Поликлет скульптор: кто он такой подробно, самые известные скульптуры художника, периоды и особенности творчества скульптора. Роль Поликлета в развитии древнегреческого изобразительного искусства

Содержание

кто он такой подробно, самые известные скульптуры художника, периоды и особенности творчества скульптора. Роль Поликлета в развитии древнегреческого изобразительного искусства

Поликлет (Polykleitos; V век до н. э.) — знаменитый древнегреческий скульптор и теоретик изобразительного искусства V века до нашей эры. Поликлет считается одним из величайших скульпторов классической античности, его творчество на протяжении многих тысячелетий было источником вдохновения для художников последующих исторических эпох. К сожалению, большинство фактов из биографии гениального мастера, как и все его оригинальные скульптуры, навсегда утрачены для потомков. Оценить величие древнего гения мы можем лишь по искусным римским копиям, изготовленным через несколько столетий.

Поликлет был ярким представителем скульптурного искусства Греции периода высокой классики (вторая половина V века до нашей эры). В своих работах он стремился отобразить гармонию неподвижного человеческого тела, наполненного дыханием жизни. Большинство произведений мастера представляют собой скульптурные изображения обнаженной мужской натуры.

Биография Поликлета

Поликлет, по мнению большинства историков, родился в начале V века до нашей эры в городе Аргос, неподалеку от Афин. Другие источники утверждают, что местом рождения мастера был древнегреческий полис Сикион. Никаких достоверных данных о его родителях до наших дней не сохранилось.

Учителем Поликлета, скорее всего, был глава аргосской школы искусств Агелад (Ageládas), хотя многие современные историки оспаривают эту точку зрения. Период активного творчества мастера пришелся на 460-420 годы до нашей эры. Эта датировка установлена учеными по древним письменным свидетельствам и сохранившимся надписям на римских копиях скульптур автора.

Подавляющее большинство своих работ Поликлет изготовил из аргосской бронзы. Хотя он и не был первооткрывателем технологии литья статуй из металла, но по мнению древнеримского писателя Плиния (Plinius), именно Поликлет довел ее до совершенства.

Героями произведений мастера чаще всего были олимпийские атлеты, герои мифов и антропоморфные греческие божества. Выдающийся художник был основателем первой в Греции специализированной скульптурной школы, которая просуществовала более 100 лет. Древнеримские историки в своих трудах упоминают более 20 имен учеников, хотя ни один из них не превзошел учителя по славе и мастерству.

Вероятным родственником скульптора является архитектор IV века до нашей эры — Поликлет младший, по мнению многих историков он является внуком великого мастера. О дате и месте смерти скульптора никаких достоверных сведений в наши дни не имеется.

Величайшей заслугой Поликлета в сфере искусства большинством специалистов признается изобретение контрапоста — особого приема изображения фигуры неподвижного человека, при котором тяжесть тела героя перенесена на одну опорную ногу. Контрапост помогает искусно продемонстрировать зрителям одновременно и напряжение неподвижной фигуры, и гармонию тела.

Другим выдающимся достижением Поликлета считают разработку классических пропорций соразмерности частей человеческого тела при создании скульптурных произведений. Древнегреческий мыслитель в теоретическом сочинении под названием «Канон» подробно описал идеальные значения таких пропорций в соответствии с принципами гармонии и симметрии. Его идеи на протяжении многих столетий использовали сначала греческие, а затем и римские художники.

Самые известные работы Поликлета

Оригинальные произведения великого мастера были утрачены для потомков еще в античные времена. Но, к счастью, художники Древнего Рима умели делать искусные мраморные копии греческих бронзовых статуй. Именно благодаря их стараниям наши современники имеют возможность видеть вживую самые известные работы Поликлета:

  • «Дискофор» — одна из ранних скульптур мастера, единственная из дошедших до нас, в которой герой произведения опирается на две ноги. Тем не менее, искусствоведы уверены, что этот шедевр создал именно Поликлет.
  • «Пан» — уникальная скульптура, на которой пастушеское божество изображено в человеческом образе, а не с козлиными ногами.
  • «Диадумен» — скульптура атлета, увенчивающего себя повязкой победителя Олимпийских игр. Всего известно более 40 копий этого произведения, созданного мастером на позднем этапе творчества.
  • «Дорифор» или «Копьеносец» — изображение обобщенного идеала мужской обнаженной фигуры, которое признается историками первым образцом использования контрапоста в искусстве. До наших дней сохранились более 30 копий, сделанных римскими скульпторами.

Поликлет — великий скульптор периода расцвета высокого классицизма древнегреческого искусства. Даже копии его шедевров потрясают зрителя гармоничностью и великолепной эстетикой форм. Поэтому он навсегда останется в памяти потомков гениальным мастером изображения красоты человеческого тела.

Идеал красоты: канон Поликлета | Clementina об античности

Поликлет – древнегреческий скульптор, работавший в Аргосе во второй половине V века до нашей эры. До нас не дошло ни одного оригинала его работ.

Дошли зато множество копий, как правило, в мраморе, хотя скульптор работал в бронзе [бронзовые греческие оригиналы уже в римское время переплавляли на другие изделия, чаще всего, оружие].

Уже в античности Поликлет прославился как создатель канона. «Каноном» назвался не сохранившийся трактат Поликлета об эстетике. В нем он предложил идеальные пропорции мужского молодого тела. Соотношения находятся в цифровом соотношении, подчиненное гармонии чисел. Поликлет уделял большой внимание пифагорейской теории золотого сечения– вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей.

Воплощение канона в скульптуре – Дорифор («копьеносец»). В основе композиции здесь лежит перекрестный ритм движения тела: правая сторона (опорная нога и опущенная рука) напряжена, но статична, левая сторона (рука с копьем и отставленная назад нога) в движении, но расслаблена. Его поза значительно отличается от архаических и раннеклассических куросов, чья поза полностью застылая и фронтальная. Поликлет — первый, кто дал статуи движение.

«Аполлон Тенейский», ок. 560—550 до н.э, Застылая поза древнего куроса

«Аполлон Тенейский», ок. 560—550 до н.э, Застылая поза древнего куроса

Дорифор — первый пример контрапоста (лат. противоположность) или хиазма (гр. крестообразный) – прием изображения человеческого тела, когда две стороны контрастно противопоставлены друг другу, но при этом находятся в полной гармонии и равновесии.

Это не портрет конкретного атлета, но искусственный образ идеального юношеского тела.

Отныне греческая пластика будет повсеместно использовать хиазм в своем безудержном желании передать движение фигуры. Кроме того, даже мы можем оценить насколько эта поза естественна, наше тело часто само по себе следует принципам хиазма (точнее сказать, хиазм исходит из естественного положения расслабленного стоящего тела).

Дорифор – не единственное творение Поликлета. Статуи Диадумена («юноша, повязывающий повязку») и Дискофор («атлет, несущий диск») также исполнены в принципах хиазма.

Диадумен в мраморе и бронзе

Диадумен в мраморе и бронзе

Дискофор

Дискофор

Есть момент, который может нас смутить, когда мы смотрим на римский мраморные копии. Какие же гармония и равновесие, если нам так хорошо видна подпорка, на которую, очевидно, опирается весь вес статуи?

Греки нашли в бронзе не просто другой, отличный от мрамора материал, но и удивительную пластичность. Бронзовую статую можно поставить в те позы, которые просто недоступны камню: отвести руки и ноги как можно дальше от тела, поднять их или нагнуть корпус. Отсюда подпорки, перемычки и другие технические ухищрения, к которым вынуждены были прибегать римские скульпторы, копируя греческие бронзовые статуи в камне. В бронзовых копиях этих ухищрений нет.

ПОЛИКЛЕТ — СТО ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ — Мусский С.

Поликлет родился около 480 года до нашей эры и работал, по сообщениям древних авторов, от 460 до 420-х годов до нашей эры. Умер в конце V века до нашей эры.

Трудно назвать точно родину мастера. Одни называют Сикион, другие — Аргос, которые являлись крупными художественными центрами Пелопоннеса того времени. Учителем Поликлета был известный скульптор Агелад, из мастерской которого вышел и Мирон. Однако Поликлета в отличие от Мирона интересует другое. Он стремится создать идеальный образ, и характерное для возвышенного искусства высокой классики тяготение к совершенству является лейтмотивом его творчества. Герои Поликлета более сдержанны в движениях и спокойны, чем подвижные, деятельные герои Мирона.

В ранние годы Поликлета привлекают образы атлетов — победителей на состязаниях. Киниск — юноша из Мантинеи, одержавший победу в 464 или 460 годах, — одна из самых ранних статуй скульптора, сохранившаяся в римской копии.

Поликлет изобразил олимпийского победителя в тот момент, когда он увенчивал свою голову. Другие, воздвигнутые Поликлетом в этот период статуи атлетов Пифокла и Аристона, до нас не дошли. Из сочинений древних авторов можно узнать также, что в эти годы Поликлет работал над статуями Геракла и Гермеса.

«Правильность — фетиш Поликлета, — пишет В. Дюрант, — цель его жизни заключалась в нахождении и основании канона, или правила, способного придать нужную пропорцию каждой части статуи; он был Пифагором скульптуры, искавшим божественной математики соразмерности и формы. Он полагал, что размеры каждой части совершенного тела должны относиться в заданной пропорции к размерам любой другой его части, скажем, указательного пальца. Поликлетов канон требовал округлой головы, широких плеч, коренастого торса, крепких бедер и коротких ног, что в целом накладывало на фигуру отпечаток скорее силы, чем изящества. Скульптор так дорожил своим каноном, что для его изложения написал трактат, а для наглядного подкрепления изваял статую.

Вероятно, то был Дорифор…» «Дорифор» — статуя юноши, победившего в метании копья, был создан скульптором между 450 и 440 годами до нашей эры. Изображение копьеносца встречалось и раньше. Но в отличие от архаических, застывших, со скованными движениями фигур статуя Поликлета представляет совершенное воплощение естественного движения. «Дорифор» должен был служить образцом для юношей. Повторения этого прекрасного произведения ставились в гимнасиях и на палестрах — стадионах, где древние греки проводили много времени. Неслучайно местом находки одной из лучших римских копий «Дорифора» оказалась палестра в Помпеях.

«Дорифор» — по гармоническим пропорциям, ритму, по движениям, чертам лица — сын своего времени и своего народа. В основе этого образа лежит классическое стремление к возвышенности и покою. Трудно назвать памятник искусства, более созвучный общественным и философским идеям того времени, более ярко и полно выражающий спокойную уверенность человека в своих силах. Это, прежде всего прекрасный, совершенный человек, а не обожествленный, застывший в своем величии герой, как это было ранее.

Поликлет избегает всего конкретного, детализирующего, индивидуального как в фигуре, так и в лице «Дорифора». Частности — лишь материал для скульптора, стремившегося к воплощению всеобъемлющего, многогранного образа. Может быть, на этом основании древние называли эту статую каноном, считая, что она лучше всего отражает норму, которой должны придерживаться скульпторы, изображающие человеческое тело. «Каноном» называлось и сочинение Поликлета, где он излагал теоретические основы построения такого образа.

Мастер стремился к созданию пропорциональной фигуры, стараясь показать ее не удлиненной и не коренастой. Этого же принципа Поликлет придерживался при изображении каждой детали статуи. В основу пропорций было положено число, укладывающееся определенное количество раз в высоте фигуры, головы, в длине рук, ног. Тем более замечательно, что, несмотря на подобную строгую математическую точность расчетов, положенную в основу пропорций, статуя «Дорифор» не стала сухой и схематичной.

С кристальной ясностью показаны в «Дорифоре» простота и естественность движения. Еще наблюдательные предшественники Поликлета заметили, что у движущегося человека следует показывать выдвигающимися вперед либо правую руку и левую ногу, либо левую руку и правую ногу и что стремление к устойчивости и равновесию заставляет и другие части тела принимать такие же перекрестные положения. Все элементы фигуры согласовываются друг с другом, и легкое движение одного вызывает как реакцию движение другого. Мастера ранних поколений уже показывали при выдвижении левой ноги движение правого плеча. Такое перекрестное положение частей тела называли хиазмом.

Хиазм не был впервые введен Поликлетом. Но мастер особенно отчетливо и ясно выразил хиазм в своих статуях и сделал его нормой в изображении человеческой фигуры. В статуе «Дорифора» в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки, и торс. Для гармонии скульптор придал легкий изгиб телу. Это вызвало изменение в положении плеч и бедер, сообщило жизненность и убедительность фигуре копьеносца, естественно существующей в пространстве, органически с ним связанной.

Несмотря на несомненное искажение моделировки тела Дорифора в сохранившихся римских копиях, поражает ощущение собранной, спокойной энергии в прекрасной атлетической фигуре юноши. Напряженные мышцы Дорифора исполнены внутренней силы, а не образованы лишь внешним контурным рисунком. Будто не рука скульптора — сама природа создала этот живой сгусток сил, воплощенных в благородную бронзу.

Важно заметить, что в греческих подлинниках обработанная поверхность бронзы имела блики, оживляющие впечатление и смягчающие массивность, появившуюся в поздних римских мраморных копиях с бронзовых оригиналов.

Сохранилось несколько хороших копий «Дорифора». Флорентийский торс из темно- зеленого базальта передает цвет патинированной бронзы. Бронзовая герма из Неаполя, копия скульптора Аполлония, сына Архия из Афин, очевидно, ближе всего по стилю к подлиннику. В этом памятнике особенно впечатляет компактный объем головы Дорифора с правильно уложенными прядями волос. В бронзовом лице юноши нет выражения каких-либо конкретных чувств. Оно спокойно. Однако этот покой менее всего может быть назван равнодушием. Лицо «Дорифора» — лицо человека, способного мужественно вынести любое испытание, стойкого в беде и сдержанного в радости.

После создания «Дорифора» Поликлет переехал работать из родного города в Афины — центр художественной жизни Греции, привлекавший многих талантливых художников, скульпторов и архитекторов.

К этому периоду творчества художника относится «Раненая амазонка». Это произведение по стилю мало отличается от Дорифора». «Амазонка» кажется родной сестрой копьеносца: узкие бедра, широкие плечи и мускулистые ноги придают ей мужественный вид.

Живя в Афинах, Поликлет проявил себя и в новой, мало распространенной тогда области портретного искусства. Известно, что он работал над портретом военного инженера Перикла — Артемона. Сохранился также рассказ о человеке, заказавшем портрет своего умершего отца не Поликлету, а другому, менее известному скульптору, только по той причине, что заказчик боялся, как бы слава Поликлета не затмила славы покойного.

Новые особенности творчества заметны в «Диадумене» — статуе юноши, красивым движением рук повязывающего лентой победителя свою голову. Прекрасное лицо Диадумена, образ которого уже не так многогранен, как образ Дорифора, воплощавшего качества атлета, воина и гражданина, не так спокойно.

Как отмечает Дюрант: «…Поликлет прославился в Аргосе около 422 года как архитектор здешнего храма Геры и как автор хрисоэлефан-тинной статуи богини, которая во мнении эпохи уступала только хрисо-элефантинным колоссам Фидия. В Эфесе он вступил в состязание с Фидием, Кресилаем и Фрадмоном, чтобы создать статую Амазонки для храма Артемиды; судить о работе соперников должны были сами художники; предание гласит, что каждый назвал лучшим свое произведение, а второе место отвел работе Поликлета; таким образом, награда была вручена сикионцу».

Поликлету, создавшему свою школу в греческом искусстве, стремились подражать многие скульпторы и в более поздние века. Лисипп называл Поликлета своим учителем.

«Поликлетов канон, — пишет Дюрант, — стал на время законом для скульпторов Пелопоннеса; он повлиял даже на Фидия и господствовал до тех пор, пока Пракситель не ниспроверг его с помощью иного канона — канона статности, стройного изящества, который пережил римскую эпоху и был унаследован христианской Европой».

Фото и описание Дорифора Поликлета

При взгляде на «Дорифора» Поликлета человек, живущий в нашем веке и не искушенный в вопросах искусства, не сразу поймет, почему эта скульптура считается столь ценной. Однако современники древнегреческого мастера могли бы очень быстро определить отличия статуи от других работ того периода. Скульптура «Дорифор» Поликлета выделялась особой постановкой тела, это была одна из первых работ в древней Греции, персонаж которой казался живым, готовым сойти с постамента человеком. Еще в те далекие времена статуя считалась эталоном классического искусства, примером математически выверенных пропорций, способных вдохнуть жизнь в бронзу.

Поликлет Старший

Скульптор, сотворивший статую, о которой пойдет речь в статье, жил в конце V века до нашей эры (предположительно 480-420-е годы до нашей эры). Точное место рождения Поликлета остается неизвестным. Согласно древнегреческим авторам, это мог быть Аргос или Сикион, города, являвшиеся центрами художественной культуры того времени. Свое мастерство Поликлет нарабатывал под началом скульптора Агелара. Вместе с ним учился и другой известный древнегреческий художник, Мирон.

Творчество Поликлета отличается неустанным поиском идеала. Создавая скульптуры, он стремился достичь совершенства в передачи позы, выражения лица. Его герои далеки от суеты, они спокойны и мудры. Гармония была свойственна не только фигуре, но и внутреннему содержанию образа.

Любимые герои

До и после создания «Дорифора» Поликлета интересовал образ атлетов. И это не удивительно: кто, как не статные олимпийские победители, мог продемонстрировать всю красоту развитого мужского тела. Однако чаще всего Поликлет изображал атлетов не в процессе состязания, а уже после победы. В этот момент из тела уходило лишнее напряжение, но еще не было признаков усталости. Тело становилось расслабленным и собранным одновременно — чувствовалась та самая гармония, которую любил и умел передавать древнегреческий скульптор.

Скульптуры

Подлинников статуй автора не сохранилось. Многие работы остались лишь в виде описаний современников, некоторые дошли до нас благодаря римским копиям. Так, любовь скульпторов священной империи к повторению древнегреческих работ позволила искусствоведам нашего времени увидеть одно из самых ранних произведений Поликлета. Мастер запечатлел победителя Олимпийских игр в момент, когда тот увенчивал свою голову. А вот о статуях Пифокла и Аристона, а также Геракла и Гермеса мы знаем только благодаря письменным источникам.

Несколько позже создания этих работ Поликлет, — «Дорифор» также в то время уже был готов, — переехал в Афины. Здесь он создает «Раненую амазонку». Эта скульптура дошла до нас в виде римской копии. По стилю она практически не отличается от «Дорифора» Поликлета. Постановка корпуса, прорисовка сильного мускулистого тела, чувствующаяся внутренняя сила — все это роднит две статуи.

В конце жизненного пути

В Афинах Поликлет занимался и портретной скульптурой. В то время такой вид искусства был мало распространен. Поликлет, судя по дошедшим до нас сообщениям и отзывам, великолепно знал свое дело. В источниках сохранилась информация, согласно которой мастер трудился над портретом Артемана, инженера самого Перикла.

Статуи последних лет отражали новые поиски автора. Одна из таких работ — «Диадумен» (около 430 г. до н.э.). Статуя изображает олимпийского победителя, красивым жестом повязывающего ленту себе на голову. В его фигуре и выражении лица уже гораздо меньше спокойствия, чем в предшествующих работах мастера.

«Дорифор» Поликлета: описание

Однако самой известной работой скульптора остается именно «Дорифор». Скульптура изображает копьеносца, только что победившего на соревновании. Подлинник, не дошедший до нас, датируется 460-450 гг. до н. э. Судить о работе сегодня мы можем благодаря нескольким сохранившимся копиям.

Неуловимое движение и постановка корпуса — вот чем выделяется статуя, которую создал Поликлет. Дорифор-копьеносец стоит, опершись на одну ногу, вторая лишь поддерживает фигуру — он будто вот-вот сделает шаг. Правая рука юноши опущена, в левой он держит копье. Легко заметить, что часть тела находится в покое, а другая напряжена. Это сочетание выглядит настолько естественным, что копьеносец кажется живым. Статуя выгодно отличалась от статических изображений, характерных для предшествующего периода в искусстве.

Канон

В основе построения тела «Дорифора» Поликлета лежал точный математический расчет и положения пифагореизма. Изображенное мастером мужское тело неоднократно копировалось его последователями и получило название «канон Поликлета». Также именовался и трактат скульптора, где были изложены основы учения Пифагора и математический расчет пропорций. Труд скульптора до нас не дошел, сегодня судить о нем ученые могут лишь по записям современников автора.

Основа композиции — перекрестная неравномерность движения тела. Справа опущенная рука и опорная нога статичны, но напряжены. Слева соответствующие части тела расслаблены, но при этом находятся в движении. С помощью такого противопоставления Поликлету удалось передать внутреннее спокойствие героя и одновременную готовность к любым испытаниям.

Золотое сечение

Когда создавалась статуя «Дорифор», Поликлет применил и еще один принцип пифагореизма. Все пропорции тела построены согласно правилу золотого сечения. Коротко его можно сформулировать следующим образом: длина всего объекта или тела так относится к большей части, как последняя к меньшей. Высота статуи относится к расстоянию от постамента до пупка копьеносца, как последнее к расстоянию от пупка до макушки головы.

Все пропорции скульптуры подчинены определенным расчетам. Именно идеальные соотношения частей тела, позволяющего создать статного воина, а не удлиненную или коренастую фигуру, и пытались повторить многочисленные ученики мастера, копируя «Дорифора». Вот некоторые из этих пропорций:

  • расстояние от темени до подбородка в 7 раз меньше высоты копьеносца;

  • от глаз до подбородка — в 16;

  • высота лица — в 10.

Правило золотого сечения и пропорциональные соотношения Поликлет соблюдал во всех работах. Отказывался от них мастер только в случае, если они начинали противоречить естественным параметрам человеческого тела в конкретной скульптуре.

Контрапост

Поликлет одним из первых начал использовать прием контрапоста, позже ставший классическим. Выражается он как раз в перекрестном напряжении в руках и ногах. Прием позволяет сделать позу более естественной, передать заложенное в ней движение. Статуи, созданные с применением контрапоста, выгодно отличаются от статичных скульптур древности. Они изображают живых людей, но не застывшие копии божеств.

Работая над скульптурами, Поликлет наблюдал за людьми. Он подметил, что всегда движение одно части тела вызывает изменение положения и другой. Он не являлся первым, кто увидел эту особенность, но лучше других смог ее передать. Как и некоторые его предшественники, он понял, что для передачи движения необходимо выдвигать вперед левую ногу и правую руку или же правую ногу и левую руку. Это и есть перекрестное положение частей тела, которое вылилось в принцип контрапоста.

К сожалению, до нас не дошел подлинник статуи, которую создал Поликлет. «Дорифор», фото хорошо это показывают, и в сохранившихся копиях воплощает канон изображения статного мужского тела. Однако есть основания полагать, что подлинник, потерянный в веках, выглядел еще более гармонично. И тем не менее «Дорифор» по сей день остается образцом для подражания в искусстве. Пропорции тела и принцип золотого сечения, использованные для его создания, и сегодня считаются идеальными. В наши дни скульптуру «Дорифора» можно считать своего рода учебным материалом, причем не только для скульпторов, но и для художников и других мастеров.

Поликлет (ок. 480 до н. э.). 100 великих скульпторов

Поликлет

(ок. 480 до н. э.)

Поликлет родился около 480 года до нашей эры и работал, по сообщениям древних авторов, от 460 до 420-х годов до нашей эры. Умер в конце V века до нашей эры.

Трудно назвать точно родину мастера. Одни называют Сикион, другие — Аргос, которые являлись крупными художественными центрами Пелопоннеса того времени. Учителем Поликлета был известный скульптор Агелад, из мастерской которого вышел и Мирон. Однако Поликлета в отличие от Мирона интересует другое. Он стремится создать идеальный образ, и характерное для возвышенного искусства высокой классики тяготение к совершенству является лейтмотивом его творчества. Герои Поликлета более сдержанны в движениях и спокойны, чем подвижные, деятельные герои Мирона.

В ранние годы Поликлета привлекают образы атлетов — победителей на состязаниях. Киниск — юноша из Мантинеи, одержавший победу в 464 или 460 годах, — одна из самых ранних статуй скульптора, сохранившаяся в римской копии. Поликлет изобразил олимпийского победителя в тот момент, когда он увенчивал свою голову. Другие, воздвигнутые Поликлетом в этот период статуи атлетов Пифокла и Аристона, до нас не дошли. Из сочинений древних авторов можно узнать также, что в эти годы Поликлет работал над статуями Геракла и Гермеса.

«Правильность — фетиш Поликлета, — пишет В. Дюрант, — цель его жизни заключалась в нахождении и основании канона, или правила, способного придать нужную пропорцию каждой части статуи; он был Пифагором скульптуры, искавшим божественной математики соразмерности и формы. Он полагал, что размеры каждой части совершенного тела должны относиться в заданной пропорции к размерам любой другой его части, скажем, указательного пальца. Поликлетов канон требовал округлой головы, широких плеч, коренастого торса, крепких бёдер и коротких ног, что в целом накладывало на фигуру отпечаток скорее силы, чем изящества. Скульптор так дорожил своим каноном, что для его изложения написал трактат, а для наглядного подкрепления изваял статую. Вероятно, то был Дорифор…»

«Дорифор» — статуя юноши, победившего в метании копья, был создан скульптором между 450 и 440 годами до нашей эры. Изображение копьеносца встречалось и раньше. Но в отличие от архаических, застывших, со скованными движениями фигур статуя Поликлета представляет совершенное воплощение естественного движения. «Дорифор» должен был служить образцом для юношей. Повторения этого прекрасного произведения ставились в гимнасиях и на палестрах — стадионах, где древние греки проводили много времени. Не случайно местом находки одной из лучших римских копий «Дорифора» оказалась палестра в Помпеях.

«Дорифор» — по гармоническим пропорциям, ритму, по движениям, чертам лица — сын своего времени и своего народа. В основе этого образа лежит классическое стремление к возвышенности и покою. Трудно назвать памятник искусства, более созвучный общественным и философским идеям того времени, более ярко и полно выражающий спокойную уверенность человека в своих силах. Это прежде всего прекрасный, совершенный человек, а не обожествлённый, застывший в своём величии герой, как это было ранее.

Поликлет избегает всего конкретного, детализирующего, индивидуального как в фигуре, так и в лице «Дорифора». Частности — лишь материал для скульптора, стремившегося к воплощению всеобъемлющего, многогранного образа. Может быть, на этом основании древние называли эту статую каноном, считая, что она лучше всего отражает норму, которой должны придерживаться скульпторы, изображающие человеческое тело. «Каноном» называлось и сочинение Поликлета, где он излагал теоретические основы построения такого образа.

Мастер стремился к созданию пропорциональной фигуры, стараясь показать её не удлинённой и не коренастой. Этого же принципа Поликлет придерживался при изображении каждой детали статуи. В основу пропорций было положено число, укладывающееся определённое количество раз в высоте фигуры, головы, в длине рук, ног. Тем более замечательно, что, несмотря на подобную строгую математическую точность расчётов, положенную в основу пропорций, статуя «Дорифор» не стала сухой и схематичной.

С кристальной ясностью показаны в «Дорифоре» простота и естественность движения. Ещё наблюдательные предшественники Поликлета заметили, что у движущегося человека следует показывать выдвигающимися вперёд либо правую руку и левую ногу, либо левую руку и правую ногу и что стремление к устойчивости и равновесию заставляет и другие части тела принимать такие же перекрёстные положения. Все элементы фигуры согласовываются друг с другом, и лёгкое движение одного вызывает как реакцию движение другого. Мастера ранних поколений уже показывали при выдвижении левой ноги движение правого плеча. Такое перекрёстное положение частей тела называли хиазмом.

Хиазм не был впервые введён Поликлетом. Но мастер особенно отчётливо и ясно выразил хиазм в своих статуях и сделал его нормой в изображении человеческой фигуры. В статуе «Дорифора» в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки, и торс. Для гармонии скульптор придал лёгкий изгиб телу. Это вызвало изменение в положении плеч и бёдер, сообщило жизненность и убедительность фигуре копьеносца, естественно существующей в пространстве, органически с ним связанной. Несмотря на несомненное искажение моделировки тела Дорифора в сохранившихся римских копиях, поражает ощущение собранной, спокойной энергии в прекрасной атлетической фигуре юноши. Напряжённые мышцы Дорифора исполнены внутренней силы, а не образованы лишь внешним контурным рисунком. Будто не рука скульптора — сама природа создала этот живой сгусток сил, воплощённых в благородную бронзу.

Важно заметить, что в греческих подлинниках обработанная поверхность бронзы имела блики, оживляющие впечатление и смягчающие массивность, появившуюся в поздних римских мраморных копиях с бронзовых оригиналов.

Сохранилось несколько хороших копий «Дорифора». Флорентийский торс из тёмно-зелёного базальта передаёт цвет патинированной бронзы. Бронзовая герма из Неаполя, копия скульптора Аполлония, сына Архия из Афин, очевидно, ближе всего по стилю к подлиннику. В этом памятнике особенно впечатляет компактный объём головы Дорифора с правильно уложенными прядями волос. В бронзовом лице юноши нет выражения каких-либо конкретных чувств. Оно спокойно. Однако этот покой менее всего может быть назван равнодушием. Лицо «Дорифора» — лицо человека, способного мужественно вынести любое испытание, стойкого в беде и сдержанного в радости.

После создания «Дорифора» Поликлет переехал работать из родного города в Афины — центр художественной жизни Греции, привлекавший многих талантливых художников, скульпторов и архитекторов.

К этому периоду творчества художника относится «Раненая амазонка». Это произведение по стилю мало отличается от «Дорифора». «Амазонка» кажется родной сестрой копьеносца: узкие бёдра, широкие плечи и мускулистые ноги придают ей мужественный вид.

Живя в Афинах, Поликлет проявил себя и в новой, мало распространённой тогда области портретного искусства. Известно, что он работал над портретом военного инженера Перикла — Артемона. Сохранился также рассказ о человеке, заказавшем портрет своего умершего отца не Поликлету, а другому, менее известному скульптору, только по той причине, что заказчик боялся, как бы слава Поликлета не затмила славы покойного.

Новые особенности творчества заметны в «Диадумене» — статуе юноши, красивым движением рук повязывающего лентой победителя свою голову. Прекрасное лицо Диадумена, образ которого уже не так многогранен, как образ Дорифора, воплощавшего качества атлета, воина и гражданина, не так спокойно. Как отмечает Дюрант:

«…Поликлет прославился в Аргосе около 422 года как архитектор здешнего храма Геры и как автор хрисоэлефантинной статуи богини, которая во мнении эпохи уступала только хрисоэлефантинным колоссам Фидия. В Эфесе он вступил в состязание с Фидием, Кресилаем и Фрадмоном, чтобы создать статую Амазонки для храма Артемиды; судить о работе соперников должны были сами художники; предание гласит, что каждый назвал лучшим своё произведение, а второе место отвёл работе Поликлета; таким образом, награда была вручена сикионцу».

Поликлету, создавшему свою школу в греческом искусстве, стремились подражать многие скульпторы и в более поздние века. Лисипп называл Поликлета своим учителем.

«Поликлетов канон, — пишет Дюрант, — стал на время законом для скульпторов Пелопоннеса; он повлиял даже на Фидия и господствовал до тех пор, пока Пракситель не ниспроверг его с помощью иного канона — канона статности, стройного изящества, который пережил римскую эпоху и был унаследован христианской Европой».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Борис Орлов.

«Дорифор (Копьеносец)» скульптора Поликлета, слепок

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура. РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all. culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

Поликлет » Дорифор» Копьеносец: salman_spektor — LiveJournal

Поликлет » Дорифор» Копьеносец . 450-440 гг. до н.э. реконструкция. Высота 212 см

В период архаики, под влиянием культуры древнего Египта скульптуры выстраивалась строго симметрично вокруг центральной оси – левая часть была почти полным отражением её правой части. Так как скульптуры создавались для культовых целей и изображали богов или полубогов, несущих миру свою суть, то руки у них находились в прижатом к телу состоянии, чтобы ни что не мешало эту суть нагляднее донести до внемлющих. Части тела были выражены весьма условно. Если смотреть сбоку, центр тяжести размещался между расставленными ногами, а обе ступни прижимались к основе. В таком положении скульптура выглядела более величественной и духовной.

В « Классический период» 5 век до н. э., время, когда творил Поликлет появились другие заказчики, богатые граждане, желающие видеть около себя нечто более изящное и более приближенное к ним и привычное. Естественно, что эти пожелания нашли своё отображения. Изучалась анатомия человеческого тела, его размещение в пространственном положении во времена покоя и движения, законы гармонии. Разработались новые композиционные схемы построения скульптуры. В отличие от архаики скульптуры строились на принципе хиазма, когда тяжесть тела переносилась на опорную ногу, а линии бедренного и плечевого пояса пересекались в пространстве. Первым это сделал Мирон в своём Дискоболе, а затем этот метод нашёл продолжение у других скульпторов.

Платон в «Протагоре» указывает, что Поликлет родился на острове Аргос. Мастерство перенял у скульпора Агелада Аргосского, учившего, по приданию, и великого греческого скульптора Фидия. Поликлет был основателем Пелопоннейской школы, в истории искусств известны около двадцати его учеников. Прославился, как величайший скульптор и теоретик искусства, разработавший учение о гармонии и пропорциях человеческого тела « Канона Поликлета .» Одно из определений термина « канон» происходит «от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины. » Вот этот шест, эту меру воспел Поликлет в знаменитой скульптуре, воплотившей в себе наглядное пособие для своего учения. Созданная им скульптура копьеносца или « Дорифора» до сих пор служит предметом изучения и подражания. Где мера изображена в виде копья, поднятой рукой художника в противовес другой его опущенной руке, Это поднятое на высоту копьё — «мерило всех мерил» служит ему оружием в борьбе за гармонию и идеал. Его твёрдо стоящая на платформе опорная нога символизирует победу и самоутверждение творца в нелёгкой битве с самим собой и с возникающими обстоятельствами.

Используемые материалы:
http://www.smirnova.net/articles/iskustvo/115/
http://www.arts-museum.ru/data/fonds/ancient_world/2_1_i/0000_1000/3798_Dorifor/index.php
http://art.liim.ru/sc/sc09_01.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Канон

Поликлет: древнегреческий скульптор, биография

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЛАСТИК ИСКУССТВО
Подробнее о греческом искусстве см . :
Дедальский стиль. Скульптура (650-600)
Архаическая греческая Скульптура (600-500)
Ранний Классическая греческая скульптура
Поздний Классическая греческая скульптура
эллинистическая Греческая скульптура (323-27)
Греческая керамика (черная / красная)

ЛУЧШИЕ РАБОТЫ СКУЛЬПТУРЫ
Лучшие работы мира см .:
Величайшие скульптуры всех времен.

Поликлет сознательно работал над созданием новый подход к Greek скульптура и написал трактат (Канон), чтобы объяснить свои методы и принципы. Используя эти принципы, он создал «идеальную» скульптуру. известный как Канон Поликлета . Скульптура подчеркнула противовес. напряжения и расслабления посредством движений плеч и бедер, известных как Весы хиастические .Бронза не сохранилась, но отсылки к в антикварных книгах подразумевается, что его главным принципом было выражение греческого слова «симметрия».

Стандартные пропорции скульптур

Поликлет настаивал на том, чтобы статуя состоять из четко определяемых частей, связанных системой идеальных математические пропорции и баланс. Он выразил это в терминах соотношений установленный Пифагором для идеальной музыкальной гаммы: 1: 2 (октава), 2: 3 (гармоническая пятая) и 3: 4 (гармоническая четвертая).Теории Поликлета стали стандартными пропорциями скульпторов на протяжении поколений. Несмотря на то что оригинала больше не существует, копия, получившая название Doryphorus или Spear-Carrier можно увидеть в Национальном археологическом музее. в Неаполе. Еще одна копия работы Поликлета, представляющая то же самое. использование атлетических, мускулистых пропорций, включает Diadumenus , при Национальный музей, Афины.

Древнегреческий скульптор Поликлет — арс.vox

Поликлет, древнегреческий скульптор Дорифора, создатель Канона и контрапоста, считается одним из великих мастеров классического греческого искусства.

Polykleitos, Doryphoros , IV век до н. Э.

Поликлет был древнегреческим скульптором, работавшим в середине-конце V века до нашей эры. Его работы вызывали восхищение на протяжении всей истории за его оригинальный подход к красоте, пропорциям и формам, и он считается одним из великих мастеров классического мира.Двумя основными чертами его работ являются концентрация, которую он уделяет пропорциям («Канон») и композиции (контрапост). Его статуи обычно обнажены, предпочитая исследовать ощущение и движение плоти и мускулов, а не драпировку. Одной из его самых известных и влиятельных статуй была бронзовая статуя Дорифор, или Копьеносец, от которой сохранились только более поздние копии.

Канон Поликлета

Поликлет интересовался «правилами» красоты, созданием совершенства красоты с помощью математической точности.Он разработал теорию пропорций, которую назвал «Каноном», создав статую с таким же именем, чтобы продемонстрировать свою теорию.

В отличие от древнеегипетского метода нанесения сетки на материал и нанесения на карту тех мест, где в идеале должны быть размещены все элементы, метод Поликлета был более гибким. В его Каноне человеческая форма состоит из отдельных определяемых частей, которые связаны и математически пропорциональны друг другу. Это позволяет в большей степени варьировать позу, что приводит к менее жесткой и более динамичной композиции.Независимо от того, в каком положении расположены его фигуры или как расположены руки и ноги, все всегда выглядит идеально сбалансированным.

К сожалению, нам не осталось ни статуи, ни теории. Наша информация поступает в основном из других литературных источников, таких как этот отрывок из сочинения медицинского писателя второго века нашей эры Галена:

«… отношение одного пальца к другому, всех пальцев к остальной руке, остальной руки к запястью, этих пальцев к предплечью и от предплечья ко всей руке, и, короче говоря, обо всем остальном, как описано в Каноне Поликлита. ”( D e Placitis Hippocratis et Platonis, V.448)

P olykleitan Contrapposto

Contrapposto — это термин, обозначающий стойку, в которой фигура слегка сутулится, опираясь своим весом на одну ногу. Таким образом, бедра наклонены в направлении, противоположном плечам. Хотя фигура находится в состоянии покоя, ощущение движения все же сохраняется в переносе веса с одной ноги на другую. Это создает эффект естественной расслабленной позы, позволяющей избежать излишней жесткости или жесткости.

Слева: Polykleitos, Diskophoros / справа: Myron, Diskobolu s

Наклон плеч по отношению к бедрам — важный элемент работ Поликлета. Если туловище не реагирует должным образом на движение ног, статуя будет выглядеть неуклюже или отключенной. Это можно увидеть в более ранних греческих произведениях, таких как Дискоболос Мирона ( Discus Throwe r), не путать с Discophoros Поликлета ( Discus Bearer ). В дискоболо ноги напряжены, когда фигура приседает. Торс, однако, остается жестким; движение и напряжение ног, кажется, не распространяется на грудь и руки. Поликлитос использовал контрапост, чтобы избежать этого разъединения между нижней и верхней половиной, создавая ощущение движения, которое распространяется по всему телу.

Противоположный наклон бедер и плеч также создает S-образную кривую, проходящую через центр тела, нарушая симметрию между двумя половинами тела, которую жестко поддерживали старые статуи.Хотя от симметрии отказались, S-образная кривая, созданная контрапостом, по-прежнему придает статуе ощущение баланса и узора.

Влияния Поликлета и его Дорифора

Влияние Поликлета на более поздние работы невозможно переоценить, особенно среди художников Рима и Возрождения. Пожалуй, самым известным примером является колоссальная статуя Давида работы Микеланджело 1502-1504 гг., Ныне находящаяся в Accademia во Флоренции, созданная под влиянием творения Поликлита Spear Bearer .

Источники
Спайви, Найджел. (1997) Греческое искусство . Лондон: Phaidon.
Вудфорд, Сьюзен. (1986) Введение в греческое искусство . Лондон: Дакворт.

Поликлет, Дорифор (Копьеносец) — Smarthistory

Для древних греков человеческое тело было совершенным. Изучите этот пример математического источника идеальной красоты.

Polykleitos, Doryphoros (Копьеносец) , Классический период, римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала ок.450–440 гг. До н. Э. (Национальный археологический музей, Неаполь)


Римские копии древнегреческого искусства

Когда мы изучаем древнегреческое искусство, очень часто мы действительно смотрим на древнеримское искусство или, по крайней мере, на их копии древнегреческой скульптуры (или картин и архитектуры, если на то пошло).

По сути, почти каждый римлянин хотел древнегреческое искусство. Для римлян греческая культура символизировала желанный образ жизни — досуг, искусство, роскошь и обучение.

Polykleitos, Doryphoros (Копьеносец) или Canon , римская мраморная копия греческой бронзы, ок.450–440 гг. До н. Э. (Национальный археологический музей, Неаполь)

Популярность древнегреческого искусства для римлян

Греческое искусство стало модным, когда римские полководцы начали завоевывать греческие города (начиная с 211 г. до н.э.) и триумфально вернулись в Рим не с обычной добычей в виде золотых и серебряных монет, а с произведениями искусства. Эта работа настолько впечатлила римскую элиту, что для удовлетворения растущего спроса на копии, предназначенные для вилл богатых римлян, были созданы студии. Дорифор был одной из самых популярных и копируемых греческих скульптур.

Бронза против мрамора

По большей части, греки создали свою отдельно стоящую скульптуру из бронзы, но поскольку бронза ценна и может быть переплавлена ​​и повторно использована, скульптуру часто переделывали в оружие. Вот почему сохранилось так мало древнегреческих бронзовых оригиналов, и почему нам часто приходится смотреть на древнеримские копии из мрамора (разного качества), чтобы попытаться понять, чего достигли греки.

Почему скульптуры часто бывают неполными или реконструированными

Что еще хуже, римские мраморные скульптуры хоронили веками, и очень часто мы обнаруживаем только фрагменты скульптуры, которые нужно собирать заново.Это причина, по которой вы часто будете видеть, что скульптуры в музеях включают руку или руку, которые являются современными воссозданными, или что древние скульптуры просто отображаются неполными.

Дорифор (Копьеносец) в музее Неаполя (изображение выше) представляет собой римскую копию утерянного греческого оригинала, который, как мы думаем, был найден в основном неповрежденным в провинциальном римском городе Помпеи. *

каноник

Идея канона, правила эталона красоты, разработанного для художников, не была новой для древних греков. Древние египтяне также разработали канон. Спустя столетия, в эпоху Возрождения, Леонардо да Винчи исследовал идеальные пропорции человеческого тела на своем «Витрувианском человеке ».

Идея Поликлета о соотношении красоты и соотношения была позже резюмирована Галеном, написавшим во втором веке:

Красота состоит не в пропорциях элементов, а в пропорциях частей, то есть пальца к пальцу, всех пальцев к ладони и запястью, а также от предплечья и предплечья. к плечу, а все остальные части друг к другу.

* Недавние исследования показывают, что скульптура Doryphoros в музее Неаполя, возможно, не была найдена в Палестре в Помпеях. См. Уоррен Г. Мун, изд., Polykleitos, The Doryphoros and Tradition , University of Wisconsin Press, 1995.


Дополнительные ресурсы:

Дорифор в Институте искусств Миннеаполиса

Дорифор об искусстве во времени

Smarthistory изображений для преподавания и обучения:

Больше изображений Smarthistory…

Канон Поликлита в JSTOR

Абстрактный

Настоящее исследование представляет собой попытку реконструировать канон Поликлета в рамках философских и практических принципов геометрии, существовавших во времена Поликлета, и продемонстрировать соответствие этой реконструкции неаполитанскому Дорифору. Предполагается, что Поликлет выбрал определенный член человеческого тела, дистальную фалангу мизинца, в качестве основного модуля для своей системы, и, установив для него длину и ширину на основе своих наблюдений за природой, он использовал его как отправная точка для определения всех пропорций человеческой фигуры. Применяя самые основные понятия греческой геометрии — соотношение, пропорции, симметрия — он разработал систему, которая использовала среднее геометрическое в непрерывной прогрессии. Простая и практичная процедура скульптора не требовала математических расчетов.Его можно было завершить за короткое время, используя только кусок шнура с завязанными на нем узлами. Древние литературные источники о Каноне раскрывают лишь смутное представление о его системе и не могут оценить его полностью геометрический характер.

Информация о журнале

Текущие выпуски теперь размещены на веб-сайте Chicago Journals. Прочтите последний выпуск. Американский журнал археологии (AJA) издается Археологическим институтом Америки и при поддержке Чикагского университета. Он был основан в 1885 году и является одним из самых известных и широко распространяемых рецензируемых археологических журналов в мире. AJA охватывает более 40 стран и около 700 университетов, научных обществ, отделов древностей и музеев. AJA регулярно публикует контент в открытом доступе на своем веб-сайте

. Информация об издателе

С момента своего основания в 1890 году в качестве одного из трех основных подразделений Чикагского университета, University of Chicago Press взял на себя обязательство распространять стипендии высочайшего стандарта и публиковать серьезные работы, которые способствуют образованию, способствуют общественному пониманию. , и обогатить культурную жизнь.Сегодня Отдел журналов издает более 70 журналов и сериалов в твердом переплете по широкому кругу академических дисциплин, включая социальные науки, гуманитарные науки, образование, биологические и медицинские науки, а также физические науки.

Канон Поликлита и идея симметрии

АРТ Курсы | АРТ 209 Дом | АРТ 209 Задания

Поликлит Canon и идея симметрии

Дорифор Поликлита, римская копия из мрамора с бронзового оригинала, c. 450-440 до н. Э.


Первым профессиональным трактатом по скульптуре, который можно датировать, был Canon . Поликлита, вероятно, написанного в третьей четверти V века. ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Canon был самым известным древним трактатом по искусству, и достаточно информация о нем сохранилась в дошедших до нас древних текстах, чтобы мы могли сформировать некоторое представление о его содержании. Цель Canon не была просто для объяснения статуи, но и для достижения каллос «, красивый »и от до евро (идеальный или хороший) в нем.Секрет достижения каллос и до евро лежит в овладении симметрией , идеальная «соизмеримость» всех частей статуи с одной другой и в целом.

В комментариях по мнению философа-стоика Хрисиппа, что здоровье в теле был результатом гармонии составляющих его элементов, врач Гален (второй век нашей эры) добавляет следующий интересный боковой свет:

Beauty, Chrysippus (Красавица, Хрисипп) чувствует, находится не в соизмеримости ( симметрии ) составляющих (я. е. тела), но в соизмеримости частей, таких как пальца к пальцу, и всех пальцев к пясти и запястье (запястье), а из них — к предплечью, а предплечье — к рука, по сути все ко всему, как написано в Канон Поликлита. За то, что научил нас в этом трактате всем симметрий тела, Поликлит подкрепил свой трактат работа, сделав статую человека согласно принципам его трактата, и назвав саму статую, как трактат, Canon .

Поликлита идея симметрии и поиск к каллосу и к На eu , вероятно, повлияло знакомство с идеями Пифагора Самосского. (действовал в конце шестого века до нашей эры) и его последователей. Пифагорейцы были озабочены поиском некой основной закономерности в визуальном феномене. Их увлечение числами было напрямую связано с убеждением, что в число может быть ключом к физическим телам, но также и к абстрактным качествам как справедливость. В качестве демонстрации этого принципа они исследовали музыкальные гармонии и отметил, как интервалы, необходимые для воспроизведения гармонических аккордов на струна лиры могла быть выражена в ограниченной группе целых чисел (2: 1, 3: 2, 4: 3 и т. Д.). Это привело Пифагора к поиску этих закономерностей в других визуальное явление, такое как движение планет и отношения звезд. Он считал, что эти основные гармонические пропорции могут можно найти повсюду в природе.Эти образцы демонстрируют греческую концепцию природы как космос .

пифагорейцы также рассматривали реальность как имеющую образец противопоставлений. Аристотель представляет следующий список этих двоичных файлов:

Аристотель, Метафизика , I.5.986a22: «Члены этой школы [пифагорейцы] говорят, что есть десять принципов, которые они складывают в две колонки родственники, таким образом:

ограничено и безлимит
нечетное и четное
один и множество
правый и левый
мужской и женский
отдых и движение
прямые и изогнутые
свет и тьма
хорошо и плохо
квадратная и продолговатая

Современные ученые видели в работах Поликлита подобный баланс противоположностей. Три из них У Дорфоро легко обнаруживаются пары: право / лево, покой / движение и прямые / изогнутые. Ученые отметили то, что они называют хиастическим числом . принцип в композиции фигуры Дорифора. Срок происходит от греческой буквы хи , которая образована пересечением двух линий наклонно, но штрих, спускающийся справа налево, прямой, в то время как другой как перевернутая буква S, изогнута с обоих концов.Таким образом, верхняя кривая слева соответствует зеркальной кривой в правом нижнем углу и двум прямым половинкам лицом друг к другу через извилистую пропасть. На следующем рисунке показано буква chi на фигуру Doryphoros:

На рисунке обратите внимание, как две стороны фигуры противопоставлены левой стороне, как в прямая сторона (прямые рука и нога), а правая сторона — согнутая (согнутые рука и нога).Эти противопоставления затем уравновешиваются контрастом между активная и пассивная части тела: нога слева от нас активна (задействована) и отражается эхом по фигуре с рукой, поддерживающей копье. В нога справа у нас пассивный (свободная нога) и отражается левой рукой, которая расслаблена или пассивный. Уравновешенность фигуры еще больше очевидна в груди. повернулся направо от нас, а голова поворачивается налево.Опущенная левая плечо уравновешивается опущенным правым бедром, а поднятым правым плечом уравновешивается поднятым левым бедром. Таким образом, произведение можно рассматривать как гармонию Из противоположностей во многом похож на космос . видел в пифагорейской мысли.

Алкмаион Кротонский (ок. 500-450) пишет о здоровье тела:

Здоровье сохраняет равенство ( isonomia ) сил — влажной, сухой, горячей, холодной, сладкой и т. Д. — тогда как господство ( monarchia ) любого из них порождает болезнь; ибо правило единственного противоположного разрушительно.Активная причина болезни — это избыток тепла или холода, переизбыток или недостаточность питания, локализация в крови, костном мозге или головном мозге. Болезнь также может быть вызвана внешними причинами, такими как вода, окружающая среда, истощение, пытки и т.п. С другой стороны, здоровье — это пропорциональная ( симрон ) смесь противоположностей.

Обратите внимание, как эта идея в равной степени применима к здоровью, политике и искусству.

Для обзора Дорифора на 360 градусов.

Art Bulletin обзор Поликлета, Дорифора и Традиции .

Как очевидно Судя по этому типу анализа, Doryphoros представляет собой очень интеллектуальную работу. На нашу оценку работы также влияет то, что мы знаем только ее. через более поздние копии. Оригинал, как и другие крупные произведения того периода, была бронзовой, но из-за внутренней ценности бронзы работа была растаял давно.Эффект от оригинального Doryphoros , пожалуй, отозвалось эхом в паре отдельно стоящих бронзовых фигур, обнаруженных в 1972 г. побережье южной Италии недалеко от города Риаче. Эти так называемые воины Риаче были датированы учеными примерно временем Дорифоров:

Риаче Воин А

Риаче Воин B

Голова из Riace Warrior A

в древних источниках @ attalus.org

Polycleitus — в древних источниках @ attalus.org



Это часть указателя имен на веб-сайте attalus . Имена встречаются либо в списках событий (отсортированных по годам, с IV по I век до н. Э.), Либо в переводах источников. Есть много других источников, доступных в переводе в Интернете — для более полного, но менее точного поиска, Search Ancient Texts.
В каждой строке есть ссылка на страницу, где можно найти имя.

Поликлет — Греческий скульптор V в. До н. Э.С.
→ Запись в Википедии
315/34 теперь объявляет «Дорифора» Поликлита своей скульптурной моделью.
& nbsp В пределах переводов:
AnthPal_16.216 & На статуе Геры Поликлита Аргосской, единственной
Апул: Flor_7 зубило скульптора. Только Поликлет мог изобразить его в
Cic: Acad_2.146 Выдержат ли Зевксис, Фидий или Поликлит, чтобы признать, что они
Cic: Brut_296 знаменитая [Дорифор] статуя Поликлита. Что у тебя есть
Cic: DeOr_2.70 сказать, чем знаменитый Поликлит, когда он сформировал своего Геракла,
Cic: DeOr_3.26 искусство, в котором преуспели Мирон, Поликлит и Лисипп; все
Cic: Tusc_1.4 не было много Polycleti и Parrhasii. Честь питает
ДионХал: Din_7 в камне работы Поликлета и скульпторов в мягкой
Табличка: HN_34.10 что из Делоса от Поликлита, которые были современниками и
Табличка: HN_34. 49 90-я Олимпиада {420-417 Поликлет, Фрадмон, Мирон, Пифагор,
Табличка: HN_34.50 Перелл. [50] Из них Поликлет имел учениками Аргия,
Табличка: HN_34.64 что некоторые люди приписывают Поликлиту, хотя его дата
Табличка: HN_34.68 его наравне с Поликлитом, Мироном и Пифагором. Они хвалят
Табличка: HN_34.72 {«Highly Commended»}, но ученик Поликлета Аристид сделал
Табличка: HN_34.53-58 * это Амазонка Поликлета, а рядом стояла

Поликлет 2 — адмирал Птолемей, конец 4 в. до н. э.С.
315/26 olemaeus посылает Мирмидона, Поликлита, Менелая и Селевка
315/27 Поликлет побеждает Феодота, адмирала Антигона, недалеко от Афроди
280/21 Икации, сделанные Птолемеем, Поликлитом, Филоклом, Иомилком и

Поликлет 3 — Афинский архонт, 110 г. до н. Э.
110 / _ Афинский архонт: Поликлет
& nbsp В пределах переводов:
Аполлод: Fr_56 оол в течение 19 лет, он умер, когда Поликлит [был архонтом].

Поликлет 4 Ларисы — греческий историк
Элиан: NA_16.41 nes говорит. Далее Поликлет говорит, что в том же подсчете
Афины_5.206 к могиле. А Поликлет высоко говорит о
Афины, 12,539 таланты. [55.] А Поликлет Ларисинский в восьмом

Поликлет 5 — архонт Дельфийский, 206/5 г. до н. э.
Syll_545 (206/5) с. Когда Поликлет был архонтом в Дельфах, с

Поликлет 6 — греческий писатель-эпиграмм
Meleager_4.1 синяя кукуруза Polycleitus; амаракус Поля

Поликлет — в документах
SEG_57.510 (140-130) Аристократ, сын Поликлета, Клеоник, сын М.
Syll_334 (306/5) один. . . Поликлиту Афинскому, Гераклиту из
Syll_444 (ок. 247-240) s: Ликопос, Айакидас, Поликлет, Никанор, Пантайн
Syll_585 (197-175) был Клеодамом, сыном Поликлета {188/7}, и
THI_24 (начало II в.) идалы Никодам, Орфей, Поликлет и Тевт

← Искать другое имя


Эта страница Эндрю Смит, 2021: Домашняя страница Attalus

в серии посланий Джону Флаксману,.

.. Уильям Хейли, эсквайр:
ПРИМЕЧАНИЕ II. Вер. 54. Амазонка Фидия уступает тебе.

Поликлет, одержавший эту необыкновенную победу, был уроженцем Сиона и однокурсником Мирона под руководством того же учителя, Агеладеса. Мы в долгу перед Плинием за этот интересный отчет о соревновании за превосходство в красоте среди скульптурных амазонок, выполненных художниками разных периодов и освященных в храме Эфесии. Стр. Решебника 230 Диана. Он говорит, что присутствовавшие художники признали суть дела, объявив, какую статую каждый художник считал второй после своей собственной: благодаря этому оригинальному способу решения Поликлет занял первое место среди соперничающих скульпторов, Фидий — второй, Ктесила — третий, Кидон четвертый и пятый Фрагмон *.Современный французский скульптор Фальконе восторгается этим анекдотом как доказательством своей любимой максимы:

Que le peintre et le statuaire sont de meilleurs juges des productions de leur art, que le public même éclairé sur d’autres matières.

Что касается общих достоинств Поликлета, то слова умного Страбона дают очень хорошее представление о нем, где он говорит, что статуи этого художника были в техническом совершенстве самыми красивыми; но в высокой отделке и великолепии уступает Фидию †.

Цицерон также упомянул работы Поликлета как примеры совершенства:

Nondum Myronis satis ad veritatem adducta, jam tamen quae non dubites pulchra dicere. Pulchriora etiam Polycleti, et jam plane perfecta, ut mihi quidem videri solet.

В своих речах против Верреса римский оратор рассуждает о необычайной красоте двух бронзовых фигур, знаменитых Канефор из Поликлета; Винкельман в своей книге «Monumenti inediti» (№ 182) выгравировал с терракотового барельефа двух афинских дев, которые, по его мнению, были скопированы с этих любимых статуй.

Но наиболее значительным выступлением Поликлета была его Юнона Аргосская, или, скорее, Микенская, согласно местному описанию ее храма, которое Страбон дал. Эта восхитительная статуя описана Стр. Решебника 231 Павсаний как величественная сидящая фигура из слоновой кости и золота, украшенная короной, на которой были изображены грации и часы. Величественный образ воспевается также в следующей греческой эпиграмме:

〈В нелатинском алфавите〉.

〈нелатинский алфавит〉

〈нелатинский алфавит〉

〈нелатинский алфавит〉

〈не латинский алфавит〉.

Grotii Versio.

Unus Junonem vidit Polycletus ab Argis,

Et nobis, Quantum viderat, arte dedit.

Et decora ostendit quae fas modo: caetera nam quae

Veste latens, soli sunt ea nota Jovi.

Парменио на статуе Юноны.

Один только аргосский поликлет исследовал

Юнона и такие, какие он видел на лужайке.

Чары, которые человек мог бы видеть в своем искусстве:

Нет глаз, но глаза Юпитера командуют остальным.

Репутация Поликлета, по-видимому, значительно расширилась благодаря «Трактату о пропорциях», иллюстрированному статуей, рассматриваемой как модель совершенной симметрии и, как утверждается, в более поздний период как таковая изучена Лисиппом. Многие писатели отмечали это замечательное Стр. Решебника 232 статуя, но наиболее удовлетворительное ее описание содержится в отрывке Галена, цитируемом Юнием, в котором прямо говорится, что она была разработана для подтверждения тех принципов искусства, которым скульптор учил симметрии письменно; и что и его трактат, и его статуя были разделены общим названием «Канон Поликлета *». Д’Хан Карвиль в следующем отрывке указывает способ восстановления утраченной теории греческого художника:

Ces Commentaires de Polyclete, malheureusement perdus aujourd | hui, ayant été Учитывает autrefois Com la regle constamment suivie depuis son tems jusqu’à celui des Antonins, Menechme, Xenocrates, Apelles, qui vécurevéisons surdus les composlerans de l’art, on ne peut douter qu’il n’aient con | tenu les Principes de Polyclete sur les symmétries, et nous les y retrouverions si le tems n’eût pas détruit ces écrits.Mais Com à son imitation les plus habiles artistes de l’antiquité firent leurs statues d’après les regles établies dans ses livres nous pouvons retrouver dans les plus belles statues antiques les пропорции qu’il enseignoit devoir y entrer, et juger, d’après ces пропорции, sur quoi se fondoit la thé | orie des Principes renfermés dans les ouvrages des anciens sur les sym | metries et la beauté idèale.

Автор продолжает свою идею, обсуждая пропорции лица, собранные Менгсом и процитированные Винкельманом из лучших образцов древней скульптуры.Я не вдавался в подробности такого обсуждения, о котором идет речь. Он делает выводы из этих исследований, которые, признаюсь, я не желаю допускать; ибо он говорит:

Страница 233Quand les anciens arrivèrent à la decouverte des proportions con | venables à la beauté ideale, leur analogie avec les proportions har | moniques servit à prouver qu’ils избегает неоспоримых проявлений в искусстве, et l’impossibilité de Trouver une beauté supérieure à celle qui résulta de ses sizes, elle nous sert maintenant à demontrer que l’art des Grecs ne peut eh aucun tems, ni en aucun lieu, ni par aucun moyen, être surpassé *.

С восторженным уважением и восхищением превосходством греков в искусстве и литературе, современные люди должны лелеять уверенность в том, что даже это превосходство, каким бы великим оно ни было, возможно, будет преодолено. Такую идею можно осудить как самонадеянную: но в каждом трудном деле определенная степень самонадеянности является самим источником успеха. Разум и фантазия могут объединиться в отказе поверить в то, что в развитии изящных искусств какая-либо нация или любой человек все же достигли крайних пределов достижимого совершенства.В скульптуре, действительно, маловероятно, чтобы какой-либо современный художник в любой части земного шара мог обладать всеми преимуществами, ведущими его к совершенству, которыми обладали скульпторы древности; тем не менее, современный человек может воспользоваться некоторыми преимуществами, к которым древние были чужды. Но я воздерживаюсь от обсуждения темы, которую можно было бы более правильно обсудить, когда современное искусство является непосредственной темой, стоящей перед нами. — Я возвращаюсь к Поликлету.

Винкельман назвал его выдающимся поэтом в своем искусстве; и, похоже, он действительно наслаждался той редкой смесью трудолюбия, уверенности и воображения, которая так благоприятствовала успеху в работах его профессии.

Элиан рассказал следующий анекдот, чтобы показать, насколько успешно он исправил безрассудство народной критики:

Page 234 Поликлет исполнил две статуи одновременно; удовлетворяя, в одном, каприз толпы; в другом, придерживаясь правил искусства. Он удовлетворил толпу таким образом: по совету всех посетителей, он ретушировал и переделывал что-то в соответствии с мнением каждого. Наконец он достал свои две фигуры; тот вызвал всеобщее восхищение; другой высмеял.«Но то, что вы осуждаете, — сказал Поликлет, — ваше дело, а другое, чем вы восхищаетесь, — мое».

Об этом прекрасном скульпторе написано, что он отличался также как архитектор; и Павсаний превозносит храм Эскулапа, который он построил для жителей Эпидавра, как превосходящий по гармоничной красоте все великолепные строения римлян. Я закрою свой несовершенный счет этого выдающегося художника греческой эпиграммой на его статуе Поликсены:

〈В нелатинском алфавите〉.

〈нелатинский алфавит〉

〈не латинский алфавит〉.

〈нелатинский алфавит〉,

〈не латинский алфавит〉.

〈нелатинский алфавит〉

〈не латинский алфавит〉.

Страница 235Grotii Versio.

Iste tuus labour est, Polyclete, Polyxena, sensit

Non aliam felix ista tabella manum.

Germanum Junonis opus; Cerne ut sibi prudens

Obducat rupta tegmina veste pudor.

Pro vita facit illa preces, in virginis udis

Est oculis, Quantum est de Phryge Marte super.

Поллиан на колонне Поликсены.

Поликсена, кованная Поликлетом!

Только Его рука поймала это небесное подобие.

Сестра его Юноны! Достойный уход

Прячет арендованный жилет, оставляя ее обнаженной.

Несчастная, она молится о жизни; и в ее глазах

Вся война Ло Трои и все ее беды — ложь!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.