Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 в России
Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.
Томас ДжефферсонПриход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.
Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка.
Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви.
Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель.
Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 заключалась в следующем:
- Секуляризация церковных земель;
- Масштабная образованность народа, передача знаний всем сословиям;
- Строгое упорядочение всех повинностей крестьян;
- Учреждение Вольного экономического общества в 1765 году;
- Поощрение каждого желающего заниматься промыслом в 1767 году;
- Полный запрет продажи крестьян за долги хозяев в 1771 году;
- Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения в 1775 году;
- Создание вольных топографий в 1783 году;
- Повсеместная реализация школьной реформы в 1786 году.
Таким образом, можно говорить о том, что политика просвещенного абсолютизма затронула все основные и важные аспекты государственной жизни России того времени.
Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II
В отличие от своих предшественников, Екатерина II (1762-1796 годы) была талантливым государственным деятелем, тонким политиком и дипломатом. Она умела подбирать людей, необходимых для решения конкретных политических задач, которые часто становились её фаворитами (например, Г.Г.Орлов, Г.А.Потёмкин).
Екатерина стремилась всемерно упрочить свою власть, устранив при этом влияние высшей чиновной аристократии и её орудия — гвардии.
Одной из первых её реформ стала реформа Сената, целью которой было ограничение его функций в управлении государством. В декабре 1763 года был издан указ, разделивший Сенат на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Дробление функций Сената привело к усилению самодержавного правления Екатерины II.
Правление Екатерины II оставило заметный след в истории России. Её политика «просвещённого абсолютизма» была характерна для многих европейских государств той эпохи и предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Стремление соответствовать этому образу не помешало Екатерине усилить крепостной гнёт и распространить его на новые земли. Хорошо образованная, знакомая с сочинениями Плутарха, Цицерона, Корнеля, Расина, Вольтера, Монтескье, Екатерина II не только читала работы французских просветителей, но и состояла с ними в переписке, особенно с Вольтером и Дидро.
Императрица уверяла, что одна из главных целей самодержавия — внедрение в подданных «разума вольности», достижение всеобщего блага и благосостояния всех сословий. Все пороки современного общества она связывала отнюдь не с крепостничеством и сословными привилегиями дворянства, произволом властей, а с недостаточной «просвещённостью» населения.
Политика «просвещённого абсолютизма», содействуя развитию торговли и промышленности, не только не ущемляла интересов дворянства, но, напротив, предоставляла им привилегии и расширяла их полномочия. Это неудивительно, так как Екатерина II, не имея формальных прав на престол, всецело опиралась на поддержку дворянства.
Период «просвещённого абсолютизма» был временем заигрывания монархов с просветителями, временем очень робких реформ, не затрагивающих основы феодально-абсолютистского строя. Типичным манёвром в этом духе стал созыв Екатериной в 1767 году Комиссии по составлению нового Уложения. К выборам Уложенной комиссии были привлечены дворяне, купцы и государственные крестьяне. Никакого расширения политических прав свободных слоёв населения, не говоря уже о крепостных, Екатерина не предусматривала. В конце 1768 года, воспользовавшись начавшейся войной с Турцией, Екатерина прервала работу комиссии и больше её не возобновляла.
Для европейских монархов был характерен резкий отход от идей «просвещённого абсолютизма» и переход к реакции после французской революции. Реакция Екатерины II началась раньше и была ответом на крестьянскую войну Пугачёва в 1773-1775 годах. В 1775 году Екатерина проводит губернскую реформу. Империя была разделена на 50 губерний, во главе которых поставлены генерал-губернаторы. В их руках сосредоточивалась вся полнота власти — государственная, административная и так далее. Даже выборные должности находились под контролем местной администрации. Под началом губернатора действовал впервые создаваемый Приказ общественного призрения, ведавший школами, медицинскими, благотворительными и некоторыми другими учреждениями. Полицейские функции в уезде осуществлял избираемый дворянами нижний земский суд во главе с земским исправником, а в уездном городе — городничий. В губернии и уезде появилась целая система судов, формально отделённых от администрации, но на деле зависимых от неё. Реформа создала более совершенную систему местного управления, укрепила союз самодержавия и дворянства.
Губернская реформа, носившая полицейско-бюрократический характер, была распространена и на окраины. В эти же годы ликвидирована Запорожская Сечь и остатки автономии в Левобережной Украине.
Укреплению абсолютизма послужили и обнародованные в 1785 году жалованные грамоты дворянству и городам. Жалованная грамота дворянству закрепила за ним все права и привилегии, сложившиеся к концу XVIII века. Дворяне получили право организации уездных и губернских дворянских обществ (под контролем губернской администрации). Дворяне могли лишаться прав и имущества только по приговору дворянского суда, утверждённому императрицей, освобождались от телесных наказаний, от обязательной службы.
Жалованная грамота городам предоставляла городскому собранию, в состав которого могли входить те, кто обладал высоким имущественным цензом, право избирать органы городского самоуправления. Но и эти органы находились под контролем местной администрации.
Екатерина II щедро награждала своих приближённых, фаворитов, полководцев и других деятелей послуживших ей. Широкой рекой лились из казны деньги, драгоценности, давались высокие титулы, почётные звания, большие пенсии. Но особенно характерной была неслыханная по размаху раздача государственных земель с крестьянами, прежде всего, во вновь приобретённых землях.
К концу XVIII благодаря жёсткой и последовательной политике Екатерины II абсолютная монархия в России заметно укрепилась.
Преобразования Екатерины II по-разному оцениваются историками. По мнению одних, они имели принципиальное значение, поскольку впервые в российском законодательстве понятие права было поставлено выше понятия обязанности. Другие видят в них обычную социальную демагогию, стремление создать привлекательный образ России за рубежом. Следует признать, что императрице не удалось создать упорядоченной социальной системы, из которой могло бы развиться гражданское общество. Ведь дворянство фактически стало единственным полноправным сословием. Вместе с этим неравенство пробуждало оппозиционные настроения у передовых представителей высшего сословия, закладывая предпосылки развития либерального и революционного движения следующего столетия.
Конспект по истории России
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просвещенный деспотизм | Encyclopedia.
comПРОСВЕЩЕННЫЙ ДЕСПОТИЗМ. Прежде всего следует уточнить происхождение термина: сегодня чаще употребляется «просвещенный абсолютизм». Но в своей первоначальной форме этот термин, введенный французскими мыслителями восемнадцатого века — философами, популяризаторами философии и социальными обозревателями, известными под общим названием философы, — описывал тип правления, которое, по их мнению, было необходимо, чтобы прорваться сквозь комплекс законов, взглядов, и привычки, которые поддерживали общество несправедливых привилегий, останавливали экономический рост и увековечивали неэффективность и расточительство правительства. Чего они (и их собратья в других странах) желали, так это деспотизм эклер. Но это имело мало общего с настоящим деспотизмом, который в сознании западноевропейцев ассоциировался с восточными режимами, такими как тюркский, правители которых, как предполагалось, не подвергались никаким ограничениям. Они имели в виду просто монархии, обладающие достаточной властью, чтобы проводить просвещенную политику, которая привела бы к более справедливому, лучшему и более гуманному обществу.
«ПРОСВЕЩЕННЫЕ ДЕСПОТЫ» И ИХ ПОЛИТИКА
Помимо нескольких правителей небольших территорий, особенно в Германии, во второй половине XVIII в. образ сильных правителей, готовых осуществить такую программу. Фридрих II Прусский (годы правления 1740–1786), Иосиф II (годы правления 1765–179).0) и Часто упоминались Леопольд II (годы правления 1790–1792) в Австрии, Екатерина II (годы правления 1762–1796) в России, Карл III (годы правления 1759–1788) в Испании и такие министры, как маркиз де Помбаль в Португалии и Иоганн Фредерик Струэнзее. философами как модели просвещенного управления. Их политика поощряла религиозную терпимость, отстаивала полные гражданские права религиозных меньшинств (включая евреев), настаивала на сдерживании расточительных государственных расходов, стремилась различными способами стимулировать их экономику и старалась освободить крепостных из-под феодального контроля их благородных лордов. Все эти реформы рассматривались философами как часть давно запланированной программы, призванной уменьшить власть традиционно укоренившихся групп, таких как духовенство, дворяне-землевладельцы и коррумпированные чиновники, во имя большего равенства и свободы. Точно так же их попытки обложить эти группы налогом напрямую (часто впервые) в сочетании с другими мерами, такими как новые формы налогообложения и ослабление меркантилистских ограничений экономической жизни, были восхвалены как освобождение их экономики от мертвой руки феодальное прошлое.
ВРЕМЯ И ХАРАКТЕР РЕФОРМ
Среди историков сегодня широко распространено мнение о причинах выбора времени проведения этих реформ. Восемнадцатый век был свидетелем ряда войн, которые, в отличие от войн предыдущего века, финансировались исключительно правительствами, а не в основном военачальниками-предпринимателями, которые получали большую часть своих расходов от гражданского населения за счет принудительных пожертвований и грабежей. Более контролируемые «вежливые» войны восемнадцатого века были явной реакцией на варварские и религиозные войны семнадцатого века, но это были еще долгие и очень дорогие войны. Все государства, но особенно крупные, должны были изыскивать новые доходы для финансирования войны и сокращать расходы в других областях, повышая эффективность своих государственных операций. Это было особенно верно после окончания самой продолжительной и дорогостоящей войны дореволюционного периода, Семилетней войны (1756–1763). Примерно через тридцать лет после той войны просвещенный деспотизм действительно расцвел.
Налогообложение ранее освобожденных от налогообложения групп, таких как дворянство и духовенство, было одним из способов увеличения доходов, но таким же было и упорядочивание практики правительства для достижения большего контроля посредством бюрократических и других реформ над всеми субъектами государства. Если верно, как выразился Леопольд II Австрийский, что монархи «тонут в чернильнице», то это потому, что огромный объем государственных дел теперь превышает способность монархов справляться с ними с помощью старомодных личных бюрократических процедур. структур, унаследованных от прошлого. Монархи приступили к созданию как новых институтов, так и набора руководящих принципов для бюрократов, которые были одновременно ясными и единообразными — набор систематизированных политик и процедур, предназначенных для обеспечения того, чтобы цели, установленные монархом, преследовались так, как предполагалось. То, что они составили, было примитивными конституциями, которые помогли проложить путь конституционным монархиям девятнадцатого века. В конце концов, как это ни парадоксально, эта политика помогла сделать самих монархов менее необходимыми для функционирования государственного аппарата, установив публичное право в качестве стандарта управления. В той мере, в какой их реформы были успешными, они вполне могли помочь предотвратить революционные беспорядки, подобные тем, что произошли во Франции в 1789 году.и после.
ДВЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕФОРМЫ
Отмечено, что почти все реформы этого периода соответствуют образцу более ранних реформ, направленных не на реформирование общества, а на укрепление положения самого монарха в государственном аппарате. В этой точке зрения есть некоторое достоинство. В качестве примеров можно привести правление матери Иосифа II Марии-Терезии в Австрии (годы правления 1740–1780) и отца Фридриха II в Пруссии (Фридрих Вильгельм I; годы правления 1713–1740). И ясно, что любое ослабление власти как дворянства, так и духовенства создало бы своего рода вакуум власти, в который мог бы вступить сам монарх, присвоив полномочия, ранее принадлежавшие обеим группам как конкурентам за осуществление публичной власти внутри государства. . Кроме того, в этом контексте освобождение крепостных, ставших теперь непосредственными подданными короны, можно было рассматривать не только как ослабление власти их прежних сеньоров, но и одновременно как приобретение огромной новой власти над ними со стороны государство как олицетворение монарха. Наконец, с этой точки зрения, любая польза для экономики от реформ предположительно приведет к увеличению доходов государства, как и любое улучшение деятельности правительства за счет обуздания официальной коррупции и ликвидации расточительных расходов. Точно так же поощрение религиозной терпимости устранило бы мощная причина социальных волнений, которые были как разрушительными для экономики, так и социальными разногласиями в обществах, нуждавшихся в большем единстве в этот период усиления международной конкуренции.
Таким образом (приводится этот аргумент), реформы, связанные с просвещенными деспотами, на самом деле имели мало или совсем не имели ничего общего с гуманитарными чувствами подлинного просвещения (несмотря на пропагандистскую риторику большинства из них) и имели все, что имело отношение к укреплению государства. и положение монарха в нем. О том, что эти правители не желали коренной перестройки общества, свидетельствует тот факт, что ни в одном случае не были полностью устранены привилегии дворянства и духовенства.
Однако эта интерпретация, хотя и точная, упускает из виду некоторые важные моменты, касающиеся просвещенного абсолютизма. Во-первых, он игнорирует личную культуру большинства этих правителей — культуру, в значительной степени сформированную нормами Просвещения. Большинство из них выросли в период полного расцвета Просвещения: они много контактировали с ведущими деятелями движения и заявляли, что разделяют его ценности. Игнорировать этот факт означает отрицать всякую возможность того, что их мотивы могли включать в себя подлинные гуманитарные чувства, и предположить, что их основной мотив был также, в некотором смысле, их самым низменным мотивом. Во-вторых, он игнорирует мнение самих философов, большинство из которых считало, что мотивы просвещенных деспотов в значительной степени определялись просвещенными ценностями. Они рассудили, что, если реформы, спонсируемые последними, не зашли так далеко, как надеялись некоторые из первых, правители были также практичными людьми, которые понимали разницу между философскими мечтами и политическими реалиями — и были вполне довольны постепенными реформами. Например, почти никто из них не считал ни возможным, ни желательным полностью ликвидировать «общество приказов», т. е. такое общество, в котором закон писался по-разному для разных групп, в зависимости от их социального положения. Наконец, и, возможно, это наиболее важно, он игнорирует тот факт, что реформы могли служить обеим целям одновременно, что делает ненужным для современников проводить это различие. И на самом деле они этого не сделали: большинство философов хотели укрепления монархии так же сильно, как и сами правители (хотя и по несколько иным причинам), и видели в деятельности монархов пользу для общества.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОСВЕЩЕННОГО ДЕСПОТИЗМА
В конце концов, просвещенный деспотизм можно рассматривать как завершающую стадию абсолютной монархии, в которой действительно усилилась личная монархическая власть, но которая также породила новую концепцию государственной власти как правила по публичному праву и в соответствии с ним. Это включало отказ от теории правления по «божественному праву», по которому монархи занимали свои должности по милости Бога, и оправдание власти новым утилитарным стандартом: благополучие общества, которому они служили. Когда Фридрих II называл себя просто «первым слугой государства», он предвещал совершенно новую концепцию правительства, которая оправдывала новые широкие полномочия правительств во имя и на службе общественного благосостояния. Таких результатов добились не все так называемые просвещенные деспоты; из главных — Екатерина II, правившая самым отсталым государством, добилась наименьшего. Интересно, что во Франции не было такого правителя — до Наполеона.
См. также Абсолютизм ; Екатерина II (Россия) ; Карл III (Испания) ; Царство Божественного Права ; Просветление ; Фридрих II (Пруссия) ; Иосиф II (Священная Римская империя) ; Крепостное право в Центральной и Восточной Европе .
БИБЛИОГРАФИЯ
Бруун, Джеффри. Просвещенные деспоты. New York, 1929. Старый, но все еще полезный обзор реформ «просвещенных деспотов». Полностью повествовательный подход.
Гальярдо, Джон Г. Просвещенный деспотизм. , Нью-Йорк, 1967 г. Строго интерпретативный подход к проблеме с вниманием к значению реформ и важности просвещенного абсолютизма как эпохи европейской истории.
Инграо, Чарльз. Гессенское государство наемников: идеи, институты и реформа при Фридрихе II, 1760–1785 гг. Кембридж, Великобритания, 1987 г.
——. «Проблема« просвещенного абсолютизма »и немецких государств». Journal of Modern History 58 (декабрь 1986 г.