринял попытку идти на Москву, однако его силы были разгромлены правительственными войсками. Восставшие подверглись серьёзным наказаниям, многие были жестоко казнены.
1676 – 1682 – царствование Федора Алексеевича
Эпоха правления старшего сына Алексея Михайловича, несмотря на свою небольшую продолжительность, имела важное значение для истории России. Царь ввёл подворное обложение налогами, смягчил некоторые наказания за преступления, инициировал создание греко-славянского Типографского училища, в будущем трансформировавшегося в Славяно-Греко-Латинскую Академию. Фёдор Алексеевич уделял большое внимание и вооружённым силам страны. Война с Османской империей, разгоревшаяся ещё в 1672 году, привела к признанию со стороны Стамбула русских приобретений по Андрусовскому перемирию. Также в 1682 году царь отменил местничество: особую систему назначений должностей, тормозившую продвижение талантливых людей из неродовитого дворянства. Во многом деятельность Фёдора Алексеевича облегчила реформы, впоследствии реализованные его братом, Петром Алексеевичем.
Обложка: https://commons. wikimedia.org/
Выявление бунта в вашем подростке
Подростковый возраст может быть борьбой как для подростка, так и для родителей. По мере того, как подросток развивается и начинает переходить во взрослую жизнь, он стремится к большей независимости, пространству и привилегиям. Часто называемый «переходной фазой», подростковые годы — это фаза жизни между ребенком и взрослым. Поскольку в это время подросток растет физически, умственно и эмоционально, это может показаться периодом испытаний для всей семьи.
Подростки часто проявляют поведение, противоречащее ожиданиям семьи (или бунтарское поведение). Эти протесты могут быть незаметными, например, появление на несколько минут после комендантского часа или превышение лимитов. Или бунты могут быть крайними, такими как открытое нарушение правил дома, участие в рискованном поведении или вопиющее пренебрежение властью.
Типы подросткового бунта
Психология сегодня разбивает подростковый бунт на две основные группы.
Первая группа — бунт против общества. Этот тип бунта также известен как нонконформизм. Во время этого типа бунта подросток усердно работает, чтобы выделиться или отличаться от общества. Подросток может действовать или выглядеть определенным образом в знак протеста против социальных норм. Этот тип бунта может иметь место в академической среде, где подросток решает восстать против учебного заведения. Они могут отказаться учиться или участвовать в классной деятельности. Восстание может иметь место и внутри общества, охватывая различные сферы жизни подростка.
Второй тип бунта — против авторитета взрослых. Этот бунт также называют неподчинением. Неподчинение может начаться с простого неповиновения, но оно также может перерасти в вопиющее и прямое пренебрежение правилами или законами.
Оба типа восстания привлекают внимание. Поскольку подростки стремятся осознать и определить, кем они собираются быть, такое внимание может показаться желательным.
Проще говоря, бунт — это акт преднамеренного противодействия правилам или нормам. Подросткам такой тип поведения чаще всего кажется положительным, а взрослым — крайне отрицательным. Родители часто боятся подросткового бунта, потому что знают, что это не только усложняет воспитание детей, но и может быть опасным для подростка и его сверстников.
Бунт у подростков может привести к серьезным травмам. Это может привести к тому, что многие подростки будут стесняться собственных интересов. Они отказываются от деятельности, которая раньше доставляла им удовольствие и которая повышала их самооценку. Бунт может обернуться саморазрушительным поведением. Самооценка подростка может быть подорвана. Их оценки могут пострадать. Или они могут даже нанести физический вред себе или другим.
Восстание может заставить подростка:
- Экспериментировать в ситуациях высокого риска
- Отклонить правила и ограничения
- Испортить ценные отношения
В то время как бунт часто является криком подростка о независимости, он становится противоположным. Бунт на самом деле создает зависимость от действий, противоположных ожиданиям или желаниям других. Настоящая независимость достигается за счет ответственного создания успешной среды.
Подростковый бунт по возрасту
Ранний подростковый возраст (9-13 лет)
Бунт обычно поднимает голову в начале подросткового возраста. Это точка жизни, когда ребенок начинает переход во взрослую жизнь. Желая «повзрослеть», ребенок ожидает большей самостоятельности и часто будет действовать, чтобы достичь желаемых целей.
Многие родители считают, что бунт на данном этапе прямо противоречит им. Это не обязательно так. Пока ребенок бунтует, бунт не против родителей. Он разыгрывается против родителей как авторитета.
Имея дело с бунтующими подростками, полезно попросить подростков выразить свои чувства словами. Позвольте им выразить то, через что они проходят и что, по их мнению, им нужно. Затем стратегически направьте разговор.
Подростки среднего возраста (13–15 лет)
Середина подросткового возраста — это время, когда бунт оказывает наибольшее влияние. На этом этапе жизни мы видим, что подростки стремятся развивать свою личность. Они часто будут работать, чтобы выделиться из толпы и использовать оппозицию, чтобы собрать власть.
В этот период жизни подростки часто сталкиваются с последствиями своих действий. Они могут получить наказание дома за нарушение правил, таких как комендантский час. Они также могут столкнуться с последствиями со стороны общества за более серьезные действия, такие как эксперименты с наркотиками или порча имущества.
Поздние подростки (15-18)
Подростки, бунтующие на более поздних этапах подросткового возраста, обычно делают это в результате задержки подросткового возраста. Это последняя отчаянная попытка вырваться из детства. Они устали быть «хорошими детьми» и хотят создать себе новый образ.
Этот этап особенно пугает родителей, так как подростки в более старшем возрасте склонны к более рискованному поведению. На этом этапе родители должны стремиться обеспечить четкое руководство и установленные ожидания для своего подростка.
Ранняя взрослость (18-23)
Теперь, когда подросток «восстал» против авторитета других, на этом этапе подростки бунтуют против самих себя. Они оказываются под тяжестью ответственности, которую в раннем возрасте считали желаемой.
Например, молодой человек понимает, что сегодня ему нужно встать, чтобы пойти на работу, но он не хочет этого, поэтому возникает бунт против самого себя. Молодые люди, страдающие от этого бунта, также могут оказаться в опасных ситуациях, разрушающих их репутацию или трудовую этику.
Когда реагировать на бунт подростка
Хотя бунт подростка часто считается «нормальным», родителям важно знать и участвовать в жизни своего подростка, чтобы определить, является ли бунт симптомом более серьезной проблемы.
Согласно She Knows, есть вопросы, которые следует рассмотреть, чтобы определить, выходит ли бунт вашего подростка за рамки нормы.
- Поведение вашего подростка кажется экстремальным по сравнению с его сверстниками?
- Ваш подросток внезапно перестал проявлять интерес к занятиям и вещам, которые раньше ему нравились?
- У вашего подростка вспышки гнева?
- Общается ли ваш подросток со сверстниками, которые употребляют наркотики или алкоголь?
- Есть ли в семейном анамнезе проблемы с психическим здоровьем/поведением?
- Есть ли в вашей подростковой жизни необычные факторы стресса?
- Если вы ответили утвердительно на любой из этих вопросов, возможно, пришло время обратиться за внешней помощью, чтобы вернуть подростка в нужное русло.
Академия Шепердс-Хилл: Борьба с восстанием
Академия Шепердс-Хилл — это терапевтическая христианская школа-интернат для проблемных подростков. Наша 12-месячная программа включает в себя компонент дикой природы, который выводит вашего подростка из зоны комфорта. Наша дикая природа избавит вашего подростка от давления его сверстников, поп-культуры и влияния технологий. Здесь ваш подросток разовьет прочные навыки и характер для продуктивной и успешной жизни.
Многие подростки, выступающие против бунта, отстают в школе. Академия Шепердс Хилл также предлагает полностью аккредитованную академию с сертифицированными преподавателями и сотрудниками. Наше соотношение учеников и сотрудников 5:1 гарантирует, что ваш ребенок будет настроен на успех.
Если ваш подросток борется с крайним бунтом, позвоните нам или свяжитесь с нами через Интернет. Узнайте, как Академия Шепердс Хилл может дать надежду и исцеление вашему подростку в кризисной ситуации.
Подростки: почему они бунтуют?
Джини Лерче Дэвис
Быстрая езда, нарушение комендантского часа, ссоры, кражи в магазинах. Подростки могут испытывать ваше терпение, но, к сожалению, некоторые дети доходят до вопиющего нарушения правил или нарушения закона, что часто приводит к трагическим последствиям. Что за мятежная жилка? Как родители могут направить его в менее рискованный бизнес?
Все подростки проходят одинаковые этапы — потребность в независимости, отдельной идентичности, проверка авторитета. Это часть взросления; это также связано с изменениями в развитии мозга, которые в конечном итоге помогут им стать аналитическими взрослыми.
Но сегодняшние подростки получают дополнительный удар — социальное давление приходит раньше, чем в предыдущих поколениях.
Чтобы понять эту сложную картину, WebMD обратился к двум национальным экспертам.
Дэвид Элкинд , доктор философии, автор книг «Все выросли и некуда идти», и профессор детского развития в Медицинской школе Университета Тафтса в Бостоне. Эми Боброу , доктор философии, клинический психолог и профессор Детского исследовательского центра Медицинской школы Нью-Йоркского университета на Манхэттене.
Мозг: в разработке
В подростковом возрасте развивается область мозга, называемая префронтальной корой. Это часть вашего мозга, которая находится за лбом. Элкинд объясняет, что это ваш центр мышления и суждений, а это значит, что дети теперь могут развивать свои собственные идеалы и идеи.
В то время как младшие дети не видят недостатков своих родителей, подростки внезапно видят мир более реалистично. «Они строят идеал того, что родители должен быть , основанный на родителях их друзей, на родителях СМИ. Когда они сравнивают своих собственных родителей с идеалом, они находят их недостаточными. Их родители не умеют одеваться, ходить, говорить; они смущают», — говорит он WebMD.
Все аргументы — они также являются результатом работы префронтальной коры, говорит Элкинд. Когда ребенок превращается в подростка, мозг получает возможность синтезировать информацию в идеи. Подростки хотят упражняться в своем новом навыке — и они склонны практиковаться на своих родителях. «Может показаться, что они спорят ради спора. Но на самом деле они практикуют свои новые способности».0003
Выход в свет
В то время как дикая одежда и макияж раньше были обрядом перехода в подростковый возраст, сегодня это не так, говорит Элкинд. Подростки в возрасте 11 и 12 лет — поколение Бритни Спирс — раздвигают границы моды.
Пирсинг, татуировки и музыка сегодня являются «маркерами» подросткового возраста. «Ни один уважающий себя 15-летний подросток не станет слушать Бритни Спирс», — говорит он.
Другая динамика: первая любовь, первый секс, первые наркотики, первая выпивка. По словам Элкинд, в прежних поколениях от детей не ожидалось, что они будут сексуально активны или экспериментировать с алкоголем или наркотиками, пока им не исполнится 17 или 18 лет, когда они будут лучше сопротивляться давлению сверстников. «Теперь на них оказывается давление в 13 и 14 лет, когда они слишком молоды, чтобы сопротивляться. Дело не в том, что детское развитие изменилось, а в том, что требования предъявляются в более раннем возрасте».
Правда о статистике
Тем не менее это миф, что все подростки склонны к риску, говорит Бобров из Нью-Йоркского университета.
- Более половины подростков будут экспериментировать с алкоголем, что означает , что почти половина не будет.
- Примерно 40% подростков хотя бы раз попробуют наркотики, что означает 60% не будут.
- Еще меньше подростков регулярно употребляют запрещенные вещества — менее 25% тех, кто их пробует — что означает , что большинство их не употребляет.
«Родители обеспокоены тем, что дети, которые пробуют наркотики, употребляют их на регулярной основе, но это не всегда так», — говорит она WebMD.
В самом деле, есть свидетельства того, что подростковые сексуальные эксперименты снижаются, говорит Элкинд. Уровень беременности снизился. «Я не уверен, угроза ли это СПИДа или половое воспитание. В любом случае, это хорошие признаки», — говорит он. «Кроме того, законы во многих штатах требуют согласия родителей на аборт. Возможно, это способствовало».
Статистические данные о подростковой преступности также стабилизировались, хотя и изменились. «Мы обнаружили, что девочки участвуют в тех же преступлениях, что и мальчики, например, в вооруженных ограблениях», — говорит Элкинд. «Девочки замешаны в угоне и угоне автомобилей, которые раньше считались исключительно мальчишескими преступлениями».
К сожалению, добавляет Элкинд, уровень заболеваний, передающихся половым путем, среди подростков не снизился.
Конечно, тот факт, что все подростки не такие дикие, как думают некоторые, не обязательно помогает создать мир в вашем доме. Даже самые уравновешенные подростки спорят и бросают вызов своим родителям, иногда ежедневно.
Итак, что вы, родитель, можете сделать, чтобы ваши отношения оставались крепкими в эти неспокойные годы?
Проводите время вместе, говорят эксперты.