Портреты кипренского: Орест Адамович Кипренский: картины (портреты), краткая биография

Содержание

Орест Адамович Кипренский: картины (портреты), краткая биография

   Орест Адамович Кипренский — гениальный русский портретист, живописец и график, человек сложной и интересной судьбы. Как и Леонардо да Винчи, он родился вне брака, но в отличие от титана Возрождения, ему в молодости пришлось побывать в рабстве — так как он был внебрачным ребенком помещика, то по официальным сведениям был крепостным и числился сыном Адама Швальбе, крепостного, которого женили на его матери после рождения ребенка от помещика Дьконова. Родился будущий известный мастер портретной живописи на территории нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, в марте 1782 года.

   В возрасте всего лишь шести лет будущий художник Кипренский получил вольную и избавился от клейма крепостного, которое никогда не позволило бы ему подняться выше скотного двора. Нужно отдать должное его отцу — ребенком занимались, ему обеспечили будущее, что делали далеко не все отцы незаконнорожденных детей. Он даже получил модное в то время имя и лирическую фамилию.

Предположительно, ее образовали от имени Афродиты Кипрской — Киприды.

   Мальчика отдали на обучение в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Затем талантливый юноша поступил в саму Академию. В общей сложности он успешно проучился 15 лет, окончив Академию с золотой медалью. Это давало право медалисту на поездку за границу, но воспользоваться им художник смог намного позже из-за военных действий.

   Художник жил и работал по несколько лет в Москве, Твери и Санкт-Петербурге, пока в 1828 года не поселился в Италии. Здесь его ждал очередной крутой поворот и настоящая любовь всей жизни. Он женился на итальянке, и даже необходимость поменять вероисповедание и стать католиком его не остановила от решительного шага.

   Будущность и профиль работы художника обусловило его обучение в Академии художеств по классу исторической живописи у известного мастера-портретиста Угрюмова. Хотя можно утверждать, что задатки гениального мастера камерного и парадного портрета у него были еще в детстве.

В возрасте всего 12 лет он написал портрет своего приемного отца Швальбе в такой виртуозной технике, что картину принимали за работу самого Рембрандта.

   Но во «взрослых» работах художника прослеживается явный отход от изображения «в подражание Рембрандту». Его зрелые работы более воздушные, часто используют яркие и нежные краски, в них больше реализма и одухотворенности, нежели трагизма. Одним из самых известных работ Кипренского стал портрет гусара Дениса Давыдова, героя Отечественной войны 1812 года. За него мастер заслуженно получил почетное звание академика.

   Этот портрет впечатляет и правильной композицией, и выразительным, живым лицом легендарного партизана-гусара, его непринужденной, естественной позой. В полотне использованы два чистых, «открытых» цвета — алый для кафтана и белый для лосин. Их сочность разбавлена мягкими размытыми цветами фона и множеством мелких деталей, которые органично вливаются в общую канву изображения.

   На портрете множество мелких подробностей, которые можно рассматривать бесконечно. Это золотое шитье доломана, аккуратная меховая выпушка, шелковые кисти и плетение на поясе и на сабле героя войны, изящный рисунок его щегольских сапожек, перья на шляпе, которая лежит у его ног.

   За свою очень короткую жизнь художник создал яркую галерею выразительных и запоминающихся портретов, среди которых и портрет великого поэта А.С. Пушкина. Скончался художник в любимой им Италии, не пережив тяжелого воспаления легких, в 1836 году. Памятник на его могиле поставили благодарные русские художники, проживавшие в этой стране.

Детская художественная школа №1 имени П. П. Чистякова г. Екатеринбург

Родился 24 марта 1782 года на мызе Нежинская Санкт-Петербургской губернии. Умер 12 октября 1836 года в Риме. В 2012 году отмечают 230- летие со дня рождения художника.

Кипренский О. А. Автопортрет. 1828

Вокруг происхождения Ореста Кипренского не утихают споры. По одной версии он незаконнорожденный сын помещика Дьяконова и крепостной крестьянки Анны Гавриловны. По другой – сын крепостного Дьяконова – Адама Карлова Швальбе и той же Анны Гавриловны, которые были обвенчаны через несколько месяцев после рождения Ореста. О более точных сведениях история умалчивает. Мальчик получил вольную от того же помещика Дьяконова и фамилию Кипренский, когда поступил в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств в 1788 году. Учителями его были живописцы Г.И. Угрюмов и Г.Ф. Дуайен. В 1803 году Кипренский получил Малую золотую медаль за картину «Юпитер и Меркурий посещают Филемона и Бавкиду» и право на продолжение обучения за границей. Но сложная политическая обстановка в Европе послужила причиной отсрочки командировки. Оставшись при академии, Кипренский начал писать портреты, хотя и собирался, впоследствии посвятить себя историческому жанру.

В портретной живописи мастера отразилось влияние таких известных художников, как Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.

Искусство Кипренского являет первую версию романтизма в истории русской живописи. Кипренский выступил обновителем портретной традиции, обращаясь к опыту европейской живописи ХУ11 в., изучая в Эрмитаже произведения Рембранта, Рубенса, Ван Дейка. Одна из первых работ, созданных в период обучения, – «Портрет А.К. Швальбе», который сам Кипренский называл «…портрет отца моего…», «…портрет родителя моего…». Портрет свидетельствует об увлечении Кипренского творчеством Рембранта. Это полотно овеяно духом романтизма и говорит о полном отказе от академических традиций. В этом ключе исполнены и более поздние портреты, но в них уже присутствует стремление мастера полно и глубоко раскрыть перед зрителем внутренний, душевный мир моделей. Таковы портретные образы Е.П. Ростопчиной, А.А. Челищева, В.А. Перовского и другие. Портретному творчеству Кипренского свойственно стремление передать всю сложность человеческой личности, дать ей психологически точную характеристику.

В нем воссоздана душевная конституция человека, как бы пронизанная током истории. Отзывчивость внутреннего, индивидуального мира – одно из поэтических завоеваний романтизма. Чувствуется источник пристрастия художника к изображению юных моделей с их открытостью «всем впечатлениям бытия».

Настоящим шедевром художника стал портрет лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова. Кипренский создал портрет смелого воина и в то же время романтического мечтателя. Кипренский не оставил этот портрет в доме Давыдовых. В их семье хранился лишь карандашный эскиз этой картины. Само живописное полотно художник уже в 1812 году привез с собой в Петербург и не расставался с ним до конца жизни, послав из Италии в Петербург в 1836 году вместе со всем своим имуществом.

Кипренский О. А. Портерт лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова. 1809

Период между февралем 1809 и мартом 1812 года был чрезвычайно плодотворным для Кипренского. За работы, исполненные в это время, в сентябре 1812 года он был удостоен звания академика. За картины, написанные летом 1828 года, перед вторым отъездом в Италию, Кипренский получил звание советника. В январе 1831 года, когда это звание было упразднено, Кипренского переименуют в профессора исторической и портретной живописи 2-й степени, что соответствовало чину 7-ого класса и давало дворянство Российской империи.

В 1816 году вместе с другими пенсионерами академии Кипренский наконец отправился в Италию. Здесь он пробыл до 1822 года. Художник изучал античные памятники, посещал музеи, делал натурные зарисовки, писал портреты. В конце 1820 – 1830 годах Кипренский продолжал создавать портреты. Лучшая его работа в этом жанре – «Портрет А.С. Пушкина». Глядя на этот портрет, зритель видит, что перед ним личность, обладающая высотой духа.  Красивые черты лица поэта передают ясность ума, достоинство и энергию. Благородство образа подчеркивает изысканный колотит картины, а также деталь интерьера – скульптура музы на мраморном постаменте за спиной Пушкина.

С мастерством психолога Кипренский показал настроение великого поэта, который в этом же, 1827 году написал свое знаменитое стихотворение «Послание в Сибирь». Чуть затаенная печаль в глазах, едва заметная горькая складка у рта говорят о чувствах, которые испытал поэт после расправы над его друзьями – декабристами. Но грусть во взгляде не заслоняет общего впечатления от образа задумчивого и гордого человека. Пушкину понравился портрет, и благодарный поэт посвятил Кипренскому стихотворение, где есть такие строки: «Ты вновь создал, волшебник милый, меня, питомца чистых муз…».

По принадлежности различным сословиям, служебным, придворным рангам, профессиям круг портретных моделей Кипренского необычайно широк. Но в этой почти всеохватности выделяется галерея поэтических личностей: Жуковского, Батюшкова, Крылова, Вяземского, Гете. Отдельную значительную тему, в контексте наполеоновских войн и эпопеи 1812 года, составляют воины и люди в военных мундирах.

Художник умер 12 октября 1836 года в Риме от воспаления легких. Похоронен он в церкви Сант-Андреа деле Фратте на площади Испании.
Незадолго до смерти Кипренский отправил свое имущество в Петербург, собираясь вместе с женой, Анной-Марией, ехать в Россию.

Материалы взяты из книг:
1.«Мастера портрета», Москва, Изд-во «Вече», 2002г.
2.Петрова Е.Н. «Орест Кипренский», Москва, Изд-во «Арт-родник», 2000г.
3.«Энциклопедия живописи», Москва, Изд-во «АСТ», 1997 г.
Иллюстрации:
«Портрет А.С. Пушкина»
«Портрет Е.В. Давыдова»
«Молодой садовник»
 

Просмотров: 778

⟰ наверх страницы

Кипренский Орест Адамович ( 1782 — 1836 ). Романтизм.

О.Кипренский. Автопортрет.

Выдающийся представитель романтизма в России. Он рос в семье дворового человека, но, как полагают, был незаконным сыном хозяина усадьбы, который определил его в Академию художеств, даровал ему «вольную» и необычную фамилию. Закончив в 1803 году Академию, он стал портретистом.

Еще во время учения в Академии Кипренский был покорен романтикой. Он искал ее всюду. После утомительного сидения в рисовальных классах Кипренский уходил на набережную Невы, бродил по ней и читал нараспев стихи…Кипренский первым из русских живописцев завоевал европейское признание. Ему был сделан почетный заказ на автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, где хранятся автопортреты всех мастеров, заслуживших мировую славу.

Кипренскому хотелось быть блестящим не только в живописи, но и в повседневной жизни. Он мечтал, что слава даст ему богатство, беспечность, любовь, преклонение. В Риме, куда он уехал совершенствоваться, Кипренскому пришлось выбирать между суровой жизнью подлинного художника и позолоченным существованием модного живописца. Кипренский выбрал последнее. В то время романтика уже уходила в прошлое, не находя опоры в повседневной жизни. На смену ей пришла реальная жизнь, где герои были реальными. Романтика умирала. Вместе с ней умирал и Кипренский.

Многие биографы утверждают, что Кипренский в конце жизни очень пил, и закончил жизнь чуть ли не под забором. Однако есть сведения, что многие факты в биографии Кипренского являются спорными. Да, к 50 годам у него была слава, но не было денег. Заказов не поступало. К тому же его обвинили в убийстве натурщицы, хотя он не был привлечен к уголовной ответственности, и все, кто его знал, не верили такому обвинению, по характеру Кипренский был очень мягким человеком, но слухи, пятно осталось…

В конце жизни он женился на юной итальянской девочке Мариучче, думая начать все по-новому. Но и это не помогло. Мариучча его не понимала, даже боялась, хотя и была благодарна ему за то, что не дал умереть ей с голоду. Но и этот факт оспаривается, на самом деле Мариучча была очень привязана к художнику, он единственный действительно ее любил. Тем не менее, они очень нуждались в деньгах. У Кипренского наступила стойкая депрессия. К тому же он сильно простыл и заболел.

В октябре 1836 года Кипренский умер от воспаления легких и погребен в церкви Сант,Андреа делле Фратте, в Риме, где на средства русских художников установлена памятная стела.

Через шесть месяцев после кончины Кипренского вдова художника, Анна-Мария (Мариучча) родила дочь. Россия назначила вдове с ребенком небольшую пенсию — 60 червонных в год. К тому же вдова продавала работы Кипренского. Нищета семье Кипренского не грозила.

Галерея работ Кипренского разнообразна. Это великолепные автопортреты, портреты детей и его современников — поэтов, писателей, государственных мужей, полководцев, любителей живописи, купцов, актеров, крестьян, моряков, декабристов, художников, масонов, скульпторов, коллекционеров, просвещенных женщин и архитекторов.

(Использовался , частично, материал из книги И.Бочарова и Ю.Глушаковой «Кипренский»)

Девочка в маковом венке. 1823 г.


Девочка, изображенная на портрете, — шестилетняя итальянка Мариучча, которая заняла особое место в жизни Кипренского. Это одна из самых необычных любовных историй. В первый приезд художника в Италию он искал натурщицу для своей картины. Выбор пал на маленькую итальянскую девочку Мариуччу, мать которой плохо следила за девочкой, вела беспорядочный образ жизни. Кипренскому стало жаль девочку, и он принял в ее жизни самое горячее участие. Забрал Мариуччу к себе, воспитывал как родное дитя. А когда ему пришлось уехать на родину, он поместил девочку в воспитательный дом при монастыре. И лишь через 17 лет, пережив много страданий, неудач, разочарований, он вернулся в Италию и женился на ней. Конечно, это нельзя было назвать любовью в общепризнанном смысле. Кипренский надеялся с помощью молодой девушки наладить новую жизнь, а Мариучча была благодарна художнику за покровительство, за то, что спас ее от нищеты и голода. Однако их надежды не оправдались. Счастье длилось всего три месяца. Да и счастьем это было назвать нельзя — Кипренский заболел и ему становилось все хуже, а Мариучча его побаивалась, он был ей непонятен. Портрет девочки дышит нежностью, доверчивой искренностью. Символично изображение цветов — мак-символ сна и ночи, а гвоздика-символ невинности. Чувствуется, что портрет навеян незабываемыми полотнами эпохи Возрождения.

Е. Телешова в роли Зелии.

Екатерина Телешова — наследница обедневшего дворянского рода. Закончила театральное училище в Петербурге. Впервые появилась на петербургской сцене еще будучи ученицей, в 1820 году. После окончания училища выступает в балетной труппе петербургского Большого театра. Выступает с большим успехом. Это была изящная, привлекательная женщина, стройная, высокая. Она была пантонимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, обладала необычайной легкостью в танце. Одновременно Телешова была и талантливой драматической актрисой. В 1827 году она получила звание придворной танцовщицы. Екатерина Телешова была необыкновенно обаятельной и имела огромный успех у мужчин. Ее покровителем и любовником был известный граф Михаил Андреевич Милорадович. В нее был влюблен Александр Грибоедов, тогда еще офицер гусарского полка. Он посвятил ей стихотворение после просмотра спектакля «Руслан и Людмила»:

О, кто она? — Любовь, харита, Иль пери для страны иной

Эдем покинула родной. 

Тончайшим облаком обвита И вдруг — как ветр ее полет!

Звездой рассыплется, мгновенно Блеснет, исчезнет, воздух вьет

Стопою свыше окрыленной…

Карл Павлович Брюллов пригласил ее для картины «Итальянка у фонтана», а Кипренский изобразил в образе Зелии, одной из ее героинь.

В гражданском браке Телешова состояла с богачем А.Ф.Шишмаревым, от которого имела шестеро детей. Умерла Екатерина Телешова в возрасте 53 лет.

Портрет гусара Давыдова. 1809г.


Это лучшее творение Кипренского, портрет-картина, за которое к нему впервые пришла известность и за которое он получил звание академика. Портрет написан в духе новой. романтической школы: фигура в полный рост, в выгодном для портретиста живописном гусарском одеянии, через характер портретируемого выразить характер всего молодого поколения русского воинства, которому надлежало в недолгом времени отстоять честь и независимость своей родины, переломить хребет считавшемуся непобедимым неприятелю, покорившему всю Европу. Орест вложил в картину всю душу. Подбоченясь, стоит, опираясь левой рукой на каменную плиту, а круто изогнутой правой — на собственный бок, красавец — усатый гусар с черными вьющимися кудрями и бакенбардами. Сияет золотое шитье на алом парадном ментике, золото сабли, на рукоятке которой покоится кисть левой руки, и кивера. Мягкий свет обрисовывает контур фигуры, отражается на стене за головой гусара. Кивер, небрежно брошенный на каменный выступ слева от фигуры, да сабля, на которую опирается гусар левой рукой — все это красноречиво говорит о личности героя. Давыдов изображен на фоне пейзажа с грозовыми тучами, предвещающими очистительную грозу. Густые тени и скользящие световые пятна выделяют фигуру воина, контрастное противопоставление красного цвета гусарской куртки и сверкающих белых лосин темному пейзажному фону придают образу Давыдова романтическую взволнованность. В произведении с исключительной силой передана страстность характера Давыдова. Она сквозит во всем его облике — в несколько картинной позе, в горячем взгляде темных глаз, в непокорных завитках волос. В картине художник желает сказать о стремлении Давыдова к подвигу во славу родины, что и составляет личное счастье этого человека. Следует отметить, что до сих пор идут споры, кого из семейства Давыдовых, с кем дружил Кипренский, он изобразил на портрете. Дело в том, что по описанию современниками, образ не соответствовал до конца ни одному из молодых Давыдовых. Скорее всего, это все-таки собирательный образ героя войны, каким он представлялся Кипренскому.

Портрет Е.П.Ростопчиной (1809)


Полную противоположность Федору Васильевичу представляет собой образ его жены, хрупкой по сложению, с покатыми плечами, на вид безвольной особы, которую художник изобразил с таким потерянным выражением на лице, что кажется, будто вот-вот из глаз брызнут слезы. Но вглядевшись пристальнее в эту женщину со скромной наружностью, пожалуй, даже некрасивую, в ее глазах замечаешь глубоко затаенную силу духа и характера. Екатерина Петровна, которую за тихий нрав и ее невзрачную внешность в салоне Ростопчиных незнакомые люди принимали за служанку, тщательно оберегала независимость своего внутреннего мира. В 1806 году она тайно перешла в католичество, о чем долгое время никто, включая мужа, не догадывался. Графиня, став «вероотступницей», что компроментировало ее и без того опального мужа в глазах царя, исповедовалась аббату Сюрюгу, еженедельно обедавшему у графа Ростопчина, гуляя с ним по обширным покоям своего дома и притворяясь, что ведет с иезуитом светскую беседу. С годами ее приверженность католицизму приобрела прямо-таки фанатический характер. Она обратила в католичество свою дочь, любимицу отца, умиравшую в 18 лет от чахотки, что было большим ударом для мужа, который скончался через 2 года после смерти дочери. Она не пошла даже на похороны мужа, объясняя это разностью религий. В конце своей длинной жизни Ростопчина впала в мистицизм и даже писала религиозные трактаты на французском языке. Ничего этого Кипренский не знал, но он сумел своим зорким глазом разглядеть в Екатерине Петровне мистические наклонности и очень тонко посвятить в это зрителя, погрузив модель свою в полумрак, откуда она предстает подобно видению в светящемся ореоле кружев чепца и воротника, с воздетым к небу, полным религиозного экстаза взглядом…

Портрет Н.В.Кочубей (1813 г.) Бумага, карандаш, акварель

С Наташей Кочубей, дочерью Виктора Павловича Кочубея, князя, графа, министра внутренних дел России, Кипренский познакомился в Царском Селе, где она проводила с родителями лето. Это именно она была «первым предметом любви Пушкина», и это чувство оставило в душе как самой Наташи, так и Пушкина, очень светлый след. Наташа была на год моложе Пушкина, и в год создания портрета ей было всего 13 лет. Она еще — полуребенок-полубарышня. Но именно в этом возрасте девочкам так хочется быть взрослыми.

Кипренский с удивительной душевной деликатностью сумел подметить это и передать в своем портрете. Трогательно-наивное, комически-серьезное лицо девочки, повернутое в сторону собеседника, прямо-таки заражает зрителя доверием к людям и верой в жизнь. Весь облик Наташи дышит такой чистотой, такой незамутненностью души, таким открытым сердцем, что кажется, это с нее писал Пушкин образ Татьяны Лариной. Легко представить, что именно такая девушка, как Наталья Кочубей, могла сказать словами Татьяны к Онегину:

Другой!..Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!

То в высшем суждено совете…То воля неба:я твоя;

Вся жизнь была залогом Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой…

Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты уж был мне мил,

Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался. ..

Неаполитанская девочка с плодами. 1831 г


В качестве модели Кипренский выбрал юную девочку-подростка. Она спокойно держит в руках корзину с плодами. За ее плечами зритель узнает голубой простор Неаполитанского залива с изломанным силуэтом острова Капри справа и выступом Соррентийского мыса слева. Все детали одежды и украшения, тщательно прописанные, придают цветовое богатство картине и вместе с фоном подчеркивают, что перед нами именно юная итальянка, написанная в окружении родной природы, в пору сбора даров итальянской земли.

Портрет Е. С. Авдулиной (1822)


Перед нами живописный портрет тридцатипятилетней Екатерины Сергеевны Авдулиной, жены генерала А.Н.Авдулина, богатого мецената, члена Общества поощрения художников. Она изображена на фоне окна с клубящимися облаками за ним и с веткой гиацинта в стакане. Обычно Кипренский прибегал к иносказаниям в портрете с помощью, например, растений (в «Девочке с маковым венком» маки олицетворяют чистоту, невинность). А что хотел поведать художник зрителю в этом портрете? То ли, что жизнь, олицетворяемая облаками, проносится мимо, а женщине отныне суждено стареть в четырех стенах домашней обители, о чем, может быть, несколько прямолинейно говорят осыпающиеся и увядающие лепестки гиацинта? То ли здесь содержится намек на какие-то скрытые причины душевной неустроенности этой еще молодой женщины, сидящей в кресле в какой-то уныло-застылой позе и предающейся грусти?.. Мы не знаем, чем опечалена генеральша Авдулина, как не знали того и современники, отчего, однако, образ не обретает ореола таинственности, не вызывает ни сочувствия, ни жгучего желания проникнуть во внутренний мир этой женщины, ибо маленькая головка ее с невыразительными глазками и жеманно поджатыми губками, собственно, ни чем интересным и не обещает вознаградить любопытства к ее думам и заботам. Взгляд невольно отвлекают в картине частности — великолепно переданная тонкая кожа лица, шеи и рук, узоры накинутой на плечи шали, ожерелье и браслеты на руках и, конечно, чрезвычайно выразительно написанные руки, на которых видна каждая прожилка. Словом, произошло то, что происходило всегда, когда Орест писал портрет заурядного, скучного, неинтересного человека, не способного вдохновить на создание действительно одухотворенного образа.

Портрет Ф. В. Ростопчина (1809)


Парные портреты супругов Ростопчиных очень понравились москвичам прежде всего потому, что художник, отступив от общепринятых правил, совсем не захотел польстить своим моделям и написал их такими, какими они представились художнику в жизни. Ф.В.Ростопчин, розовощекий, самоуверенный вельможа с большим лысеющим лбом и глазами навыкате изображен художником сидящим в кресле и погруженным в размышления. Но его глаза странным образом обращены не внутрь себя, как у всякого задумавшегося человека, а зорко следят за чем-то, что происходит где-то в стороне. Оттого в его фигуре нет и тени расслабленности, она полна скрытого беспокойства и напряженности, точно сильно сжатая стальная пружина, готовая в любую минуту расправиться и высвободить сдержанную энергию. Вместе с чрезвычайно активным, действенным началом в характере Ростопчина Кипренский откровенно показал и его чванливость, взбалмошность, деспотические черты…

Портрет мальчика Челищева (1810)


Одна из лучших работ Кипренского. Художник изобразил портрет двенадцатилетнего мальчика, который готовится поступать в Пажеский корпус. Челищеву уготовано великое будущее. В 1812 году юноша станет участником Отечественной войны, позднее -будет состоять в Северном обществе декабристов. Но это в будущем. Сейчас мы видим мальчика, у которого все впереди, который еще только собирается взрослеть. Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Пухлые губы, кажется, сейчас расплывутся в улыбке. Круглое лицо, слегка растрепанные волосы. Так и кажется, что мальчишке сейчас надоест позировать, он сорвется и убежит прочь. Но время детства уже проходит. Если приглядеться, то можем увидеть, что в глазах отражаются уже не детские мечты. И мальчик не такой наивный, как может показаться с первого взгляда, в его образе читается разум и сильная воля. Завершает образ сочетание красок, выбранных художником: темная куртка, едва заметный ворот белой рубашки, жилет алого цвета — они придают портрету Челищева нотку загадочности.

Портрет Пушкина А.С. (1827 г.)

Это одно из самых значительных прижизненных изображений великого поэта. Сам Пушкин очень ценил этот портрет. Известно, что полотно Кипренскому заказал друг Пушкина А.А.Дельвиг. Однако, после смерти друга Пушкин выкупил портрет у вдовы, заплатив большую по тем временам сумму, хотя и очень сам нуждался в средствах. Портрет всегда висел в рабочем кабинете петербургской квартиры поэта.

Кипренский изобразил Пушкина, как автора поэтического обращения «В Сибирь» и «Арион», в которых он выразил веру в грядущее торжество идей декабристов.

Полотно выполнено в гамме черно-коричневых тонов, мужественная сдержанность которых хорошо подчеркивается мерцанием красных пятен клетчатой подкладки плаща («шотландки»), переброшенного через плечо. Руки, скрещенные на груди, придают фигуре уверенность, мужество. Произведение выявляет непоколебимость духа поэта в тяжкую годину испытаний, выпавшую на долю передовых сил России после поражения декабристов.

Пушкину очень понравился портрет, он посвятил Кипренскому такие строки:

Любимец моды легкокрылой, хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый, меня, питомца чистых муз,

— И я смеюся над могилой, ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу пристрастья важных аноид.

Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид. (1827 год)

Портрет А. А. Олениной

Портрет А. Р. Томилова (1828)

Портрет Д.Н.Хвостовой (1814)

Портрет князя Н.П.Трубецкого (1826)

Портрет О.А.Рюминой 1826 г.

«Себя как в зеркале я вижу». 5 знаменитых картин Ореста Кипренского | Персона | КУЛЬТУРА

Прославленный русский художник Орест Адамович Кипренский появился на свет 234 года назад. Его первый крик услышали 24 марта 1782 года  в деревне Нежново близ Копорья под Петербургом.

Выпускник Академии художеств подарил отечественной и мировой культуре несколько десятков работ, попутно увековечив в них известнейших людей XIX века.

SPB.AIF.RU вспомнил пять знаменитых портретов, созданных рукой Ореста Кипренского.

Портрет А.К.Швальбе

Год создания: 1804

Галерея: Государственный Русский Музей (Санкт-Петербург)

Одну из самых известных своих картин Кипренский написал в 1804 году. Работа вызвала небывалый ажиотаж у европейских специалистов, которые обвиняли мастера в плагиате.

Художник был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова, владевшего имением близ Копорья Ораниенбаумского уезда, и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. От крепостной зависимости Орест был освобожден с рождения. Жить и воспитываться ему пришлось в семье Адама Швальбе, от которого портретист и унаследовал отчество. Фамилию юному мастеру присвоили при поступлении в училище при Академии художеств позднее.

Именно отчима, являвшегося крепостным у Дьяконова, Кипренский попросил позировать для картины, получившей всемирную известность. Орест очень точно передал напряжение чувств, захвативших его модель. Здесь мастер сочетал глубокие коричневые и золотистые тона. Характер освещения явно указывает на увлечение Кипренским творчества Рембрандта. Последнему европейские специалисты XIX века вначале и приписали авторство полотна, однако в дальнейшем пожалели о своих скорых выводах и были вынуждены признать гений русского мастера.

Сам Кипренский гордился портретом Швальбе, считая её одной из лучших своих работ.

Портрет отчима художника Адама Карловича Швальбе. 1804. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова

Год создания: 1809

Галерея: Государственный Русский Музей (Санкт-Петербург)

В облике гусара Давыдова Кипренский особенно ярко выразил обобщенный образ героя своего времени. На фоне предгрозового пейзажа почти в полный рост мастер изобразил молодого полковника. Задумчивый мечтатель у Кипренского — рыцарь долга и чести.

Давыдов действительно проявил героизм в войнах. Он участвовал в кампании 1807 года, в Отечественную войну командовал лейб-гвардии Гусарским полком. Тогда он был тяжело ранен картечью в левую руку, но затем сражался при Люцерне и при Кульме и стал генерал-майором и шефом Лубенского гусарского полка.

Битва под Лейпцигом могла закончиться смертью для героя картины Кипренского. Осколок гранаты попал ему в правую ногу, а ядром гусар был контужен в голову. Давыдов остался в строю и в тот же день лишился кисти правой руки и левой ноги. В дальнейшем герой войн с Наполеоном был отмечен особым пенсионом российским императором Александром I.

Однако Евграф Владимирович Давыдов остался в памяти соотечественников именно по портрету Кипренского. Долгое время считалось, что на холсте изображен дальний родственник лейб-гусарского полковника – знаменитый партизан, участник Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов. Ошибка произошла в связи с неправильной расшифровкой подписи автора к портрету.

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова. 1809. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет В.А. Жуковского

Год создания: 1816

Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Кипренский увековечил в своей работе поэта Василия Жуковского. Художник использовал здесь теплые, красноватые тона, дав их через энергичное сопоставление света и тени. Лицо одного из самых популярных поэтов начала XIX века художник оттенил грозовыми сине-серыми тучами и сумрачным пейзажем, разместив вдали мрачные развалины замка.

Этот портрет был написан Кипренским по заказу министра народного просвещения Сергея Уварова, в то время являвшегося попечителем Петербургского учебного округа. Согласно одной из версий, по желанию чиновника работа была приостановлена, а затем и вовсе не закончена. По другой – портрет был не завершен, поскольку Кипренский хотел быстрее уехать в качестве пенсионера Академии художеств в Италию. С этой страной мастер в дальнейшем прочно связал свою жизнь. Тем не менее, творение Кипренского имело большой успех и демонстрировалась на академических выставках.

Известно, что близкий друг Александра Пушкина Василий Жуковский встречался с Орестом Кипренскими в Москве и Петербурге, в частности в доме Сергея Уварова. В дальнейшем поэт посещал художника, когда тот уже жил в Риме.

Молодой Жуковский на картине Кипренского. 1816. Фото: Commons.wikimedia.org

Бедная Лиза

Год создания: 1827

Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Этот портрет Кипренский не списывал с реального человека. Картина была создана на сюжет повести Карамзина «Бедная Лиза», которую публика встретила с восторгом. Мастер взял за основу трагическую историю юной девушки из поселян, соблазненную дворянином.

Сочетание розового и белого в одежде героини здесь означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее руке – нежную искреннюю любовь.

Не исключено, что при создании «Бедной Лизы» Орест Кипренский мог держать в голове и историю, произошедшую с его собственной матерью, которая родила ребёнка после связи с помещиком.

Повесть Карамзина легла в основу произведения. 1827. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет А.С.Пушкина

Год создания: 1827

Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Поэт Антон Дельвиг заказал Кипренскому портрет своего друга – Александра Пушкина. Эта работа художника стала самым популярным творением мастера, хотя и вызвало споры после создания. Портрет Пушкина, помещенный в учебники по литературе, со временем был растиражирован и попал в каждую школу страны.

На полотне Кипренский представил поэта по пояс с повёрнутой налево головой и скрещенным на груди руками. При этом Пушкин одет очень модно. Шотландским пледом художник обозначил связь поэта с Байроном. В глубине изображена статуя Музы с лирой.

Знаменитый портрет Александра Пушкина. Фото: Commons.wikimedia.org

Пушкин, который был недоволен почти всеми своими портретами, в этот раз выразил восторг. Он даже посвятил Кипренскому стихи:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед на век от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу, 
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья верных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

После смерти Антона Дельвига Пушкин купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте. После смерти поэта картина хранилась у супруги поэта, а от неё перешла к сыну Александру. Сегодня оригинал выставлен в Государственной Третьяковской галерее.

Орест Кипренский — 228 произведений

Оре́ст Ада́мович Кипре́нский (13 (24) марта 1782 — 5 (17) октября 1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии  (позднее — Ямбургского уезда, ныне — Кингисеппского района Ленинградской области).

По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812, 1823-1828), а в 1816—1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе.

В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, музе художника в течение почти 20 лет, для чего ему предварительно пришлось принять католичество. Её детский портрет написан художником в 1819 году под названием «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Дочь художника Клотильда родилась уже после его смерти.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 г. Авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств им. И. Е. Репина – Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.[1]

О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта.
В 1809 году Кипренский создает «Портрет Е. В. Давыдова».

Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815), Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург, В. А. Жуковского (1816).

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А. А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

1831 год отмечен работами «Неаполитанская девочка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе».

А. Н. Андреев. Из книги «Живопись и живописцы главнейших европейских школ.» 1857:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ещё …

Художники по направлению: Романтизм — WikiArt.org

направление

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Зародился в Германии. Предвестник романтизма — «Буря и натиск» и сентиментализм в литературе.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе Критика способности суждения. По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).

Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности» (Шлейермахер). Деистической концепции Бога как Высшего Разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея Живого Бога.

По словам Бенедетто Кроче: «Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту». Проф. Жак Барзен отмечал, что нельзя считать романтизм бунтом против разума: это бунт против рационалистических абстракций. Как пишет проф. Г. Сколимовский: «Признание логики сердца (о которой столь выразительно говорит Паскаль), признание интуиции и более глубокого смысла жизни является равносильным воскрешению человека, способного летать. Именно в защиту этих ценностей, против вторжения обывательского материализма, узкого прагматизма и механистического эмпиризма, восстал романтизм».

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.

Представители: Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Карл Брюллов, Уильям Тёрнер, Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Фредерик Эдвин Чёрч, Люси Мэдокс Браун, Жилло Сент-Эвр.

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер.

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Романтизм

Кипренский О.А. «Портрет А.С. Пушкина»

Кипренский О.А. «Портрет А.С. Пушкина»

Зал 8

Работа Ореста Кипренского «Портрет А.С. Пушкина» — настоящая жемчужина Третьяковской галереи. Именно этот образ поэта и писателя, знакомый нам по многим книжным иллюстрациям, остался в нашей памяти с самого детства.

Орест Кипренский считался лучшим портретистом своего времени. Портреты он писал с натуры, причем, его работы всегда отличались тщательным воспроизведением всех деталей, а кроме того, он с необычайным мастерством умел передать душевное состояние героя. Поэтому мы можем уверенно сказать, что Пушкин на картине представлен точно и правдиво.

Полотно было написано по заказу поэта Антона Дельвига, самого близкого друга поэта. По просьбе Дельвига на холсте появился символ поэзии — фигура музы с лирой в руках, которая всегда была спутницей Пушкина, его вдохновением. Это единственная деталь на картине, чуть отвлекающая нас от одухотворенного образа модели.

Обратите внимание на одежду портретируемого — белоснежная рубашка, сюртук из дорогой ткани, небрежно накинутый плед (часто его называют плащом) и атласный платок на шее. Все в этом ансамбле говорит об изысканном вкусе и элегантности поэта.

В своей работе художник использует теплые золотисто-коричневые тона и лишь подкладка плаща в красно-зелёную клетку нарушает этот сдержанный благородный фон. Светлый фон вокруг головы поэта нам кажется похожим на нимб мученика.

Глаза поэта ясные и чистые, взгляд выразительный, несколько грустный и устремленный вдаль. Кажется, что он уже предвидит грядущие трагические события.

Поэт находится в творческом поиске, в раздумьях над каким-то новым произведением, он сосредоточен, его губы сомкнуты, он весь в своем мире вдохновения. Кипренскому удалось достичь гармонии в изображении поэта, удачно отобразив характер героя и его романтический образ.

Картина Ореста Кипренского «Портрет А.С. Пушкина» является шедевром Третьяковской галереи. По мнению современников, это лучший портрет поэта. Сам Пушкин также высоко ценил работу художника. После смерти Дельвига полотно находилось у его наследников, позже поэт его выкупил и не расставался с ним до конца жизни.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) | Великие русские художники

Орест Кипренский, великий портретист начала XIX века, родился в Ораниенбаумском районе Петербургской губернии, в имении помещика А. С. Дьяконова. Будущий художник внесен в реестр Копорской церкви как внебрачный сын крестьянской девушки Анны Гавриловой, которая через год после рождения сына вышла замуж за помещика Адама Швальбе.

В 1788 году Кипренского отправили в школу при Академии художеств, а через девять лет он поступил в класс исторической живописи, который обычно предназначались для учеников, проявлявших какие-то способности. Его учителями были профессор исторической живописи Г. И. Угрюмов и мастер плафона и декоративной росписи Габриэль-Франсуа де Дуайен.

Свою первую золотую медаль художник получил в 1805 году за историческое полотно «Дмитрий Донской« Поддерживая победу над Мамаем »(РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ).Но известность ему принесла не историческая живопись.

Еще в 1804 году Кипренский написал одно из самых талантливых своих произведений — портрет своего отца Адама Швальбе (РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ). Портрет впечатляет своей замечательной зрелостью, глубоким пониманием человеческой природы и уровнем мастерства, достигнутым на столь раннем этапе карьеры художника. Мы видим своевольного человека, полного достоинства и духовной силы. Работа выполнена в тёплых тонах с использованием свободной плавной манеры, построенной на контрастах света и тени.

Этот гениальный портрет произвел впечатление на современников Кипренского. В 1830 году он экспонировался на художественной выставке в Неаполе, и, как писал сам художник, «Академия здесь придумала следующие идеи. . . одни считали портрет моего отца шедевром Рубенса, другие думали, что это был Ван Дайк, а некий Альбертини дошел до Рембрандта! »

Среди ранних работ художника — Автопортрет (1808, РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ). Беззаботный, возвышенный характер этого вдохновенного образа, а также особый стиль живописи и композиции были явными признаками нового отношения к портретной живописи.

И личность, и творчество художника проникнуты духом либеральных первых десятилетий XIX века. Кипренский был художником-романтиком, первым из портретистов, уловивших тенор эпохи и поэтизировавших ценность и красоту духовного богатства человека. «Кто сказал, что чувства обманывают нас?» — написал он в альбоме рисунков.

В 1808 году началась дружба Кипренского с известным коллекционером и меценатом А. Р. Томиловым, дом которого был одним из центров художественной жизни первой четверти XIX века.

Примерно в это же время художник написал портреты А.Р. Томилова (1808, РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), И.В. Кусова (1808, РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), А.И. Корсакова (1808, РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), а также другой портрет. -Портрет (ок. 1809, ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА).

27 февраля 1809 г. Кипренский уехал в Москву, где должен был помочь Ивану Мартосу завершить работу над памятником Минину и Пожарскому. В Москве контакты художника расширились.В салоне Растопчина и в доме мадам Муравьевой он познакомился с поэтами К. Н. Батюшковым, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, С. П. Мариным, а также с Денисом и Евграфом Давыдовыми. На него огромное влияние оказала атмосфера таких встреч и творческих дискуссий, частная картинная галерея Растопчина (в которой было около 300 экспонатов, в том числе картины Веласкеса, Ван Дейка и Тинторетто) и довоенное настроение российского общества.

Изобилующая впечатлениями жизнь Кипренского в Москве способствовала интенсивной творческой деятельности.«Кипренский полусумасшедший от своего творчества и своего воображения», — писал Растопчин секретарю конференции Академии художеств А.Ф. Лабзину.

Среди лучших произведений московского периода 1809-1812 гг. — портреты А. А. Челищева (1810-11, ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА), Е. П. Растопчина (1809, ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА) и Е. В. Давыдов (1809, РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ). В парадном портрете Е. В. Давыдов, герой войны 1812 года, награжденный золотым мечом за храбрость, Кипренский стремился изобразить человека прогрессивного склада ума, предвестника новых социальных сил в России.Привлекательность портрета заключается в благородстве, достоинстве и эмоциональной возвышенности персонажа.

В марте 1812 года Кипренский вернулся в Петербург. Для нескольких его портретов, в том числе Е. В. Давыдов, князь Ольденбургский, я, А. Гагарин и А. И. Кусов — ему присвоено звание академика портретной живописи.

Кипренский достиг расцвета портретиста во время войны 1812 года. «Отечественная война дала нам наших Curtiuses, Scaevolas и Reguluses», — писал ветеран той войны П.Свиньин. Словно в спешке запечатлеть героев войны, Кипренский сделал множество карандашных рисунков. В серии графических портретов запечатлены друзья художника: братья М. и А. Ланские, генерал Чаплицы, ополченцы А. П. Томилов и П. А. Оленин, поэты К. Н. Батюшков, И. И. Козлов, В. А. Жуковский, баснописец И. А. Крылов.

Он также написал серию карандашных портретов детей и молодежи, отмеченных радостным чувством цели и общей гармонией, характерной для творчества Кипренского того периода.Таковы портреты Н. Кочубея, Пети Оленина, крестьянских мальчиков Андрюши и Моски, калмыцкой девочки Баяусты, будущих декабристов Н. М. Муравьева и А. П. Бакунина. Рисунки Кипренского внесли неоценимый вклад в развитие мировой графической портретной живописи.

К этому времени относятся и некоторые из лучших картин Кипренского, в том числе его виртуозный портрет Д. Н. Хвостовой (1814, ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА).

В середине мая 1816 года, получив звание советника Академии художеств, он получил государственную поддержку для поездки в Италию благодаря усилиям своих друзей, особенно писателя Жуковского.

В годы пребывания в Италии (1816-1823) художник продолжал интенсивно работать. Однако на его настроение и в некоторой степени на его произведения этого периода повлияло враждебное отношение к нему государственных служащих в российском посольстве в Риме, присматривавших за своими пенсионерами, а также революционные потрясения в Италии. Среди лучших работ этих лет — портрет А.М. Голицына (ок. 1819, ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА), карандашный портрет С.С. Щербатовой (1819, ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА) и знаменитый «Автопортрет 1819 года», заказанный по заказу. Флорентийской академии для галереи Uffici.

Автопортрет раскрывает новые черты творчества художника. Здесь не осталось ничего от той искрометной непосредственности и жажды жизни, которые были лейтмотивом его более раннего автопортрета. Мир вокруг него потерял радостную привлекательность и был окрашен в мрачные тона. Кипренский остро осознавал дихотомию идеала и реальности.

В июле 1823 года Кипренский вернулся на родину, переживавшую период жестокой реакции под покровительством председателя военного ведомства Аракчеева.Аракчеев и министр Гурьев стали почетными членами Академии художеств. «Академия, — писал Кипренский по возвращении в Санкт-Петербург, — заплесневела».

Подавление восстания декабристов в 1825 году повергло Кипренского в состояние горя и разочарования. Сведения об отношении художника к тайному обществу декабристов отсутствуют, но со многими из них он встречался в доме офицера домашней кавалерии Д. Н. Шереметьева, с некоторыми из них был в дружеских отношениях.Несомненно, он был глубоко тронут их судьбой, как и значительная часть российского общества.

Несмотря на холодный официальный прием в России и серьезный внутренний кризис, мастерство Кипренского никоим образом не упало. Его портрет поэта Александра Пушкина (1827, ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА) был его величайшим достижением в области портретной живописи. Он был написан по просьбе Дельвига, поэта и друга Пушкина, в период с мая по июль 1827 года, когда последний находился в Санкт-Петербурге.Портрет понравился Пушкину, и он приобрел его после смерти Дельвига. Кипренскому он посвятил следующие строки:

Любимый. легкокрылой моды —

Хотя не родился ни во Франции, ни в Англии —

Ты воссоздал меня, маг,

Избранник хрустальных муз.

Было всеобщее чувство негодования по поводу того, что Кипренскому, создавшему такие впечатляюще реалистичные рисунки и картины участников войны 1812 года, не предложили написать портреты для официальной военной галереи 1812 года.Александр I обошел и других русских художников, а заказ передал английскому художнику Джорджу Доу.

«Я поехал в Италию, — писал Кипренский, — с единственной целью принести в Россию плоды более зрелого таланта, но вместо этого, по возвращении, я был покрыт завистью моих противников. Игнорируя эту зависть, я всегда твердо шел вперед, зная, что рано или поздно время всегда открывает правду ».

В конце двадцатых годов он снова уехал в Италию. Его брак с бывшей ученицей и вдохновительницей Марией Фалькуччи не смог скрасить последние годы его жизни.

Орест Кипренский умер 5 октября 1836 г. и был похоронен в Риме.

«Умер знаменитый Кипренский», — писал художник А. А. Иванов из Италии. «Он был первым, кто прославил русское имя в Европе. . . Кипренский никогда не был награжден и никогда не даровал милостей двору — и все по той простой причине, что он был слишком благороден и горд, чтобы добиваться таких вещей ».


Орест Адамович Кипренский | Русский художник

Кипренский Орест Адамович , (родился 13 марта [24 марта по новому стилю] 1782 года, село Копорье, близ Санкт-Петербурга).Санкт-Петербург, Россия — умер 5 октября [окт. 17], 1836, Рим [Италия]), русский художник, пионер романтизма, мастер портретной живописи и отец русского портретного рисунка.

Кипренский родился в результате случайной интрижки между дворянином и слугой, и это было бы ничем не примечательным, если бы крепостной не женился на беременной женщине и не вырастил мальчика как своего собственного. Спустя шесть лет биологический отец Кипренского, Алексей Дьяконов, устроил мальчика в интернатуру в подготовительной школе Санкт-Петербурга.Петербургскую Академию художеств, которую он окончил в 1797 году. После этого он поступил в академию, где поступил в класс исторической живописи. Однако его репутация была основана не на его исторических композициях, а на портрете, показанном на выставке академии в 1804 году, через год после его окончания.

Этот портрет не был похож ни на один другой в истории русской живописи. Вместо того, чтобы представить зрителю типовой макет, Кипренский изобразил глубоко погруженного в размышления пожилого человека, впечатляющего своим мужественным, почти героическим характером.Новизна изображения частично объясняется высокой оценкой Кипренским работ Энтони Ван Дейка, использование цвета которого он изучал в студенческие годы. Пожалуй, самым важным элементом картины было то, что на портрете изображен его приемный отец А.К. Швальбе, чья моральная сила, очевидно, была исключительной и произвела на его сына глубокое впечатление. Судя по этому портрету, который Кипренский хранил в собственном владении, не из-за неприязни к приемному отцу он взял звучное имя Кипренский (от kiprey , что означает «ивовая трава») в студенческие годы в академии. .Скорее, он утверждал гордую (и горькую) независимость человека от обстоятельств его рождения и судьбы, им продиктованной.

Ранние автопортреты Кипренского полностью раскрывают его с трудом заработанное чувство собственного достоинства. На одном из них ( ок. 1808) художник не позирует, а с интроспективной атмосферой, тень скрывает его лицо от зрителя, загадочное освещение раскрывает его напряженную внутреннюю жизнь, а кисти за ухом свидетельствуют о сосредоточенном одиночестве. его работа.На другом автопортрете (1828 г.) Кипренский встречает зрителя решительным поворотом головы, выражением лица смелым и открытым.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Война в Европе помешала художнику по окончании академии уехать в Италию, как это было его мечтой. Вместо этого в 1809 году его отправили работать в Москву. В 1811 году он уехал в Тверь, а с 1812 по 1815 год снова жил в Петербурге. Этот период, в течение которого его европейские путешествия были сорваны, оказался лучшим периодом в его жизни.Он общался с лучшими членами русского общества, писал и рисовал множество портретов, каждый из которых был откровением. Хотя они разительно отличались по манере исполнения, у них было общее четкое представление о внутренней и внешней идентичности сидящего.

В 1816 году, когда столь уважаемый и известный Кипренский получил звание академика, он наконец отправился в Италию. Но во время его длительного пребывания за границей (до 1823 г.) его внимание сместилось с запечатления индивидуальности модели на виртуозную демонстрацию.С этого периода его вдохновение угасло, и понадобилась такая великая фигура, как Александр Пушкин, портрет которого он написал в 1827 году, чтобы разбудить его воображение и вдохновить на создание шедевра. Вторая поездка Кипренского в Италию в 1828 году сопровождалась постепенным ослаблением его таланта. Он умер в Риме в 1936 году, через три месяца после женитьбы на своей давней итальянской модели.

Орест Адамович Кипренский Продажа картин

Орест Адамович Кипренский (24 марта [О.С. 13 марта] 1782-17 октября [О.С. 5 октября] 1836 г.) был ведущим русским портретистом эпохи романтизма. Его самая известная работа — это, вероятно, портрет Александра Пушкина (1827), который побудил поэта заметить, что «зеркало мне льстит».

Орест родился 24 марта в селе Нежново Санкт-Петербургской губернии [О.С. 13 марта] 1782 г. Он был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова, отсюда и его имя, происходящее от Киприс, одного из греческих имен богини любви.Он вырос в семье крепостного Адама Швальбера. Хотя Кипренский родился крепостным, он был освобожден от крепостного права при рождении, а позже отец помог ему поступить в школу-интернат при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1788 году (когда Оресту было всего шесть лет).

Он учился в школе-интернате и в самой Академии до 1803 года. Еще три года он прожил в Академии в качестве пенсионера, чтобы выполнить требования, необходимые для получения Большой золотой медали. Получение первой премии за свою работу «Князь Дмитрий Донской» после Куликовской битвы (1805 г.) позволило молодому художнику уехать за границу для изучения искусства в Европе.

За год до его окончания, в 1804 году, он написал портрет Адама Швальбера, своего приемного отца (1804), который имел большой успех. Портрет настолько впечатлил современников, что позже члены Неаполитанской академии художеств приняли его за картину какого-нибудь старого мастера — Рубенса или ван Дейка. Кипренскому пришлось запрашивать у членов Императорской Академии художеств письма, подтверждающие его авторство.

После этого Кипренский жил в Москве (1809 г.), Твери 1811 г., Санкт-Петербурге 1812 г., в 1816–1822 гг. Жил в Риме и Неаполе.В Италии он познакомился с местной девушкой Анной Марией Фалькуччи (Мариуччи), к которой он привязался. Он купил ее у распутной семьи и устроил своей подопечной. Покинув Италию, он отправил ее в римско-католический монастырь.

В 1828 году Кипренский вернулся в Италию, так как получил письмо от своего друга Сэмюэля Хальберга, в котором сообщалось, что они потеряли след Мариуччи. Кипренский нашел Мариуччи, переведенного в другой монастырь. В 1836 году он наконец женился на ней. Чтобы этот брак состоялся, ему пришлось перейти в католицизм из русского православия.Позднее в том же году он умер от пневмонии в Риме. Он похоронен в церкви Сант-Андреа делле Фратте.

Портрет Гусара Давыдова работы Ореста Кипренского №

Лучшее творение Кипренского, портретная живопись, за которую он был впервые известен и за которую получил звание академика. Портрет написан в духе нового. романтическая школа: фигура в полный рост, в выгодном для портретиста живописном гусарском костюме, через характер изображаемого выражает характер всего молодого поколения русской армии, которая должна была отстаивать честь и независимость своей Родины в за короткое время, чтобы сломать хребет непобедимого врага, покорившего всю Европу.

Орест вложил в картину всю свою душу. Поднимает руки вверх, стоит, опираясь левой рукой на каменную плиту, а круто изогнутой правой — на свой бок красавец — усатый гусар с черными кудрявыми кудрями и усами. Золотое шитье сияет на алой церемониальной ментике, золоте меча, на рукоятке которого лежит кисть левой руки, и кивере. Мягкий свет очерчивает контур фигуры, отраженной на стене за головой гусара. Кивер, небрежно брошенный на каменный выступ слева от фигуры, и сабля, на которую опирается гусар левой рукой — все это красноречиво говорит о личности героя.Давыдов изображен на фоне пейзажа с грозовыми тучами, предвещающим очищающую бурю.

Густые тени и скользящие световые пятна подчеркивают фигуру воина, контраст между красным цветом гусарской куртки и сверкающим белым лосином на темном фоне пейзажа придает образу Давыдова романтическое возбуждение. В произведении с исключительной силой передана страсть характера Давыдова. Она проявляется во всем своем облике — в несколько живописных позах, в жарком взгляде темных глаз, в непослушных кудрях волос.В картине художник хочет рассказать о стремлении Давыдова к подвигу во славу своей Родины, что является личным счастьем этого человека.

Следует отметить, что до сих пор идут споры, кого из семьи Давыдовых, с которой дружил Кипренский, он изобразил на портрете. Дело в том, что по описанию современников образ до конца не соответствовал ни одному из молодых Давыдовых. Скорее всего, это все-таки собирательный образ героя войны, каким он представлялся Кипренскому.

Орест Кипренский (1778-1836)

Михаил Александрович Голицын был сыном князя Александра Михайловича Голицына (1772-1821), магистра двора великой княгини Елизаветы Алексеевны и великой княгини Екатерины Павловны и княгини Натальи Федоровны Шаховской (1779-1807), фрейлины императрицы. Елизавета Алексеевна. Михаил Александрович родился в Санкт-Петербурге, детство и юность провел в Париже, где познакомился со многими известными художниками и писателями в доме своей тети Э.И. Голицын. В 1822 году он получил работу клерка в Коллегии иностранных дел. В 1823 году он был назначен в Правление Московского архива, а затем был назначен на должности во Флоренции (1824 г.) и Риме (1836 г.). В 1831 году он был переведен в спальню. В 1836 году он был освобожден от занимаемой должности по состоянию здоровья. В 1854 году он был избран почетным попечителем Петербургской гимназии. С 1855 года он был церемониймейстером, а в 1856 году он был назначен церемониймейстером Министерства иностранных дел.С 1856 г. он был конвоем в Мадрид. В 1857 году он стал статским советником и камергером. С 1859 г. по завещанию дяди С. М. Голицына стал почетным главным директором Московской Голицынской больницы. Он умер в Монпелье, где проходил лечение, и был похоронен в монастыре Кампо Санто в Болонье, так как он обратился в католицизм. В браке с княгиней Марией Ильиничной Долгоруковой родился единственный сын Сергей Михайлович (1843-1915).

В.А. Муханов охарактеризовал Голицына в дневнике так: «Необразованность дала ему направление, не совсем соответствующее его положению; преувеличенная склонность к иностранцам и, к сожалению, отчуждение от собственной страны не позволяли ему делать добро для своей родины, на что он был способен. Его просвещенный ум, доброе сердце, большая вежливость и грация делали все общение с князем Голицыным большим удовольствием. У князя был благородный вкус: он любил картины, статуи, антикварную мебель, но особой страстью его была любовь к старинным книгам »(В.А. Муханов, Из дневных записок [ Ежедневные заметки ], 1896 г., кн. III, вып. 10, стр. 161–199; нет. 11, pp. 326-336; нет. 12, pp. 547-568; 1897, книга I, вып. 1. С. 45-109; нет. 2, pp. 267-301; книга II, вып. 5. С. 75-94).

Портрет выполнен в 1833 году в Риме, куда Орест Кипренский вернулся из Неаполя весной 1832 года. В декабре того же года его мастерскую посетил А.И. Тургенев, который написал в дневнике запись: «7 декабря. . Утром я был у Кипренского.18 декабря. Я посетил ателье Кипренского в Hotel de Paris, увидел его картины и портреты. Виды Неаполя, Рима, портрет отца, незаконченный портрет князя Голицына, он также читал мне свою переписку с Голицыным и Гагариным »( Орест Кипренский. Переписка, документы, свидетельства современников [ Корреспонденция, документы, показания современников ], 1994, с. 462-463). Биограф Кипренского Н.В. Кукольник отмечал: «В начале 1833 года, находясь в Риме, Кипренский написал портрет Торвальдсена и портреты двух братьев, князей Голицыных» (, там же, , с.496; в примечании нет. 13 (с. 729) также упоминается, что в это время художник писал портреты Ф. А. Голицына (Саратовский художественный музей) и М. И. Голицына.

Подпись на данной работе выполнена на латинском языке и идентична подписи художника на его портрете скульптора Б. Торвальдсена (1833, Государственный Русский музей), написанном одновременно с портретами братьев Голицыных.

Во время своего первого визита в Италию Кипренский написал портрет герцога А.М. Голицын ( ок. 1819, Государственная Третьяковская галерея), отец Ф. А. и М. И. Голицыных. Формат работы и композиционные аспекты этих картин соответствуют друг другу. Принадлежность к Кипренскому подтверждается стилистическими элементами, живописным стилем и высоким качеством работы. Портрет М. А. Голицына , 1833 г., написанный О. А. Кипренским, несомненно, имеет историко-культурное значение.

Мы благодарны д-ру Людмиле Маркиной, директору отдела живописи XVIII и XIX веков Государственной Третьяковской галереи, Москва, за ее помощь в каталогизации этой работы и предоставлении этой заметки.

Орест Кипренский: изображения и их описание. Художник Орест Адамович Кипренский

Русский художник Орест Кипренский, картины которого волновали русскую публику всю первую половину XIX века, родился 24 марта 1782 года в имении бедного помещика Ораниенбаумского уезда А. Дьяконова. Мать — крепостная Анна Гаврилова — родила ребенка вне брака. Отцовство приписывается самому помещику, не гнушавшемуся общаться со своими крепостными девушками.Через год после рождения будущего артиста Дьяконов дал ему имя Орест, и хотя он не признавал его сыном, но всячески заботился о мальчике, давал ему свободу и заботился о будущем. И так, чтобы у Ореста было отчество, помещик выдал свою мать замуж за своего дворника Адама Швальбе.

Первые шаги

В возрасте шести лет Ореста, рано проявившего свои способности, отправили учиться в школу при Академии художеств Св.Петербург. В дальнейшем он был обязан всем своим природным талантам. Кипренский окончил Академию в 1803 году и продолжил изучать искусство живописи под руководством известного русского художника Г.И. Угрюмова.

Следующие несколько лет Орест Адамович Кипренский провел в тяжелых условиях, он фактически жил в бараках, подвергался унижениям, обучался, ограничивал свободу. Но, как ни странно, лишения и бытовая неуверенность не лишили художника желания заниматься искусством, напротив, непростая судьба послужила толчком к дальнейшему творческому развитию.Друзья прозвали молодого Кипренского «экстравагантным Орестом». Художник постоянно носил с собой альбом с рисунками, которые создавал буквально на ходу.

Неопределенность

Орест Кипренский, картины которого однозначно представляли новое слово в живописи, старался не выделяться из общего числа мастеров кисти. Он считал свои работы достаточно посредственными, чтобы их выставлять напоказ. Однако постепенно друзьям Кипренского удалось убедить его в оригинальности картин, которые он писал очень быстро, что называется пустяком.

Признание

В итоге Кипренский, картины которого уже негласно и откровенно обсуждали в Москве, решил показать картины «Мадонна с младенцем» и «Портрет отца Адама Швальбе». Чуть позже художник получает большую золотую медаль за полотно «Князь Донской после Куликовской битвы». После этого Орест Кипренский, картины которого получили признание и высокую оценку, стал участвовать в проектировании Казанского собора архитектором Воронихиным.Однако этот вид творчества не стал для художника возможностью полностью реализовать свой талант, и он решил обратиться к жанру портрета.

Орест Адамович Кипренский быстро проявил себя как всесторонне одаренный живописец. Написанные им портреты поражают новизной и точностью изображения. Каким-то непонятным образом художник сумел уловить самую суть и не упускал ее до конца работы. Одно из самых значительных произведений Кипренского — портрет, на котором изображен Александр Сергеевич Пушкин.Картина Кипренского, посвященная факелу русской поэзии, была написана в 1827 году. До создания этого шедевра Оресту Адамовичу удалось написать еще 59 портретов, на двух из которых изображен полковник Е.В. в рост. Давыдов и граф Д.Н.Шереметев. Остальные были написаны полростами.

Орест Кипренский, картины которого уверенно покорили Петербург и Москву, в одночасье становится выдающимся художником своего времени. За несколько портретов, написанных в 1811-1813 годах, живописец получил звание академика живописи.

Репутация

Однако в судьбе художника не все было так гладко и безмятежно, его одолевали амбиции. Портреты Орест Адамович писал в основном для заработка, а своим призванием считал историческую живопись и постоянно пытался создать какие-то монументальные полотна, отражающие великие события прошлого русского народа.

Тем не менее, художник продолжал творить в доступном ему жанре и стал первым русским живописцем, получившим заказ на создание автопортрета для галереи Уффици, известной своим собранием изображений лучших художников с мировым именем.Будучи столь известным, художник Кипренский, картины которого, когда они появлялись, становились предметом вожделения многих коллекционеров мира, внезапно оказался в опале.

Римская беда

В то время Орест Адамович находился в русской колонии в Риме, куда посланником от русского государства был назначен некий А. Италинский, очень далекий от искусства и вообще совершенно невежественный человек. Губернатор относился к артистам неуважительно, считая их бездельниками. Кто-то распространил слух о преступных намерениях Кипренского, его связях с итальянскими карбонианцами.В результате обвинений и заведомо ложных обвинений Орест Адамович был вынужден покинуть Италию.

Успех во Франции

Вернувшись на родину, Кипренский ненадолго пробыл в Петербурге и вскоре уехал в Париж, где его работы произвели фурор на весенней выставке 1822 года. Тогда все ходили слухи о русском художнике Кипренском. Картины, подробно описанные в специальных справочниках, возили из одного французского города в другой и везде пользовались оглушительным успехом.

Несмотря на очевидный успех его портретной живописи, художник продолжает попытки создать историческое полотно, но результатом этих попыток являются картины, напоминающие пейзаж с Везувием или неизведанный сюжет батальной сцены из прошлого. В конце концов, Кипренский устал, на какое-то время ушел в себя и бросил работу. Ситуация усугублялась тем, что появился талантливый Карл Брюллов, и к нему обратилось внимание общественности.

Финансовые трудности

Орест Адамович уже получил меньше заказов, и ему стали нужны деньги.Более того, как раз тогда артист решил жениться, а это, как известно, дорогое удовольствие. Однако вскоре судьба повернулась к Кипренскому, он успешно продал несколько картин, сумел рассчитаться с кредиторами, и жизнь для него обрела смысл.

Гибель

Чтобы жениться на своей избраннице, художник принял католическую веру. Молодые люди незаметно обвенчались в маленькой церкви, а через некоторое время Орест Адамович Кипренский простудился и умер от воспаления легких.Произошло это 5 октября 1836 года. Через четыре месяца у вдовы Кипренского родилась дочь, которую назвали Клотильдой. Ее след был потерян во времени.

Немногочисленные друзья художника поставили на его могиле скромный памятник. Ни одна из газет не сообщила о смерти художника, благодаря которому Европа узнала, что в России есть великое искусство и великие художники.

Орест Кипренский — мастер портрета

Орест Кипренский. Автопортрет


Русский художник Орест Кипренский, картины которого волновали российскую публику всю первую половину XIX века, родился 24 марта 1782 года.Мальчик родился в имении бедного дворянина А. Дьяконова. Его матерью была крепостная Анна Гаврилова. Через год после рождения будущего артиста Дьяконов дал ему имя Орест, но сына не признал. Как бы то ни было, он полностью поддержал мальчика, дал ему свободу и позаботился о его будущем. Согласно документам, Орест стал членом семьи крепостного Адама Швальбе.
В шестилетнем возрасте Ореста отправили учиться в Академию художеств в Санкт-Петербург. Он учился в Академии до 1803 года и продолжал заниматься живописью под руководством известного русского художника Г.Угрюмов.
Следующие несколько лет Орест жил в казарме, был унижен. Но как ни странно, несчастная судьба стала стимулом для дальнейшего творческого развития. Художник всегда брал с собой альбом с рисунками.

Вы знаете, Кипренский, картины которого уже обсуждали в Москве, решил продемонстрировать картины «Мадонна с младенцем» и «Портрет своего отца Адама Швальбе». Чуть позже художник получил большую золотую медаль за картину «Великий князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы».После этого Орест, картины которого были признаны и оценены, стал участвовать в проектировании Казанского собора архитектора Воронихина.
Портреты, написанные Орестом Адамовичем, отличались новизной и точностью изображения. Одно из самых значительных произведений — портрет Александра Пушкина. Картина Кипренского, посвященная Солнцу русской поэзии, была написана в 1827 году. До создания этого шедевра Орест успел написать еще 59 портретов, на двух из которых изображен полковник Е.В. Давыдов и граф Д.Н.Шереметев. Кстати, Кипренский стал выдающимся художником своего времени. За несколько портретов, написанных в 1811-1813 годах, живописец получил звание академика.
Однако портреты он писал в основном ради заработка, увлекался исторической живописью. Он постоянно создавал монументальные картины, запечатлевшие великие события из прошлого русского народа.

Портрет Александра I. 1820


Более того, он стал первым русским художником, получившим заказ на создание автопортрета для галереи Уффици, известной собранием изображений лучших художников мира.
В то время Орест находился в русской колонии в Риме, где кто-то распространил слух о преступных намерениях Кипренского. В результате лжи и ложных обвинений Орест был вынужден покинуть Италию. Вернувшись домой, Кипренский пробыл в Петербурге недолго и вскоре уехал в Париж. Здесь его работы имели большой успех на весенней выставке 1822 года.

В июле 1836 года Кипренский женился на Марии Фалькуччи, бывшей его ученицей и вдохновительницей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *