Портрет Павла I — Виртуальный Pусский музей
Боровиковский В. Л.
1757, Миргород –1825, Санкт-Петербург
1800
Павел I Петрович (20 сентября / 1 октября 1754, Санкт-Петербург − 12/24 марта 1801, Санкт-Петербург) − сын великого князя Петра Федоровича (Петра III) и великой княгини Екатерины Алексеевны (Екатерины II). Император Всероссийский, великий магистр Мальтийского ордена. Убит в результате дворянского заговора. Царствовал с 6/17 ноября 1796 по 12/24 марта 1801.
400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 112.
Павел I (1754–1801) — российский император с 1796 г. Сын Петра III и Екатерины II. «Русский Гамлет», как его называли, – одна из трагических фигур на Российском престоле. В ночь на 11 марта 1801 года был убит в своей только что построенной резиденции – Михайловском замке.
Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами св.
На портрете Боровиковского, написанном примерно за год до гибели императора, Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь на груди и звезда на мантии справа) и святого Иоанна Иерусалимского (белый крест на груди).
В сентябре 1798 года, после занятия острова Мальта французами, Павел I издал манифест о принятии Мальтийского ордена под свое покровительство. Торжественное вступление императора в должность Великого магистра состоялось 29 ноября того же года. Петербург таким образом стал столицей католического духовно-рыцарского ордена, основанного крестоносцами в XI веке.
Попытка Павла I утвердить в России орденскую практику имела глубокие цели – придание светским государственным реформам сакрального, освященного церковью смысла, и была своеобразным возвращением в область духовных ценностей после долгой череды лет екатерининского светского Просвещения.
У самых ног императора, как основание всего возводимого им теократического государства, изображен циркуль, инструмент вольного каменщика. В данном случае он также, скорее, атрибут средневековой ритуально-символической картины, чем действительная поддержка императором масонской организации. Циркуль лучше всего характеризует роль императора как создателя новой государственности, в которой духовная составляющая едва ли не важнее экономического процветания. Павел здесь — мастер средневекового строительного цеха, то есть, Гроссмейстер Мальтийского Ордена. Чистота помыслов, служение Отечеству, защита христианства и опора в государственных вопросах на религию, объединение под одним царским венцом светской и религиозной роли правителя, – так прочитываются программы российского императора на огромном парадном портрете на исходе XVIII века, таков образ императора Павла I в искусстве, созданный Боровиковским.
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Год создания: 2014 | Компьютерный фильм | Язык: | Продолжительность: 08:54
Фильм содержит подробный рассказ о поступившем в Русский музей в 1897 году из Романовской галереи Зимнего дворца портрете Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена.
«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:
Павел I Петрович
Портрет Павла Первого.
Павел I Петрович Романов (1754—1801) — император с 1796 г., сын Петра III и Екатерины II. После рождения взят у матери и воспитывался при дворе Елизаветы Петровны. После смерти отца в ходе переворота 1762 г. объявлен наследником престола, но по достижении совершеннолетия к власти не был допущен. Жил в основном в Гатчине. Власть получил только после смерти матери. Проводил курс, направленный на укрепление самодержавия, принял меры по усилению военно-полицейской дисциплины, в армии — прусские порядки, ограничивал дворянские привилегии. Указом о трехдневной барщине запретил работу крестьян в выходные дни. Во внешней политике выступал против революционной Франции, но в 1800 г. заключил союз с Наполеоном. Издал «Учреждение об императорской фамилии» (1797) — о передаче престола по принципу первородства только по мужской линии.
Принял под свое покровительство Мальтийский орден. Вызвал недовольство дворянства и был убит в ходе дворцового переворота.Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 378.
Другие биографические материалы:
Павел Петрович: предки и потомки (От Руси древней до империи Российской).
Сухарева О.В. Император (Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005).
Цамутали А.Н. Заговор против Павла I поддерживал английский посол в Петербурге (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН — ПЕРГАМ. 1967).
Сахновский Н. Русский император (Энциклопедический словарь Русской цивилизации).
Шикман А.П. Российский император (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).
Портреты Павла Петровича (иллюстрации).
Далее читайте:
Декабрист М. И. Муравьев-Апостол. Воспоминания и письма. Предисловие и примечания С. Я. Штрайха. Издательство «Былое». Петроград — 1922. Глава Убийство Павла I.
Русский литературный анекдот XVIII-начала XIX вв. Павел I и его времена.
Окружение Павла:
Александр I Павлович (1777-1825), старший сын Павла I.
Александра Павловна (1783-1801), великая княжна, старшая дочь Павла I.
Архаров Николай Петрович (1742-1814), государственный деятель времен Павла I.
Екатерина Павловна (1788—1819), великая княгиня, четвертая дочь Павла I; с 1809 г. жена принца Петра Фридриха Георга (Георгия Петровича) Ольденбургского (1784—1812), генерал-губернатора новгородского, тверского и ярославского; с 1816 г. замужем за принцем Вильгельмом Вюртембергским.
Елена Павловна (1784-1803), Вторая дочь императора Павла I.
Екатерина Павловна (1788-1819), великая княгиня, дочь императора Павла I.
Константин Павлович (1779-1831), второй сын Павла I.
Кутлубицкий (Котлубицкий) Николай Осипович (?-1852), адъютант Павла I.
Мария Павловна (1786-1859), великая княгиня, дочь императора Павла I.
Мария Федоровна (1759-1828), до крещения в православии — София Доротея Августа Луиза, вторая супруга Павла I.
Михаил Павлович (1798-1848), Великий князь, младший сын Павла I.
Наталья Алексеевна (1755-1776), великая княгиня, первая жена великого князя Павла.
Николай I Павлович (1796-1855), третий сын Павла I.
Пастухов Петр Иванович (1739-1799), воспитатель Павла I.
Порошин Семен Андреевич (1741-1769), публицист, мемуарист, воспитатель Павла I.
Документы:
Из указа Павла I «О Привилегиях Высочайше пожалованных Российско-Американской Компании». 1799 года июля 8-го дня.
Павел I — М. И. Кутузову. № 149 15 февраля 1799.
Литература:
Шильдер Н.К. Император Павел Первый. СПб., 1901;
То же. М., 1996.
Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1986.
Эйдельман Н.Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII — начало XIX столетия. М., 1982.
произведений по стилю: рококо — WikiArt.org
Термин «рококо» впервые был использован Жаном Мондоном в его Premier Livre de forme rocquaille et cartel (Первая книга о форме и обстановке рококо) (1736 г. ) с иллюстрациями, изображающими стиль, используемый в архитектуре и дизайне интерьера. Термин произошел от французского rocaille 9.0004 , что означает «работа из ракушек, галька», используется для описания фонтанов или садовых гротов эпохи Высокого Возрождения, в которых использовались морские ракушки и галька, встроенные в лепнину, для создания сложного декоративного эффекта. Этот легкий, чувственный, интенсивно декоративный стиль развился во Франции в начале 18 века после смерти Людовика XIV и в ответ на величие барокко Версаля.
Искусство и архитектура в стиле рококо несли в себе сильное чувство театральности и драматизма под влиянием сценографии. Влияние театра можно было увидеть в новаторских способах вплетения живописи и декоративных предметов в различные среды, создавая атмосферу полного погружения. Детальная работа также процветала в период рококо. Лепные рельефы в виде рамок, асимметричные узоры с мотивами и завитками, скульптурные арабески, позолота, пастель и тромплёй — наиболее известные методы, которые использовались для достижения бесшовной интеграции искусства и архитектуры.
Жанровые картины были популярным способом изобразить смелую и радостную жажду жизни эпохи рококо. Сюда входили fete galante , или произведения, обозначающие развлечения на свежем воздухе, эротические картины, наполненные чувством причудливого гедонизма, аркадские пейзажи и портреты «знаменитостей», в которых обычные люди изображались в роли известных исторических или аллегорических персонажей.
В 1730-х годах стиль рококо распространился на католические немецкоязычные страны, где он был адаптирован к блестящему стилю религиозной архитектуры, сочетавшему французскую элегантность с южногерманской фантазией, а также сохраняющийся интерес барокко к драматическим пространственным и пластические эффекты. В Италия стиль рококо был сконцентрирован в первую очередь в Венеции, где он был воплощен крупномасштабными декоративными картинами и городскими видами. Между тем, во Франции стиль уже начал приходить в упадок к 1750-м годам, когда он подвергся нападкам со стороны критиков за его тривиальность и декоративные излишества, а к 1760-м годам новый, более строгий стиль неоклассицизма начал вытеснять рококо во Франции.
В Великобритании рококо называли «французским вкусом» и оказало меньшее влияние на дизайн и декоративное искусство, чем в континентальной Европе, хотя его влияние ощущалось в таких областях, как изделия из серебра, фарфора и шелка. Не становясь ярким, новый, более легкий вид проник в английское искусство.
Рококо пересек Атлантику тремя основными способами: гравировкой в печатных изданиях и книгах, импортными предметами и ремесленниками-иммигрантами. Американец принятие рококо было сосредоточено почти исключительно на орнаментальных мотивах стиля — ракушках и рокайлях, завитках, листьях аканта и другой флоре и фауне, часто в симметричных композициях. Многие ведущие городские мастера с энтузиазмом применяли их к архитектурным интерьерам, гравюрам, серебру, мебели и другому домашнему оборудованию.
См. также рококо (художественное направление)
Источники: www.theartstory.org
Википедия: https://en.wikipedia.org/wiki/Рококо
1 Рубль, Образец, Павел I, Россия, 1796
Предыдущий
Следующий
>>
Действуют условия использования
ЗагрузкиПрименяются условия использования
ЗагрузкиПрименяются условия использования
ЗагрузкиПрименяются условия использования
Загрузки- Описание (краткое)
- 1 (одна) рублевая монета, образец, Павел I
- Россия, 1796
- Аверс: Портрет Павла I лицом вправо.
- Текст на аверсе: Б / M / ПАБЕАЂ/ I / ИМП / ИКАМОД / BCEPOCC / C.L.F. / КПБ [Павел I Император и Самодержец всея Руси / C.L.F. / СПБ]
- Реверс: В центре герб России, двуглавый орел в щите с фигурой на коне (Святой Георгий), окруженный четырьмя буквами «П» в короне (P — Павел).
- Реверс Текст: MOHETA / РƔБЛЬ / 1796 / IOДA / [монета / рубль / 1796 / год]
- Описание
- Рубль этого образца был отчеканен в России в 1796 г. при Павле I. Павел I был императором России с 1769 г. до своего убийства в марте 1801 г.
- Имя объекта
- монета
- Другие условия
- монета; шаблон
- дата изготовления
- 1796
- глава правительства
- Павел I Император России
- место изготовления
- Россия
- связанное место
- Россия
- Физическое описание
- серебро (общий материал)
- Измерения
- в целом: 15 см х 3,8 см; 1/16 дюйма x 1 1/2 дюйма
- Идентификационный номер
- НУ. НУ83551
- каталожный номер
- НУ83551
- регистрационный номер
- 257688
- Кредитная линия
- Уиллис Х. Дюпон
- предмет
- Михайлович
- Посмотреть больше товаров в
- Работа и промышленность: Национальная нумизматическая коллекция
- Российские монеты и жетоны
- Монеты, валюта и медали
- Коллекция Великого Князя Георгия Михайловича
- Выставка
- Цена денег
- Место проведения выставки
- Национальный музей американской истории
- Источник данных
- Национальный музей американской истории
Назначьте этот объект для фотографии.