А.Плещеев «Осень», урок и презентация 3 класс 8 вид
Конспект урока чтения в 3 классе
Тема: «Осень» А Плещеев
Цели: 1. Познакомить с творчеством А Плещеева; формировать навыки
чтения, следить за культурой речи учащихся;
2. Развивать фонематический слух, память, внимание; наблюдать ,
умение замечать прекрасное рядом с собой через созерцание
природы;
3. Воспитывать эстетичные чувства от восприятия красоты зимней природы.
Оборудование: портрет А Плещеева, картины «Осень», аудиозапись
Вивальди «Осень», словарное слово «Озимь», простые
карандаши.
Ход урока.
I. . Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.
II. Речевая разминка.
* ень-ень-ень- наступила осень,
Бы-бы-бы- выросли в лесу грибы,
Пад-пад-пад – получился листопад.
* Прочитайте слоги в строчке с интонацией радости, печали, удивления, вопроса.
дож, ру, ша, чу, дик, ли.
* Прочитайте слоги, постепенно понижая голос до шепота, повышая голос, начиная с шепота.
мо, на, ли, ро, сит.
III. Подготовка к восприятию текста.
Вступительная беседа.
-Ребята, какие времена года вы знаете? ( зима, весна, лето, осень).
· Загадка.
(учитель загадывает загадку).
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
-Молодцы!
-А какие слова вам помогли отгадать загадку? (солнца нет, тучи, ветер).
Сегодня на уроке мы будем говорить о времени года «Осень».
· Работа по
картинке «Осень».
-Обратите внимание на доску. (на доске вывешена картина).
-Какое время года изображено на картинке? (Осень).
-Как определили? ( кругом желтые листья, деревья стоят голые).
-Какое настроение у вас вызывает эта картина? (унылое, спокойное).
IV. Сообщение темы урока.
а) -У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме. Очень много художников, поэтов, писателей пишут произведения о зиме. Вот и сегодня мы познакомимся с произведением русского поэта А Плещеева «Осень наступила».
б)Знакомство с биографией А Плещеева. (вывешиваю на доску портрет А Плещеева, учитель рассказывает биографию).
Родился
4 декабря 1825 года в Костроме. Отец был чиновником и умер, когда Алексею
Николаевичу исполнилось всего два года. Мать, Елена Александровна, воспитывала
сына одна, Плещеев получил прекрасное домашнее образование. Детство будущего
поэта прошло в Нижнем Новгороде. Умер Плещеев 8 октября 1893 года в Париже,
похоронен в Москве. Произведения Плещеева вошли в хрестоматию русской поэзии,
прозы, детской литературы и стали основой около сотни романсов русских
композиторов.
в) – Как вы думаете, о чём это стихотворение? ( об осени)
— Вы часто гуляете на улице, а наблюдали ли вы, как падают листья? (медленно, плавно, кружась, летая)
— А кто был в осеннем лесу? Красив ли он? (ответы детей)
V. Первичное чтение стихотворения учителем.
— Сейчас послушайте стихотворение «Осень» А Плещеева, в котором поэт по-своему увидел осенний луг, листья, поле и его тоже что-то поразило. А вы постарайтесь мысленно, закрыв глаза, представить себе картины, которые увидел поэт и описал вам. (Читает чтец под музыку)
— Что же поразило поэта? всё покрыто: поле, лес принакрылся шапкой)
— Какие картины увидели вы? ( листья тихо падают на землю, поле голое….)
— Очень хорошо!
VI. Чтение слов со сложной звуко-слоговой строй.
-Сейчас вы будете читать стихотворение А Плещеева «Осень». В нём встретятся трудные слова. Прочитаем их отдельно. Когда будете читать стихотворение, читайте слова правильно. (на доске заранее написаны слова: зеленеет, блестит)
-Ребята, прочитайте слово про себя
(зеленеет).
-Прочитаем слово по слогам, все вместе. (зе-ле-не-ет).
-А теперь читаем хором целым словом с правильным ударением. (остальные слова разбираем аналогично).
-Молодцы!
Словарная работа.
— Ребята, как вы понимаете слово озимь?
Озимь- всходы осеннего посева зерна. Слайд
(Учитель объясняет значение слова с соблюдением методики проведения словарной работы).
Видеофизминутка для глаз.
VII. Чтение стихотворения детьми
про себя.
-Откройте учебник
на стр. 63.
— Сейчас прочитайте стихотворение про себя. Обратите внимание на паузы, над которыми мы работали (отметьте их карандашом). Читайте их правильно, ставя ударение.
VIII. Физминутка.
Желтый лист, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
IX. Повторное чтение стихотворения и анализ содержания.
-А теперь давайте прочитаем вместе
со мной. Старайтесь читать так же как я. (при чтении учитель обращает внимание
на знаки препинания, выдерживает паузы, соблюдает интонацию).
— Будьте очень наблюдательны, потому что вам придётся отвечать на вопросы словами из стихотворения.
— Итак, представьте: мы вышли на поляну, справа – высохшие цветы, слева – голые кусты.
·
Чтение по четверостишиям.а) Читаем первые 4 строчки.
— Каким вы увидели цветы? (высохшими)
— Какими вы увидели кусты? (голыми)
Найдите такой рисунок на парте.
б) Читаем следующее четверостишие.
-Каким вы увидели луг? (желтая трава) А какое же вы увидели поле?(зеленое).
Найдите рисунок к этому четверостишью
в) Прочитаем третье четверостишие.
— Какое небо? (тёмное)
— Почему тёмное?
Что происходит в поле?
Найдите рисунок к этому четверостишью.
— Молодцы!
г) Читаем последнее четверостишие.
— Прочитайте, что сказано о ручье?(воды зашумели…) О Птичках? (улетели в теплые края…)
— Какое время года пришло? (осень)
(Дети раскладывают на парте по порядку рисунки, учитель на доске)
X. Чтение стихотворения целиком.
-Ребята, сейчас подготовьтесь и потренируйтесь к чтению у доски, а поможет нам наша зарисовка.
-Прочитайте выразительно стихотворение про себя. (затем вызываются к доске ребята, которые активно участвовали на уроке, и читают выразительно стихотворение на оценку; 2-3 ученика)
-Молодцы!
XI. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть. (1гр. –всё стихотворение, 2гр.- 2,3 четверостишия, 3гр.- выразительное чтение.)
XII. Итог урока.
-Какое стихотворение читали?
-Кто автор?
— Понравилось ли вам это стихотворение?
А.Н.Плещеев.Весна — литература, уроки
Тема урока : А.Н. Плещеев. Весна.
Цели урока : 1. Ознакомить учащихся с творчеством поэта, со
стихотворениями Плещеева.
2. Развивать навыки правильного, выразительного
чтения.
Задачи урока : — обогатить словарный запас детей ;
— развивать память, наблюдательность, воображение;
— прививать любовь к природе, музыке и изобразитель-
ному искусству, к русской словесности.
Оборудование : интерактивная доска, портрет А.Н.Плещеева,репро-
дукции с картин русских художников, портрет.П.И.
Чайковского, аудиозапись музыки «Апрель»,раздаточ-
ный материал.
Х о д у р о к а.
- Организационный момент.(раздать листы «самооценок»)
- Опрос и проверка домашнего задания ( стихотворение А.С.Пушкина «Весна», наизусть )
- Актуализация знаний.
Введение в тему урока.
Литературная разминка ( слайд №1 )
Задание : вставить пропущенное слово в данный текст.
Я — ……………- красна бужу землю ото сна
Наполняю соком почки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход !
Беседа : — Назовите ключевое слово.
— Определите литературный жанр произведения
— Кто может сформулировать тему урока ( ответы детей)
- Подготовка к восприятию текста.
- Изучение нового материала.
— Чем отличаются стихи от прозы? ( Рифма,ритм )
— Кто может предположить с какой целью читают стихи?
( Получить удовольствие, почувствовать настроение )
— Сегодня мы познакомимся с произведениями русского поэта А.Н.
Плещеева.
Слайд №2. ( портрет А.Н. Плещеева Текст «А.Н.Плещеев родился в 1825 году в Таганроге, детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась мать поэта Елена Александровна. Плещеев является автором многих детских стихотворений,которые стали хрестоматийными. »
Стихотворение, которое мы будем сегодня изучать называется «Весна». По названию стихотворения можем ли мы предположить о чем расскажет поэт? Что описывает автор?
Чтение стихотворения учителем ( наизусть )
Проверка первичного восприятия.
Беседа по вопросам : -Оправдались ли Ваши предположения,
Словарная работа. ( слайд №3 )
Лазурь — светло-синий цвет, синева
Повеять – есу, желпу
Миновала – прошла
Беседа по вопросам
— Какие картины весны наблюдает автор?
— С каким настроением говорит автор о них ?
— Где надо делать паузы при чтении стихотворения ?
-Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
Теперь, когда мы постарались понять настроение автора, попробуем прочитать стихотворение выразительно.
Работа над выразительностью чтения.
( Проговаривание слов хором и индивидуально, объяснение знаков препинания )
Слайд №4 «Самостоятельная работы»
( Выписать из текста весенние слова )
Беседа по вопросам : Какие слова помогают нам понять,что весна уже наступила ? Какя птица первой возвещает нам о приходе весны ?
Гость урока – учитель биологии Мырзалиева Н.М. ( рассказ о соловье, демонстрация альбома )
— Ребята, как вы думаете, кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы ? ( музыка )
Слайд №5 Петр Ильич Чайковский ( портрет)
Прослушивание произведения композитора «Апрель» ( беседа по окончании музыки )
— Что удалось передать композитору этой мелодией ? ( красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды… )
— Как называется такое состояние природы ? (пробуждение )
— Какие строки их стихотворения Плещеева подходят к музыкальному произведению? Почему автор назвал произведение «Апрель»?
Слайд №6 Текст «Родина слова «апрель» является Древний Рим, оно означает теплый, солнечный. Апрель- снегогон.»
Весна пробуждает не только природу, но и душу человека.
Красоту родной природы особенно чувствуют художник.
Слайд №7 «Репродукции с картин русских художников»
Беседа по вопросам : Какие признаки весны, указанные в стихотворении поэта Плещеева, можно увидеть на репродукциях с картин. Какое настроение, какие чувства хотели передать художники ? Что заинтересовало вас в этих картинах ?
Составление кластера :
Чувства человека можно передать :
— с л о в а м и
— м у з ы к о й
-к р а с к а м и
Обратная связь
— На нашей доске стоит одинокое дерево, у него голые ветви, ему очень грустно. Но мы можем ему помочь,если подарим ему зеленые листочки. Ребята, если наш урок принес вам весеннее настроение, вы можете подарить свою радость этому дереву. ( Ребята дарят дереву зеленые листочки )
Итог урока ( озвучивание самооценок ребят, проставленных на листах )
Домашнее задание : 1. Стихотворение «Весна»,наизусть
Творческое задание : нарисовать картину о весне.
Просмотр содержимого документа
«А.Н.Плещеев.Весна »
Тема урока : А.Н. Плещеев. Весна.
Цели урока : 1 . Ознакомить учащихся с творчеством поэта, со
стихотворениями Плещеева.
2. Развивать навыки правильного, выразительного
чтения.
Задачи урока : — обогатить словарный запас детей ;
— развивать память, наблюдательность, воображение;
— прививать любовь к природе, музыке и изобразитель-
ному искусству, к русской словесности.
Оборудование : интерактивная доска, портрет А.Н.Плещеева,репро-
дукции с картин русских художников, портрет.П.И.
Чайковского, аудиозапись музыки «Апрель»,раздаточ-
ный материал.
Х о д у р о к а.
Организационный момент.(раздать листы «самооценок»)
Опрос и проверка домашнего задания ( стихотворение А.С.Пушкина «Весна», наизусть )
Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Литературная разминка ( слайд №1 )
Задание : вставить пропущенное слово в данный текст.
Я — ……………- красна бужу землю ото сна
Наполняю соком почки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход !
Беседа : — Назовите ключевое слово.
— Определите литературный жанр произведения
— Кто может сформулировать тему урока ( ответы детей)
Подготовка к восприятию текста.
Изучение нового материала .
— Чем отличаются стихи от прозы? ( Рифма,ритм )
— Кто может предположить с какой целью читают стихи?
( Получить удовольствие, почувствовать настроение )
— Сегодня мы познакомимся с произведениями русского поэта А.Н.
Плещеева.
Слайд №2. ( портрет А.Н. Плещеева Текст «А.Н.Плещеев родился в 1825 году в Таганроге, детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась мать поэта Елена Александровна. Плещеев является автором многих детских стихотворений,которые стали хрестоматийными. »
Стихотворение, которое мы будем сегодня изучать называется «Весна». По названию стихотворения можем ли мы предположить о чем расскажет поэт? Что описывает автор?
Чтение стихотворения учителем ( наизусть )
Проверка первичного восприятия.
Беседа по вопросам : -Оправдались ли Ваши предположения,
Словарная работа. ( слайд №3 )
Лазурь — светло-синий цвет, синева
Повеять – есу, желпу
Миновала – прошла
Беседа по вопросам
— Какие картины весны наблюдает автор?
— С каким настроением говорит автор о них ?
— Где надо делать паузы при чтении стихотворения ?
-Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
Теперь, когда мы постарались понять настроение автора , попробуем прочитать стихотворение выразительно.
Работа над выразительностью чтения.
( Проговаривание слов хором и индивидуально, объяснение знаков препинания )
Слайд №4 «Самостоятельная работы»
( Выписать из текста весенние слова )
Беседа по вопросам : Какие слова помогают нам понять,что весна уже наступила ? Какя птица первой возвещает нам о приходе весны ?
Гость урока – учитель биологии Мырзалиева Н.М. ( рассказ о соловье, демонстрация альбома )
— Ребята, как вы думаете , кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы ? ( музыка )
Слайд №5 Петр Ильич Чайковский ( портрет)
Прослушивание произведения композитора «Апрель» ( беседа по окончании музыки )
— Что удалось передать композитору этой мелодией ? ( красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды… )
— Как называется такое состояние природы ? (пробуждение )
— Какие строки их стихотворения Плещеева подходят к музыкальному произведению? Почему автор назвал произведение «Апрель»?
Слайд №6 Текст «Родина слова «апрель» является Древний Рим, оно означает теплый, солнечный. Апрель- снегогон.»
Весна пробуждает не только природу, но и душу человека.
Красоту родной природы особенно чувствуют художник.
Слайд №7 «Репродукции с картин русских художников»
Беседа по вопросам : Какие признаки весны, указанные в стихотворении поэта Плещеева, можно увидеть на репродукциях с картин. Какое настроение, какие чувства хотели передать художники ? Что заинтересовало вас в этих картинах ?
Составление кластера :
Чувства человека можно передать :
— с л о в а м и
— м у з ы к о й
-к р а с к а м и
Обратная связь
— На нашей доске стоит одинокое дерево, у него голые ветви, ему очень грустно. Но мы можем ему помочь,если подарим ему зеленые листочки. Ребята, если наш урок принес вам весеннее настроение, вы можете подарить свою радость этому дереву. ( Ребята дарят дереву зеленые листочки )
Итог урока ( озвучивание самооценок ребят, проставленных на листах )
Домашнее задание : 1. Стихотворение «Весна»,наизусть
Творческое задание : нарисовать картину о весне.
Кадры из драмы Андрея Прошкина «Святой Алексий»
Режиссер Андрей Прошкин и актер Максим Суханов Р.Л. на съемках фильма Андрея Прошкина «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых.
Режиссер Андрей Прошкин и актер Максим Суханов Р-Л на съемках фильма Андрея Прошкина «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Актер Максим Суханов C на съемках фильма Андрея Прошкина «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Актеры Андрей Панин и Роза Хайрулина на съемках фильма Андрея Прошкина «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Актер Андрей Панин на съемках фильма Андрея Прошкина «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Актер Виталий Хаев на съемках фильма Андрея Прошкина «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Актеры Максим Суханов и Роза Хайрулина на съемках фильма Андрея Прошкина «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
На съемках фильма Андрея Прошкина Святой Алексий. В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Режиссер Андрей Прошкин на съемках своего фильма «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Актеры Иннокентий Дакаяров и Роза Хайрулина С на съемках фильма Андрея Прошкина Святой Алексий. В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Актер Максим Суханов C на съемках фильма Андрея Прошкина «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Режиссер Андрей Прошкин и актер Иннокентий Дакаяров Р-Л на съемках фильма Андрея Прошкина «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Актриса Роза Хайрулина на съемках драмы Андрея Прошкина «Святой Алексий». В фильме рассказывается о том, как святитель Алексий, митрополит Московский и чудотворец всея Руси, в 1357 году исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу, жену Джани-бека. 1357. Алексей, имя которого при рождении Елефтериос, был сыном Федора Феодора Биаконта, черниговского боярина, поселившегося в Москве и основавшего великий боярский род Плещеевых. Фото ИТАР-ТАСС/ Фонд культуры Кино/Телекомпания Православная энциклопедия Фото через Newscom
Красота спасет мир
Русская принцесса – Последняя муза Серебряного века Саломея Андроникова (1863–1944)
Последняя муза Серебряного века Саломея Андроникова
газеты сообщали, что 8 мая в Лондоне в возрасте 94 лет скончалась русская княгиня Саломея Андроникова, «последняя из блестящих женщин, оказавшихся современницами расцвета Серебряного века русской поэзии»… Саломея Ивановна Андроникова была одной из самых известных красавицы эпохи. Она славилась своим умом, обаянием и остроумием. Среди ее друзей были известные русские поэты и художники того времени. В памяти современников она осталась Последней музой ХХ века. Анна Ахматова называла ее «Красавицей тринадцатого года», вдохновленный ею Осип Мандельштам увековечил ее в поэме «Соломинка». Несмотря на войну, революцию, эмиграцию, вопреки страху перед будущим, она была верна своим идеалам, обладала способностью слушала, а главное, сохранила дар быть женщиной – всегда, везде, при любых обстоятельствах.
Княгиня Саломея Андроникова, с картины Бориса Григорьева
Дочь грузинского князя Ивана Андроникашвили (1863–1944), русская мать Лидия Плещеева-Муратова (1861–1953) и внучатая племянница поэта А. Плещеева Саломея Андроникова родился в октябре 1888 года в Тифлисе, Российская империя. Недаром Грузия традиционно считается страной красивых женщин и музыки. «Нет ничего прекраснее местных женщин, — писал в 1768 году аббат Жозеф Делапорте. – Эту землю можно назвать обителью красоты…»
Саломея Андронникова
Когда Саломее было восемнадцать лет, она вместе со своей двоюродной сестрой Тинатин (впоследствии жена композитора и пианиста Сергея Танеева) отправилась в Санкт-Петербург и вскоре стала центром светской жизни столицы, что потребовало немалых затрат на одежду и украшения.
Саломея Андроникова художника В. Шухаева
Саломея открыла свой литературный салон, где собирались талантливые поэты, художники, музыканты и ее поклонники. Средства на светскую жизнь вскоре нашлись – Саломея вышла замуж за богатого чайного торговца Павла Андреева, вдовца вдвое старше ее. Но семейная жизнь не была счастливой: муж любил попойки, а главное – гонялся за женщинами, даже за сестрами жены. Очарованный одной, на следующий день он мог сказать любовные слова другой. В конце концов Саломея с помощью своего друга, адвоката Луарсаба Андроникова рассталась с Андреевым. Уже после развода Саломеф родила дочь Ирину, впоследствии баронессу Нольде, участницу французского Сопротивления, коммунистку. Отец ни разу не видел свою дочь.
Художник Шухаев – Саломея Андроникова
Саломея была очаровательна. Нежный свет миндалевидных глаз в обрамлении длинных черных ресниц, гордая голова на длинной шее, удивительно стройная фигура. «Всегда наряднее всех одета, розовее и выше всех», — писала о ней Ахматова и подарила ей сборник стихов «Четки» с подписью «В надежде на дружбу» и сборник «Белая стая» со словами любви. и симпатии, к ней относившиеся. К тридцати годам красота Саломеи достигла своего пика. Ее портреты писали известные художники Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Александр Яковлев, Борис Григорьев, Сергей Чехонин, Василий Шухаев. Характер Саломеи под стать ее красоте, яркости и неординарности.
Илья Зданевич
«Меня привлекает ваша твердая уверенность в себе, ваша неподдельная, искренняя, не искусственная внимательность к людям. Ваше ребячество идеально вам подходит. Вы не слишком убежденный приверженец женственности и лени, чтобы быть малоподвижным и спокойным», «Ваша авантюрная натура… меня привлекает. Ты, конечно, авантюрист, а потому и родственница мне», — писал Саломее ее верный поклонник и друг, поэт Илья Зданевич. Саломея дружила со Зданевичами всю жизнь. Мандельштам был в нее влюблен, кроме упомянутых «соломинок», казавшихся ей «божественной музыкой», посвященных ее стихотворениям «Мадригал» и «Я потерял нежную камею».
Портрет Саломеи Андрониковой-Гальперн работы Зинаиды Серебряковой, 1924 г.
Летом 1917 года Саломея Андроникова вместе с дочерью и другом, поэтом Сергеем Рафаловичем, отправилась в Крым, еще не зная, что это было прощание с Санкт-Петербург и к ее образу сверкающей Музы, ставшей легендой Серебряного века… Грядущие тяжелые времена не сулили хрупкой красавице ничего хорошего. Пришло время житейских трудностей с пугающим неизвестным словом – эмиграция. Андроникова эмигрировала. Сначала в Баку, потом в родной Тбилиси, потом в Париж.
Саломея Андронникова Петрова-Водкина (1925)
Однажды Саломея призналась, что «совершила глупость, уехав из дома в трудное время». Однако эта умная и гордая женщина, грузинская принцесса, до последних дней своих думала о России и Грузии. В 40-х годах она издала кулинарную книгу, где среди прочего дала два рецепта традиционных грузинских блюд. Сама эта аристократка прекрасно готовила. Как-то она пошутила: «Всю жизнь думала, что я муза, а оказалось — кухарка».
Александр Яковлев. Портрет Саломеи Андрониковой и Ашен Меликовой (три женщины), Париж
Во Францию она отправилась налегке, как прогулка в увеселительное плавание, с другим поклонником – Зиновием Пешковым, приемным сыном Максима Горького и сводным братом Якова Свердлова, человек удивительной человеческой биографии. Зиновий Пешков в мундире майора французской армии 1926 года. Будущий генерал французской армии, кавалер пятидесяти правительственных наград. Владеет семью иностранными языками, включая арабский, китайский и японский. Зиновий Пешков был приемным сыном пролетарского писателя Максима Горького, а на самом деле происходил из семьи Свердловых. Именно его брат Яков Свердлов возглавит потом, после Октябрьской революции, ЦИК и будет вместе с Лениным одной из главных фигур отечественной истории.
Зиновий Пешков
Пешков, по словам Андрониковой, уговорил ее «покататься с ним в Париж, что называется, за шляпкой купить». «Время было непонятное, даже бешеное, — вспоминала позже Саломея. – я ничего не мог объяснить, что происходит; как всякий обыкновенный аристократ, не хотел ни о чем глубоко задумываться». Андроникова ушла без паспорта, без всего, как была, с чемоданчиком. С Зиновием Пешковым она познакомилась в 1920 году в Баку, в доме своего ближайшего друга. В то время Зиновий Пешков служил французскими представителями при меньшевистском правительстве Грузии. Он навсегда остался во Франции, дослужился до бригадного генерала, стал соратником де Голля. Саломея и Зиновьев вскоре расстались, но их дружба продлилась долгие годы.
Александр Яковлев (1887-1938) Портрет Саломеи Андрониковой
В 1925 году Андроникова вышла замуж за своего поклонника – адвоката Александра Гальперна, который тоже находился в длительной ссылке, еще со времен Петербурга. Супруг жил в Англии, и Саломея навещала его, прилетев из Парижа, где работала в модном журнале Люсьена Фогеля. Здесь, в Париже, она познакомилась с Мариной Цветаевой. «У нас была настоящая интеллектуальная дружба, — вспоминала позже Андроникова. Она мне сказала: «Саломея, мы не блестящие, мы блестящие! И действительно, это был блестящий компаньон. Андроникову поразила бедность, в которой жила Цветаева. Как она могла ее содержать – Люсьен Фогель заплатил ей тысячу франков, двести она дала Марине, раздавала билеты на ее поэтические вечера. Кроме того, она организовала своего рода благотворительный комитет из нескольких состоятельных россиян, которые ежемесячно собирали определенную сумму для семьи Цветаевой вплоть до отъезда Цветаевой в Советскую Россию.