Тайны ДНК жертв Везувия. Ученые впервые секвенировали геном погибшего в Помпеях
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Notizie degli Scavi di Antichita,1934, p. 286, fi
Подпись к фото,Останки двух человек, найденные в Доме ремесленника в Помпеях, запечатлены на фотографии в 1934 году
Ученые, изучающие останки людей в древнеримском городе Помпеи, сумели получить генетическую информацию, изучив кости мужчины и женщины, похороненных под вулканическим пеплом.
Исследователи извлекли и секвенировали ДНК двух человек — мужчины и женщины, которых извержение Везувия 24 августа 79 г. н.э. застало в столовой. Результаты изучения их костной ткани опубликованы в журнале Nature.
Это первое успешное секвенирование генома человека из Помпей, подчеркивают ученые.
Возраст найденного мужчины был от 35 до 40 лет, его рост составлял 164 сантиметра.
Женщина была старше 50 лет и ростом 153 сантиметра.
Впервые эти останки обнаружили в 1933 году в месте, которое археологи Помпеи назвали Casa del Fabbro, или Домом ремесленника. Судя по всему, смерть этих людей наступила мгновенно из-за воздействия раскалённого вулканического пепла. Они находились в углу своей столовой — было похоже, что в момент извержения они обедали.
Кости жертв извержения неплохо сохранились, и новейшие лабораторные технологии позволили ученым извлечь большой объем информации из весьма небольшого количества ДНК. При этом полную генетическую информацию им удалось получить только из останков мужчины.
- Извержение Везувия превратило мозг римлянина в стекло. Ученые его нашли
- Раб и его хозяин. В Помпеях обнаружили тела двух жертв извержения Везувия
- В Помпеях нашли останки лошади в упряжке
По словам антрополога Серены Вива из Университета Саленто, эти жертвы извержения не пытались бежать — возможно, из-за состояния здоровья.
Генетическое исследование показало, что мужчина мог болеть туберкулезом позвоночника. Этот недуг влечет за собой потерю трудоспособности и даже паралич.
Известно, что туберкулез был распространен в период Римской империи. Увеличение плотности населения, которое было характерно для начала римской эры из-за развития городского образа жизни римлян, способствовало распространению туберкулеза по региону.
Автор фото, Serena Viva
Подпись к фото,Серена Вива за изучением фрагментов костей одной их жертв
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.ПодкастЧто это было?Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Кроме того, ученые выяснили, что у мужчины имеется генетическое сходство с другими людьми, которые жили в Италии в эпоху Римской империи. При этом у него была группа генов, обычно встречающихся у жителей острова Сардиния, что говорит о том, что в то время на итальянском полуострове мог быть высокий уровень генетического разнообразия.
В ходе биологических исследований Помпей можно будет узнать гораздо больше о древнем разрушенном городе, в том числе из ДНК, извлеченного из образцов древней окружающей среды, говорит профессор Габриэле Скоррано из геогенетического центра Лундбек в Копенгагене, который руководил исследованием. Он надеется, что это поможет получить больше информации о биоразнообразии того времени. «Помпеи — это как римский островок, — добавляет он. — У нас есть картина одного дня 79 года нашей эры».
Каждое человеческое тело в Помпеях было крайне ценным для ученых, добавляет Серена Вива из университета Саленто. «Эти люди — безмолвные свидетели одного из самых известных исторических событий в мире, — сказала она. — Работать с ними очень волнительно — и это большая честь для меня».
Археологический памятник Помпеи является одним из 54 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Италии. Город был полностью разрушен и погребен под извержением Везувия в 79 году нашей эры, погибло около 2000 его жителей.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Макет города Помпеи до извержения
Более половины людей, найденных в Помпеях, умерли в своих домах.
Извержение Везувия произошло около часа дня 24 августа и было видно с расстояния более 40 км.
Благодаря тому, что город был быстро залит вулканическим пеплом и лавой, он превратился в капсулу времени, в которой постоянно происходят новые открытия.
Первые раскопки в этих местах начались еще в 1748 году, и с тех пор Помпеи стали одним из самых популярных археологических достопримечательностей в мире.
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
- Telegram
- VK
- OK
Загрузите наше приложение:
- iOS
- Android
Комната скелетов и другие жертвы Везувия
Завершаем подведение итогов осеннего археологического сезона в Помпеях.
В предыдущих выпусках нашего блога речь шла о предметах домашнего обихода, в частности о ларарии в одном из домов V района, и новых фресках. На этот раз речь пойдет об останках людей и животных, которые по-прежнему находят под развалинами Помпей. Подробнее об этом рассказывает Юлли Улетова, автор сайта Помпеи: шаг за шагом.
Как мы знаем, в Помпеях и окрестностях открыты останки чуть менее двух тысяч жертв извержения Везувия 79 года. Люди погибали на улицах, в домах, садах, на дорогах уже за городскими стенами. Чем раньше помпеец покидал город, тем больше у него было шансов выжить. Однако не все понимали грозящую Помпеям опасность, поэтому рассчитывали отсидеться в городе, спрятавшись в своих (или чужих) домах.
Органические останки погибших с течением времени исчезли, оставив после себя в слоях вулканических продуктов лишь пустоту и кости. То же самое произошло с деревянными и текстильными предметами быта. Во второй половине XIX века управляющий Помпеями археолог Джузеппе Фиорелли предложил эти пустоты при раскопках не разрушать, а предварительно заливать гипсом, чтобы получить объемную отливку истлевшего предмета или тела.
Так современный мир получил гипсовые «копии» дверей, ставень, мебели и прочих деревянных предметов, а также увидел позы, в которых помпейцы распрощались с жизнью.
К сожалению, за 100 с лишним лет гипсовые отливки удалось сделать всего примерно с сотни погибших. Однако хватает и этого небольшого количества фигур, чтобы впечатлиться трагедией людей, заваленных пеплом и обломками почти две тысячи лет назад.
Первая жертва на новых раскопках в V районе была найдена 22 мая этого года. Мужчина погиб прямо на улице, недалеко от городских ворот. И на этот раз гипсовый слепок тела не удалось сделать по причине аж двойного его смещения. Сначала после гибели помпейца в слое лапилли на его тело приземлился подхваченный пирокластической волной тяжелый каменный блок типа дверного порога. Затем в период правления в Неаполе Бурбонов, когда раскопки Помпей велись путем пробивания тоннелей в вулканических отложениях, верхняя часть его скелета съехала вниз как раз из-за работ по устройству такого прохода.
И вот теперь, в ходе осеннего археологического сезона, в известном нам Доме с садом открыта целая Комната скелетов (как ее уже успели назвать). И вновь сделать гипсовые слепки не представляется возможным, поскольку положение тел катастрофически нарушено: раздавленный череп одной из жертв извержения находится рядом с конечностями другой жертвы, мелкие объекты типа кольца с фрагментом пальца валяются вообще в стороне от тел. Как же и когда это могло произойти?
Оказывается, стратиграфию помещения, то есть строго последовательное расположение слоев-страт продуктов извержения вулкана, нарушило вторжение мародеров. Возможно, они появились здесь даже раньше официальных раскопщиков второй половины XVIII века. Об этом свидетельствуют проходы и дыры, пробитые в стенах.
Предварительное исследование помпейского антрополога Валерии Аморетти рисует нам грустную картину гибели помпейцев. По меньшей мере шесть человек (женщины и дети) пытались укрыться в одной из ближайших к входу в дом комнат, которая успешно сопротивлялась натиску лапилли.
Однако это не спасло их от пирокластической волны, промчавшейся по всему дому и обрушившей крыши с тяжелой черепицей и верхние части стен.
Черепа, как это уже стало традиционным, демонстрируют великолепные зубы. Этим, кстати, отличается подавляющее большинство жертв Везувия — кариеса практически ни у кого из них не было. Скорее всего, это результат преимущественно вегетарианского питания и почти полного отсутствия сахара в пище, а также высокого содержания фтора в почвах региона, который выделяется в атмосферу как раз во время вулканической деятельности Везувия.
Еще одни останки в 2018 году были обнаружены не в самих Помпеях, а на вилле в Чивите Джулиане, расположенной в 700 метрах к северу от городских стен. Правда, на этот раз речь идет не о погибших людях, а о лошадях.
Вилла подверглась набегам «черных копателей», поэтому археологи при поддержке полиции еще в мае стали проводить там спасательные раскопки.
Тогда же, в мае, были открыты помещения конюшни с останками погибших в ней лошадей.
Впервые за всю историю археологических раскопок в Помпеях удалось сделать гипсовый слепок истлевшего тела лошади — их тут находили и ранее, однако все заканчивалось на стадии расчистки и сбора костей. Более того, лошадь с виллы в Чивите Джулиане оказалась не рабочей, как большинство животных, найденных в Помпеях ранее, а скаковой.
Позже в той же конюшне удалось найти останки второй лошади. К сожалению, изготовить полный слепок ее тела не удалось — пустота в вулканическом материале, позволяющая делать гипсовые отливки истлевшей органики, была повреждена оползнями грунта. Но и удавшаяся часть фигуры превзошла ожидания: археологи получили отпечатки и фрагменты дорогой уздечки — железные крепления и бронзовые элементы декора, которые, судя по всему, крепились к кожаной основе, — практически на животном, а не отдельно от него.
Теперь же, по итогам осеннего сезона, Археологический парк Помпей сообщил о расчистке всего помещения конюшни и открытии останков третьего коня — тоже в сбруе.
Четыре предмета серпообразной формы из тонкого листа бронзы, найденные на ребрах лошади, содержали внутри остатки древесины хвойного дерева.
Они принадлежали седлу — деревянной конструкции, покрытой кожей или тканью, с четырьмя «рогами» из металла по углам.
Под животом животного, ближе к передним конечностям, был обнаружен еще один бронзовый предмет.
Такие крепления использовались в сочленениях кольцами кожаных ремней сбруи. На каждое кольцо их требовалось четыре. Возможно, часть ремней была похищена «черными копателями», побывавшими здесь раньше археологов.
Кроме того, в районе спины коня найдены фрагменты растительных волокон, а значит, животное было накрыто накидкой из ткани.
Седла такого типа использовались в Древнем Риме с I века нашей эры, особенно военными. Возможно, и владелец виллы имел какое-то отношение к армии.
По результатам трех (1907, 1955 и 2017-18 годов) археологических кампаний в этом районе можно с уверенностью утверждать, что похороненная извержением Везувия в 79 году вилла была богатой сельскохозяйственной усадьбой, занимавшей большую площадь в окрестностях Помпей. Она состояла из жилой части, роскошно украшенной фресками и мозаиками, с панорамными террасами и криптопортиком, и хозяйственной половины, где располагались стойла рабочего скота, склады для хранения оливкового масла и вина, а также участки земли под посевы.
Вилла в Чивите Джулиане непосредственно к раскопкам Помпей не относится, тем не менее, исследования здесь ведут именно сотрудники Археологического парка Помпей. Городская администрация разрабатывает план выкупа и отчуждения частных земель, расположенных над погребенной виллой, а также создания в Чивите Джулиане археологическо-природного парка, что соответствовало бы статусу охранно-буферной зоны, которую следует организовать вокруг древних Помпей.
Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии к проекту относится сдержанно, обещая рассмотреть его в обозримом будущем.
В 2019 году Археологический парк Помпей планирует выделить из своего бюджета 2 миллиона евро для экспроприации земель над виллой и продолжения археологических работ.
Древние римляне приносили птиц в жертву богине Исиде, обнаружены обожженные кости в Помпеях
При покупке по ссылкам на нашем сайте мы можем заработать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
Древняя фреска из Геркуланума, города недалеко от Помпеи, изображает молитвы Изиде в культовом храме, а священник, одетый как египетский бог Бес, исполняет ритуальный танец. У подножия горелки в храме можно увидеть двух ибисов — священных египетских птиц. (Изображение предоставлено: PRISMA ARCHIVO через Alamy Stock Photo) 900:04 Археологи, проводившие раскопки в храме Исиды в Помпеях, обнаружили остатки ритуального пира, на котором были съедены десятки птиц, возможно, чтобы успокоить богиню после того, как ее храм был уменьшен. Находка показывает важность птиц для поклонников Исиды, египетского культа, утвердившегося в римском обществе к первому веку нашей эры, согласно исследованию, опубликованному 27 апреля в Международном журнале остеоархеологии .
«Ритуал… вероятно, был совершен тремя жрецами Исиды за один день», возможно, чтобы искупить ремонт, из-за которого храм стал немного меньше, исследование первого автора Кьяра Корбино , археолог из итальянского Института науки о наследии, сообщила Live Science по электронной почте.
Помпеи были богатым римским курортным городом, который был разрушен во время извержения вулкана Везувий в 79 г. н.э. начало Римская империя .
Корбино сказал, что ремонт, похоже, был сделан после того, как землетрясение повредило храм в 62 году нашей эры, а это означает, что банкет проходил между тем временем и извержением в 79 году..
Связанный: Древние портреты мумий и редкий идол Исиды-Афродиты обнаружены в Египте D. 79 той же сыпью Везувия, изображает церемонию в храме культа Исиды, которая в противном случае держалась бы в секрете от тех, кто не был посвящен в ее мистерии. Возле алтаря можно увидеть то, что кажется двумя ибисами. В ходе раскопок были обнаружены обугленные останки не менее восьми кур, гуся, горлицы, свиньи и двух моллюсков; По ее словам, часть мяса готовили и съедали жрецы, а остальное клали на пол в качестве подношения Изиде. Исида — греческое название «великой матери» древних египтян, известной как Асет или Эсет, — часто изображалась с птичьими крыльями, и некоторые археологи полагают, что когда-то она могла быть божеством-птицей, подобно египтянке с головой сокола. бог Гор. Новая находка подтверждает, что птицы играли центральную роль в культе Исиды. «Эта работа подтверждает, что жертвоприношение птиц было важной частью ритуалов Исиды», — пишут авторы в исследовании. Культ Исиды распространился из Египта в Грецию и стал частью римского мира к первому веку до н.э. Сабина Дешлер-Эрб , историк и археолог из Базельского университета в Швейцарии, которая не участвовала в исследовании, сказала, что мобильность солдат, администраторов и торговцев в Римской империи способствовала распространению восточных религий, таких как Культ Исиды. Ритуалы культа были секретными, и их нельзя было записывать, поэтому археология — единственный способ узнать о них, сказала она. До сих пор жертвенные останки культа Исиды находили только в Греции, Испании и Германии. «Исследование Помпеи — первое археологическое исследование святилища Исиды в Италии», — сказала она. Изабель Кёстер , историк из Колорадского университета в Боулдере, не принимавшая участия в исследовании, отметила, что находки в Помпеях аналогичны остаткам жертвоприношений птиц, найденным в храмах Исиды на римских территориях, например, Святилище Исиды и Великой Матери в Майнце, Германия . Однако Ян Бреммер , историк и почетный профессор Гронингенского университета в Нидерландах, который не участвовал в исследовании, сказал, что куры и гуси, предложенные в Помпеях, предполагают, что Исида не была важным богом в римском культе в время. связанные истории Независимо от их вида, жертвенных животных обычно убивали в церемониях, пока читались или пелись соответствующие молитвы. Затем мясо часто обжигали, а часть его приносили в жертву богу; остальное обычно готовили и съедали священники и все, кто платил за жертвоприношение. Эрика Роуэн , археолог из Лондонского университета Ройял-Холлоуэй, не участвовавшая в исследовании, отметила как сходство, так и различия между подношениями птиц в Помпеях и подношениями, сделанными Исиде в других местах. Например, животные, принесенные в жертву Исиде в Майнце и Делосе в Греции, были почти полностью сожжены огнем, а не оставили значительных остатков; в то время как останки крупного рогатого скота и рыбы были обнаружены вместе с останками птиц на стоянке Баэло Клаудия в Испании. «Они достаточно похожи, чтобы показать, что между различными конгрегациями или членами культа явно существовала связь», — сказала она. Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials. Том Меткалф — независимый журналист и постоянный автор Live Science, проживающий в Лондоне, Великобритания. Том пишет в основном о науке, космосе, археологии, Земле и океанах. Он также писал для BBC, NBC News, National Geographic, Scientific American, Air & Space и многих других. 1 Какая цивилизация существовала дольше всего? 2 Самое старое дерево в мире (и 7-й второе место) 3 Ученые могут быть в состоянии поместить астронавты MARS в приостановленную анимацию. 4 2700-летние петроглифы с изображениями людей, кораблей и животных, обнаруженные в Швеции 5 153 000-летние следы из Южной Африки являются самыми древними задокументированными следами Homo sapiens. 1 Почему инопланетяне никогда не посещали Землю? У ученых есть тревожный ответ 4 Самое старое дерево в мире (и 7 призеров) 5 2700-летние петроглифы, изображающие людей, корабли и животных, обнаруженные в Швеции
(Изображение предоставлено PRISMA ARCHIVO через Alamy Stock Photo) Культ Исиды

Жертвоприношения животных
«Они обычно получали более важных животных», например, крупный рогатый скот, сказал он.

Принесение в жертву Ифигении в Помпеях
Эта небольшая фреска с изображением жертвоприношения Ифигении в Авлиде принадлежит Дому Веттиев в Помпеях. Артемида (римская Диана) ведет лань к алтарю, чтобы заменить его Ифигении, которая убегает из рук прорицателя Калхаса, чей нож готов пролить ее кровь на алтарь в центре. Чтобы лучше понять, как римляне относились к этим греческим мифам, взгляните на эту большую современную фреску из другого дома в Помпеях, Дома трагического поэта: Жертвоприношение Ифигении. Фреска на гипсе с портика перистиля так называемого Дома трагического поэта в Помпеях. Римская копия утраченной картины Тиманта IV века до нашей эры после 62 г.
н.э. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. На этой фреске Ифигения изображена дважды. Внизу, которую несут Ахиллес и Улисс, она взывает к Артемиде на небесах, поскольку Калхас собирается принести ее в жертву богине, чтобы она позволила грекам отплыть в Трою. Вверху девушка цепляется за лань (ошибочно изображенную с рогами оленя), которая несет ее к Артемиде, которая носит корону и держит охотничий лук. Говоря о путанице полов: я сначала подумал, что фигура в трауре слева — это Клитемнестра, тщетно умоляющая Агамемнона пощадить жизнь ее дочери. Но если вы внимательно посмотрите на ноги, то увидите, что они принадлежат царю, хотя он и одет в женское траурное платье. Это типично для иронического обращения Еврипида с полами в его трагедиях. Таким образом, он противопоставляет трусость царя Адмета мужеству его жены Алкестиды, пожертвовавшей своей жизнью, чтобы спасти его, а трусость Ясона — мужеству и смелости Медеи. И, говоря о его Медее, сравните его удивительное использование deus ex machina, чтобы спасти Медею от человеческого или божественного наказания за убийство двух ее сыновей назло ее мужу (за то, что он бросил ее, чтобы выйти замуж за молодую шлюху) с тем, что боги заменили оленя для дочери в конце Еврипида «Ифигения в Авлиде» — литературный источник, очевидно, для этих двух помпейских фресок.
Действительно, второй, из «Дома трагического поэта», кажется буквально театральным: актеры на сцене смотрят на Ифигению и Артемиду, парящих над головой в ковшах своих божественных машин. Машины сцены скрыты облаками — первый известный пример римской живописи без ясного голубого неба!
Вот очаровательный, хотя и причудливо старомодный пересказ версии Еврипида о жертвоприношении Ифигении викторианским священником Альфредом Дж. Черчем (из его «Историй греческих трагиков», Нью-Йорк: Додд, Мид & Co, теперь онлайн, с очаровательными иллюстрациями от Project Gutenberg): \»Но девица ответила: \»Что я говорю, я говорю с полным намерением. И я не хочу, чтобы кто-либо умер за меня, но я спасу эту землю Греции». И Ахилл [который только что предложил спасти ее, женившись на ней и заняв ее место] сказал: «Если это будет твоей волей, госпожа, я не могу сказать «нет», потому что это благородное дело, что ты делаешь». И девица не отступила от своей цели, хотя ее мать умоляла ее со многими слезами.
И назначенные привели ее в рощу Артемиды, где был устроен жертвенник, и вокруг него собралось все войско греков. Но когда король увидел, что она идет на смерть, он закрыл лицо своим плащом; но она встала рядом с ним и сказала: «Я с готовностью отдаю свое тело на смерть за свою страну и за всю землю Греции. Я молю богов, чтобы вы процветали и одержали победу в этой войне, и вернись целым и невредимым в свои дома. И теперь пусть никто не прикасается ко мне, ибо я с добрым сердцем предам свою шею мечу». И все люди дивились, видя, какая храбрая дева была. Тогда глашатай Талфибий стал посредине и приказал народу замолчать; Калхас-прорицатель возложил ей на голову венок и вынул из ножен острый нож. И стояло все войско, глядя на девицу и священника и на жертвенник. Затем случилось чудесное. Ибо Калхас ударил своим ножом, ибо звук удара слышали все люди, но девушки не было. Куда она ушла, никто не знал; но вместо нее лежала, задыхаясь, большая лань, и весь жертвенник был красным от ее крови».
