Получил ярлык на великое княжение иван калита получил: Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на княжение Костромское

Этот день в истории: 1328 год. 26 марта Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжение

26 марта 2010, 13:24 — REGNUM

Московский Кремль при Иване Калите. А.М. Васнецов. 1921 год

1328 год. 26 марта князь Иван Данилович по прозвищу Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжение

«Но в то время, как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

Узбек очень рассердился, узнав об участи Шевкаловой, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50000 татарского войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, Калита вошел в Тверскую волость по ханскому приказу; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, просто сказать, положили пусту всю землю Русскую, по выражению летописца; но спаслась Москва, отчина Калиты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество даров. Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород, но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за сына Михаилова и приняли наместников Калиты; тогда Александр бежал во Псков, а братья его нашли убежище в Ладоге. В следующем 1328 году Калита и тверской князь Константин Михайлович поехали в Орду; новгородцы отправили туда также своего посла; Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом искать князя Александра. И вот во Псков явились послы от князей московского, тверского, суздальского и от новгородцев уговаривать Александра, чтоб ехал в Орду к Узбеку; послы говорили ему от имени князей: «Царь Узбек всем нам велел искать тебя и прислать к нему в Орду; ступай к нему, чтоб нам всем не пострадать от него из-за тебя одного; лучше тебе за всех пострадать, чем нам всем из-за тебя одного попустошить всю землю». Александр отвечал: «Точно, мне следует с терпением и любовию за всех страдать и не мстить за себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, защищать Русскую землю и православное христианство».

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 3, глава 5. М.: Мысль, 1988. с.223-224

История в лицах

Русская летопись:

6836 (1328)] Кнз҃ь Иванъ Даниловичь, сѣде на великомъ кнѧженїи. и быс̑ всеи земли тишина. того же лѣта престависѧ Прохоръ єпс̑пъ Ростовьскыи. сен̑. з҃. того же лѣта прїєха митрополит Фегностъ. того же лѣта ѡженисѧ кн҃зь Костѧнтинъ Васильєвич̑. Ростовъскыи. оу великого кнз҃ѧ Ивана Даниловичѧ

Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1928.

Мир в это время

В 1328 году во Франции начинается правление династии Валуа

Филипп VI Валуа. Ж. дю Тилле. XVI век

«В 1328 г. династия Капетингов (по прямой линии) прекратилась, так как ни один из сыновей Филиппа IV не оставил после себя мужского потомства. Поэтому французские феодалы выбрали на королевский престол представителя новой династии — Валуа, младшей линии рода Капетингов. Одновременно притязания на французский престол предъявил и английский король Эдуард III, внук Филиппа IV по материнской линии. Эти династические притязания и послужили предлогом для открытия в 1337 г. военных действий между Англией и Францией, которые явились началом наиболее длительной в истории войны, получившей название Столетней. Настоящей причиной войны являлись, конечно, не династические притязания, а борьба Франции и Англии за овладение богатой промышленной Фландрией и стремление английских королей вернуть в свои руки те территории на континенте, которые были утрачены Англией при Иоанне Безземельном Французские короли в свою очередь надеялись окончательно вытеснить из Франции англичан, ещё владевших там частью Гиени (Аквитании).

Первоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над французскими войсками в двух больших битвах — при Креси (1346 г. ) и при Пуатье (1356 г.). Впечатление, произведённое во Франции разгромом французской армии при Пуатье, было буквально потрясающим. «К рыцарям, вернувшимся с поля сражения, — писал один из современников, — народ относился со столь великой ненавистью и с таким осуждением, что в добрых городах все их встречали палками…». Такими большими неудачами началась Столетняя война для Франции.

Вполне понятно, что военные поражения подорвали всякий авторитет первых Валуа. Уже после поражения при Креси на созванных Филиппом VI Генеральных штатах горожане высказали открыто своё недовольство королевской политикой и советниками короля. Ещё тяжелей для народных масс было поражение при Пуатье. От войны страдали в первую очередь крестьяне. Их хозяйства были разорены, а феодальная эксплуатация в связи с военными расходами всё возрастала. Поэтому в крестьянских массах назревало всё большее недовольство существующим порядком вещей.

Такое же недовольство нарастало и в городах. Война подрывала ремесло и торговлю. Ремесленники оказывались вынужденными закрывать свои мастерские и выбрасывать подмастерьев и учеников на улицу. Тяжёлые налоги, которые платили горожане на ведение войны, пропадали, как они полагали, совершенно безрезультатно, ибо рыцари терпели одно поражение за другим. Неудачное ведение войны свидетельствовало о том, что правительство было не в состоянии организовать оборону страны и изгнать из неё чужеземных захватчиков. Наиболее ярко недовольство правительством, охватившее все слои городского населения, проявилось в Париже — крупнейшем торгово-ремесленном центре и столице Франции».

Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

26 марта 1328 года – Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на Костромское княжение

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить… И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев

Приложений для Ивана I Даниловича Калиты. Иван Калита. Биография. Княжеское царствование

краткая биография Ивана Калиты очень похожа на биографии многих других русских князей той эпохи. При этом наш герой своей активностью сумел выделиться из этого ряда. Прежде всего, закладывая фундамент будущей экономической и политической мощи Москвы. То, что в дальнейшем стало трамплином для великих свершений, во многом было создано Иваном Калитой. Краткая биография этого князя начинается со второй половины 13 века. Предположительно в 1283 году.

Краткая биография Ивана Калиты: ранние годы

Будущий правитель был младшим сыном Москвы (и внуком знаменитого Александра Невского). Уже в 1296 году он стал наместником своего отца в Новгороде. В 1304 году он получил свой первый важный военный опыт в боях с тверскими князьями за город Переяславль. Этот эпизод закончился победой молодого князя. Довольно долго молодой представитель княжеского рода находился в тени своего старшего брата, правившего Москвой. Но краткая биография Ивана Калиты делает крутой поворот в 1320 году. Оба брата едут в Орду за ханскими ярлыками, чтобы править русскими землями. В результате этого плавания старший брат отправляется княжить в Новгород, а младший получает в свое распоряжение Москву.

Иван Калита. Кратко о доске

Князь, вступивший на московский престол, показал себя довольно упорным и настойчивым политиком. Он регулярно ездил в Орду, что позволило ему завоевать доверие и благосклонность хана Узбека. В материальном отношении это вылилось в относительное затишье и благодатное затишье для его удела в то время, когда остальные русские земли были вынуждены платить ханам довольно высокую взятку.

Баскаки. В результате такого благоприятного климата она стала интенсивно пополняться беженцами из других земель. Росли его города, росло благосостояние местного боярства, возрождались ремесла. Краткая биография Ивана Калиты неразрывно связана с остальными. В 1325 году кафедра православного митрополита была переведена в Москву, что сделало ее не только важным экономическим и ремесленным центром, но и духовным центром всей русской земли. Иван Калита довольно умело использовал благоприятные для него обстоятельства.

Хитрость, коварство, политическая решимость и умение использовать слабости противников позволили ему значительно расширить пределы своего предназначения. Они выкупили Углич. Довольно долго длилась борьба за господство со старым соперником, князем Александром Михайловичем Тверским. В 1327 году в Твери был убит ордынский баскак. Иван Калита поспешно заверил хана Узбека в своей лояльности и готовности содействовать наказанию виновных. Это дало ему одобрение хана на военный поход на Тверь с помощью ордынского войска, а также дальнейшее право управлять этим городом и самостоятельно собирать дань для хана. Московский князь пытался присоединить к своим владениям и крупнейший город северной Руси Новгород. Однако она закончилась для него поражением. Иван Калита умер в 1340 году, оставив московский престол своему наследнику Симеону Гордому.

Иван Данилович «Калита» — московский князь, прославившийся своим богатством и дипломатическими способностями. Точная дата рождения, как и смерти принца, неизвестна. Он родился в семье князя Даниила Александровича и был внуком Александра Невского. За годы его правления Московское княжество расширилось и набрало вес в стране. Иван считается одним из первых правителей Руси, начавшим объединять страну.

Детство и юность

В биографии Ивана Калиты много «белых пятен». Историки считают, что он родился около 1823 года. В то время имя Иван было экзотикой для России, и должны были быть веские причины назвать этим именем своего сына. В документах не сохранилось свидетельств, раскрывающих причину таких действий отца.

Он был четвертым ребенком в семье и в принципе не должен был получить трон. Иван рос обычным юнцом и ничем не выделялся на общем фоне. С раннего возраста начал обучаться верховой езде. Уже в 3 года он впервые попробовал сесть на лошадь. Иван Калита с детства отличался рассудительным умом и осторожностью, что впоследствии пригодилось ему в борьбе за престол, а также во время его царствования.

Правление

В то время правителями на Руси стали с утверждения хана татаро-монгольского ига. После смерти старшего брата Юрия, благодаря хорошим отношениям с ханом Узбеком, Иван получил ярлык на великое княжение.

Став великим князем, Иван Калита начал укреплять Московское княжество. Договорившись с ханом Узбеков, он стал самостоятельно собирать дань и платить ее Орде. Взамен татары перестали совершать набеги и опустошать русские земли. Благодаря тому, что определенная часть собранных богатств оставалась у Московского княжества, создавались предпосылки для его развития.

Постепенно Иван Калита стал одним из самых богатых князей в истории России. Его необычное прозвище «Калита» связано с деньгами. По одной из версий, свое прозвище он получил из-за большого количества богатства, так как слово Калита в Древней Руси означало кошелек. По другой версии, это прозвище закрепилось за ним из-за того, что он постоянно носил с собой мешок с деньгами для раздачи бедным и нуждающимся. Есть также версия, что свое прозвище он получил из-за того, что выгодно выдавал замуж своих дочерей, которых у него было четыре, получая тем самым выгодные связи.

Благодаря своим хитрым действиям ему удалось перенести митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сделав ее духовным центром России. Это также помогло укрепить его власть. Во время своего царствования он ожесточенно боролся с разбойниками, орудовавшими на подъездах к Москве, в результате чего сократились грабежи и разбойные нападения на купеческие подводы. Со временем в Москву тянулось все больше торговых караванов со всей страны и из-за границы.

Личная жизнь и смерть

За свою жизнь Иван Калита дважды был женат. Его первую жену звали Елена, она была примерно ровесницей великого князя, однако умерла раньше него в 1331 году. Она родила ему 8 детей: четырех мальчиков и четырех девочек. После этого князь женился на девушке Ульяне, которая была намного моложе его. Она пережила Ивана почти на 20 лет. После смерти князя ей было отдано много земель и богатств. От их брака у них родилась дочь Мария.

(1288?-1340) Великий Князь Московский

Он родился, когда были еще живы старики, пережившие ужас первых набегов татар на Русь. Главным настроением того тяжелого времени был страх, и Иван разделял его со своими современниками. В раннем детстве он видел, как татары захватили Москву, а вместе с ней и его отца, князя Даниила Александровича. Может быть, поэтому, уже став великим князем, он всячески старался избежать открытого столкновения с ними.

Как и положено княжескому сыну, Иван рано вошел в мир взрослых. Отец, а иногда и бояре, рассказывали ему об истории и о том, что происходило в России. Уже в трехлетнем возрасте Иван прошел обряд посвящения — его впервые посадили на лошадь. После этого дня ребенок переходил от нянь и матерей на попечение воспитателей-мужчин. Понемногу стали приучать его к сложному княжескому ремеслу. По-видимому, отец — князь Даниил Московский — видел в Иване своего преемника, хотя основным наследником был его старший сын Юрий.

Даниил Московский считал, что осторожный Иван больше подходит для княжеского престола, чем суровый и сварливый Юрий. Тем не менее, после смерти Даниила в 1303 году власть перешла в руки Юрия. Было ему в то время двадцать два года, а Ивану не было и пятнадцати.

Сначала Иван действовал заодно со своим братом. Он помог Юрию покорить Владимирское княжество и приложил немало усилий, чтобы отобрать у тверских князей великокняжеский ярлык.

Но суровый характер Юрия и его неумение вести дипломатические переговоры, восстановили против него татарских ханов, и в 1325 году Юрий погиб во время похода в Золотую Орду. Там они намеренно устроили встречу двух враждующих князей, и тверской князь во время драки убил московского князя.

После смерти брата Иван сел на княжеский престол. Он сразу изменил свою политику по отношению к Орде, поняв, что обострение отношений с многократно превосходящим его врагом приведет лишь к бессмысленным жертвам. Оказав помощь Орде в подавлении восстания в Твери, Иван получил от хана Узбека ярлык на княжение в Новгороде и значительную часть Владимирского княжества. Иван укрепил Москву и одновременно присоединил к ней близлежащие земли.

Не менее важным было право на сбор налогов, также полученных от Орды. Иван прекрасно понимал, что только своевременные расчеты с Ордой помогут сохранить благосклонность ее правителей. Собранных таким образом денег хватило на укрепление Москвы. Иван не только расширил и обустроил Кремль, окружив его новыми дубовыми стенами, но и помог построить белокаменные церкви и соборы. Прозвище «Калита» (кошелек для денег) князь получил за то, что очень обдуманно тратил собранные деньги, стремясь сделать Москву настоящим центром России.

Летописец также упоминает, что Иван Калита постоянно носил на поясе кожаный кошелек, полный серебряных монет, и щедро раздавал их бедным. Нередко он покупал земли, деревни и даже города у обедневших князей. Так границы Московского княжества постепенно расширялись. Он официально перенес столицу из Владимира в Москву и первым из князей в 1328 году назвал себя «великим князем всея Руси».

Бережливость Ивана Калиты стала залогом того, что он был едва ли не самым богатым князем России. В его завещании сохранился список самой ценной домашней утвари: двенадцать золотых цепей, девять золотых поясов, четырнадцать женских золотых обручей, шесть золотых чаш и блюд, семнадцать штук другой золотой и серебряной утвари, одна золотая шапка и одна золотая шкатулка.

Что касается его отношений с Золотой Ордой, то он показал себя умным и осторожным политиком. Он не препятствовал ханским баскам и жестоко подавлял всякое сопротивление. В тех же землях, которые были подвластны власти Ивана Калиты, он требовал не только поддерживать порядок, но и «воевать с татем», то есть с теми, кто хотел бы поживиться, приписывая татарам разбой.

В области внутренней политики Иван Калита тоже был достаточно дальновидным правителем. Он прекрасно понимал, что Москва должна стать не только административным, но и духовным центром России. Поэтому в 1325 году ему удалось переместить митрополита Петра Волынца в Москву.

Всего через год престарелый священник скончался и был похоронен в только что построенном Успенском соборе Кремля. Через несколько лет у его гроба стали происходить чудеса, после чего митрополит был канонизирован как новоявленный святой русской землей. Таким образом, Москва, в которой находились мощи святого Петра, стала духовным центром России. В нем располагалась митрополия.

Как только Ивану Калите удалось стабилизировать отношения с Ордой, большие боярские семьи стали переезжать на службу в Москву. Многие из них были приглашены самим Иваном. Так постепенно вокруг княжеского двора образовался круг новой московской аристократии.

Но куда более важным делом Ивана Калиты было другое: за сорок лет его правления ни разу татары не пришли на Русь с опустошительными набегами. В летописях это время затишья на Руси обычно сравнивают с периодом спокойного, безмятежного сна. Как позже писал В. Ключевский, «в эти спокойные годы успели родиться и вырасти целых два поколения русских людей, не испытавших безотчетного ужаса перед татарами. Позже они отправились на Куликово поле.

Семейная жизнь Калиты складывалась вполне традиционно. В 1319 году Иван женился. Известно, что его жену звали Елена. Но никаких упоминаний о роде, к которому она принадлежала, до наших дней не сохранилось. У них было трое сыновей — Симеон, Иван и Андрей. В 1332 году Елена умерла от неизвестной болезни, а через год Иван Калита женился повторно на некой Ульяне, которая вскоре родила дочь.

Когда пришло время, Иван Данилович Калита «умер в чернцах»: перед смертью постригся в монахи. Похоронен в Архангельском белокаменном соборе Московского Кремля. С этого времени и до начала 18 века здесь хоронили московских князей и царей.

Перед смертью Иван Калита написал завещание, в котором разделил свои земли между сыновьями. Он отдал им Москву в общее владение, особо оговорив, что она всегда должна быть столицей.

Сын московского князя Даниила Александровича. Прозвище Калита он получил, по одной версии, за то, что собирал дань для Орды, а по другой, всегда носил с собой мешок с мелкими деньгами для бедняков.

Точной даты его рождения нет. Считается, что он родился около 1283 г. или даже 1 ноября 1288 г.

Первые сведения появляются о нем как о наместнике своего отца в Великом Новгороде в 1296-1297 годах. В 1304 году защищал Переяславль от тверского князя. В 1320 году он впервые отправился в Орду. Здесь хан Узбек утвердил его наследником Московского княжества. В 1325 году Иван Калита становится московским князем.

Князь Московский

Став главой княжества, он прежде всего перенес резиденцию митрополита из Владимира. Москва стала духовной столицей России, а Петр стал первым митрополитом Московским.

Все действия Ивана Калиты были направлены на возвышение Москвы над остальными княжествами. Успешными были действия в борьбе с Тверским княжеством. В 1327 году в Твери произошло восстание против ордынского владычества. Карательные действия хана Узбека настолько ослабили силы Твери, что княжество перестало соперничать с Москвой.

Политика князя Ивана Калиты привела к расположению к нему хана Узбека. Если гнет ордынских баскаков ощущали на себе все княжества в полной мере, то Московские земли жили относительно спокойно.

Началось переселение людей из других земель в Московское княжество.

Иван Калита способствовал развитию ремесел и торговли, что позволило ему распространить свое влияние на многие земли Северо-Восточной Руси.

Бояре были приглашены ко двору, что создало мощную опору власти. Было введено сельскохозяйственное право, основанное на византийском праве, а также новый порядок наследования.

Итоги правления

Современники и летописцы считали, что Иван Калита избавил русскую землю от татар и разбойников. Он всегда чинил «правый двор», помогал бедным, защищал вдов от насильников. За это Иван Калита получил еще одно прозвище — Добрый.

При Иване Калите Московский Кремль обзавелся дубовой стеной, были построены Архангельский и Успенский соборы (первоначальные церкви не сохранились), церковь Иоанна Лествичника.

В начале 1340 года князь принял постриг в монахи с именем Анания, после чего принял схиму и через несколько недель скончался. Похоронен в Архангельском соборе на Соборной площади в Москве. Он оставил завещание, по которому его наследником стал старший сын Симеон.

оставил завещание, согласно которому его наследником стал старший сын Симеон.

Иван I Данилович Калита

Калита был крупным политическим деятелем своего времени, его называют первым «собирателем русской земли». Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, тем не менее она способствовала закладке основ политического и экономического могущества Москвы, началу экономического подъема России.

Иван I Данилович Калита (в крещении — Иоанн) родился в Москве в 1283 году, но более точная дата не известна. Он сын московского князя Даниила Александровича, внук князя московского, князя новгородского и великого князя владимирского.

Долгое время оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже XIII-XIV веков, согласно летописи, Иван был новгородским воеводой, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно заменял брата на московском княжении во время пребывания его в Золотой Орде.
После смерти Юрия в 1325 году Иван, как наследник своего брата, стал единолично княжить в Московской волости. В первый же год своего царствования он, желая положить доброе начало своему царствованию, вызвал из Владимира в Москву митрополита Петра. Это сразу сделало Москву духовным центром России и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр помогал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

Калита был жестоким правителем, одновременно умным и настойчивым в достижении своих целей. Он умел ладить с татаро-монгольским ханом Узбеком, не раз ездил в Орду, где заслужил благосклонность и доверие хана. В 1327 году Иван принял участие в походе золотоордынских отрядов на Тверь. В награду в 1328 году он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.

В 1332 году Калита добился от Узбека ярлыка на Великое княжество Владимирское и признание себя великим князем всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой он собирал для нее огромную дань с населения, а Иван беспощадно подавлял все народное недовольство, вызванное тяжелыми реквизициями. Также с помощью татар он устранил многих своих политических соперников — других князей.

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси на долгие годы воцарилась тишина. Опасаясь ханского гнева, татары прекратили набеги на Русь. Узбек даже отказался посылать своих людей в земли князя, доверив сбор податей с населения Ивану. Он накопил большое богатство (отсюда его прозвище «Калита» — «кошелек», «денежный мешок», другая версия от привычки постоянно носить с собой «калиту» с деньгами для раздачи милости).

Иван неуклонно стремился расширить территорию своего княжества и собрать вокруг Москвы русские земли. Накопленные средства он тратил на покупку территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростовская, Тверская, Угличская, Галичская, Псковская, Белоозёрская). И хотя в этих городах правили местные князья, они, по существу, были лишь наместниками московского князя.

Годы Иванова царствования были эпохой укрепления Москвы и возвышения ее над другими русскими городами. В Москве был построен дубовый Кремль, защищающий не только центр города, но и населенный пункт за его пределами. Также в Москве он построил Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Спасо-Преображенскую церковь, при ней был открыт монастырь. В Переяславле-Залесском Иван основал Горицкий (Успенский) монастырь.

Летописцы отмечали, что князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый двор», помогал бедным и нуждающимся. За это он получил свое второе прозвище — Добрый.

Он принял сельскохозяйственный закон и установил новый порядок наследования. После смерти Ивана великокняжеский престол более или менее навсегда перешел к его прямым потомкам. Со времен правления Калиты принято говорить о начале самодержавия.

Умер великий князь всея Руси Иван I Данилович Калита

князей • История России

Категория Архивы для герцогов

(1425 – 1462)

Сын Василия I, Василий II, прозванный Темным, занял престол в силу нового порядка престолонаследия.

Но его дядя, Юрий Дмитриевич, присоединился к нему в борьбе за великое княжение, опираясь на право старшинства.

Противники отправились в Орду для разрешения спора, и хан Улу-Махмет утвердил на престоле Василия.

Несмотря на это, Юрий снова начал войну с Василием, изгнал его из Москвы и умер здесь великим князем.

Сыновья Юрия, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, продолжили войну. Взяв в плен Василия Косо, Василий II приказал его ослепить, но тут же он попал в руки Дмитрия Шемяки и тоже был ослеплен.

Василий II стал победителем этой длившейся 20 лет борьбы за новый порядок престолонаследия.

На стороне Василия Темного были московские бояре, духовенство и народ. Все они сочувствовали новому порядку престолонаследия (от отца к старшему сыну), с которым прекратилась прежняя междоусобица за старшинство.

Василий II уничтожил все владения в Московском княжестве, кроме имения Верей. Ему подчинялись все северо-восточные районы. В Рязанское княжество он направил своих наместников. От него зависело и Тверское княжество.

г. Умирая, Василий II благословил своего старшего сына Иоанна, великого князя Московского, так как Владимир был включен в состав Московской области.

При Василии Темном в летописи впервые упоминаются казаки (именно рязанские, под 1444 годом).

Иоанн III Васильевич (1462-1505)

(1380 – 1425)

Сын Дмитрия Донского, Василий I Дмитриевич, продолжал собирать Русскую землю.

Через три года Василий поехал в Орду и купил у Тохтамыш-хана ярлык на княжество Нижегородское и Муромское.

Василий I воевал и против Новгорода, так как новгородцы стремились разрушить зависимость церкви от московского митрополита и не желали платить пошлины великому князю московскому. В этой борьбе Москва осталась победителем.

При Василии I Русь пережила два татарских нашествия. Первым выступил монгольский завоеватель Тамерлан, назначивший ханом Золотой Орды Тохтамыша.

Когда Тохтамыш восстал против Тамерлана, пошел с ним войной, победил и пошел на Русскую землю в 139 г.5. Но вдруг он вернулся из Ельца.

Сохранилось предание о том, что Тамерлан покинул пределы России в тот день, когда москвичи встретили икону Владимирской Божией Матери, которую Василий I повелел перенести из Владимира в Москву.

Икона Владимирской Божией Матери осталась в Москве, в Успенском соборе, и является главной святыней Москвы.

Другое вторжение произошло по следующему поводу. Василий I думал воспользоваться неурядицами в Золотой Орде и перестал платить дань. Но старший мурза Едигей, находившийся в Орде, предпринял внезапное нападение на Московскую область, опустошил ее и взял с Москвы 3000 рублей за отступление.

Великий князь смирился.

Кроме того, Восточная Русь со стороны Витовта, литовско-русского князя, покорившего Смоленскую судьбу и желавшего покорить Москву и себя, тоже подверглась большой опасности, несмотря на то, что Василий I был женат на его дочери.

Однако до решающей битвы дело не дошло, и соперники заключили мир, по которому река Угра была обозначена границей между Литовской и Московской Русью.

Василий II Васильевич (1425 – 1462)

(1363 – 1380)

Дмитрий Иоаннович Донской, сын Иоанна II, внук Иоанна Калиты, отличавшийся храбрым характером, возвысил могущество Московского княжества.

Все его правление наполнено непрерывной чередой войн. Он смело вступил в бой с Тверью, Рязанью, Литвой и Ордой.

Ему подчинились все северо-восточные князья, и он решил, что пора свергнуть ненавистное иго. Он знал свою силу и слабость Орды от междоусобиц.

В 1378 году произошла первая встреча с татарами на реке Возже в Рязанском княжестве. Русское войско под личным руководством Дмитрия Иоанновича разгромило татар под командованием Мамая. Эта победа была первой со времени нашествия татар на Русь.

Куликовская победа была неизмеримо славнее ее.

Разгневанный Мамай решил отомстить Дмитрию и стал собирать грозное ополчение, заключив союз с литовским князем Ягайло. Дмитрий также активно готовился к встрече со страшным врагом.

8 сентября 1380 г. Дмитрий Иоаннович, блаженный прп. Сергий, основатель Троицко-Сергиевой Лавры, объединенными силами всех северо-восточных князей, кроме князя Рязанского, разбил Мамая на Куликовом поле при слиянии река Непрядвая на Дону.

Победе над татарами очень помогла двоюродная сестра великого князя Владимира Андреевича Храброго, уловившая удобный момент для атаки полчищ Мамая, и ей было неловко стоять свой отряд в засаде, где воевода Волынский Боброк был также.

За эту победу Дмитрий Иоаннович получил прозвище Дон.

Какой блестящей была эта победа, она не спасла Русь от татарского ига.

Хан Тохтамыш, снизив Мамая, внезапно напал на Москву, заставив великого князя снова платить дань.

Но несмотря на это Куликовская победа имела большое значение. Она подняла дух русского народа, ослабила татар, укрепила уважение к династии великих князей московских.

Умирая, Дмитрий Донской благословил своего старшего сына Василия не только на Москву, но и на великое княжение Владимирское, назвав его своей вотчиной.

Таким образом, он установил новый порядок престолонаследия от отца к сыну.

Василий I Дмитриевич (1380 – 1425)

(1359 – 1363)

По воле хана, назначенного преемником Иоанна II, Дмитрий Суздальский после нескольких лет безуспешной борьбы с Москвой должен был отдать престол малолетнему Дмитрию Иоанновичу, которого выторговали московские бояре ярлык для великого царствования.

Дмитрий Иоаннович Донской (1363 – 1380)

(1353 – 1359)

После Симеона Гордого великим князем был его брат Иоанн II, кроткий, милосердный.

Предводителями неспособного Иоанна II были опытные московские бояре и митрополит святитель Алексий, который часто ездил в Орду и пользовался большим расположением хана для исцеления от слепоты жены его Тайдулы.

После Иоанна остался малолетний сын Димитрий Иоаннович.

Дмитрий Константинович (1359 – 1363)

(1340 – 1353)

Старший сын Калиты, Симеон Иоаннович, отличался сильным характером, строго командовался удельными князьями. За властное обращение получил прозвище «Гордый».

Начало Троицкой Лавры относится к его царствованию.

С братьями он заключил особое соглашение, по которому все они должны были действовать согласованно. Младший должен уважать старшего как отца, иметь с ним общих друзей и врагов. В этой грамоте Симеон Гордый был назван великим князем всея Руси.

Золотая Орда была с ним дружна, как и его отец.

Симеон умер бездетным от холода (аналог эпидемии чумы, холеры).

Иоанн II Мягкий (1353 – 1359)

(1328 – 1340)

Иван Данилович, прозвище Калита, т.е. мешок денег, который он носил для раздачи бедным, первый князь-собиратель Руси, великий князь Московский, положил начало для подъема Москвы.

Основателем Московского княжества был младший сын Александра Невского Даниил, унаследовавший его и сумевший сохранить за собой город Переславль Залесский, один из древнейших и значительных городов Северной Руси, а при Юрии Даниловиче Московский княжество пополнилось еще двумя городами: Можайском и Коломной.

Москва как город упоминается в летописях под 1176 годом.

Повинуясь воле хана, Калита заслужил его полное доверие. Хан поручил ему собрать дань. Собирая дань для отправки в Орду, он часть оставлял для пополнения собственной казны.

Тихо говоря, народ стал отдыхать после беды и разрухи.

Калита пополнил Московское княжество новыми приобретениями: купил у бедных князей село, село и даже город (Белозерск, Галич, Углич).

В 1326 году Калита перенес митрополию из Новгорода в Москву. Это событие имело важное значение для укрепления Москвы.

Митрополит Петр в основном жил в Москве и посоветовал Иоанну Калите построить храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Митрополит Петр скончался в Москве и был похоронен на месте Успенского собора, которое сам же и приготовил. Преемник Петра митрополит Феогност навсегда переехал в Москву.

С переносом митрополии Москва стала церковной столицей России.

Калита был первым князем, назвавшим себя «Великим князем всея Руси».

Разделив свои земли между сыновьями Симеоном, Иоанном и Андреем, Иоанн Калита отдал Москву в их общее владение, чтобы Москва всегда была столицей.

Симеон Иоаннович Гордый (1340 – 1353)

(1326 – 1328)

Александр Михайлович, князь тверской, получил ярлык от хана Узбека на великое княжение, вскоре лишился престола за то, что позволил тверичанам убить ханского посла Чолхана и его свиту, которые, по обыкновению позволяли себе различные проступки и насилие над жителями.

Брат Юрия Иван Данилович Калита воспользовался гневом узбеков, отправился в Орду с докладом о тверских событиях и вернулся оттуда с татарским войском, чтобы наказать бунтовщиков.

Жестокому опустошению подверглось Тверское княжество, а также Новорожская область, входившая во владения Новгорода.

Александр бежал в Псков, а великим князем стал Иоанн Данилович Калита.

Позже Александр Михайлович был убит в Орде.

Иван I Данилович Калита (1328 – 1340)

(1310 – 1326)

После смерти Михаила Ярославича великое Владимирское княжение Юрий Данилович ненадолго отпраздновал своей победой.

Вскоре был убит в Золотой Орде сыном Михаила Ярославича Димитрием по прозвищу «Грозные Очи», отомстившим Юрию за отца.

и такой произвол хана казнил Димитрия.

При Юрии Даниловиче Московское княжество обогатилось двумя важными городами: Можайском и Коломной.

Можайск находится в верховьях Москвы-реки, а Коломна — в месте впадения в нее реки Оки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *