ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. П. Пятнов
«Бегство Игоря Святославича из половецкого плена». Миниатюра Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).
И́ГОРЬ СВЯТОСЛА́ВИЧ (в крещении Георгий) (3.4.1151–1201, Чернигов), князь курский и путивльский (1164–80), новгород-северский (1180–98), черниговский (1198–1201). Из династии Рюриковичей. Сын Святослава Ольговича. В 1158 присутствовал на съезде киевского кн. Изяслава Давидовича и черниговских князей в Лутаве. В 1169 участвовал в походе на Киев, организованном владимирским кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским. Не позднее 1170 женился на дочери галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла. 20.7.1172 разбил половцев, возглавляемых ханами Кобяком и Кончаком, двигавшихся к Переяславлю, и освободил многих пленённых кочевниками русских. В 1173 участвовал в походе войск собранной владимирским кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским коалиции на Киев и Киевскую землю, в сентябре – октябре безуспешно осаждал Вышгород, обороняемый кн. Мстиславом Ростиславичем Храбрым. После смерти старшего брата Олега (16.1.1180) занял новгород-северский стол. В том же году участвовал в съезде черниговских князей с киевским кн. Святославом Всеволодовичем. В 1181 активно поддержал Святослава Всеволодовича в его борьбе за киевский стол с кн. Рюриком Ростиславичем. Участвовал в осаде Друцка, привёл отряды половцев ханов Кобяка и Кончака, с которыми вступил во врем. союз, к Вышгороду, а затем к Долобскому оз., где был разбит посланными против него Рюриком Ростиславичем войсками. И. С. и Кончак бежали в Городец-Остерский. Весной 1184 И. С. разгромил половцев на р. Хирия, а летом того же года – на р. Мерль.
23.4.1185 И. С. начал новый поход на половцев, воспетый в «Слове о полку Игореве». В состав его сил вошли полки его сына Владимира Игоревича, брата Всеволода Святославича, племянника Святослава Ольговича и черниговский отряд во главе с воеводой Ольстином Олексичем. Поход закончился тяжёлым поражением рус. князей 12.5.1185, все руководители похода попали в плен к половцам, а поражение поставило под угрозу всю оборону Юж. Руси, особенно на левобережье Днепра. Находясь в плену, И. С. благодаря поручительству хана Кончака получил относительную свободу передвижения. Вероятно, осенью 1185 он бежал, склонившись на уговоры половца Овлура, который сам намеревался уйти в рус. земли, а также пленных дружинников.
Осенью 1188 организовал свадьбы своих сыновей: Владимира, вернувшегося из плена в конце лета с женой, дочерью хана Кончака, но не венчанного по православному обряду, и Святослава, который взял в жёны дочь белгородского и овручского кн. Рюрика Ростиславича – Ярославу Рюриковну. В 1190 И. С. выдал замуж дочь за Давида Ольговича – внука киевского кн. Святослава Всеволодовича. В 1191 совершил успешный поход на половцев, захватив скот и коней. Зимой 1191/92 организовал новый поход большой коалиции черниговских Ольговичей (брат И. С. – Всеволод Святославич, дети киевского кн. Святослава Всеволодовича – Всеволод, Владимир и Мстислав, Ростислав Ярославич и Давид Ольгович). Однако половцы заранее узнали об этом выступлении, подготовились к нападению, в результате чего рус. войско повернуло ночью от р. Оскол назад. В 1194 был на съезде в Рогове, созванном Святославом Всеволодовичем для организации похода на рязанских князей. Занял черниговский стол после смерти черниговского кн. Ярослава Всеволодовича.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова – История одного шедевра
Сюжет картины Васнецова
В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами. Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву. Однако же по виду мёртвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснётся.
Васнецова называли «богатырём русской живописи»
Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь чёткой. В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира. Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. И это далеко не редкий пример.
Автопортрет, 1873. (wikimedia.org)
Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединил силы с другими русскими князьями.
Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или её последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра. События 12-го века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.
Сеча Игоря Святославича с половцами
События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Ещё до начала похода Игорь Святославич видел солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвинулся в поход к берегам Донца.
Богатыри, 1898. (wikimedia.org)
Половцы же подготовили мощный удар, объединив почти все племена. Войска столкнулись на берегах Каялы. «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода, повествует о трёх днях боя. Одержав победу, половцы вторглись на Русь, направив силы в сторону Переяславля и в Посемье. Тут уже русские князья скоординировались и смогли защитить города от разорения.
Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорождённым сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.
Сборник: Виктор Васнецов
Соединив историзм и романтизм, символизм и фольклор, он создал новый стиль — неорусский. Творчество художника стало переходом от передвижничества к модерну.
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Виктор Васнецов — создатель образа сказочной Руси
Виктор Васнецов — создатель образа сказочной Руси
Называя его богатырём русской живописи, современники восхищались тем, какой объёмный культурный пласт художник представлял в своём творчестве.
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«Богатыри» Васнецова
«Богатыри» Васнецова
«Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай».
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«Алёнушка» Васнецова
«Алёнушка» Васнецова
Виктор Васнецов называл это полотно своим любимым.
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова
«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова
Виктор Васнецов как никто другой смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах.
- ЕГЭ
- Европа
- XIX-XX вв.
Угадай картину Васнецова по фрагменту
Угадай картину Васнецова по фрагменту
Русские народные сказки и былины невозможно представить без картин Виктора Васнецова. Узнаешь ли ты работы живописца по фрагментам? Пройди тест и проверь свои знания!
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Виктор Васнецов — создатель образа сказочной Руси
Называя его богатырём русской живописи, современники восхищались тем, какой объёмный культурный пласт художник представлял в своём творчестве.
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«Богатыри» Васнецова
«Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай».
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«Алёнушка» Васнецова
Виктор Васнецов называл это полотно своим любимым.
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова
Виктор Васнецов как никто другой смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах.
- ЕГЭ
- Европа
- XIX-XX вв.
Угадай картину Васнецова по фрагменту
Русские народные сказки и былины невозможно представить без картин Виктора Васнецова. Узнаешь ли ты работы живописца по фрагментам? Пройди тест и проверь свои знания!
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Балетный роман
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Придуманная любовь Джейн Остин
- Статьи
- Европа
- XVII век
Суд над Карлом I
- Статьи
- Европа
- XIV-XV вв.
Как сходят с ума короли: Карл VI
- Статьи
- Европа
- XIX век
Храм Христа Спасителя: история возведения
- Статьи
- Африка
Нефертити и её бюст
- Статьи
- Европа
- XV-XVIII вв.
Боярство: блеск и нищета древней русской знати
- Статьи
- Америка
- XIX век
Золотая лихорадка: безумие в Клондайке
- Статьи
- Америка
- XV век
Что, если бы Америку открыли раньше
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Тесты
- Европа
- XVII век
«Три мушкетёра»
- Статьи
- Азия
- XX век
Тува — республика, поглощённая Россией
- Статьи
- Азия
- XX век
Туркестанский легион вермахта
- Статьи
- Европа
- XVIII век
От бурдалю до ретирадника
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 618249
- 📚 Статьи
- 👀 83429
- 📚 Статьи
- 👀 52264
- 📚 Статьи
- 👀 48900
- 📚 Статьи
- 👀 43533
- 📚 Статьи
- 👀 41167
- 📚 Статьи
- 👀 37657
- 📚 Статьи
- 👀 36447
- 📚 Статьи
- 👀 34673
- 📚 Статьи
- 👀 22785
- 📚 Статьи
- 👀 686789
- 📚 Статьи
- 👀 618249
- 📚 Статьи
- 👀 275048
- 📚 Статьи
- 👀 265926
- 📚 Статьи
- 👀 261038
- 📚 Статьи
- 👀 221370
- 📚 Тесты
- 👀 216295
- 📚 Статьи
- 👀 176752
- 📚 Статьи
- 👀 175794
- 📚 Статьи
- 👀 171806
Ошибка
From Academic Kids
Запрошенный заголовок страницы недействителен, пуст или неправильно связанный межъязыковой или межвики-заголовок.
Вернуться на главную страницу.
Навигация
Академическое детское меню
- Искусство и культура
- Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
- Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
- Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
- Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
- Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
- Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
- Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
- География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
- Страны мира ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Countries )
- Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
- Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
- Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
- История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
- Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
- Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
- Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
- Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
- Ренессанс ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
- Хронология ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
- Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
- Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
- Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
- Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
- Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
- Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
- Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
- Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
- Динозавры ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
- Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
- Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
- Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
- Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
- Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
- Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
- Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
- Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
- Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
- Религия ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Religion )
- Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
- Космос и астрономия
- Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
- Планет ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
- Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
- Штаты США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/US_States )
Информация
- Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php )
- Свяжитесь с нами ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )
- Картинки ( http://classroomclipart. com )
Поиск
Ящик для инструментов
- Специальные страницы
Персональные инструменты
Mercury Orchestra | Бородин
ШОСТАКОВИЧ, БОРОДИН И ЧАЙКОВСКИЙ Заметки о композиторе и произведениях Дмитрий Шостакович Александр Бородин Петр Ильич Чайковский Вернуться на главную страницу | Александр Бородин : Половецкие пляски из Князь Игорь Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) был внебрачным сыном дворянина и крестьянки. Его происхождение обрекло его на крепостное право, но его родители видели, что он был хорошо образован, и он был освобожден от крепостного состояния в возрасте десяти лет, когда умер его отец. Как и многие композиторы, Бородин рано проявил тягу к музыке, брал уроки игры на фортепиано и сам обучался игре на виолончели. Кроме того, как и у многих композиторов, у него были и другие дары — в его случае химия, — и именно к этому дару он стремился в первую очередь. Тогда не было степени по химии, поэтому в 1850 году он поступил в медицинскую школу. После этого он работал хирургом в армии, где познакомился с однополчанином (и композитором) Модестом Мусоргским. В 1862 году он защитил докторскую диссертацию в Гейдельберге, где познакомился с Дмитрием Менделеевым, автором периодической таблицы. Он также проводил исследования в Италии. Женившись на пианистке и создав семью, он усердно работал врачом и химиком. Он стал известен своими исследованиями альдегидов, но разочарование из-за отсутствия финансирования заставило его заняться преподаванием. Защитник прав женщин и образования, благодаря своей жене, Бородин основал и последние двенадцать лет своей жизни руководил Женским медицинским училищем в Санкт-Петербурге. В 1862 году Бородин присоединился к группе русских композиторов, известных как «Могучая пятерка», «Могучая кучка» или «Русская пятерка», которые продвигали музыку, основанную на русских народных источниках, в отличие от академической и германской модели из Запад. «Пятерку» возглавлял Милий Балакирев, в нее входили Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и Сезар Кюи. (Чайковский, не входящий в эту группу, станет мостом между немецкой и русской школами.) Бородин не был плодовитым композитором, отчасти из-за своей профессиональной деятельности, но также и из-за слабого здоровья жены; он не завершил никаких крупных произведений после 48 лет. Он написал свою первую симфонию в 1867 году, а вторую (и самую известную) — в 1876 году. Он умер, не закончив свою Третью симфонию; Александр Глазунов завершил ее в 1887 г. В степях Средней Азии (1880) — одно из самых популярных его произведений. Он также написал два струнных квартета и другую камерную музыку, фортепианные произведения и песни. Еще одним проектом была совместная работа с Кюи, Мусоргским и Римским-Корсаковым над балетом-оперой « Млада ». Бородин отвечал за 4-й акт. Работа была в основном завершена к 1872 году, но так и не была поставлена. (В 1890 году Римский-Корсаков написал свою собственную « Млада » на то же либретто.) Римский-Корсаков часто писал о том, как ему хотелось бы, чтобы Бородин уделял больше времени сочинению. Самым грандиозным произведением Бородина была опера Князь Игорь . Пожалуй, самая националистическая из русских опер, «Игорь» основана на русском эпосе «Слово о полку Игореве» о походе князя Игоря Святославича 1185 года против вторгшихся половцев, кочевого тюркского племени, которое русские называли «половцами». В центре оперы пленение Игоря и его сына половцами. Бородин начал ее в 1869 году и работал над ней долгие годы. Он писал свое либретто по ходу сочинения, как это делал Мусоргский с «Хованщиной». Работа таким образом могла помешать прогрессу обоих, и ни один из них Хованщина ни Князь Игорь закончена. После смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов завершили « Игорь », где Глазунов, по сути, написал третий из четырех его актов. Часть Князь Игорь была включена в более ранний коллаборатив Млада . Партии были адаптированы для бродвейского мюзикла 1953 года Kismet , особенно из первого из половецких танцев , для песни «Stranger in Paradise». Бородин фактически получил премию «Тони» за «Лучший мюзикл» в 1954. B Половецкие пляски , самое известное произведение Ородина, взято из второго акта, где танцоры развлекают пленного князя и его сына. Римский-Корсаков помог Бородину подготовить танцы, чтобы их можно было исполнить как оркестровое концертное произведение, с хором или без него. |