К проблеме взаимоотношений Церкви и государства в новеллах императора Юстиниана
Вопросы взаимоотношений государства и Церкви, Церкви и общества, церковного консерватизма, уходящего в нашей стране корнями во времена расцвета Византийской империи, постоянно находятся в фокусе внимания современных исследователей. Возможна ли симфония государства и Церкви на практике, или это только область спекулятивных рассуждений? Была ли она когда-либо осуществлена в истории — вопрос открытый и спорный. Могут ли в принципе сотрудничать светская и духовная власть и каковы границы этого сотрудничества, при которых не происходит слияния этих двух систем и образования такого симбиоза, в котором они, замещая существенные функции друг друга, перестают быть независимыми? Полезно ли государству иметь единообразие в области религиозной и идеологической — вопрос, на который можно пытаться ответить, не только рассуждая отвлеченно, но и основываясь на богатом историческом материале, описывающем взаимоотношения Церкви и власти в разные эпохи. Все эти и множество иных проблем из этой области сегодня актуальны, а эпоха Юстиниана дает результативный материал для поиска ответов на поставленные вопросы.
Император Юстиниан желал установить религиозное едниообразие внутри своей империи, а также желал видеть православными народы, жившие за рубежом Византии. Для достижения того и другого он предпринимал определённые меры. Чтобы лучше понять религиозный аспект его внешней политики и то, какое место занимала религия в построении отношений Византийской империи с соседями, необходимо проанализировать мировоззрение и мотивацию самого Юстиниана I и его современников и то, какую роль в целом император отводил религиозному фактору в политическом процессе.
Первое, на чем стоит остановить наше внимание, это законы, посвященные составу церковного клира. Так как духовенство исполняет ключевую функцию в жизни Церкви и оказывает огромное влияние на свою паству, то Юстиниан стремился упорядочить его состав, чтобы это влияние имело положительное значение для всей империи в целом. От внимания Юстиниана не укрылось ничего, что касается жизни духовенства: от возрастного ценза и моральных качеств будущего ставленника в священники до его обязанностей, денежного содержания и юридических прав.
Так, Юстиниан в 3-й новелле решает вопрос о количестве духовных лиц в церковных учреждениях. Им было установлено максимальное количество причта (525 клириков) для храма Софии в Константинополе. Было издано специальное законоположение об ограничении рукоположений и методы регулирования излишка и недостатка клириков. Рукоположение новых клириков было ограничено, а недостаток восполнялся через приглашение их из тех церквей, где был избыток священнослужителей.
Одновременно Церкви предписывается отказаться от излишних расходов «до некоторого среднего и терпимого количества» (16:116.5–6). Решая финансовые проблемы, порождаемые большим количеством клириков, Юстиниан пытался этой мерой также ограничить количество монофизитских рукоположений. Увеличение числа последних происходило в период патриаршества Анфима I, которого Севир Антиохийский склонил на сторону монофизитства . Поскольку разрастание причта происходило при Анфиме I, то «излишние» клирики являлись сторонниками нового патриарха. Их сосредоточение в наиболее известных храмах могло ослабить позиции императора, который в качестве противодействия, с целью разъединения адептов Анфима I, предложил новый, закрепленный законом вариант: отныне «постоянно будет происходить замена отсутствующего тем, кто является лишним» (16:116.30–31). Тем самым 16-я новелла и институт «излишних» клириков приобрели антимонофиситскую направленность и одновременно решали вопрос перерасхода средств на содержание духовенства. Закон, таким образом, хотя и вторгается в вопросы веры и внутреннего управления Церковью, но имеет целью стабильность и порядок в ней.
Широкий спектр церковных проблем охватывает и новелла 131, озаглавленная: «О церковных канонах и привилегиях». Здесь говорится о соблюдении канонов четырех Вселенских соборов — Никейского 325 г., 1-го Константинопольского 381 г., Эфесского 431 г. и Халкидонского 451 г. (гл. 1), устанавливается, что Константинопольский патриарх занимает второе место после Папы Римского (гл. 2), раскрываются привилегии архиепископа Первой Юстинианы (гл. 3) и епископа Юстинианы Карфагенской в латинской Африке (гл. 4) и решаются многие другие вопросы. То есть Юстиниан придает канонам четырех Вселенских соборов статус государственных законов и определяет иерархию патриархатов во всей Церкви. Церковное право становится частью права светского, оказывает на него прямое влияние.
Юстиниан стремился укрепить власть епископов в Церкви и на местах, их авторитет и влияние в общественных делах. Он попытался полностью отстранить народ от влияния на выборы епископов. Согласно его указу, к ним были причастны только духовенство и верхушка знати/ Император Юстиниан достаточно детально прописывает требования к желающим служить в Церкви. Целью подобной работы является приведение, с точки зрения законодателя, в порядок церковный административный аппарат. Порядок этот, с точки зрения императора, должен быть удобен и Церкви, и государству, в которое Церковь входит наряду с иными социальными институтами. Вполне возможно, что, приводя в порядок требования к священнослужителям, император имел в виду общую упорядоченность светской бюрократической системы, которая могла здесь служить неким образцом для законодателя. При этом Юстиниан не вводит церковную администрацию в подчинение светской власти, оставляя ей определенный суверенитет. Более того, епископам усваиваются надзорные функции в отношении местных чиновников и право отстаивать интересы своей паствы. Хотя и кажется иногда, что Юстиниан вторгается в вопросы сугубо церковные, все же, скорее всего, он руководствовался собственными представлениями о благе Церкви, а не стремился продемонстрировать ей свою власть на ней.
Таким образом, посредством новелл Юстиниана регулируются вопросы кадровой политики Церкви. Вводятся определенные критерии для желающих принять священный сан, монашество или трудиться в благотворительных учреждениях под эгидой Церкви.
Отдельно стоит отметить положения, регулирующие финансовую деятельность Церкви. Указы Юстиниана имеют целью сохранять от растрат церковное имущество.
Среди множества аспектов церковного устройства особо выделяется проблема отчуждения церковной недвижимости. Юстиниан обращался к названной теме неоднократно. На протяжении 11 лет (с 15.04.535 по 1.05.546 г.) он подготовил 10 новелл по данной проблеме. Такое внимание Юстиниана к данному вопросу и такое количество законодательных актов, отражающих его, может быть объяснено необходимостью найти оптимальное решение вопроса о церковной недвижимости. И эволюцию данного пороса можно проследить по указанным документам. Проблема церковной собственности поднимается в 131-й новелле, а также в предыдущих новеллах: «О том, чтобы церковь святого Воскресения продала строения, расположенные в этом городе» (40:258.15–18), «Об отчуждении и оплате церковного недвижимого имущества, кроме церковного недвижимого имущества в Константинополе» (46:280.2–6), «…И о том, чтобы всякой часовне или другому благочестивому месту разрешить равным образом совершать обмен недвижимого имущества, со вступлением в силу (данного) постановления» (54:306. 4–8), «Об обмене церковного имущества и эмфитевзисе (долгосрочной аренде)» (55:308.20–21), «Об отчуждении имущества церквей Мизии, предназначенного для выкупа пленных и содержания неимущих» (65:339.2–3), «И о продаже церковных недвижимых имуществ» (67:344.8–10), «Об отчуждении и эмфитевзисе церковного имущества» (120:578.2–4).
Юстиниан, признавая Церковь верховным субъектом присвоения принадлежащей ей недвижимости, упорно и целенаправленно стремился к изъятию из ее прав отчуждения в широком смысле, именно права экпиисиса — продажи.
Новелла 7-я, начинающая рассмотрение вопроса об отчуждении и поиски решения данной проблемы, определяет цель и задачи Юстиниана в названной сфере. Данная новелла гласит: «Мы поставили себе в качестве постоянной следующую единую цель — все то, что показалось бы незавершенным ранее и запутанным, таковое и очистить, и воссоздать совершенное из не доведенного до конца. Что и сделав относительно всего законодательства, мы считаем нужным, однако, при отчуждениях, совершающихся ради священного имущества, охватить все прежние нормы единым законом, который и отвергает себя, и исправляет, и добавляет упущенное, и избавляет от ненужного. Львом… был написан закон о церковных отчуждениях, привязанный к одной-единственной священнейшей великой церкви в блаженном этом городе. И мы восхваляем к тому же большинство установлений этого закона… но мы опровергаем его в том, что он вообще установлен для всех; мы уже поверили, конечно, что и он нуждается в некотором исправлении. Анастасием же, мужем благочестивой воли, был составлен некий закон о том же, не похожий на предыдущий и со всевозможными пропусками. Ибо он разбросан и в отношении отдаленных местностей остался не менее незаконченным, будучи обращенным к одному-единственному сану архиерея и администрации, назначенной блаженнейшим патриархом этого царственного и процветающего города, но, не принимая, однако, во внимание все другие епархии. Впрочем, если действительно он думал, что вещь вследствие исправления оказывается ценной, то по какой причине одни нормы он исправлял, другие же, неупорядоченные, оставлял? Мы постановляем, чтобы впредь он перестал быть действующим в незавершенном виде и привязанным к определенной местности, но являлся универсальным среди законов и вносил нечто значительное. Поэтому мы, конечно, исправляя все, подумали, что нужно подготовить единое законодательство всем священнейшим церквам и гостиницам, и больницам, и богадельням, и монастырям, и детским приютам, и приютам для престарелых и действиям любой культовой организации, и этот закон дополнить предписанием Льва, мужа благочестивой участи, предварительно на основе (предписания) излагая для себя вкратце право и таким образом сплетая вместе и все остальное. Ибо оно (предписание) предпочитает, чтобы ни боголюбезнейший архиепископ и патриарх блаженнейшего этого города или священнейшей великой церкви, ни управляющий хозяйством не продавали, не дарили или не отчуждали, случайно, иным способом, недвижимое имущество, жилое помещение или поле, или земледельца, или деревенских рабов, или общественные кормления (а именно те, что нужно причислить к недвижимым вещам, которые принадлежат священнейшей великой церкви в Константинополе) и не совершали что-либо подобное по отношению к ответному дару или иной какой-либо уловке. И оно (предписание) угрожает покупателю отторжением вещи, чтобы он передал своевременно управляющему делами священнейшей великой церкви полученную им вещь со всем урожаем в течение года и другими доходами, из-за неминуемо предстоящего (тому, кто осмеливается что-либо подобное взять или купить) аннулирования цены, потому что, в соответствии с законами, приобретенное равным образом он передает даже не родившемуся. И оно же предписывает управляющему хозяйством, нарушившему эти нормы, передать из собственных средств священнейшей великой церкви все то, что он приобрел по этой причине или в чем причинил убыток священнейшей церкви. Кроме этого оно же отстраняет и от заведования хозяйством и не передает управление священнейшей церковью только одним боголюбезнейшим экономам, но и их преемникам, они ли это совершили или, видя, что это совершает при удобном случае боголюбезнейший епископ или кто-либо из других клириков, хранили жалкое и подобострастное молчание и, видя того, кто выражает скорее одобрение многому, уступили чему-либо подобному, но не воспрепятствовали происшествию. И составленные в присутствии нотариуса такие договоры предают его вечной ссылке, не предоставляющей ему какого-либо снисхождения и последующего возвращения. Предписание угрожает даже изгнать самих великих архонтов, согласных с подобным и оказывающих помощь такими действиями, как составление от своего имени деловых заметок с целью организации таких дарений или иных сделок, и цепляющихся за власть, общественное положение и имущество… Некоторые, изобретя как раз так называемое парическое (право), не известное ни нашим законам, ни любому иному из всей их совокупности, изучили немало описаний по поводу законоположения, придумав почти постоянное отчуждение. Именно то мы запретили приводить для себя в исполнение в будущем, вследствие чего мы написали закон об этом…» (7:48.17–36; 49.1–42; 50.1–42; 51.1–34) . Добиться унификации и универсальности закона в вопросе о церковном имуществе — задача Юстиниана, а конечная цель — сохранить от растрат и злоупотреблений церковные владения.
Анализ законов, касающихся имущественных и юридических привилегий Православной Церкви, свидетельствует о том, что религиозная политика Юстиниана была продуманной и последовательной и имела своей целью усилить положение официальной Церкви в империи. Разрабатывая законы о церковной собственности, Юстиниан имеет в виду сохранение имущества Церкви от злоупотреблений и растрат. При этом меры его не только запретительного характера, но и положительные. К последним относится придание статуса юридического лица церковным организациям. А предоставление Церкви права наследовать по завещанию имущество частных лиц становится важнейшим источником пополнения церковной казны. В общем, законодательная деятельность по вопросам церковного имущества призвана сделать прозрачной эту область церковной жизни, подвести под нее общеупотребительные юридические категории.
Согласно принципу «симфонии», Церковь и государство, как независимые и самоуправляемые организации, должны сотрудничать и дополнять друг друга в решении различных проблем ради спасения человека и славы Божией. Чтобы Церковь могла справиться с этой миссией, Юстиниан считал себя обязанным помогать ей всеми возможными способами. Этой общей цели служили все его догматические начинания и эдикты против нехристиан. Однако, по представлениям Юстиниана, этого было недостаточно. Он был также весьма озабочен повышением морального уровня руководителей Церкви и совершенствованием системы церковного управления. С этой целью было издано несколько законов, касающихся духовенства (епископов, пресвитеров и диаконов), монашеской жизни и церковного управления. Этими законами регулировалось положение духовных руководителей в Церкви и в христианском обществе, а также отношения между ними и гражданами государства.
Церковное законодательство императора Юстиниана касается богословских вопросов и вопросов практического характе¬ра, охватывая проблемы церковного управления, дисциплины, монашеской жизни и благотвори¬тельной деятельности Церкви. До Юстиниана Церковь уже имела свод догматических (определяющих рамки вероучения) и канонических (касающихся вопросов дисциплинарно-юридических) положений, которые принимались на Поместных и Вселенских Соборах. Эти решения Соборов были возведены Юстинианом в ранг государственных законов. С другой стороны, Юстиниан вводит в употребление уточнения, дополнения к существовавшим нормам и оригинальные законы относительно внешней и внутренней организации церковной жизни, которые и являются предметом анализа в данной главе. Церковно-законодательная деятельность императора составляла часть общего законодательства империи. Придавая церковным канонам статус государственных законов, Юстиниан, в свою очередь, требовал от Церкви, чтобы она включила в свод своего канонического права его церковное законодательство. Происходила взаимная интеграция церковных и государственных институтов, и формировалось своеобразие модели государственно-церковных отношений в Византии. Идея восстановления единой империи с единой верой была естественной для Юстиниана. Для внешней политики религиозный фактор оказывается весьма важным элементом мировосприятия византийского императора, связанным в том числе и с его стремлением вернуть утраченные имперские территории. Здесь не было единого мотива для завоевательных походов: и экономический, и политический, и фактор военной угрозы играли свою роль. Но, учитывая особенности менталитета людей того времени, и императора Юстиниана I в частности, следует подчеркнуть, что религиозный фактор был важным и актуальным, а для авторов источников того времени нередко решающим. Идеологическая составляющая завоевательных войн императора Юстиниана I была религиозно-политической. С одной стороны, было желание восстановить былое величие империи и вернуть утраченные территории, а с другой — ощущение собственной значимости в качестве защитника Церкви и православных христиан. Это мировосприятие было не личной особенностью Юстиниана I, а частью византийского мировоззрения того времени. Защита поруганных святынь и страдающих единоверцев могли играть важную роль для личной мотивации не только императора, но и солдат его армии.
Особое место в установлении религиозного единообразия внутри империи занимает политика императора Юстиниана в отношении монофизитов. Вместо запретов и репрессий император пытается найти пути мирного разрешения противоречий. Пути эти были не прямыми, наша задача проанализировать их. Попытки вписать монофизитов в жизнь империи не всегда проходили мирно и спокойно. Иногда переговоры заходили в тупик или заканчивались ссылками и даже кровопролитием. Но характерными особенностями политики Юстиниана I по отношению к монофизитам становятся именно усиленный поиск компромиссов, попытки избежать конфликтных вопросов, поиск возможностей сгладить противоречия. Поэтому на данном аспекте религиозной политики мы остановимся несколько подробнее, чтобы проиллюстрировать, с одной стороны, гибкость этой этого процесса, с другой — личную вовлеченность императора в происходившие события.
Опорой вырабатывания единой догматической основы религии в своем государстве для Юстиниана становятся решения Халкидонского собора 451 г. Он был созван для преодоления монофизистких и несторианских отступлений от православия. Данные отступления разделялись не мелкими локальными сектами или религиозными сообществами, а носили «вселенский» характер и были осуждены на Вселенских соборах, как угроза всей Церкви. Они касались вопроса о христологии — учения о соединении в лице Исуса Христа двух естеств или природ — божественной и человеческой. Несториане склонялись к тому, что эти естества в Исусе Христе образовывали две самостоятельные личности — Бога и человека, и соединялись они так же, как и в случае с любым святым или пророком — условно и временно, не образовывая постоянного единства. Монофизиты разделяли противоположную крайность в этом вопросе — Бог и человек в Исусе Христе соединились так, что уже невозможно различить: где Бог, а где человек — образовалась единая богочеловеческая сложная природа, в которой Бог и человек «слились воедино». Догматическое резюме Халкидонского собора определяло компромиссный вариант христологии, избегающий упомянутых крайностей: Бог и человек соединились: «неслиянно, неизменно, нераздельно и неразлучно» . Каждая из природ соединилась с другой навсегда, не меняя своих существенных свойств и не образовывая какой-то новой третьей природы.
При Юстиниане появляется еще один немаловажный метод налаживания мирных контактов с варварами — это инициируемое и поддерживаемое государством миссионерство. Миссионер нес с собой не только евангельскую весть и проповедь, но и был проводником византийской культуры в варварский мир. Миссионерство, таким образом, преследовало цели не только религиозного характера, но и способствовало сближению двух миров — варварского и византийского. Параллельно решались цели религиозно-просветительские, культурные и политические. По словам Э.Н. Люттвака: «Для набожного человека в этом не было ни цинизма, ни противоречия — даже в том случае, когда ради спасения или выгоды крещение охотно принимали взятые в плен невежественные варвары. Если это не помогало им духовно, то обращение в византийскую религию могло, по крайней мере, помочь империи материально, а ведь только она одна была защитницей истинно православной веры, которая, в свою очередь, представляла собою единственные подлинные врата в жизнь вечную, согласно ее собственному учению. Поэтому усиление империи означало содействие христианскому спасению» . То есть для Церкви, со стратегической точки зрения императора, не было большого ущерба от того, что вера принималась варварами не всегда искренне. Итогом становилось усиление Византии как христианской империи, как главного центра христианского мира.
При Юстиниане религиозный фактор становится важным элементом имперской политики. Дело обращения в христианство, христианская миссия, становятся в ряд с завоеваниями . Император Юстиниан искренне видел в этом свой долг христианского правителя, который должен как можно большее количество язычников привести ко Христу. Но при этом: «…спасая души от язычества — в качестве неизбежного последствия… вербовали потенциальных союзников империи». Миссия — становится новым отличительным элементом византийской политики в VI веке . Распространение византийского христианства шло разными путями. Успех проповеди складывался из многих факторов, а заинтересованность в обращении часто была обоюдной. Миссионерство при Юстиниане стало формой установления дипломатических контактов с соседними народами. Целью этих контактов было создание вокруг империи буферной зоны из единоверцев-союзников. Использование миссионеров и их работы во благо государства — важная черта политики Юстиниана. В целом работу миссий при Юстиниане можно назвать успешной. Итогом их деятельности являлось снятие напряженности по границам империи. Необходимо учитывать, что миссионерство не давало сиюминутных результатов и требовало значительно времени для того, чтобы результаты были ощутимы и в политическом пространстве.
В итоге, если сравнивать эффективность религиозной составляющей в военных кампаниях Юстиниана и в мирных миссиях, то следует признать, что второй вариант был более плодотворным и приносил более стабильные результаты. Если силой можно было покарать еретиков или иноверцев, то эти меры были внешними и не меняли внутренних убеждений и, самое главное, отношения к империи и ее ценностям. Миссионеры меняли не внешние формы государственного устройства или соподчиненности народов, а их мировосприятие. Приняв христианство, варвар становился не противником Византии, а единоверцем и поэтому на глубинном уровне — союзником. Как и в случае с вопросами внутриполитическими, во внешней политике обнаруживается, что область религиозная больше отзывается на ненасильственные методы, чем на грубую силу.
В создаваемом миссионерами христианском мире Византия стремилась занять главенствующее положение, как в религиозной области, так и политической. Константинополь претендовал на роль главного города христианского мира, а Церковь увеличивала свое значение как институт общеимперского значения.
Анализ новелл Юстиниана приводит нас к пониманию того, что император стремился к усилению экономических, социальных, юридических позиций официальной Церкви, без которой он не мыслил своей империи. Данный памятник права хорошо характеризует личность самого Юстиниана и видения им своего места в Церкви.
Литература
- Диль Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке. — СПб., 1908.
- Иванов С.А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христианина? — М., 2003.
- Карташев А.В. Вселенские соборы. — М.,1994.
- Курбатов Г.Л. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. — М., 1988.
- Люттвак Э.Н. Стратегия Византийской империи. — М., 2010.
- Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика. — М., 2003.
- Сметанин В.А. Консонанция священства и царственности как основа юстиниановской парадигмы ромейского социума// Проблемы теологии: Вып. 3: Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа (2–3 марта 2006 г.): В 2 ч. // Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Ч. 1. — Екатеринбург, 2006.
Страница не найдена — РОО «Ассоциация победителей олимпиад»
Ваши ФИО*
Ваш email*
Ваш номер телефона*
Какой предмет вы хотели бы преподавать?*
Расскажите кратко о своих олимпиадных достижениях*
Приложите резюме*
Объём файлов не должен превышать 20 Мбайт / Доступные форматы: doc / docx / rtf / pdf / html / txt
Please leave this field empty.
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
Ваша электронная почта*
Из какого вы региона?*
Расскажите, как мы могли бы сотрудничать*
Please leave this field empty.
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО*
Ваша электронная почта*
Ваш номер телефона*
Образовательное учреждение*
Расскажите кратко, какая у вас сложилась ситуация с олимпиадным движением в школе и какого результата вы ожидаете от сотрудничества с АПО*
Please leave this field empty.
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
Ваш email
Каким предметом вы интересуетесь
Выберите наиболее подходящий статус Статус не выбранУченикРодительПредставитель школыПедагог
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО ученика
Дата рождения ученика
Класс
Образовательное учреждение
Город образовательного учреждения
ФИО родителя
Телефон родителя
Email родителя
Выберите группу Группа не выбрана
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО ученика
Дата рождения ученика
Класс
Образовательное учреждение
Город образовательного учреждения
ФИО родителя
Телефон родителя
Email родителя
Выберите группу Группа не выбрана
Мотивационное письмо Объём файла не должен превышать 2 Мбайт / Доступные форматы: doc / docx / rtf / pdf / html / txt
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО
Телефон
Образовательное учреждение
Город образовательного учреждения
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО
Телефон
Проект / отдел
Должность
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО ребенка
Название образовательного учреждения
Город образовательного учреждения
ФИО родителя
Телефон родителя
Email родителя
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
Войти
Родитель
Буду покупать курсы для своего ребёнка ЗарегистрироватьсяОбучающийся
Сам буду проходить курсы ЗарегистрироватьсяПредставитель школы
Буду заказывать услуги для своего образовательного учреждения и контролировать их исполнение ЗарегистрироватьсяСлушатель КПК
Буду проходить курсы повышения квалификации для учителей ЗарегистрироватьсяЮстиниан I | Encyclopedia.com
Родился 483
Умер 565
Византийский император
Т он Быз античная империя, выросшая из Восточной Римской империи в Греции, перенесла римскую культуру в Средние века. Это было прекрасное, а иногда и могущественное государство, оплот цивилизации в темные времена, и Юстиниан был, пожалуй, величайшим правителем.
Юстиниан отвоевал Западную Римскую империю, которая пала от вторгшихся племен в 476 году, и ненадолго воссоединил бывшие римские земли под своим руководством. Более устойчивым был его юридический кодекс или система законов, которые легли в основу большей части существующих сегодня законов. Юстиниан построил десятки церквей, в первую очередь собор Святой Софии в Константинополе, и во время его правления византийское искусство, включая мозаику, цветные кусочки стекла или плитку, сложенные в виде картины, достигло расцвета.
На попечении его дяди
Византийская империя BIZ-un-teen), иногда известная как Византия (bi-ZAN-tee-um), контролировала большую часть Юго-Восточной Европы, Западной Азии и Северной Африки из своей столицы в Константинополе ( kahn-stan-ti-NOH-pul), который сегодня является городом Стамбул в Турции. Однако Юстиниан вырос вдали от центров власти, в деревне под названием Тавресий. Его семья была скромным фермером всего поколение назад, но его дядя Джастин c. 450–527) изменили свое состояние, когда он отправился в Константинополь и стал членом императорской гвардии, которой было поручено охранять жизнь императора Льва I.
В конце концов Джастин стал командиром имперской гвардии и выдающимся военачальником. Не имея собственных детей, Юстин привел своих племянников, включая Юстиниана, в Константинополь, где помог им получить образование и начать карьеру. Юстиниан пользовался преимуществами превосходного образования, чего не было у Джастина, который так и не научился читать и писать. По римскому обычаю (византийцы называли себя «римлянами»), Юстиниан доказал свои способности военной службой.
Соправитель и единоличный правитель
В 518 году правящий император умер, и Юстин был избран его преемником. Теперь дядя призвал своих племянников, имевших недостающее ему образование, помочь ему в управлении империей, и никто из этих людей не отличился больше, чем Юстиниан. Последний стал одним из ключевых советников Юстина и в начале правления Юстина раскрыл заговор против его дяди со стороны одного из соперников императора.
Хотя Юстиниану было уже за тридцать, Джастин официально усыновил его в какой-то момент в течение 520-х годов, чтобы подготовиться к передаче ему лидерства. В 525 году император назначил своего племянника своим предпочтительным преемником, хотя в римской системе наследование было далеко не автоматическим: избранный императором преемник должен был проявить себя. Очевидно, это сделал Юстиниан, потому что Юстин сделал его соправителем 4 апреля 527 г., а когда дядя умер 1 августа, Юстиниан стал единоличным правителем.
Брак с Феодорой
Юстиниану исполнилось сорок, прежде чем он женился, и когда он женился, потребовалось изменение древнеримского закона. Причина заключалась в том, что женщина, с которой он решил разделить свою жизнь, Феодора (см. вставку), была актрисой, а в византийском мире актрисы занимали положение в обществе, подобное положению проституток (и на самом деле многие актрисы были проституток). Мужчинам класса Юстиниана было запрещено жениться на таких женщинах, как Феодора. Поэтому Юстиниан, который глубоко и страстно влюбился в молодую женщину (она была вдвое моложе его) после встречи с ней в 522 году, уговорил Юстина отменить старый римский закон. Таким образом, Юстиниан и Феодора смогли пожениться в 525 г.
Юстиниан и Теодора обретут врагов, среди которых историк Прокопий (прух-КОН-пи-нас), чья книга Тайная история изображает их как коварных злодеев. Хотя многие аспекты книги Прокопия несправедливы, это правда, что они правили как соправители, причем жена иногда имела большее влияние, чем муж. Несмотря на пестрое прошлое Феодоры, которому Прокопий посвятил несколько сплетен и скандальных глав, даже он не мог утверждать, что она когда-либо изменяла Юстиниану после их свадьбы. Похоже, их семейная жизнь была очень счастливой, и что императрица оказала своему мужу большую услугу.
Поворотный момент
Феодора продемонстрировала свою значимость императору во время восстания Ники 532 года, когда Константинополь был почти разрушен бунтовщиками. В византийском обществе доминировали две соперничающие группы, называемые «Зеленые» и «Синие», отличавшиеся цветами команд скачек, соревнующихся на ипподроме или стадионе. Юстиниан и Феодора благосклонно относились к синим, и когда он появился в их компании на ипподроме 13 января 532 года, это вызвало бунт. Внезапно Зеленые напали на Синих, скандируя любимый привет с гонок: « Ника! » (Завоевать!). Константинополь погрузился в пять дней кровопролития, пожаров и грабежей, которые едва не разрушили город и свергли правительство Юстиниана. источник всех их бед, объединились против Юстиниана и были готовы штурмовать дворец.
Феодора молча сидела, пока советники Юстиниана предлагали ему попытаться бежать из города.Потом она встала и обратилась к императорскому совету с одним из самые замечательные речи в истории. «Человек, однажды родившийся, не может не умереть», — сказала она и продолжила напоминать мужу, что при большом богатстве императорского двора они могли бы легко сбежать. Но, сказала она, она согласилась с высказыванием древнего оратора Исократа (эйе-САХК-рух-тиз; 436–338 до н. э.), «что императорский пурпур делает лучшее погребальное покрывало» — другими словами, что лучше умереть царем, чем жить трусом. Юстиниан был побужден речью Феодоры к действию и послал армию во главе со своим великим полководцем Велизарием. 505–565), чтобы подавить бунтовщиков. Солдаты безжалостно вырезали на Ипподроме более тридцати тысяч человек.
Восстание Ника стало критическим поворотным моментом в правлении Юстиниана, потому что его реакция на него (благодаря его жене и его генералу) помогла ему крепко ухватиться за власть. В том же 532 году Византия подписала мирное соглашение с извечным врагом на востоке, Персией (современный Иран). Это дало Юстиниану свободу повернуться на запад и преследовать свою величайшую цель: воссоединение Римской империи.
Завоевательные войны
Византийские армии под предводительством Велисария в 534 году отвоевали Северную Африку у вандалов, племени, отнявшего регион у Рима более века назад. Таким образом, он подготовил почву для главной цели Юстиниана — отвоевания Италии у другого племени, остготов. В 535 году Велизарий завоевал остров Сицилия недалеко от итальянского побережья, а к 536 году контролировал сам город Рим.
После четырех ожесточенных лет войны остготы попытались короновать самого Велизария как «императора Западной империи», но Велизарий обманул их и в 540 г. объявил Юстиниану всю Италию. В ответ остготы отправили сообщение Хосров (kawz-ROW; годы правления 531–579), царь Персии, начал двухстороннее наступление на византийцев. Персы захватили несколько ключевых городов, и это вынудило Юстиниана отправить Велизария на восток, чтобы справиться с персидской угрозой.
Без Велисария в Италии Рим и другие города снова попали в руки остготов. Однако в 550 г. Юстиниан послал нового полководца Нарсеса (NAR-seez; ок. 480–574) для завоевания Италии. В течение следующих тринадцати лет он покорил остготов и их союзников, но при этом практически уничтожил Италию; тем не менее византийцы, также отвоевавшие южную Испанию, теперь контролировали большую часть бывшей Римской империи.
Хотя Юстиниан тратил большую часть своей энергии на ведение завоевательных войн, эти войны далеко не увенчались однозначным успехом. Он не только причинил большие разрушения самой Италии, но и стал активно участвовать в религиозной политике там, смещая одного папу в пользу другого и приказывая убить людей, выступавших против его взглядов на религию. Кроме того, усилия вряд ли того стоили: за исключением части Италии, византийцы потеряли большую часть отвоеванных земель в течение нескольких лет после смерти Юстиниана.
Законы и здания
Значение Юстиниана как лидера заключается не в его послужном списке завоевателя, а в его вкладе в цивилизацию. В начале своего правления он начал проект реформирования византийского права, безнадежно усложнившегося за века. Оглядываясь назад на древнеримские модели, можно сказать, что назначенный Юстинианом юридический авторитет, Трибониан, значительно упростил систему, создав кодекс, который лег в основу большей части современного права.
Феодора
Императрица Феодора (ок. 500–548 гг.) имела гораздо более скромное происхождение, чем ее муж Юстиниан. Родилась где-то на востоке, возможно, в Сирии, выросла в Константинополе. Ее семья была очень бедна, и ей приходилось полагаться на доброту других, чтобы выжить.
В византийском соперничестве между двумя противоборствующими группами, Зелеными и Синими, Теодора стала пожизненной сторонницей Синих, но не по каким-либо политическим причинам. Ее отец Афанасий работал на ипподроме смотрителем медведей у зеленых, но умер, когда Феодора и две ее сестры были совсем маленькими. Ее мать быстро снова вышла замуж, и отчим Феодоры попытался взять на себя старую работу Афанасия. Однако человек, ответственный за распределение должностей, принял взятку, чтобы отдать ее кому-то другому, и никакие мольбы со стороны матери не могли поколебать Зеленых. Синие, однако, увидели в этом возможность пристыдить зеленых и дали отчиму работу.
Теодоре и ее семье было очень тяжело, но она была талантливой и необычайно красивой девушкой. Она начала выступать в пантомимах на Ипподроме, но вскоре стала выступать обнаженной и, в конце концов, последовала за своей старшей сестрой и стала проституткой. В отличие от современной Америки, где актеры и актрисы являются уважаемыми членами общества, в Византии актрисы были низшими членами общества, отчасти потому, что многие из них были проститутками.
В возрасте шестнадцати лет Теодора стала любовницей могущественного человека по имени Гецебол (хек-ЭБ-э-лус). Назначенный губернатором провинции в Северной Африке, Гецебол взял ее с собой, но через четыре года оставил ее без гроша в кармане и далеко от дома. Следующий год она провела, возвращаясь домой, снова занимаясь своим ремеслом проститутки.
Но нечто удивительное произошло в египетском городе Александрия, где она соприкоснулась с формой христианства, называемой монофизитской верой (muh-NAH-fu-syt). В то время как господствующее христианство учило, что Иисус Христос был и Богом, и человеком, монофизиты считали, что он был только Богом. Однако Феодору не заботили религиозные различия: к монофизитам ее привлекло то, что, в отличие от многих господствующих христиан того времени, их служители проповедовали непосредственно женщинам. Она стала христианкой, отреклась от прежнего образа жизни и в 522 году вернулась в Константинополь. Там она поселилась в доме недалеко от дворца и зарабатывала на жизнь прядением шерсти.
В том же 522 году она встретила Юстиниана, человека, годящегося ей в отцы. Он безумно влюбился в нее и устроил своему дяде, императору Юстину, изменение законов, запрещающих мужчинам из высших слоев общества жениться на актрисах и проститутках. Они поженились в 525 году и, похоже, прожили чрезвычайно счастливую супружескую жизнь. Когда Юстиниан стал соправителем вместе с Юстином 4 апреля 527 года, Феодора сопровождала своего мужа на ипподром, где их приветствовала ликующая толпа. Должно быть, для нее, теперь уже императрицы, было трогательным событием посетить то место, где в детстве она была скромной артисткой.
На протяжении двух последующих десятилетий Феодора имела значительное влияние на Юстиниана, и иногда казалось, что она обладала большей властью, чем он. Она правильно понимала, что настоящие интересы империи лежат на востоке, а не в Италии, которую Юстиниан отвоевал с большой ценой. Она также настаивала на принятии законов, улучшающих положение женщин, например, путем запрета принудительной проституции. Кроме того, она помогла защитить монофизитов от преследований со стороны основных христиан; но, возможно, самым ярким примером лидерства Феодоры была ее роль во время восстания Ники.
Совет Теодоры о том, как справиться с бунтовщиками, побудил Юстиниана приказать своему генералу Велизарию подавить восстание. После кровавых последствий Юстиниан стал абсолютным правителем Византии. Он никогда бы не пользовался такой великой властью без своей жены, женщины, известной как своей мудростью, так и красотой. Когда она умерла от рака 28 июня 548 года, Юстиниан был убит горем.
Другой областью великих достижений Юстиниана было искусство. Например, одним из немногих сохранившихся напоминаний о византийском присутствии в Италии является церковь Сан-Витале в Италии, великолепное архитектурное сооружение, вдохновившее впоследствии Карл Великий (см. запись) в здании собственной часовни в Аахене. В интерьере Сан-Витале есть мозаики с изображением Юстиниана и Феодоры, и эти портреты, возможно, являются двумя самыми известными произведениями искусства за 1100-летнюю историю Византии.
Безусловно, самым известным византийским сооружением является Собор Святой Софии (HAH-juh), одна из более чем тридцати церквей в Константинополе, построенных по приказу Юстиниана после
восстания Ники. Завершенная в 537 г., церковь возвышается над куполом, который, несмотря на свои огромные размеры — 184 фута в высоту и 102 фута в ширину — во времена Юстиниана одному наблюдателю показался «подвешенным на золотой цепи к небу».
Последние годы Юстиниана
В перерывах между войнами и строительными проектами Юстиниан тратил огромные средства, которые он пытался оплатить за счет высоких налогов на свой народ. Налоги при Юстиниане были настолько высоки, что многие люди потеряли все — еще один повод для ожесточения со стороны Прокопия и других.
В 548 году Юстиниан потерял любимую Феодору из-за рака, и последние годы его жизни были одинокими. В 562 г. раскрытие заговора против него заставило его осознать необходимость выбора преемника; но, как и у Юстина, у него не было собственных детей. Поэтому он продвинул своего троюродного брата и племянника, обоих по имени Юстин, на должности, с которых любой из них мог сменить его на посту императора. После его смерти 14 ноября 565 года в возрасте восьмидесяти трех лет — необычайно старом для того времени — трон занял его племянник.
Для получения дополнительной информации
Книги
Крисп, Питер. Мир римского императора. Нью-Йорк: P. Bedrick Books, 1999.
Нардо, Дон. Правители Древнего Рима. Сан-Диего, Калифорния: Lucent Books, 1999.
Веб-сайты
«Императрица Феодора». [Онлайн] Доступно на http://www. campus.northpark.edu/history/Webchron/EastEurope/Theodora.html (последний доступ 26 июля 2000 г.).
Империум. [В сети] Доступно по адресу http://www.ghgcorp.com/shetler/oldimp/ (последний доступ 26 июля 2000 г.).
«Феодора». [Онлайн] Доступно на http://www.komets.k12.mn.us/faculty/Simmon’s%20Students/Rhoten’s%20Internet%20Page/Theodora.html (последний доступ 26 июля 2000 г.).
«Феодора (500–548)». [Онлайн] Доступно по адресу http://members.home.com/cheree/theo.html (последний доступ 26 июля 2000 г.).
Общество Византийской империи
В обществе Византийской империи (4-15 вв. н.э.) доминировала императорская семья и мужская аристократия, но были возможности для социального продвижения благодаря войнам, перемещениям населения, имперским дарам земель и титулы, и смешанные браки. Большинство низших классов последовало бы профессии своих родителей, но наследство, накопление богатства и отсутствие какого-либо формального запрета для одного класса переходить в другой, по крайней мере, давало человеку небольшую возможность улучшить свои навыки. положение в обществе. В Константинополе и других городах иностранные купцы, наемники, беженцы, путешественники и паломники постоянно проезжали через империю или постоянно обосновывались в пределах империи, так что Византия стала известной космополитией; факт, отмеченный современными посетителями, которые записали свое удивление разнообразием общества, которое они посетили.
Император Юстиниан и его двор
Кэрол Раддато (CC BY-SA)
Аристократия
Византийское общество, как и позднеримское общество на Западе, традиционно делилось на две большие группы граждан: honoriores («привилегированные») и humiliores («скромные»), т. е. , богатые, привилегированные и титулованные в отличие от всех остальных (кроме рабов, которые были еще более низкой категорией). Эти два термина применялись в римском праве на протяжении всей античности. honoriores традиционно включали сенаторов, всадников, декурионов и ветеранов, и обращение с ними с точки зрения юридических наказаний было более мягким, чем у humiliores , и в большинстве случаев состояло из штрафов, а не телесных наказаний. Для серьезных преступлений, таких как убийство и государственная измена, не проводилось никаких социальных различий. Менее ясно, насколько различались эти две группы в повседневной жизни, но существовало общее предубеждение против тех, кто занимал более низкое социальное положение, и большее уважение и доверие к тем, кто имел титулы, богатство и власть.
Удалить рекламу
Реклама
Между имущими и неимущими существовал огромный разрыв в уровне жизни, и эту ситуацию комментировали и критиковали многие византийские христианские писатели. Это разделение увековечивалось важностью, придаваемой фамилии, унаследованному богатству и респектабельному происхождению человека, так что для человека было очень трудно, но, конечно, не невозможно подняться по социальной лестнице. В византийском обществе не было аристократии по крови как таковой, а постоянно меняющиеся на протяжении столетий династии императоров и их часто бессистемная раздача милостей, земель и титулов, а также поголовное понижение в должности и опасности иноземных вторжений и войн — все это означало, что отдельные компоненты дворянства не были статичными, а семьи возникали и распадались на протяжении веков.
Одним из способов получить доступ к высшим слоям общества, даже если кто-то был ограничен из-за отсутствия примечательной фамилии или покровителя, было образование.
Аристократия получила свое богатство и статус от владения землей. Первоначально это было основано на старой римской системе крупных поместий, которыми управляли крестьяне, привязанные к земле ( колони ), но с 10 века н.э. возникла новая военная аристократия ( dynatoi ). Эта последняя группа получила свою власть и собственность от административного деления территории империи на регионы (9).0137 фемы ), что явилось ответом на участившиеся нападения и нашествия со стороны таких врагов, как булгары и арабские халифаты.
Удалить рекламу
Реклама
Право собственности на землю передавалось по наследству, но оно также могло быть предоставлено императором или лишено его, особенно когда император считал, что определенные семьи становятся слишком большой угрозой для его собственного положения. Императоры также вели постоянную борьбу с уклонением от налогов помещичьей аристократии, предпринимались попытки (в основном безуспешные) помешать жадным аристократам скупать землю и превращать крестьянство в не более чем земледельцев-арендаторов (9).0137 паройкой
Двор обладал гегемонистской властью, объединявшей все слои общества и укреплявшей имперскую власть; он был признан центром высшей культуры и непревзойденного блеска. Амбициозные провинциальные жители обычно отождествляли себя с ней и стремились занять в ней место. (172)
В высших классах существовали дополнительные уровни статуса, основанные на фамилии и знакомых. Покровительство было важным фактором, облегчавшим продвижение по жизни, и, как и сегодня, то, с кем человек ходил в школу, кто был его друзьями, семьей и с кем он разделял политические и религиозные взгляды, определял его карьеру и возможности, доступные для социальной жизни.
продвижение.Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Византийский перстень с печаткой
Британский музей (авторское право)
Одним из способов получить доступ к высшим слоям общества, даже если кто-то был ограничен из-за отсутствия примечательной фамилии или покровителя, было образование, как здесь объяснил Херрин:
А поскольку руководящие должности во всех сферах были открыты для талантов, образование рассматривалось как средство социальной мобильности, ключ к вознаграждению за высокий пост и общественное положение. В циклическом процессе образование более молодых членов могло привести к увеличению семейного состояния, что принесло пользу всем родственникам, которые, в свою очередь, вложили средства в образовательные учреждения и интеллектуальную деятельность, которые укрепили и повысили статус ученых в Византии. (119)
Помимо титулов и форм обращения, аристократию легко идентифицировать по символам их статуса, таким как изысканные украшения и шелковая одежда. У некоторых высокопоставленных чиновников даже была своя отличительная служебная одежда. Цвет плаща, туники, ремня и обуви, а также особый дизайн и материал малоберцовой кости могли визуально указывать на должность владельца. Действительно, некоторые из пряжек были настолько дорогими, а риск кражи был настолько высок, что многие чиновники носили имитации из позолоченной бронзы. Дополнительные знаки отличия включали небольшие бляшки из слоновой кости, металлические штампованные диски, золотой ошейник или позолоченный хлыст. Даже переписка знатных людей содержала явные признаки их статуса в виде титулов и свинцовых печатей.
Низшие классы
Низшие классы византийского общества зарабатывали на жизнь во всех отраслях промышленности того времени, а более успешные из них владели собственным малым бизнесом. Таким образом, эта часть общества включала бы средний класс, если бы мы применяли современные термины. Наверху были те, кого мы сегодня назвали бы «белыми воротничками», которые приобрели определенные знания благодаря образованию, такие как юристы, бухгалтеры, писцы, мелкие чиновники и дипломаты, все из которых были необходимы для эффективного управления государством. .
Удалить рекламу
Реклама
Даже в верхних слоях этой широкой социальной группы не было особой респектабельности в глазах высших классов. Торговцы, торговцы и даже банкиры, возможно, были чрезвычайно богаты, но аристократия не уважала их, и византийское религиозное искусство часто изображает эти профессии мучаемыми в аду за их нечестность и жестокость. Не случайно также, что государство ввело всевозможные проверки и контроль над рынками, ценами на товары и весами, которыми пользовались торговцы. За теми, кто зарабатывал деньги на других, нужно было внимательно следить. Тем не менее, неуклонный рост торговли означал, что к 12 веку н.э. купцы начали присоединяться к правящему классу землевладельцев.
Штанга Byzantine Steelyard с грузом
Метрополитен-музей (авторское право)
Следующим уровнем ниже были ремесленники и производители продуктов питания, которые были менее социально мобильны, поскольку члены основных гильдий ( коллегия ) должны были оставаться в своих профессиях и передавать свои навыки своим детям. Спорный вопрос, оправдались ли ожидания на практике, но определенно должно было существовать чувство принуждения, которое увековечило условность о том, что у каждого есть свое место в обществе, и оно было фиксированным.
Наконец, самой многочисленной группой населения были мелкие фермеры, владевшие своей землей, и самые скромные граждане из всех, кто работал сельскохозяйственными рабочими ( колони ) на других. Эта последняя группа была не намного выше и с ней обращались не лучше, чем с рабами, которые были низшими из низших.
Удалить рекламу
Реклама
Одной из странностей Византии является то, что рабство продолжалось, несмотря на признание Церковью равенства всех людей перед Богом.
Рабы
Рабы всегда присутствовали в византийском обществе, и они происходили из покоренных народов, военнопленных и с невольничьих рынков. Они были завезены в империю в больших количествах, особенно с Балканского полуострова и вокруг Черного моря, но они никогда не превышали численностью свободный крестьянский труд в сельской местности. Вероятно, это связано с тем, что раб всегда был дорогим товаром и стоил около 30 золотых монет в 5 веке нашей эры (свинья обойдется вам в одну, а осел в три). Одной из странностей Византии является то, что рабство продолжалось, несмотря на признание Церковью того, что все люди равны перед Богом, независимо от их социального статуса. Такова была важность рабства для функционирования государства, и особенно имперских мастерских, что церковь приняла примирительную политику терпимости, а не добивалась его прекращения.
Женщины и дети
От женщин-аристократок в основном ожидалось, что они будут управлять семейным домом, присматривать за детьми и присматривать за слугами и имуществом. Они не вели уединенной жизни, но и не могли занимать какие-либо заметные государственные должности. Они научились прясть, ткать, читать и писать, но не имели формального образования. Ожидаемые замужества женщины могли владеть своим имуществом и приданым. Они также могли взять на себя роль главы семьи, если остались вдовой. Процедуры развода были в пользу мужчины, и в любом случае их было нелегко добиться ни для одной из сторон.
Византийская игрушечная лошадка
Музей древностей Александрийской библиотеки (Авторское право)
Работающие женщины зарабатывали себе на жизнь тем же, чем и многие работающие мужчины: они могли владеть собственным бизнесом или работать на других, например, в сельском хозяйстве, производстве, медицине и розничной торговле. Самым низшим классом женщин были актрисы и проститутки. Социального продвижения можно было добиться через брак, но, как и в случае с мужчинами, большинство женщин усвоили бы профессию своих матерей. Некоторые женщины действительно добились впечатляющих успехов по социальной лестнице, выйдя замуж за членов семьи более высокого класса, иногда даже за саму императорскую семью, и став императрицами, выиграв организованные для этой цели смотры невест.
Удалить рекламу
Реклама
Как упоминалось выше, образование (для мужчин) было важной возможностью для социального продвижения, и в большинстве городов была школа, которой руководил местный епископ. Молодых людей, чьи родители могли себе это позволить, сначала учили читать и писать по-гречески, а затем обучали семи классическим искусствам древности: грамматике, риторике, логике, арифметике, геометрии, гармонии и астрономии. Высшее образование заключалось в изучении философии, особенно произведений Платона и Аристотеля, а также христианского богословия.
Евнухи
Хотя это и не уникально для Византии, интересной чертой общества и правительства было использование евнухов при царском дворе в Константинополе и в более широком государственном управлении. Действительно, большое количество евнухов в Константинополе вообще часто поражало иностранных гостей. Поскольку у них не было наследников и сексуального аппетита (по крайней мере, теоретически), идея заключалась в том, что евнухам можно было доверить службу императору и государству, не набивая собственные карманы и не развлекаясь с дамами из императорского двора. Личные слуги императора — те, кто подавал ему пищу и одевал его, — тоже были евнухами, как и многие важные церковные деятели, в том числе епископы, и несколько успешных генералов в армии.
Многие родители очень охотно посылали своих детей евнухами во дворец в надежде получить там благосклонное положение, точно так же, как девочек отправляли пытаться получить положение фрейлин. Также велась значительная работорговля, специализирующаяся на евнухах, кастрация не была редкостью в обращении с военнопленными. Следовательно, во многих семьях высшего сословия были рабы-евнухи, которые присматривали за женщинами в доме и обучали детей. Практика членовредительства противоречила Церкви, а самокастрация была официально запрещена. Тем не менее, церкви Константинополя были достаточно счастливы, чтобы использовать хоры из 9 человек.0137 кастратов , практика, позже скопированная в Риме и Ватикане. Наконец, кастрация и другие физические увечья были обычным наказанием в византийском законодательстве, что свидетельствовало об общем социальном пренебрежении к евнухам почти всеми.
Византийская икона с Коймесисом
Метрополитен-музей (авторское право)
Духовенство
Поскольку христианство было широко распространено, члены его духовенства были многочисленны и важны для своих общин. Духовенство и церковь возглавлял патриарх (епископ) Константинополя, но и императоры иногда интересовались церковной политикой и даже доктринами. Назначение и смещение Патриарха также было прерогативой императора, право, которое много раз использовалось для назначения епископов-единомышленников или смещения тех, кто мешал имперским планам, таким как повторные браки или уничтожение икон. Местные епископы, которые руководили крупными городами и прилегающими к ним территориями и представляли как церковь, так и императора, обладали значительным богатством и властью.
Были некоторые социальные ограничения для духовенства. Священникам и дьяконам разрешалось иметь жен, если они поженились до рукоположения, в то время как епископы были обязаны развестись со своими супругами. Положение жены епископа было еще хуже, так как ей пришлось уйти в монастырь. Естественно, многие женщины могли свободно выбирать церковную жизнь во многих специально посвященных им монастырях, где монахини посвящали себя Христу и помогали бедным и больным.
Иностранцы
Среди всех уже упомянутых различных социальных слоев были иностранцы и нехристиане, которые сделали Византию очень космополитическим обществом. Византийская империя завоевала много земель и эти народы были включены в существующую структуру общества — многие тысячи людей были насильственно перемещены, еще больше искали лучшей жизни, чем на родине, а сама армия давала работу скандинавам, русским, армянам. , англо-саксы и немцы среди прочих. Торговцы, торговцы и ремесленники мигрировали туда, где они могли зарабатывать на жизнь своими навыками и товарами. Евреи преобладали в сфере ростовщичества и текстиля, торговцы-мусульмане из Аравии продавали свои товары на местных рынках, а итальянские купцы приезжали из крупных торговых городов Генуи, Пизы и Венеции. Однако между этими группами не всегда была гармония, о чем свидетельствует печально известный бунт 1042 г. н.э., когда местные торговцы Константинополя напали на своих иностранных соперников. Наконец, христианские паломники со всей Европы проходили, чтобы увидеть священные места и реликвии Империи на пути к Святым Землям.