Русско-византийское противостояние и договоры 907 и 911 гг.
В 907 году огромная дружина киевского князя Олега отправилась за море на завоевание Царьграда. Византийскому императору Льву VI Философу донесли о приближающихся скифских кораблях. Он дал приказ о закрытии ворот и ограждении гавани с помощью цепей. Тогда воины Олега занялись разорением пригородов Константинополя.
Летопись гласит, что по заданию князя русские ладьи были вытащены на сушу и на самодельных колесах их покатили в сторону Царьграда. Испуганным грекам не оставалось ничего другого, как заключить мир с Олегом, который в 911 году подтвердило русское посольство.
Поход Олега на Константинополь в 907 году
«Повесть временных лет» рассказывает о походе киевского князя Олега на Константинополь. Разные народы и племена отправили ему своих ратников. Русские корабли вначале шли по реке Днепр, а затем по Черному морю до самого Царьграда.
Об огромном скифском войске доложили византийскому императору Льву VI Философу.
Для устрашения греков князю Олегу в голову пришла необычная идея. Его воины вытащили ладьи на сушу и оснастили их колесами. В паруса кораблей подул попутный ветер и они двинулись на Константинополь. Греки пришли в ужас от подобного зрелища и попросили не губить их город, желая откупиться выплатой дани. Кроме того, они задумали хитростью погубить войско Олега, отравив присланные яства, которые князь не принял. Позже это событие стали называть причиной получения Олегом прозвища «Вещий».
Заключение первого русско-византийского договора
Византийцы восприняли отказ князя, как божье знамение и решили согласиться на все его требования. Был составлен договор, который греки поклялись выполнять, целуя православные кресты. Русские подтвердили клятву на оружии, упомянув о боге Перуне. Свою победу над Византией князь отметил прикреплением собственного щита на врата Константинополя.
В договоре были записаны выгодные условия для русских купцов, а также определен размер выкупа. Каждый воин Олега получил от греков по двенадцать гривен, а большие суммы достались русским городам:
- Любечу;
- Полоцку;
- Переяславлю;
- Чернигову;
- Киеву и др.
Новые паруса на многочисленные русские корабли греки пошили из дорогих материй. Но по дороге они порвались, тогда Олег приказал их заменить на обычные: «Ветру не ведомо дорогое сукно. Любой парус он проверяет на крепость».
В русско-византийском договоре 907 года было написано, что русские купцы основывают в Царьграде свое поселение-колонию. Для них безоружных всегда открыты ворота города. Сопровождает их императорская стража. Одновременно в Константинополе могут находиться максимум полсотни представителей русского купечества. Местная власть берет их на учет, предоставляет питание и кормит животных в течение шести месяцев.
Договор между Русью и Константинополем 911 года
В 911 году в Царьград прибыли послы от князя Олега, которые подтвердили договор 907 года с добавлением в него некоторых новых пунктов. В них говорилось, что Византия должна оказать помощь русским при кораблекрушении. В отдельных пунктах было сказано о плененных или сбежавших преступниках.
Под новой версией договора стояли подписи посланников князя:
- Веремуда;
- Фарлофа;
- Инегельфа;
- Карла и др.
Судя по их именам можно говорить о том, что это норманны. Купцы в переговорах с Константинополем не участвовали, так как о них в летописях нет никаких упоминаний. Получается, что договор 911 года был заключен предводителями норманнского войска от имени киевского князя Олега.
Русско-византийская война 907 года | это.
.. Что такое Русско-византийская война 907 года?Русско-византийская война 907 года — легендарный победоносный поход древнерусского князя Олега на Константинополь.
Поход подробно описан в «Повести временных лет» (нач. XII века) и завершился подписанием мирного договора в 907 году. Широко известен в русском обществе по фразе: «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда». Однако данный набег не упомянут ни в одном византийском или ином источнике, кроме древнерусских летописей. В 911 году был заключён новый русско-византийский договор, достоверность которого под сомнение не ставится.
Содержание
|
Положение Византии
В начале X века в Византии правил император Лев VI Философ, вступивший в конфликт с церковными иерархами из-за 4-го брака. Основным врагом Византии в этот период времени были сарацины, наступавшие в Малой Азии на византийские владения и совершавшие морские набеги с юга. Самым известным набегом стал захват пиратом Львом Триполийским в июле 904 года греческого города Фессалоники. Византийский флот под командованием друнгария Имерия не смог помешать сарацинской флотилии, состоявшей всего из 54 кораблей.
Воспользовавшись слабостью империи, в том же 904 году болгарский царь Симеон I отнял часть земель у Византии, которая откупилась ежегодной данью, исправно выплачивая её до 913 года. В Европе в начале X века появилась новая сила, венгры, которые осели в Паннонии, разгромив славянское государство Великую Моравию. В скором времени европейские хроники заполнятся сообщениями о набегах венгров на соседние страны, но в начале 900-х они представляли угрозу прежде всего Болгарскому царству, и византийская дипломатия пыталась натравить их на Симеона I.
Хотя после набега на Константинополь в 860 году византийские источники не отмечают каких-либо конфликтов с русами, есть косвенные свидетельства о том, что набеги продолжались и позже. Так в своём военном наставлении (написано около 905 года) в главе о морских сражениях император Лев VI заметил, что враждебный народ, «так называемые северные скифы» (именование русов в византийской традиции), используют небольшие быстрые корабли, поскольку они не могут иначе выйти из рек в Черное море.
Из событий, близких по времени к 907 году, византийские хроники отмечают победу своего флота над сарацинским в октябре 906 года.[1] В 907 и следующих годах больших сражений или войн около Константинополя не отмечено. Следующее сражение произошло в октябре 911 года возле Крита, в котором византийский флот потерпел поражение от сарацин. За византийцев сражались 700 русов.[2] Летом 913 года болгарский царь Симеон I совершил победоносный поход под стены Константинополя, завершившийся выгодным для болгар мирным договором.
Поход Олега по «Повести временных лет»
«Повесть временных лет», самая ранняя из сохранившихся древнерусских летописей (нач. XII века), начинает рассказ о походе на Царьград с перечисления славянских и финно-угорских народов и племён, которых Олег привлёк к походу:
«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.»
Согласно летописи, часть войска двигалось по берегу на конях, другая по морю на 2 тысячах кораблях, каждый из которых вмещал по 40 человек. Однако текст Новгородской летописи младшего извода[3], который по предположению историка Шахматова содержит в изначальном виде часть самой ранней несохранившейся летописи (Начальный свод), не говорит о 2 тысячах кораблей, но о 100 или 200 кораблей («И заповЂда Олегъ дань даяти на 100, 200 корабль. ..»). Историки избегают трактовки неясной фразы начального летописца XI века, но из неё легко выводится цифра в 2000 кораблей более поздним автором «Повести временных лет» (ПВЛ). В остальном автор ПВЛ следует рассказу Начального свода с более точным указанием дат. Круглая цифра в 200 кораблей могла быть взята из рассказа о более раннем набеге руси на Царьград в 860 году.
Затем в описании похода начинаются легенды. Олег поставил свои корабли на колёса и при попутном ветре двинулся по полю к Константинополю.[4] Испуганные греки запросили мира, вынесли отравленное вино и пищу, которые Олег не принял. Тогда греки согласились на условия Олега: заплатить по 12 гривен каждому воину, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов. Новгород не вошёл в список городов, что согласуется с археологической датой образования города (после 931 года). По ПВЛ дань указана также в 12 гривен «на уключину», что оставляет без вознаграждения конных участников похода.
Помимо разовых выплат, на Византию была наложена постоянная дань и заключён договор (договор 907 года), регулирующий пребывание и торговлю русских купцов в Византии. После взаимных клятв Олег повесил в знак победы щит на воротах Царьграда, затем приказал грекам сшить паруса: для руси из паволок (златотканый шёлк), славянам из коприны (простой шёлк). Согласно летописи, по возвращении в Киев с богатой добычей народ прозвал Олега Вещим.
Некоторая аналогия с парусами из драгоценных тканей прослеживается в скандинавской саге о будущем норвежском короле Олафе Трюггвасоне, записанной монахом Оддом в конце XII века. Олаф служил у князя Владимира в 980-х годах и совершил поход в Византию, согласно саге для крещения. Один из его военных набегов описывается так: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды [Русь]; они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры.
Если древнерусский летописец рассказывает о походе руси на Царьград в 860 году исключительно по византийским источникам (хроника Амартола), то рассказ о походе 907 года основан только на местных устных преданиях, некоторые мотивы из которых находят отражение в скандинавских сагах. Хотя сами легенды могут и не соответствовать исторической реальности, но они свидетельствуют о том, что поход был, хотя развивался видимо по-другому, чем его описывает летопись.
Договор 907 года
Согласно ПВЛ после победы Олег заключил в Константинополе мир на очень выгодных условиях. Приходящие в город русские фактически находились на содержании византийских властей и не платили пошлин. Договор пересказан на словах, формально-процессуальное содержание опущено.
В сентябре 911 года (по ПВЛ в 912 году из-за начала нового года с 1 марта) был заключен новый договор, список с которого полностью приводится в летописи. Содержание договора 907 года никак не пересекается с договором 911 года, за исключением имён послов, но почти буквально воспроизводит фрагмент из русско-византийского договора 944 года. Таблица ниже передаёт текст договора 907 года в соответствии с фрагментами из более поздних русско-византийских договоров.
Договор 907 года | Договоры 911, 944, 971 года |
---|---|
Участники: Карл, Фарлаф, Вермуд, Рулав и Стемид («посла к ним в град карла фарлоф. вельмуда. и стемид») | Договор 911 года Участники: Карл, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Стемид и ещё 10 имён. «Мы от рода русскаго. карлы. инегелдъ фарлофъ. веремудъ. рулавъ. гоуды | роуалдъ. карнъ. фрелавъ. руалъ. актеву. труанъ. ли|доул фостъ. стемид. иже послани от олга великого князя роуска и от всех иж соут под роукою ег светлых и великих князь. и ег великих бояръ. |
Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят […] и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов… | нет соответствия в договорах |
Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно […] Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек… | Договор 944 года И те русские, которые отправляются отсюда, пусть берут от нас все необходимое: пищу на дорогу и что необходимо ладьям […] Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть накажет князь своим послам и приходящим сюда русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в стране нашей. И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину — послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из прочих городов. Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50. .. |
Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. | Договор 971 года … пусть […] будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. |
Сведения о походе Олега из других источников
Новгородская Первая летопись младшего извода излагает события иначе, называя два похода на Византию Игоря со своим воеводой Олегом, датируя их 920 и 922 годами:
И бысть у него воевода, именемъ Олегъ, муж мудръ и храборъ… В лѣто 6430 [922]. Иде Олегъ на Грѣкы и прииде къ Цесарюграду; и Греци замкоша Съсуд, а град затвориша.
При этом поход 920 года по описанию воспроизводит хорошо задокументированный поход князя Игоря в 941 году.
В византийской хронике Псевдо-Симеона (последняя треть X века) рассказывается о росах (руси):
«Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться.»[6]
В этом фрагменте некоторые исследователи готовы видеть элементы, схожие с предсказанием волхвами грядущей смерти Олегу, а в самом Росе — Вещего Олега. В популярной литературе широко цитируются построения В.Д. Николаева[7] о набеге росов-дромитов на Византию в 904 году. Росы, согласно Николаеву (Псевдо-Симеон не упоминает об этом), были разбиты у мыса Трикефал византийским адмиралом Иоанном Радином, и только часть их спаслась от «греческого огня» благодаря озарению их предводителя .
А.Г. Кузьмин[8], исследуя текст «Повести временных лет» о князе Олеге, предположил, что летописец использовал греческие или болгарские источники о походе Олега. Летописец приводит слова византийцев: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». Эти слова могут указывать на события 904 года, когда Константинополь не оказал помощи городу Фессалоники, покровителем которого считался Дмитрий Солунский, в результате чего жители города подверглись резне и только часть их удалось выкупить из рук пиратов-арабов. В непонятной из контекста фразе византийцев о св. Дмитрии мог содержаться намёк на месть Дмитрия Константинополю, виновному в разграблении Фессалоник.
Интерпретации
Поход на Царьград Вещего Олега. Рисунки XV века в Радзивилловской летописи.
Поход известен исключительно по русским источникам, византийские хранят по поводу него молчание. Лишь в «Истории» Льва Диакона есть свидетельство реальности не столько похода, сколько мирного договора: Иоанн Цимисхий во время переговоров со Святославом напоминает ему, как князь Игорь, «презрев клятвенный договор», напал на византийскую столицу. Здесь по мнению М. Я. Сюзюмова и С. А. Иванова[9], а также А. А. Васильева[10] имеется в виду договор Олега 911 года, заключённый после похода 907 года и известный по Повести временных лет.
Г. Г. Литаврин нашёл договор таким, что он «без военного давления со стороны Руси был абсолютно невозможен»[11]. При заключении империей договора с другой страной, составлялся основной экземпляр договорной грамоты от имени императора, затем такой же на греческом языке, но от имени правителя другой страны, и уже эта грамота переводилась на язык народа, с которым договаривались. Известный лингвист, академик С.П. Обнорский заключил, что текст договора 911 года именно переводной, пестрит грецизмами и нарушениями требований русского синтаксиса[12][13].
Таким образом, тексты договоров, включённые в Повесть временных лет, свидетельствуют о том, что поход не был полным вымыслом. Молчание византийских источников некоторые историки склонны объяснять неверной датировкой войны в Повести. Были попытки связать её с набегом «русов-дромитов» в 904, в то время, когда Византия сражалась с пиратом Львом Триполийским. Наиболее вероятная гипотеза была выдвинута Б. А. Рыбаковым и Л. Н. Гумилёвым: описание похода 907 года в Повести на самом деле относится к войне 860 года, место которой заняло сообщение о неудачном рейде Аскольда и Дира 866 года, навеянное византийскими легендами о чудесном избавлении христиан от враждебных язычников.
Это тем вероятнее, что Русь с начала X века выступает в греческих текстах как союзник Византии. Патриарх Николай Мистик (901—906 и 912—925) угрожает Болгарии русским вторжением, 700 русских наёмников принимали участие в неудачной византийской экспедиции на Крит в 911.
В своей работе, посвященной походу Вещего Олега на Царьград, визаентиевед А.А. Васильев пришел к выводу, что набег Олега не был вымыслом древнерусского летописца, который в традициях скандинавских героических саг превратил обычный грабительский рейд на византийские владения в эпохальное событие.[14]
Датировка похода
Помимо вопроса о том, имел ли место поход Олега, описанный в «Повести временных лет», существует проблема датировки такого похода.
Дата 907 года в «Повести временных лет» условна и возникла в результате сложных расчётов летописцев при сопряжении абсолютной и относительной хронологии источников, имевших даты указанные в различных эрах. Изначально рассказ о княжении Олега не имел датировки, поэтому позже рассказ был разделен на части, которые тяготели к датам начала и конца правления Олега.
По мнению А.Г. Кузьмина изначально информация конца правления Олега датировалась в «Повести временных лет» 6415 (907) годом, но при сличении с датой договора 911 года, датировка была изменена, поэтому появилось две летописных статьи в которых говорилось о походе, заключении договора и смерти Олега. Так в летописи появилось два договора (текст и его «пересказ»). Таким образом, события, описанные в статьях 907 и 912 годов, изначально никак не датировались, но были связаны, как, например, в тексте «Иоакимовской летописи», в которой нет абсолютной датировки и сведений о смерти князя: «После того Олег обладал всей страной той, многие народы себе покорил, ходил воевать на греков морем и принудил тех мир купить, возвратился с честию великою и богатствами многими».
По косвенным данным поход датируется 904-909 гг. Нижняя дата, 904 год, определяется известиями о союзных росах-дромитах и нападению арабов на Фессалоники. Верхняя дата, 909-910 гг., определяется по известию о разведывательном походе русов в Каспийское море, за которым последовал поход 913 года. Русы, совершившие этот поход, не могли пройти через Чёрное и Азовское моря в Дон без союзнических отношений с Византией. Союз Руси и Византии к 909-910 году подтверждается данными Константина Багрянородного (сер. X в.) об участии русских вспомогательных судов в критской экспедиции 910 года.
Вместе с тем в «Повести временных лет» имеется и относительная датировка похода. В тексте сказано, что предсказание волхвов о смерти Олега сбылось на пятое лето после его похода на Константинополь. «Смерть» Олега можно датировать временем не позже июля 912 года (принесение жертв, упомянутое В.Н. Татищевым, при появлении кометы Галлея), или осени этого года, указанной в летописи (время полюдья). Поход 913 года поставил точку на карьере Олега (он погиб или ушёл на север). Следовательно, поход на Византию приходится на 907-908 гг., и летописец не ошибся в расчётах. Верность указанной в легенде относительной даты подтверждается другим местом «Повести» — под 1071 год сказано, что в Киеве объявился волхв: «…Он рассказывал людям, что на пятый год Днепр потечет вспять и что земли начнут перемещаться» Видимо, пятилетний срок пророчества был обычным для волхвов.
Датировку похода подтверждает и динамика византийско-болгарских отношений. В 904 году болгарский царь Симеон I совершил поход на разграбленные арабами Фессалоники, пытаясь расширить свои владения. В 910-911 годах он собирается начать войну с Византией, но начнет её лишь в 913 году. В качестве одного из сдерживающих факторов по отношению к болгарам византийцы использовали флот русов.
Примечания
- ↑ Васильев А.А. «Византия и арабы». т. 2, с. 156
- ↑ Константин Багрянородный, «О церемониях»: В списке экспедиции на Крит среди 47 тысяч воинов отмечены 700 русов.
- ↑ Новгородская 1-я летопись младшего извода по Толстовскому списку
- ↑ Некоторые параллели с походом Вещего Олега в 907 году присутствуют в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: Легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (бронзовый конь являлся поэтическим образом корабля викингов) на колеса и направил их на врагов.
- ↑ Олав Трюггвасон: Джаксон Т. Четыре норвежских конунга на Руси: из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X – первой половины XI в. – М.: Языки русской культуры, 2002.
- ↑ Ps.-Sym. 707. 3-6. : Псевдо-Симеон дал буквальный перевод с греческого слова дромос, то есть бег.
- ↑ Николаев В.Д. Свидетельство хроники Псевдо-Симеона о руси-дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г. // Византийский временник. — 1981. — Т. 42. — С. 147-153.
- ↑ А.Г.Кузьмин, Начальные этапы древнерусского летописания
- ↑ Лев Диакон История — Наука, М.: 1988, в серии памятники исторической мысли. Книга 6 в переводе М. М. Копыленко, комментарии М. Я. Сюзюмова, С. А. Иванова, см. комментарии 64 и 66.
- ↑ Васильев А. А. История Византийской империи: Византийская империя и Русь
- ↑ Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). — СПб., 2000. С. 64.
- ↑ Обнорский С. П. Язык договоров русских с греками // Язык и мышление. 1936, VI-VII. С. 102.
- ↑ Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси
- ↑ A. A. Vasiliev, The second Russian attack on Constantinople, 1951
Ссылки
- Повесть временных лет в переводе Д. С. Лихачева (см. 907-912 годы).
- Текстологический анализ сообщения летописи о походе на Царьград на сайте www.textology.ru.
Поход Олега на Константинополь: текст
Поход Олега на Константинополь: текст — IntraText CTСодержание | Слов : Алфавитный — Частота — Инверсия — Длина — Статистика | Справка | INTRATEXT LIBARY |
Кампания Олега против Constantinople INTRATEXT CT — Текст |
- Текст
904-907 (6412-6415) Оставив Игоря в Киеве, Олег напал на греков. Он взял с собой множество варягов, славян, чуди, кривичей, мерян, полян, Северяне, древляне, радимичи, хорваты, дулебы и тиверцы, которые Торкс. Все эти племена известны грекам как Великая Скифия. С этим всю силу, Олег выступил на конях и на кораблях, и число его судов было две тысячи. Он прибыл раньше Константинополя, но греки укрепили пролив и замкнули город. Олег высадился на берег, и приказал своим солдатам высадить корабли на берег. Они вели войну вокруг города, и совершил много резни греков. Они также разрушили много дворцов. и сожгли церкви. Из захваченных пленных некоторых обезглавили, одних пытали, других расстреливали, а третьих бросали в море. Русские причинили грекам много других бед обычным образом. солдат. Олег приказал своим дружинникам сделать колеса, которые они прикрепили к корабли, и при попутном ветре они распустили паруса и понеслись на город из открытой местности. Когда греки увидели это, они испугались и, послав к Олегу гонцов, умоляли его не уничтожать город и предложил платить такую дань, какую он пожелает. Таким образом Олег остановил его войска. Тогда греки принесли ему еду и вино, но он не принял бы его, потому что он был смешан с ядом. Затем были греки ужаснулся и воскликнул: «Это не Олег, а святой Димитрий, которого Бог наслал на нас». Тогда Олег потребовал, чтобы они заплатили дань за его двух тысяч кораблей из расчета двенадцать гривен на человека, на сорок человек насчитывалось на корабль.
Греки согласились на эти условия, и молился о мире, чтобы Олег не завоевал землю Греции. Уходя на пенсию таким образом недалеко от города Олег заключил мир с греческими императорами Льва и Александра, и послал в город к ним Карла, Фарульфа, Вермунда, Хроллаф и Стейнвит с указанием получить дань. Греки обещал удовлетворить их требования. Олег потребовал, чтобы они отдали . войска на две тысячи кораблей по двенадцать гривен на лавку, и. платить в прибавьте суммы, необходимые для различных русских городов: сначала Киева, затем Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и др. города. В этих в городах жили князья, подвластные Олегу.
Русские предложили следующее условия: «Русские, которые придут сюда, получат столько хлеба, сколько они требовать. Кто приедет торговать, тот получит припасов на шесть месяцев, включая хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты. Для них должны быть приготовлены бани в любом требуемом объеме. Когда русские вернутся домой, они получать от своего императора продовольствие, якоря, снасти, паруса и все остальное необходимо в пути» 9.0036
Греки приняли эти положения, и императоры и все придворные заявили: «Если Русские приходят сюда без товаров, не получат провизии. Твой князь лично наложит запрет на таких русских, как на выезд сюда, чтобы они не делали насилия в городах и во всем нашем территория. Те русские, которые придут сюда, будут жить в квартале Святого Мамая. Наше правительство пошлет офицеров, чтобы записать их имена, и тогда они должны получают свое ежемесячное пособие сначала киевляне, затем уроженцы Чернигов, Переяславль и другие города. Они не должны войти в город спастись через одни ворота, без оружия и по пятьдесят за раз, в сопровождении солдат император. Они могут покупать товары в соответствии со своими потребностями, и без налогов» 9.0036
Таким образом, императоры Лев и Александр помирился с Олегом и, договорившись о дани и взаимно обязывающих поклявшись, они приложили крест и пригласили Олега и его людей на присягнуть так же. Согласно религии русских, последние клялись своим оружием и своим богом Перуном, а также Волосом, богом крупного рогатого скота и тем самым подтвердил договор. Олег распорядился, что паруса шелковые должны быть сделаны для русских и льняные для славян, и его требование было доволен. Русские повесили свои щиты на ворота в знак победы, и Олег тогда ушел из Константинополя. Русские развернули свои шелковые паруса и славяне свои паруса льняные, но ветер рвал их. Тогда Славяне сказали: «Оставим наши брезентовые паруса, льняные паруса не для славян». И пришел Олег в Киев, неся с собой покровы, золото, плоды и вино. со всевозможными украшениями. В народе Олега называли Мудрым, за они были всего лишь язычниками, а потому невежественными.
Содержание | Слов : Алфавитный — Частота — Инверсия — Длина — Статистика | Справка | Библиотека IntraText
Лучше всего просматривать в любом браузере с разрешением 800×600 или 768×1024 на планшетном ПК
IntraText® (V89) — Некоторые права принадлежат EuloTech SRL — 1996-2007. Контент на этой странице находится под лицензией Creative Commons License
Худшие лидеры в истории: Игорь I из Киева
Последующие неудачные кампании по захвату регионов Византийской империи привели к тому, что Игорь I Киевский стал считаться одним из худших лидеров в истории.
Брэд Рейнольдс
Когда славянский народ начал формировать то, что в конечном итоге стало Российской империей, на этом пути были неизбежные ошибки. К концу 9 века государство Киевская Русь было основано правителем викингов Рюриком и укреплено его преемником Олегом. Олег объединил многие финские и славянские племена, обеспечив торговые пути в Черном море и открыв дипломатические каналы с Византией в 9 в.11. Игорь I Киевский взойдет на киевский престол в 912 году и попытается развить наследие Рюрика и Олега посредством военной экспансии. Однако эти военные кампании закончились ошибками и в конечном итоге привели к гибели Игоря, что привело к его репутации одного из худших лидеров в истории.
[текстовое_объявление]
Первым военным походом Игоря в качестве великого князя была экспедиция в Закавказье (современные Грузия, Азербайджан и Армения) для расширения торговых путей через Каспийское море. Документально подтверждено, что вскоре после начала кампании Игорь оставил свои войска для подавления восстания древлян, славянского племени, платившего дань Киевской Руси. Пока Игорь занимался царством, его закавказские войска продолжали грабить Бакинскую область Каспия, получая огромные богатства. Чтобы обеспечить безопасный проход домой, Игорь согласился платить дань хазарам, конфедерации тюркоязычных племен, которую Олег разгромил в 9 г.11. Хазары не сдержали своего слова, дважды перейдя Игоря и устроив засаду флоту Киевской Руси, когда они начали свое возвращение в Киев, убив примерно 30 000 русских солдат.
Игорь вступает в Малую Азию
Только в 941 году Игорь снова возглавит поход в Закавказье и Малую Азию. Игорь продвинет свои войска вдоль южного берега Черного моря, чтобы разграбить византийские провинции Вифина и Пафлагония к востоку от Константинополя. Узнав, что византийский флот занят борьбой с арабскими войсками в Средиземном море, русы начали грабить Константинополь. В очередной раз добившись первоначального успеха в грабеже и захвате добычи, жадность Игоря к завоеваниям будет стоить жизни его людей. Византийский император Лекапун оснастил 15 отставных кораблей знаменитым греческим огнем, нанеся тяжелые потери и нанеся ущерб русскому флоту, вынудив Игоря отступить к Киеву.