Портрет брифли: «Портрет» краткое содержание повести Гоголя – читать пересказ онлайн

краткое содержание по частям повести Гоголя

Настройки

Размер шрифта

Цвет текста

Цвет фона

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» одно из самых мистических произведений в его творчестве. Это трагическая история художника, продавшего свою душу дьяволу.

Краткое содержание повести «Портрет» по частям помогут читателю понять общую идею произведения, через которую автор хотел донести до читателя, что меркантильность и денежные интересы способны погубить любое искусство.

Главные герои

  • Чартков — талантливый художник, который приобрел картину, перевернувшую его жизнь.
  • Отец художника Б. — художник-самоучка, написавший портрет старика-азиата.
  • Художник Б. — рассказчик.
  • Ростовщик — старик с полотна.

Часть 1

Картина приковывала взгляд. Глядя на нее создавалось ощущение незавершенности. На картине изображено лицо старика с азиатскими чертами. Художник Чартков, прогуливаясь по торговой лавке остановился как вкопанный перед необычным творением неизвестного мастера. Глаза, смотревшие с полотна словно живые. Они пронзали насквозь. Вблизи эффект был еще сильнее. Неприятное, непонятное чувство охватывало при виде ее.

Чартков отдал последние деньги, но был несказанно рад покупке, хотя знал, что приближается арендная плата за жилье, а платить нечем. Нищета, в которой он жил, тяготила его.

В расстроенных чувствах художник лег спать. Тягостные думы о нищенском существовании не давали покоя. Он метался на кровати, представляя, как изменилась бы жизнь, будь у него деньги. Лунный свет озарил картину. Полотно словно ожило. На него глядел мертвец со стеклянными глазами. Художника прошиб холодный пот.

Он накинул на портрет простынь, чтобы не видеть кошмарное видение. Простыня падает. Старик сходит с полотна и садится в ноги Чарткову. В складках одежды оказываются свертки с деньгами. Старик сидел и пересчитывал свое богатство. Чартков незаметно от него придвинул к себе один из них. Старец, как ни в чем не бывало вернулся в картину.

Всю ночь его мучили кошмары. Утром пришел квартальный, требуя арендную плату. Он ходил по квартире, рассматривая картины. У картины со стариком застыл, как вкопанный. Послышался хруст. Квартальный с силой сжал раму. Одна из рам отвалилась, а из под нее на пол выпадает сверток с надписью 1000 червонных.

На полученные деньги художник прикупил одежду, рассчитался за жилье, снял новую квартиру, разместил в газете объявление о том, что будет писать картины на заказ.

Чартков становится популярен. Он рисует портреты механически, не вкладывая душу. Лица на полотнах похожи на восковые маски, но заказчиков это не смущало.

На выставке картин художник, рассматривая полотна других мастеров, понимает насколько он бездарен. Все попытки создать что-то стоящее заканчиваются ничем. В гневе он приказывает выкинуть картину с изображением старика, но и это ему не помогло избавиться от чувства никчемности.

Как сумасшедший он скупает картины других мастеров, тратя ни них огромные суммы денег, а дома уничтожает их. Он был безумен. Не выдержав такого душевного состояния он умирает в страшных муках. Глаза старика мерещились ему до последней минуты жизни.


Часть 2

История Черткова на этом не закончилась. Ее продолжение началось на одном из аукционов, где художник Б, увидев картину с изображенным на ней стариком-азиатом, заявил о своих правах на нее. В подтверждение своих прав на нее, он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Человек с портрета действительно существовал. Он жил в Коломне, работал ростовщиком. Денег у азиата была тьма-тьмущая. Он мог одолжить любую сумму денег. Условия займа были выгодны. Проценты небольшие, сроки возврата удобны. Однако по странному стечению обстоятельств, каждый кто брал у него деньги в долг, становился несчастным.

Однажды отцу художника Б. поступил необычный заказ. К нему обратился сам ростовщик с просьбой изобразить духа тьмы. Взялся художник за дело с удовольствием, но чем больше вырисовывался портрет, тем сильнее у него возникало отвращение к собственной работе.

Он идет к ростовщику и просит избавить его от заказа. Ростовщик падает в ноги, умоляя закончить работу, иначе после смерти жизнь его сохранится в портрете. Художник в страхе убегает от сумасшедшего старика.

Утром служанка приносит ему незаконченный портрет и говорит, что ее хозяин скончался. После смерти азиата художник чувствует в себе пугающие его перемены. Он становится завистлив. Собственный ученик вызывает ненависть. Он умышленно вредит ему. На всех полотнах неизменными остаются глаза ростовщика, проявляясь на каждой картине.

Художник решает избавиться от ненавистного портрета, но сжечь полотно не удалось. Портрет выпросил приятель, которому очень приглянулась картина, но и у него картина не задержалась. Он дарит портрет племяннику, но и племянник вскоре от нее избавляется.

Художник понимает, что старец был прав, предупреждая, что его душа после смерти вселится в картину. Убедился он в этом, когда теряет жену, дочь и сына. Пристроив старшего сына в Академию искусств, он уходит в монастырь. Долгое время он не мог взять кисть в руки, пока ему не предложили написать картину на тему Рождества Иисуса.

Перед отъездом в Италию сын приезжает в монастырь попрощаться с отцом, где и слышит интересную историю про картину с ростовщиком, принесшую столько несчастий. Отец просит найти портрет и уничтожить его.

У рассказчика ушло пятнадцать лет на поиски, пока он не увидел картину на аукционе, но купить ее не успевает. Полотно исчезло.

краткое содержание произведения в свободном пересказе

Краткие содержания

12.11.21

14 мин.

Многие русские литераторы XIX века (Пушкин, А. К. Толстой, Достоевский) вносили в свои произведения элементы демонического мистицизма, но непревзойденным мастером этого жанра среди классиков был Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Портрет», краткое содержание которой предлагается в формате свободного пересказа, рассказывает о судьбе двух художников и о сверхъестественной силе творения, принадлежащего кисти одного из них.

Оглавление:

  • Ночные видения
  • Деньги и слава
  • Гибель художника
  • Воплощение вселенского зла
  • Начало незаконченной истории

Многие русские литераторы XIX века (Пушкин, А. К. Толстой, Достоевский) вносили в свои произведения элементы демонического мистицизма, но непревзойденным мастером этого жанра среди классиков был Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Портрет», краткое содержание которой предлагается в формате свободного пересказа, рассказывает о судьбе двух художников и о сверхъестественной силе творения, принадлежащего кисти одного из них.

Неожиданное приобретение

Повесть состоит из двух частей, не связанных временной последовательностью и реальными действующими лицами. Предметом, объединяющим обе истории, является незаконченный портрет. А также сила его влияния на окружающих.

Рассказ начинается с описания картинной лавки, куда случайно зашел молодой художник Чертков, пока не известный широкой публике, но подающий большие надежды. Он покупает одну из тех картин, что кучей валялись на полу. Это незаконченный портрет человека восточной внешности, в котором больше всего поражают глаза, написанные с нереальной живостью.

Ночные видения

Потратив последний двугривенный и за это досадуя на себя, герой отправляется с новым приобретением на квартиру, которую он снимает под мастерскую и жилье. Им овладевает «ненастное расположение духа»:

  • работать нет возможности, так как свечи кончились, а купить не на что;
  • по той же причине не оплачивается жилье, под вопросом завтрашний обед;
  • его работы (картины и рисунки) «полезны», но за них не дадут и двугривенного.

Уже не в первый раз приходят мысли, что, может быть, стоит закончить «копаться над азбукой» и блеснуть талантом, гораздо большим, чем у многих «модных живописцев», работы которых имеют успех в обществе и хорошо оплачиваются.

Неожиданно художник чувствует на себе жуткий взгляд.

Оцепенев от ужаса, он вдруг понимает, что это смотрит изображение с купленной картины, о которой он совсем забыл.

Художник ощущает бессознательную тревогу, завешивает картину простыней и отправляется спать. До утра его мучают тревожные видения:

  1. Портрет оживает. Ужасный старик вылезает из рамы, достает из мешка свертки с червонцами и пересчитывает деньги. Один сверток оказывается в руках героя.
  2. Художник стоит перед портретом и видит, что губы исказившегося изображения начинают тянуться к нему, словно намереваясь впиться и высосать жизнь.
  3. Он лежит на кровати, смотрит на картину через щель в ширме и видит, как накинутая простыня начинает шевелиться, словно кто-то пытается ее сбросить.

Каждый раз, очнувшись, Чертков не может понять, где сон, а где явь. Уже утром, окончательно придя в себя, он вспоминает о свертке с деньгами, который держал в руке, и сожалеет, что у него нет и малой части тех денег.

Мысли и грезы прерывает стук в дверь. В сопровождении квартального появляется хозяин дома с требованием оплаты аренды. Молодой человек отвечает, что денег у него нет. Квартальный предлагает произвести взаиморасчет картинами. Особенно его привлекает злополучный портрет. Он неосторожно берет картину за раму, одна из деревянных реек лопается, и на пол падает сверток. Художник быстро поднимает его и заявляет, что сегодня же рассчитается и съедет с квартиры.

Деньги и слава

Сверток развернут, а в нем настоящие золотые червонцы. Художник не вполне связывает неожиданное богатство с ночными видениями, предполагая, что это случайно обнаруженный тайник. Его занимают не столько причины появления, сколько вопрос о целевом использовании имеющихся средств.

Рассудком герой понимает, что это его шанс стать «славным художником». Он обеспечен минимум на три года и может полностью отдаться совершенствованию мастерства. Но голос горячей юности требует:

  • модно одеться;
  • прервать затянувшийся пост;
  • нанять хорошую квартиру;
  • отправиться в парикмахерскую и кондитерскую.

Чертков уже не может «взять над собою власть» и с головой погружается в пучину развлечений, не забывая продвигать свою популярность как художника.

Он снимает просторную квартиру на Невском проспекте, перевозит туда все необходимое оборудование и свои работы, дает взятку журналисту известной и хорошо читаемой газеты, чтобы последний написал о нем хвалебную статью. Статья напечатана, и уже через день к Черткову пожаловали первые клиенты.

Светская дама хочет, чтобы он написал портрет ее дочери — молоденькой, но уже «исплясавшейся на балах» до воскового измождения лица девицы. Молодой человек радостно приступает к работе. Чутьем талантливого художника он проникает в сущность натуры и стремится отразить это в изображении. Но даме не нравится реализм портрета, она требует убрать желтизну и бледность кожи лица. Чертков вынужден подчиниться. Дама и дочь в восторге.

Гибель художника

Заказчиков все больше, и все желают, чтобы художник отразил в портрете лучшие, по их мнению, качества. Он уже с двух слов угадывает, кто и чего хочет, и уже не творит, а переносит на холст готовый шаблон, придавая некоторую схожесть с оригиналом. Работа идет быстро, что удовлетворяет и клиентов, и самого Черткова, который давно уже не испытывает творческих порывов. Деньги текут рекой. Он становится все более известен и везде принимаем.

Так проходят годы. С пафосными суждениями художника об историческом и современном искусстве считаются. Однажды он получает приглашение на художественную выставку, где демонстрируется картина неизвестного русского художника, долгое время проживающего в Италии.

Чертков потрясен величиной творения. Заготовленное заранее «пошлое суждение» умирает на устах, и, разрыдавшись, он бросается вон из зала. Придя домой, художник мысленно проклинает себя за пустые годы, потом бросается к мольберту и пытается писать, как когда-то в голодной молодости с «напряжением и порывом». Но кисть не слушается и привычно скользит по «затвержденным формам».

На смену отчаянию приходит зависть, родившая «адское намерение». Все бесчисленные средства, которые удалось скопить, Чертков начинает тратить на скупку лучших картин, «носивших печать таланта». Он уничтожает полотна в припадке безумного бешенства. В конце концов физическое тело и разум не выдерживают нечеловеческий «размер страстей». Жизнь главного героя заканчивается в горячке и сумасшедшем бреду.

Случай на аукционе

В следующей главе повествуется о событиях, предшествующих по времени уже изложенным. Все начитается с аукциона, на котором распродаются предметы искусства, некогда принадлежавшие богатому меценату. Среди многих картин — уже известный портрет, на который претендуют два ценителя.

В торг вмешивается молодой человек, который заявляет, что, как никто другой, имеет право на эту картину. Он предлагает всем присутствующим выслушать историю портрета и человека, изображенного на нем.

Воплощение вселенского зла

Рассказ относится к прошедшему XVIII веку и начинается с описания одного из районов Петербурга, в котором устраивался на жительство «самый несчастный осадок человечества». Постоянная нужда побуждала этих людей обращаться к ростовщикам, которых в этом районе было множество, но один выделялся среди прочих:

  • необыкновенно высоким ростом;
  • тощим лицом непостижимо страшного цвета;
  • горящими глазами;
  • азиатским нарядом.

Этот ростовщик ссужал любой суммой всех — от нищих до придворных вельмож, на условиях, которые оставались в секрете. Однако все, кто кредитовался у него, очень изменялись и заканчивали жизнь самым «несчастным образом».

Рассказчик приводит два случая, достоверно ему известных. Прогрессивный государственный муж превращается в гонителя свобод и искусств и умирает в безумии. Князь, принадлежащий к знатной, но разорившейся фамилии, занявший деньги, чтобы жениться на той, кого безумно любил, становится семейным тираном и после неудачного покушения на жизнь жены убивает себя.

Начало незаконченной истории

Отец рассказчика — талантливый «художник-самоучка» жил заказами церкви. К нему и приходит ростовщик с просьбой написать портрет. Художник принимается за работу и даже увлекается ей, но, чувствуя нарастающую тревогу, бросает писать, несмотря на уговоры и мольбы ростовщика. Последний возвращает незаконченный портрет, ничего не заплатив. Вскоре становится известно, что он умер.

Через некоторое время отец рассказчика понимает, что портрет начинает завладевать им. В глазах ангелов и святых на его картинах появляется демонический блеск, а в душе — злоба и зависть. Художник решает уничтожить свое произведение, но друг выпрашивает картину, передает племяннику, тот, в свою очередь, — собирателю картин, после чего след полотна теряется. Автор узнает, что все, кто обладал портретом его работы, испытывали ужасные внутренние метаморфозы.

Он уверен, что послужил «дьявольским орудием», и, чтобы замолить грех, принимает монашеский постриг. Через много лет, при встрече с сыном, он просит того найти и уничтожить портрет.

Молодой человек заканчивает свой рассказ. Увлеченные слушатели устремляют взор на злополучную картину, но место, где висел портрет, пустует.

Самый известный портрет Марии-Антуанетты заставил критиков ненадолго замолчать

Кэрол А. Зайдл Французская культура

История не пощадила Марию-Антуанетту. Вынужденная покинуть родную Австрию в возрасте 14 лет и стать женой будущего короля Людовика XVI, она быстро попала под пристальный взгляд критической общественности. Там она оставалась до своей смерти на гильотине в возрасте 37 лет. Это правда, что у молодой королевы была склонность к экстравагантным вечеринкам и богатый гардероб. Ее самые мягкие критики называли ее эгоцентричной, а самые суровые недоброжелатели утверждали, что ее снисходительность спровоцировала гнев, который привел к Французской революции. Тем не менее, когда забитая лбом 27-летняя девушка заказала себе портрет в простом, но стильном муслиновом платье, грязь только усилилась. Удивительно, но новый и поразительно похожий портрет — на этот раз с Марией-Антуанеттой, одетой в шелк, кружево и прекрасные перья — временно успокоил скептиков.

Мария-Антуанетта в сорочке, Элизабет Виже-Лебрен, 1783

Сокрытие скандала

В августе 1783 года талантливая Элизабет Виже-Лебрен выставила свое пасторальное изображение Марии-Антуанетты (на фото выше) на ежегодном Парижском салоне живописи . и Скульптура . Ле Брун известна интимными портретами, которые она создала для множества клиентов. Возможно, Мария-Антуанетта наняла Лебрена, потому что надеялась представить себя другом народа и человеком, который ценит более простые вещи в жизни. Муслиновое платье, которое она выбрала для картины, копировало популярный в то время галльский стиль. В соломенной шляпе и без украшений королева смотрит прямо на зрителя, для которого она, кажется, готовит букет.

Однако посетители Салона сочли картину «нескромной, неприличной, шокирующей» и нарушающей моральные границы, которые должны поддерживаться между королевским двором и его публикой. Такие платья действительно были в моде среди придворных дам, но носить их можно было только на частных посиделках в кругу близких друзей. В течение нескольких часов портрет был переименован: «Франция под влиянием Австрии вынуждена была прикрыться дешевой тканью».

Возмущенный беспорядками Людовик XVI потребовал снять портрет и вернуть его в Версаль. Было необходимо, чтобы образ королевы был восстановлен. Сохранив большую часть оригинальной композиции, расторопная Лебрен решила просто переодеть свою высокопоставленную подругу и сторонника королевской семьи в мерцающий серо-голубой шелк и жемчуг. За считанные недели новый политкорректный портрет заменил своего скандального предшественника. По иронии судьбы новая картина под названием Мария-Антуанетта а-ля роза раскрывает значительно большую грудь, чем оригинал. Тем не менее, он, по-видимому, отвечал требованиям приличия критиков и стал самым известным изображением последней королевы Франции.

Мария-Антуанетта в розовом цвете, Элизабет Виже-Ле Брюн, 1783

Повторы истории

Можно подумать, что западное общество эволюционировало за пределы таких мелочных суждений. Тем не менее, Мишель Обама получила столь же резкие оценки, когда появилась с голыми руками на своем первом официальном портрете в качестве первой леди. К счастью, у нее хватило выдержки и самоуважения, чтобы стоять на своем, и она даже предпочла появиться с голыми руками на своем последнем официальном портрете Эми Шеральд, который висит в 9-м доме.0016 Национальная портретная галерея . Что вы думаете? Женщины обречены на вечное внимание к своей внешности? Могла ли Мария-Антуанетта избежать гильотины, если бы защищала оригинальный образ? Пожалуйста, оставьте свои мысли в комментариях.

Другие ресурсы
  • Paris Match, «Портрет Марии-Антуанетты в розовом цвете» с эффектом скандала
  • Блог Софии Смит, «Воспоминания о Марии-Антуанетте: онлайн-выставка» (2012)
  • Историк моды, The Chemise a la Reine

Нравится:

Нравится Загрузка…

О Кэрол А. Зайдл

Серийный предприниматель в области программного обеспечения, писатель, переводчик и мать 3 детей. Активный последователь французских СМИ, культуры, истории и языка. Любитель книг, путешествий, истории, искусства, кулинарии, фитнеса и природы. Развитие связей с франкофилами и франкофонами.

Просмотреть все сообщения Кэрол А. Зайдл →

  Элизабет-Луиза Виже-Лебрен, История, Мария-Антуанетта, Версальский дворец, портрет, скандал. Закладка.
  • Конфиденциальность и файлы cookie: этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы соглашаетесь на их использование.
    Чтобы узнать больше, в том числе о том, как управлять файлами cookie, см. здесь: Политика в отношении файлов cookie

кратко отмеченных рецензий на книги | The New Yorker

The Believer , Сара Красноштейн (Tin House) . Граница между фактом и вымыслом стирается до откровения в этом рассказе об охотниках за привидениями, доулах смерти, шестидневных креационистах, НЛО. исследователи и другие, придерживающиеся идей, противоречащих, как рассудительно выразился автор, «более общепринятым реалиям». Красноштейн проводит годы среди своих подданных в Австралии и США, надеясь достичь глубокого понимания того, что движет их преданностью. Хотя ее подход является журналистским, чистая объективность оказывается невозможной; попытка установить связь с группой женщин-меннониток в Бронксе терпит неудачу, потому что «они верят, что я попаду в ад, и я верю, что они, возможно, уже живут в нем». В конечном счете, именно зарождающееся осознание Красноштейном себя как верующего приносит своего рода просветление.

Подсюжет , Меган Уолш (Columbia Global Reports) . Помимо кратких оценок таких писателей, как лауреат Нобелевской премии Мо Янь, диссидент Ма Цзянь и провидец-фантаст Лю Цысинь, в этом обзоре современной китайской литературы рассматриваются менее известные фигуры. Мы узнаем о поэтах-мигрантах, которые описывают неурядицы фабричной жизни, о писателях из преследуемых уйгурских и тибетских меньшинств, а также о легионах интернет-писателей, которые соревнуются за внимание четырехсот тридцати миллионов онлайн-читателей. Уолш пишет: «Современная китайская художественная литература представляет собой смесь ошеломляющей изобретательности, храбрости и человечности, а также душераздирающей покорности и прагматизма — запутанный и запутанный гобелен, который дает обманчивое представление о самом китайском обществе».

Страницы , Хьюго Гамильтон (Кнопф) . Рассказчиком этой своевременной тайны является разумная книга — первое издание «Восстания» Джозефа Рота, — которая «может сказать, когда история может повториться». Когда-то принадлежавший профессору-еврею и чудом избежавший сожжения книг нацистами, будучи спрятанным под студенческим пальто, этот том теперь находится в руках внучки этого студента, художницы, которая путешествовала из Нью-Йорка в Берлин, пытаясь найти место. изображены на нарисованной от руки карте на пустой странице. Книга — по-разному украденная, возвращенная, испорченная неонацистом, включенная в произведение искусства — неоднократно свидетельствует об отчаянных надеждах влюбленных на стабильность в условиях политического насилия.

Портрет неизвестной леди , автор Мария Гайнза, перевод с испанского Томаса Банстеда (Катапульта) . В Буэнос-Айресе молодая сотрудница аукционного дома, ставшая искусствоведом, рассказывает о своей навязчивой попытке найти и понять известного фальсификатора произведений искусства. Ее поиски вызваны разочарованием в мире искусства и «меланхолическим желанием чего-то неосязаемого». В романе рассматривается вопрос о том, может ли сама подделка быть оригинальной («Иногда я задаюсь вопросом, не было ли мошенничество с искусством единственным величайшим произведением искусства двадцатого века»), и затрагивает темы правды, лжи, легенды и виртуозности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *