Краткое содержание «Портрет» Н. Гоголя: мистическая история, будоражащая сердца
Краткое содержание «Портрет» следует начать с трагичной истории талантливого, но очень бедного художника Чарткова. А именно с того момента, когда Чартков истратил последний двугривенный в лавке на Щукинском дворе, чтобы приобрести портрет старика-азиата в национальном костюме. Внимание художника привлекло то, что на фоне других картин эта казалась необычайно реалистичной, а глаза азиата были, словно живые. Вернувшись домой, Чартков узнаёт, что, покуда он отсутствовал, приходил хозяин, чтобы потребовать квартплату. Естественно, небогатый художник практически тут же начинает сожалеть о сделанной спонтанной покупке. Пристальный взгляд нарисованного старика вселяет в Чарткова тревогу, он даже набрасывает на полотно простыню.
Сон, воплотившийся в реальность
Краткое содержание «Портрет» Н. Гоголя также должно включать в себя следующий важный сюжетный момент – кошмарный сон, привидевшийся художнику в ту же ночь. Во сне старик с картины оживает, садится у постели Чарткова и начинает пересчитывать принесённые им в мешке деньги. Однако напуганный художник не растерялся, а постарался незаметно спрятать свёрток с манящей надписью «1000 червонцев». Кошмары снятся Чарткову один за другим, а наутро он чувствует себя тотально разбитым и измождённым. Вскоре хозяин квартиры вновь возвращается за платой. Узнав, что денег у художника нет, он предлагает тому расплатиться его работами. Внимание хозяина привлёк новый портрет азиата. Он берёт его в руки, чтобы разглядеть получше, и в этот миг на пол падает тот самый свёрток, на котором написано «1000 червонцев».
Нежданное богатство полностью меняет Чарткова
В жизни Чарткова наступают глобальные перемены. Он расплачивается с хозяином и начинает снимать роскошную квартиру на Невском, модно одеваться, принимать богатых заказчиков. Нередко художник посещает дома аристократов, а о своих коллегах начинает говорить с резкостью и нотками высокомерия. Знакомые Чарткова поражаются, как он настолько быстро смог превратиться из талантливого начинающего художника в бездарного скупердяя. В краткое содержание «Портрет» следует включить и эпизод, где Чартков видит в Академии художеств совершенную работу одного из бывших своих товарищей, присланную из Италии. В этот момент главный герой осознаёт, насколько низко он пал. Он запирается в своей мастерской и начинает трудиться, но его творчеству мешает незнание простейших истин, которыми он изначально пренебрёг. В сердце Чарткова поселяется зависть, и все оставшиеся деньги он тратит на то, чтобы скупить лучшие произведения искусства, которые затем жестоко уничтожает. Прошло ещё совсем немного времени, и Чартков заболевает горячкой, к которой присоединилась и чахотка, а после умирает в полном одиночестве. До последней минуты жизни художника преследуют страшные глаза нарисованного старика.
Картина продолжает жить своей жизнью
Однако на этой ноте краткое содержание «Портрет» не заканчивается. Необычный портрет азиата с живыми глазами через некоторое время становится центром всеобщего внимания на одном петербургском аукционе. Стоимость полотна уже успела возрасти вчетверо, и тут к присутствующим людям обращается Б. – некий художник, уверяющий, что у него на картину имеются особые права. Б. рассказывает историю своего отца.
История, рассказанная господином Б.
В его рассказе был упомянут город под названием Коломна, а также один живший там ростовщик-азиат. Жители Коломны часто обращались к нему, ведь предлагаемые им условия: проценты, сроки выплаты долга – поначалу казались чрезвычайно привлекательными. Однако с течением времени размер долга увеличивался в несколько раз, и заёмщики оказывались попросту в безвыходном положении.
Впрочем, намного более примечательным был тот факт, что и характер заемщика рано или поздно претерпевал изменения. Один молодой человек, пришедший к азиату, чтобы одолжить денег для свадьбы с девушкой, родители которой были против их союза ввиду материального неблагополучия жениха, получил желаемое. Свадьба состоялась. Но уже совсем скоро после этого в характере новоиспечённого супруга проступили неожиданные качества: грубость, агрессия, ревность, нетерпимость. В какой-то момент он даже сделал попытку убить супругу, а в итоге сам наложил на себя руки. И это была далеко не первая и не последняя зловещая история, связанная с именем ростовщика.
Отцу самого Б. довелось некоторое время прожить по соседству с ростовщиком. Как-то раз азиат попросил художника изобразить его портрет, на котором он выглядел бы «точно живой». Мастер соглашается взяться за эту работу, однако чем лучше и совершеннее выглядит портрет, чем более настоящими кажутся глаза ростовщика, тем тягостнее и тяжелее становятся овладевшие художником чувства. Он уже почти готов отказаться от работы, однако азиат просит мастера закончить начатое и уверяет, что на этом полотне он будет «жить после смерти». Слова эти окончательно испугали художника, и тот сбегает, не завершив работу над портретом. Служанка доставила ему незаконченный портрет, а ростовщик днём позже скончался. Излагая краткое содержание повести «Портрет», важно отметить, что перемены в своём характере ощутил и сам мастер, работавший над картиной, отец Б. : он начал испытывать зависть, видя успехи своего ученика, и исподтишка вредить ему. Даже в других, новых его работах неизменно появляются глаза ростовщика.
Художник желает сжечь сломавшее его судьбу полотно, однако по стечению обстоятельств работу выпрашивает для себя его приятель, который вскоре отдаёт ее своему племяннику. И тот так же, как и предыдущие владельцы, желает избавиться от страшного портрета. После того как сын и жена художника погибают, в нём поселяется уверенность, что душа ростовщика действительно вселилась в картину и через неё продолжает нести в мир зло. Старшего своего сына он отправляет учиться в Академию художеств, а сам отказывается от жизни мирянина и уходит в монастырь, начинает вести строгий и праведный образ жизни. Этим сыном и был уже упомянутый выше Б. Он навещает отца перед тем, как отправиться в Италию, и тот решает поведать ему историю с ростовщиком. Кроме того, старый художник просит сына отыскать портрет и наконец уничтожить его.
Неожиданная концовка
Пятнадцать лет своей жизни Б. тратит на то, чтобы отыскать полотно. И вот он рядом с картиной, сломавшей столько жизней. Однако в тот момент, когда сам Б. и окружившие его слушатели поворачиваются в сторону картины, её уже нет на месте. Из толпы слышится голос: «Украден». Вероятно, это действительно было так.
Такую нетипичную и будоражащую умы историю оставил нам Николай Васильевич Гоголь. «Портрет», очень краткое содержание которого приведено в этой статье, действительно можно назвать одним из самых загадочных и сильных в эмоциональном плане произведений писателя.
Гоголь «Портрет» очень краткое содержание
Гоголь «Портрет» очень краткое содержание«Портрет» — повесть Николая Васильевича Гоголя
Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукином дворепокупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека — старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется хозяин квартиры и квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.
Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожать их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.
Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.
Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.
Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от ненавистного всеми ростовщика, человека скупого и одинокого. Поскольку он давно думал о том, чтобы изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын. Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его.
Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.
Портрет художника в юности: полное содержание книги
Портрет художника в молодости рассказывает историю Стивена Дедала, мальчика, выросшего в Ирландии в конце девятнадцатого века, когда он постепенно решает отбросить все свои социальные, семейные и религиозные ограничения, чтобы жить. жизнь, посвященная искусству письма. В детстве на Стивена сильно повлияли католическая вера и ирландское гражданство. Он посещает строгую религиозную школу-интернат под названием Clongowes Wood College. Сначала Стивен одинок и скучает по дому в школе, но со временем он находит свое место среди других мальчиков. Ему нравится бывать дома, хотя напряженность в семье резко возросла после смерти ирландского политического лидера Чарльза Стюарта Парнелла. Эта деликатная тема становится предметом яростного политически окрашенного спора во время семейного рождественского ужина.
Отец Стивена, Саймон, не умеет обращаться с деньгами, и семья все глубже и глубже погружается в долги.
Стивен начинает ежедневно посещать мессу, становясь образцом католического благочестия, воздержания и самоотречения. Его религиозная преданность настолько выражена, что директор его школы просит его подумать о том, чтобы стать священником. Кратко обдумав предложение, Стивен понимает, что аскетизм священнической жизни совершенно несовместим с его любовью к чувственной красоте. В тот день Стивен узнает от своей сестры, что семья переезжает, опять же по финансовым причинам. С нетерпением ожидая известий о своем поступлении в университет, Стивен идет на прогулку по пляжу, где наблюдает за молодой девушкой, плывущей по волнам. Он поражен ее красотой и в момент прозрения понимает, что любовь и стремление к красоте не должны быть источником стыда. Стивен решает жить полной жизнью и клянется, что его не будут ограничивать границы его семьи, его нации и его религии.
Стивен поступает в университет, где у него завязываются крепкие дружеские отношения, особенно с молодым человеком по имени Крэнли. В серии бесед со своими товарищами Стивен работает над формулировкой своих теорий об искусстве. Хотя он зависит от своих друзей как слушателей, он также полон решимости создать независимое существование, освобожденное от ожиданий друзей и семьи. Он становится все более и более полон решимости освободиться от всех ограничивающих давлений и в конце концов решает покинуть Ирландию, чтобы избежать их. Как и его тезка, мифический Дедал, Стивен надеется построить себе крылья, на которых он сможет пролететь над всеми препятствиями и достичь жизни художника.
Портрет
Портрет/Портрет (фрагментарный отпечаток 1915 г.) [не поддается оценке] Неудивительно, что до Октябрьской революции сохранилось не так уж много русских фильмов. Во-первых, таких фильмов было снято относительно немного; Самый ранний из известных художественных фильмов из России, биографический фильм об Александре Дранкове « Стенька Разин », был снят только в 1908 году, так что на самом деле речь шла только о нескольких десятилетиях развития, прежде чем большевики погрузили индустрию в хаос вместе со всем остальным в стране. Затем мы должны принять во внимание низкую выживаемость немых фильмов в целом, а также химическую нестабильность нитратной кинопленки, бизнес-модели, которые эффективно препятствовали сохранению, и явное предполагаемое устаревание технологии 19-го века. ![]() То, что мы имеем здесь, — это только самое начало истории. Борющийся художник (А. Оромов), названный Гоголем Чартковым, но неизвестный в том, что осталось от фильма, останавливается в захламленном магазине, торгующем картинами. Большая часть ассортимента магазинов — банальная хрень, которую можно ожидать, украшая номера двухзвездочного отеля, а Чарткову и так не стоило бы тратить деньги на пустяки, но очень настойчивый хозяин уговаривает его взглянуть на товар. После недолгой охоты Чартков находит грубый, но яркий портрет угрюмого старика. Что действительно привлекает его в картине, так это обращение с глазами субъекта. Остальная часть работы находится в таком схематичном состоянии, что, возможно, даже не завершена, но глаза поразительно живые и, кажется, смотрят прямо на зрителя, где бы он ни находился относительно холста. Не то, чтобы сокрытие картины помогло ему, заметьте. Всю ночь Чарткова мучают кошмары с новым дополнением к его декору. Ему снится не только то, что картина оживает, но и то, что старик (В. Васильев) слезает с холста, чтобы осмотреть квартирку. В последнем таком сне старик тоже занимается не только разведкой. Трудно понять, что происходит без предварительного знания истории, но те цилиндры, которые мужчина вытаскивает из мешка, который он носит с собой, должны быть рулонами золотых монет, каждый из которых содержит 1000 дукатов. Вот и все, что есть в этой гравюре Портрет , но Гоголь продолжил рассказ, заставив Чарткова случайно обнаружить пачку монет, точно таких же, как те, что были в его сне, спрятанные в рамке картины. В обычной манере таких вещей в фантастической литературе эта неожиданная удача оказалась замаскированным проклятием, поскольку она дала художнику вкус к роскошной жизни, которую его обычные ресурсы не могли выдержать. Чтобы компенсировать разницу, Чартков отказался от практики чистого искусства и вместо этого направил свои усилия на более прибыльную область заказной портретной живописи. Предположительно, «Портрет » изначально также представлял некоторую версию вышеизложенного, но я не в состоянии что-либо сказать об этом. Что я могу вам сказать, так это то, что эти первые несколько минут сами по себе представляют собой простую, но эффективную историю о привидениях, довольно приятную, не говоря уже о более длинном и сложном повествовании, для которого они были созданы. Аромат этого фрагмента не столько Николая Гоголя, сколько М. ![]() |