Поход князя игоря святославича против половцев дата: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Поход князя Игоря на половцев

Поход князя Игоря против половцев начался весной 1185 года. Этому предшествовал удачный набег на степняков дружины киевского владыки Святослава Всеволодовича. Сам он в походе участия не принимал, но его бояре, совершили удачное нападение на степные кочевья половцев и захватили богатую добычу. Двоюродный брат великого киевского князя Игорь Святославич решил так же предпринять военный поход и напасть на половецкие станы.

В вотчине князя городе Новгороде-Северском была не очень большая дружина, и он предложил присоединиться к набегу на половцев, Ярославу Черниговскому. Тот участвовать отказался, но прислал подчинённое ему войско кочевников ковуев и опытного воеводу Ольстина.

Участники половецкого похода

  • Игорь Святославич
  • Всеволод Святославич
  • Святослав Ольгович
  • Владимир Игоревич

Этот неудачный военный поход русских князей  возглавили близкие родственники. Игорь и Всеволод, родные братья, Святослав Ольгович, князь Рыльский приходится племянником Игорю Святославичу, а Владимир его старший сын. Кроме того в поход был взят младший сын князя Олег, которому исполнилось 11 лет.

Важно: Из-за малой численности войска и полного отсутствия военного опыта поход князя Игоря против половцев был обречён на неудачу с самого начала.

Практически вся дружина русских князей состояла из молодых воинов, которые принимали участие в небольших военных конфликтах и никогда не сталкивались с опытным противником на его территории. Святославу Ольговичу было 18 лет, а сыну Владимиру всего 14. Они вообще не имели никакого военного опыта.

Воеводы были опытными дружинниками, но им не приходилось вести военные действия в условиях открытой степи, где всё на виду и невозможно устроить засады, используя рельеф местности так, как привыкли воевать русские воины. Дружина Игоря воевала только на территории Руси или у самых границ.

Маршрут похода

Игорь со своими родственниками и черниговским отрядом выступил из своей вотчины 23 апреля. Брат Всеволод с дружиной двинулся в направлении Курска, чтобы позже соединиться с основным войском. Дружина передвигалась медленно и, в процессе движения, к ней  присоединялись небольшие отряды северских бояр. Первым городом по пути следования войска был Рыльск, который стоял на реке Сейм и был расположен примерно на 120 километров южнее Курска. Неудачным для похода было то, что у реки Северский Донец дружинники увидели солнечное затмение.

Важно: Это сочли очень плохим знаком и многие предлагали отказаться от дальнейшего похода. Некоторые воины уже были готовы покинуть дружину, и их сдерживал только страх перед князем.

Делая короткие переходы с частыми остановками, княжеское войско подошло к реке Псёл. Следующей переправой была неглубокая река Ворскла. Далее маршрут княжеской дружины пролегал в направлении Белгорода. Южнее города войско переправилось через реку Северский Донец, и двинулось немного южнее в направлении реки Оскол.

Там войско русских князей разбило лагерь. На реке Оскол должна была состояться встреча войска Игоря с дружиной его брата Всеволода, который должен был подойти к точке встречи со стороны Курска. Всеволод опаздывал, и объединение войска произошло только через двое суток.

Восточнее реки Оскол местность изменилась. Пропали леса, дубравы и перелески. Впереди была ровная степь, поэтому вести дружину скрытно было невозможно. Воеводы решили двигаться по ночам. Дружине приходилось жечь костры, чтобы приготовить еду и обогреться, так как ночи в мае были холодными. Поэтому половецкие ханы прекрасно знали о продвижении русского войска и его численности.

Ход событий

Узнав о приближении русской дружины, половецкие ханы из приграничных районов, разослали гонцов ко всем степным племенам с призывом присоединиться к битве. Всех женщин, стариков и детей, а так же обозы со скарбом, отвели в безопасное место. В это время княжеская дружина готовилась напасть на степняков.

Князь Игорь выслал конных разведчиков, которые доложили, что враг «числом велик» и стоит на берегу реки Сюурлюй. Можно было отказаться от битвы и повернуть дружину назад, но личные амбиции воевод не позволили сделать это. Войско ночью двинулось в сторону реки Сюурлюй и подошло к ней ближе к полудню. На противоположном берегу реки стояло половецкое войско. Несмотря на то, что основные силы ханов были ещё в дороге, половцы были готовы к битве.

Тактические особенности

Князь Игорь, как руководитель похода, разделил своё войско на шесть полков. Первыми стояли порядки княжеских лучников. Передовым полком командовал старший сын князя Владимир. Рядом с этим полком должны были наступать ковуи, присланные черниговским главой. Ими командовал опытный воевода Ольстин. Основные силы русских князей должны были наступать вторым порядком.

Срединным полком командовал сам Игорь. Полк правой руки возглавлял его брат Всеволод, а левым полком командовал Святослав Ольгович. Два войска стояли друг против друга на разных берегах реки. Первую атаку предприняли половцы. Их лучники выпустили по русским град стрел, но, несмотря на потери, дружинники стали переправляться на вражеский берег. Половцы бежали, а передовые полки стали их преследовать. При этом братья Игорь и Всеволод удержали свои войска и, не нарушая строй, двинулись вперёд.

Половцев гнали до самого стойбища. Много врагов было побито, а русским воинам досталась богатая добыча. В половецком кочевье русская дружина отдыхала три дня. Следующее сражение состоялось у реки Каялы, недалеко от места впадения реки Оскол в Донец. Там находится несколько небольших речек, и определить, какая из них тогда называлась Каяла, не представляется возможным.

Основная битва

К моменту битвы подошло большое степное войско, которое  собирали ханы, рассылая гонцов. Половецкие воины и их кони не были измучены продолжительными переходами, как русская дружина. Ханы послали вперёд большое количество лучников, которые трое суток не только изматывали воинов, но и не подпускали их к воде. Это продолжалось до тех пор, пока не подошли основные силы половцев.

По немногим свидетельствам, дошедших до настоящего времени, половцев было «бесчисленное множество». Русская дружина, к тому времени, уже была измучена жарой и отсутствием воды. Плохо приходилось и коням. Чтобы сохранить силы, Игорь предложил отступить за Донец. Люди и кони могли отдохнуть и собраться с силами, но другие знатные воины отказались, и было решено ночевать на месте.

Разгром русской дружины

Утром следующего дня Игорь повёл дружину к Донцу, чтобы добраться до воды и найти переправу. Увидев это, половецкие ханы двинули всё войско в наступление. Это было настолько неожиданно, что русские не успевали построить конные полки и организовать оборону. Было принято решение всем сойти с коней и сражаться в пешем строю, стараясь пробиться к Донцу.

Это ещё было вызвано тем, что кони устали и не могли держать всадников. Тяжёлая битва разгорелась у места впадения Каялы в Донец. Князь Игорь был ранен в левую руку. Сражение продолжалось весь день до вечера. Попытки прорваться к Донцу были безрезультатными, и всё больше русских воинов пало на поле брани.

На рассвете сражение возобновилось с новой силой, но уже было ясно, что победа останется за половецкими ханами. Ковуи, которых прислал черниговский правитель, бежали с поля боя. В отличие от русских воинов они не спешились с коней, и догнать их было трудно. Стали покидать поле боя и русские дружинники. Раненый князь пытался воззвать к убегающим воинам, но его никто не слушал. Битву возглавил брат Игоря Всеволод, вокруг которого сплотились наиболее знатные воины.

Поход князя Игоря против половцев был неудачным и закончился пленением русских князей. Из дружинников большинство было убито, а остальные взяты в плен. Половецкие ханы считали, что не осталось ни одного человека, который смог бы донести весть о поражении русского войска.

Причины поражения русской дружины

Неудачи похода русских князей на половецкие кочевья, были обусловлены серьёзными ошибками. Прежде всего, честолюбивый Игорь Святославич заботился о личной славе, поэтому не захотел приглашать для участия в походе сильных воевод с хорошо вооружёнными и опытными дружинами.

Военная операция была организована по-семейному. Сам Игорь, его брат, племянник и малолетние сыновья. Видимо ошибкой было и использование наёмников ковуев. При малейшей опасности они первыми дружно бежали с поля брани. Сыграло свою роль и предательство князя, так как дочь половецкого хана Кончака считалась невестой его сына.

Используемая литература:

  • Алексеев С.В. «Игорь Святославич»
  • Зимин А.А. «Слово о полку Игореве»

Поход Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев

Последние два десятилетия XII в. в истории Древнерусского государства по праву называют эпохой «Слова о полку Игореве». В этой гениальной поэме, которая является жемчужиной древнерусской литературы, нарисована яркая картина жизни Руси в эпоху раздробленности. Междоусобная борьба за княжеские столы, за старшинство на Руси открывала широкие возможности перед кочевниками, всегда стремившимися ограбить богатые русские земли. В тот период на арене политической борьбы опасным врагом древнерусского государства были половцы, кочующие в степях Поднепровья и Подонья. Взаимоотношения русских князей с ними было разным: от брачных и военных союзов до открытых военных действий.

С середины XI в. поднепровские половецкие орды, возглавляемые Тугорканом и Боняком, неоднократно опустошали Южную Русь. Во второй половине XII в. русские земли постоянно страдали от донских кочевников, во главе которых стоял энергичный хан Кончак, названный в летописях окаянным и безбожным разорителем.

В 80-е гг. XII в. киевский князь Святослав Всеволодович, несмотря на междукняжеские распри, сумел объединить силы Киевской, Волынской, Галицкой, Черниговской, Переяславльской и Смоленской земель и организовать ряд успешных походов на половцев. Узнав об очередных победах Святослава над половцами в марте и апреле 1185 г., новгород-северский князь Игорь Святославич обратился к своим подданным со словами «А мы что же, не князья, что ли? Пойдем в поход и себе тоже славы добудем».

Игорь родился в 1150 г. (в год знаменитого похода ему было 35 лет) и в 1178 г. занял новгород-северский стол. В свое время Игорь был дружен с половецким ханом Кончаком и вместе с ним ходил на соседних русских князей, используя половцев в междукняжеской борьбе. Но начиная с 1183 г., он уже воюет против того же Кончака, напавшего на Русь и совершает несколько самостоятельных походов в Половецкую землю. Амбиции удельного князя принесли немало горя не только ему самому, но и всей Русской земле. В «Слове о полку Игореве» главный герой предстает перед нами храбрым, мужественным князем, в известной мере любящим родину, но безрассудным и недальновидным, заботящимся о своей чести больше, чем о чести родины.

Во вторник, 23 апреля 1185 г. дружина Игоря Святославича выступила в поход на Половецкие земли. Его поддержал брат Всеволод Святославич, курско-трубчевский князь. В походе участвовали и сыновья Игоря — Святослав и Владимир. Когда 1 мая войска подошли к русским рубежам, случилось солнечное затмение. «Солнце ему тьмою путь заступаше; Нощь стонущи ему грозою птичь убуди; Свисть зверин вста» — пишет автор «Слова о полку Игореве». Несмотря на это предостерегающее знамение, Игорь продолжает двигаться вглубь половецкой степи. 10 мая он встретился с объединенными половецкими силами во главе с ханом Кончаком. Страшная трехдневная сеча на берегах р. Каялы закончилась полным уничтожением русских сил. Игорь и часть князей попали в плен, 15 воинов выскользнули из окружения, остальные полегли в «поле незнаеми, среди земли Половецкыи».

Разгром дружины Игоря Святославича показал, что сил одного княжества недостаточно для эффективной борьбы с донскими половцами. Его неудачи показали несчастные последствия отсутствия единения. Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Он действует по формуле «мы собе, а ты собе». Поражение на Каяле «открыло» юго-восточную границу Руси со степью и донские половцы продолжали безнаказанно грабить не только пограничные районы, но и вторгались в пределы Киевской земли. Пламенный призыв автора «Слова о полку Игореве» — «Загородите полю ворота», обращенный к русским князьям оставался актуальным на протяжении долгих лет после 1185 г.

Ссылка на источник: http://chron.eduhmao.ru/page_4_23_0p.html

Спасо-Преображенский монастырь (Ярославский музей-заповедник) | Россия

Точно неизвестно, когда был основан Спасо-Преображенский монастырь, но считается, что он был основан в начале XIII века князем Константином Ярославским незадолго до начала строительства Спасо-Преображенского собора. Он был построен на северном берегу реки Которосль и выполнял не только религиозную, но и оборонительную функцию. Ярославские князья также имели резиденцию в монастыре и хоронились на его территории. После присоединения Ярославского княжества к Московскому княжеству монастырь стал излюбленным местом поклонения царя Ивана Грозного, подарившего монастырю много драгоценных даров.

В Смутное время монастырь выдержал месячную осаду польских интервентов, в то время как остальная часть города была оккупирована. Позднее добровольческая армия Пожарского и Минина разбила лагерь в монастыре и пробыла там несколько месяцев, пока наконец не отправилась освобождать Москву. В период с 1621 по 1646 год велись восстановительные работы по устранению повреждений, нанесенных в Смутное время. К этому периоду относится большая часть крепких оборонительных стен монастыря. В 1787 году, после образования Ярославской губернии, монастырь использовался как архиерейская резиденция. Монастырь был закрыт в 1918 и использовалась в различных нерелигиозных целях, пока не была реорганизована на базе Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, обычно известного как просто Ярославский музей-заповедник. Сегодня монастырь остается музеем, в нем есть несколько постоянных выставок; билеты на эти выставки или просто билет на прогулку по монастырю можно приобрести в кассах, расположенных у входов в монастырь. В музее-заповеднике также хранится медведица по имени Маша. Этот монастырь иногда ошибочно называют Ярославским Кремлем, которого больше не существует.


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1621 году на Святых воротах, служивших главным входом в монастырь. Сами Святые ворота несколько раз перестраивались и реставрировались в 20 веке. Хотя интерьер церкви сохранился, церковь больше не функционирует по своему прямому назначению, и все внешние элементы церкви были удалены.


Колокольня

Высота массивной колокольни монастыря составляет почти 32 метра. Нижняя часть колокольни датируется серединой 16 века. К этому добавили в начале 19 века, когда надстроили еще один ярус с куполом. Строение, особенно его верхние ярусы, сильно пострадало во время восстания 1918 года и впоследствии восстановлено в 1920-х и 1950-х годах. Помимо 18 колоколов, входящих в состав звонницы, внутри находится и церковь Печерской иконы Божией Матери. Билеты можно взять с собой, чтобы насладиться великолепным видом на историческую часть Ярославля с самой вершины, куда можно попасть по узким, а иногда и крутым лестницам внутри.


Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор когда-то был главным собором монастыря. Строительство его оригинала было начато в 1216 году князем Константином Ярославским и завершено в 1224 году при княжении сына Константина князя Всеволода. Однако он был уничтожен пожаром в начале XVI века и перестроен между 1515 и 1516 годами московскими мастерами, возможно, теми же, кто строил соборы в Московском Кремле. Нынешний собор относится к этому периоду, что делает его старейшим сохранившимся зданием Ярославля.

Интерьер собора был украшен фресками между 1563 и 1564 годами, и хотя эти фрески немного поблекли, они не утратили своего очарования. Собор теперь существует как музей, и билеты нужно покупать, чтобы увидеть фрески. Он открыт с мая по сентябрь с 10:00 до 17:00, но закрыт по вторникам, средам и в дождливые дни.


Ярославская церковь Чудотворцев

Над Спасо-Преображенским собором построена Ярославская церковь Чудотворцев, посвященная князю Федору Ярославскому и его сыновьям Давиду и Константину. Все трое с тех пор канонизированы и считаются местными ярославскими святыми. Церковь была построена между 1827 и 1831 годами в стиле классицизма, ее фасад украшают шесть колонн.


Выставки

Другие здания бывшего монастыря, в том числе монашеские палаты, трапезная и бывшая Воскресенская церковь, были преобразованы в выставочные залы, в которых теперь размещаются различные постоянные и временные выставки музея-заповедника. Сокровища Ярославля Экспозиция действительно представляет собой кладезь бесценных церковных артефактов XII века, который, учитывая провинциальный город, может составить конкуренцию даже Оружейной палате Московского Кремля. На выставке представлены старинные иконы, золотые и инкрустированные драгоценными камнями киоты, одеяния, покрытые жемчугом, украшения, инкрустированные бриллиантами короны и другие религиозные предметы. Выставка представляет собой яркую витрину богатой истории Ярославля. Выставка расположена в бывшем жилище монахов.

Слово о полку Игореве Экспозиция посвящена рукописи XV века, обнаруженной в 1795 году в библиотеке Спасо-Преображенского монастыря. рукопись повествует в прозе о неудавшемся походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев и считается средневековым шедевром. В экспозиции есть ранний экземпляр первой публикации рукописи и военного снаряжения времен князя Игоря.

Многие из прекрасных икон, выставленных сейчас в экспозиции Ярославских икон XVI-XVIII вв. , первоначально находились в Спасо-Преображенском соборе монастыря и в разрушенном варианте городского Успенского собора. В нем собраны иконы некоторых из самых известных иконописцев, работавших в Ярославле во время его Золотого века. Также включены образцы икон в стиле барка 18 века. Эта экспозиция закрыта по понедельникам и вторникам.

Исторический отдел музея-заповедника имеет две выставки. Выставка под названием «Княжество, уезд и губерния» состоит из трех залов, в которых прослеживается история и развитие Ярославля. Первый зал посвящен концу XV – началу XVI века, когда Ярославское княжество было присоединено к Московии, и включает сведения о Смутном времени и Спасо-Преображенском соборе. Второй зал посвящен так называемому Золотому веку Ярославля, а третий зал посвящен Ярославской губернии, в том числе новому плану города и гербу. Вторая выставка называется

«Во времена Ярослава» и имеет три комнаты, в которых выставлены находки для археологических раскопок в городе.

Наконец Отдел природы музея-заповедника посвящен флоре и фауне Ярославской области и создан краеведом, историком и таксидермистом Николаем Кузнецовым. Здесь представлены чучела животных в воссоздании их среды обитания, а также окаменелости. Также имеется информация о реках, озерах и других водоемах, расположенных на территории Ярославской области. Этот отдел закрыт по понедельникам и четвергам

Богоявленская площадь, 25
Местоположение
Веб-сайт http://www. yarmp.yar.ru
Часы Май-сентябрь: Территория — 08:00 — 20:00. Музеи — 10:00 -18:00. Октябрь-апрель: Территория — 08:30 — 18:00. Музеи: 10:00 — 17:30. Закрыт в первую среду каждого четного месяца, а музеи закрыты по понедельникам и в другие определенные дни.

: История :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр


Русская культура XII-XIII веков, часть 4

31 января 2015 г. 18:12



Предыдущая:  Русская культура XII–XIII вв. Часть 3

Широкий спектр идей можно найти в выдающемся памятнике раннедворянской публицистики, сохранившемся в двух редакциях XII–XIII вв. веков: Слово (он же Молитва) Даниила Заточника. Блестяще образованный Даниил Заточник использовал сокровища фольклора для восхваления сильной княжеской власти и обличения самодержавия светской и церковной знати.

В летописях сохранились рассказы о князьях (таких, как Андрей Боголюбский, Изяслав Мстиславич Волынский и др.), важных исторических событиях, взятии Константинополя крестоносцами и др. В этих рассказах много подробностей, свидетельствующих о возрастающем интересе к человеческой личности, а также действия и чувства людей.

Величайшим памятником русской культуры XII века является «Слово о полку Игореве», повествующее о неудавшемся походе новгородского князя Игоря Святославича на покорение половцев (половцев) в 1185 году. Автор был ярым сторонником единства страны , единство ее сильнейших князей и ее народа. Русская земля означала для него всю Россию, от Таманского полуострова до Балтики, от Дуная до Суздаля. Когда Россия страдала от феодальных войн и нашествий половцев, автор восхвалял мирный труд. Описывая одну из самых кровавых междоусобиц и противопоставляя мир войне, он использовал образ трудящегося пахаря: «Чернозём под копытами конскими костями засеян и кровью напоен, так проросли они горем по всей Руси».

«Слово о полку Игореве» проникнуто глубоким патриотизмом. Образ русской земли занимает центральное место в этом произведении. Автор призывает князей встать на защиту родины и осуждает тех из них, кто вовлечен в мелкие конфликты. Автор создает впечатляющие образы могучих князей (Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл и др.), распространивших свою власть на большие территории и получивших известность в соседних странах.

Образы русской народной поэзии широко используются в «Слове о полку Игореве». Это чувствуется и в описании природы, и в скорбных словах о горестях войны и битв. Лирические образы женщин (жена князя Игоря и др.) необычайно ярки. «Сказка» была голосом русского народа, призывавшим к объединению ради труда и мира, для защиты Родины.

Развитие русской культуры в XII–XIII вв. было тесно связано с дальнейшим развитием русской народности. Даже в период феодальной раздробленности Русская земля сохраняла общий язык (хотя и при наличии различных диалектов) и общие гражданские и церковные законы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *