Портрет софьи горе от ума: Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума»

Образ Софьи в комедии «Горе от ума»

Автор: Guru ·

Софья – кто она? Именно этот образ комедии считается наиболее сложным и неоднозначным. Даже для великого русского классика А.С. Пушкина характер этой героини не был полностью понятен. «Софья начертана неясно…» – так писал поэт А.А. Бестужеву в 1825 году. Другой российский писатель И.А. Гончаров обнаружил в образе дочери Фамусова определённую двойственность. Так, в критической статье «Мильон терзаний» видим следующий тезис: «Это – смесь хороших инстинктов с ложью». С одной стороны, отмечается пытливый ум девушки, с другой – духовная «слепота».

Отметим, что пьеса А.С. Грибоедова является произведением реалистическим (не лишённым, однако, пережитков классицизма и отдельных романтических признаков). Значит, характеры не могут прописываться однозначно, отсутствует чёткое разделение героев на положительных и отрицательных. Таким образом, оказывается, что Софья занимает в комедии промежуточное положение между Чацким и так называемым фамусовским обществом.

Для удобства знакомства с достоинствами и недостатками героини отметим ее основные черты и тем самым докажем противоречивость Софьи.

К «плюсам» героини можно отнести независимость, самостоятельность, свободу от общественного мнения. Софья отвергает любую возможность соединения своей судьбы со Скалозубом, полковником, всё сражение просидевшим в траншее и ни за что получившим награду. Хотя отец Софьи, напротив, считает Сергея Сергеевича лучшей партией для дочери. Также в ее пользу говорят потребность в настоящей любви и способность любить, отстаивая свой выбор перед целым светом. Так, Софья говорит Чацкому о Молчалине:

Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.

Кроме того, у героини есть способность к бунту против традиций фамусовской среды. Например, Софья восстаёт против нерушимого убеждения отца:

«Кто беден, тот тебе не пара». Однако девушка выступает не против идейных основ современного ей мира, как Чацкий, а лишь против сословных предрассудков.

Нельзя не отметить и силу характера, мужество Софьи. Обманувшись в Молчалине, она способна признать свою ошибку, понести наказание: «себя я, стен стыжусь» и «…виню себя кругом». Это говорит и об ее уме. Как мы знаем, девушке присуща образованность. От служанки Лизы мы узнаём, что Софья по ночам читает книги.

 К минусам Софьи можно отнести властность характера и желание повелевать. Именно в силу этих черт характера Софья и выбирает безмолвного Молчалина: он удобен ей, поскольку «уступчив, скромен, тих». Кроме того, в ней часто просыпается способность к лжи, притворству, лицемерию – качествам, присущим представителям фамусовского общества. Достаточно вспомнить, как ловко Софья рассказала отцу выдуманный сон, оказавшийся впоследствии пророческим, чтобы скрыть от него ночное свидание с Молчалиным. И самые веские доводы в пользу ее испорченности – это мстительность и коварство.

Оружие Софьи – сплетня, некое общественное средство борьбы в фамусовском мире. Именно Фамусова распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Автор: Мария Патрикеева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Сохрани закладку

Разговор с поэтессой, чей дом сгорел дотла .

В 2017 году по всей Калифорнии бушевали опасные лесные пожары, сжигая леса, предприятия и дома, в том числе тот, где Наз жила с мужем и сыном.

Yale Climate Connections поговорили с Наз о том, как она использует поэзию, чтобы справиться со своей личной трагедией и размышлять о последствиях изменения климата.

Это интервью было отредактировано и сокращено для ясности.


Yale Climate Connections: Расскажите мне немного о своем доме.

София Наз: Глен Эллен — крошечная деревушка. Он расположен в красивой долине, называемой Долиной Луны. Это также часть винной страны Калифорнии. И мы влюбились в этот дом, потому что он был чем-то вроде дома на дереве. Все деревья росли вокруг него, и некоторые из них росли сквозь его палубы, поэтому нас это привлекало. Итак, мы купили это место в 2010 году, а затем в 2017 году, когда ударили лесные пожары.

YCC: Можете ли вы сказать мне, что произошло, когда прошли пожары?

Naz: Обычно я работаю по ночам, и я построил небольшой офисный домик напротив главного дома, где сидел и работал. А около 10 часов вечера, когда я открыл раздвижные стеклянные двери, в воздухе стоял очень сильный запах дыма. Но дыма я не увидел. И я проверил свой телефон, чтобы узнать, что происходит, но оповещения не было. Иногда случаются лесные пожары, но они далеко, и дым идет издалека. Так что в отсутствие оповещения я не знал, что делать, поэтому ничего не делал. Я лег спать, но я не мог толком заснуть, чувствовал себя немного беспокойным.

И вот около 2 часов ночи к нам в переулок подъехала пожарная машина с мегафоном и сказала: «Огонь приближается к твоему дому, и тебе нужно уходить. Вам нужно эвакуироваться прямо сейчас». Так что я разбудил нашего сына, которому 14 лет. Потом мы сели в машину и уехали, и это был последний раз, когда я видел свой дом.

YCC: Когда вы вернулись, осталось ли что-нибудь?

Наз: Нет, не дома. Я работаю целителем. Я работаю в традиционной медицине из Индии. Поэтому мы переоборудовали наш старый сарай в оздоровительный центр. Так что огонь не тронул. И у нас была юрта в нижней части нашего владения. Это не было сожжено. И бассейн был там. Но это было все, что осталось.

Мы решили, по крайней необходимости, потому что наше рабочее место не сгорело, вернуться. И мы купили прицеп. И жизнь в разрушенном ландшафте тоже была очень поучительной. Потому что тогда ты понимаешь, что разрушен не только твой дом, но и дом всех живых существ. Потеря одной формы жизни влечет за собой и разрушает среду обитания всех других форм жизни.

Слева: дом Наза в Глен-Эллен, Калифорния, до того, как он был разрушен лесным пожаром 2017 года. Справа: Последствия. (Фото: предоставлено Софией Наз)

YCC: Начало ли то, что вы видели вокруг себя после того, как вы вернулись, проникнуть в вашу поэзию?

Наз: Абсолютно. Одна часть моей книги «Открытый ноль» посвящена повседневным реалиям утраты, изменившемуся ландшафту — сожженным секвойям, разрушенным мансанитасам, всей экологии, которая была так опустошена. И в каком-то смысле «Open Zero» частично относится к тому, что я живу в эпицентре потерь.

YCC: Расскажите об эмоциях, с которыми вы начали бороться после пожара?

Naz: Непосредственная эмоция, которую человек испытывает, — это горе, а затем горе сменяется чувством утраты. И это не совсем одно и то же, потому что горе — это непосредственная эмоция, а потеря — более широкое восприятие.

Итак, потеря моего дома из-за лесных пожаров выкристаллизовала связи между темами, о которых я писал ранее, как отдельными вещами — такими как география, история, политика, миграция, расизм, феминизм, структуры власти. Когда вы теряете свой дом, это придает вам непосредственность, неотложность и расширяет ваш кругозор.

Эти вещи неразрывно связаны между собой, потому что без колонизации Северной Америки и без взгляда на Землю как на просто ресурс, который нужно разграбить — и тогда мысль о том, что нужно просто убрать препятствия к этому разграблению, т. е. коренные жители — без этого мировоззрения и без огромных богатств, которые накопил белый поселенческий колониализм, у вас не будет нынешнего устроения, верно? Так что все эти вещи неразрывно связаны.

YCC: Было ли написание «Open Zero» катарсисом?

Наз: Конечно. Писательство — это абсолютный катарсический процесс. [Другой писатель] сказал, что письмо — это способ отомстить за утрату. Потому что есть много способов, которыми можно отомстить за потерю. Кто-то делает это с помощью пения, кто-то рисует. Но если вы писатель, одним из самых действенных способов сделать это является письмо, потому что именно благодаря письму можно воссоздать, словно из воздуха, пейзаж, которого больше не существует.

Потому что он существует в вашем сознании. И вы можете принести то, что существует в вашем уме, в вашей памяти, и вы можете записать это на бумагу и каким-то образом снова воскресить.

Послушайте: Поэт София Наз скорбит после того, как лесной пожар забрал ее домой

https://traffic.libsyn.com/secure/climateconnections/CX220630.mp3

YCC: Прошло несколько лет после пожара. Пейзаж восстановился?

Наз: В моем доме было 32 больших дерева. Я говорю о деревьях, которым более 100 лет. Это не то, что можно заменить и уж точно не заменить при моей жизни. И это только разрушительная правда об изменении климата, климатическом кризисе. Позади меня, как я говорю, бугор или насыпь земли, где стоял мой предыдущий дом. Земля стала слишком нестабильной, чтобы строить там, где она была построена раньше. Поэтому мы построили чуть ниже него. В результате я вижу эту кучу земли, щебня каждый день. На нем растет несколько разбросанных кусков кустарника, но это извращенная вещь.

Он лишь частично покрыт кустарником и несколькими травами, но упрямо остается напоминанием обо всем, что было.

YCC: И зная, что вы все еще находитесь в разгаре этой засухи, и что изменение климата может привести только к более сильным засухам и пожарам, вы все же сделали выбор остаться там. Каково жить там сейчас?

Наз: Честно говоря, я не знаю, как долго я смогу выдержать этот выбор, потому что с каждым днем ​​он становится все более и более тревожным. На данный момент мы здесь, и мне очень нравится быть здесь, хотя это и травмирует.

После первого пожара нас дважды эвакуировали, и это было просто ужасно. На данный момент в моей жизни определенно есть посттравматическое стрессовое расстройство. И, честно говоря, я думаю о том, чтобы уехать, потому что не уверен, что смогу это выдержать буквально, физически и психологически. Это продолжает сказываться на мне, потому что каждый раз, когда срабатывает пожарная тревога, вы можете себе представить, что происходит с моим сердцебиением.

Это ощутимая реальность.

Было бы очень странно говорить, что потеря — это подарок. Но я думаю, что подарок — это осознание того, что каждый день вашей жизни чрезвычайно драгоценен. И в каком-то смысле это все, что у вас есть. Все, что вы когда-либо узнаете, прямо в эту минуту. И для поэта это огромный дар, потому что он меняет то, как ты видишь все вокруг себя, и свое собственное существо, и все твои отношения с окружающей средой, с людьми.

YCC: Есть ли стихотворение из вашей книги, которым вы хотели бы поделиться?

Наз: Это стихотворение называется «После математики».

  Исчисление того, что за бугром
нужно оставить на столе памяти
праздник не для того, чтобы его съели, а для того, чтобы его проткнули
именно в той точке, которая ведет
плавно входит в носик иглы, обнимает
нить плотная, поэтому мысль конкретизировалась
высыхает, но не падает
как мясо, предлагающее отставку
Деревья теперь лишены ягод
вы бы остановились, чтобы подобрать их, схватив
на ветвях вне пределов досягаемости и на коленях
будет синяк, спелый, как летний персик
исчезает, остается только закат
пятно в уголке бессловесного рта неба
Влажный осенний туман почти рассеялся
только клочья упрямой травы цепляются за холм-
бока перьев страусиные коричневые, родственные
тебе, чья голова плавает в песке
засуха пошла вам на пользу
ты пребываешь в сомнениях.  Холм
до сих пор манит, чуть ли не против твоей воли
Вы идете. Дятлы на кране
чтобы открыть люки. Чар
насколько глаз может бродить
сухожилия каштанового мансанитаса
сожгли и разрубили на куски
катушка за катушкой, которую невозможно развидеть
смерть леса, немое кино
играет, оркестр пустой
насос, кулак органа, стук
дальше и дальше вы идете, к вершине, склону
резко снисходительный
Цена извлечена в поту
покаяние щедро заплатило вам монетой
в натуре вы прихорашивались перьями
как павлин танцует под дождем
рассеял бы мириады глаз
их синий цвет сделан не из заимствованного пигмента
но из-за искривленного света, отражающего
Способы увидеть, что ничто не умножается
зеркальный зал и единое пламя
Последний дом на тупиковой дороге
поднимется, чтобы заполнить ваши глаза
первая, кольцевая, полная алоэ
и упитанные иглы суккулентов
потом крыльцо, увитое плющом
такой густой, что даже зависть побледнела бы
далеко, как зимнее солнце
Сияние там, где оно когда-то стояло
где ты стоишь, на израненной земле
как будто втерся в скраб
после многих ударов великан
упал и через
его пасти вы видели
долина зияет широко, чувствуется
что-то дать
когда прилили воды.   

Добро пожаловать в горе: жаль, что нас здесь нет

Источник: София Демблинг

Предупреждение триггера: Учитывая, что триггеры горя могут возникнуть в любое время и в любом месте, можно с уверенностью сказать, что блог о горе будет содержать триггеры . Если вы скорбите и чувствуете себя особенно уязвимым, возможно, отложите это на другой день.

Однажды весной 2020 года мой муж ушел на работу и не вернулся домой.

В тот вечер я нашел его в багетной мастерской, сломленного сердечным приступом.

Моя жизнь в одно мгновение полностью перевернулась. Его сердце остановилось, мое было разбито. Это было за два месяца до нашей 30-й годовщины свадьбы, за три месяца до его 60-летия.

«Не могу представить. . ». люди говорят.

Нет, не могут. Да и не хотели бы.

Это не первая моя потеря. Я потерял брата из-за передозировки в 80-х, двух моих ближайших друзей от СПИДа в 90-х и родителей в 2000-х. Боль этих потерь была для меня разной степени, но ни одна из них не сравнится с болью потери Тома, с которым я провел более половины своей жизни. Он был вплетен в суть моего существа, часть всего, что я делал, думал и чувствовал. Он был вложен в мое счастье, а я в его. Он был моим человеком.

И вдруг он исчез. И я учусь жить с горем. Я не имею никакого выбора.

Почему этот блог?

Теперь, когда я пережил почти два года и чувствую, что могу связно говорить об этом, я решил начать этот блог о горе, хотя и делаю это с трепетом. Это такая большая тема, и мне придется копаться в собственной боли, что немного пугает. Тем не менее, время кажется подходящим.

Наша нация в горе. На момент написания статьи 900 000 американцев и почти 5,8 миллиона человек во всем мире — матери, отцы, сыновья, дочери, бабушки и дедушки, мужья, жены, друзья — погибли во время пандемии, оставив после себя невообразимое количество скорбящих людей.

Мы тоже горе-безграмотная нация. Люди не понимают горя, они (что неудивительно) не хотят об этом думать. Нет никаких указаний, которые помогли бы нам справиться с горем, как это было, например, в викторианские времена, когда существовали правила и традиции траура. (Чтобы определить наши термины, горе — это то, что мы чувствуем, скорбь — это то, что мы делаем.) Тогда, например, в трауре вы носили черное, визуальный сигнал о вашей хрупкости. Вдовы носили полное траурное платье в течение одного года, затем полутраурное платье в течение одного года, после чего они могли снова добавить в гардероб белое, серое или бледно-лиловое.

Из-за пандемии многие из нас лишились даже самого важного публичного ритуала, который у нас был: похороны. Мы пережили наше раннее горе, когда оно было самым грубым, даже без объятий. Даже будучи интровертом, который не любит обниматься, это было тяжело.

Сегодня мы в печали вынуждены вести переговоры о самой трудной вещи, с которой мы когда-либо сталкивались, без формальной поддержки со стороны общества. Волна беспокойства окружает нас в начале утраты, но рассеивается задолго до того, как высохнут наши слезы. Мы объединяемся в группы поддержки, потому что, когда мы пытаемся обсудить горе с посторонними, мы часто получаем банальности или взгляды оленя в фарах. Люди хотят добра, но весь этот бизнес их пугает. Хотя мне чрезвычайно повезло, что я не слышал этого, люди нередко говорят горюющим: «смирись с этим и иди дальше», что не может быть менее полезным.

Как ни скромно я отношусь к такой большой теме, и несмотря на то, что я никогда не смогу выразить что-либо так элегантно, как это сделала Джоан Дидион в своих великолепных мемуарах о горе, Год магического мышления , я также решил, что не может быть слишком много людей, говорящих о горе. Нам, скорбящим, нужно говорить об этом, нужно знать, что мы не одиноки. Мы, люди, должны понимать это.

В поисках смысла

И я надеюсь, что этот блог поможет и мне.

Дэвид Кесслер, эксперт по горю, который в своих трудах и на своем веб-сайте «Нежные сердца» мудро и мягко помог мне преодолеть это исключительное горе, говорит: «Горе должно быть свидетелем». По какой-то причине (и об этом позже) людям в горе важно, чтобы их боль была замечена и признана. Возможно, этот блог является выражением моей потребности быть свидетелем.

Дэвид, подопечный Элизабет Кюблер- Росс, прославившийся пятью стадиями горя, добавил (с благословения семьи Кюблер-Росс) шестую стадию горя: обретение смысла, что также является названием его последней книги. работая консультированием людей в горе, он пришел к пониманию того, что переживание такого катастрофического события, как потеря любимого человека, требует большего, чем просто принятие Мы также хотим найти в этом смысл, придать какую-то ценность этой невыносимой боли.

Писать — это то, как я познаю мир; это один из способов, которым я надеюсь найти смысл.

Мое горе не является вашим горем, но они связаны между собой

Горе является одновременно всеобщим и очень личным. Потеря супруга или партнера — это не то же самое, что потеря ребенка, что не то же самое, что потеря родителя, что не то же самое, что потеря брата или сестры. Потеря моего супруга не то же самое, что потеря вашего супруга.

В некотором смысле мой опыт потери супруга сильно отличается от опыта человека, потерявшего ребенка или бабушку или дедушку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *