Политика просвещенного абсолютизма в россии: Просвещённый абсолютизм — урок. История, 8 класс.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 в России

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Томас Джефферсон

Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.

Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка.

Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви.

Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель.

Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.

Российский абсолютизм

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 заключалась в следующем:

  1. Секуляризация церковных земель;
  2. Масштабная образованность народа, передача знаний всем сословиям;
  3. Строгое упорядочение всех повинностей крестьян;
  4. Учреждение Вольного экономического общества в 1765 году;
  5. Поощрение каждого желающего заниматься промыслом в 1767 году;
  6. Полный запрет продажи крестьян за долги хозяев в 1771 году;
  7. Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения в 1775 году;
  8. Создание вольных топографий в 1783 году;
  9. Повсеместная реализация школьной реформы в 1786 году.

Таким образом, можно говорить о том, что политика просвещенного абсолютизма затронула все основные и важные аспекты государственной жизни России того времени.

Политика просвещённого абсолютизма при Екатерине II

Просвещённый абсолютизм как термин, характеризующий политику ряда европейских держав во второй половине XVIII в., впервые появился в XIX в. Он был сформулирован с помощью двух понятий: «абсолютизм» (единоличная власть монарха) и «просвещённый» (опирающийся на идеи французских просветителей).

Подобного курса придерживались Иосиф II (Австрия), Фридрих II (Пруссия), Екатерина II (Российская империя) и другие императоры. Их политика была направлена на ликвидацию пережитков феодального строя и формирование рыночных отношений путём укрепления законной монархии, носящей сословный характер.

  1. 1 Причины и предпосылки
  2. 2 Основные принципы просвещённого абсолютизма
  3. 3 Политика просвещённого абсолютизма (таблица)
    1. 3. 1 Первый период
    2. 3.2 Второй период
  4. 4 Основные противоречия
  5. 5 Итоги политики просвещённого абсолютизма
  6. 6 Историческое значение

Причины и предпосылки 

Основоположником идей принято считать Томаса Гоббса, взявшего за основу принцип соглашения между сувереном и государством. Государь отвечает за всех подданных, а те, в свою очередь, подчиняются ему и поддерживают все начинания. Предпосылками просвещённого абсолютизма стали следующие моменты:

  • Начало разложения крепостнической системы в век Просвещения (Дидро, Вольтер, Руссо), что подготовило буржуазные революции во Франции и Северной Америке.

  • Складывание просветительской общественной мысли внутри Российской империи (М. Ломоносов, Е. Дашкова, Н. Новиков, А. Радищев).

  • Народные волнения (Астраханское, Кижское, восстание К. Булавина и др.).

  • Необходимость модернизации страны, что легло в основу политической программы Екатерины II, позволившей ей оказаться на престоле в 1762 году в результате дворцового переворота.

Модернизация была невозможна без развития промышленности, торговли, системы управления. Необходимо было принятие мер для устранения социальных противоречий, что требовало реализации части требований низших сословий.

Основные принципы просвещённого абсолютизма

Выделим пять моментов, характерных для российской действительности:

  • Наилучшей формой правления для Российской империи является самодержавие. Французские просветители считали: во главе государства должен находиться «просвещённый» монарх, который обязан заботиться об «общем благе».

  • Общество делится на тех, кто правит (государь, дворяне), и тех, кто подчиняется (остальное общество) абсолютно естественным образом.

  • В государстве должны действовать законы, обязательные как для монарха, так и для подданных, что превращает страну в «законную монархию».

  • Абсолютная власть не отнимает свободу, понимаемую как право подданных делать то, что не запрещается правовыми нормами.

  • Государь обязан заботиться обо всех слоях общества, повышая их образованность, гарантируя медицинскую помощь, развитие искусства и науки.

Всё это сопровождалось модернизацией страны, принятием большого количества политических реформ и их реализацией.

Политика просвещённого абсолютизма (таблица)

Принято считать, что в политике Екатерины II можно выделить более либеральный и более реакционные периоды, водоразделом которых служит Пугачёвское восстание.

Однако 34 года правления императрицы (1762–1796 гг.) – это единая система ценностей и политическая линия. Менялась лишь тактика – от попытки совещаться с представителями выборных органов до взятия законодательной инициативы в свои собственные руки.

Первый период

Дата

Мероприятие

Содержание

1763 г.

Реформа Сената

Сенат лишился права издавать законы, сохранив за собой лишь контрольную функцию и судебную власть.

1764 г.

Секуляризация церковного имущества и земель

Духовенство лишилось своих земель и стало финансово зависеть от государства. Сокращение числа монастырей. Освобождение от крепостной зависимости 992 тыс. крестьян.

1764 г.

Ликвидация гетманства

Генерал-губернатором на Украине назначается П. Румянцев, непосредственно подчиняющийся Екатерине II. Вместо гетманства восстановлена Малороссийская коллегия.

1764 г.

Открытие Смольного института – первого учебного заведения для девочек, училища при Академии художеств, строительство Воспитательного дома для детей-беспризорников

Государство строит образовательные учреждения за счёт казны и пожертвований

1764 г.

Приглашение иностранных колонистов

Демонстрация культуры сельского хозяйства вольных хлебопашцев.

1765 г.

Основание Вольного экономического общества

Указом было одобрено создание общества крупных землевладельцев, внедряющих эффективные методы землепользования. По сути это было первое научное общество, а также первая общественная организация.

1767-1768 гг.

Работа Уложенной комиссии

Екатерина II лично пишет «Наказ» — либеральный текст с принципами нового законодательства.

Целью деятельности 564 депутатов являлось создание нового Уложения взамен устаревших законов. Но работа выполнена не была и прервана с началом русско-турецкой войны.

 1771 г.

Запрет публично продавать крепостных за долги их владельцев – помещиков

Запрещение официальных публикаций в газетах

Второй период

1775 г.

Упразднение Запорожской Сечи

Сечь была причислена к Новороссийской губернии, а казачье войско входило в единую систему.

1775 г.

Губернская реформа

Проводилась в несколько этапов, закрепив новую систему административно-территориального деления. Генерал-губернаторы на местах получили неограниченную власть. Выделена в самостоятельную судебную власть. Выборные должности – дворянству.

1775 г.

Свобода предпринимательской деятельности

Освобождение купечества от податного налога, возможность заниматься кустарным промыслом без специальных разрешений и т. д.

1782 г.

Полицейская реформа

Определение функций полиции в учреждениях и городах. Выстраивание вертикали власти.

1783 г.

Указ о вольных типографиях

Формальная отмена цензуры.

1785 г.

Жалованная грамота дворянскому сословию

Отмена обязательной военной службы, налогов и т. д. Признание дворянства высшим сословием.

1785 г.

Грамота на права и выгоды городам

Введение основ самоуправления и выборных органов. Разделение горожан на 6 разрядов в соответствии с имущественным и социальным статусом.

1786 г.

Организация Главных и Малых народных училищ

В дальнейшем они будут преобразованы в гимназии и уездные училища.

Основные противоречия

Согласно идее просвещённого абсолютизма, закон должен был стать единым для всех. На деле указами и манифестами императрицы были закреплены особые выгоды для дворянства. Например, по уголовным делам не предполагалась конфискация их имущества, которое должно было передаваться наследникам.

Местное самоуправление, полицейская реформа должны были предотвратить возможность новых крестьянских выступлений, подобных восстанию Пугачёва 1773–1775 гг., но по сути закрепили особый статус дворянства и способствовали развитию бюрократии и взяточничества. При этом в Малороссии фактически подтверждалось наличие крепостного права.

Разрешение свободного предпринимательства должно было способствовать развитию экономики, но этого не произошло из-за применения рабского труда крепостных. Новые технологии не внедрялись.

В образовательном процессе наметились значительные перемены, однако они не затрагивали основное население – крестьянство. Кроме того, преследование Н. Новикова и А. Радищева никак не вязалось с продвижением науки и искусства. Реформы не сумели кардинально изменить устоявшиеся веками обычаи и традиции.

Итоги политики просвещённого абсолютизма

Главным итогом можно считать укрепление и модернизацию самодержавия. А также:

  • Оживилась общественная жизнь. Отдельные учёные полагают: именно в эпоху Екатерины II были заложены будущего гражданского общества.

  • Крепостничество усилилось, но впервые возникли идеи его отмены.

  • Улучшилась хозяйственная деятельность в городах, а также положение горожан.

  • Именно с периода правления Екатерины Великой появились в обиходе понятия «свобода», «права личности». Хотя поначалу это относилось исключительно к дворянству.

  • Зарождение капиталистического уклада.

Историческое значение

Декларируемые либеральные принципы и идеи остались нереализованными из-за массы противоречий, что привело к разочарованию общества в возможности самодержавия в реформаторской деятельности. Политика просвещённого абсолютизма дала старт появлению в обществе радикальных революционных идей.

Непоследовательность, самонадеянность и необдуманность реформ проигрывали той мощи буржуазных революций, которые сумели ликвидировать устаревшие феодальные порядки.


Используемая литература:

  1. С. Я. Карп. Просвещённый абсолютизм. / Большая российская энциклопедия. – Электрон. текстовые дан. – БРЭ 2005-2019.
  2. Шубин А. В. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. / История России для студентов технических вузов.

Россия взаимодействует с миром – NYPL




Эпоха Екатерины Великой Великий: Краткий обзор истории России
Введение
Муж
Просветленный Абсолютистский монарх
Екатерининская Внешняя политика
Павел I
Эпоха Екатерины Великой: резюме всемирной истории
Введение
Америка
Евразия

Глобализация России:
Ключ

Отмеченные события характерные для внутреннего развития Московии/России.
Отмечены важные мировые исторические или культурные события.

указывает конкретные точки социокультурного или военного взаимодействия между Московия/Россия и иностранные державы или отдельные лица.


 

 


    
 

Тридцатичетырехлетняя Екатерина II царствование (1762–1796 гг.) оказалось весьма блестящим, в 18 в. терминах, и заслужила ей официальный титул «Великая» за как ее внутренней, так и внешней политики.

Когда она пришла к трон, европейская эпоха Просвещения – интеллектуальная революция, направленная на реформирование социальных, политических, экономическая и духовная жизнь – кипела.

философов возглавивших движение отстаивал просвещенный абсолютизм как идеальную форму правления, тот, в котором правители использовали бы свою ужасающую силу для достижения меняться и способствовать развитию, хотя, надо сказать, они не заботились о нуждах неграмотных и обедневшие массы. Екатерина читала сочинения философов и объявила о своем намерении стать их образцовым монархом; они ответили пением ее хвалят по всей Европе. В драматическом представлении просветительского мышления, Екатерина призвала к созыву Законодательной комиссии в 1767 году, и делегаты были избирался из числа дворян, горожан, государственных крестьян, и национальных меньшинств, каждое из которых должно было принести список обид.

Вспоминая идею земских собор , собрание собралось в старой столице Москвы с миссией создания нового и более современный свод законов для России. В рамках подготовки к заседания, императрица написала 526-пункт Инструкцию к делегаты излагают принципы, которые должны направлять их. Удивительно либеральная для того времени Екатерина на основе

Инструкция по трудам философов , такие как Монтескье (1689–1755), Чезаре Беккариа (1738–1794) и немецкие операторы, подчеркивавшие верховенство закона, равенство перед законом и меры предотвратить деспотизм; политические цензоры запретили публикацию этого «зажигательного» документа во Франции. Работа комиссии была прервана вспышкой войны, но она изменила российскую политическую культуру демонстрация готовности абсолютистского правителя работать в партнерстве с избранными представителями народа. Однако, это также продемонстрировало нежелание правителя и элита прямо столкнулась с проблемой крепостничества, тем более, что крепостные остались непредставленными и были больше никогда даже просил принести присягу на верность новому правителю.

Реформаторский напор Екатерины внутренняя политика продолжалась в течение следующих двух десятилетий. Новая структура рационализировала управление провинциями. и округов, еще одна мера реорганизовала муниципальные правительство, и оба предусматривали выборные должности, что снова крайне необычно для абсолютной монархии. Столь же редко, в 1785 г. дворянская грамота предоставила элите гражданские права, такие как свобода собраний, петиций, собственность, и ассоциация, а также суд присяжных; кроме того, дворянство было освобождено от петровской повинности служить государству — долг, вызывающий недовольство многих.

  Екатерининская Ослепительное благодеяние
NYPL, Отдел редких книг

  Памятник Екатерине для Питера
NYPL, Славянско-Балтийский отдел

 
  Великий монумент на месте
NYPL, Славянско-Балтийский отдел

 
  Русский аристократ Жизнь
NYPL, Коллекция искусства и архитектуры

 
  Русский аристократ Жизнь
NYPL, Коллекция искусства и архитектуры

 
  Русский аристократ Жизнь
NYPL, Коллекция искусства и архитектуры

 

 

Просвещенный деспотизм | History of Western Civilization II

Просвещенные деспоты, вдохновленные идеалами эпохи Просвещения, считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, согласно которому деспоту была доверена власть управлять вместо любых других правительств. .

Цель обучения

Дайте определение просвещенному деспотизму и приведите примеры

Ключевые моменты

  • Просвещенные деспоты считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, согласно которому деспоту была доверена власть управлять вместо любого другого правительства. По сути, монархи просвещенного абсолютизма укрепляли свою власть, улучшая жизнь своих подданных.
  • Эссе в защиту системы просвещенного деспотизма было написано Фридрихом Великим, который правил Пруссией с 1740 по 1786 год. Фридрих модернизировал прусскую бюрократию и государственную службу и проводил религиозную политику во всем своем королевстве, которая варьировалась от терпимости до сегрегации. Следуя общим интересам просвещенных деспотов, он поддерживал искусство, философов, которых он одобрял, и полную свободу печати и литературы.
  • Российская Екатерина II продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу, но ее просвещенный деспотизм проявлялся главным образом в ее приверженности искусствам, наукам и модернизации российского образования. Хотя она провела некоторые административные и экономические реформы, воинская повинность и экономика продолжали зависеть от крепостного права.
  • Мария Терезия провела значительные реформы, направленные на усиление военной и бюрократической эффективности Австрии. Она улучшила экономику государства, ввела национальную систему образования и внесла свой вклад в важные реформы в медицине. Однако, в отличие от других просвещенных деспотов, Мария Терезия с трудом вписывалась в интеллектуальную сферу Просвещения и не разделяла увлечения идеалами Просвещения.
  • Джозеф был сторонником просвещенного деспотизма, но его приверженность модернизирующим реформам впоследствии вызвала значительную оппозицию, которая в конечном итоге привела к неспособности полностью реализовать его программы. Среди других достижений он вдохновил на полную реформу правовой системы, отменил цензуру прессы и театра и продолжил реформы своей матери в образовании и медицине.

Ключевые слова

крепостное право
Положение многих крестьян при феодализме, особенно в отношении манориализма. Это было состояние рабства, которое развилось в основном в Средневековье в Европе и продолжалось в некоторых странах до середины 19 века.век.
просвещенный деспотизм
Также известный как просвещенный абсолютизм или доброжелательный абсолютизм, форма абсолютной монархии или деспотизма, вдохновленная эпохой Просвещения. Монархи, принявшие его, следовали за причастиями рациональности. Некоторые из них способствовали образованию и допускали религиозную терпимость, свободу слова и право на владение частной собственностью. Они считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, согласно которому деспоту была доверена власть управлять вместо любых других правительств.
Энциклопедия
Общая энциклопедия, опубликованная во Франции между 1751 и 1772 годами, с более поздними дополнениями, исправленными изданиями и переводами. У него было много писателей, известных как энциклопедисты. Он наиболее известен тем, что представляет идеи Просвещения.

 

Крупнейшим мыслителям эпохи Просвещения приписывают разработку теорий управления, имеющих решающее значение для создания и развития современного демократического государства, управляемого гражданским обществом. Просвещенный деспотизм, также называемый просвещенным абсолютизмом, был одной из первых идей, вытекающих из политических идеалов Просвещения. Эта концепция была официально описана немецким историком Вильгельмом Рошером в 1847 году и остается спорной среди ученых.

Просвещенные деспоты считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, согласно которому деспоту была доверена власть управлять вместо любых других правительств. По сути, монархи просвещенного абсолютизма укрепляли свою власть, улучшая жизнь своих подданных. Эта философия подразумевала, что государь знал интересы своих подданных лучше, чем они сами. Монарх, взяв на себя ответственность за подданных, исключал их политическое участие. Разница между деспотом и просвещенный деспот основан на широком анализе степени, в которой они приняли Эпоху Просвещения. Однако историки спорят о фактическом осуществлении просвещенного деспотизма. Они проводят различие между «просвещением» правителя лично и его или ее режимом.

Просвещенный деспотизм защищал в эссе Фридрих Великий, правивший Пруссией с 1740 по 1786 год. Он был энтузиастом французских идей и пригласил известного французского просветителя Вольтера пожить в своем дворце. С помощью французских специалистов Фридрих организовал систему косвенного налогообложения, которая давала государству больший доход, чем прямое налогообложение. Одним из величайших достижений Фридриха был контроль над ценами на зерно, при котором государственные склады позволяли гражданскому населению выживать в нуждающихся регионах, где был плохой урожай. Фридрих модернизировал прусскую бюрократию и государственную службу и проводил религиозную политику во всем своем королевстве, которая варьировалась от терпимости до сегрегации. Он в основном не практиковал и терпел все вероисповедания в своем королевстве, хотя протестантизм стал излюбленной религией, а католиков не избирали на высшие государственные должности. Хотя он защищал и поощрял торговлю еврейских граждан Империи, он неоднократно выражал сильные антисемитские настроения. Он также призывал иммигрантов разных национальностей и вероисповеданий приезжать в Пруссию. Некоторые критики, однако, указывают на его репрессивные меры против завоеванных польских подданных после того, как часть польских земель попала под контроль Прусской империи. Следуя общим интересам просвещенных деспотов, Фридрих поддерживал искусство, философов, которых он одобрял, и полную свободу печати и литературы.

Екатерина II в России была самой известной и дольше всех правившей женщиной-лидером России, царствовавшей с 1762 года до своей смерти в 1796 году. Поклонница Петра Великого, она продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу, но ее просвещенный деспотизм проявился себя в основном своей приверженностью искусству, науке и модернизации российского образования. Эрмитаж, занимающий теперь весь Зимний дворец, начинался как личная коллекция Екатерины. Она писала комедии, беллетристику и мемуары, культивируя Вольтера, Дидро и Даламбера — всех французских энциклопедистов, которые позже закрепили ее репутацию в своих произведениях. Ведущие европейские экономисты того времени стали иностранными членами Вольного экономического общества, созданного по ее предложению в Санкт-Петербурге в 1765 году. Она также привлекала западноевропейских ученых. Через несколько месяцев после своего вступления на престол в 1762 году, услышав, что французское правительство угрожает прекратить издание знаменитой французской энциклопедии из-за ее нерелигиозного духа, Екатерина предложила Дидро завершить свой великий труд в России под ее защитой. Она считала, что «новый тип человека» можно создать, прививая русским детям западноевропейское образование. Она продолжала исследовать образовательную теорию и практику других стран, и хотя она провела некоторые образовательные реформы, ей не удалось создать национальную школьную систему.

 

Смольный институт, первый в России институт «Благородных девиц» и первый в Европе государственный женский вуз, картина С.Ф. Галактионов, 1823.

Екатерина учредила Смольный институт благородных девиц для воспитания женщин. Сначала институт принимал только молодых девушек из дворянской элиты, но со временем стал принимать и девушек из мелкой буржуазии. Девушек, которые учились в Смольном институте, Смолянках, часто обвиняли в невежестве во всем, что происходило в мире за стенами зданий Смольного. В стенах института их обучали безупречному французскому языку, музыкальности, танцам и полному благоговению перед Монархом.

Хотя Екатерина воздерживалась от претворения в жизнь большинства демократических принципов, она издала кодексы, затрагивающие некоторые тенденции модернизации, в том числе раздел страны на провинции и уезды, ограничение власти дворян, создание среднего сословия и ряд экономических реформ. Однако воинская повинность и экономика продолжали зависеть от крепостного права, а растущие требования государства и частных землевладельцев привели к увеличению зависимости от крепостных.

Мария Терезия была единственной женщиной-правительницей владений Габсбургов и последней из Дома Габсбургов. Она провела важные реформы для повышения военной и бюрократической эффективности Австрии. Она удвоила государственный доход между 1754 и 1764 годами, хотя ее попытка обложить налогом духовенство и дворянство увенчалась лишь частичным успехом. Тем не менее, ее финансовые реформы значительно улучшили экономику. В 1760 году Мария Терезия создала Государственный совет, который выполнял функции комитета экспертов-консультантов. Ему не хватало исполнительной или законодательной власти, но, тем не менее, он демонстрировал разницу между автократической формой правления. В медицине ее решение сделать прививку своим детям после эпидемии оспы 1767 года стало причиной изменения негативного отношения австрийских врачей к вакцинации. Австрия запретила сжигание ведьм и пытки в 1776 году. Позже они были вновь введены, но прогрессивный характер этих реформ остается отмеченным. Образование было одной из самых заметных реформ правления Марии Терезии. В новой школьной системе, основанной на прусской, все дети обоего пола в возрасте от 6 до 12 лет должны были посещать школу, хотя закон оказался очень трудным для исполнения.

Однако Марии Терезии было трудно вписаться в интеллектуальную сферу Просвещения. Например, она считала, что религиозное единство необходимо для мирной общественной жизни, и открыто отвергала идею религиозной терпимости. Она считала и евреев, и протестантов опасными для государства и активно пыталась их подавить. Будучи молодым монархом, участвовавшим в двух династических войнах, она считала, что ее дело должно быть делом ее подданных, но в более поздние годы она считала, что их дело должно быть ее делом.

Старший сын Марии Терезии, Иосиф II, император Священной Римской империи с 1765 по 1790 год и правитель земель Габсбургов с 1780 по 1790 год, легко относился к идеям Просвещения. Джозеф был сторонником просвещенного деспотизма, но его приверженность модернизирующим реформам вызвала значительное сопротивление, которое в конечном итоге привело к неспособности полностью реализовать его программы.

Джозеф вдохновил на полную реформу правовой системы, отменил жестокие наказания и смертную казнь в большинстве случаев и ввел принцип полного равного обращения со всеми преступниками. Он положил конец цензуре печати и театра. В 1781–1782 годах он распространил полную юридическую свободу на крепостных. Однако помещики обнаружили, что их экономическое положение находится под угрозой, и в конце концов изменили политику. Чтобы уравнять налогообложение, Иосиф приказал провести оценку всех земель империи, чтобы ввести единый уравнительный налог на землю. Однако большинство его финансовых реформ были отменены незадолго до или после смерти Иосифа в 179 г.0. Чтобы воспитать грамотных граждан, начальное образование стало обязательным для всех мальчиков и девочек, а высшее практическое образование было предложено немногим избранным. Джозеф учредил стипендии для талантливых учеников из бедных семей и разрешил открывать школы для евреев и представителей других религиозных меньшинств. В 1784 году он приказал стране изменить язык обучения с латыни на немецкий, что было весьма спорным шагом в многоязычной империи. Джозеф также попытался централизовать медицинское обслуживание в Вене путем строительства одной большой больницы, знаменитой Allgemeines Krankenhaus, которая открылась в 1784 году. Однако централизация усугубила проблемы с санитарией, вызвав эпидемии и 20% уровень смертности в новой больнице. но в следующем столетии город стал выдающимся в области медицины.

Иосиф II пашет поле недалеко от Славиковиц в сельской местности на юге Моравии 19 августа 1769 года.

Иосиф II был одним из первых правителей Центральной Европы. Он попытался отменить крепостное право, но его планы встретили сопротивление помещиков. Его Императорский патент 1785 г. отменил крепостное право на некоторых территориях империи, но под давлением помещиков не дал крестьянам права собственности на землю или свободы от податей дворян-землевладельцев. Это давало им личную свободу. Окончательные реформы эмансипации в империи Габсбургов были проведены в 1848 году.

Вероятно, самой непопулярной из всех его реформ была попытка модернизации весьма традиционной католической церкви. Называя себя защитником католицизма, Иосиф II решительно ударил по папской власти. Он пытался сделать католическую церковь в своей империи орудием независимого от Рима государства. Джозеф был очень дружелюбен к масонству, так как считал его очень совместимым с его собственной философией Просвещения, хотя сам он, по-видимому, никогда не присоединялся к ложе. В 1789 году он издал хартию религиозной терпимости к евреям Галиции, региона с многочисленным традиционным еврейским населением, говорящим на идише. Хартия отменила общинную автономию, согласно которой евреи контролировали свои внутренние дела. Он способствовал германизации и ношению нееврейской одежды.

Атрибуции

  • Просвещенный деспотизм
    • «Мария Терезия». https://en.wikipedia.org/wiki/Мария_Тереза. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Энциклопедия». https://en.wikipedia.org/wiki/Encyclop%C3%A9die. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Фридрих Великий». https://en.wikipedia.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *