Портрет раскольникова в романе преступление и наказание: Портрет Раскольникова – описание внешности героя с цитатами в романе “Преступление и наказание”

Портрет Раскольникова – описание внешности героя с цитатами в романе “Преступление и наказание”

В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский уделяет портрету Раскольникова особое внимание, его художественные средства разнообразны и интересны. Всё мастерство автора направлено на самую важную цель – раскрыть образ героя, его внутренний мир, все составляющие характеристики, мотивы действий, жизненную философию героя.

Образ Раскольникова

Внешность Раскольникова – это внешность человека, который создан совсем не для той жизни, в которую его загнала судьба. Ему 23 года, он молод и удивительно красив. “Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…”. Аристократичные черты, осанка, умение держать себя никак не клеились с нищенским полуголодным существованием, лохмотьями вместо одежды и отсутствием самых элементарных вещей. Родион, измученный нищетой, невозможностью вырваться из этого порочного круга, стал отшельником, дикарём. Безжизненная, несовместимая с уютом и теплом обстановка комнаты героя контрастирует с его внешностью. Автор явно восхищается способностью Раскольникова не зависеть от своего внешнего облачения: он не смущается того, что бедно одет, держится, так, как несвойственно тем, кто ходит в лохмотьях (не по костюму была осанка…)

Герой перестал общаться с людьми, от присутствия другого человека ему становилось неуютно, он не ждал помощи, понимания или человеческой теплоты, привыкнув к их отсутствию. Бледное лицо, болезненный вид, воспалённые глаза – вот человек, который оказался на грани чудовищного выбора и совершил преступление, последствия которого слишком тяжелы для него. Внешний вид перестал интересовать героя, он впадал в забытьё, проводил много времени в раздумьях, скитаниях, поисках ответов на свои вопросы. Мать персонажа даже в убогой комнатушке видит в сыне красавца, ещё более привлекательного, чем его сестра, которая славится своей внешностью.

Одежда главного героя

Одежда персонажа настолько обветшала и сносилась, что, по мнению автора, любой приличный человек постеснялся бы выйти с ним вместе на улицу.

У Раскольникова “широкое, крепкое…из какой-то бумажной ткани…пальто”, которое не соответствует ни сезону, ни моде, ни его фигуре. Оно настолько велико, что напоминает мешок.

Обувь грязная и дырявая – “старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог…”. Шляпа у Раскольникова старая, выцветшая, с дырками – прохожий обзывает его “немецким шляпником”. Как ни странно, бедная, изношенная, не подходящая по сезону, грязная одежда не расстраивает главного героя так, как устройство общества, его законы и чудовищная несправедливость, правящая миром. Родион со своей чистой душой и красивой внешностью ярко противоположен тому, во что он одет. Его жильё, напоминающее гроб, также контрастирует с внутренним миром персонажа.

Внешность и обстановка

Всё, что окружает героя, призвано подчеркнуть его духовную сторону, душевные качества. Маленькая комнатушка “в шесть шагов” явно тесна для высокого стройного парня, ему тесно и морально и физически: даже стены давят на всех присутствующих в его квартирке. Мать, навещавшая сына, чувствует облегчение, когда покидает его каморку. Пыль, грязная сломанная мебель, убогий вид из окна, теснота – всё это психологически раздавливает человека, который должен обитать в таких условиях.

Абсурдность ситуации придаёт то, что красивого, умного и, несомненно, талантливого молодого человека окружает отвратительная грязная ветхая реальность – засаленная одежда, изорванный диван, грязно-жёлтые обои. Даже читателю становится неуютно от той картины, которую рисует автор в романе, описывая жизнь героя.

В статье даётся подробное описание Раскольникова с цитатами: его внешности, одежды, манер и обстановки, окружающей героя.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лия Суфиянова

    12/16

  • Анна Дымовская

    13/16

  • Александр Левенских

    16/16

  • ‘saint’ Apocalypse

    16/16

  • Александр Сошников

    14/16

  • Татьяна Зубченко

    16/16

  • Олеся Ражапоа

    13/16

  • Миша Одинцов

    14/16

  • Sofy Cat

    14/16

  • Варя Калисова

    16/16

Характеристика образа Раскольникова в романе «Преступление и наказание» – сочинение по теме

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

У нас появилась новая характеристика Раскольникова.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид». Внимательно разглядываем детали изношенной одежды.

Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению.

Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лия Суфиянова

    12/16

  • Анна Дымовская

    13/16

  • Александр Левенских

    16/16

  • ‘saint’ Apocalypse

    16/16

  • Александр Сошников

    14/16

  • Татьяна Зубченко

    16/16

  • Олеся Ражапоа

    13/16

  • Миша Одинцов

    14/16

  • Sofy Cat

    14/16

  • Варя Калисова

    16/16

Родион Романович Раскольников

 

Раскольникова лучше всего рассматривать как двух персонажей. Иногда он действует одним образом, а затем вдруг совершенно противоположным образом. Эти действия заставляют рассматривать его как человека с раздвоением личности или как с двойным характером. Пожалуй, лучшее описание Раскольникова встречается в части третьей, главе 2, когда Разумихкин пытается объяснить матери Раскольникова, Пульхерии Александровне, и его сестре Дуне (Авдотье Романовне), как ведет себя Раскольников в последнее время: «Он угрюм, мрачен, горд и надменен, а в последнее время — а может быть, и давно уже — подозрителен и чудаковат, у него благородный характер и доброе сердце, он не любит показывать своих чувств и скорее сделает жестокий поступок, чем откроет свое сердце. свободно… Это как если бы он чередовал двух персонажей». Эти два персонажа лучше всего представлены как его холодная, интеллектуальная отстраненная сторона, подчеркивающая силу и своеволие, и его теплая, человечная сострадательная сторона, предполагающая покорность и кротость. Интеллектуальная сторона является результатом его преднамеренных и преднамеренных действий; то есть, когда он действует на этой стороне, он никогда не действует спонтанно, а вместо этого каждое действие обдумывается заранее. Именно этот аспект его личности позволяет ему формулировать свои теории о преступлениях и совершать преступления.

Чтобы подчеркнуть этот двойственный характер у Раскольникова, Достоевский создал в романе еще двух персонажей, представляющих противоположные стороны его характера. Эти персонажи — Соня и Свидригайлов.

Свидригайлов олицетворяет холодную интеллектуальную сторону, подчеркивающую своеволие. Все поступки Свидригайлова совершаются так, чтобы доставить ему удовольствие и поставить его выше обычной морали. Это не означает, что Свидригайлов интеллектуал, а скорее означает, что он не позволяет незначительным человеческим действиям, морали или закону мешать ему идти своим путем. Таким образом, как Раскольников мог совершить убийство из-за своих теорий, так и Свидригайлов может изнасиловать немую 15-летнюю девушку для собственного удовольствия.

Интеллектуальная сторона Раскольникова неразрывно связана с его теорией о необыкновенном человеке. Если Раскольникову суждено стать одним из выдающихся, он должен быть в состоянии действовать один, не нуждаясь в человеческом общении и не подвергаясь влиянию действий других. Он не должен ни на кого полагаться и должен быть полностью самостоятельным. Когда он занимается благотворительностью, он временно нарушает эту интеллектуальную сторону своей натуры.

Другая сторона характера Роди — теплая, сострадательная. Он действует без вмешательства мыслительного процесса. Его первая и немедленная реакция на любую ситуацию представляет собой эту сторону его личности. Следовательно, он часто будет действовать тепло, дружелюбно, милосердно или гуманно, а затем, когда у него будет возможность обдумать свои действия интеллектуально, он сожалеет о них. Например, когда он спонтанно отдает Катерине Мармеладовой свои последние деньги, он сожалеет, что вскоре после этого отдал деньги семье Мармеладовых. Если предоставить его немедленную реакцию, Раскольников всегда будет действовать милосердно и гуманно; он всегда жертвовал собой ради своего ближнего — таких инцидентов предостаточно, в том числе сообщения о том, что он рисковал своей жизнью, чтобы спасти ребенка из огня, или о его беспокойстве по поводу молодой девушки, находящейся под наркотиками, которую преследует «денди» с аморальный умысел.

Поступки в романе, кажущиеся странными и противоречивыми, являются скорее результатом двух сторон личности Раскольникова. Когда он отказывается позволить Дуне выйти замуж за Лужина, а затем через мгновение говорит ей выйти за того, за кого ей угодно, эта инверсия является примером того, что гуманная сторона не хочет, чтобы его сестра жертвовала собой, чтобы помочь ему, а затем интеллектуальная сторона, утверждающая, что он не должен заниматься незначительными проблемами других.

Достоевский рисует каракули Раскольникова и других персонажей «Рукописи преступления и наказания»

Как и многие из нас, великий русский литератор Федор Достоевский любил рисовать, когда отвлекался. Он оставил свои творения в виде нескольких рукописей — тонко оттененных рисунков выразительных лиц и сложных архитектурных элементов. Но каракули Достоевского были больше, чем просто способ занять его ум и руки; они были неотъемлемой частью его литературного метода. Его романное воображение со всеми его грандиозными излишествами было глубоко визуальным и архитектурным.

«Действительно, — пишет исследователь Достоевского Константин Баршт, — Достоевский не ограничивался «писать» и «записывать» в процессе творческого мышления». Вместо этого в его работе «значение и значение слов взаимодействуют взаимно с другими значениями, выраженными через визуальные образы». Баршт называет это «специфическим для писателя методом работы». Мы уже публиковали некоторые из этих страниц рукописи, в том числе одну с изображением Шекспира.

А теперь мы представляем вам еще несколько страниц рисунков от автора «Преступление и наказание », романа, который, возможно, в большей степени, чем любой другой, предлагает такие яркие описания своих персонажей, что я до сих пор отчетливо помню картинки, которые я представил себе, когда впервые прочитал ее в старшей школе.

Мои визуализации сердитого, отчаявшегося ученика Раскольникова и подлого социопата Свидригайлова не совсем похожи на лица, нарисованные вверху поста, но именно такими их видел их автор, по крайней мере, на этой ранней, рукописной стадии роман.

Другие лица здесь могут быть Соней, следователем милиции Порфирием Петровичем, рецидивистом-алкоголиком, отцом Семеном Мармелодовым и другими персонажами романа, хотя точно не ясно, кто есть кто.

У Достоевского было много общего с героем своего романа, когда он начал роман в 1865 году. Доведенный почти до нищеты после того, как он проиграл свое состояние, писатель находился в отчаянном положении. Рассказ, как пишет литературный критик Джозеф Фрэнкс, «изначально задумывался как длинный рассказ или новелла, написанная от первого лица», как и лихорадочная новелла 9.0027 Записки из подполья . В рукописных тетрадях Достоевского «обширные фрагменты этого оригинального произведения находятся здесь нетронутыми».

Фрэнкс цитирует ученого Эдварда Васиолека, опубликовавшего перевод блокнотов в 1967 году: «Они содержат рисунки, заметки о практических вопросах, разного рода наброски, расчеты неотложных расходов, наброски и случайные замечания». Короче говоря, «Достоевский просто открывал свои тетради каждый раз, когда хотел писать» или практиковаться в каллиграфии, как он это делает на многих страницах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *