Портрет аксаков: Аксаков Иван Сергеевич — Платонов А.И. Подробное описание картины, фото картины в хорошем качестве, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact

Аксаков Иван Сергеевич — Платонов А.И. Подробное описание картины, фото картины в хорошем качестве, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact

На этом портрете, написанном уфимским художником Анатолием Платоновым в конце ХХ века, изображен Иван Сергеевич Аксаков — выдающийся русский публицист, поэт, общественный деятель, один из главных идеологов славянофильского движения и третий сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Этот портрет является тонкой и детальной копией с картины великого живописца Ильи Репина: он снял поясной портрет Аксакова в 1878 году по заказу мецената Павла Третьякова.

В июне 1878 года Иван Аксаков во время выступления в славянофильской общественной организации, московском Славянском комитете, подверг резкой критике результаты работы русских дипломатов на Берлинском конгрессе — международном заседании, на котором был пересмотрен мирный договор по итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Эта речь, по мнению историка Сергея Мотина, «стала высшей точкой публицистической деятельности Аксакова, принесла ему международную известность, признание всех славянских народов, пострадавших от турецкого и австрийского гнета».  Она же привела его к жестокой опале: указом Александра II он был выслан из Москвы.

Репин, сам разделявший народнические взгляды, сочувствовал Ивану Аксакову и поэтому с радостью и энтузиазмом взялся за заказ Третьякова. Живописец приехал в место ссылки опального славянофила, село Варварино во Владимирском уезде, и написал его портрет. В 1880 году картина была выставлена на Первой выставке Московского общества любителей художеств и получила благосклонные отзывы. Сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Иван Аксаков родился осенью 1823 года в селе Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии (сейчас — Республики Башкортостан). Больше всего он известен как страстный приверженец славянофильства: литературного и религиозно философского движения, сторонники которого полагали, что у России есть типические отличия от стран Запада. Он в частности утверждал, что «государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней».

В 1842 году Иван Аксаков в чине титулярного советника занял должность помощника секретаря во II отделении 6-го уголовного департамента Сената. В 1845-м его пожаловали в коллежские асессоры, в этом же году он получил назначение на должность товарища председателя Калужской уголовной палаты. В мае 1847 года его обратно перевели в московский Сенат обер-секретарем: сначала II, а через 5 месяцев — I отделения 6-го департамента. Известно, что к поручениям начальства он относился очень серьезно, а его донесения отличались точностью и изяществом изложения. В 1860 годах он полностью сосредоточился на работе в Славянском комитете. Через несколько лет после возвращения из ссылки в Варварино он умер.

Н. Куприянов. Реальные и мнимые «лица» С. Т. Аксакова

II Библиотека II На главную II

Реальные и мнимые «лица» С. Т. Аксакова

В 1991 году мне случилось работать над портретом С. Т. Аксакова для Дома-музея писателя в Уфе по заказу епископа Никона. Поскольку предполагалось поместить портрет в музейную экспозицию (в настоящее время он находится в филиале музея в г. Белебее), хотелось добиться максимальной достоверности образа знаменитого земляка. Конечно, исторический портрет — это дело довольно рискованное: как добиться сходства с тем, кого никогда не видел? Хорошо, если сохранилось несколько качественных фото. А если историческая личность принадлежит эпохе, когда техника фотографии еще не была изобретена, приходится опираться на живописные портреты или рисунки, выполненные современниками.

Известно несколько акварельных портретов С. Т. Аксакова

(cм: М. П. Лобанов. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М. : Мол. гвардия, 1987). Но все они были выполнены еще в молодости, в период, когда он еще не был автором прославивших его книг. Есть также портрет маслом, выполненный И. Н. Крамским. Это, пожалуй, самый известный, «хрестоматийный» портрет. Репродукции этого портрета встречаются во многих книгах и публикациях об Аксакове (Качественные воспроизведения портрета, выполненного И. Н. Крамским, встречаются достаточно редко. Цветную репродукцию можно увидеть, например, на обложке рекламного проспекта Дома-музея С. Т. Аксакова в Уфе, выпущенного в 1991 году. Но для более убедительного сравнения я привожу здесь только черно-белые репродукции).

Просматривая различные такого рода воспроизведения, я обнаружил некоторые странности.

     

Во-первых, образ, созданный Крамским как-то плохо согласовывался с акварельными портретами С. Т. Аксакова. На акварелях у него лицо округлое, несколько полноватое. С портрета маслом смотрит человек скорее худощавый.

Во-вторых, как у всякого читателя, у меня невольно сложился собственный образ автора — неторопливого и добродушного рассказчика, русского барина и вместе с тем — человека очень мощного, независимого ума и характера. Портрет кисти Крамского напоминал скорее кого-то из разночинцев или народовольцев с характером болезненным, склонным «критиковать окружающую действительность». Хорошо известно, что художник, работая над чьим либо портретом, нередко бессознательно придает ему свои собственные черты. Крамской же был связан с «бунтом четырнадцати» и движением передвижников. Но, может быть, это мои субъективные ощущения? Все же Крамской — один из лучших русских портретистов, стоит ли сомневаться в его объективности? Ведь и в характере Аксакова присутствовали черты бунта и протеста: немало неприятностей доставляла ему, например, упорная приверженность к «народным» атрибутам внешности — бороде и кафтану.

  

Третья странность — среди репродукций встречается множество графических; на некоторых из них он изображен с усами (см: Лобанов М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М. : Мол. гвардия, 1987. Гравюра, изображающая С. Т. Аксакова с усами воспроизведена на вклейке, кроме того, вариант этой вымышленной внешности писателя, созданный, вероятно, в процессе издания книги, помещен на обложку книги. ), другие воспроизводят его в виде, отраженном слева направо (очевидно, вследствие отпечатка, выполненного с гравированной доски). И совершенно очевидно, что все они выполнены не с натуры, а с готового образца, причем, с одного и того же. Может быть, все они воспроизводят живописный портрет Крамского? Но, полная неожиданность, — обнаруживается еще один живописный портрет С. Т. Аксакова, выполненный не менее известным мастером В. Г. Перовым

(С. И. Машинский. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1961) — и все тех же параметров. Что же получается, один известный мастер копировал другого? При этом Перов создал еще один неожиданный образ Аксакова: это лицо напоминает карикатурного гоголевского чиновника. Возможно, Перову было известно, что Аксаков работал цензором, и это сыграло свою роль в создании подобной характеристики.

Здесь возникает закономерный вопрос: а были ли художники знакомы с Аксаковым или вовсе никогда его не видели? Портреты были написаны после смерти писателя, но, может быть, были какие-либо этюды, зарисовки? Если мы имеем ряд копий от мастерских до ремесленных, то где же оригинал?

Оказывается, он существует, и даже воспроизведен в собрании сочинений С. Т. Аксакова (См: Собрание сочинений С. Т. Аксакова в 4-х томах. М., Гослитиздат, 1955-1956.).

К счастью, Аксаков застал самое начало эры фотографии и, сохранился его дагерротип, замечательный по качеству. Это и есть тот оригинал, с которого выполнялись живописные и графические варианты. Тот же ракурс, тот же кафтан и борода, если не присматриваться, почти то же лицо. Но… здесь можно вздохнуть с облегчением, — совершенно иной характер! Этот образ не противоречит ни ранним акварельным портретам, ни читательскому образу автора «Семейной хроники».

                

       

Мне неизвестен автор дагерротипа, но он, несомненно, заслуживает славы портретиста. И в своей собственной живописной трактовке образа С. Т. Аксакова я опирался, прежде всего, на это изображение.

    

А ко всем «хрестоматийным» лицам с тех пор отношусь с подозрением.

Н. Куприянов

Aksak — Portraits: Music of Balkans Album Reviews, Songs & More

  • AllMusic Рейтинг
  • Пользовательский рейтинг (0)
  • Ваш рейтинг
  • Обзор ↓
  • Отзывы Пользователей ↓
  • Кредиты ↓
  • Релизы ↓
  • Похожие альбомы ↓

Поделись

Отслеживание

Название/Композитор Исполнитель Время Поток
1

Карсилама Севильяна

Лионель Ромье

Аксак 03:24 Амазонка
2

Колокоол

Лионель Ромье

Аксак 03:02 Амазонка
3

Брюль

Традиционный

Аксак 01:54 Амазонка
4

Аста Ярна

Патрис Габе

Аксак 02:41 Амазонка
5

Андреа

Изабель Куррой

Аксак 00:50 Амазонка
6

Эу Ну Сынт Нимени (Je Ne Suis Rien)

Изабель Куррой

Аксак 02:53 Амазонка
7

Хора Анатоль

Патрис Габе

Аксак 02:58 Амазонка
8

Сырба Анатоль

Патрис Габе

Аксак 02:02 Амазонка
9

Фу-Зи-Итоу/Эмма

Изабель Куррой / Лионель Ромье

Аксак 04:53 Амазонка
10

Камера Gadge (La Femme Non Tsigane)

Изабель Куррой

Аксак 02:34 Амазонка
11

Луиза

Кристиан Ильдеверт

Аксак 09:18 Амазонка
12

J’Avance (Напредуйем)

Лионель Ромье

Аксак 03:24 Амазонка
13

Kraï Selo Na Bairité (Aux Alentours du Village, Sure Les Collines)

Традиционный

Аксак 04:00 Амазонка
14

Гюверчин Бари (Танец голубей)

Традиционный

Аксак 04:27 Амазонка
15

Шорба (Ла Суп)

Патрис Габе

Аксак 05:25 Амазонка
16

Пуа Кассе

Патрис Габе

Аксак 03:56 Амазонка
17

Право Primavera

Лионель Ромье

Аксак 03:56 Амазонка
синяя подсветка обозначает выбор трека

Портреты: Музыка Балкан Информация об альбоме

Дата выпуска
9 января 2009 г.

Дата записи

15 ноября 2007 г. и 17 ноября 2007 г.

Место записи
  • Театр Рене Шар де Динь Ле Бен
Отправить исправления

Аксак — Портреты (Musiques Créatives Des Balkans) (2008, CD)

Подробнее изображения

33
1 Karsilama Sevillana

, составленная [Композицией], расположено [Аранжировка] — Lionel Romieu

, составленная [Композиция], аранжированная [Аранжировка] — Lionelu

4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 4004 400444 :24

2 Kolokool

Композитор [Композиция], Аранжировка [Аранжировка] – Лионель Ромье

Композитор [Композиция], Аранжировка [Аранжировка] – Лионель Ромье

3:02
3 BRRIUL

Письменная-традиция Roumanie*

. [Аранжировки] – Patrice Gabet

Автор – Traditionnel Roumanie*

Аранжировка [Аранжировки] – Patrice Gabet

Автор – Traditionnel Roumanie*

2:41 Andréa

Письменная-Изабель Куррой

Письменная-Изабель Куррой

0:50
6 EU NU NUNT NIMENI. Isabelle Courroy

Композитор [Композиция], Аранжировка [Аранжировка] – Isabelle Courroy

2:53
7 Hora Anatole Arrangement

], Композитор [Композиция]0023

, составленный [композицией], организованный [Аранжировка] — Патрис Габет

2:58
8 SîRBA Anatole

, составленная [Композиция], аранжированная по [Аранжируется] – Патрис Габет

. Автор [Композиция], Аранжировка [Аранжировка] – Patrice Gabet

2:02
9 Fou-z-itou / Emma

Композитор [Композиция], Аранжировка [Аранжировка] – Lionel23eu

Композитор [Эмма — Композиция], Аранжировка [Эмма — Аранжировка] – Изабель Курруа

Композитор [Композиция], Аранжировка [Аранжировка] – Лайонел Ромье Аранжировка] – Isabelle Courroy

4:53
10 Gadgé Camera (La Femme Non Tsigane)

Композитор [Композиция], Аранжировка [Композиция] – Изабель Курруа 90 By0022 Аранжировка [Аранжировка] – Изабель Куррой

2:34
11 Louisa

Composed By [Composition], Arranged By [Arrangement] – Christiane Ildevert

Composed By [Composition], Arranged By [Arrangement] – Christiane Ildevert

9 :18
12 J’avance (Napredujem)

Композитор [Композиция], Аранжировка [Аранжировка] – Лионель Ромье Станкова

Composed By [Composition], Arranged By [Arrangement] – Lionel Romieu

Text By [Poème] – Giuseppe Soldo

Translated By [Traduction] – Milan Stankov

3:24
13 Kraï Selo Na Baïrité (Aux Alentours Du Village Sur Les Collines)

Аранжировка [Аранжировки] – Isabelle Courroy

Автор – Traditionnel Bulgarie*

Аранжировка [Аранжировки] – Isabelle Courroy

Автор Bulgarie – Tradition*

4:00
14 Güvercin Bari (Danse des Pioleons)

Аранжируется [Аранжировки]-Изабель Куррой

. Courroy

Написано-традиция Anatolie: Elazığ*

4:27
15 Shorba (La Soupe)

, организованный [Arangements]-Patrice Gabet

2222.

5:25
16 POIS Cassé

— [Аранжировки] — Патрис Габет

. Primavera

Аранжировка [Аранжировки] – Lionel Romieu

Аранжировка [Аранжировки] – Lionel Romieu

3:56
  • Записано в – 90 90 Théâtre René Chardis0004
  • Made By – MPO
  • Художественное оформление [Concept Graphique] – Annie Demogeot
  • Artwork [Visages De La Roumanie 1995] – Isabelle Courroy Franceschi
  • Контрабас [Contrebasse], Вокал [Voix] – Кристиана Ильдеверт
  • Флейта [Flûtes], Kaval [Caval Roumain], Kaval [Kaval Bulgare], Аккордеон [Accordeon], Вокал [Voix] – Isabelle Courroy
  • Линер Примечания — Сами Садак
  • Мастеринг: [Avec Les Conseils De] – Ален Солер
  • Мастеринг: [Мастеринг] – Эрик Бертолет* Автор – Alex Corge
  • Фотография [Avec Le Kocsani Orkestar, Vélo Théâtre 2000, Avec Le Kocsani Orkestar, Марсель 2000] – Núria Quadrada
  • Фотография [Avec Murat Toraman, Стамбул 2008] – Yussuf Toraman
  • Photography ByCité De La Musique] — Хосе Асса
  • Фотография [Dans Le Maramures 2005] – Кристиана Ильдеверт
  • Фотография [Dans Le Maramures, Roumanie 2005] – Патрис Габе Автор [Roumanie 1992] – Isabelle Courroy, Laure Heller
  • Фотография [Vieil Homme Aux Pigeons, Istanbul] – Süba Derbent
  • Продюсер [Производство] – Aksak
  • Записано [Prise De Son], сведено [Mixage] – Эрик Бертолет *
  • Скрипка [Violon], альт-саксофон [Saxophone Alto], вокал [Voix] – Патрис Габе

Выпущено в дигипаке с 12-страничным буклетом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *