Политики ссср: Недопустимое название — Викицитатник

Содержание

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-1930-Е ГОДЫ

Внешнеполитический курс Советского государства, охватывающий период от окончания Гражданской и до начала Великой Отечественной войны.

Внешняя политика в 1920-е годы

Основными направлениями внешней политики в этот период стали укрепление позиций Советского государства на международной арене и распространение коммунистического движения в мире.

Первые договоры, заключенные в 1920-1921 годах с пограничными странами, положили начало широкому признанию страны Советов. В 1921 году были установлены дипломатические отношения со странами Востока: Персией, Афганистаном, Турцией, Монголией.

Международные конференции

В 1922-1923 годах РСФСР приняла участие в четырех международных конференциях: Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской.

Одной из главных проблем в отношениях с европейскими странами был вопрос о долгах царского и Временного правительств. В 1921 году РСФСР предложила провести переговоры о долгах при условии предоставления ей кредитов и признании ее ведущими странами, а также при условии созыва международной конференции для рассмотрения долговых претензий. Запад, в первую очередь, Англия, был заинтересован. В январе 1922 года было решено созвать международную экономическую конференцию в Генуе.

Одной из главных задач русской делегации здесь было установление экономических и торговых отношений с капиталистическими странами. Запад же требовал признания советским правительством всех довоенных долгов, компенсации всех убытков иностранцев от национализации их собственности, а также отмены монополии на советскую внешнюю торговлю. На это советская делегация не могла пойти. Она согласилась предоставить иностранным предпринимателям концессии и признать долги при условии возмещения ущерба от интервенции во время Гражданской войны. Такое предложение не приняли уже европейские страны. Генуэзская конференция не дала практических результатов, но участие в ней РСФСР стало шагом к ее юридическому признанию. Косвенным результатом конференции стало и подписание в Раппало советско-германского договора, предусматривавший взаимный отказ от возмещения военных расходов. Германия отказывалась от национализированной собственности, дипломатические отношения между двумя странами возобновлялись, развивались торговые и правовые отношения.

Гаагская конференция прошла летом 1922 года. Здесь обсуждались все те же вопросы, которые опять не были решены.

Еще в Генуе советское правительство подняло вопрос о всеобщем разоружении. Тогда он был отвергнут. РСФСР предложила обсудить проблему сокращения вооруженных сил своим западным соседям – Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше. Данной теме была посвящена Московская конференция (декабрь 1922 года). Странам было предложено за полтора-два года сократить личный состав армий на 75%, Советское государство  соглашалось свести численность РККА до 200 тыс. человек. Однако после ряда обсуждений приглашенные страны согласились подписать только договор о ненападении, на что советская стороны не пошла. Конференция стала первой, посвященной разоружению, и имела пропагандистское значение.

В конце 1922 года в швейцарской Лозанне открылась международная конференция по ближневосточным вопросам. Советская делегация была приглашена для обсуждения вопроса о черноморских проливах. Но на завершающее заседание она не была допущена, без ее участия была принята конвенция о режиме проливов, установившая беспрепятственный проход через них торговых и военных судов и демилитаризацию проливов. Таким образом была создана постоянная угроза Советам со стороны Черного моря.

Со второй половины 20-х годов Советское государство пошло на сближение с Лигой наций, образованной в 1919 году как «инструмент мира во всем мире». Так, СССР с 1927 года участвовал в работе Подготовительной комиссии к международной конференции по разоружению, которая была создана Лигой наций в 1925 году. Здесь с программой всеобщего и полного разоружения выступил заместитель наркома иностранных дел М.М. Литвинов.

Дипломатическое признание

К середине 20-х годов большинство ведущих стран мира вслед за Германией признали СССР. В 1924 году лейбористское правительство Великобритании заявило о признании его де-юре. Финансовые претензии двух сторон были на время забыты, англичане признали монополию советской внешней торговли, устанавливался режим наибольшего благоприятствования. В том же году были установлены дипломатические отношения с Италией, Францией, Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой и др.  В мае 1924 года были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем. Советы аннулировали все договоры, заключенные царским правительством  с Китаем или третьими странами в ущерб Китаю. КВЖД была объявлена совместным предприятием и должна была управляться на равных началах. 1924 год стал годом широкого дипломатического признания СССР.

В начале 1925 года были возобновлены дипломатические и консульские отношения с Японией. Она эвакуировала свои войска с Северного Сахалина, захваченного во время русско-японской войны 1904-1905 годов. На острове японцам были предоставлены концессии, в частности, на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений.

За 1924-1925 годы СССР установил дипломатические отношения с 12 странами Европы, Азии и Америки. Только США отклоняли советские предложения о нормализации отношений.

Международные конфликты

СССР были причастен к трем конфликтам 20-х годов – 1923, 1927, 1929 годов.

Весной 1923 года в советских территориальных водах Белого моря были задержаны английские рыболовецкие траулеры, в связи с чем правительство Великобритании опубликовало «ультиматум Керзона», требуя в течение 10 дней отказаться от советской «антибританской» пропаганды на Востоке, отозвать советских представителей из Ирана и Афганистана, уплатить компенсацию за задержанные траулеры и за расстрел в 1920 году английского шпиона. В то же время в Белое море была отправлена канонерка для защиты английских судов с правом применять силу по мере необходимости. Правительство РСФСР пошло навстречу некоторым требованием. Одновременно рабочие ряда английских городов пригрозили всеобщей стачкой в случае начала войны против СССР. «Военная тревога 1923 года» была решена дипломатическим путем.

В мае 1927 года английская полиция совершила налет на лондонскую квартиру англо-советского кооперативного общества (АРКОС) в поисках «агентов Коминтерна». Обвинив Советы во вмешательства во внутренние дела Англии, ее правительство аннулировало экономическое соглашение 1921 года и разорвало дипломатические отношения с СССР. «Военная тревога 1927 года» затянулась до 1929 года, когда пришедшие к власти лейбористы восстановили отношения с Советским Союзом.

Третий конфликт касался Китая. После переворота и прихода к власти в стране главнокомандующего Чан Кайши, китайцы предъявили претензии на единоличное владение железной дорогой, построенной Россией в Маньчжурии. Они совершали провокации, получившие название «конфликт на КВЖД». В мае 1929 года в Харбине был совершен налет на Генеральное консульство СССР. Было арестовано 39 советских граждан. В июле был захвачен телеграф Китайско-Восточной железной дороги, закрыты советские хозяйственные учреждения на ней, арестовано более 200 граждан СССР. К осени число арестованных и посаженых в концлагеря превысило 2 тыс. человек. В августе китайские войска перешли советскую границу. Советский Союз разорвал отношения с Китаем. К ноябрю 1929 года частям Особой Дальневосточной армии под командованием В.К. Блюхера удалось очистить советскую территорию от налетчиков.

Международное коммунистическое движение

Международная деятельность СССР в 20-е годы во многом осуществлялась через сеть международных молодежных, рабочих и крестьянских организаций, которые зависели от Коммунистического интернационала. Он на своем III съезде в Москве в июле 1921 года выдвинул задачу скорейшего образования коммунистических партий, завоевания ими масс, создания массовых революционных организаций. В их число входили: Коммунистический интернационал молодежи (КИМ, 1919), Профсоюзный интернационал (Профинтерн, 1921), Крестьянский интернационал (Крестинтерн, 1921), Международная рабочая помощь (Межрабпом, 1921), Международная организация помощи борцам революции (МОПР, 1922). Во многом благодаря им СССР добился международного признания в 1920-е годы. Одновременно их деятельность вызывала настороженность правящих кругов многих стран.

Внешняя политика СССР в 1930-е годы

Основной целью внешнеполитического курса СССР в 30-е годы было укрепление своего авторитета на международной арене и расширение экономических связей. Этих целей Советский Союз достиг  к середине 30-х, однако в конце десятилетия оказался фактически в международной изоляции.

Международное положение СССР

С началом мирового экономического кризиса в 1929 году Советское государство для сохранения валютных поступлений увеличили экспорт своих товаров, снизив их цену. Эта политика вызвала обвинения многими странами СССР в демпинге, то есть продаже товаров ниже их себестоимости, что, по их мнению, усиливало кризис. В июле 1930 года США стали инициатором экономической блокады Советов, запретив ввоз советских товаров и задерживая советские грузы. К ним присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, Англия. Германия в блокаде не участвовала. Наоборот, она увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером. Тогда Франция выступила с проектом «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»). Лига наций не поддержала его, тогда Франция решила подтолкнуть Польшу, Румынию и страны Прибалтики к давлению на Советское государство, сюда поставлялось французское оружие. Также усиливала враждебность к СССР проводимая в нем сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян. В 1930 году папа римский Пий XI  объявил «крестовый поход» против СССР. В начале года в Европе и США проходили митинги и молебствия против преследования религии в стране Советов.

Укрепление международного положения СССР началось с корректировки внешнеторговой политики в 1932 году и прихода к власти во Франции леворадикального правительства Э. Эррио. В этом году были заключены договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. Были восстановлены дипломатические отношения с Китаем. Осенью 1933 года произошло дипломатическое признание Советского Союза Соединенными Штатами, что стало главным успехом советской внешней политики 30-х годов. В 1933-1935 годах дипломатические отношения установились с Испанией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др.

В 1934 году СССР поступило предложение от 30 государств-членов Лиги Наций о вступлении в организацию, что и произошло. Это свидетельствовало о возросшем авторитете Советского Союза.

В 1932-1934 годах в Женеве происходила конференция по сокращению и ограничению вооружений. На ней присутствовала советская делегация во главе с наркомом иностранных дел М.М. Литвиновым, она выдвинула свой проект разоружения, который не был принят. По итогам конференции был составлен «план Макдональда», устанавливавший предельные цифры сухопутных и воздушных вооруженных сил европейских стран. Япония и Германия именно тогда вышли из Лиги Наций.

В июле 1933 года на международной экономической конференции в Лондоне СССР подписал с 10 странами Конвенцию об определении агрессора. Им признавалось государство, которое объявит войну другому государству, вторгнется на его территорию без объявления войны, бомбардирует его территорию или установит морскую блокаду.

С захватом Японией Маньчжурии в 1931 году и приходом к власти в Германии фашистов в 1933 году создавалась новая угроза миру. СССР был заинтересован в формировании систем коллективной безопасности как в Европе, так и в Азии. В 1933 году он начал переговоры об этом с США и Францией.

В 1936-1938 годах Советский Союз оказал большую помощь оружием и добровольцами республиканскому правительству Народного фронта Испании в борьбе с мятежником генералом Франко, который опирался на поддержку Германии и Италии. После поражения республиканцев многие из них эмигрировали в СССР.

Проблема коллективной безопасности

В 1933-1935 годах Советское государство вело переговоры о Восточном пакте, который предусматривал  заключение регионального соглашения ряда стран: Польши, Чехословакии, Финляндия, прибалтийских государств, о взаимной помощи против возможной агрессии Германии. Франция, стремившаяся стать гарантом пакта, настояла на том, чтобы его участником стала и Германия. Но германские и польские власти были против и переговоры зашли в тупик. Однако в 1935 году СССР смог заключить с Францией и Чехословакией договоры о взаимопомощи.

В 1933-1937 годах СССР вел переговоры с США о Тихоокеанском пакте, преследуя цель сдержать агрессию Японии. Проект пакта предусматривал  сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, но переговоры зашли в тупик, так как США отказались поддержать этот план. Американский президент Франклин Рузвельт считал гарантией безопасности на Тихом океане только военно-морской флот США.

Борьба с японской агрессией

В июле 1937 года Япония напала на Китай, что повлекло войну. Вскоре СССР заключил с Китаем договор о ненападении и начал оказывать ему помощь военной техникой и оружием, добровольцами, прежде всего, летчиками. В 1938-1939 годах Япония дважды попыталась сорвать советскую помощь и захватить дальневосточные территории СССР. 29 июля 1938 года японцы вторглись на советскую территорию у озера Хасан. Войска Дальневосточного фронта под командованием В.К. Блюхера в начале августа отбросили противника. В мае японские силы вторглись в Монголию в районе реки Халхин-Гол. СССР в лице 1-й армейской группировки Г.К. Жукова оказал соседу военную помощь и отбросил врага в конце августа. В сентябре 1940 года в Токио был подписан военный пакт между Германией, Японией и Италией, провозглашавший создание этими странами «нового порядка» в Европе и Азии. В то же время советские дипломаты добились заключения с Японией пакта о нейтралитете в апреле 1941 года.

Международные отношения накануне войны

В 1938-1939 годах Германия начала осуществлять свой план по «расширению жизненного пространства». В марте 1938 года она оккупировала Австрию. В сентябре на Мюнхенской конференции Германия  добилась от Англии и Франции согласия на присоединение к ней Судетской области, входившей в состав Чехословакии («Мюнхенский сговор»), а в марте 1939 года захватила всю Чехословакию.

В таких условиях в Москве в марте-августе 1939 года велись англо-франко-советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи. Камнем преткновения стало требование Англии и Франции о вступлении в войну СССР при нападении на них, при этом они оговаривали свою помощь Союзу в подобной ситуации рядом условий. СССР добивался согласия этих стран на проход своих войск через территорию Польши в случае агрессии. Получив отказ, советская делегация прервала переговоры.

В мае Германия заявила о желании улучшить отношения с СССР, если тот не пойдет на соглашение с Англией и Францией. В итоге 23 августа 1939 года был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет (получил название «пакта Молотова-Риббентропа» по именам глав иностранных ведомств двух стран). 

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, 3 сентября Германии объявили войну Англия и Франция. Началась Вторая мировая война. После разгрома польской армии правительство страны бежало в Лондон. 17 сентября Красная армия перешла советско-польскую границу и к концу месяца присоединила к СССР западные земли Украины и Белоруссии. 28 сентября Советский Союз и Германия подписали договор «О дружбе и границах», предусматривавший прекращение антифашистской пропаганды в СССР и антикоммунистической – в Германии, налаживание всесторонних отношений и установление общей границы,  которая прошла по территории разгромленной Польши (по рекам Западный Буг и Нарев).

Расширение территории СССР

28 сентября-10 октября 1939 года СССР заключил договоры о взаимопомощи с прибалтийскими государствами. По ним на территории этих стран размещались советские гарнизоны и военно-морские базы.

В марте 1939 года СССР предлагал заключить подобный договор и Финляндии. После отказа он предложил ей передвинуть на несколько десятков километров советско-финляндскую границу на Карельском перешейке и сдать в аренду СССР участок территории у входа в Финский залив для защиты Ленинграда. Финляндия отвергла это. Тогда 30 ноября 1939 года началась советско-финская война. Лишь в феврале 1940 года Красная армия смогла прорвать систему укреплений финнов – «линию Маннергейма» — и устремиться к столице страны. Финляндское правительство предложило переговоры, 12 марта 1940 года в Москве был подписан мирный договор. По нему Финляндия отказывалась от участия в антисоветских коалициях, отодвинула границу на Карельском перешейке на 150 км (до Выборга), передала СССР ряд территорий и островов, сдала в аренду на 30 лет полуостров Ханко. Присоединенная территория была объединена с Карельской АССР, преобразованной в Карело-Финскую ССР и включенной в состав СССР как союзная республика.

В июне 1940 года, обвинив прибалтийские страны в нарушении договоров о взаимопомощи, Советы ввели туда войска. В Эстонии, Латвии и Литве были сформированы просоветские правительства, провозгласившие свои республики социалистическими. В августе Литовская, Латвийская и Эстонская ССР  вошли в состав Советского Союза.

В июне 1940 года СССР направил ультиматум Румынии, требуя вывести войска из оккупированной в 1918 году Бессарабии и Северной Буковины. Не получив помощи Германии, румыны согласились на это. 30 июня Красная армия вышла на берег р. Прут. Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, преобразованной в Молдавскую ССР. Северная Буковина, в которой проживали преимущественно украинцы, вошла в состав Украинской ССР.

Таким образом, перед войной СССР включал в себя 16 союзных республик, что усилило обороноспособность Советского Союза на северо-западных, западных и юго-западных границах. Однако к июню 1941 года они оказались укреплены недостаточно.

Реформы и нововведения в горбачевский период. Справка

Особое внимание уделялось активизации «человеческого фактора» — через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда. Приоритетными были объявлены социальные проблемы: строительство жилья, снабжение населения продовольствием, совершенствование системы здравоохранения и образования. Однако главное внимание по-прежнему уделялось производственной сфере.

7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и начата так называемая антиалкогольная кампания. Пьянство в стране достигло действительно критических пределов, но меры, принятые для его искоренения, оказались грубо-прямолинейными, неэффективными и имели крайне вредные последствия. Резко сократилось производство спиртного, в том числе не только дешевого низкосортного вина и водки, но и марочных вин. Были вырублены виноградники, разрушены винодельческие предприятия. У дверей винных магазинов, число которых резко сократилось, выстроились громадные очереди.

Антиалкогольная кампания привела к росту наркомании, токсикомании, потребления суррогатов спиртного. В обществе она была крайне непопулярна. Огромные потери понес бюджет.

В 1986 г. на XXVII съезде КПСС (25 февраля — 6 марта 1986 г.) в выступлении Горбачева впервые прозвучало о необходимости широкой «демократизации» страны. Тогда же он пустил в оборот еще одно слово, ставшее символом его эпохи — «гласность», то есть открытость принятия решений и свободный доступ граждан к информации.

Часть доклада Горбачева на XXVII съезде партии, посвященная анализу международной обстановки, также показалась слушателям новаторской. Молодой советский руководитель обратил внимание делегатов на «общность», на «взаимозависимость» отдельных составляющих мирового целого, на сложность «глобальных проблем», на их «общечеловеческий» характер, на то, что они «не могут быть решены силами одного государства или группы государств», но требуют сознательного взаимодействия государств и народов «в планетарном масштабе».

Впоследствии такой подход к мировым проблемам стал называться «новым мышлением», которое привело к окончанию «холодной войны», объединению Германии.

В мае 1986 г. была введена госприемка. В отличие от контролеров ОТК (отделов технического контроля предприятий), работники госприемки не зависели от администрации и не были материально заинтересованы в выполнении плана.

Госприемка вводилась первоначально на 1500 важнейших предприятиях. Однако эффект от ее введения оказался значительно ниже ожидаемого. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Просуществовала госприемка лишь год-два.

19 ноября 1986 г. был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности. Закон разрешил индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. Был установлен запрет на применение наемного труда. Допускалось лишь выполнение вспомогательных работ по договору. От того, кто решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью, требовалась масса справок и разрешений.

В декабре 1986 г. Горбачев вернул из политической ссылки академика Андрея Сахарова и предложил ему участвовать в московских международных антивоенных совещаниях. При Горбачеве начался процесс возвращения советского гражданства лишенным его и высланным диссидентам, была развернута широкая кампания реабилитации жертв политических репрессий.

27-28 января 1987 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил с докладом «О перестройке и кадровой политике партии», в котором изложил новый план преобразований. Во главу угла ставилась реформа политической системы, которая должна была повлечь за собой и социально-экономическое обновление общества. Перестройка была фактически объявлена новой государственной идеологией.

Именно после этого пленума в широкое употребление вошел новый штамп — «механизм торможения». Этим механизмом, по мнению Горбачева, являлась косная политическая система, тормозившая экономическое развитие страны.

В 1987 г. Михаил Горбачев провозгласил политику «гласности» — политический термин, обозначающий политику открытости, доступности информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц.

На практике это привело к существенному ослаблению цензуры и снятию существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров. Средствам массовой информации было позволено начать широкую компанию критики существующего общества и его истории под лозунгом «возвращения к ленинским нормам».

30 июня 1987 г. был принят закон о государственном предприятии (объединении), который предусматривал переход предприятий на хозрасчет и самофинансирование. Предприятия получили право самостоятельно расходовать свою прибыль, остающуюся после расчетов с государством. Допускались две модели хозрасчета. Первая из них предусматривала формирование прибыли после выплаты заработной платы работникам на основе нормативов. В этом случае величина прибыли, полученной предприятием, сказывалась лишь на размерах премий. Зато основная зарплата была работнику гарантирована. При второй модели хозрасчета зарплата зависела от полученной прибыли.

В 1987 г. Горбачев и его окружение начинают использовать для обозначения советского социализма термин «командно-административная система», понимая под этим «деформацию» идеальной марксистско-ленинской модели.

В 1987-1988 гг. Горбачев и его единомышленники стали употреблять понятие «общечеловеческие ценности». Признав в качестве общечеловеческих ценностей рынок, плюрализм, правовое государство, они говорили, что в СССР необходимо утвердить «социалистический рынок», «социалистический плюрализм», «социалистическое правовое государство».

28 июня — 1 июля 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная конференция КПСС. 30 июня Горбачев выступил с речью, в которой говорилось о реформе власти, охране Конституции и отделении партийных органов от советских.

1 июля на Конференции без обсуждения была принята резолюция «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны», в которой предусматривалось вынесение на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета СССР проектов законодательных актов по перестройке советских органов, необходимые дополнения и изменения в Конституцию СССР, а также организация выборов и проведение съезда народных депутатов в апреле 1989 г., на котором должны быть образованы новые органы государственной власти.

1 июля 1988 г. был опубликован закон о кооперации, существенно расширивший возможности предпринимательства. Однако производственные кооперативы столкнулись с большими трудностями из-за сохранявшейся государственной монополии на сырье и ресурсы. Успешнее всего они действовали в торговле и общественном питании. Кооператоры самостоятельно устанавливали цены, которые превышали государственные в несколько раз. Многие кооперативы занялись посреднической деятельностью, сводившейся к скупке и перепродаже продукции государственных предприятий.

25 мая — 9 июня 1989 г. состоялся I Съезд народных депутатов СССР, на котором демократическая оппозиция оформилась в рамках высшего законодательного органа как прообраз парламентской фракции. Численность Межрегиональной депутатской группы (МДГ), как назвали себя оппозиционеры, быстро достигла 15 % делегатов съезда.

5 февраля 1990 г. состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6‑й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы (6-я статья конституционно закрепляла руководящую роль КПСС в жизни советского общества).

12-15 марта 1990 г. на III Внеочередном съезде народных депутатов СССР («в порядке законодательной инициативы» был внесен проект «Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)».

14 марта 1990 г. был принят закон «Об учреждении поста президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР».

9 октября 1990 г. был принят закон СССР «Об общественных объединениях», признавший наличие в стране многопартийности.

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название «павловской» в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. В ходе реформы был осуществлен обмен 100- и 50-рублевых купюр на купюры нового образца. Проводился он в течение трех дней, суммы обмена были жестко ограничены. Из обращения было изъято всего 5% той суммы, которая считалась избыточной.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Как экономические реформы Горбачева привели к распаду СССР

Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев – одна из самых неоднозначных фигур в советско-российской истории. Мнения о его политике диаметрально противоположные: кто-то считает, что Горбачев вел страну правильным путем, а кто-то, напротив, склонен винить его в развале сверхдержавы. Как бы то ни было, ровно 19 лет назад он получил чрезвычайные полномочия для перехода к рыночной экономике, и воспользовался ими, насколько хватило сил.

На пути «перестройки»

В 1985 году на внеочередном пленуме ЦК генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев. На тот момент кризис плановой экономики стал очевиден, и люди ждали перемен, надеясь перейти к светлому будущему без болезненных потрясений. Как показал опрос ВЦИОМ, проведенный в 2015 году, реформы 1985-1991 гг. считают назревшей необходимостью 56% респондентов, однако их реализацию они оценивают крайне низко.

Только 14% опрошенных россиян полагают, что все задуманное Горбачевым и его командой удалось успешно воплотить в жизнь.

Интересно, что практически аналогичными были и результаты опроса ВЦИОМ о «перестройке», проведенные в 1995 году, когда люди намного лучше помнили и осознавали, что произошло в стране и со страной.

Основными итогами перестроечных реформ россияне назвали неуверенность в завтрашнем дне (38%), хаос и неразбериху в управлении страной (35%), а также кризис национальных отношений (33%). И если в оценке политических аспектов «перестройки» люди более-менее единодушны, то вопрос экономики разделил респондентов практически пополам: 28% полагают, что перестройка привела к углублению экономического кризиса, а 20% — что благодаря ей началось экономическое обновление страны.

Так какие же именно экономические реформы проводил Горбачев? Разумеется, начались они не 24 сентября 1990 года, когда руководителя страны наделили чрезвычайными полномочиями для перехода к рыночной экономике, а гораздо раньше – фактически сразу после прихода Горбачева к власти. Предполагалось, что молодой и энергичный по советским меркам политик сможет вернуть страну к процветанию. Правда, четкого плана действий или хотя бы понимания того, что необходимо предпринять, на тот момент не существовало.

«Переход к новой модели экономики на тот момент был совершенно необходим по объективным и субъективным причинам. Объективные – по модели социалистического воспроизводства с точки зрения экономического роста, а субъективные – катастрофическое снижение цен на нефть и чрезмерная зависимость Советского союза от импорта», — полагает доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории финансовых исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведев.

О неизбежности перемен заявлял и сам Михаил Горбачев. В конце апреля 1985 года он объявил о начале программы реформ под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны», которую позже сам Горбачев назвал «перестройкой» — и название прижилось. «Все говорят «а что такое перестройка?», «что такое перестройка?» Свое дело делать честно — главная перестройка!» — объяснял населению глава государства.

Половинчатые реформы

ЦК КПСС отказалась от построения коммунизма, которым занималась многие десятки лет, и перешла к «совершенствованию социализма». В стране была объявлена политика гласности, власти узаконили частное предпринимательство, а во внешней политики стали придерживаться курса на «Новое мышление» (с ударением на первый слог, как говорил Горбачев).

Однако проблема заключалась в том, что экономическая политика Горбачева была непоследовательной и половинчатой – таково мнение большинства экспертов, в том числе и доцента факультета экономических наук НИУ ВШЭ Владимира Бессонова.

«Сначала стали говорить об ускорении, потому что утрата экономикой динамизма была очевидна для всех. Однако быстро оказалось, что в рамках старой системы можно только сильнее имитировать бурную деятельность, а всерьез никаких изменений не произойдет», — отметил эксперт в беседе с «Газетой.Ru».

Одной из первых реформ Горбачева стала антиалкогольная кампания. Казалось бы, стране пойдет только на пользу, если ее граждане станут употреблять меньше спиртных напитков, однако на практике все оказалось не так просто. «Сухой закон» пробил ощутимую дыру в бюджете – в условиях плановой экономики цены были постоянными, а объем товаров на рынке сократился.

Необходимо учитывать и тот факт, что алкоголь – это особая группа товаров, существенную часть стоимости которых составляют акцизы, то есть налоги. В итоге антиалкогольная кампания и лишила бюджет необходимых поступлений, и усилила дисбаланс потребительского рынка – у людей были деньги, и их количество росло, но купить на них было нечего.

«Если бы в стране была рыночная экономика, это привело бы просто к росту цен. А поскольку цены фиксировались, то исчезали товары», — констатирует Бессонов.

Формирование в СССР частного предпринимательства, принявшего форму кооперативного движения, также проходило не слишком гладко. С одной стороны, это был шаг в правильном направлении, а с другой – это был некий паллиатив рыночной экономики, не вызывавший ощущения коренных перемен и готовности к дальнейшим шагам. Начался неконтролируемый рост доходов при фиксированных ценах, и дисбаланс в экономике стал нарастать огромными темпами.

В результате было введено нормирование, то есть продажа товаров по талонам,

что никак не может считаться магистральным путем развития экономики.

«Речь шла не о рынке, а о «социализме с человеческим лицом». Например, предполагалось давать людям землю в аренду, однако встает логичный вопрос: если земля не моя, то есть ли у меня мотивация удобрять ее и ухаживать за ней, или проще выкачать из нее все возможное без вложений, а потом идти дальше?» — рассуждает Владимир Бессонов.

Товарищ президент

Таким образом, реформы начались, однако предпринимаемые меры были слишком робкими, противоречивыми и незавершенными для того, чтобы что-то принципиально изменить, а не просто создать видимость перемен. Великая страна катилась под откос, и нужно было что-то с этим делать – жаль, что никто толком не знал, что именно.

«Без сомнения, задним числом хорошо быть умным, но реформаторам абсолютно не хватило рыночного опыта, и многое делалось не так, как следовало бы. Например, сразу же не были созданы рыночные институты и понятные правила игры, плюс не учитывался тяжелый характер советской экономики», — уверен Алексей Ведев.

В середине марта 1990 года на внеочередном третьем Съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев был избран президентом СССР — первым и последним в истории Советского Союза. Летом того же года взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 год, то есть к концу 12-й пятилетки (1985-1990).

Руководство страны планировало постепенный переход к рынку, однако существовал и другой вариант – проект, известный под названием «500 дней», разработанный академиком Станиславом Шаталиным, экономистом (а позже основателем партии «Яблоко») Григорием Явлинским и рядом других специалистов.

Программа содержала принципиально новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключавшуюся в «движении к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей». Она предполагала приватизацию госсобственности, децентрализацию экономики и создание условий для частного предпринимательства – и все это за 500 дней.

К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. Одновременно, по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, разрабатывался альтернативный проект — «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдет в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачев предложил объединить две программы в единую программу президента СССР.

В результате реформы снова превратились в половинчатые меры, которые

уже не могли спасти СССР от распада и экономической катастрофы.

Существует мнение, что все могло бы сложиться иначе, если бы программу «500 дней» все же решились реализовать, однако эксперты склонны воспринимать ее скептически.

«Понятно, что за 500 дней ничего не сделать. Я тогда отказался участвовать в этой программе, подготовленной Явлинским – я был убежден тогда и убежден сейчас, что нужно было постепенно приватизировать госсобственность, одновременно создавая рыночные институты и правила игры. Подобная программа по перемене мира за 500 дней – это слишком революционный, шоковый вариант», — уверен Алексей Ведев.

С ним согласен и Владимир Бессонов. По его словам, для успешных реформ нужна власть, а власть ускользала. Происходило это потому, что были одновременно запущены несколько реформ – в частности, реформа политической системы. Руководство Китая пошло по другому пути: они начали менять экономику в рамках существующей системы, не очерняя ее, и это позволило им сохранить государство – в отличие от СССР, где экономическая катастрофа обернулась и катастрофой политической.

«Это были противоречивые, половинчатые, неполноценно эффективные реформы, скорее похожие на метания или конвульсии. Вряд ли можно упрекать Горбачева или кого-то еще в том, что изначально не существовало четкого плана реформ. Но при отсутствии понимания о том, какие реформы следует проводить, наверное, нужно проявлять большую осторожность и не делать шагов, которые приведут к необратимым последствиям», — резюмирует Бессонов.

История Министерства

 

История Министерства: ключевые события становления и развития государственного органа

 

Глобальное создание общенациональных государственных структур (агентств, министерств, советов и т.п.) в развитых странах характерно для 70-80-х гг. XX в. Толчком для этого послужили первые международные усилия в области охраны окружающей среды. В результирующих документах Первой международной конференции по окружающей среде и развитию, созванной Организацией Объединенных Наций в Стокгольме (1972 г.), содержалось обращение к правительствам всех стран мира с призывом незамедлительно создать государственные органы охраны природы.

В СССР до 1988 г. эти функции выполнялись различными министерствами и ведомствами (Госкомгидромет СССР, Минводхоз СССР, Минздрав СССР, Минсельхоз СССР и др.). Первым шагом в становлении экологической политики СССР стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» и создание союзно-республиканского Государственного комитета СССР по охране окружающей среды (Госкомприроды СССР).

В 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета ТАССР от 12.12.1988 № 2619-Х1 был образованГосударственный комитет ТАССР по охране природы (Госкомприроды ТАССР) как самостоятельный специально уполномоченный орган государственного управления в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов Совета Министров ТАССР. В структуре ГоскомприродыТАССР были сформированы Комитеты по охране природы в отдельных городах и районных центрах республики (Казанский, Альметьевский, Набережночелнинский, Елабужский, Нижнекамский, Чистопольский).

С этого периода и начинается отсчет деятельности природоохранных органов в республике.Председателем Госкомприроды ТАССР в июне 1990 г. был назначен Александр Алексеевич Сидельников.

Вслед за упразднениемГоскомприроды ТАССР постановлением Верховного Совета ТАССР от 25.12.1992 № 1697-ХН было созданопервое самостоятельноеМинистерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, обеспечивающее управление природоохранной деятельностью в Татарстане.

25 апреля 1993 г. Указом Президента Республики Татарстан первым Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан назначаетсяАнатолий Иванович Щеповскихопытный организатор, проработавший в этой должности до 2001 г.

В 2001 г. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан Указом Президента Республики Татарстан от 11.05.2001 № УП-360 было преобразовано в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, которое возглавил директор республиканского экологического фондаБорис Германович Петров.Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан были переданы функции упраздненных Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан и Государственного комитета Республики Татарстан по геологии и использованию недр.

Министерство претерпело структурные преобразования, были созданы новые Департаменты: охраны окружающей среды, лесного хозяйства и геологии и использовании недр.

Новые структурные преобразования специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды в 2004-2005 гг. привели к выделению из состава Министерства Агентства лесного хозяйства по РТ (под руководствомЗуфараНурмухаметовича Абдуллина) и созданию Управления Ростехнадзора по РТ (под руководством Б.Г. Петрова) и Управления Росприроднадзора по РТ (под руководством Ф.Ю. Хайрутдинова).

С 2005 по 2007 гг. пост министра экологии занимала доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, член-корреспондент Академии наук Республики ТатарстанИрина Андреевна Ларочкина.

В 2007 г. министром экологии и природных ресурсов Республики Татарстанбыл назначен доктор сельскохозяйственных наукАглямКиямовичСадретдинов.

С ноября 2010 по сентябрь 2015 гг.Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан руководилАртем Георгиевич Сидоров.

С сентября 2015 года по февраль 2018 года Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстанвозглавлял доктор экономических наук Фарид СултановичАбдулганиев.

С 8 февраля 2018 годаМинистерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан возглавляет Шадриков Александр Валерьевич.

 


Французский вектор внешней политики СССР (февраль 1943 г. – февраль 1945 г.) (The French Vector of the Soviet Foreign Policy (February 1943

In: Torkunov A.V. (ed.), История Великой Победы. В 3 томах [History of the Great Victory: in 3 vols.], Том 3. Война и дипломатия [Vol. 3. War and diplomacy] (Moscow, 2020), pp. 285–370

86 Pages Posted: 18 Jun 2021

Date Written: May 1, 2020

Abstract

Russian Abstract: В данном очерке предпринимается попытка нюансировать и уточнить место Франции в системе внешнеполитических приоритетов Москвы в важный хронологический отрезок Второй мировой и Великой Отечественной войны: от начала «коренного перелома» после победы Красной армии в Сталинградской битве до Ялтинской конференции, наметившийся контуры послевоенного мира и проходившей в условиях ожидания скорой победы над Германией. Особое внимание обращено ниже на следующие составные части французской политики Кремля и НКИД: 1) оценки личности и политики де Голля; 2) позиция Москвы по ключевым внешнеполитическим и дипломатическим вопросам, касавшимся Французского комитета национального освобождения и Временного правительства Французской Республики, в т.ч. их признания; 3) представления советского руководства и дипломатов о месте Франции в послевоенном мире; 4) соотношение во внешнеполитической линии СССР официальной дипломатии и взаимодействия с французскими коммунистами по линии Коммунистического Интернационала, а затем Отдела международной политики ЦК ВКП(б) во главе с бывшим генеральным секретарем Исполкома Коминтерна Г. Димитровым. Источниковой базой очерка послужили документы Архива внешней политики Российской Федерации, французского Национального архива, новейшие публикации документов по внешней политики СССР и деголлевской Франции.

English Abstract: This essay tries to ascertain the role and the place of France in the system of the Soviet foreign policy and strategic priorities during the important part of the Second World war and the Great Patriotic war, i.e. from the «turning point» at Stalingrad in February 1943 to the Yalta conference of February 1945, which traced the lines of the post-war world. Author deconstructs the French diplomacy of the USSR through the following topics: 1) estimates of de Gaulle’s personality and policy made by the Soviet Foreign office (NKID) and the Kremlin; 2) Moscow’s diplomatic position on the problems relating to the French Committee of National Liberation and the French Provisional Government; 3) the Soviet conceptions about the place of France in the post-war world; 4) the correlation between the official diplomacy of Moscow, at the one hand, and the Comintern and the Party activity in regard of the French communists, at the other. Author bases his conclusions on the documents from the Russian foreign policy archives (AVP RF), the French National archives (AN) and the newest published evidence.

Keywords: USSR, Second World War, Soviet foreign policy, France, Stalin, de Gaulle

JEL Classification: Z19

Suggested Citation: Suggested Citation

Magadeev, Iskander, Французский вектор внешней политики СССР (февраль 1943 г. – февраль 1945 г.) (The French Vector of the Soviet Foreign Policy (February 1943 — February 1945)) (May 1, 2020). In: Torkunov A.V. (ed.), История Великой Победы. В 3 томах [History of the Great Victory: in 3 vols.], Том 3. Война и дипломатия [Vol. 3. War and diplomacy] (Moscow, 2020), pp. 285–370, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3862729