По истории россии темы: История России – темы и конспекты уроков 6-11 классов по программе школьного учебника

Содержание

История России – темы и конспекты уроков 6-11 классов по программе школьного учебника

Новые уроки

+ тестирование

6 класс

Древняя Русь в VIII — первой половине XII века

+ тестирование

6 класс

Древняя Русь в VIII — первой половине XII века

+ тестирование

6 класс

Русь Удельная в XII- XIII веках

+ тестирование

6 класс

Московская Русь в XIV — XV веках

+ тестирование

7 класс

Повторение

+ тестирование

7 класс

Россия на рубеже XVI—XVII веков

+ тестирование

7 класс

Россия в конце XVII—XVIII веке: от царства к империи

+ тестирование

7 класс

Россия в 1760—1790-х годах

+ тестирование

8 класс

Повторение

+ тестирование

8 класс

Россия в первой половине XIX

+ тестирование

8 класс

Россия в первой половине XIX

+ тестирование

9 класс

Россия на рубеже XIX—XX вв.

+ тестирование

9 класс

Россия на рубеже XIX—XX вв.

+ тестирование

9 класс

Великая российская революция. 1917—1921 гг.

+ тестирование

9 класс

Великая российская революция. 1917—1921 гг.

+ тестирование

9 класс

СССР в середине 60-х — середине 80-х гг.

XX в.

+ тестирование

10 класс

Расцвет Руси. XI — первая треть XII в.

+ тестирование

10 класс

В борьбе за единство и независимость

+ тестирование

10 класс

Российская империя в годы правления Николая I

+ тестирование

9 класс

Советское государство и общество в 1920-1930-е гг.

История напоминает большой костер, в который каждый, из тех, кто жил, кто живет сейчас и будет жить после нас, бросает свою охапку хвороста. Каждое поколение живущих дает костру истории пищу для пламени. И свет от этого костра не только беспощаден, так как озаряет не только само прошлое, но и попытки его утаить, скрыть от грядущих поколений, предать забвению целые части этого прошлого.

Предмет “История России” – это не просто набор сухих дат, которые нужно запомнить, а целый мир, целая цивилизация, оставшаяся в прошлом. Без родины и знаний о ней, человек превращается в несчастного сироту, обреченного всю жизнь по крупицам собирать сокрытые от него сведения о его родных, искать по всему свету свою семью. Знание истории своей страны дает человеку надежное чувство принадлежности к семье, зная историю своей родины, человек никогда не будет потерян в мире. Об этом не напишут в учебниках по истории, но каждый человек интуитивно чувствует это.


И мы очень надеемся, что из наших уроков Истории России читателю удастся извлечь не только сухие знания, но и почувствовать всю силу любви к своей стране.

Темы исследовательских работ по истории России

Мы предоставляем возможность учащимся школ воспользоваться темами исследовательских работ по истории России для написания проектов и проведения исследований. По желанию, ученик может выбрать тему из любого раздела, а затем расширить или сократить её, подстраиваясь под специфику своего исследовательского проекта.


Любую выбранную тему проекта по истории России можно изменить в соответствии с интересами, увлечениями и склонностями школьника, вместе с учителем — руководителем проекта дать интересную и краткую формулировку.

Исследуя определённую тему исследовательской проектной работы по истории России, руководителю стоит обратить внимание на инструктаж ученика по основам оформления и плана работы. Таким образом, ученик повторит азы оформления исследовательского проекта, усовершенствуя свои навыки в последующих проектных работах в общеобразовательном учреждении.

При выборе темы исследовательской работы по истории России стоит учитывать индивидуальные качества учащегося и степень его осведомлённости в выбранной области данной науки.

Ученик может подобрать тему проекта по истории России о великих монархах, полководцах и других деятелях российской истории, исследовать плюсы и минусы конкретной исторической эпохи страны, изучить детали внешней и внутренней политики России в разные эпохи существования державы.

Темы исследовательских работ по истории России

Темы исследовательских проектов для учащихся по истории Росии:



8 сентября 1812 г. — день Бородинского сражения.
«Мягкое золото» — роскошь или необходимость в условиях севера.
А.А. Баранов – правитель Русской Америки.
А.В. Колчак — военный и политический деятель, ученый. А.В. Колчак и связь поколений.
А.В. Колчак. И жизнь, и смерть за Россию.
А.В. Суворов. Наука побеждать
А.В. Суворов: становление великого полководца.
А.Д. Сахаров – выдающийся ученый и правозащитник современности.
А.Д.Меншиков в истории и литературе
А.Л. Ордин-Нащокин и В.В. Голицын как представители Нового времени в России.
А.Я. Храмов — ветеран труда и тыла.
АЗЛК — ошибки автомобильного гиганта.
Аграрная реформа П.А. Столыпина.
Адмирал Российского флота Ф.Ф. Ушаков.
Адмирал С.О. Макаров – великий русский флотоводец и учёный.
Аланы — основа духа осетинского народа.
Александр I. Исторический портрет на фоне эпохи
Александр I. Личность на фоне истории
Александр I: либерал или консерватор?
Александр I и Адам Чарторыйский: история «дружбы» по дневникам и письмам.
Александр II — великий реформатор
Александр II: консерватор или либерал?
Александр Васильевич Колчак
Александр Матросов об Александре Матросове.
Александр Меншиков
Александр Суворов — великий полководец и литератор.
Александр и Наполеон
Алексей Андреевич Аракчеев — реформатор или реакционер?
Алексей Петрович Боголюбов — моряк-художник.
Андреевский флаг
Арифметика Магницкого — врата учёности М.В. Ломоносова.
Астраханский кремль
Башни Московского Кремля
Бородино: историческая дискуссия двух столетий.
Бородинская битва как символ сопротивления и победы.
Бородинское сражение в истории и литературе.
Бородинское сражение
Бородинское сражение — главное сражение Отечественной войны.
Бородинское сражение. Дискуссия двух столетий.
Братская ГЭС — памятник трудовому подвигу строителей.
Бронепалубные крейсеры Российского флота начала XX в.
Бронетехника России
Быт русской избы.
Василий Васильевич Верещагин.
Василий Осипович Ключевский.
Василиса Кожина — история одного подвига. (Народное движение в войне 1812 года).
Великая Сибирская магистраль.
В.М. Бехтерев — выдающийся ученый, наш земляк.
В.М. Ломоносов: детство, юность, зрелость.
Великие реформаторы России.
Великие сыновья России: подвиг Ивана Сусанина.
Великий инженер Василий Григорьевич Шухов
Великий сын отечества – А. В. Суворов
Венценосная семья Романовых…

Темы исследовательских проектов по истории России (продолжение)


Взгляд на реформы Петра I сквозь время
Взгляд современников на роль народа в Отечественной войне 1812 года.
Вклад российского инженера и изобретателя, академика В.Г. Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России.
Вклад российского инженера-изобретателя, академика В.Г. Шухова в развитие науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России.
Владимир Григорьевич Шухов — выдающийся русский инженер .
Влияние окружающих на судьбу Петра I.
Влияние реформ Петра Великого на становление металлургического производства Влияние русского народа на культурное развитие чувашей во второй половине XIX – начале XX в.
Внешняя политика России в XVIII-XIX вв.
Внешняя политика начала XVIII века и взгляды науки и русского общества на деятельность Петра Великого.
Внутренняя и внешняя политика Николая I.
Военное искусство С.О. Макарова.
Военное искусство в Бородинском сражении 1812 г.
Военнопленные Первой мировой войны в России
Военные конструкторы, прославившие Россию.
Возникновение казачества в Якутии
Воссозданные шедевры Царского Села.
Воспитание детей в царской семье.
Все войны Александра Первого
Врач и мыслитель Н.И. Пирогов.
Выборы в истории России
Г.В. Плеханов. Семья и личность.
Генерал-лейтенант Василий Яковлевич Кирьяков и его роль в сражении на реке Альме.
Генератор неординарных идей: Сергей Павлович Королев.
Георгиевская ленточка: Я помню! Я горжусь!
Георгиевский крест в судьбе простого человека.
Герб Москвы
Герб России как отражение её истории.
Герои атомного фронта
Герои Отечественной войны 1812 г.
Герои Отечественной войны 1812 г. Дурова Надежда Андреевна.
Герой Отечественной войны 1812 г. Я.П. Кульнев.
Город Санк-Петербург. Встречи с Петром Великим.
Государственная символика России. Герб. Флаг. Гимн.
Государственно-национальное развитие России в 90-е гг. ХХ в.
Государственные праздники РФ.
Государственный деятель Ф.А. Головин.
Грани творчества эвенков
Гражданский подвиг княгини М.Н. Волконской.
Гренадеры русской армии 1812 года
Граф Ф.М. Апраксин — устроитель Российского флота.
Григорий Распутин: святой или дьявол?
Гусары – рыцари лихие
Декабристы в Сибири
Декабристы на Урале
Дети в жизни Д.И. Менделеева.
Детство и юность А.В. Суворова.
Д.И. Менделеев — великий русский ученый, естествоиспытатель, педагог и общественный деятель.
Д.И. Менделеев — путь в науку.
Д.С. Лихачёв
Дальневосточная политика России в XIX веке.
Дальневосточные казачьи войска в конце XIX в.
Двадцатый век в истории моей семьи.
Движение декабристов
Дворцовые перевороты XVIII в.
Деньги России в XX веке.
Деньги в древней и современной России.
Детские общественные организации вчера и сегодня.
Династия Романовых
Дипломатический этикет: от Ивана III до Путина.
Дмитрий Иванович Менделеев — славный сын и гражданин земли русской.
Дмитрий Николаевич Замятнин – выпускник Царскосельского лицея, разработчик и руководитель Судебной реформы 1864 г.
Донские казаки в Отечественной войне 1812 года.
Достопримечательности г. Санкт-Петербурга.
Доисламские верования башкир.
Древнее искусство байкальской Сибири.
Древние города России
Древнейшая история Приамурья.
Дуэль как элемент дворянской культуры XIX века.
Еврейская община Чувашии.
Его имя носит наша школа.
Елизавета Великая.
Екатерина II и её сын.
Екатерина II. Золотой век России.
Екатерина II. Исторический портрет.

Екатерина II. Путь к престолу.
Екатерина Великая. Роль в российской истории.
Женский подвиг в Отечественной войне 1812 года.
Женский подвиг ради любви (декабристки).
Женское образование в России.
Женщины на российском престоле.
Женщины-космонавты России
Жены декабристов
Железная дорога: вчера, сегодня, завтра.
Жизнь и быт эвенков
Жизнь и деятельность Якова Григорьевича Кана.
Жизнь императора Александра II до восхождения на престол.
Жизнь и наследие А.Л. Штиглица как пример просвещенной благотворительности.
Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова.
Жизнь и предпринимательская деятельность Лейбы Шимановича Скидельского.
Жизнь и судьба императрицы Марии Федоровны (Дагмары).
Жизнь, отданная России. Фёдор Алексеевич Головин.
Жизнь детей в сибирской крестьянской семье во второй половине XIX — начале XX вв.
Загадка княжны Таракановой.
Загадка Липского
Загадки и тайны дольменов
Загадки каменных лабиринтов Севера.
Земская медицина: прошлое и современность, поиски, решения
Зинаида Георгиевна Карпенко — человек, ученый, историк.
Знаменитые женщины-россиянки XIX–XX вв.
«Золотая лихорадка» в Приамурье.
Золотое кольцо России.
Золотой век русской науки. Д.И. Менделеев.
Изобретатели первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановы
Игрушки и игры старшего поколения.
Игрушки наших прабабушек
Идеология самодержавия
Из истории школьной формы.
Изменение отношения к старообрядчеству.
Изучение комплектов открыток.
Императорский мост — мост свободы. История грандиозного проекта.
Имя наречение – обряд татарской семьи.
Имя наречение. Секреты наших имён.
Имена русских князей как отражение этапов становления Российского государства.
Императрица российская Анна Иоанновна.
Имя В.И. Ульянова (Ленина) в истории Симбирского края.
Иностранный капитал в экономическом развитии Сибири во второй половине XIX — начале XX вв.
Интерьер избы зажиточного крестьянина XIX века.
Использование народных традиций в современной сельской архитектуре.
Исследование национальной культуры и национального самосознания кадетов.
Исследование политического лидерства в современном обществе.
Исследование причин, влияющих на название улиц
Исследование этнических традиций в изготовлении одежды удэгейцев.
Исследования истории жизни одного северного поселка.
Исследователь земли северной
Исторические и культурные отношения между Россией и Индией.
Исторические этапы становления и развития отношений церкви и государства в России.
Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова.
Историческое значение вхождения Якутии в состав Российского государства.
История Государственной Думы периода новой России.
История развития паспортной системы России.
История России в картинах И.Е. Репина.
История России в портретах.
История Татарстана
История Урала в географических названиях.
История возникновения и развития Санкт-Петербурга.
История возникновения открытки в России.
История государства Российского в монетах советского периода.
История государства в пословицах и поговорках русского народа.
История династии Романовых.
История дореволюционной России в бонах.
История древнего Кремля.
История императорских семей земли русской (на примере семьи Николая II).
История казачества

История казачества Урала.
История моего города
История моего дома
История моего прапрадеда.
История моего рода
История моей родословной.
История моей семьи
История моих предков.
История моей семьи в истории России XX века.
История моей улицы
История моей школы
История парламентаризма в России.
История подводного флота России.
История появления российского двуглавого орла.
История российских монет из недрагоценных металлов.
История российского коневодства.
История русского костюма
История русского парламентаризма XX –XXI веков.
История русской кухни. Русский каравай.
История русской матрёшки.
История русской свадьбы
История становления сестринского дела в России.
История флага Российского.
История, культура и быт донского казачества.
История, опыт и уроки Государственной Думы России.
История и традиции наградного холодного оружия в России (XVIII — XX вв.).
История и традиции празднования Нового года.
История исчезнувших деревень….
История копейки
История памятника
История солнечного камня.
Кавалергардский полк.
Кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова (1783–1866). Первая в русской армии женщина-офицер.
Кавказская война 1817-1864 годов.
Казанский кремль
Казанский метрополитен.
Казачество — феномен российской истории и культуры.
Казачий фольклор
Казачьи традиции и обычаи.
Казымское восстание
Калашников. Человек и автомат.
Канал Москва-Волга: история создания.
Кенигсберг-Калининград: следы прошлого и настоящего.
Кирилл и Мефодий
Коллекции Петра I.
Колумб российской истории — Н.М. Карамзин.
Константин Петрович Победоносцев: человек и политик.
Корабли России
Крейсер «Аврора».
Крейсер «Новик».
Крестьянское хозяйство: история, современность, будущее.
Крымская война 1853-1856 гг.
Культурные связи России и стран Востока в XVII-XVIII веках.
Кумиры Петра I. Жизнь и судьба А.Д. Меншикова.
Культ огня у древних славян и народов Севера.
Культура эвенкийской одежды
Культурные сокровища Китай-города.
Лауреаты Демидовской премии в области истории.
Летопись моей семьи
Листая страницы семейного альбома.
Локальные конфликты на территории Финляндии в составе Российской империи.
Ломоносов Михайло Васильевич
Ломоносов: от истории к современности.
Любимый город белых ночей
Люди Смутного времени. Самозванцы.
Люди, события, идеи XVIII века глазами современниц (по мемуарам Екатерины II и Екатерины Дашковой).
М.В. Ломоносов — гений русской науки
М.В. Ломоносов — крупнейший историограф своего времени
Максим Кирович Аммосов о кумысе.
Масонство в России
Министерство любви (фаворитизм времен Екатерины II).
Микротопонимия моего села
Михаил Григорьевич Малик.
Мода шестидесятых
Мое генеалогическое древо
Мое родное село в вихре Гражданской войны.
Мое семейное древо
Монастыри Москвы и Подмосковья, связанные с Отечественной войной 1812 года
Москва и Отечественная война 1812 года. Путеводитель по столице
Моя семья в истории России
Мужской и женский костюм XVIII века
Мужской костюм народов Северного Кавказа
Награды современной России.
Наполеон и Москва: влияние личности на архитектурный облик города.
Народная героиня — Александра Мартыновна Дрейман.
Народность — ненцы
Народный фольклор (волшебные и бытовые сказки, легенды, былички, пословицы и поговорки) как исторический источник.
Нарушение дуэльного кодекса в творчестве и жизни А.С. Пушкина.
Национальная идея России
Национальные традиции в Приморье.
Наша семейная реликвия
Немецкие принцессы в России
Немецкий след в России
Немцы Поволжья — народ, преданный властью.
Не указчики им кнут и плеть (бунт молодых художников 60-70-х гг.).
Невозможное возможно: об истории перехода армий через Альпы.
Немцы на Алтае
Нижний Новгород в Отечественной войне 1812 года.
Николай II. Страницы личной жизни
Николай II: император и семьянин.
Николай II: успехи и ошибки
Нужен ли России суд присяжных?

Обмундирование французской кавалерии и русской армии 1812 года.
Образ А.В. Колчака в памяти потомков
Образ Е.Пугачёва в истории и литературе.
Образ народного героя М.И. Кутузова в истории и художественном творчестве.
Обряды кубанских казаков: крещение младенцев.
Обычаи и традиции народов ханты и манси.
Обычаи и обряды кряшен
Обычаи и праздники русского народа.
Обычаи, традиции, обряды казаков
Опричнина: добро или зло для России.
Опыт столыпинских реформ в решении современного аграрного вопроса.
Ордена и медали современной России.
Основание Санкт-Петербурга
Основные сражения Отечественной войны 1812 года.
Основные этапы установления российско-китайской границы.
Особенности быта и подворья казачьей станицы
Особенности выборов во времена династии Романовых.
Особенности национальной одежды башкир
Особенности русского характера в пословицах и поговорках.
Особенности формирования посадской общины в Царицыне во второй половине XVIII века.
Отечества достойный сын: барон Александр Людвигович фон Штиглиц.
Отечественная война 1812 года в лицах ее участников.
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Откуда пошло название нашей страны — Россия.
Открытие Шаимской нефти
Ошибки Николая ІІ
П.А. Столыпин — одинокий реформатор.
П.А. Столыпин. Исторический портрет
П.И. Багратион — герой Отечественной войны 1812 года.
П.Н. Врангель в Царицыне.
П.С. Нахимов и его действия в Синопском бою.
Памятники города рассказывают.
Партизаны в российской истории
Первые медали Российской империи.
Первый из династии Романовых.
Первый президент Якутии.
Петр I и его реформы в оценках историков.
Петр I — герой или тиран?
Петр I — политический деятель
Петр I — реформатор или тиран?
Петр I. Исторический портрет
Петр I. Строительство Санкт-Петербурга
Петр и Феврония Муромские. Покровители влюбленных.
Петропавловская крепость.
Подвигу русских кораблей в Русско-японской войне посвящается …
Поле русской славы — Бородино
Политическая деятельность М.М. Сперанского.
Последние дни династии Романовых.
Последний русский император – Николай II.
По следам Янтарной комнаты.
Повседневная жизнь царской семьи в эпоху Александра I (по воспоминаниям и дневникам современников).
Политические процессы 1920-х — первой половины 1950-х гг.
Поэт Максимилиан Волошин и его отношение к революциям 1917 года в России.
Правление Екатерины
Праздники из бабушкиного сундучка.
Праздники моих предков
Применение отравляющих веществ в Первую мировую войну.
Проблема спорных территорий островов Курильской гряды между Россией и Японией.
Проблемы адаптации мигрантов из ближнего зарубежья в России.
Прозвища жителей северных деревень
Происхождение и значение русских фамилий.
Производство валенок
Путешествие по старообрядческой деревне.
Развитие банковского дела в России на рубеже XIX–XX вв.
Развитие донского казачества с середины XVI до конца XIX века.
Развитие масонства в России в XVIII веке.
Развитие российских бронеавтомобильных войск в I Мировой войне.
Революция или революции 1917 года? Случайность или предопределенность?
Реформы Александра II
Реформы Витте и Столыпина. Альтернатива в истории.
Реформы Петра I по преобразованию России.
Речь А.П. Куницына. Взгляд из XXI века.
Родовой символ Романовых
Родословная моей семьи.
Род Бегущего оленя
Родословное древо
Рождение Российской империи.
Рожденные революцией
Роль Екатерины Великой в развитии Кубани.
Роль Ломоносова в российской науке и образовании.
Роль и последствия экономической реформы 1965-1967 гг.
Роль окружения в детстве Петра I.
Романовы в повседневной жизни.
Российские нобелевские лауреаты
Российские промыслы: вышивка, кружево, ткачество.
Российский парусный флот
Россия глазами иностранцев (XVI-XIX вв.)
Русская дипломатия кануна войны 1812 года.
Русская женщина-дворянка в XVIII в. (по воспоминаниям, дневникам и письмам).
Русская карикатура времён войны 1812 года.
Русские механики второй половины XVIII — первой половины XIX в.
Русский донкихот. Павел I
Русско-японская война 1904–1905 гг. Почему не получилась «маленькая победоносная война»?
С.О. Макаров — покоритель Арктики
Самовар — часть судьбы и жизни русского народа.
Санкт- Петербург — вторая столица России.
Свидетели краха (исторический портрет Марии Фёдоровны Романовой).
Свадебные обряды народов Севера.
Святки
Святое озеро. Легенда о затонувшей церкви.

Семейная коллекция самоваров.
Семейная реликвия
Семейное древо — память о предках.
Семейные традиции живут в доме родном.
Северная война 1700-1721 гг. и роль флота в победе России над Швецией.
Село, в котором я живу…
Семейные традиции в России
Семь чудес России.
Сестры милосердия в России
Сибирские полки в Отечественной войне 1812 года.
Сибирское казачество – оплот российской государственности.
Символы государства: эволюция российского герба.
Славные сыны Отечества. Герои Отечественной войны 1812 г.
Славный день Бородина: исторические параллели и современность.
След чеченской войны…
Смутное время в истории России.
«Смутное время» в оценке российских и зарубежных историков.
Сначала была книга… И это была книга Магницкого.
События Северной войны и их значение в становлении России как морской державы.
События в Чечне: взгляд со стороны.
События октября 1917 г. (государственный переворот или революция?).
Создание регулярного Военно-морского флота России.
Сподвижник Петра I, устроитель Российского флота, генерал-адмирал, граф Федор Матвеевич Апраксин.
Споры о возникновении русской государственности: аргументирование антинорманнской концепции М.В. Ломоносова.
Становление русского военно-морского флота в XVIII веке.
Страницы истории моего села
Суд над Александром I
Судебная реформа Петра I (в схемах).
Тайные организации будущих декабристов.
Терроризм в России сегодня: новое или хорошо забытое старое?
Тираны России: выявление закономерностей (на примере личностей Ивана IV Грозного, Петра I и И.В. Сталина).
Трагедия Александры Федоровны.
Традиции и обычаи русского народа.
Традиции празднования Нового года в России.
Улицы нашего города
Улицы нашего села
Уставы российских университетов в XIX веке.
Участь семьи Романовых.
Фашизм в России
Федеральные округа России.
Федеральные послания как источник по новейшей истории России.
Филателия, или Семейная история одной коллекции марок.
Филокартия, или история рождения открытки
Формирование абсолютной монархии в России в XVII — начале XVIII в.
Храм нашего села
ХХ век в лицах — исследование провинциальной фотографии XIX начала XXI века.
Человек-легенда Исса Александрович Плиев.
Чесноковка как центр Крестьянской войны 1773-1775 гг.
Чем знаменито то место, где я живу.
Чеченская война в истории моей семьи
Что я хочу рассказать миру о своей стране.
Чудеса России
Эволюция русского алфавита.
Эпоха Пушкина
Эпоха дворцовых переворотов.
Этапы становления и развития суда присяжных в России.
Юбилейные монеты России
Яков Брюс – сподвижник Петра Великого, колдун и чернокнижник.
Ямал — субъект федерации.
Ян Тедер — испытатель первых подводных лодок Российского флота.
Янтарные открытия М.В. Ломоносова.

Перейти к разделам:
Работы по истории
Темы проектных работ по истории

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Темы исследовательских работ по истории России«:
<a href=»http://obuchonok. ru/node/855″ target=»_blank»>Темы исследовательских работ по истории России</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/855]Темы исследовательских работ по истории России[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Предмет — История, темы лекций

Лекции по предмету История

История — это гуманитарная наука и область знаний, которая занимается изучением состояние, деятельности, организаций, мировоззрения и социальных связей людей в прошлом. Также можно сказать, что история — это наука, изучающая различные источники о прошлом с целью установления последовательности событий, исторических процессов, объективности описанных фактов и сделать выводы о причинах происходившего. В общем понимании, историю изучают для того, чтобы не допустить ошибки прошлого.

Курс истории

Сверху Вы видите огромный список различных online курсов лекций по истории, каждый из которых поможет Вам получить необходимые знания по той или иной теме. Обратите внимание, что здесь представлены лекции по истории не только связанных с Россией, но и с другими государствами. Более того, здесь можно найти информацию о любом периоде деятельности человека — от первобытности до нашего времени. Помните, что курс истории — это не одна лекция, а целый комплекс в интерактивном варианте с поддержкой терминов и определений, который кстати, можно скачать совершенно бесплатно в удобном для Вас формате (PDF или DOC). Стоит заметить, что здесь представлены не только лекции непосредственно по истории тех или иных стран, но и по целому ряду исторических дисциплин, например, по археологии, музееведению и многим другим.

История России

Истории России посвящается большая часть представленных лекций. Связано это с тем, что история нашего отечества невероятно богата различными событиями. Были как тёмные так и светлые моменты. Большое количество учёных изучали огромное количество различных источников с целью нахождения истины в прошлой жизни нашей страны, а в итоге мы получили просто колоссальное количество материалов, что в конечном итоге даёт нам возможность получить бесценные знания по этому предмету. Изучение истории России даст Вам понимание хронологии этапов развития нашей страны. Вы поймёте русский менталитет, разгадаете тайну, почему мы именно такие, а не другие, даже почему в мире такая сложная политическая ситуация, в которой замешана наша держава.

Тут представлено огромное количество лекций по истории, которые объединены в темы. Каждую тему можно совершенно бесплатно скачать в одном из двух удобных форматов. Помните, что история неразрывно связана с гуманитарными и многими другими дисциплинами.

Темы рефератов по истории Отечества

Темы рефератов по истории Отечества

Темы рефератов по истории Отечества

  1. Образование государства у славян. Основные черты раннефеодального государства.
  2. Принятие христианства на Руси.
  3. Феодальная  раздробленность Киевской Руси и ее последствия.
  4. Развитие феодализма на Руси. Начало закабаления крестьян в 15-16 веках.
  5. Основные этапы экономического развития Руси в 10-17 веках.
  6. Политический портрет Ивана Ш.
  7. Формирование русского централизованного государства в 14-16 веках.
  8. Эпоха Ивана Грозного.
  9. Внешняя политика Московских правителей в 15-16 веках.
  10. Русская церковь в объединительном процессе и политической борьбе в 14-15 веках.
  11. Смута 17 века, причины, участники, основные события, последствия.
  12. Политический портрет Бориса Годунова.
  13. Становление династии Романовых. Первые Романовы внутренняя и внешняя политика (17 в.).
  14. Основные черты крепостнической системы хозяйствования Руси 17 века. Складывание всероссийского рынка.
  15. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
  16. Церковный раскол 17 века.
  17. Эпоха Петра 1.
  18. Россия во второй половине 18 века. Эпоха Екатерины Второй.
  19. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
  20. Выдающиеся политические деятели 18 века (по выбору).
  21. Два периода внутренней политики Александра 1.
  22. Внешняя политика Александра 1 в 1801 -1812 гг.
  23. Декабристы и их время.
  24. Политический портрет (биографии на выбор). М. М. Сперанский, А. Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, А.А. Аракчеев, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.М. Карамзин, А.И. Герцен, С. С. У варов, К.В. Нессельроде, А.М. Горчаков, А.Х Бенкендорфф, братья Тургеневы, М.В. Петрашевский, Г.Н. Грановский, К. и А. Аксаковы, А.С. Хомяков, И.Б. Киреевский.
  25. Отечественная война 1812 года.
  26. Общественно-политические движения в России во второй четверти 19 века.
  27. Политический портрет Николая 1.
  28. Феномен П.П. Чаадаева: один против всех.
  29. Культура России в 19 веке.
  30. Крестьянская реформа и судьба пореформенного крестьянства конца 19 века.
  31. Позиции крепостников, либералов и революционных демократов в крестьянском вопросе в конце 19 века.
  32. Земская, городская, судебная и военная реформы 60-70-х гг. 19 века и их историческое значение.
  33. Народничество: идеология, основные направления, этапы деятельности «Народная воля», убийство Александра Второго.
  34. Политический портрет (биография на выбор): К.П. Победоносцев, Т.Т. Лорис — Меликов, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский.
  35. Развитие капитализма в России в конце 19 века.
  36. Из истории развития железнодорожного транспорта в России, конец 19 -го начало 20 века.
  37. Основные тенденции мирового развития во второй половине 19 века и Российское государство.
  38. Мировая система капитализма в начале 20 века. Особенности социально — экономического и политического развития России в начале 20 века.
  39. Столыпинская аграрная реформа 1907-1911 годов.
  40. Политический портрет С.Ю. Витте.
  41. Политический портрет П. А. Столыпина.
  42. Деятельность государственной думы 1905-1914 гг. и отношение к ней российского общества.
  43. Февральская революция 1917 г.: причины, характер, движущие силы, историческое значение. Проблема исторического выбора пути развития.
  44. Социалистическая революция в России. Историческое значение Октябрьской революции для судеб России и всего мира.
  45. Идея созыва учредительного собрания в России и ее крах.
  46. Гражданская война в России (1918-1920гг.).
  47. Выход России из первой мировой войны. Брестский мир.
  48. Политика «военного коммунизма»: причины, цели, методы осуществления, результаты.
  49. Кронштадский мятеж.
  50. Образование СССР.
  51. НЭП: причины, цели, методы осуществления, результаты к 1928 году. Экономические и социальные противоречия в период НЭПа.
  52. Социально — экономическое и политическое развитие СССР в конце 20-х годов. Причины свертывания НЭПа.
  53. Социально — экономическое и политическое развитие СССР в конце 20-х начале 30-х гг. Внутрипартийная борьба по вопросам индустриализации страны.
  54. Индустриализация в СССР: цели, ход, итоги к 1932 году, к 1940 году.
  55. Коллективизация в СССР: причины, цели, ход, итоги к 1932 году, к 1940 году.
  56. Голод 1931-1932 гг. в СССР.
  57. Турксиб — важнейшая стройка 30-х годов.
  58. Политическое развитие советского общества в 30-е годы. Становление командно-административной системы. Конституция 1936 года.
  59. Репрессии 30-х годов. Укрепление режима личной власти И.В. Сталина.
  60. Репрессии в армии в конце 30-х начале 40-х годов и их последствия.
  61. Политика «умиротворения» фашистских агрессоров. Мюнхенский сговор и «мюнхенская» политика Даладье-Чемберлена.
  62. Внешняя политика СССР в 30-е годы. Борьба за создание коллективной безопасности в Европе. Советско-Германские договори 1939 года
  63. Война СССР с Финляндией и ее последствия.
  64. Начало Великой Отечественной войны Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.
  65. 1943 год — коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
  66. Железнодорожники в Великой Отечественной войне.
  67. Политические, социальные и экономические последствия Второй мировой войны. Формирование двух мировых систем и их противостояние. «Холодная война».
  68. Тоталитарно-бюрократические черти в общественно-политической жизни советского общества в послевоенные годы. Репрессии конца 40-х начала 50-х годов.
  69. Объективная необходимость демократизация общественно-политической жизни СССР после смерти Сталина. Борьба за власть. XX съезд КПСС.
  70. Попытки реформирования социалистической системы в 50-е — 70-е годы, отказ от реформ.
  71. Внешняя политика СССР в конце 50-х начале 60-х годов.
  72. Политический портрет Н.С. Хрущева.
  73. Социально — экономическое и политическое развитие СССР в 60-80-е гг. Нарастание застойных явлений.
  74. Внешняя политика СССР в 60-70 гг. и ее последствия. Хельсинские соглашения.
  75. Политический портрет Л.И. Брежнева.
  76. БАМ — Стройка века».
  77. Введение советских войск в Афганистан: 10 лет войны.
  78. Репрессии против инакомыслящих в 70-80 гг.
  79. Противоречивый характер попыток реформирования экономики и социальной сферы СССР в 1982-1985 гг.
  80. Борьба политических систем в условиях перестройки. Реформа политической системы. Попытки реформирования экономики в 1985-1991 гг.
  81. Новое политическое мышление: истоки, проблемы, решения. Крах мировой системы социализма.
  82. Августовский путч 1991 года и распад СССР.
  83. Проблемы и противоречия межнациональных отношений в СССР 1985-1991 гг.
  84. Общественно-политические партии и движения в России в конце 80-х начале 90-х годов. Причины и суть политического противостояния.Октябрьский путч 1993 г.
  85. Основные контуры внешней политики России в 1992-1995 гг.
  86. Выборы в Государственную думу и Совет федерации. Принятие конституции РФ. Усиление политического противостояния в обществе 1993-1996 гг.
  87. Политический портрет А. Д. Сахарова.
  88. Появление центробежных явлений в России. Возникновение военного конфликта в Чечне.
  89. Социально — экономическое и политическое развитие России в 1995 — 1999 гг. Основные проблемы и противоречия.
  90. Важнейшие политические события 2000 — 2003 гг. Россия в начале третьего тысячелетия: альтернативы развития.

 


Тематика курсовых работ | Главный портал МПГУ

 

Кафедра истории древнего мира и средних веков им. проф. В.Ф. Семёнова

  1. Каннибализм и человеческие жертвоприношения в древнегреческих мифах
  2. История древнегреческой вазописи на примере изображения воинов и сцен сражений
  3. Значение данных палеодемографии по материковой Греции классического периода для современного антиковедения
  4. Архидамова война: традиционные военные действия и новая стратегия Перикла
  5. Наемные войска в материковой Греции в V-IV вв. до н.э.
  6. Небосклон в религиозном представлении древних римлян
  7. Политика Цезаря по отношении к Сенату (49-44 гг. до н.э.)
  8. Римская провинциальная политика по сочинениям Цицерона
  9. Готы в Восточной Европе во II- IV веках н.э.
  10. Римская сатира I- II вв. н.э. как источник по истории принципата
  11. Тинг и королевская власть в скандинавских сагах
  12. Суд и судопроизводство по обычному праву и древним законам германских народов
  13. Образ христианнейшего короля в сочинениях каролингских писателей первой половины IX века (Нитхард, Теган, Астроном)
  14. Идейно-политическая борьба и придворная жизнь византийской столицы в XI-XII вв.
  15. Европейская дипломатия и IV Крестовый поход
  16. Социально- психологическая характеристика итальянского пополана XIV века по хронике Бонаккрсо Питти
  17. Торговля и кредит в Англии XIV-XV вв.
  18. Внутренняя и внешняя политика Людовика XI
  19. Немецкое общество XV в. в сатирическом сочинении С. Бранта «Корабль дураков»
  20. Дом Медичи и французская корона

 

Кафедра истории России

  1. Спорные проблемы этногенеза славян
  2. Особенности монастырских уставов Древней Руси
  3. Причины унификации городской культуры домонгольской Руси
  4. Производство вооружения и оснащения им вооруженных сил России в XV-XVII вв.
  5. Проблема национальной идентичности в сознании русского общества на рубеже XVI-XVII вв.
  6. Формирование государственного бюджета в послесмутное время.
  7. Особенности функционирования и взаимодействия приказных учреждений в XVII в.
  8. Алексей Михайлович как религиозный тип государственного деятеля
  9. Проблемы экономического развития России в XVII в. в отечественной историографии
  10. Проблемы генезиса абсолютизма в России в отечественной историографии
  11. Историко-психологический портрет Павла I
  12. Развитие благотворительности в России в первой половине XIX в.
  13. Социокультурная характеристика приходского духовенства (XIX – начала XX вв.)
  14. Николай I и А.Х. Бенкендорф: правительственная политика и органы политического сыска во второй четверти XIX в.
  15. Повседневная жизнь дворянского сословия (первая половина XIX в.)
  16. Социальный портрет пореформенного крестьянства
  17. Реформы образования в первой половине 1860-х гг.
  18. П.И.Чайковский и общественное движение 70-80-х гг. XIX в.
  19. Вексельные операции русских коммерческих банков
  20. Столыпинская аграрная реформа: дискуссии в исторической науке

 

Кафедра новейшей отечественной истории

  1. Государственная Дума в 1917 г.: исторические судьбы парламентаризма в России
  2. Российская кооперация в 1917 г.
  3. Николай II в период большевистского режима. Трагедия личности на фоне эпохи
  4. Конституции СССР 1924 и 1936 гг.: общее и особенное
  5. Государство и церковь в 20-30-е гг. XX в.
  6. Социальная динамика населения России в 20-30-е гг. XX в.
  7. Система партийно-государственной власти в 30-е гг. XX в.: эволюция, природа, особенности
  8. Сталинская концепция решения национального вопроса.
  9. Советско-германские отношения в 20-30-е гг. XX в.: вехи развития
  10. Сталинский неонэп: причины, природа, результаты
  11. Рабочий класс в 30-е гг. XX в.: социальный облик «строителя социализма»
  12. Повседневная жизнь москвичей в 30-е гг. XX в.
  13. Депортация народов в СССР в годы Великой Отечественной войны
  14. Советские СМИ в работе по укреплению советского патриотизма в 1945-1953 гг.
  15. Власть и наука в конце 40-х – начале 60-х гг.
  16. Аграрная политика Н.С. Хрущева.
  17. Советско-китайские отношения в 1949-1976 гг.: характер, этапы, результаты
  18. Августовские события 1991 г.: дискуссии продолжаются
  19. Государственная национальная политика в Российской Федерации в 90-е гг. – начале XXI в.
  20. Российская Федерация и локальные конфликты на постсоветском пространстве

\

Кафедра новой и новейшей истории

  1. Католический вопрос в конце XVI – XVII вв. в Англии
  2. Англиканская церковь и английская революция середины XVII века
  3. Пуританское движение и его роль в английской революции середины XVII века
  4. Семья и положение женщины во французском обществе XVIII в. глазами российских соотечественников
  5. Сикхская община в колониальной Индии
  6. Особенности религиозной жизни в Японии и влияние на нее православия.
  7. Июльская монархия во Франции
  8. Германия в «долгом» XIX веке: основные социально-политические и экономические тренды
  9. Русско-французские отношения в конце XIX века.
  10. Женское движение в Великобритании в конце XIX – начале ХХ века
  11. Возникновение и история сионизма в Германии
  12. Антисемитизм в Германии во второй половине XIX в. и предпосылки формирования расовой теории нацизма
  13. Сущность и формы развития американского суфражизма
  14. Балканы накануне Второй мировой войны
  15. Политическое развитие Югославии после Второй мировой войны
  16. Арабо-израильские конфликты во второй половине ХХ в. : предпосылки и динамика
  17. Геополитические интересы США в Ближневосточном регионе
  18. Образование народной республики Ангола
  19. Куба на международной арене в начале XXI в.
  20. 50-летний юбилей Карибского кризиса в научной печати и публицистике

 

Кафедра методики преподавания истории

  1. Организация проектной деятельности школьников по истории
  2. Исследовательские работы учащихся по истории
  3. Пути реализации метапредметных требований ФГОС основного общего образования на уроках истории
  4. Реализации требований ФГОС основного общего образования в учебно-методических комплектах по истории
  5. ЕГЭ и ОГЭ по истории как средства итоговой аттестации учащихся
  6. Работа с источниками при изучении истории Великих географических открытий
  7. Сравнительный анализ школьных образовательных стандартов второго поколения и нового образовательного стандарта 2012 г.
  8. Подготовка учителя к урокам истории
  9. Приемы использования технических средств при обучении истории
  10. Организация исторических игр во внеурочной деятельности
  11. Социализация личности учащихся средствами музейной педагогики
  12. Методика организации игровой деятельности школьников на уроках Отечественной истории в 8 классе (на материале общественно-политических течений XIX в. )
  13. Изучение истории ранних форм религии в старшей школе
  14. Методика организации нетрадиционных уроков по отечественной истории в 9 классе (на материале социально-бытовой культуры ХХ в.)
  15. Организация экскурсионной работы со школьниками при изучении Отечественной истории в 9 классе (на материале культуры XX в.)
  16. Развитие мужского дворянского образования в России первой половины ХIХ века: историко-методический аспект
  17. Дидактические игры в обучении бакалавров педагогического образования как средство формирования их профессиональных компетенций
  18. Проектирование и использование учебных кейсов по обществознанию как средство социализации учащихся
  19. Методика формирования ИКТ – компетенции младших школьников при изучении истории в курсе «Окружающий мир»
  20. Развитие интеллектуальных способностей школьников в процессе изучения текстовых документов на уроках истории в 6-7 классах

Рефераты по истории России

История России от начала становления государственности и до современности представлена в реферативных работах, полно и понятно раскрывающих все особенности и характерные черты каждого отдельного исторического периода, явления или процесса.

Древность

  • Восточные славяне в древности. Этногенез русского народа. Исторические судьбы восточной Европы. Происхождение восточных славян: быт, ферования, вражда и.т.п.. Восточные славяне и соседи: хазары, племена финнов и балтов, викинги. Общественный строй. Культура славянских племен. Религия. Восточнославянские союзы племен: поляне, радимичи. Скачать
  • Доисторическая Россия. Основные события развития истории на территории нашей страны. Зарождение, происхождение русской культуры. Славянские племена и их именования … Скачать
  • Формирования восточнославянской цивилизации. История Восточных славян по этапам развития. Скачать
  • Дольменная культура. Контрольная работа на тему происхождение и развитие Дольменов в России, история дольменной культуры.
  •  «Норманнская теория» и возникновение Древнерусского государства. Скачать

Раннее Средневековье (до IX века)

  • Раннее Средневековье (V – Х вв. ) Скачать
  • Образование образование единого централизованного российского государства в первой половине 9 века. Этапы происхождения в схемах и таблицах. Государство  у восточных и западных славян. Скачать
  • Несостоятельность мнения о насильственной христианизации Руси в домонгольский период в контексте проблемы двоеверия Скачать

Древнерусское государство (IX—XII вв.)

Удельный период (середина XII — конец XV века)

  • Классическое Средневековье (XI-XV вв.) >> Скачать
  • Борьба Руси против татаро-монгольского нашествия и агрессии с Запада >> Скачать
  • Система феодальных отношений в 13-15вв >> Скачать
  • Открытие берестяных грамот >> Скачать
  • Правление и деятельность Ивана Калиты Скачать

Русское централизованное государство (конец XV—начало XVIII вв.)

Российская империя (XVIII — начало XX в.)

  • Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в. >> Скачать
  • Политическое и социально-экономическое развитие России накануне отмены крепостного права >> Скачать
  • Александр Николаевич Романов (Александр II) >> Скачать
  • Русский воин в войне 1812 года. >> Скачать
  • Военные реформы 1861-1874 гг >> Скачать
  • Александр II и его реформы >> Скачать
  • Россия в 1894-1913 годах. >> Скачать
  • Политика самодержавия Александра III

Советское государство (1917—1993 гг.)

Российская Федерация (Начало 1990-х гг. XX в. — н. в.)

  • Основные тенденции развития военно-политической обстановки в мире до 2015 г. Скачать

ЕГЭ по истории. 10 советов эксперта — Учёба.ру

Онлайн-школа Учебы.ру Готовим школьников к ЕГЭ на 85+ баллов для поступления на бюджет в топовые вузы. Онлайн-занятия 2 раза в неделю — лекции и семинары в удобное время. Узнать больше

1. Выбирайте «правильные» учебники по истории

Выбирая учебник, проверьте, входит ли он в федеральный перечень учебников для школьников. Этот список публикуется на специальном сайте. И поскольку задания ЕГЭ составляются исключительно по школьной программе, то именно в учебниках из этого списка будет нужный теоретический материал. Кроме того, настольной книгой всех выпускников уже много лет является учебное пособие под редакцией Г.Г. Орлова «История России». Оно регулярно переиздается, и в нем собрана вся фактологическая база, необходимая для сдачи ЕГЭ по истории.

Помимо данного учебника отличное пособие для подготовки к ЕГЭ — это учебник под редакцией Л.А. Кацвы «История России с древнейших времен до XX века».

Выбирая сборники с тестовыми заданиями, обратите внимание на авторский коллектив, желательно, чтобы в списке авторов были имена составителей КИМов ЕГЭ. Например, начинать практическую подготовку к ЕГЭ можно с решения заданий из сборников под редакцией И.А. Артасова.

2. Повторяйте изученную теорию как можно чаще

Для успешной сдачи ЕГЭ по истории необходимо запомнить огромный объем информации: сотни дат, терминов, персоналий. Вместе с тем нужно знать исторические события, процессы, их причины и последствия. Если не вести систематическое повторение всего изученного материала, возникает эффект «проваливания». То, что раньше хорошо знали и помнили, оказывается полностью забыто. Это состояние многим знакомо. Оно часто возникает в начале учебного года, после летних каникул. Для того, чтобы в конце учебного года не оказаться в состоянии «проваливания» необходимо как можно чаще повторять изученное.

3. Используйте события по всеобщей истории из кодификатора ЕГЭ

Кодификатор ЕГЭ — официальный документ, публикуемый на сайте ФИПИ. В нем представлен список событий по всеобщей истории. Данный список исчерпывающий. И в заданиях ЕГЭ будут только события, вошедшие в него.

Однако в Кодификаторе список событий по всеобщей истории приведен без дат, поэтому необходимо самостоятельно их прописать.

4. Используйте мобильные приложения для изучения истории

Мобильные приложения и различные Интернет-ресурсы могут оживить подготовку к экзамену. Они, конечно, не смогут заменить всю школьную программу и усвоить весь предметный материал необходимый для сдачи ЕГЭ только по приложениям — трудная задача. Однако мобильные приложения и Интернет-ресурсы могут сделать подготовку к ЕГЭ увлекательной.

Кроме того, благодаря данным ресурсам можно эффективнее использовать время, которое многие выпускники тратят на дорогу от одного репетитора к другому, от одной школы до другой, например, музыкальной, спортивной или художественной.

5. Учите аббревиатуры

Для того, чтобы на экзамене не принять МТС за современную компанию телекоммуникационных услуг, ведите список аббревиатур по истории XX века. Знание аббревиатур может помочь в различных заданиях определять хронологические периоды и события.

6. Изучите критерии оценивания

Знание критериев оценивания совместно с отличным знанием теоретического материала позволит выполнять экзаменационные задания на максимальные баллы. Начать изучение требований к выполнению заданий стоит с демоверсии. В данном документе в кратком виде представлены все критерии.

Помимо демоверсии обратите внимание на «Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ». Не многие знают, что инструкции для экспертов по проверке работ ЕГЭ находятся в открытом доступе на сайте ФИПИ. В них дан подробный разбор критериев оценивания, а также приведены примеры ответов.

7. Используйте схемы и таблицы по истории

Использовать схемы и таблицы необходимо в качестве дополнительного материала для того, чтобы повторить в структурированном виде изученные темы. Для этой цели отлично подойдет сборник под редакцией Г.Г. Орлова «История России в схемах». В данном учебном пособии представлены схемы и таблицы с перечнем причин и итогов различных событий и процессов.

8. Изучите правила заполнения бланков

Многие выпускники лишаются баллов не потому, что не знают правильный ответ, а потому что неверно его записали. Чтобы не допускать таких досадных ошибок надо знать правила оформления ответов. В кратком виде они даны в демоверсии. Более обстоятельный разбор правил оформления ответов можно найти в специальном документе — «Правила заполнения бланков ЕГЭ». Этот совершенно небольшой по объему документ также есть на сайте ФИПИ.

9. Следите за видеоконсультациями по подготовке к ЕГЭ

Ежегодно видеоконсультацию по истории проводит член комиссии по разработке заданий ЕГЭ И.А. Артасов. На консультации подробно разбираются задания ЕГЭ по истории, рассказывается о том, как правильно давать ответы на вопросы. Также обсуждаются вопросы от учителей и выпускников. На сайте ФИПИ хранится архив таких консультаций.

10. Смотрите документально-художественные фильмы

На сегодняшний день существует много фильмов, которые могут быть использованы в качестве материала для повторения изученных тем. К ним можно отнести документально-исторический сериал, созданный на основе труда Н. М. Карамзина «История государства Российского» (Star Media), многосерийная документальная драма «Романовы» (Star Media), художественно-документальный сериал «Великая Война» (Star Media).

Видео-приветствие преподавателя