Что такое единство действия в классицизме: единство действия (в драме) | это… Что такое единство действия (в драме)?

Три единства | это… Что такое Три единства?

Три единства (классические единства, Аристотелевы единства) — правила драматургии, которых придерживался классицизм XVII—XIX в. (см. Классическая драма), опираясь на некоторые пассажи «Поэтики» Аристотеля.

Содержание

  • 1 Формулировка
  • 2 Реальные положения Аристотеля
  • 3 Следствия
  • 4 Рецепция и критика
  • 5 Три единства в России
  • 6 Примечания

Формулировка

Правила представляли собой следующие три жёстких ограничения:

  1. Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.
  2. Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.
  3. Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

Такова интерпретация европейского (прежде всего французского) классицизма, впервые чётко выдвинутая аббатом д’Обиньяком в 1657 году (в свою очередь, французы ориентировались на итальянских теоретиков XVI в., таких, как Юлий Цезарь Скалигер).

Никола Буало в своём «Поэтическом искусстве» сформулировал три единства так: «Пусть одно событие, свершившееся в одном месте в один день, до конца держит театр заполненным» —

Qu’en un lieu, en un jour, un seul fait accompli
Tienne jusqu’à la fin le théâtre rempli.

В переводе Э. Линецкой:

Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет.

Французы возвели в абсолют также идею о том, что пьеса должна состоять из 5 действий («актов»), делящихся на сцены.

Реальные положения Аристотеля

В действительности Аристотель:

  • предписывал как желательное в трагедии только единство действия:

[а30] Следовательно, подобно тому, как в других подражательных искусствах единое подражание есть подражание одному предмету, так и сказание, будучи подражанием действию, должно быть <подражанием действию> единому и целому, и части событий должны быть так сложены, чтобы с перестановкой или изъятием одной из частей менялось бы и расстроивалось целое, — ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть часть целого

[1]

  • о единстве времени говорит лишь как о наиболее распространённом в его эпоху для жанра трагедии (в отличие от эпоса), но не формулирует это в виде правила, к тому же отмечает, что раньше этого отличительного признака не было:

[b9] Итак, эпопея как подражание важным <лицам и поступкам> следовала за трагедией <во всем>, кроме величавого метра, а отличалась от нее единообразием метра и повествовательностью, да еще объемом — поскольку трагедия обычно старается уложиться в круг одного дня или выходить из него лишь немного, эпопея же временем не ограничена, в том и разница; впрочем, первоначально и это в трагедиях и эпосах делалось одинаково

[2].

  • о единстве места не говорит вообще ничего.

Следствия

Из таких жёстких ограничений следовал ряд типичных особенностей классицистской пьесы; в частности, действие разворачивалось обычно в одной семье, а кульминационные события (вроде сражений или гибели героев), как правило, происходили вне сцены, и о них рассказывал «вестник» (например, гибель Ипполита в «Федре» Расина). Исключения (вроде смерти Федры в той же пьесе) были особо выделены. Буало был против сражений и смертей на сцене; это противоречило представлению о катарсисе (очищении чувств).

Рецепция и критика

Во французской драматургии отказ от трёх единств (драматургия Гюго) знаменует переход от классицизма к романтизму (см. Романтическая драма). В английской, голландской и немецкой драматургии XVIII в. французские требования никогда не принимались без колебаний, так как отсутствовали в ренессансной и барочной драме XVI—XVII в. (в частности, у Шекспира). Джон Драйден критиковал Шекспира за то, что в своих хрониках он укладывает 30-летний период в двухчасовое представление, но в конце концов признавал его «несравнимым» за умение преодолевать единства. На условность единств указывал Сэмюэл Джонсон; из английских авторитетов эпохи классицизма последовательно за три единства стоял только Александр Поп. Во Франции Шекспир считался «диким» и «необразованным» гением, не соблюдавшим классических норм, и его пьесы при переводе на французский одновременно переделывались с учётом трёх единств.

При этом как сторонники трёх единств (Драйден), так и критики их (Гюго) апеллировали к «верности природе».

Три единства в России

Три единства соблюдали русские драматурги XVIII—XIX вв., ориентировавшиеся на французскую драматургию (от Сумарокова до Грибоедова). В дальнейшем русские авторы, для которых первоочередным был авторитет Шекспира (и созданный по его образцу «Борис Годунов» Пушкина), игнорировали три единства. Во время работы над «Борисом Годуновым» Пушкин сделал набросок «О трагедии», в котором критикует единства места и времени:

Изо всех родов сочинений самые неправдоподобные (invraisemblables) сочинения драматические, а из сочинений драматических — трагедии, ибо зритель должен забыть, по большей части, время, место, язык; должен усилием воображения согласиться в известном наречии — к стихам, к вымыслам.

Французские писатели это чувствовали и сделали свои своенравные правила: действие, место, время. Занимательность будучи[3] первым законом драматического искусства, единство действия должно быть соблюдаемо. Но место и время слишком своенравны: от сего происходят какие неудобства, стеснение места действия. Заговоры, изъяснения любовные, государственные совещания, празднества — всё происходит в одной комнате! — Непомерная быстрота и стесненность происшествий, наперсники… a parte столь же несообразны с рассудком, принуждены были в двух местах и проч. И все это ничего не значит. Не короче ли следовать школе романтической, которая есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства?

Возврат к ним воспринимается как особый архаизирующий приём, воскрешение классицизма (например, они соблюдаются в пьесе Николая Гумилёва «Отравленная туника»).

Примечания

  1. Аристотель. Поэтика, XVIII, перевод М. Л. Гаспарова
  2. Аристотель. Поэтика, V
  3. Синтаксический галлицизм (ср. фр. étant) со значением «Поскольку занимательность — первый закон…»

Правило трех единств, или Основы классицистической литературы

Каждый из нас в школе или институте слышал о таком понятии, как классицизм. Это эстетическое направление, встречающееся во многих видах культуры и искусства. Вообще, слово классицизм произошло от латинского classicus, что означает в переводе «образцовый». Навевает мысли о чем-то строгом, точном, даже античном, не так ли? Все верно, поэтика классицизма начинала складываться еще в эпоху позднего Возрождения в Италии, а окончательно сформировалась в XVII веке во Франции.

Основы этого направления — правила античного творчества Аристотеля, Горация — требуют строгого соблюдения канонов, которые в этом жанре незыблемы и беспрекословны к выполнению. Также эстетика классицизма имеет свою особую иерархию жанров: эпопея, ода, трагедия — «высокие» жанры; сатира, комедия, басня — «низкие». Давайте же рассмотрим основу литературного классицизма.

Правило трех единств

Включает в себя следующие понятия:

  1. Единство времени – действие строго в течение суток.
  2. Единство места – на протяжении всего произведения действия происходят в одном месте, как правило, это дом, дворец, усадьба и т. д.
  3. Единство действия – отсутствие побочных партий и персонажей, наличие одного основного сюжета.

Для чего нужно правило трех единств в литературе

Требование единства времени можно объяснить так: зритель, находящийся в театре на протяжении небольшого количества часов, не поверит событиям на сцене, длительность которых сильно не соответствует длительности самого спектакля. Если в пьесах Шекспира действие может занимать несколько месяцев, то в драматургии классицизма такое невозможно. Действие в пьесе, написанной в этом стиле, обязательно делится на пять актов и занимает не более суток. Физическое время восприятия зрителя непременно должно совпадать со временем действия на сцене.

На этих же принципах основывается и требование единства места. Полагалось, что зритель должен понимать, что перед ним все время одна и та же сцена. Этот строгий характер принципа классицизма особенно видно в сравнении с иным типом драматургии — шекспировским. Вспомним его пьесы, где действие переносится из одного места в другое. Требования единства времени и места сильно сокращали разнообразие сюжета произведений классицистической драматургии, но в то же время способствовали особой строгости и четкости построения пьесы.

Последнее требование — единство действия — в каждой пьесе количество действующих лиц должно быть минимальным; действие развивается логично, строго, четко, без побочных сюжетных линий. Зрителю трудно будет досмотреть постановку до конца, если в ней нет единства действия.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм сначала опирался на теории Аристотеля и Горация — античных авторов. В европейской литературе заканчивает свое существование этот стиль с 1720-х годов. В нем также строго соблюдалось правило трех единств, о котором говорится ранее в статье.

Европейский классицизм в своем развитии прошел два основных этапа:

  • Расцвет монархии, позитивное развитие науки, культуры и экономики. В это время писатели-классицисты видели своей задачей прославление монарха.
  • Кризис монархии, критика недостатков в политическом строе. Авторы осуждают монархию.

Развитие классицизма в России

Это художественное направление нашло отклик в России позже, чем в остальных странах мира. Национальные традиции — вот на что опирался русский классицизм. Именно в этом и проявилась его уникальность и своеобразие.

Классицизм особенно сильно развивался в архитектуре, там он достиг очень больших высот. Это было связано с созданием и строительством новой столицы (Санкт-Петербурга) и активным ростом других городов России. Достижения классицизма проявились в большом количестве построек, например стрелка Васильевского острова (Ж. Ф. Тома де Томон) в Петербурге, Александро-Невская лавра (И. Старов), архитектура Царского села (А. Ринальди) и многие другие.

В Царском селе итальянский архитектор Антонио Ринальди работал над семью объектами, в числе которых Китайский театр, Чесменская колонна, Кагульский обелиск.

На фото Мраморный дворец (А. Ринальди) в Санкт-Петербурге.

Развитие классицизма в русской литературе

В России классицизм зародился во второй четверти XVIII века и подарил нам таких прекрасных творцов, как М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. Тредиаковский, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин и множество других великих имен.

Конечно же, больший вклад в развитие русского классицизма в литературе внес Михаил Васильевич Ломоносов. Им была разработана система трех «штилей», создан образец оды — торжественного послания, которое стало пользоваться большой популярностью в то время. Особенно четко традиции классицизма были отражены в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Кроме обязательного правила трех единств классицизма в литературе, к особенностям этого стиля в России также относят следующее:

  • деление героев на отрицательных и положительных персонажей, обязательное наличие резонера — героя, выражающего позицию и мнение автора;
  • присутствие в сюжете любовного треугольника;
  • торжество добра в финале и непременное наказание порока.

Классицизм сыграл огромную роль в развитии мирового искусства. Это направление — основа, базис литературы. Классицистическому стилю принадлежит огромное количество великих произведений. Ежедневно во всех театрах мира играют известнейшие комедии, трагедии и пьесы, ставшие непревзойденными шедеврами.

Единство действия — литературная теория и критика

1.0     Цели
1.1    Критика
        Вопросы для самопроверки для версии 1.2
1.3     Теория мимесиса Платона и защита Аристотеля
        1.3.1    Ответ Аристотеля на возражение Платона
        1.3.2    Возражение Аристотеля против теории мимесиса
        9 вопросов для самопроверки0010 1.4     Аристотелевская концепция трагедии
        1.4.1     Определение трагедии
        1.4.2     Шесть формообразующих элементов трагедии
        1. 4.3  Tragic Hero
        Вопросы для самопроверки для версии 1.4
1.5      Три Единства
        1.5.1     Единство Действия
        1.5.2     Единство Времени    
        1.5.3     Единство Места
        1.6      Функции трагедии
        1.6.1     Почему Аристотель принял эту теорию
        1.6.2     Значение катарсиса
        1.6.3     Актуальность теории катарсиса в настоящем                           Вопросы для самопроверки для версии 1.6
1.7      Подведем итоги
1.8      Глоссарий ключевых терминов
1.9      Список для чтения
    Сочетание происшествий, составляющих действие пьесы, должно быть единым – одна рассказанная история, что не означает, что она должна быть только об одном человеке, так как в центре трагедии находятся не персонажи, а само действие является. Он против множественности действия, потому что она ослабляет трагический эффект. Количество инцидентов должно быть связано друг с другом таким образом, чтобы они должны были способствовать одному результату.

    Единство действия ограничивает предполагаемое действие одним набором инцидентов, связанных как причина и следствие, «имеющих начало, середину и конец». Нельзя включать сцены, которые не продвигают сюжет напрямую. Никаких сюжетных линий, никаких персонажей, которые не продвигают действие.
    Это единство действия, очевидно, содержит в себе начало, середину и конец, где начало есть то, что «не следует за другим», а середине нужно, чтобы что-то произошло раньше, а что-то произошло после него, но после конец «нет ничего другого».
    Цепь событий должна иметь такой характер, как «могло бы произойти», быть либо возможной в смысле вероятности, либо необходимой из-за того, что предвиделось. Нелепость может существовать только вне драмы, то, что в нее включено, должно быть правдоподобно, что достигается не только вероятностью: рассказывайте о том, что произошло, но что может произойти, что возможно по закону вероятности или необходимости» (9).0043 Поэтика в критической теории со времен Платона
, изд. Адамс. С. 54) Аристотель даже рекомендует вещи невозможные, но вероятные, перед возможными, но невероятными. В том, что происходит, не должно быть ничего иррационального, но если это неизбежно, то такие события должны были происходить вне разыгрываемой драмы.

Главная    Предыдущая    Следующая

Единство действия, единство времени, единство места

Три драматических единства:

Поэтика Аристотеля определяет общий формат трагедии. Аристотель также разделял свои взгляды на два драматических единства в трагедии. Он акцентировал внимание на единстве действия и единстве времени. Аристотель не упоминал о единстве места в своей «Поэтике». Мы подробно обсудим все три драматических единства.

Единство действия

Единство действия — основной элемент трагедии. Аристотель сосредоточился на единстве действия больше, чем на каком-либо другом единстве. Единство действия означает, что события в трагедии связаны между собой и вращаются вокруг единого сюжета/темы, имеющего художественное единство.

Аристотель сосредоточился на органическом единстве. В трагедии есть ряд происшествий и событий или эпизодов. Все события трагедии должны быть в логической последовательности, как начало, середина и конец.

В «Поэтике» Аристотель утверждал:

«Единство сюжета не состоит, как думают некоторые, в единстве героя. Ибо бесконечно разнообразны события в жизни одного человека, которые могут быть сведены к единству: так же и много действий одного человека, из которых мы не можем сделать одного действия. Отсюда ошибка, по-видимому, всех поэтов, сочинявших Гераклиду или другие подобные поэмы. Они воображают, что, поскольку Геракл был одним человеком, история Геракла также должна быть единым целым».

Единство действия оставалось главным элементом любого сюжета во всех форматах литературы. Успех или неудача трагедии зависит от единства действия. Если сюжет расшатан и события идут не по порядку, читатель не сможет понять основную тему трагедии.

Единство времени

Единство времени означает ограниченный период времени, в течение которого пьеса должна быть поставлена ​​на сцене. Действия трагедии разыгрывались в один день в греческую эпоху. Аристотель также утверждал, что трагедия должна быть ограничена одним оборотом солнца. Он заявил:

«Трагедия стремится, насколько это возможно, ограничиться одним оборотом солнца или немного превысить этот предел».

Приведенное выше утверждение показывает, что Аристотель не определял жесткого правила, но есть небольшое ослабление, если оно превышает один день.

Позже, в эпоху Ренессанса во Франции и Италии, единство времени стало жесткой повесткой неоклассической критики, чтобы ограничить его трехчасовым театральным представлением, потому что люди не были готовы смотреть трагедию в течение длительного периода времени, поскольку Греки тратили до трех дней на просмотр трагедии.

Единство места

Аристотель не упоминал единство места в своей «Поэтике». Так же, как и единство времени, критики-неоклассики сформулировали этот термин единство места. Единство места означает единое место, где происходили все события трагедии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *