Понятие индустриализации страны означало: Речь на пленуме ЦК ВКП(б) 19 ноября 1928 г.

Процесс индустриализации: формирование крупного промышленного производства

Процесс индустриализации означает формирование крупной промышленности. В этот период наблюдается переход от традиционного малопроизводительного труда к высокоразвитому индустриальному развитию. Параллельно происходит разработка и внедрение новых технологий, которые способствуют увеличению производительности. В первую очередь толчок получают такие отрасли как металлургия и энергетика.

  1. 1 Основные причины внедрения индустриализации
  2. 2 Признаки индустриализации
  3. 3 Общая теория
  4. 4 Сопутствующая терминология
  5. 5 Исторические сведения
  6. 6 Индустриализация стран мира
  7. 7 Современная ситуация

Основные причины внедрения индустриализации

К основным причинам индустриализации, которую взяли на вооружение многие страны относятся:

  1. Облегчение труда населения за счет внедрения новых технологий в процесс производства продукции.
  2. Устранение отсталости государства путем наращивания роста промышленности и усиления экономики.
  3. Уменьшение экономической зависимости от соседних государств.
  4. Развитие тяжелой промышленности и изготовление средств производства, для поднятия с их помощью других отраслей.
  5. Если страна аграрная, то индустриализация должна обеспечить селян необходимой техникой.

Признаки индустриализации

Если страна стала на путь индустриального развития, то через непродолжительное время будут заметны ее признаки. Состоять они будут в следующем:

  1. Увеличатся доходы населения за счет роста экономики государства.
  2. Начнется приток инвестиций как внутренних, так и внешних.
  3. Произойдет замена ручного труда машинным.
  4. Усилится внедрение автоматизации производства.
  5. Произойдет приток рабочей силы в города за счет уменьшения численности сельского населения.
  6. Станет заметно влияние науки на технологические процессы в промышленности.

Общая теория

Экономика любого государства стоит на трех базовых основах:

  1. Обеспечение сырья. Оно может добываться из собственных недр или покупаться в соседних странах.
  2. Переработка сырьевых составляющих и получение окончательной продукции.
  3. Реализации готовых изделий.

В процессе индустриализации происходит доминирование процесса производства над добычей или приобретением сырьевых ресурсов. Начинается промышленная революция, которая происходит в 2 этапа:

    1. Процесс индустриализации только становится на ноги.
    2. Начинается модернизация промышленной сферы, что ведет к наращиванию производства.

Усиление промышленной сферы ведет, как правило, к увеличению доходов населения. Такое не происходит только в том случае, когда целыми отраслями промышленности завладевают монополисты. В таком случае доходная часть государства падает.

Сопутствующая терминология

В процессе развития индустриализации постепенно возрастает квалификация рабочих и служащих. Появляется необходимость научного подхода для ускоренного развития отраслей промышленности. В результате в начале XX века появилось сопутствующее понятие индустриализации — фордизм. Этот термин включает в себя 4 составляющие:

  1. Разделение персонала: управляющий, ИТР и исполняющий работу невысокой квалификации.
  2. Внедрение стандартизации в машиностроительные отрасли с целью взаимозаменяемости деталей и узлов, пригодных к разным изделиям.
  3. Оптимальная организация цехового производства, дающая максимальную отдачу.
  4. Налаживание конвейера на заключительной стадии формирования продукции.

Исторические сведения

Европейские страны в средние века не имели промышленности. Основная работа состояла в возделывании земель и ручном труде ремесленников. Как результат, с регулярной периодичностью в ряде стран возникал голод. Исключение составляли государства, которые могли наладить товарообмен.

Впервые понятие индустриализации было внедрено в Англии. Произошло это в XVIII веке. Промышленность страны снабдила сельское хозяйство необходимой техникой. В итоге свершилась сельскохозяйственная революция. Освободилось большое количество сельских работников, которые переселились в город. Произошло перераспределение рабочей силы. Избыточная часть ушла из села и заполнила собой городские ниши.

Из-за того, что рабочий класс имел низкую квалификацию, хозяевам предприятий пришлось пойти на изменение технологического процесса, разделив и стандартизировав операции. Это дало результат. Появились узконаправленные специалисты.

Индустриализация стран мира

В дальнейшем индустриализация начала свое внедрение в другие страны мира. Примерами могут служить государства:

  1. Россия. Начало индустриализации было положено в 1830–1840 годы. В это время создается текстильная и сахарная промышленность, усиливается металлургия. В 1891 году наблюдается рост промышленного производства. Но особенно ощутимый толчок произошел в 1930 годах, во время становления СССР.

  2. Япония. В 1870 году, в целях устранения отставания державы от Европы была проведена военная реформа и взят курс на индустриализацию.

  3. Южная Корея. 1980 год. В этой стране настолько успешно прошел процесс индустриализации, что ее опыт стал перениматься рядом других государств. В результате в Южной Корее быстрыми темпами стало развиваться судостроение и автомобилестроение.

Современная ситуация

Особых успехов в настоящее время благодаря проведенной индустриализации добились США, Япония и Китай. Именно эти державы являются крупнейшими мировыми производителям продукции.  

В условиях современности индустриализация оказывает большое влияние на общество и окружающую среду. Заключается оно в следующем:

  • Произошло перетекание жителей из сельских районов в города.

  • Увеличение численности городского населения привело к территориальному росту городов.

  • Семьи стали малочисленными, поскольку возмужавшие дети покидают родительский кров в поисках более перспективной работы.

  • Рост крупных предприятий сказывается на экологии окружающей среды. Идет ее загрязнение.

  • Работа в условиях интенсивного производства часто вызывает стрессы и нервные срывы у работников.

  • Высокая концентрация граждан создает предпосылки для формирования очагов эпидемий.

Индустриализация – закономерный процесс, проходящий во многих странах мира. Важно чтобы он проходил под контролем государства. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность развития промышленных предприятий.

импортозамещение или экспортная ориентация? – Новости Узбекистана – Газета.uz

Доктор экономических наук, профессор Университета мировой экономики и дипломатии Нишанбай Сиражиддинов приводит аргументы в пользу экспортоориентированной внешнеторговой стратегии, акцентируя внимание на необходимости проведения сопутствующих административных, налоговых, банковских и образовательных реформ.

Импортозамещение vs экспортная ориентация

В последнее время в СМИ идет дискуссия по внешнеторговой стратегии Узбекистана. Одна группа экспертов выступает за проведение политики импортозамещения, другая группа — за экспортную ориентацию, третья — за их сочетание.

Одна из причин такого разброса мнений заключается в том, что некоторые участники дискуссий, особенно сторонники импортозамещения, не понимают суть стратегий импортозамещения и экспортной ориентации. Если в экономике страны в течение года осваивается производство определенного количества ранее импортируемых товаров, пусть даже большого их количества, это не говорит о проведении политики импортозамещения. Аналогичным образом, если страна начинает экспортировать большое количество новых товаров, это еще не говорит о проведении политики экспортной ориентации.

Как показывает опыт зарубежных стран, при проведении политики стимулирования экспорта осваивается производство значительно большего количество новых товаров, чем при проведении политики импортозамещения. Естественно, значительная часть этих новых товаров сначала продается на внутреннем рынке, лишь потом начинается их экспорт.

Реклама на Газета.uz

По этой причине внешнеторговая стратегия — это не техническое понятие, отличающееся тем, производится ли товар для внутреннего рынка или для экспорта. Она представляет собой совокупность мер всей экономической политики, которая в комплексе создает стимулы либо для расширения экспорта и интеграции экономики в мировую экономику, либо для сокращения импорта и изоляции экономики от внешнего мира.

Теоретически можно различать политику импортозамещения, нейтральную политику по отношению к внешней торговле и политику стимулирования экспорта.

Основной характеристикой политики импортозамещения является создание искусственных стимулов для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. При импортозамещении стимулы искажены в пользу импортируемых товаров, т. е. совокупность всех инструментов экономической политики создает такую ситуацию, когда хозяйствующие субъекты от продажи своего товара на внутреннем рынке получают больше прибыли, чем от его экспорта. Такое смещение стимулов в сторону импортозамещения является, как правило, следствием установления высоких импортных тарифов, квотирования импорта, валютного контроля, массированного субсидирования импортозамещающих производств при помощи налоговых, кредитных, таможенных и других льгот. При проведении политики импортозамещения на практике чаще всего используются все эти инструменты одновременно.

Нейтральная внешнеторговая политика означает, что для страны стимулы нейтральны между экономией единицы иностранной валюты через замещение импорта и зарабатыванием единицы иностранной валюты через экспорт. При нейтральной внешнеторговой политике хозяйствующие субъекты зарабатывают примерно одинаковую прибыль независимо от того, продают ли свой товар на внутреннем рынке или его экспортируют. Такая политика возможна либо при установлении свободного внешнеторгового режима, либо если стимулы взаимно компенсируют друг друга. Например, если правительство облагает налогом весь импорт тарифом по ставке 20%, и одновременно предоставляет на такую же сумму субсидии на экспорт, то это означает, что правительство проводит нейтральную внешнеторговую политику.

Политика стимулирования экспорта предполагает индустриализацию экономики путем наращивания экспортного потенциала страны. На практике проведение этой политики не сводится к сильному смещению стимулов в сторону экспорта и массированному его субсидированию. Массированное субсидирование экспорта не может привести к росту экспорта страны, так как снижение цен экспортных товаров и увеличение спроса на них на мировом рынке в результате субсидирования приведет к повышению обменного курса национальной валюты. Последнее, в свою очередь, будет сдерживать экспорт, поскольку отечественные товары будут обходиться дороже иностранным покупателям (либо доходы экспортеров от экспорта в национальной валюте уменьшаются), и стимулировать импорт, так как импортные товары будут обходиться дешевле для отечественных потребителей. В результате эффект от субсидирования экспорта сводится на нет.

Поэтому многие экономисты под экспортоориентированной политикой понимают политику, близкую к свободной торговле, когда стимулы не искажены, а для производителей стимулы к экспорту и продаже продукции на внутреннем рынке нейтральны.

На практике страны, выбравшие стратегию стимулирования экспорта, не проводят абсолютно свободную внешнеторговую политику, а страны, выбравшие стратегию импортозамещения, не ограничивают импорт всех товаров. Абсолютно открытой экономики и абсолютно свободного внешнеторгового режима нигде в мире не существует. Даже в развитых странах активно проводится промышленная политика, направленная на ускорение структурных изменений в экономике. Однако при проведении политики экспортной ориентации внешнеторговые ограничения, с одной стороны, не должны приводить к высокому уровню импортного протекционизма, который будет провоцировать монополизацию внутренних товарных рынков, убивать стимулы производителей к экспорту, стимулировать теневой импорт. При этом важно выбирать наиболее эффективные инструменты защиты отечественных производителей, а высокие импортные пошлины, акцизы на импорт, валютный контроль, административное распределение финансовых и материальных ресурсов не всегда могут претендовать на роль такого инструмента.

С другой стороны, при экспортоориентированной политике нельзя распространять высокий уровень импортного протекционизма в экономике на большое число отраслей: защита отраслей должна быть строго селективной, и основываться на дефектах рыночного регулирования. Другими словами, надо поддержать только те отрасли и виды деятельности, которые потенциально несут убытки от несовершенства рынка. Защита большого количества отраслей от импортной конкуренции означает уже проведение политики импортозамещения, а не экспортной ориентации.

Как показал опыт зарубежных стран, политика экспортной ориентации имеет неоспоримые преимущества по сравнению с политикой импортозамещения. По данным Всемирного банка, в 1965—1990 годах ВВП стран, проводивших политику стимулирования экспорта, показал ежегодный прирост в 7,6%, тогда как у всех развивающихся стран этот показатель составил 3%.

Преимущества политики стимулирования экспорта

Чем вызвана такая высокая эффективность политики стимулирования экспорта по сравнению с политикой импортозамещения?

Существует большое число факторов, влияющих на высокую эффективность политики стимулирования экспорта и низкую эффективность политики импортозамещения. Наиболее важными из них можно считать следующие:

1. Проведение политики стимулирования экспорта предполагает большее использование косвенных методов государственного регулирования, тогда как политика импортозамещения более широко опирается на прямые (административные) методы государственного регулирования (валютный контроль, импортные квоты, административное распределение финансовых и материальных ресурсов и т. д.). Когда выпускаемая фирмами продукция ориентирована в основном на внешние рынки, государство волей-неволей вынуждено проводить либерализацию экономики, а значит и отказываться от административного регулирования. Когда же выпускаемая продукция фирм в основном ориентирована на внутренний рынок, а отечественные производители защищены протекционистскими барьерами, у правительства появляются возможности и желание более активно использовать административные методы регулирования.

В большинстве случаев прямые (административные) методы государственного регулирования менее эффективны, чем рыночные, что и является, на наш взгляд, одним из главных преимуществ политики экспортной ориентации по сравнению с политикой импортозамещения.

Применение прямых, административных методов государственного регулирования, в частности, может привести к значительным искажениям цен, что исключено при использовании косвенных методов. Так, при наличии единого равновесного обменного курса, характерного для политики экспортной ориентации, стимулирование экспорта может быть осуществлено только при помощи инструментов, которые непосредственно влияют на состояние государственного бюджета (например, субсидии экспортерам). Государственные расходы на стимулирование экспорта при этом не могут достигнуть чрезмерных размеров. Это объясняется, с одной стороны, тем, что данные расходы прозрачны для политиков, а с другой стороны — тем, что они ограничены возможностями государственного бюджета.

При проведении же политики импортозамещения появляется соблазн покрыть дополнительные расходы на защиту отечественных производителей, конкурирующих с импортом, за счет потребителей и производителей-экспортеров через искажение цен путем применения административных методов государственного регулирования, в частности, при помощи внешнеторговых и валютных ограничений, административного распределения финансовых и материальных ресурсов.

По этой причине при проведении политики импортозамещения ценовые искажения могут достичь значительных размеров. А это, в свою очередь, имеет своим следствием неэффективное распределение и использование ограниченных ресурсов страны, является основным препятствием на пути максимального использования преимуществ международного разделения труда и интеграции в мировую экономику, причиной низких темпов экономического роста и благосостояния народа.

2. При проведении политики экспортной ориентации все больше отечественных фирм будут продавать свою продукцию на мировом рынке, где они столкнутся с жесткой конкуренцией как по цене, так и по качеству продукции. Это вынудит их постоянно совершенствовать производство, снижать себестоимость и повышать качество продукции.

При проведении же политики импортозамещения на внутреннем рынке, как правило, отсутствует конкуренция, так как создаются «тепличные» условия для отечественных производителей, ориентированных на внутренний рынок, что усиливает их монополистические позиции. Монополии, как известно, стремятся максимизировать свою прибыль не путем увеличения объемов производства, снижения себестоимости и повышения качества выпускаемой продукции, а путем ограничения объемов производства и повышения цен на свою продукцию. Это и является одной из причин низкой эффективности производства и инвестиций во вновь организованных отраслях промышленности в странах, выбравших путь индустриализации при помощи импортозамещения.

3. Политика импортозамещения означает, что более высокие цены товаров на внутреннем рынке как результат высокого уровня импортного протекционизма снижают стимулы к экспорту, стимулируя продажу товаров на внутреннем рынке. Поскольку высокий уровень импортного протекционизма в большей степени применяется для защиты отечественных производителей готовых и промежуточных изделий, относительно высокие внутренние их цены по сравнению с их ценами на внешних рынках убивают стимулы этих производителей к экспорту своей продукции. По этой причине страны, выбравшие политику импортозамещения, не смогли добиться диверсификации экспорта и увеличения доли продукции обрабатывающей промышленности в структуре экспорта, превратились либо в поставщиков сырьевых ресурсов, если они имелись, либо довольствовались крайне низкими темпами экономического роста и отсталой структурой экспорта. В странах, проводивших политику экспортной ориентации, у производителей были стимулы к наращиванию экспорта.

4. Не менее важным преимуществом стимулирования экспорта по сравнению с импортозамещением является то, что первая политика позволяет достичь эффекта масштаба. Это может происходить как в результате увеличения численности фирм-производителей аналогичной продукции и усиления между ними конкуренции за рынки сбыта (внешняя экономия), так и в результате увеличения объемов производства каждой фирмы, работающей на мировой рынок (внутренняя экономия). Как известно, в настоящее время экономия на масштабе становится одним из основных факторов конкурентоспособности фирм.

При проведении же политики импортозамещения достичь эффекта масштаба из-за недостаточной емкости отечественного рынка зачастую невозможно. Это в значительной степени связано и с низким уровнем доходов населения развивающихся стран.

5. Высокий протекционизм, характерный для политики импортозамещения, имеет неизбежным своим следствием возникновение «непроизводительных» с точки зрения общества затрат в виде «поиска рентной прибыли». Значительные средства и время предпринимателей затрачиваются не на совершенствование производства и удовлетворение запросов потребителей, а на получение лицензий, различных таможенных и налоговых льгот, получение квоты на импорт или приобретение иностранной валюты для импорта, приобретение ресурсов по заниженным ценам, на увековечение монопольного положения фирм, имеющих привилегии и т. д. Наличие свободной конвертации национальной валюты, низких таможенных пошлин и либеральной экономики при проведении политики стимулирования экспорта приводят к тому, что этих непроизводительных затрат общества становится несоизмеримо меньше, а предприниматели тратят свои доходы на модернизацию своего производства для повышения его конкурентоспособности.

6. Неизбежным следствием высокого уровня импортного протекционизма при проведении политики импортозамещения становится рост теневого импорта, при этом с течением времени доля теневого сектора будет расти, т. к. импортеры найдут способы обходить существующие барьеры. В результате развивается коррупция, государственная казна недополучает доходы, эффект защиты отечественных производителей снижается. При проведении же политики экспортной ориентации, из-за высокой открытости экономики, этих негативных явлений для экономики и общества также будет несравнимо меньше.

7. Высокие темпы инфляции как следствие неразвитости финансового рынка и наличия государственного контроля над процентными ставками в странах, выбравших политику импортозамещения, сдерживают вовлечение сбережений домохозяйств в оборот и становятся дополнительным источником инфляции, постоянно воспроизводящим себя. Основным направлением вложения сбережений домохозяйств становится покупка свободно конвертируемых валют, т. к. темпы роста обменного курса иностранной валюты будут выше процентных ставок. Это существенно ограничивает возможности инвестирования и вынуждает правительства развивающихся стран финансировать инвестиции при помощи дополнительной эмиссии денег. Политика экспортной ориентации, предполагающая либеральную экономическую политику, вынуждает правительство проводить взвешенную экономическую политику, направленную на сохранение макроэкономической стабильности и макроэкономических пропорций.

8. Результаты первых лет осуществления политики импортозамещения в дальнейшем будут способствовать еще большему усилению протекционизма. В частности, амбициозные планы индустриализации, высокие темпы инфляции в условиях низких или отрицательных темпов роста экспорта и притока иностранной валюты приводят к резкому повышению спроса на иностранную валюту. В то же время в большинстве развивающихся стран, проводивших политику импортозамещения, с целью субсидирования импорта инвестиционных товаров и уменьшения расходов на обслуживание внешнего долга либо установился режим фиксированного обменного курса, либо темпы снижения обменного курса национальной валюты сильно отставали от темпов инфляции, что вынуждало правительство вводить валютное рационирование. Такая стратегия приводила к повышению реального обменного курса национальной валюты этих стран, что вызывало снижение конкурентоспособности их товаров на мировом рынке, проблемы с платежным балансом и усиление протекционизма из-за «недостаточности» иностранной валюты. А дальнейшее усиление протекционизма означало усиление ценовых искажений и, следовательно, еще большее снижение эффективности распределения и использования ресурсов.

9. Проведение политики импортозамещения в конечном счете означает сокращение не только импорта, но и экспорта вследствие снижения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Другими словами, проведение политики импортозамещения снижает конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке. Это может происходить либо в результате роста издержек производства экспортных товаров (следствие ограничения импорта и, соответственно, повышения цены импортных товаров, используемых при производстве экспортной продукции), либо в результате повышения реального обменного курса национальной валюты (следствие сокращения спроса на импортные товары и иностранную валюту).

Однако объем и темпы роста экспорта страны — в числе важнейших показателей кредитоспособности страны. Возможности страны как во внешнем заимствовании, так и в привлечении прямых иностранных инвестиций во многом зависят от этих показателей. Как подтвердили исследования, основная разница между странами, испытавшими кризис внешней задолженности, и странами, которые его избежали, заключается не в отношении объема внешнего долга к ВВП (по этому признаку эти две группы стран мало чем отличались), а в отношении объема внешнего долга к экспорту.

Следовательно, политика экспортной ориентации, имеющая своим следствием высокие темпы экспорта и импорта, дает больше возможностей для привлечения иностранных инвестиций, столь необходимых для экономического роста в развивающихся странах.

Какой должна быть роль государства

Какова роль государства в ускорении темпов структурной перестройки экономики, повышении доли готовых изделий с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства и экспорта при проведении политики стимулирования экспорта? Не приведет ли либерализация импорта и снижение уровня защиты отечественных производителей к замедлению этих процессов в экономике?

Высокие импортные тарифы, акцизы на импорт, валютный контроль и другие административные меры, широко применяемые в проведении политики импортозамещения, не единственные инструменты защиты отечественных производителей. Более того, они часто являются самыми неэффективными инструментами экономической политики. Существуют альтернативные, более эффективные инструменты экономические политики, позволяющие повысить конкурентоспособность как экспортеров, так и отечественных товаров, конкурирующих с импортом.

Во-первых, страны, выбравшие экспортоориентированную стратегию развития, в качестве основного инструмента повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках использовали и используют заниженный реальный обменный курс национальной валюты. В результате такой политики цены на внутреннем рынке оказываются ниже, чем на внешнем рынке, что создает мощный стимул, с одной стороны, к расширению экспорта, с другой стороны, к расширению производства товаров, конкурирующих с импортом на внутреннем рынке. Снижение обменного курса национальной валюты на 10% равнозначно, при прочих равных условиях, введению импортного тарифа на весь спектр импортных товаров по ставке 10% и субсидированию всего экспорта на 10%, вместе взятых. Такая мера повышает цену импортных товаров на внутреннем рынке на 10%, повышая конкурентоспособность отечественных производителей, конкурирующих с импортом, и снижает цену отечественных товаров для иностранных покупателей на 10%, повышая конкурентоспособность отечественных производителей на внешних рынках. Не случайно между США и КНР до сих пор идут споры по поводу обменного курса юаня: США требуют повышения его курса, а КНР этого не хочет, чтобы не допустить снижения конкурентоспособности китайских товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Во-вторых, важным инструментом защиты и повышения конкурентоспособности отечественных производителей является снижение транзакционных издержек бизнеса путем углубления институциональных и административных реформ, проведения стабильной и предсказуемой экономической политики. Исходя из существующей ситуации в Узбекистане, наиболее актуальными проблемами перехода к политике стимулирования экспорта в этой сфере являются:

а) кардинальная реформа бюджетно-налоговой системы, включая упрощение налогового администрирования и снижение налогового бремени, более равномерное его распределение как между отраслями экономики, так и между малым и крупным бизнесом, формирование налоговой системы, стимулирующей легализацию теневого сектора, развитие трудоемких отраслей экономики, рост эффективности производства путем углубления специализации и укрупнения предприятий;

б) дальнейшее углубление реформ в банковской и финансовой системе, совершенствование монетарной политики. Критически важно формирование конкурентной среды в банковском секторе, расширение ассортимента банковских услуг и доступа к кредитным ресурсам, развитие фондового рынка, что предполагает повышение доверия населения к финансовому сектору, стимулирование вовлечения сбережений населения и предприятий в финансовый оборот и их эффективную трансформацию в инвестиции;

в) реформа внешнеторговой политики, включая снижение уровня импортного протекционизма, упрощение и ускорение внешнеторговых процедур. К реформам в этой сфере мы еще даже не приступили, а снижение таможенных платежей осенью прошлого года является не реформой импортного режима, а приспособлением существовавших таможенных платежей к новому обменному курсу национальной валюты. Снижение транзакционных издержек отечественных производителей и рост их конкурентоспособности невозможно без кардинальной реформы внешнеторгового режима, направленной на его либерализацию и снижение уровня импортного протекционизма, упрощения таможенных процедур и перехода к экспортоориентированной стратегии развития. Важным фактором реформы внешнеторгового режима в этом направлении может стать вступление Узбекистана в ВТО.

г) углубление институциональных реформ, включая административную реформу, направленную на снижение роли государства в экономике, повышение самостоятельности хозяйствующих субъектов, более широкое использование рыночных инструментов регулирования экономики вместо существующих административных методов регулирования, повышение качества и доступности государственных услуг, реформа судебной системы и укрепление защиты прав собственности, развитие производственной и социальной инфраструктуры и т. д.

Решение перечисленных проблем позволяет снизить транзакционные издержки бизнеса и создать благоприятный инвестиционный и бизнес-климат, что является лучшим способом защиты отечественных производителей как на внутреннем рынке от импортной конкуренции, так и на внешних рынках.

В-третьих, для увеличения доли товаров с высокой добавленной стоимостью в структуре производства и экспорта надо понять, почему одни товары имеют высокую, и другие товары — низкую удельную добавленную стоимость, и принять меры для совершенствования структуры производства и экспорта. Например, если отбросить ситуацию с монопольными рынками, высокая добавленная стоимость в цене товара является, как правило, следствием того, что:

а) для производства товара требуется квалифицированная рабочая сила, и высокая заработная плата квалифицированной рабочей силы создает больше добавленной стоимости;

б) товар является капиталоемким и высокие амортизационные отчисления создают больше добавленной стоимости;

в) товар является и капиталоемким, и требует для своего производства квалифицированной рабочей силы.

Однако для того, чтобы иметь сравнительное преимущество в производстве товаров, требующих для своего производства высокой квалификации и имеющих капиталоемкий характер, относительная обеспеченность страны квалифицированной рабочей силой и капиталом должна быть выше, чем у основных торговых партнеров. По мере роста относительной обеспеченности страны квалифицированной рабочей силой и капиталом на одного работающего по сравнению со странами-торговыми партнерами меняются и сравнительные преимущества страны, и экономика начинает переходить от производства товаров с низкой к товарам с высокой добавленной стоимостью.

По этой причине кардинальная реформа системы образования в целях повышения качества рабочей силы, с одной стороны, и реформа всего финансового сектора в целях стимулирования сбережений и инвестиций должны стать приоритетными направлениями экономической политики правительства.

Не случайно страны, выбравшие стратегию стимулирования экспорта, имели более высокие темпы структурной перестройки экономики: по темпам диверсификации экономики и повышению доли готовых изделий с высокой добавленной стоимостью в структуре производства и экспорта они существенно опережали страны, выбравшие стратегию импортозамещения.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Индустриализация, труд и жизнь


Промышленная революция заслуживает названия, которое дали ей историки. Это привело к основательным и прочным преобразованиям не только в бизнесе и экономике, но и в основных структурах общества. До индустриализации, когда наиболее значительными видами экономической деятельности в большинстве европейских стран были мелкое земледелие и кустарное ремесло, социальные структуры оставались в основном такими же, какими они были в средние века. Наступление промышленного развития изменило модели человеческого поселения, труда и семейной жизни. Изменения, вызванные индустриализацией, привели Европу, Соединенные Штаты Америки и большую часть мира в современную эпоху.

Большинство историков относят начало промышленной революции в Великобритании к середине 18 века. На Британских островах и в большей части Европы в то время большая часть социальной активности происходила в небольших и средних деревнях. Люди редко выезжали далеко за пределы родного села. В течение 18 века население Великобритании и других европейских стран начало значительно расти. Одним из первых признаков экономических преобразований был рост производительности сельского хозяйства, что позволило прокормить растущее население. Сочетание этих факторов привело к глубоким изменениям в образе жизни сельского населения. Постепенно крупномасштабное механизированное сельское хозяйство для обслуживания рынка стало вытеснять виды натурального хозяйства, которые большинство крестьян вели на протяжении поколений. Движение за огораживание, которое превратило пастбища, находящиеся в обычном владении, в огороженную частную собственность, усугубило новые проблемы, с которыми столкнулось бедное сельское большинство.

Увеличение населения увеличило количество людей, столкнувшихся с трудностями при выживании на земле. Многие бросили свою аграрную жизнь и отправились в города в поисках работы. Успехи в промышленности и рост фабричного производства ускорили тенденцию к урбанизации в Великобритании. Промышленные города, такие как Манчестер и Лидс, резко выросли за несколько коротких десятилетий. В 1800 году около 20 процентов британского населения проживало в городских районах. К середине девятнадцатого века эта доля возросла до 50 процентов. В других западноевропейских странах, таких как Франция, Нидерланды и Германия, также наблюдался рост городского населения, хотя и более медленными темпами. Эти изменения полностью нарушили давние модели социальных отношений, восходящие к средневековью.

Характер работы в новых городских отраслях также имел значительное социальное воздействие. До промышленной революции ремесленники со специальными навыками производили большую часть промышленных товаров Европы. Их работа регулировалась традициями их ремесла и ограничениями доступных ресурсов. Мышцы людей и животных, а также водяное колесо были основными источниками энергии той эпохи. С появлением фабричной промышленности паровая машина, работающая на угле, и другие машины задали новый, более быстрый темп для труда. На фабриках, угольных шахтах и ​​других предприятиях рабочий день был очень долгим, а условия, как правило, мрачными и опасными. Размер и размах производственных предприятий продолжали увеличиваться на протяжении всего 19 века. ХХ века, когда Европа, Соединенные Штаты и другие части мира стали промышленно развитыми. Более крупные фирмы, которые могли добиться эффекта масштаба, имели преимущество в конкурентной сфере международной торговли. В индустриализирующемся мире новые средства производства означали упадок прежних, более медленных способов труда и жизни.

Самые коварные последствия новых условий, возможно, коснулись самой основной социальной ячейки: семьи. Доиндустриальная семья была в основе своей как социальной, так и экономической единицей. Супружеские пары и их дети часто работали бок о бок на семейной ферме или в магазине или иным образом делили свой труд для общего блага семьи. В Великобритании 18-го века также было обычным делом, когда женщины и мужчины работали в своих сельских домах, выполняя такие работы, как прядение и ткачество на сдельной основе для владельцев торговцев. Эта децентрализованная форма занятости была названа «потушенной» или домашней системой. Однако рост фабричного производства и промышленных городов означал отделение дома от рабочего места для большинства рабочих-мужчин. Очень часто потребность в заработке побуждала мужчин оставлять свои семьи ради работы в городе. Даже без географического разделения многие виды промышленной работы были настолько требовательны, что они оставляли работникам мало времени простоя, чтобы тратить его на сохранение родственных связей, которые мы связываем с семейной жизнью.

Женщины также работали вне дома. В частности, незамужние женщины часто работали домашней прислугой. Многие британские женщины, в том числе матери, работали на текстильных фабриках, чтобы помочь своим семьям сводить концы с концами. Детский труд также свирепствовал в текстильной промышленности в первое столетие индустриализации. Владельцы фабрик ценили рабочих, чьи пальцы были достаточно маленькими, чтобы манипулировать механизмами с тонкой резьбой. Несмотря на их важность для производства в отрасли, этим женщинам и детям платили очень мало, и их обычно заставляли работать по 16 часов в день или дольше. Их работа воспринималась как менее квалифицированная, чем у их коллег-мужчин, хотя условия труда иногда были столь же опасными.

Соединенные Штаты претерпели многие из тех же социальных преобразований, которые произошли в результате индустриализации. Производство в США началось всерьез после того, как нация отделилась от Англии в 1770-х годах. Эмбарго на иностранный импорт во время президентства Томаса Джефферсона и британская блокада атлантического побережья во время войны 1812 года стимулировали внутреннее производство. К 1830-м годам Соединенные Штаты стали одной из ведущих мировых экономических держав.

В первые полвека после обретения США независимости основная часть рабочей силы страны переместилась из сельскохозяйственного в производственный сектор. Как и в Великобритании, текстильная промышленность проложила путь к механизации. Однако во многих отраслях домашнее производство и традиции кустарного промысла уступили место наемному труду на более крупных предприятиях с механическим приводом. Индустриализация, наряду с большими успехами в области транспорта, способствовала росту городов США и быстрому развитию рыночной экономики. Это также повлияло на развитие большого рабочего класса в обществе США, что в конечном итоге привело к трудовой борьбе и забастовкам, возглавляемым работающими мужчинами и женщинами.

К концу 19-го и началу 20-го веков Великобритания, Соединенные Штаты и другие промышленно развитые страны обсуждали и принимали законы о реформах, чтобы ограничить некоторые из самых серьезных нарушений фабричной системы. Однако такие же угнетающие условия труда возникли во многих частях мира по мере индустриализации их экономики в 20-м и 21-м веках. Реорганизация повседневной жизни, вызванная индустриализацией, привела к ослаблению материальной базы институтов семьи и общества. Эти эффекты были настолько длительными, что их можно ощущать и в наши дни, даже когда развитые общества перешли в эпоху, которую ученые называют «постиндустриальной».

Статьи и профили

Музей Виктории и Альберта: «Промышленная революция»

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. 32″>

    индустриализация развитие коммерческого предприятия

  2. индустриализация развитие промышленности в широких масштабах

  3. промышленный банк финансовая компания, предоставляющая небольшие ссуды промышленным рабочим

  4. неизбирательные неизбирательные

  5. промышленная инженерия отрасль техники, занимающаяся созданием и управлением системами, объединяющими людей, материалы и энергию продуктивными способами

  6. неразрушимость способность сопротивляться разрушению

  7. промышленный союз профсоюз, в который входят все работники данной отрасли, независимо от их профессии

  8. 56″>

    без разбора без разбора

  9. промышленник Тот, кто управляет промышленным предприятием или имеет значительный финансовый интерес в нем

  10. здания промышленных предприятий для выполнения производственных работ

  11. отраслевой аналитик аналитик условий, влияющих на конкретную отрасль

  12. неразрушимый нелегко разрушить

  13. промышленно изготовленные промышленные; преобразованы в индустриализм

  14. Промышленная революция превращение аграрной страны в индустриальную

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *