Поход князя игоря рерих: Рерих поход князя Игоря

Рерих поход князя Игоря

IV ЧАСТЬ

В 1899 году Рерих пишет самобытную картину «Поход», показывая, что это тягостное и ненавистное занятие для славян. Это не тот поход, который имеет целью истребление ближнего. Это историческая картина, передающая дух целой исторической эпохи. Нет ни стройных рядов в блестящих доспехах воинов. Тянется оторванная от семьи толпа мужиков, но мыслями далеко от похода. Думами они дома. Слева остановился на своем коне старый витязь и поглядывает на свое покорное разношерстное войско.

Николай Рерих «Поход»

Русь, могучая и возвеличенная Ярославом Мудрым, после его ухода утратила силу, будучи раздробленной на малые княжества. Погрязла в ничтожных распрях многочисленных князей. И сразу же с Востока к ее границам стали надвигаться кочевые орды половцев, которые на два столетия лишили покоя Русь бесконечными войнами и набегами. В борьбе друг с другом князья стали обращаться за помощью к половцам. Русские земли превратились в кровопролитные поля междоусобных битв. К этим трагическим событиям и обращает нас картина Рериха «Поход». Эти же тяжкие события выдвинули героических личностей — святых, полководцев, героев, строителей и защитников Руси.

Князь Игорь отправился со своим войском в поход против половцев. Три дня у Азовского побережья шел бой между русскими и половецкими войсками. Русская рать была почти вся уничтожена, а князь Игорь ранен и взят в плен. Трагичны были последствия разъединения и междоусобиц русских князей. До этого момента русские князья не попадали в плен. Это поражение явилось поводом для раздумий о необходимости объединения русских сил для защиты от завоевателей. Начало похода, как повествует «Слово о полку Игореве» знаменовалось солнечным затмением. Что было недобрым знаком. Этот момент отражен на картине Николая Константиновича.

Николай Рерих «Поход Игоря»

Этому же событию была посвящена опера «Князь Игорь» Рерих придумывал для нее декорации и костюмы. Среди них «Половецкий стан», «Терем Ярославны», «Плач Ярославны», «Князь Игорь», «Путивль» и многие другие.

Николай Рерих «Половецкий стан», 1909 годНиколай Рерих «Терем Ярославны», 1914 год Николай Рерих «Плач Ярославны», 1908 год Николай Рерих «Князь Игорь», 1914 годНиколай Рерих «Путивль»Николай Рерих «Путивль. Затмение»Николай Рерих «Путивль»

В то время, когда Русь раздиралась междоусобицами, за тысячи километров от нее, ковалась могучая империя с сильной и подвижной армией и решительным властелином Чингиз Ханом. Он родился в 1162 году, был сыном одного из монгольских вождей. К 1205 году сумел объединить монгольские племена в единое централизованное государство. Через купцов, путешественников Чингиз Хан собирал сведения о будущих противниках, оборонительных сооружениях и политическом положении в их странах. В 1223 году потомки Чингиз Хана подошли к границам Руси, где русские дружины потерпели первое поражение в битве на реке Калке.

Николай Рерих «Чингиз Хан», 1937 год

В 1240 году армия Батыя, внука Чингиз Хана, стояла уже под стенами Киева, столице Древней Руси, матери городов русских. После взятия Киева Батый устремился на Запад, но далеко продвинуться он не решился. В том же 1240 году немецкие и шведские рыцари, за спиной которых стоял католический Папа, готовили одновременный удар на Северо-Западе Руси. Шведы шли по морю к Неве, немцы по суше на Псков. Шведов обнаружила разведка новгородского князя Александра Ярославовича, которую возглавлял старейшина. Он, не спавши всю ночь, имел чудесное видение, описанное в житии Александра Невского — Святых Бориса и Глеба, плывущих в ладье на помощь русским воинам. Их изображения часто встречаются на иконах, посвященных Александру Невскому.

Николай Рерих «Борис и Глеб. Видение в ладье», 1904 год

Александр, князь новгородский, действовал быстро и решительно, не дав соединиться шведам с немецкими рыцарями. Он немедленно выступил с малой дружиной в район Невы, пополняя ее местным ополчением. «Не в силе Бог, а в правде» — ободрял он дружину свою. Битва эта состоялась в день памяти Владимира крестителя Руси 15 июля 1240 года. Князь Александр пробился к центру лагеря и сразился с Ярлом Биргером, военачальником шведов и возложил печать на лицо острым копьем. Потеряв многих воинов, враги бежали по Неве в море. За эту победу новгородского князя Александра прозвали Невским. Он стал символом Руси, России. В ту пору ему было всего двадцать лет.

Николай Рерих «Александр Невский поражает Ярла Биргера», 1914 год

Невская победа открывала путь для будущего возрождения русской государственности, пришедшей на смену некогда могучей Киевской Руси. Вскоре после этой битвы в псковскую землю вторглись немецкие рыцари. Их целью был захват русских приграничных крепостей Изборска и Пскова, чтобы дальше продвигаться вглубь Руси и строить углубленные замки. Деревянные стены Изборска не стали преградой для немцев. Псков же был взят с помощью бояр-изменников. Александр Невский пошел в поход на Копорье, опорный пункт крестоносцев на южном берегу Финского залива. Он разрушает крепость и берет в плен крестоносцев. На следующий год он освобождает Псков. Решающее сражение по разгрому крестоносцев, вошедшее в историю как Ледовое побоище, произошло 5 апреля 1240 года на Чудском озере. Историки говорят о двух подвигах Александра Невского — земном и духовном. Александр не согласился на объединение с римской католической церковью. При этом любой ценой сохранял мир с ордой. «Меч Западу, Мир Востоку» — таков был его девиз.

Николай Рерих «Александр Невский», 1942 год

«Победы Руси были исключены на Западе из исторических начертаний», — писал Николай Рерих.

На Украине, в соборном Свято-Троицком храме Почаевской лавры, сохранилась мозаика по эскизу Николая Рериха. Так над западным входом собрались славные русские воины, ставшие крепким дозором. Скоро от Запада пришел враг всякой Руси, но просчитался враг, ибо не понял сущности народа русского. На нижнем краю мозаики дана надпись с именами Святых. В левой группе мозаики, первым слева изображен Владимир Ярославович, сын Ярослава Мудрого, князь Новгородский. Вместе с отцом он удерживал единство Руси и по его инициативе воздвиг в Новгороде храм Святой Софии, в руках с которым и изображен на мозаике. Справа от него стоит Александр Невский с мечом и свитком, символизирующих два его подвига — воинский и духовный. Рядом князь Михаил Тверской, позже ставший князем Владимирским. По доносу своего племянника, стремившегося получить ярлык на владимирское княжение, Михаил Тверской был вызван в Орду, где погиб смертью мученика, но тем самым избавил Русь от кровавого нашествия ордынцев. Далее стоит Игорь Ольгович, князь Черниговский и Киевский. Он принял мученическую смерть, невинной обвиненный в междоусобицах княжеских домов Ольговичей и Мономаховичей. Рядом с ним изображен князь Ярополк, князь Владимиро-Волынский. Во время княжения Ярополка в Волынском княжестве произошла междоусобица с Владимиром Мономахом, в которой он был предательски убит неизвестными злодеями.

В правой группе мозаике слева изображен Святой Вячеслав Чешский, внук Святой княгини Людмилы Чешской, крестившей Чехию. После гибели его отца Растислава в бою с уграми (венграми), Вячеслав вступил на княжеский престол. Он управлял мудро и справедливо, много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Немецкое духовенство противодействовало Святому Вячеславу, восстанавливало против него завистливых вельмож, которые уговаривали его младшего брата Борислава занять престол. Вячеслав был убит братом на пороге храма. Вячеслав чтится русской православной церковью. Рядом князь Владимир и два его сына — Борис и Глеб. Замыкает этот строй князь Мстислав Ростиславович Храбрый. Он был очень добрым и усердным храмосозидателем. Изображен с храмом в руках.

Николай Рерих, эскиз к Почаевской мозаике Троицкого собора на Волынской земле

Рерих Н.К. Поход Игоря. 1942



Рерих Н.К. Поход Игоря. 1942
 
  • Авторы
  • Жанры и сюжеты
  • Виды
  • Проекты

Поход Игоря. 1942

Рерих Н.К.
Темпера, холст
62 х 122

Русский музей

Пост.: 1960 от Ю.Н. Рериха (по завещанию автора)

Аннотация

Картина написана Рерихом в Индии в разгар Второй мировой войны, в один из самых драматических моментов истории страны. Она входит в серию произведений, посвященных событиям родного прошлого, национальным героям и святым. В них художник выразил свои размышления о современности, переживания о судьбе далекой Родины, России. В основу полотна положен реальный сюжет – героический и вместе с тем трагический поход киевского князя Игоря против половцев. Он в равной мере навеян Рериху и реальным событием, и образами оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», которую художник оформлял в начале 1910-х.
Из стольного града Киева с его мощно укрепленными стенами и башнями выходит печальное пешее войско князя Игоря. Острые силуэты фигур, ритм пик и знамен с ликами святых на фосфоресцирующем желтом фоне неба, в момент затмения солнца, вызывают чувство тревоги и предопределенности судьбы. Это ощущение усиливают вспышки густых сине-фиолетовых и темно-красных пятен на желтом.

Биография автора

Рерих Н.К.

Рерих Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия)
Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.
Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А.И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ «Союз русских художников» и «Мир искусства» (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С.П. Дягилева (с 1907).

С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии. В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Китай — Алтай — Монголия — Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е.И. Рерих, работал над текстами главного своего труда — «Учение Живой этики». Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества («Пакт Рериха»). В 1942-1944 — почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.
Крупнейший представитель русского символизма. В его работах нашли отражение идеи «всеединства», множественности миров.


© Русский музей 2013-2023

репродукций произведений искусства | Поход князя Игоря Николая Рериха (1874-1947, Россия)

Добавить в избранное Отправить как электронную открытку Добавьте его на свой сайт
  • Похожие работы на ArtsDot.com
  • Все произведения по теме: Войны, Королевская семья
  • Все произведения на тему Войны, Королевская семья с подобными цветами на нем:
  • Все 1799 картин Николая Рериха

Николай Рерих


  • СМИ : Масло
Только от 49 долл. США Только от 149 долларов США

Купить печать на художественном холсте

Купить репродукцию картины маслом

  • 6 дополнительных продуктов…
    • Печать на текстурированном холсте
    • Печать на металле
    • Печать на акриле
    • Групповой набор картин маслом
    • Групповой набор принтов на холсте
    • Групповой набор текстурных принтов
  • Темы работ
  • Абстрактное
  • Объявления
  • Ангелы
  • Животные
  • Аркады
  • Архитектура
  • Искусство
  • Азия
  • Пляж
  • Звери
  • Птицы
  • Рождение и смерть
  • Лодки
  • Корпус
  • Книги
  • Мальчики
  • Мосты
  • Здания
  • Каналы и мосты
  • Пещеры
  • Список СМИ
  • Древесный уголь
  • Чертеж
  • Гравировка
  • Гуашь
  • Чернила
  • Литография
  • Масло
  • Холст, масло
  • Масло на панели
  • Пастель
  • Карандаш
  • Скульптура
  • Темпера
  • Акварель
  • Все периоды
  • 1889
  • 1890
  • 1891
  • 1892
  • 1893
  • 1894
  • 1895
  • 1896
  • 1897
  • 1898
  • 1899
  • 1900
  • 1901
  • 1902
  • 1903
  • 1904
  • 1905
  • 1906
  • 1907
  • 1908
  • Искусство по цвету

Загрузка биографии Николая Рериха.

Все похожие работы

Все произведения из Николай Рерих

ПРИНЦИЧЕСКОЙ ИГОР Кампания
Николас Рорих

Лорд и Леди Эшбертон
Джошуа Рейнольдс

Canary
Gean-Baptiste Simeon Chardin

Cloister
Giuseppe Simeon

.

Больше информации об этом произведении на этом сайте

«Если бы мне пришлось дать очень краткое определение термину «Искусство», я бы назвал его «воспроизведением того, что чувства воспринимают в природе через завесу души». Простое подражание тому, что есть в природе, сколь бы точным оно ни было, не дает человеку права на священное имя «Художник».

Поход Игоря. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве» Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-12474

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | €89.99
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ФАИ-12474 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 35 МБ А4+ (4488 х 2976 пикселей — 38 х 25,2 см — 300 точек на дюйм)

Разрешения: это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *