Гоголь мертвые души идея: суть, идея и цель произведения

Гоголь «Мертвые души» – идея. «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин . Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом. Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России.

Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте. Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.

Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова . Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет. Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина». В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин. Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев , напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота. Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад. Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев). В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело. Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова. Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова. Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.

Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.

Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей

сатирических образов , многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом» .

Павел Иванович Чичиков… Знаменитый герой поэмы Н.В.Гоголя, на века прославившийся тем, что служил «копейке», был ее рабом, готовым ради наживы на любые «предприятия» и подлости. Каковы же главные жизненные принципы Чичикова? И кто приложил руку к их формированию? Конечно, отец. Как в «Капитанской дочке» Гринев-старший призывал своего сына «беречь честь смолоду», так и в «Мертвых душах» отец также наставлял Павлушу, только ничего не говорил ни о чести, ни о долге, ни о достоинстве. Не говорил потому, что у него были свои взгляды на жизнь.

Первым важным пунктом наставления отца было «не дури и не повесничай», а «угождай учителям и начальникам».

Так и делал Павлуша. И в школе мальчик блистал не знаниями, а прилежанием. Но если прилежание и опрятность не помогали, он пользовался другим жизненным принципом батюшки: «С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными».

А самым главным правилом Чичикова стало наставление отца беречь и копить копейку: « Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Еще в училище одной из главных целей в его жизни стало накопление капитала для дальнейшего существования: « Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращения…» Но взрослея, набираясь мудрости, он начинает копить не только на свою счастливую жизнь, а на радостную жизнь будущих детей. Так и приобретение «мертвых душ», как бы это не звучало странно, во многом для счастья потомков.

После окончания училища Павел Иванович «ступил на гражданскую стезю». Идя к своей цели – обогащению – Чичиков сменил несколько мест службы: казенную палату, комиссию по постройке казенного здания, таможню. И везде герой считал возможным преступить любой моральный закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, обманул девушку, притворяясь влюбленным, ради «хлебного местечка», разворовывал казенное добро, брал взятки. А как наш «философ» образно определял свои карьерные провалы: «претерпел на службе»!

Сочинение по направлению «Цели и средства».

Данное мне утверждение достаточно противоречиво и двусмысленно, как и любой другой вопрос, подразумевающий долгие рассуждения. Всегда ли цель оправдывает средства? И оправдывает ли вообще? Должно ли одно соответствовать другому, и какой должна быть цель, чтобы для неё все средства были хороши?

С одной стороны, вся жизнь человека представляет собой движение с какой-либо целью, её в большинстве случаев принимают за «смысл жизни». Дом, семья, хорошая работа, машина, квартира, сад с крыжовником, свой маленький бизнес, мир во всем мире – все это может стать смыслом существования каждого. Если ли при этом смысл задумываться над средствами достижения своей цели? Безусловно, да, ведь в нашей жизни любая навязчивая мысль может разбиться о реальность и сам факт того, что человек постоянно меняется, взрослеет и совершенствуется. И если сегодня мне, к примеру, кажется, что ради жизни в столице стоит идти по головам, то завтра, вполне возможно, я буду целовать руки своей бабуле в маленькой деревне на самой окраине нашей страны, стремиться к чему-то совершенно иному и осуждать себя за содеянное ранее. Так, например, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» долгое время считал своей целью доказать самому себе и окружающим, что с помощью злых поступков можно прийти к добру. Другими словами, он считал, что при достижении благородной цели допустимы преступные средства. По теории Раскольникова существовало два типа людей: достойные и недостойнее жизни, и герой считал, что с помощью убийства вторых можно создать идеальный, добрый мир.

Однако, совершив убийство старушки, герой понял, что его идея является антигуманной, и сам он, пойдя на этот шаг, не стал лучше тех мерзавцев, которые его окружали. К ним относился, например, Свидригайлов, подлая и низкая личности, которая не брезговала любыми средствами ради достижения своих грязных целей. Раскаяние Раскольникова и самоубийство Свидригайлова в очередной раз доказали, что цель не всегда оправдывает средства.

Другим примером служит герой романа Н.В. Гоголя «Мертвые души». Целью Чичикова были высокий социальный статус и самообогащение. Герой решил пойти на достаточно отчаянный шаг: выкупив у различных помещиков множество «мертвых душ», он без особого труда одновременно приобрел бы статус крупного помещика, а, получив под своих крестьян большой кредит, герой к тому же получил бы возможность обладать крупным капиталом. С этой целью Чичиков начал свой нелегкий путь и прибегнул к самым различным средствам, однако сам характер героя не позволил ему опуститься слишком низко и вести себя, к примеру, так же, как те помещики, к коим он обращался со своей сделкой. Конечно, окончательный финал романа остался во втором томе, однако, как мне кажется, достаточно уже того факта, что Чичиков, сумев найти подход к каждому помещику, все же добился своего и собрал нужное количество мёртвых душ, при этом не совершив ничего такого, за что ему самому могло бы быть совестно. Таким образом, цель Чичикова оправдал средства, к ней приложенные.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что на вопрос, поставленный в тесте, нет и не может быть конкретного ответа. Цель может оправдывать средства лишь в том случае, если при этом не страдают честь и достоинство человека.

Что же такое цель, и какие средства используются для ее достижения?

Цель, прежде всего связана с каким то желанием, она дает определенный смысл жизни и по достижении цели, у человека пропадает интерес. Поэтому цель нужно ставить практически недостижимую, что бы упорно идти к ней и не терять смысла жизни. Цель это обычно конечный результат.

Средства это же действия, достижения цели. В самом начале, что бы получить образование, нужно учиться. Попасть на хорошую должность – упорно и плодотворно трудиться. В общем, старание это главное средство к достижению цели.

Как говорил Оноре де Бальзак: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». Мы ставим перед собой цели, идя по дороге жизни. По пути мы совершаем ошибки, разочаровываемся, но нужно упрямо идти вперед.

Герой поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» — Чичиков, четко поставил перед собой цель: разбогатеть, стать знаменитым и признанным в обществе.

Отец же в его цели его поддерживал и напутствовал: «Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете». Уже со школьных лет Чичиков упорно начинает идти к своей цели, используя определенные средства: продавать поделки и угощения, таким образом, уже делая свои первые накопления. Позднее обманывает своего начальника, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проворачивал аферы продавая души, обманывая всех вокруг. Что ж в данном произведении мы видим, что не всегда используются достойные средства в достижении цели.

Данную тему мы можем проследить и в произведении Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Фамусовское общество, в котором оказывается Чацкий — меркантильно, они добиваются своих целей любой ценой.

Чацкий стремиться честно служить родине, а не преклоняться перед каждым: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий, благородный человек с новыми взглядами на образование, искусство и против крепостного права. Он видит своей целью донести до общества правильность своих взглядов, жаль, но общество не понимает и не желает его принимать, не думая о том, что благодаря Чацкому, они бы могли измениться. Герою тяжело одному идти против толпы и он сдается, не достигая своей цели.

Отсюда мы видим, что цели это одно из главных в жизни человека, что дает ему вдохновение. Но как оказалось средство средству рознь. Поэтому стоит в самом начале пути задуматься над своими целями и определиться со средствами, которыми они будут достигаться.

Обновлено: 2017-11-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Поэма «Мертвые души» – одно из центральных произведений известного всему миру писателя Николая Васильевича Гоголя, которое перевернуло сложившийся в то время литературный мир и стало объектом почитания, а иногда и осуждения критиков.

Гоголя многие упрекали за его пессимистичный настрой к обществу, во многих его произведениях нет ни одного положительного персонажа, который смог бы стать «лучиком света в темном царстве». Каждый гоголевский герой либо имеет завышенную самооценку, либо, наоборот, настолько не любит себя, что порой кидается в крайности. Стоит вспомнить, к примеру, ту же комедию «Ревизор», о которой сам Николай Васильевич говорил, что единственным положительным героем является смех. Но в «Мертвых душах» совсем не до шуток: вместо смеха у читателя возникает некое отвращения к подобным персонажам, которых так страстно описывал писатель.

Потом же возникает грусть от того, что все написанное в поэме – чистая правда: сплошь и рядом можно встретить коррупцию и взяточничество, спекуляцию и прочие вещи, которые существуют в нашей жизни.

Изначально Гоголем задумывалось три тома поэмы «Мертвые души», но до читателей дошел лишь один. Второй том по легенде Николай Васильевич сжег, а третий остался лишь в его задумках. Литературный мир увидел это произведение в далеком 1842 году, однако, несмотря на то, что это произведение было написано более ста лет назад, к сожалению, в современном мире практически ничего не поменялось.

Интересно то, что идею создания «душ» подсказал Гоголю авторитет в российской литературе – Александр Сергеевич Пушкин.

Это произошло еще задолго до написания поэмы: Пушкину рассказали историю, которая якобы имела место быть, так что современный читатель может судить о том, что Гоголь литературно описал реальность, которая происходила на территории Российской Империи.

История, которую рассказал Пушкин, гласила о том, что в городе Бандеры по странному стечению обстоятельств никто не умирал, кроме военнослужащих. Столь странный факт объяснялся тем, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, которые не имели документов. Александр Сергеевич рассказал эту историю Гоголю, конечно же, литературно преобразив ее, но Николай Васильевич уловил соль проблемы и взял ее за основу в «Мертвых душах».

В своем произведении Гоголь описывает больше не хитрую спекуляцию среди помещиков, а типажи характеров людей, которые сложились в нашем обществе давно и до сих пор не искоренили себя.

В современной психологии даже есть «синдром Плюшкина», который подразумевает компульсивное расстройство личности и стремление к накопительству ненужных вещей.

Настолько Николай Васильевич был тонким психологом, который просто скрупулезно разбирался в людях! Давайте рассмотрим персонажей, которые участвуют в этой поэме, ведь именно эти портреты несут в себе главный смысл произведения.

Чичиков – один из главных персонажей поэмы, который путешествует по всей России в поисках задуманного. В ходе сюжета он беседует с каждым из помещиков. Он жалкий и самовлюбленный молодой человек, который обманным путем и своим притворством пытается выудить у других помещиков нужную ему выгоду, а именно «мертвые души», для его личной документации.

Принимал поведение его собеседника и подстраивался под него, словно хамелеон. Отличается наглостью, двуличностью и лицемерием.

Ноздрев – молодой помещик, этакой любитель азарта и лихач. Его заботит только он сам: в любой ситуации Ноздрев готов свалить всю вину на своего друга. В помещике полно энергии, но он не направляет ее в полезное русло.

Манилов – сперва этот помещик, из-за его обходительности вызывает симпатию, но, благодаря скрупулезному описанию деталей, Гоголь практически напрочь отбивает желание уважать этого человека. Он очень ленив: «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Мечтательный Манилов будто живет в своем «сахарном мире», в реальной жизни существует как амеба и не несет никакой пользы обществу.

Коробочка – вдова помещика, в мире которой все застыло: несмотря на то, что у нее крепкий дом, в нем летают мухи, до которых Коробочке нет никакого дела. Эта дама очень жадна и в каждом собеседнике она видит способ наживы. Отличается своей ужасной глупостью: именно Коробочка случайно «сдала» аферу Чичикова.

Собакевич – единственный, кто не столь обречен в этой поэме. Внешность этого сорокалетнего мужчины отталкивает: он похож на медведя, да и манеры его оставляют желать лучшего.

Плюшкин – обреченный на низкое существование человек, воля которого сломалась. Из-за своей скупости, которая произошла в результате смерти жены, Плюшкин сломался и захламил свою душу. Бардак в его жизни везде, начиная от дома и внешнего вида и заканчивая душой. Его образ, в отличие от предыдущих героев, не такой типичный: с помощью Плюшкина Гоголь хотел показать человека, который пал ниже плинтуса.

Как «забавный анекдот» Гоголя превратился в мрачную «энциклопедию русской жизни»

Пушкин мотивировал Гоголя на создание поэмы «Мёртвые души». Подарил свою идею сюжета и уговорил взяться за стоящую вещь. Спустя некоторое время Гоголь познакомил поэта со своей книгой. Пушкин был изумлён.

Николай Васильевич взялся описать русскую действительность, по образцу произведения Данте. Но лишь одна часть «Божественной комедии по-русски» увидела свет. Выходит «Мёртвые души» – ад российской действительности. А гоголевская гениальность проявилась в способности облечь всё худшее в оболочку тонкого и грустного юмора.


А.С. Пушкин, портрет работы В.Тропинина и Н.В. Гоголь, портрет работы Ф. Моллера

Идея поэмы принадлежала, как известно, Пушкину. Он давно предлагал Николаю Васильевичу написать что-нибудь значительное. В пример приводил Сервантеса. Аргумент весомый. Ведь если бы Сервантес не создал свой роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчинский», то так и не занял бы почётное место среди самых знаменитых мировых авторов. А ещё, Пушкин намекал на слабое гоголевское здоровье и поторапливал с, как сейчас принято говорить, самореализацией. В конечном счёте, Александр Сергеевич подарил Гоголю свой собственный сюжет. Пушкин говорил, что не отдал бы этой идеи никому кроме Гоголя. Мотивировать удалось. Гоголь взялся за самый важный текст в своей жизни.

Творческое сотрудничество продолжалось. Гоголь читал Пушкину первые главы своей поэмы. Поначалу Александр Сергеевич очень смеялся. Но постепенно становился всё угрюмее. А когда дошли до описания Плюшкина, Пушкин стал «совершенно мрачен».

«Боже мой, как грустна наша Россия», – вымолвил изумлённый А.С. Пушкин.


Плюшкин, художники П. Боклевский и И. Панов

Сразу ли Гоголь придумал написать три тома? Или глобальная задумка пришла позже? – В этих вопросах мнение литературоведов расходится.

У Пушкина был собственный жанр – роман в стихах. А Гоголь решает написать прозаическую поэму. Шаг довольно смелый, ведь современники под таким заголовком ожидали прочесть нечто лёгкое и романтическое. Многие считают – Гоголь сразу решил, что это будет комедия по образцу лучшей, «божественной». В первом томе – круги ада, изображение худшего. Второй том – поле битвы добра со злом. А в третьем томе, по всей видимости, Гоголь собирался очистить и возродить души Чичикова и Плюшкина. Именно у этих героев есть глубина. Гоголь, рассказывая их историю и погружая читателя в прошлое персонажей, обеспечивает им шанс на новую жизнь.


Чичиков, художник П. Боклевский

Гоголь создаёт галерею типов людей. И заложенный в названии оксюморон относится, конечно, именно к этим персонажам. У всех этих Коробочек, Маниловых и Собакевичей души-то уже нет. Автор при описании их портретов сравнивает лица с овощами, предметами и животными. Вот у Чичикова глаза похожи на двух мышей, которые выглядывают из норок, а у другого лицо от самовара не отличить. Изображать этих персонажей на картинах очень сложно. Особенно труден к написанию портрет Чичикова, ведь он человек “без свойств”. Удачными считаются иллюстрации Петра Боклевского (некоторые дописывал другой художник – Панов). Портреты были опубликованы в 1875 году в журнале «Пчела».


Коробочка и Собакевич, художник П. Боклевский

Есть и другие свидетельства возникновения книги. Сергей Тимофеевич Аксаков – русский писатель, литературный и театральный критик, чиновник и общественный деятель, а ещё близкий друг автора «Мертвых душ» объединил драгоценные воспоминания в книге «История моего знакомства с Гоголем». Эту книгу литературоведы считают одним из важнейших источников для изучения жизни и творчества Гоголя.


С.Т. Аксаков

И вот что Аксаков пишет о поэме: «Слова самого Гоголя утверждают меня в том мнении, что он начал писать «Мёртвые души» как любопытный и забавный анекдот; что только впоследствии он узнал, говоря его словами, “на какие сильные мысли и глубокие явления может навести незначащий сюжет”; что впоследствии, мало-помалу, составилось это колоссальное создание, наполнившиеся болезненными явлениями нашей общественной жизни; что впоследствии почувствовал он необходимость исхода из этого страшного сборища человеческих уродов, необходимость – примирения».

Но разве как любопытный анекдот Гоголь начинает своё повествование? В губернский город NN приезжает бричка. И это для горожан совсем ничего не значит. Человек в бричке совершенно не привлекает внимания. Он и не худ и не толст, и не беден и не богат, и на первый взгляд совсем не интересен. Так почему же Гоголь начинает поэму с такого незначительного события? Когда Гоголь читал вслух первую главу, гости Аксакова хохотали до слёз. Современники по-другому, нежели мы воспринимали детали этой истории.


Михаил Казиник, культуролог

«Гоголь самый великий юморист. «Мёртвые души» смешнее чем «Золотой телёнок». Наша советская школа за несколько десятилетий ухитрилась превратить «Мёртвые души» в какой-то нравоучительный роман. На самом деле юмор начинается с первых же слов: “В уездный город NN въехала бричка”. Никто не смеётся, а зря! Если Гоголь хотел зашифровать город, то написал бы “N”, а “NN” – это Нижний Новгород. Там дальше: “два русские мужика” рассуждают про колесо. Почему “русские мужика” ? – это посвящение Пушкину. Его слова: “Без грамматической ошибки я русской речи не люблю”. Там на каждом шагу посвящения, тонкости, тайны», – рассказывает искусствовед и культуролог Михаил Казиник.


Манилов и Ноздрёв, художник П. Боклевский

Николай Гоголь «Мёртвые души» писал 9 лет. И в мае 1851 года в Одессе завершил. Дал себе слово, что больше не будет сжигать, переписывать, исправлять и как есть отдаст в печать. Гоголь в те дни был весел, решителен. Он навестил родню, занялся хозяйством. Но, оказавшись в Москве, перед встречей с издателем, ещё раз заглянул в книгу. И снова чем-то остался недоволен. Что именно смутило автора – тайна. Гоголь опять начал переписывать поэму.

«Здоровье моё сызнова не так хорошо, и, кажется, я сам причиною. Желая хоть что-нибудь приготовить к печати, я усилил труды и через это не только не ускорил дела, но и отдалил ещё года, может быть, на два… Бедная моя голова!», – писал Гоголь матери.

В первый том «Мёртвых душ» Гоголь вставил всё, что он хотел высмеять. Во второй вложил всё то, что любил, предчувствуя, что до третьего дело не дойдёт. Гоголь умер через 10 дней после того как сжёг второй том. Все эти дни он почти не ел – постился. Друзья просили священников снять с него этот самовольный истязающий пост, но Гоголь отвечал: «Оставьте меня, мне хорошо». Планам повторить комедию Данте в русских декорациях сбыться было не суждено.

Источник: Культурология.РФ https://kulturologia.ru/blogs/270818/40252/


Мертвые души Гоголя | Издательство Принстонского университета

Гоголь
Мертвые души

Джеймс Б. Вудворд

Твердый переплет ISBN: 9780691633213 $115,00/£90,00 Мягкая обложка ISBN: 9780691604008 45 долларов США/35 фунтов стерлингов электронная книга ISBN: 9781400871902

электронные книги

Многие из наших электронных книг можно приобрести в этих онлайн-продавцы:

  • Амазонка разжечь
  • Гугл игры
  • Ракутен Кобо
  • Барнс и Благородный Уголок
  • Apple Книги

Многие из наших электронных книг доступны в электронной библиотеке ресурсов, включая эти платформы:

  • Книги в JSTOR
  • Электронные книги EBSCO
  • Эбрари
  • Моя библиотека
  • Библиотека электронных книг

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Мальвинские островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГуата malaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и MiquelonSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэ rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Добавить в корзину
Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
  • США
  • Канада
  • Великобритания
  • Европа

Литература

  • Джеймс Б. Вудворд
    Коллекции:
  • Библиотека наследия Принстона

      Твердый переплет

      Купить это
      • Скачать обложку

      Единственный из великих русских романов девятнадцатого века, Мертвые души остался для критиков почти такой же глубокой загадкой, как и в момент своего появления. Джеймс Вудворд оспаривает традиционный взгляд на творчество Гоголя, утверждая, что это не растянутая масса слабо связанных между собой эпизодов, деталей и отступлений. Внимательное прочтение текста предлагает новую интерпретацию, прослеживая существенные черты творческого метода Гоголя.

      Хотя книга «Мертвые души » является предметом оживленных споров почти во всех отношениях, ни один западный ученый никогда прежде не рассматривал ее в качестве предмета целой книги. Исследование Джеймса Вудворда касается многих фундаментальных вопросов: как развивается тема? Что характеризует творческий метод писателя? Выявляет ли структура романа внутреннюю логику? Как примирить дигрессивный стиль повествования с общепринятыми стандартами художественного единства и связности?

      Первоначально опубликовано в 1978 году.

      Библиотека Princeton Legacy Library использует новейшую технологию печати по запросу, чтобы снова сделать доступными ранее не издававшиеся книги из выдающегося списка издательства Princeton University Press. Эти издания сохраняют оригинальные тексты этих важных книг, представляя их в прочной мягкой и твердой обложке. Цель библиотеки Princeton Legacy — значительно расширить доступ к богатому научному наследию, содержащемуся в тысячах книг, опубликованных издательством Princeton University Press с момента его основания в 19 году.05.

      • Афоризмы Франца Кафки
        Франц Кафка
      • Лекции о Достоевском
        Джозеф Франк
      • Автор самого себя
        Марсель Райх-Раницкий
      • Дегуманизация искусства и другие очерки искусства, культуры и литературы
        Хосе Ортега-и-Гассет
      • Человеческие формы
        Ян Дункан

      Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.

      Будьте в курсе последних книжных новостей.

      «Мертвые души» Гоголя – интересно, но сложно

      «Мертвые души» Николая Гоголя (1842 г.) Французское название: Les Ames mortes . Перевод с русского Эрнеста Шарьера (1859 г.)

      Все, что касается «Мертвых душ» Николая Гоголя, — вызов. Читаю. Пишу об этом. Честно говоря, читать было трудно, и я упорствовал только потому, что мне было любопытно, что Гоголь хотел показать этой книгой, и потому, что Гоголь был одним из любимых писателей Ромена Гари. Я уже читал рассказы Пальто и Ночь перед Рождеством .

      Мой коллега в России говорит, что Мертвые души является обязательным чтением в школе, что должно быть намного сложнее, чем чтение Кандид .

      Как всегда, когда читаю классику, не буду комментировать книгу, академики сделали это намного лучше меня. Это просто мой ответ на него и ничего больше.

      Прежде чем идти дальше, несколько слов о «душах», к которым относится название книги. Я собираюсь процитировать Википедию вместо того, чтобы плохо их перефразировать:

      В Российской империи до освобождения крепостных в 1861 году помещики имели право владеть крепостными для обработки своей земли. Крепостные в большинстве случаев считались собственностью помещика, который мог покупать, продавать или закладывать их, как и любое другое имущество. Для подсчета крепостных (и вообще людей) использовалось мерное слово «душа»: например, «шесть душ крепостных».

      Гоголь Ф.Моллера – 1840.  Из Википедии

      Мертвые души — это путешествие среднего российского мошенника Павла Ивановича Чичикова. Его единственная цель в жизни — разбогатеть, чтобы жить комфортной жизнью с хорошей едой, красивой одеждой, изысканным мылом и духами. Когда книга открывается, Чичиков приезжает в губернский город Н.Н. со своим кучером Селифаном и своим лакеем Петрушкой. Он быстро встраивается в жизнь города, знакомится со всеми знатными горожанами места, мелкой знатью и государственными служащими.

      Он устраивается поудобнее и решает посетить деревню. Он ходит от одного помещика к другому, предлагая купить их мертвые души. Что в этом для обеих сторон? Помещик платит налоги с количества принадлежащих ему мужских душ. Души подсчитываются российским правительством каждые несколько лет, и этот подсчет используется в качестве основы для расчета налога. Таким образом, если крепостной умирает между двумя подсчетами, он по-прежнему считается живым для целей налогообложения. Если землевладелец продает их мертвые души, они перестают платить налоги с них, и налоги платит новый владелец. А Чичиков? Что в этом для него? Легкий! Мертвая душа, которая официально все еще жива, является преимуществом. Актив может быть заложен в банке в обмен на кредит. Для Чичикова это способ обналичить кредиты и иметь стартовый капитал, чтобы купить землю и души и утвердиться в качестве помещика. (Кстати, это основано на реальной истории, и Пушкин предложил Гоголю эту сюжетную идею.)

      В первой части книги мы следуем за Чичиковым из одного поместья в другое и встречаемся с разными типами помещиков: со старой вдовой, с отеческим, с бабником, скупцом… Поучительно, видно, что Гоголь хочет показать вам типичную русскую провинцию. У каждого помещика есть свои недостатки, свои качества и все рассказано с подспудным юмором, особенно в начале книги.

      Во второй части Чичиков наконец встречает идеального помещика, который вдохновляет его и заставляет хотеть стать лучше. Он также встречает кого-то, кто вдохновляет его духовно. В разгар хороших резолюций Чичиков попадает в ловушку своей схемы, и российское правосудие преследует его. Ему удается увернуться от пули и устроиться джентльменом-фермером с женой, детьми и крепостными. Его избрание на видное место в провинции, где он поселился, — это фарс, раскрывающий большую шутку местных выборов.

      Сюжет закончился.

      Теперь мои впечатления. Не забывайте, что я француз и что я читаю с моим французским литературным багажом и с моим французским историческим и культурным фоном.

      Политический роман

      Мертвые души — политический опус, замаскированный под плутовской роман. Первая часть лучше второй, на мой взгляд. Мне нравилась комедийная сторона первой части, и мне было тяжело с более ханжеской стороной второй части. На каждом перевороте страницы Гоголь, который, по иронии судьбы, написал большую часть своего романа, когда жил в Европе, осуждает любовь российской элиты ко всему иностранному. Он никогда не упускает возможности показать, что им было бы лучше без французского вина, французских поваров, голландской ткани…

      Чичиков не говорит по-французски, и это многое говорит о его статусе. Он не принадлежит к русской аристократии, которая в то время почти не говорила по-русски. Гоголь показывает устроение местечковой жизни, коррумпированность учреждений и сговор господствующего класса. Они держатся друг за друга. Они точно знают, кто плохо себя вел, кто кого ограбил, и они просто находят способ упустить это из виду.

      Гоголь критикует элиту и ее поведение, их склонность смотреть в сторону Западной Европы и подражать лондонскому или парижскому образу жизни, вместо того чтобы гордиться тем, что они русские. Меня до сих пор возмущает, что часть русской аристократии XIX-й даже не говорил по-русски.

      Автор изображает их насмешки, их лень и отсутствие интереса к своей земле. Он высмеивает их некомпетентность и их причуды. В NN хобби губернатора — вышивка!

      Мертвые души могут быть легко использованы политиками, поскольку они предлагают читателю перестать смотреть на Запад и начать опираться на русскую культуру, происхождение и силу. Его могут заимствовать националисты, если они решат выбрать отрывки, соответствующие их учению.

      Крепостное право.

      Я знал о законе, освобождающем крепостных, и я знал о концепции, которая, по моему мнению, больше связана со средневековьем, чем с рабством. Читая о сделках, о том, как Чичиков торгуется с хозяевами о цене мертвых душ, дошло. Это рабство. Чисто и просто. И нужно ждать последних страниц книги, чтобы Гоголь открыто осудил эту систему.

      Еда

      Меня поразили все сцены банкетов. Если французы одержимы едой, то русские в гоголевских Dead Souls — сильные претенденты на этот титул. Недаром у Чичикова пузико, его всегда приглашают на приемы с большим количеством блюд! Упоминаются и описываются только российские. На выборах местного представителя в конце второй части качество повара кандидата было частью списка плюсов и минусов, составленного для оценки ценности кандидата! Очевидно, наличие французского повара было бонусом.

      Налоговые и административные элементы

      До событий, рассказанных в Мертвые души , Чичиков работал таможенником и меня увлек проход про контрабанду товаров через границу.

      Работа суда, отвечающего за регистрацию сделок с недвижимостью, тоже была увлекательной. Помазать руку государственному служащему было местным видом спорта, в который нужно было уметь играть.

      Система налога на мужские души меня ошеломила. Система ошибочна с самого начала из-за уровня смертности, который у них был в то время. Налоговая база не может пересматриваться достаточно часто, чтобы избежать мошенничества, особенно потому, что она основана на декларациях и операциях, которые регистрируются на местном уровне администрацией, должностное лицо которой избирается на местном уровне. Все сходится к тому, что процветают мошенничества. Интересно, как это было во Франции в то время. Наверное, лучше, потому что это то, в чем мы всегда были хороши: сбор налогов. Может быть, надо создать «Налоговых инспекторов без границ» и отправить контролеров за границу, они будут заняты в другом месте.

      Не могу поверить, что банки брали души в качестве залога. Оставляя в стороне очевидную моральную проблему (что означает судить глазами 21-го века о том, что происходило в 19-м веке), с точки зрения бизнеса, я не понимаю, как душа, которая может умереть в любое время, может сделать надежный залог.

      Глобализация

      Мы всегда думаем, что глобализация — это вещь нашего времени. Гоголь описывает, как швейцарские, французские, немецкие или голландские коробейники пробирались в Подунковую Россию, чтобы продать свои товары. В прошлом было гораздо больше обменов, чем мы думаем.

      Театр, театральное искусство и комедия.

      Я читал, что Гоголь хотел подражать Данте и Гомеру, когда писал Мертвые души . Я не могу это комментировать.

      Это может быть от французского переводчика, но некоторые отрывки звучали очень похоже на театральность в пьесах Мольера. Кучер Селифан и лакей Петрушка — комические второстепенные персонажи, и они очень похожи на Сганареля, одного из повторяющихся персонажей Мольера. Есть еще сцена, где Чичиков сидит в тюрьме и рвет на себе волосы при мысли, что гроб, куда он кладет все свои бумаги и деньги, теперь в руках жандармов. Он не в своем уме, ведет себя дико, как Гарпагон, в Скупой Мольера. Он все время сетует на «ma cassette» (моя шкатулка), «ma cassette», и трудно не вспомнить знаменитую сцену с гробом в «Скупой ». Возможно, переводчик подчеркнул эту часть для французского читателя.

      Первые главы первой части изобилуют юмором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *