Мир ислама. Омеяйды и Аббасиды. Распад халифата
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
Музыка- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
resheba.me
1) . Покажите 📝 на примере судьбы Авиценны, от каких обстоятельств
Открытие таинственной цивилизации, некогда существовавшей в долине реки Инд, произошло в 1856 году, во время строительства Восточно-Индийской железной дороги. Строителям не хватало материала, необходимого для подсыпки колеи, и они обратили внимание на большой холм, расположенный неподалеку от селения Хараппа (в Пенджабе). Под толщей земли скрывались руины древних кирпичных зданий. Сначала эти кирпичи пошли на нужды строительных работ, но затем ими заинтересовались исследователи.Раскопки древнего поселения в Хараппе начались в 1921 году. Экспедиция, которую возглавлял индийский археолог Раи Бахадур Даия Рам Сахни, обнаружила останки крупного города, возведенного в III тысячелетии до н. э. Чуть позже, в 1922 году, экспедиция Р. Д. Банерджи обнаружила сходное поселение около Мохенджо-Даро, которое сохранилось гораздо лучше своего двойника в Хараппе (оба поселения – на территории Пакистана). Среди местных жителей существует легенда, что некогда могущественные города погибли в результате гнева богов, навлеченного порочным поведением правителей. Следует отметить, что развалины древнего поселения в Мохенджо-Даро в настоящее время включены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.
Город, обнаруженный возле Мохенджо-Даро, располагался на достаточно обширной территории. В настоящее время его окраины занесены илистыми отложениями Инда. Здания в древних городах Индии сооружали из обожженного кирпича, а не из сырца, как это было принято у шумеров. Это обстоятельство, а также обнаруженные археологами остатки плотин и сточных канав позволили сделать вывод, что в те времена в долине Инда часто шли сильные дожди, которые могли размыть недостаточно прочные постройки. Очевидно, что несколько тысячелетий назад климат в долине Инда был иным, так как теперь эта территория является одним из самых засушливых мест на Земле.
Из-за огромного сходства поселений в Мохенджо-Даро и Хараппе была выдвинута гипотеза, что эти города могли быть двумя столицами одного государства, сооруженными в одно время. Возведение зданий в обоих городах было подчинено строгому и продуманному плану. Все улицы были прямыми и широкими. Они пересекались под прямым углом, образуя кварталы квадратной формы. Интересно отметить, что углы зданий, расположенных на перекрестках улиц, были закруглены – видимо, это делалось для удобства уличного движения.
Все дома в древнеиндийских городах были расположены вдоль одной линии, не выдаваясь за нее. Тупиков и проулков, которые имеются практически во всех старых городах, не было. На улицы выходили глухие стены зданий и ограды, лишенные каких-либо архитектурных украшений.
Большинство зданий в древних городах были одноэтажными, с плоской кровлей, но встречались также двух– и трехэтажные. Во всех домах, кроме лачуг на окраинах, имелись купальни, выложенные из кирпича. В городе был водопровод и система канализации. В некоторых домах обнаружили углубления в стенах, которые служили шкафами, однако чаще с этой целью использовали большие глиняные кувшины. В стенах зданий не делали окон, но все дома имели хорошую систему вентиляции. В этом сооружения Мохенджо-Даро и Хараппы схожи с дворцом Миноса на Крите.
yznay.com
Trojden | Мир Ислама: Бойцов М. А.
1. Арабские завоевания. Ещё при жизни Мухаммада у мусульман возникло понятие джихад (усилие). Оно понималось нередко как чисто духовное «усилие» самосовершенствования, но порой и как военное «усилие» в борьбе с язычниками и в распространении ислама. Идея военного джихада укрепляла боевой дух арабских армий.
Вскоре после смерти Мухаммада арабы атаковали Византию и Иран. Воинственные арабы жаждали подтвердить правоту своей веры военными победами. К тому же они были уверены, что несут народам свет истинной религии. И Иран, и Византия были обескровлены многолетними войнами друг против друга и не смогли оказать серьёзного сопротивления неожиданному противнику. Сасанидское царство в Иране рухнуло под натиском мусульман. Арабы захватили не только Иран, они прорвались в Северную Индию и Среднюю Азию.
Арабский халифат во время своего наи высшего подъёма
Мечеть Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме. X в.
Мечеть поставлена примерно на том месте, где некогда стоял храм царя Соломона. В то же время мечеть находится над скалой, с которой, как считают мусульмане, пророк Мухаммад вознёсся на небо.
Какие ещё святыни разных религий известны вам в Иерусалиме?
Столь же стремительно арабы заняли почти две трети византийских земель — Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку. Арабская конница проникла даже на Балканский полуостров. Одно время арабы каждое лето осаждали Константинополь с моря и суши.
В 711 г. конница арабов и принявших ислам кочевников-бербёров переправилась через Гибралтарский пролив и вторглась на Пиренейский полуостров. Они разгромили войско правивших там вестготских королей и захватили Испанию. Теперь власть халифов простиралась от Средней Азии и Индии на востоке до Пиренейских гор на западе. Арабы пытались продолжить свои завоевания в Европе и севернее Пиренеев, но там их в 732 г. остановили франки.
Спустя почти 20 лет, в 751 г., на другом конце света, в Средней Азии, в долине реки Талас, арабы сразились с войском китайского императора. Хотя арабы и победили, у них уже не было больше сил продолжать свои завоевания. Расширению халифата был положен предел.
В завоёванных странах мусульмане боролись с язычниками, но с большой терпимостью относились к сторонникам религий, признающих Единого Бога, — иудаизма и христианства. Мухаммад говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинным иудаизму и христианству, но подтверждает их. Христиане и иудеи должны были платить подати, но мусульмане их не преследовали и насильно в ислам не обращали.
1. Сравните размеры Арабского халифата и Византийской империи при Юстиниане I. Какие земли перешли из власти императоров под власть халифов?
2. Чем объясняются различия в отношении властей к разным религиозным группам?
2. Омейяды и Аббасиды. Большинство завоеваний было совершено, когда арабами правили халифы-сунниты из династии Омейядов. Омейяды сделали своей столицей город Дамаск в завоёванной ими Сирии. Будучи правоверными суннитами, Омейяды преследовали и изгоняли из халифата шиитов.
В 750 г. Омейядов сверг род Аббасидов — потомков Аббаса, дяди Мухаммада. Аббасиды основали Багдад и перенесли туда столицу халифата. Аббасиды открыли широкий доступ к придворным и военным должностям многим людям из покорённых народов — иранцам, евреям, сирийцам. Даже войско халифа состояло теперь не столько из ополчения арабских племён, как раньше, сколько из отрядов разноплемённых наёмников.
Аббасиды утратили страсть к завоеваниям и стали уделять большое внимание развитию знаний и искусств. Двор Аббасидов в Багдаде прославился богатством, роскошью и учёностью.
Предположите, почему халифы из династии Аббасидов предоставили высокие должности людям из покорённых народов?
3. Распад халифата. Именно при Аббасидах огромный Арабский халифат начал стремительно распадаться. На окраинах империи власть переходила к династиям местных правителей. Со временем халиф мог действительно править только округой Багдада, хотя и продолжал считаться первым из всех мусульманских владык.
Халифат распался на эмираты с эмирами во главе. Так, на крайнем западе, на Пиренейском полуострове, возник эмират с центром в Кордове. Кордовский эмират на протяжении нескольких веков вёл войны с христианскими государями, стремившимися вытеснить арабов из Европы.
На другом конце мусульманского мира, в Средней Азии, в течение века (с конца IX по конец X в.) процветал иранский эмират Саманидов. Саманиды держали под контролем важный перекрёсток Великого шёлкового пути, что приносило им немалые богатства. Столица Саманидов, Священная Бухара, соперничала по красоте с Дамаском и Багдадом и была одним из важнейших центров мусульманской науки и культуры.
Мечеть Ибн Тулуна в Каире. IX в.
Эта мечеть была построена в Египте по велению наместника халифа из династии Аббасидов.
Каковы причины распада Арабского халифата? Можно ли было его предотвратить, если бы Аббасиды продолжали политику Омейядов?
4. Культура мусульманского мира. Завоеватели-арабы подчинили себе земли многих древних народов, давно уже создавших высокие культуры. Именно на основе их достижений в Сирии, Египте и Междуречье начала складываться собственная мусульманская культура.
Арабы стали строить новые города. Очень быстро арабы восприняли многие черты ближневосточного образа жизни — одежду, кухню, любовь к мытью в банях и страсть к музыке, танцам, состязаниям поэтов.
Особенно много мусульмане переняли из научных знаний византийцев и иранцев. Раньше всего они заинтересовались медициной и астрономией. Но вскоре дошла очередь и до других наук, например философии.
В IX в. в Багдаде возник «Байт ал-хйкма» («Дом мудрости»), в котором делались переводы на арабский язык лучших греческих, иранских, сирийских и еврейских книг. Греческая философия сильно повлияла на мусульманское богословие, а римское право воздействовало на мусульманское право — шариат.
Мавзолей Саманидов в Бухаре. Х в.
Динар — арабская золотая монета
В халифате появились выдающиеся философы, астрономы, медики, математики, географы.
В медресе — мусульманских высших школах, занимались сотни учеников. Знания арабских учёных о природе намного превосходили познания европейцев того времени. Многие христиане из Европы учились у арабских мудрецов (см. на с. 47).
Мусульмане ценили не только знания, но и красоту. Они строили прекрасные мечети, медресе и дворцы. Бани и дома знати украшались мозаиками с военными и охотничьими сценами, страницы книг — миниатюрами.
Выдающихся успехов мусульмане достигли в каллиграфии — искусстве письма. Ведь они считали, что пытаться изображать самого Бога — кощунство, зато начертать слово
«Лес колони» в мечети города Кордовы (Испания). X в.
Какое впечатление должен был произвести этот «лес» на человека, пришедшего в мечеть? Одинаковы ли эти колонны? Были ли они сделаны специально для мечети или же её строители использовали их вторично? Если вам кажется верным второе, то откуда могли эти колонны взяться?
1. Библиотека при медресе. Миниатюра. XIII в.
В мусульманских библиотеках рукописи хранились не на полках, а в специальных нишах. Сочинения на близкие темы выстраивались не в ряд, а одно над другим.
2. Мусульманские астрономы и географы. Миниатюра. XI в.
Бога — дело благочестивое. Арабы и иранцы выработали множество красивых почерков. Священными надписями украшали храмы, посуду, ткани, оружие — едва ли не всё, что окружало людей.
1. Объясните причины расцвета научных знаний в Арабском халифате.
2. С помощью дополнительных материалов подготовьте рассказ об одном из памятников мусульманской культуры.
5. Арабы меняют мир. Ислам, эта новая мировая религия, и созданное арабами огромное, хотя и непрочное, государство изменили весь мир Средиземноморья. Отныне он разделился на христианскую и мусульманскую части, то мирно взаимодействовавшие, то соперничавшие, а то и вступавшие в жестокие столкновения друг с другом. Весь Ближний Восток, Иран и Средняя Азия превратились в оплот ислама.
Изображение Вселенной. Миниатюра из мусульманского трактата. XII в.
Уже в IX в. в Багдаде построили обсерваторию. Впоследствии наблюдения за звёздным небом проводили в разных частях мусульманского мира.
Арабская карта мира. X в.
Сравните арабскую карту мира с современной. Чем объяснить их различие?
Как вы можете объяснить выражение «мир ислама»?
1. Каковы причины арабских завоеваний?
2. Почему арабов считают наследниками античной культуры? Что они сами привнесли в мировую культуру?
АВИЦЕННА
В исламском мире было много великих мудрецов и учёных. Но едва ли не самым известным из них стал бухарец Абу Али Ибн Сина (980—1037), которого европейцы знали под именем Авиценна.
Уже в юности Ибн Сина сумел вылечить бухарского эмира, и в благодарность тот распахнул перед юным врачом двери знаменитой библиотеки Саманидов. Многолетние занятия в её стенах превратили способного юношу в великого мудреца.
Сочинение Авиценны «Канон», в котором он обобщил античные и восточные знания по медицине, было уже в XI в. переведено на латинский язык. Вплоть до XVII в. этот труд был настольной книгой для европейских врачей.
После гибели Саманидского эмирата Авиценна много скитался, но до конца жизни так и не смог найти себе пристанища. Учёный удручённо восклицал:
Прославился я, но нет мне в мире места,
Вздорожало знание моё, но нет покупателя!
1. Покажите на примере судьбы Авиценны, от каких обстоятельств могла решающим образом зависеть судьба восточного учёного.
2. Предположите, каким образом труды греческих и римских учёных смогли оказаться доступны бухарцу Авиценне.
Вопросы и задания к главе 2
1. Почему переселения германских племён, распространение ислама и арабские завоевания стали событиями всемирно-исторического значения?
2. Какой оказалась судьба Римской империи и римской цивилизации в эпоху Великого переселения народов и рождения ислама?
3. Какая роль оказалась отведена римской культуре в Византии и на территориях, занятых германцами и мусульманами?
trojden.com
От смертного тела к бессмертной душе. Авиценна — затерявшийся во времени.
«От государств, как бы ни были они велики, — ничего не остается, исчезает, будто туман власть. Остается только труд души…и сверкают души, как звезды на небе».
Звезда, что была ниспослана свыше, путник, что опередил свое время на столетия, луч, что по сей день освещает наш путь сквозь века, но для своих современников- вечный скиталец, чародей, преследуемый «преступник». И все же кто он?
Назовите его имя врачу, и он назовет его величайшим из врачей. Заговорите о нем с математиком, и тот расскажет о нем как о величайшем математике. Астроном назовет его своим учителем. Литератор — великим писателем и поэтом. Философы -великим мыслителем. Представители более 29 направлений признают в нем своего наставника. И кто ж из них будет прав? – Все!
Он обратиться к нам,-будущему поколению сам,собственноручно изложив первые 30 лет своей автобиографии. И не сочтите это за заносчивость. А скорее за мышление масштабы, которого многое предвидели, были ведомы осознанным предназначением.
Звезда Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина загорелась 16 августа 980г. в селении Афшона неподалеку от Бухары. ОтецАбдаллах- работник канцелярии при дворе Саманидов.Ситара- мать двух сыновей, старший из которых Хусейн, никогда не оправдает ее чаяний, так никогда и не став мужем и отцом.
Хусейн был словно свеча, светившая не щадя себя в попытках осветить тьму людского невежества.Он прожил всего 57 лет, сгорев слишком быстро. Его дней хватило на создание более 450 трудов, из которых до нас дошли лишь 274.Впрочем, свет его свечи был бы столь же ярким если б он оставил нам только одно его творение— «Канон врачебной науки», которое в Европе после появления печатного станка напечатали сразу вслед за Библией,бывшее главным пособием врачей всего мира с XII по XVII.
Свои уникальные способности Ибн Сино проявил рано. В 9 лет он становится «хафизом» -знатоком Корана. Существует история, связанная с этим периодом. Хусейн часто задавал учителю вопросы, на что тот неизменно отвечал: «Учи Коран. Там на все есть ответы». Однажды Хусейн заявил учителю: «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?»
В 12 лет Хусейн заинтересовался медициной, благодаря врачу и философу, а в будущем другу сердца Абу Салаху ал-Масихи. Именно Масихи разъяснил Ибн Сине главный принцип Гиппократа: «Врач, знающий только медицину, не знает медицины. Надо еще любить человека».
Авиценна не оканчивал специализированных академий, но уже к семнадцати годам, однажды излечив бухарского эмира Нуха, становится его личным врачом и получает право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой Саманидов. В этом же возрасте, благодаря возросшей славе в ученных кругах 18 летний юноша начинает переписку с крупнейшими учеными Востока, в том числе с Бируни. Подобное внимание вызовет откровенную зависть у многих. А он ответит: «Разве виноват конь, стрелою промчавшийся мимо осла, что Бог дал ему быстрые ноги?»
Возможно, именно эта прямолинейность в будущем станет причинной разлада в дружеской привязанности Бируни и ибн Сины. И тем не менее, до конца своих дней, Бируни всю жизнь проведя в плену Махмуда Газневи, с восхищением будет наблюдать за работами беспощадного в своей правоте молодого ученного и друга…все же.
В 999 г. умирает отец — Абдаллах ибн Хасан. А в 1002 Бухара, а вместе с ней династия Саманидов окончательно падет перед натиском тюрков во главе с Махмудом Газневи. Большинство ученных перебираются ко двору правителей Хорезма. Ибн Сино последует за ними, но не сразу. Ведь в городе осталось столько трупов, которые нужно обследовать.
Возможно, не только врачебные исследования задержали его в Бухаре, но и та, чье имя Сауд. Быть может, влюбленные пытались оттянуть момент его отъезда, быть может, прощались всего лишь на время и мечтали о будущем. А в том будущем, где не суждено было сбыться их мечтам поседевший Хусейн будетчасто вспоминать о своей любимой.
«Три вещи помогают человеку- пишет он, — удар судьбы, высокая одухотворенная любовь и правильно выбранный учитель».
Зная о глубокой несчастной любви ученного можно по-другому взглянуть на свидетельство Абу Убайд Джузджани, его верного сподвижника и друга, дописавшего при жизни его автобиографию, где он упомянул: «Шейх был крепок здоровьем. Из всех его страстей любовная страсть была наиболее сильной и преобладающей, и он часто предавался ей…». Отдавать себя по чуть-чуть многим для Сино было верным признаком того, что всецело свое сердце отдано давно одной. В дальнейшем у шейха, именно этот титул использовался в обращении к нему, как к знатоку религии и философии, просто не было возможности связать себя надолго с одним человеком, ведь как только он покинул Бухару, начались его скитания длиною в жизнь.
В Хорезме Хусейн получает приказ от Махмуда Газневи явится к его двору. Перед его волей уже смирились Бируни и Фирдоуси. Но для Сино был важен не обещанный покой в золотой клетке, а свобода!Кто-то скажет:«это непослушание превратит его жизнь в ад». А он ответит, что ад в другом.
«Бессмертие человека и рай – в его духовности. Ад – отсутствие ее в человеке. Самые страшные муки – это когда человек пробудившись, начинает понимать свое несовершенство.»
Пожалуй, этими словами он предвидел конец самого Махмуда Газневи. Он умер в 1030г. от удушья. На смертном одре он просил приближенного:
— Не молчи. Страшно …
Приближенный Насир Хусров спросил:
— Как ты смотришь на положение людей в мире?
— Они прощены, — помолчав, ответил Махмуд, — если бы не мое присутствие среди них…
И Хусров опустил голову. Он знал эти слова. Их сказал Фудайл – знаменитый разбойник, убивавший и детей, но раскаявшись, стал великим суфием.
Но до этого момента далеко. А пока Ибн Сино покидает Хорезм и впереди города Ниса, Тус, Гурган, Рей, Нишапур,Хамадан,Исфахан и новые испытания, предательства и даже тюремное заключение. К каждому правителю города Махмуд отправляет требование выдать беглеца. Хусейну сложно оставаться незаметным где бы он не находился к нему приходит слава хакамибузурга (великий исцелитель), раиса (мудрый визирь), худжатулхакка (авторитет истины), шараф-уль-мулька (гордость страны).
Но даже в самые опасные периоды для него Сино находил способы помогать, не выдавая себя. Он начинает отправлять в народ безымянные стихи, где давал четкие рекомендации по сохранению своего здоровья.
В чистом воздухе паря, ядовитых змей, как мух,
Уксуса, нашатыря убивал великий дух.
Если раджи взять мискаль и мискаль нашатыря,
А потом перемешать, то, как сказано, не зря,
Осушивший эту смесь ощутит блаженства час,
И спасти она должна от любой отравы нас.
А другой стих например, об обязательном питье кипяченной воды, о передаче болезни через воздух и воду. И эти гениальные догадки о микробах были высказаны за 800 лет до Л.Пастера.Свое стремление не быть равнодушным Ибн Сино называл пороком.
«Порок приносит страдания лишь той душе, которая одержима страстью к совершенству… Невежды стоят в стороне от этой муки».
Множество историй сложено людьми о нечеловеческой интуиции и остроте ума шейха. Порой они кажутся преувеличенными, но они не безосновательны. Благодаря его дару возвышаться над обстоятельствами, эго и эмоциями, позволяя прежде всего,говорить мудрости и осознанности, его желали видеть своим советником правители всех городов, в которых он искал убежище. Вот пару подлинных историй.
Правительница Рейя Сайида, взяв под свое покровительство великого ученного, обрекла на себя немилость Махмуда.Сайида была женщина «целомудренная и праведная», происходила из царского рода дейлемитов. Махмуд, чтобы заполучить Сино послал ей письмо: «Нужно, чтобы ты ввела хутбу и чеканила монеты на мое имя, а если не сделаешь это, то я возьму Рей». Словами Ибн Сино Сайида ответила: «Пока был жив муж, я опасалась, как бы ты и вправду не напал на Рей. Но когда он умер, эта забота ушла из моего сердца. Я сказала: «Султан Махмуд – царь разумный. Знает, что не годится идти войной на женщину. Если ты придешь, видит Бог, я в бегство не обращусь, разобью тебя и по всему миру разошлю гонцов, что я разбила Махмуда, который ранее разбил сто царей! Если же ты меня разобьешь скажут: «Махмуд разбил женщину».После такого ответа Махмуд отступил.
А вот еще история, произошедшая с шейхом, будучи визирем приШамс ал-давля в Хамадане. Тюрки во главе с Масудом взяли в плен сестру Ала ад-давли.
— Спаси мою честь! – просит он в отчаяниеИбн Сину.
Ибн Сино пишет: «Масуд, если ты женишься на этой женщине, которая равна тебе по рождению, Ала ад-давля передаст тебе власть». Масуд женился, но Ала ад-давля продолжает воевать. Тогда Масуд прислал посла с условием прочитать письмо перед Ибн Синой, что отдает сестру исфаханского эмира на поругание солдатам. Ибн Сина пишет: «Хотя эта женщина и сестра Ала ад-давли, но теперь она – твоя жена, и даже если ты дашь ей развод, она останется твоей разведенной женой. Ревновать же подобает мужьям, а не братьям!».Масуд с почестями возвращает сестру.
Профессионализм, основанный на не доверии к самому себе, на чуткости, сравнимой с отношениями между пыльцой и ветром, на безграничной любви к истине дали Хусейну возможность быть впереди не только в понимании сути человеческих слабостей, но и в медицине.
Для того чтобы понимать как далеко ушел Ибн Сино от времени в котором он жил, приведем пример. В Европе в XVI веке, то есть через 500 лет после Ибн Сины, в медицинских университетах логически обосновывали применение мака при лечении головных болей на том только основании, что головка мака… круглая, как и голова человека.
Ибн Сино первый в истории медицины дал свою теорию зрения, оставив тонко разработанную глазную хирургию.
Ибн Сина первый в истории медицины дал точное классическое описание менингита. Американский невропатолог Кэмпстон сказал: «Вряд ли в наше время к этому описанию можно прибавить что-нибудь новое».
Описание у Ибн Сина плеврита, воспаление легких, астмы, туберкулеза так точно, что даже появление рентгена не внесло в него изменений.
Ибн Сина первый в истории медицины описал причину болезни и способы заражения считавшейся в Европе до XIX века самой загадочной – бешенства. Только в 1804 году Цинке экспериментально доказал заразительность слюны больного. Одним из лучших лекарств от бешенства Ибн Сина считал питье, приготовленное из печени бешеной собаки. Лишь через много столетий это получило подтверждение, — прививка!
Ибн Сина первый в истории медицины высказал предположение о заразности чумы, а также указал на переносчиков возбудителя заболевания – крыс. В Европе об участии крыс в распространении чумы сказал Иерсек в 1894 г.
Ибн Сина первый в истории медицины применил пальпацию печени и перкуссию (постукивание) при установлении диагноза.В Европе это впервые применил Л.Ауэнбруггер в XIX веке.
Ибн Сина же придумал щипцы и петлю для извлечения ребенка из чрева матери при родах.
Его способы вправления переломов костей действенны и по сей день и носят в большинстве случаев название «способ Авиценны».
Наблюдательность Ибн Сины-диагноста потрясающа. Вот уж поистине – подложи ему листок бумаги под сиденье, он скажет: «Или потолок стал ниже, или пол свыше!» Ибн Сина различал 15 видов боли, 48 видов пульса по десяти параметрам, 26 видов дыхания, 9 вкусовых признаков лекарств, 22 цвета мочи.
И это только несколько примеров, подтверждающие эпохальность, сделанных Авиценной открытий как ученного-врача.
Нашему сознанию сложно осмыслить вероятность изучения мира во всех его проявления. Ведь одной жизни нам едва хватает для достижений только в одной сфере. А каково это когда ты сам есть ответ, искатель и источник?
Всё в мире покроется пылью забвения!
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Столетья пройдут, не изведав конца.
И солнце, и бури — всё выдержит смело
Высокое слово и доброе дело…
Ибн Сино астроном проведет 8 лет в построенной им в Исфахане обсерватории, не предполагая завещает свои труды сначала О.Хайяму, а потом Улугбеку.Байхаки друг и сподвижник ученного напишет: «Шейх установил такие приборы для астрономических наблюдений, каких никто до него не изобретал».
Ибн Сино музыкант — тонкий ценитель и знаток музыки станет изобретателем популярного в Средней Азии струнно-смычкового музыкального инструмента — гиджака.
Ибн Сина поэт подарил миру прекраснейшие стихи и создал новый литературный жанр, написав «Хайй ибн Якзан» во время своего тюремного заключения. Влияние нового жанра философской новеллы, притчи, поэмы ощутимо в «Божественной комедии» Данте, в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», в живописи Брейгеля и Босха.
Ибн Сино химик устранил путаницу, бывшую до него. И включил химию в состав естественных наук, потому что химия изучает «природу», — говорил он в XI (!) веке, — а не «мистику».
Сино психотерапевт даст основу для таких наук, как нейрохирургия, неврология, психология, психиатрия.
Сино фармацевт в совершенстве владел 1200 лекарствами минерального происхождения и 1400 – растительного. Многими из них мы пользуемся до сих пор.
А теперь закройте глаза представьте себя ранним летним утром у себя в саду, где над головой свисают гроздья винограда. Сорвите одну ягоду и насладитесь сочным вкусом «хусайни» известного в Узбекистане сорта винограда, выведенного Ибн Синой.
Несмотря на все достижения великого ученного самые интересные открытия его ждали на пути самопознания. Вопросы, которые терзают каждое человеческое поколение, каждое духовное сердце, задавал себе и он. В чем смысл жизни? В чем главная слабость и сила индивида? Ответы Сины были глубокими, отражающими свет, но воспользоваться во благо себе ими смогут лишь ищущие, познающие, желающие верить.
Земную жизнь он рассматривал как путешествие. От материального разума к нематериальному.Ибн Сино был одним из сторонников теории эманации- истечения мира от Бога, от нематериальных субстанций к материальным, где постепенное утяжеление материи – есть ни что иное, как предугадывание эволюционного характера становления мира. Проще говоря, это значит, что начало было дано Создателем в совершенстве, затем дальнейшее развитие живого и не живого эволюционировало, становясь результатом нашей с вами ответственности.
К четырем первоначалам мира: вода, огонь, воздух, земля – Ибн Сина прибавляет… человеческий разум, который может влиять на мир.
«Человек не вечен, но лучшие результаты деятельности его разума, вливаясь в общий поток духовных благ, превращаются в вечность. Выработанные им лучшие нравственные и интеллектуальные качества, мечты, идеалы подхватываются последующими поколениями и вдохновляют их на подвиги, на борьбу за счастливую жизнь. И все хорошее, что остается после каждого человека, каждого поколения, является их счастьем, их вкладом в дальнейшее усовершенствование общечеловеческой культуры, в борьбу за общечеловеческое счастье. Труд ни одной души не пропадет».
В современном обществе науку и веру разделяют. «Наука не подтверждает существование души», пусть скажет неверующий, а ученный Хусейн Ибн Сино ответит ему:
Каждый образ и каждый исчезнувший след
В усыпальницу Времени лягут на тысячи лет.
И на круги свои наши годы когда возвратятся,
Сохраненное бережно явит всевышний на свет…
Существование души Сино воспринимал как абсолютную данность. А раз есть душа,значит, наша жизнь не ограничивается только нашим телом, нашим социальным «Я» или кажущихся неизбежными жизненными условиями. Труд души — работа человека над своими лучшими качествами, вот что главное. «Дух, — говорит Авиценна, — это труд ума и души, — единственная ценность, ради которой нужно и стоит жить. После гибели тела ЭТО не погибает, а продолжает существовать вечно». Дух – это сопричастность человеческого разума к Деятельному разуму –Абсолюту.
Значимость наших мыслей о самих себе и о мире он широко демонстрировал, уделяя большое внимание психологическим факторам в лечение болезней. Своим пациентам он говорил: «Нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит».
«В ком воля есть и сильный дух, тот победит любой недуг.
Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным…»
В трактате Ибн Сины «О Любви» он представляет стройную картину мира через теофанию- проявление Бога через Любовь.«Любовь – тоже одно из проявлений Бога, то есть Вечности.» Любовь к красоте, «красота» в данном контексте как путь самосовершенствования, стремление к созидательному поднимает человека до единения с Богом.
Хусейн любил жизнь. «Земная жизнь, земная любовь так прекрасны, так трудно вырваться из их объятий!» Он любил ее по настоящему, принимая жизнь такой, какая она есть без упреков и недовольств, не сетуя на свою участь. Подумайте, а ведь он ни разу в своей биографии не упомянул о Махмуде, будто и не было человека, преследовавшего его всю жизнь.
Сино мечтал о мире, «где идеальным концом будет чисто внутреннее страдание, когда отпадут такие его причины, как голод, войны, болезни и невежество, — останутся страдания совести, художественного и научного творчества, любви. Суть культурного процесса, писал он,– в постоянно увеличивающемся уничтожении объективного источника страдания.»
Сино осознавал, принимал и не боялся….. не боялся даже смерти. «Смерть – это когда гримасу страдания тяжелой надрывной земной жизни стирает с посиневших губ улыбка отдохновения. Оказывается, и страдания наши – всего лишь паутинка, которая с последним вздохом улетает в Космос и навечно остается там, зацепившись за какую-нибудь звезду.»
Этими строками Сино видимо предвидел и свои предсмертные страдания. Он заболел в 1034 году куланджем (кишечные колики). Но и больного Ибн Сину Ала ад-давля таскал за собой, по походам. Хусейн продолжает работать сидя в седле, сгорбившись, он пишет страницу за страницей 20-томной работы «Книга справедливости».
Смерть Авиценны окутана легендами.Возможно, потому что способности, таких как Сино, всегда вызывали у людей непонимание и даже страх. А все чего боятся, они наделяют мистическими характеристиками. Одна из легенд рассказывает о том как шейх, открыв способ бессмертия наказал своему ученику, после его смерти совершить 40 шагов, используя оставленные им снадобья, тем самым оживив его. Но,увы, ученик не запомнил последовательность. А намек на правду в этом домысле состоит в том, что на самом деле пару лет с момента болезни Сино сам себя выхаживал и казалось, шел на поправку. Но однажды доверив приготовления необходимого ему лекарства врачу эмира, который увеличил дозу составляющих ингредиентов, он почувствовал резкое ухудшение. В этот раз надежды на спасение уже не было.
Еще один домысел гласит о том, что Сино злоупотреблял опиумом, что и привело его к смерти. Эта версия вызывает только лишь усмешку. Сино использовал опиум при сложных недугах. И возможно повинен в раскрытии перед людьми его пьянящих качеств. Но своей жизнью он доказал, что душа его и тело были всегда свободны от физических и духовных оков.
18 июня 1037 г. первую пятницу месяца рамазана «Ибн Сина омылся, — рассказывает Джузджани, — покаялся, раздал оставшееся имущество беднякам, исправил свои прегрешения перед теми, кого обидел, отпустил на волю рабов» и представился…
Незадолго до смерти он напишет письмо? «Кому?»- спросите вы. -Богу. Да, да вы не ослышались. «О аллах! Нет у тебя товарища, к которому я мог бы обратиться с просьбой. Нет у тебя везиря, которому я мог бы дать взятку…» «Да, грешил я много. Большей частью осознанно. Но во всем следовал тебе!».Возможно, письмо это предназначалось вовсе и не Богу, а нам с вами. Возможно, так Сино оставил нам с вами назидание- к каким поступкам мы бы себя не приводили, никогда не забывали спасать в себе Человека, осознающего свою ответственность перед собой, людьми и Всевышним…
P.S.: В этой статье не удалось рассказать о Сине — генетике, изобретателе, механике, физике, лингвисте….но, возможно, удалось подвигнуть вас к этому.
madein.uz
Авиценна (Ибн Сина) — интересные факты биографии — Альтернативный взгляд Salik.biz
Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи
Авиценна
— Salik.bizЕго имя Ибн Сина, но в Европе зовут его Авиценна. Не злодей, не герой. Можно сказать: интеллектуальное чудо. А его жизнь – будто просматриваешь страницы «1001 ночи». Родился он в 980 г., умер – в 1037-м. Много ездил, жил в различных местах. Скончался где-то в Иране, там его и похоронили. Чем прославился этот человек в истории?
Великий медик, которого можно сравнить с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этом пригодились в эпоху Ренессанса. Трудно перечислить все его таланты. Порой природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о ее могуществе, и тогда рождаются такие как Авиценна.
Микеланджело говорил, что «лучше ошибиться, поддерживая Галена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других». Такая оценка, скорей морального свойства, из уст великого гуманиста дорогого стоит. У специалистов ведется спор о количестве трудов Авиценны, при этом называются цифры и 90, и 456.
Вероятно, ему приписываются подделки, подражания – талантам всегда подражают. Самая гениальная из его книг – «Канон врачебной науки». Но и другие труды вошли в историю, стали классикой – «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Книга справедливого разбирательства»…
Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке – это учение о единстве тела и души. И когда – в XI столетии! Писал Авиценна как правило на арабском языке. Но это совсем не означает, что он – часть арабской культуры. Наверно, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его стали достоянием всех цивилизаций.
И все-же по сей день спорят, чей он. Туркестан, на территории которого он родился, Узбекистан, Турция – все эти страны считают Авиценну своим достоянием. В Турции вышла сравнительно недавно монография «Ибн Сина – великий турецкий ученый». Персы в ответ заявляют: «Он наш. Он у нас похоронен. Он был при дворах эмиров». Его присутствие ощущается и в европейской культуре – уже с XII столетия о нем шла молва. Это был человек с всемирной известностью. И таким он остается сегодня. Когда в 50-е годы XX века отмечалось тысячелетие со дня его рождения, весь мир участвовал в праздновании. О нем написаны огромные тома, ученые и сейчас пользуются его мыслями, а обычные люди учатся у него мудрости.
Рекламное видео:Откуда нам известно о человеке, жившем больше 1000 лет назад? От него самого и его любимого ученика. И это, как кажется скептикам, дает почву для сомнений в его гениальности. Совершенно беспочвенный скептицизм! Потому как молва, начиная с XI столетия бережно хранила память о его талантах, что и дало основание называть его гениальным ученым. До наших дней дошли рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни.
Он сопровождал своего учителя, ведь Авиценна был бесконечный странник. Нигде не задерживаясь долго, он шел по земле, пытаясь как можно больше увидеть, узнать и понять. Гудящая, волнующая, одуряющая красками, запахами, звуками, безотчетно меняющаяся жизнь притягивала его, становясь не только мукой, радостью или печалью, но и предметом изучения. Он рассматривал ее будто под увеличительным стеклом и видел то, что не видели другие. Попробуем понять, почему в X столетии могло появиться такое чудо, как Авиценна.
Напомним, что X столетие – это время крещения Руси, на престоле Владимир Святославич, четвертый русский князь. А там, на Востоке, – Возрождение. Что возрождалось? Да примерно то же, что и в Европе во времена Каролингского Возрождения IX–X веков. Тогда при дворе Карла Великого, при дворе германских императоров Оттонов впервые после войн и хаоса Великого переселения народов интеллектуальная элита обратилась к истокам своей культуры, к античности, к рукописям – греческим, римским.
И приблизительно то же самое было на Востоке. В том культурном контексте, который породил Авиценну, сплелись местные традиции с наследием античным, образуя особый эллинистический вариант синтетической культуры. Авиценна родился близ Бухары.
Известно, что по этим местам, чуть северней, прошел великий Александр Македонский. Именно в Согдиане он устроил знаменитые 10 000 браков своих полководцев и воинов с местными восточными женщинами. Любопытно, что лишь Селевк, один из сподвижников Македонского, сохранил свой брак и именно ему досталась самая большая часть державы. Вот эта держава Селевкидов и стала в IV столетии до н. э. носительницей эллинистической культуры, впитав античность.
С 64 года н. э. эти края стали римской провинцией. А Рим, как известно, – прямой наследник античной греческой или эллинистической культуры. С III века стала формироваться Восточная Римская империя – Византия, которая находилась в тесном торговом и культурном взаимодействии с Востоком. Так сплетались различные культурные корни, но получалось, что все они испытали влияние античности. Как результат именно здесь и оказались истоки будущего восточного Возрождения.
Авиценна был не один. Персидский Восток – родина Фирдоуси, Омара Хайяма, Рудаки. В действительности в поэзии, литературе, архитектуре и медицине людей выдающихся, знаменитых было много.
• • •
Авиценна (его полное имя – Абу Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина) появляется на свет в богатой семье. Отец, Адаллах ибн-Хасан, был сборщик податей. Не самая уважаемая профессия, так сказать, мытарь. Но при этом богат, образован, видимо, неглуп. Известно, что умер отец Авиценны своей смертью, никто его не убил, не зарезал за злодеяния. Мать Ситара (что означает «звезда») родом из небольшого селения близ Бухары Афшана. В этом селении и родился Авиценна. Так звезда родила звезду.
Его родным языком был фарси-дари – язык местного населения Средней Азии. На фарси он писал четверостишья – газели, как их называли на Востоке, – по его выражению, для «отдохновения души».
Городок, где он родился, был оживленный, с большим шумным базаром, куда стекалась уйма народа. Там были больницы и школа, в которой мальчик начал учиться, вероятно, лет с пяти, потому как к его 10-ти годам выяснилось, что в школе ему уже делать нечего. Там изучали языки – фарси и арабский, грамматику, стилистику, поэтику, Коран, который Авиценна к 10 годам выучил наизусть. Это был так называемый гуманитарный класс. Мальчик еще не приступил к изучению ни математики, ни тем более медицины. Позднее он скажет: «Медицина – очень нетрудная наука, и к 16-ти годам я ее освоил полностью».
Конечно, в его словах возможно усомниться – мало ли что говорит о себе человек? Но 17-ти летнего Авиценну ко двору призывает сам эмир, прося исцелить от серьезной болезни. И Авиценна ему на самом деле помог. Необыкновенный был мальчик.
В доме его отца собирались ученые люди, исмаилиты – представители одного из течений в исламе. Их рассуждения были очень похожи на ересь, в последствии их и признали еретиками. Они хотели очистить Коран от невежественных наслоений, призвав на помощь философию. Опасное занятие. Маленький Авиценна присутствовал при этих беседах, но повзрослев, не принял исмаилитский образ мышления. А вот его брат увлекся этими взглядами. Авиценна же официально остался в рамках ортодоксального ислама, хотя ортодоксом никогда не был.
Итак, к 10-ти годам в школе ему делать было особо нечего. И вот – счастливый случай! Отец узнает, что в Бухару приезжает известный ученый тех времен Патолли, тут же поехал к нему и уговаривает поселиться в его доме. Он обещает кормить его, хорошо содержать и вдобавок платить ему жалованье с условием, что ученый будет заниматься с мальчиком. Патолли дал свое согласие, и занятия начались.
Очень точно сказал о годах своей учебы сам Авиценна: «Я был лучшим из задающих вопросы». И опять ему можно верить, занятия с Патолли это подтверждают. Очень скоро ученик стал задавать седобородому учителю такие вопросы, на которые тот ответить уже не мог. А в скором времени Патолли сам начал обращаться к Авиценне, к маленькому Хусейну, за разъяснениями самых трудных мест из Евклида и Птолемея, и они уже вместе искали ответы.
В 15–16 лет юноша начал учиться сам. Его озадачила книга Аристотеля «Метафизика», которую там, в далекой Средней Азии, перевели на несколько языков и неоднократно прокомментировали. Авиценна рассказывал, что он не мог постичь эту книгу, хотя, читая много раз, почти смог выучить ее наизусть. Судя по его рассказам, а после по воспоминаниям его учеников, чтение и письмо были основными занятиями его жизни, и он наслаждался ими, являя собой тип высочайшего интеллектуала, которых временами порождает человечество.
Об аристотелевском сочинении молодой человек узнал абсолютно случайно. Как-то раз на базаре, рассказывает сам Авиценна, когда он бережно перебирал свитки, книги, рукописи, книготорговец вдруг сказал ему: «Возьми вот это замечательное произведение, комментарии к “Метафизике» Аристотеля некоего Фараби, восточного мыслителя, философа. Посмотришь, какое это сокровище».
Юноша схватил эту книжку, это было то, что он подсознательно желал найти. Авиценна был поражен, ему открылось то, над чем он сам тщетно бился. Тогда-то он и назвал Аристотеля своим учителем, проникся его представлениями о мире, мыслью о единстве и целостности бытия, сознания и духа, воспринял аристотелевские идеи о форме нашей земли, ее устройстве.
И 16-ти летний парень стал заниматься… медициной. Разумеется, напрямую «Метафизика» Аристотеля к этому не толкала, а косвенно – да. Может быть, мысль Аристотеля о единстве материального, телесного и духовного оказалась для Авиценны определяющей, до такой степени важной, что привела его к делу всей жизни.
Когда Авиценна смог вылечить эмира Бухары, тот позволил ему пользоваться своей библиотекой. Надо заметить, что Авиценна лечил бесплатно, и награды более ценной для него не было. Книги, рукописи и свитки хранились в сундуках, в каждом – по какому-то одному предмету или науке. И сундуки эти занимали много комнат. В городе поговаривали, что он попросту с ума сошел от счастья.
В своих воспоминаниях Авиценна писал, что «видел такие книги, которые потом не видел никто». Почему? В скорости библиотека сгорела. И злые языки распускали слухи, что это он, Авиценна, сжег библиотеку, что бы никто больше не прочел эти книги и не мог сравниться с ним в мудрости. Трудно придумать большей глупости! Книги были для него святыней. Как мог он сжечь их!
С 18-ти лет Авиценна абсолютно осознанно посвятил свою жизнь занятию наукой. Он много писал, и слава о нем крепла. В 20 лет его приглашают на постоянную службу к хорезм-шаху Мамуну II в Хорезм. Мамун II был одним из лучших представителей сильных мира сего и, безусловно, лучший из тех, кого на своем пути повстречал Авиценна. Этого правителя возможно сравнить, пожалуй, с Лоренцо Великолепным. Он тоже собирал при дворе выдающихся людей, приглашал их отовсюду и не скупился в деньгах, считая развитие культуры и науки делом первостепенным.
Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там проходили постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал как правило Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.
И вот тут на его жизненном горизонте появилась роковая фигура – султан Махмуд Газневи, создатель Газневийского султаната. По происхождению он был из числа гулямов, так называли рабов-воинов тюркского происхождения. Вот уж действительно из рабской грязи – в большие князи! Такие люди отличаются особой спесью, обостренным честолюбием, своеволием, распущенностью. Узнав, что в Бухаре собран цвет культуры, Махмуд пожелал, чтобы весь этот ученый круг был отдан ему. Правитель Хорезма получил приказ: «Немедленно всех ученых ко мне» – туда, в Персию, в нынешний Иран – ослушаться было нельзя.
И тогда правитель Хорезма сказал поэтам и ученым: «Уходите, бегите с караваном, ничем больше я не смогу вам помочь…» Авиценна со своим другом тайком ночью бежали из Хорезма, решив перейти через Каракумскую пустыню. Какое мужество, какое отчаяние! Ради чего? Чтобы не пойти в услужение к Махмуду, чтобы не унизиться и показать: ученые не прыгают по команде, как дрессированные обезьянки.
В пустыне его друг умирает от жажды – не перенеся перехода. Авиценна смог выжить. Теперь он вновь оказался в Западном Иране. Некий эмир Кабус, сам блестящий поэт, собравший вокруг себя замечательное литературное созвездие, радостно принял Авиценну. Как похожи между собой деятели Возрождения, будь то в Италии или на Востоке! Для них главное – жизнь духа, творчество, поиски истины. На новом месте Авиценна стал писать свой величайший труд «Канон врачебной науки». Жил он в купленном для него доме – казалось бы, вот оно, счастье!
Однако жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он снова ушел, вновь начал странствовать по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в своем доме, не зная нужды и гонений?
Около 1023 года он останавливается в Хамадане (Центральный Иран). Вылечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получил неплохой «гонорар» – его назначили визирем, министром-советником. Вроде бы, о чем еще можно мечтать! Но ничего хорошего из этого не вышло.
Дело в том, что к службе он отнесся честно, тщательно вникал в детали и, как человек чрезвычайно умный и образованный, начал делать реальные предложения по части преобразования системы правления и даже войска – вот что поразительно! Но предложения Авиценны оказались абсолютно не нужными окружению эмира. Там были свои министры обороны! Среди придворных начали плести интриги. Появилась зависть и злоба – ведь врач всегда так близок к правителю!
Дело начало принимать плохой оборот, стало понятным, что он в опасности. Какое-то время он скрывался у друзей, но ареста он избежать не смог. А тут сменился правитель, и сын нового правителя захотел иметь Авиценну около себя – слава его была очень велика, а практические медицинские умения хорошо известны. Он провел в тюрьме четыре месяца. Заточение его не было безнадежно тяжким, ему было разрешено писать. Выйдя на свободу, он вместе с братом и своим преданным учеником снова пустился в путь. И оказался в глубинах Персии, Исфахане.
Исфахан – крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…
Авиценна торопился. Как врач и мудрец он знал, что ему немного осталось жить и потому спешил. То, что он постигал тогда, в те давние времена, кажется невероятным. К примеру, писал о роли сетчатки глаза в зрительном процессе, о функциях головного мозга как центра, куда сходятся нервные нити, о влиянии географических и метеорологических условий на человеческое здоровье. Авиценна был убежден, что существуют невидимые переносчики болезней. Но каким зрением он мог их увидеть? Каким?
Он говорил о возможности распространения заразных болезней через воздух, сделал описание диабета, впервые отличил оспу от кори. Даже простое перечисление того что он сделал вызывает изумление. При этом Авиценна сочинял стихи, написал несколько философских произведений, где ставил проблему соотношения материального и телесного. В поэзии Авиценны очень емко выражено его стремление видеть мир единым, целостным. Вот его четверостишие в переводе с фарси:
«Земля есть тело мироздания, душа которого – Господь. И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть. Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь. Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире – ложь».
Какие удивительные, глубокие и серьезные мысли! И какие грешные. Бога он понимал по-своему. Бог – творец, Он этот мир сотворил. И на этом, как считал Авиценна, Его миссия закончилась. Думать, что Господь повседневно следит за мелочной суетой людей, принимает участие в их жизни, – это варварство. В этом были убеждены древние греки. Но Авиценна высказывает и еще более еретическую мысль: творение Бога было предначертано некой сверхбожественной силой. Что это за сила? Что имел в виду Авиценна?
Может быть, уже тогда он задумывался о космосе? Таким людям, как он, подобные глубокие мысли были свойственны.
После того как Авиценне удалось бежать через пустыню, он долго скрывался от султана Махмуда. Правитель упорно разыскивал беглеца и даже разослал в 40 экземплярах что-то вроде листовки или предписания с рисунком, изображающим Авиценну. А судя по тому, что удалось реконструировать по его черепу, он был красавец, без каких-то особо ярко выраженных восточных, азиатских или европейских черт. Махмуд так и не смог вернуть Авиценну (Ибн Сина).
Преемник султана Махмуда Масуд Газневи в 1030 г. послал свое войско к Исфахану, где был Авиценна, и учинил там полный погром. Авиценна пережил настоящую трагедию: был уничтожен его дом, пропали многие его труды. В частности, навсегда исчез труд в 20 частях «Книга справедливости». Это была одна из последних его книг. Возможно, как раз в ней содержались его итоговые, самые глубокие мысли. Но мы о них, как видно, уже никогда не узнаем.
Не станут нам известны и обстоятельства его личной жизни – об этом нет упоминаний в воспоминаниях учеников или просто современников. Он писал о женщинах стихи, воспевающие красоту, гармонию и совершенство. И это – все.
Умер Авиценна (Ибн Сина) в военном походе, сопровождая эмира и благодетеля своего Алла Аддаула. Как врач, он знал, что его организм исчерпал себя, хотя ему было только 57 лет. Раньше он неоднократно лечил себя и излечивал. На этот раз Авиценна знал, что умирает, и потому сказал ученикам: «Лечить бесполезно». Похоронен он в Хамадане, там сохранилась его гробница. В 50-е г. XX века она заново была отстроена. Вот слова Авиценны перед смертью, переданные нам, потомкам, его учениками:
«Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали»
И это сказал человек, с восторгом посвятивший познанию всю свою жизнь, энергию, молодость и здоровье.
Н. Басовская
salik.biz
Ибн Сина — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску В Википедии есть статьи о других людях с куньей Абу Али и именем Хусейн.Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина | |
---|---|
перс. ابوعلی حسین بن عبدالله بن حسن بن علی بن سینا | |
Условный современный портрет (на серебряной вазе, Мавзолей Авиценны, Хамадан) | |
Дата рождения | 16 августа 980 |
Место рождения | с. Афшана, Саманидское государство |
Дата смерти | 18 июня 1037 (56 лет) |
Место смерти | Хамадан, Аббасидский халифат |
Страна | |
Направление | Восточный аристотелизм |
Период | Золотой век ислама |
Основные интересы | медицина, философия, астрономия, механика, химия, геология, логика, поэзия |
Оказавшие влияние | Аль-Бируни, Плотин, |
ru.wikipedia.org
Великий целитель Авиценна / Медикус. Посольство медицины
31 января 2014
Современники называли этого человека Великим Исцелителем и приписывали ему сверхъестественные способности. Сам же Авиценна объяснял свои многочисленные таланты природной наблюдательностью и бесконечной любознательностью, которые помогали ему проникнуть в тайны любой науки, к какой бы он ни обратился.
Князь врачей
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, известный в европейском мире как Авиценна, родился больше тысячи лет назад, в 980 году, в небольшом селении неподалеку от Бухары (на территории современного Узбекистана). Уже с первых лет жизни он был смышлен не по возрасту, и отец возлагал на первенца большие надежды. Существует легенда, что малыш Хусейн, который еще не умел говорить, увидел, как служанка по неосторожности уронила в мешок с крупой золотое кольцо его матери и не заметила этого. Мешок отнесли в амбар, а когда украшения хватились, обвинили работницу в краже. Мальчик плакал не переставая два дня, но потом чудесным образом произнес свои первые слова: они были о служанке и кольце. И пропажа действительно нашлась там, где указал Хусейн.
Вряд ли эта история имела место в действительности. Но недюжинные способности будущего ученого и в самом деле проявились очень рано: в десять лет он знал наизусть весь Коран (к слову сказать, хафизы, «хранители Корана», тратили на это долгие годы), в двенадцать – давал консультации по мусульманскому законоведению, а в шестнадцать стал придворным врачом эмира Бухары. К тому времени юноша уже прочел все доступные ему исследования по медицине, но, как он отмечал в автобиографии, делал это, «пополняя чтение наблюдениями больных, что научило меня многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». На службе у правителя Авиценна получил доступ к дворцовой библиотеке. Это дало ему возможность изучать по книгам естественные и точные науки, а также музыку и стихосложение. Плодом трудов стал трактат «Книга исцеления», посвященный биологии, физике, психологии, геометрии и арифметике, астрономии, логике, музыке и метафизике.
Безмятежная жизнь придворного ученого вскоре закончилась. В Бухаре стало неспокойно, и двадцатидвухлетний Авиценна вынужден был покинуть родину. Он совершил длительное путешествие с караваном в Хорезм, правитель которого покровительствовал ученым. Несколько спокойных лет позволили Ибн Сине вновь заняться научными изысканиями: он ставил химические и физические опыты, занимался астрономией. Также он тайно изучал строение человеческого тела. Скрытность в этом деле в те времена была необходима, ведь изучение внутренних органов было возможно только благодаря вскрытию трупов, а это каралось смертью. И даже титул князя врачей, которым наградили медика в Хорезме, не спас бы его от казни.
Роковым в судьбе Ибн Сины стал отказ от службы султану Махмуду Газневи. У Авиценны был свой резон: при дворе султана никакой свободомыслящий ученый или поэт не мог считать себя в безопасности – правителю были нужны послушные приспешники, а несогласным грозила смерть. Это же решение сделало великого медика вечным скитальцем – он никогда не вернулся домой, переходил из города в город, не обзавелся семьей… Но даже в бесконечных странствиях, мерно покачиваясь на тихоходном верблюде, Авиценна продолжал работать: делал научные заметки и писал стихи.
Канон врачебной науки
Знания Авиценны о человеческом теле поражают воображение даже через тысячу лет после того, как они были записаны. Представьте теперь, какое впечатление они должны были производить на его современников! Ибн Сина возвращал здоровье тем, на ком другие медики давно поставили крест. Во многих случаях Авиценна ставил верный диагноз, всего лишь пощупав пульс пациента.
Все свои знания и наблюдения Ибн Сина объединил в многотомном труде «Канон врачебной науки». Многочисленные копии его разошлись по всем уголкам мира. После изобретения книгопечатного станка «Канон» отпечатали одним из первых после Библии и в количестве, не уступавшем тиражам Священного писания. Это и неудивительно. Уникальные сведения встречались в фундаментальном труде едва ли не на каждой странице. Кроме описания симптомов и лечения таких тяжелых заболеваний, как чума, холера, проказа, оспа, менингит, язва желудка, книга содержит научные откровения, которые были обоснованы лишь через сотни лет. К примеру, удивительное предположение Авиценны о том, что инфекционные заболевания передаются невидимыми глазу насекомыми, подтвердилось лишь в XIX веке с открытием вирусов!
Большое внимание в «Каноне врачебной науки» автор уделяет профилактике заболеваний. Авиценна утверждал: если человек соблюдает режим, занимается физическими упражнениями и прибегает к закаливанию, то он не будет нуждаться в докторах. За это некоторые завистники называли Ибн Сину шарлатаном, обвиняя его в том, что он не лечит больных, а лишь укрепляет их организм. Зато теперь каждый школьник знает, что залогом здоровья является укрепление иммунитета.
Предшественник Хайяма
Достижения Авиценны в других областях знаний, возможно, менее известны, но и они опередили свое время на много веков вперед. В химии ученый изобрел процесс перегонки эфирных масел. Как астроном критиковал Аристотеля за то, что тот считал свечение звезд отраженным светом Солнца (Ибн Сина утверждал, что звезды светятся сами по себе), наблюдал Венеру и изобрел прибор для измерения широты. Философские идеи Авиценны об изначальности и вечности мира вызывали острую полемику среди лучших умов того времени.
Писал ученый и о музыке, подводя под свои изыскания серьезную научную базу. Авиценна рассматривал ее с позиции математики, психологии, социологии, поэтики, этики и физиологии. Также он изобрел гиджак – популярный в Средней Азии музыкальный инструмент.
Многие научные работы Авиценны («Трактат о любви», «Трактат о птицах», а также поэма о медицине «Урджуза») написаны стихами. Есть у него и художественные произведения: повести, поэмы и четверостишия – рубаи. В этом смысле он стал предшественником еще одного великого арабского поэта и ученого – Омара Хайяма, который родился через одиннадцать лет после смерти Авиценны. Сам Хайям называл Ибн Сину своим учителем.
«Лишь узел смерти я распутать не сумел…»
По горькой иронии судьбы, Авиценна умер от болезни, которую сам с успехом лечил у других. Лишения и скитания, которых было много в его жизни, «наградили» его желудочными коликами. Долгое время медик справлялся с недугом. Но врач, которому Ибн Сина доверил сделать лекарство, перепутал ингредиенты, что привело к фатальному исходу. Существует легенда, что перед кончиной он попросил ученика приготовить сорок лекарств по секретному рецепту и использовать их сразу после наступления смерти. Тот сделал все, как велел учитель, и заметил, что тело Авиценны молодеет и оживает. В ужасе юноша разбил склянку с последним снадобьем, и уже через минуту перед ним снова лежал бездыханный старик.
Конечно, эту сказку придумали те, кто верил во всесильность великого врача Абу Али Хусейна ибн Сины. Сам же он в одном из своих рубаи признавался:
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварство я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел
Поделиться:
03 марта 2014 | 12:03
Парадоксы ПарацельсаСредневековый ученый Парацельс был фигурой крайне противоречивой. Рожденный дворянином, он боролся с феодалами за права крестьян. Заложив основы перспективного направления в химии, он упорно держался за отживающее свое алхимию. Помогал другим справляться с серьезными недугами, но за своим здоровьем не очень-то следил. Как же сложилась судьба у этого гения парадоксов?
19 февраля 2014 | 11:02
Боткин – отец русской медициныЗаслуги Сергея Петровича Боткина сложно переоценить. Этот талантливый ученый реформировал российскую врачебную практику и вывел ее на новый, европейский уровень развития, дал дорогу многим талантливым русским врачам, а сам стал основоположником революционного на тот момент направления научной клинической медицины.
21 января 2014 | 12:01
Зазеркалье Натальи БехтеревойСудьба Натальи Петровны Бехтеревой, выдающегося нейрофизиолога наших дней, словно соткана из противоречий. Внучка великого ученого, перед которой, казалось, открывались все двери, она вынуждена была добиваться успеха собственными силами. Посвятив всю жизнь изучению «серого вещества», Бехтерева свято верила в существование души и сама переживала сверхъестественный опыт. Она обладала острым мужским умом, но сумела стать по-женски счастливой.
www.medicus.ru