Поход ивана грозного на новгород: Недопустимое название — Циклопедия

Причины и последствия похода Ивана Грозного на Новгород

Поход царя на Новгород длился примерно год (1569-1570 гг). Иван Грозный лично возглавлял операцию — по сути, она была карательной. Царь узнал о неверности городской власти.

Этот период стал одним из самых кровавых во времена этого правителя.

Подозрения

Узнав о возможной причастности бояр к заговору, царь и решил идти на Новгород. Заговор возглавлял Владимир Старицкий — предпоследний удельный российский князь, внук Ивана III, брат царя.

Как-то Иван IV заболел, и многие бояре решили, что Владимир может его заменить. Однако партия государевых сторонников составила грамоту верности своему правителю, подписал ее и Владимир.

Но, когда царь выздоровел, его двоюродный брат устроил попытку государственного переворота.

Затем Владимира несколько раз оговаривали. А повар под пытками сознался, что Владимир подговорил его отравить царя. В октябре князь был казнен, а еще через 2 месяца царь пошел на Новгород.

Донос

Помимо этого, царь опасался, что знать решила присягнуть королю Сигизмунду II, который очень хотел заполучить Новгород. Донос об этом прислал неизвестный бродяга из Волыни, который, как выяснилось позже, был зол за наказание, которое претерпел от местной знати.

На первый взгляд, донос был смехотворен. Однако это не смутило царя, ведь у него появился еще один повод отправиться походом на Новгород.

У новгородских стен

В январе 1570 года опричники царя в количестве около 15 тыс. человек находились у новгородских стен. Сам город был оцеплен, а казна — опечатана. Вскоре подоспел и сам царь.

Через 2 дня новгородское духовенство встретилось с войском опричников. Пимен был обвинен в измене, он сразу был взят под стражу и помещен в тюрьму. Его лишили сана и сослали в монастырь. До этого же Пимен был верным сторонником правителя.

Городские казни и пытки

После этого опричники стали уничтожать знать и приказных. Сколько человек погибло в результате этого действа, сказать сложно, так как подсчеты не велись.

Как бывало раньше, за казнями следовали пытки. Длились они до середины февраля, в результате было казнено множество жителей города. Иногда число убитых достигало в день 1,5 тысячи человек.

Чума и неурожай

Частные дома и церкви города были разорены, уничтожались продовольствие и имущество. На годы царского похода выпал неурожай. Люди стали голодать и умирали.

В это время в городе даже возникло людоедство. Эпидемия чумы стала распространяться с невероятной силой, поэтому люди гибли не только от опричников.

Поход на Новгород, несомненно, закончился для царя благополучно. Однако сложно сказать, сколько жертв пострадало от этого разгрома, а ведь среди них было много детей и женщин.

Фото: news-life.ru

2 января 1570 года начался карательный поход войска Ивана IV на Новгород — GPVN.RU

2 января 1570 года начался карательный поход 15-тысячного опричного войска Ивана IV на Новгород.

Опричнина. Иван Грозный в Великом Новгороде в 1570 году. Художник Орест Бетехтин.

Походом опричников руководил лично Иван Грозный. Тысячи людей были убиты.

Поводом отправиться в этот поход стал донос одного бродяги, наказанного за что-то в Новгороде. Он обвинял новгородцев во главе с архиепископом Пименом в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю.

По пути в Новгород войско Ивана Грозного устроило массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других городах. 2 января 1570 года первые отряды опричников подошли к Новгороду и оцепили город. Они опечатали казну в монастырях, церквях и частных домах, арестовали монахов, священников и видных новгородцев. 6 января у города появился сам Иван IV, а 8 января опричное войско встретилось с новгородским духовенством на Великом мосту через реку Волхов. Там царь обвинил в измене архиепископа Пимена. Архиепископа арестовали и заключили в тюрьму.

Казни над новгородцами продолжались до 15 февраля. Пытали и казнили множество горожан, включая женщин и детей. Кроме того, имущество новгородцев было разграблено или уничтожено. К этому добавился неурожай. Из-за отсутствия припасов позже погибло ещё больше людей. А затем в Новгороде началась эпидемия чумы.

После Новгорода Иван Грозный отправился в Псков, где убил игумена Псково-Печёрского монастыря. Но массовых убийств в Пскове не произошло. Казнили лишь нескольких псковичей. После того как царь ослушался одного псковского юродивого и снял колокола в монастыре, под царём пал его лучший конь. Это произвело впечатление на Ивана Грозного и он вернулся в Москву.

Новгородский погром Ивана Грозного — Рамблер/субботний

«Не так страшен царь, как его Малюта», – говорили на Руси после того, как армия опричников совершила поход на Великий Новгород. Царь Иван Грозный лично возглавил этот поход, который обернулся для жителей Новгорода кровавым кошмаром. По разным данным, погибло от 2.000 до 40.000 человек. Опричники не жалели ни женщин, ни детей, говорят источники.

Почему это произошло?

На дворе 1569 год. В стране уже несколько лет действует опричнина. Иван Грозный подозревает своего двоюродного брата князя Владимира Старицкого в заговоре. Дело в том, что Владимир Старицкий занимал особое место в русском государстве. Он был одним из последних удельных князей в стране, то есть Владимир самостоятельно управлял своими землями в городе Старица (Тверская область) как во времена феодальной раздробленности.

Еще в марте 1553 года, когда Иван Грозный тяжело заболел, именно во Владимире Старицком бояре видели будущего государя. А это не могло понравиться царю, который видел в ближних своих врагов.

На Старицкого поступали доносы, и в 1569 году он был казнён вместе со многими членами своей семьи. Но Иван Грозный не успокоился. Он чувствовал в государственном заговоре Старицкого еще и «руку» новгородской знати. Совсем скоро царь получил донос, где говорилось, что новгородцы вообще желали уйти под покровительство поляков и литовцев. Это и стало поводом для начала похода.

Ужасы похода

Войско опричников, а их было около 15.000 человек, направлялось к Новгороду через Тверь и Торжок. Попутно в этих городах опричники устроили массовые убийства и грабежи. Как минимум, 1.000 человек погибло. 23 декабря Малюта Скуратов убил опального митрополита Филиппа II в Отрочьем монастыре. Филипп не только выступал против царской политики опричнины, но и отказался благословить Грозного на карательный поход.

Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного на новгородский поход

2 января 1570 года боевые отряды окружили город, сотни священников были посажены под арест, монастыри взяты под полный контроль. Через четыре дня сюда приехал уже сам царь. Он отстоял службу в Софийском соборе и потом приказал начать репрессии: «и тотчас повеле архиепископлю казну и весь двор его и келии пограбити, и бояр его и слух переимати».

Из кафедрального Софийского собора вывезли все реликвии и иконы. В один день лишился всего новгородский архиепископ Пимен, который надеялся до последнего, что все решится мирным путем. Примечательно, что Пимен был верным сторонником царя и помогал ему в разоблачении непокорного Филиппа.

Но и его Иван Грозный публично обвинил в заговоре и обозвал скоморохом. А для большего унижения архиепископа раздели, привязали к лошади, которую назвали его женой, и водили в таком виде.

Резня в Новгороде и Пскове

Итак, после глумления над Пименом опричники стали мародерствовать во всем городе и его посадких окрестностях. По записям летописей, каратели никого не жалели, взрослых и детей пытали, избивали, а потом сбрасывали прямо в реку Волхов. Если кто выживал, то того заталкивали под лёд палками.

Прежде всего, пострадали купцы — их имущество отбирали, сжигали все, что было невозможно увезти. Казни продолжались до середины февраля. Но и это было еще не все. После Новгорода царь отправился в Псков, где также происходили повсеместные казни и грабежи.

После ухода опричников в Новгороде начались бедствия. Так как Иван Грозный уничтожил все продовольственные запасы, жители страдали от страшного голода из-за последовавшего неурожая. Людоедство стало обыеднностью. К тому же, в Новгород пришла чума, которая убила многих людей. После этого погрома часть города вошла в состав царской опричнины, а некоторых опричников показательно казнили.

Рейд Ивана Грозного на Новгород, и что опричники «натворили» в городе? | «ФениксНistory»

Усмирение Новгорода – одно из тех деяний, которое вменяют в вину Ивана Грозного, как показатель его кровожадности. Но так ли это на самом деле? Может новгородский погром был превентивной военной операцией, предотвратившей большую беду для Руси? Давайте поговорим о том, почему же войска Ивана IV разгромили Новгород, и какие потери понес город? Итак, начнем!

Усмирение Новгорода.

Усмирение Новгорода.

Причина похода на Новгород

Основная причина похода на Новгород — сведения, которыми располагал Иван Грозный. Согласно полученной им информации, новгородская знать планировала переметнутся «под руку» польского правителя Сигизмунда II Августа.

Иван Грозный не мог позволить, чтобы Новгород и Псков стали польскими городами. И что же удивительного в такой реакции русского царя? Ведь Новгород и Псков были крупными торговыми и ремесленными центрами. Кстати, эти города могли стать отличными плацдармами для враждебных польских войск Сигизмунда II.

Иван Грозный.

Иван Грозный.

Войска Ивана IV выступили в поход осенью 1569 года. Армия Ивана Грозного состояла из 15000 человек. Помимо опричников, в ней было примерно 1500 стрельцов. По тем временам, столь многочисленная армия была грозной силой, которой Новгород и Псков не мог ничего противопоставить.

Передовые отряды Ивана Грозного подступили к Новгороду в первых числах января 1570 года. Как таковых военных действий и не было. Царские войска быстро заняли город, арестовали всех заговорщиков и видных новгородцев. Кстати, в темницу попал и архиепископ Пимен, обвиненный Иваном IV в измене.

Количество погибших новгородцев

Теперь давайте поговорим о то, сколько же погибло новгородцев во время усмирения города. Тут данные сильно разнятся. Так, советский историк Владимир Кобрин считает, что погибло до 15000 жителей города. Но столь большое число убитых вызывает сомнения. Ведь в те времена население города составляло примерно 30000 человек. Вряд ли, что погибла половина жителей Новгорода.

Опричники в Новгороде.

Опричники в Новгороде.

Другой известный советский и российский историк Руслан Скрынников придерживается мнения, что жертвами войск Ивана Грозного стало до 3000 горожан. Учитывая число жителей Новгорода в тот период, Эта цифра кажется более объективной.

Интересные сведения до нас доносит Синодик Ивана Грозного. По поводу погибших в Новгороде говорится следующее:

«По Малютинские ноугородцкие посылки (задания) отделано скончавшихся православных христиан тысяща четыреста девятьдесять человек, да из пищалей стрелянием пятнадцать человек, им же имена Сам Ты, Господи, веси».

Говоря про число погибших в Новгороде, нужно упомянуть про неурожай, который пришелся на 1569-1570 года. Вот именно он забрал львиную число горожан. Тем более, что город подвергся и разграблению, и лишился практически всех съестных припасов. Нельзя забывать и про болезни. В частности, про эпидемию чумы, которая в те времена свирепствовала в русских землях.

Интересный тест!

Скорее всего, непосредственно во время усмирения Новгорода погибло 2000-3000 человек. А вот число жертв последующего голода и эпидемий было в несколько раз больше.

Войсками Ивана Грозного была взята Казань

После распада Золотой Орды в середине XV в. соседом России на востоке стало Казанское ханство. В XV — первой половине XVI вв. казанцы совершали опустошительные походы на русские земли для захвата добычи и пленных. Разорению подверглись Нижний Новгород, Мещера, Муром, Гороховец, Владимир, Юрьев, Шуя, Кострома, Вятка, Великий Устюг и другие русские города.

В середине XVI в. активизировались военные действия против татар, встал вопрос о присоединении Казанского ханства к России. Но два похода 1550-х гг. оказались безрезультатными.

Правительство Ивана IV Грозного развернуло серьёзную подготовку к новому походу — был проведён ряд реформ, укрепивших армию, недалеко от ханства построена русская крепость Свияжск.

16 июня 1552 г. большое и хорошо вооружённое русское войско во главе с Иваном IV выступило из Москвы и двинулось на Казань. Русская армия насчитывала 150 тыс. человек при 150 орудиях. Ей противостояло 65-тысячное войско хана Едигера. Гарнизон Казани состоял из 33 тыс. человек при 70 орудиях.

30 августа отряд воеводы А.  Б. Горбатого разбил казанский полевой отряд и занял Арскую сторону. Была взорвана система водоснабжения города, местами подорваны стены. К 30 сентября кольцо осады сузилось. Между русскими боевыми башнями и крепостью оставался лишь ров. 1 октября, в праздник Покрова Богородицы, его засыпали, под городские стены сделали подкопы и взорвали их.

2 октября 1552 г., после отказа гарнизона сдать город, русское войско начало штурм крепости и уже к середине дня сломило сопротивление осаждённых и захватило Казань. Все вооружённые защитники города были уничтожены, в плен брали только женщин и детей. Участь Казани была решена.

После взятия Казани Казанское ханство было ликвидировано, а Среднее Поволжье вошло в состав России. Возникли предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами Кавказа и Востока.

Лит.: Афанасьев В. К 350-летию покорения Казани 1552-1902. Подлинная о Казанском походе запись Царственной книги 1552 года и сказание князя Курбского о покорении Казани. М., 1902; Богданович М.И. Военно-исторический очерк осады Казани // Инженерный журнал. 1898. № 8-9; Ельчанинов А.Г. Иоанн Грозный под Казанью в 1552 г. // Военно-исторический вестник. Киев, 1910. № 5-6. С. 43-53; Казанская история. М.; Л., 1954.

См. также в Президентской библиотеке:

Гавриил, архимандрит (Воскресенский В. Н.). Историческое описание памятника, сооружённого в воспоминание убиенных при взятии Казани воинов на Зилантовой горе. Казань, 1833;

Гавриил, архимандрит (Воскресенский В. Н.). Слово на день взятия Казани царём Иоанном Васильевичем Грозным и на освящение храма, сооружённого в Памятник над могилой православных воинов, за веру и отечество при взятии Казани живот свой положивших, говоренное Казанского Успенского Зилантова монастыря настоятелем архимандритом Гавриилом 1832 г. октября 2 дня/ архимандрит Гавриил. Казань, 1833;

Можаровский А. Ф. Покорение Казани Русской державе и христианству. Казань, 1871;

Полное собрание русских летописей.

Т. 19. История о Казанском царстве (Казанский летописец). СПб., 1903;

Трофимов В. О. Поход под Казань, её осада и взятие в 1552 году. Казань, 1890.

Новгородская область — легендарные достопримечательности

Новгородская область — легендарные достопримечательности

Легенды Новгородской области.

Легенда об окаменевшем голубе.

В царствование Ивана IV Грозного, в период опричнины, Новгород был вновь втянут в политические смуты и волнения в Московском государстве. В 1570 году, получив донос о том, что новгородцы снова замыслили отделиться от Москвы и присоединиться к Литовскому государству, Иван IV совершил поход против Новгорода и подверг его опустошительному разгрому. Это событие окутано целым роем легенд. Одна из них — легенда об окаменевшем голубе.

В ней говорится о том, как Иван Грозный жестоко расправился с новгородцами. По всему городу хватали именитых горожан и приводили их на Городище, где над ними было устроено судилище.

На суд были приведены архиепископские бояре, служилые люди, гости, дети боярские, дьяки и подьячие. Признание в измене вымогалось жесточайшими пытками, с применением «некою составною мукою огненной иже именуемой — поджар»(то есть опальных жгли на огне).

Затем привязывали за веревки к саням и тащили к Волхову. Людей кололи ножами, рубили топорами, заливали на морозе водой. Их связывали веревками и десятками сбрасывали с Волховского моста в реку.

По реке на лодках ездили опричники и добивали выплывавших топорами и баграми. Воды Волхова приобрели красный цвет от обилия крови. В это время из — за дальних морей после долгих странствий прилетел в Новгород голубь и сел на крест Софийского Собора отдохнуть, но не смог больше подняться: окаменел от ужаса. Далее легенда говорит о том, что когда наступит день кончины Новгорода, » Волхов пойдет вспять и зальет город, а голубь слетит на землю и трижды прокричит о гибели Новгорода».

С тех пор не раз приходилось голубю слетать с креста от ветра. Его чинили и вновь устанавливали, а Новгород продолжал стоять.

По всей видимости, эта легенда связана с обычаем ставить металлических голубей на церковные кресты, который был широко распространен в Византии. По учению церкви, голубь — символ святого духа, а предмет, на котором сидит голубь, полон благодати и святости.

Легенда об окаменевшем голубе заинтересовала современного писателя и знатока новгородских древностей Юрия Вронского, который предлагает юным читателям очень поэтичный и трогательный ее вариант в книге » Терем Юрия Онцифоровича: Рассказы о древнем Новгороде».

Икона «Богоматерь Знамение» (XII в.)

Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену.

Знаменский собор был построен для размещения иконы в 1682-88 гг.

Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу (см. Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)).

В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья ещё в XII веке установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской церкви по настоящее время. В 1354 году икона была перенесена в Церковь Знамения Богородицы (Знамения Божией Матери), сооружённую по велению архиепископа Моисея. В 1560 году икона вновь находится в церкви Спаса Преображения, а затем переносится в Знаменский собор. Находившийся на Руси в день празднования иконы Знамение Богородицы Афонский иеромонах Пахомий Логофет написал на этот праздник два канона.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы РПЦ из Новгородского музея-заповедника.

Иван Грозный в Великом Новгороде

Согласно легенде, Иван Грозный как-то направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Едва царский конь вступил на мост, как усердный звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Казненный колокол получил поэтому прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице.

Легенда: Петр и Феврония

 — муромские князь и княгиня, которые почитались на Руси как покровители супружеской жизни. Феврония была крестьянкой, и бояре были против брака Петра и Февронии, не хотели видеть своим князем человека, женившегося на простой крестьянке. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжению на Муромском престоле. Жили они долго и счастливо и умерли в один день и в один час в 1228 году. Хотя их похоронили порознь, тела их чудесным образом оказались в одной могиле.

Анна Орлова

была дочерью и единственной наследницей графа Алексея Орлова-Чесменского. После смерти отца у неё пропал интерес к светской жизни. Большую часть своего состояния Анна потратила на возрождение Юрьева монастыря. По легенде Анна и настоятель Юрьева монастыря Фотий любили друг друга, но Фотий был монахом, поэтому повенчаться они не могли.

После смерти Анну похоронили в Юрьевом монастыре. Когда в XX веке вскрыли гроб с ее телом, то увидели, что тело повернуто набок, одна рука поднята, волосы растрепаны, разорван ворот платья. То есть, после захоронения она очнулась. Её похоронили заживо. Возможно, ей дали или маленькую дозу яда, или слишком большую дозу снотворного.

«Горбатый мост»

Современный пешеходный мост принято называть «горбатым» из-за его изогнутой формы, такой вид он приобрел лишь в 1987 году. Согласно поверью, когда на мост зайдёт одновременно 10 тысяч человек, мост рухнет.

Антониев монастырь

— одно из самых живописных мест Новгорода. По преданию, его основал в 1106 году Антоний Римлянин. Легенда, как и все монастырские легенды, невероятна, но красива. Антоний родился в Риме в 1067 году. Был богат. В 18 лет постригся в монахи, а свое богатство — золото и серебро — сложил в бочку и бросил в море. Через 20 лет он удалился на скалу, молясь о спасении православия. Однажды поднялась страшная буря и камень, на котором молился Антоний, понесло по морю, как ладью. Через два дня, в день праздника Рождества Богородицы, он оказался в Новгороде. Место, куда его принесли волны, и стало монастырем. Через несколько лет рыбаки выловили бочку. Денег, лежавших в ней, хватило на строительство каменной церкви и приобретение земли.

Несостоявшийся поход Ивана Васильевича на Новгород

Сагит Фаизов

Несостоявшийся поход Ивана Васильевича на Новгород

«Звонит иногда. У них с Галей все очень плохо. Там югослав появился… Или венгр, не помню… Зовут Ахилл. – Может, древний грек?»* Сергей Довлатов: Заповедник.

Самый страшный, самый кровавый, самый бессмысленный поход Ивана Грозного – на Великий Новгород в 1570 г. – не имел места быть. И горы трудов об этом походе пора передвинуть с презентабельной многоэтажной обочины историко-литературной магистрали Москва-Нью-Йорк-Москва в… допустим, в Новые Васюки.

А на месте, где гора стояла, разбить, на нескольких гектарах, цветник.

Основной источник, из которого черпали сведения о нем – «Повесть о приходе царя Иоанна IV в Новгород» Новгородской II «летописи» — лишь в видимом тексте  рассказывает о злодеяниях царя. В скрытом и подлинном тексте они отрицаются, а рассказывается в нем о противостоянии добра и зла в душе человека, о царе Иване Васильевиче, пытающемся обозреть пределы своей  царской воли, – аналогично тому, как он определял эту проблему в своем первом письме псевдоКурбскому: «Ино бо человеческе есть, аще порфиру носит, ино же божественно есть» [1]. Архиепископ Пимен подлинного текста повести – не есть хулимый и преследуемый царем предатель отечества, а он сам, царь, его второе «я».
Содержание видимого текста повести.
Собрался Иван Васильевич с великим войском в поход на Великий Новгород «iже сотвори всещедрый Господь, праведным Своим судомъ, на градъ отецъ наших, за беззакония наша i велия прегр(е)шения, наущениемъ и злоумышлениемъ богоотступников, злыхъ обаявых челов(е)къ, хищниковъ, от д(е)йства неприязненаго сопостата диявола, iже влагающихъ во уши царевы неприязненыя глаголы на архиепископа Новогородцкого Пимина i владычныхъ бояръ, и на изящныхъ именитыхъ челов(е)къ, жителей градцкихъ о преданиi града иноплеменникомъ» [2].
Передний полк царского войска пришел в Новгород 2 января, в понедельник, учредил кругом сторожи и заставы, собрал со всей новгородской округи 500 «и болши» монастырских старцев и поставил их на правеж (под пытки), затем собрал по всему городу Новгороду попов и дьяконов, поставил их на правеж и отдал их «за приставы» (под арест), затем запечатал приходские церкви и подцерковные домовые палаты именитых людей, затем «переимал» именитых людей и отдал за приставы,  а дома их запечатал, учредил надзор за их домочадцами.
Царь со своим бесчисленным войском появился у Новгорода 6 января, в пятницу, в праздник Богоявления, но расположился для проживания вне города, в двух верстах от него, в Городищах. Следующим днем он указал казнить, без предъявления обвинения, 500 «и болши» монастырских старцев, захваченных ранее «первым» полком. В воскресенье 8 января Иван Васильевич пошел в собор Святой Софии на литургию, но не принял благословения от встречавшего его на мосту архиепископа, обрушился на главу епархии с хулой, обвинил в предательстве (в пользу Речи Посполитой), затем, после литургии, за столом в трапезной поднял шум, приказал отдать архиепископа за приставы, а казну его, двор и палаты пограбить. Далее по указу царя была пограблена Святая София, с изъятием икон «корсунского» письма и всей дорогой церковной утвари, пограбили также все храмы в Новгороде и в округе. Следующая акция – метание в Волхов с моста лучших людей города, их жен и детей (детей привязывали к матерям, не утонувших добивали с лодок) – с предварительным поджариванием многих при помощи некоего особого средства, называемого «поджар». Начавшееся в воскресенье метание продолжалось пять недель «i болши», и каждый день в Волхове топили от 500 человек до 1500. Другие акции, после завершения «волховской»: разграбление монастырей в округе, сопровождавшееся уничтожением хлебных запасов и истреблением скота, ограбление и разгром торговых рядов и отдельных лавок в Новгороде, ограбление и разгром домов новгородцев по всему городу, ограбление и разгром всей новгородской области. Длились эти действия шесть недель. 13 февраля, в понедельник, в начале второй седмицы Великого поста, царь, собрав оставшихся в живых новгородцев, «дряхлых и унылых», объявил им свою милость, призвав их молится за «царское державство», за царевичей Ивана и Федора да «жить во граде сем благодарне».  Далее в повести сообщается об уходе Ивана Васильевича в Псков, оттуда в Москву. А с владыки новгородского Пимена сан сняли, послали владыку в заточение в монастырь, где он вскоре «преставися благодарне» (связка двух «благодарне» — единственный в тексте повести иронический выпад мнимого автора, за маской которого скрывается подлинный креативный автор, в адрес царя Ивана Васильевича; на самом деле – это уловка, призванная убедить легковерного читателя в некоторой, остаточной, оппозиционности «новгородского летописца» к царю московскому).
Скрытый текст повести состоит из двух основных тематических пластов, или проекций. Ближайший пласт – начало опричнины, пласт, который может быть столь же условным в его отношении к действительности, как и открытый текст повести (имела ли место опричнина в реальности, еще предстоит рассмотреть). Второй пласт – сама персона Ивана Грозного. Эти две основные проекции соседствуют с напоминаниями о книге «Исход» Ветхого Завета, «Божественной комедии» Данте и с отсылками к мусульманскому и еврейскому календарям.

Поход на Великий Новгород и начало опричнины, параллели [3].
Иван Грозный объявляется в Новгороде 6 января 1570 г., в пятницу, но остановился в двух верстах от города – в Городищах. 7 января, в субботу, он указал казнить, не объявив вины, игуменов, черных попов, дьяконов и старцев соборных из монастырей – 500 человек («и болши», на самом деле – не больше: у «болши» конечное числовое значение 9, прибавление 9 к любому числу в конечном числовом значении не меняет значение числа).   Через день, 8 января, в воскресенье, он побывал в Софийском соборе на литургии, а затем в трапезной прервал трапезу, возопив «ясаком царским», и объявил опалу архиепископу Пимену.
В 1565 г. 3 января, в среду, он объявил об отречении от престола. 5 января, в пятницу, архиепископ Пимен, тот же, приехал к царю в Александрову слободу и уговорил вернуться на престол, того же дня было объявлено об учреждении опричнины. Явный параллелизм между событиями 1565 и 1570 г. обеспечен январской временной локализацией, выбором места для царского проживания «опричь» Новгорода,  участием в событиях царя и архиепископа, присутствием в них мотива стола. Но есть и выразительные неявные: конечное числовое значение даты 6.01.1570 равно 2, — символизация дублирования событий 1565 г., пятница же актуализирует пятницу 5 января 1565 г. (конечное числовое значение даты 5.01.1565 тоже равно 5, маркировка умозрительного конструирования либо начала опричнины, либо всей опричнины), 500 казненных следующим днем – также напоминание о 5 января 1565 г. Воскресение 8 января – напоминание о воскресении 3 декабря 1564 г., когда Грозный покинул Москву, осерчав на бояр («действительное» начало опричнины): конечное числовое значение даты 8.01.1570 то же, что у даты 3.12.1564, и равно 4 – маркеру Ивана Грозного в скрытых текстах «летописания» и повестей (о других маркерах ниже) [4].
Основная кодировка текста как монолога царя проведена через написание имени новгородского архиепископа, единственного оппонента царя в повести, в форме Пимин, а не Пимен (что было бы «правильно»). Эта форма объединяет в себе математический знак «Пи» и татарское местоимение «мин» и прочитывается, первоначально, как «я есть Пи». За «Пи» скрываются два числа, одно из них 7 (конечное выражение суммы числовых значений «П»{8} и «и»{8}), равное конечному числовому значению имени Иван (8215-16-7), другое – 8, конечное числовое значение числа «Пи» (3,14) и имени Иоанн (87155-26-8). Попутная функция написания имени Пимен как Пимин – в репрезентации числа 7 как маркера Ивана Грозного (другие, обычные, маркеры царя в мистифицированных текстах – 4 и 8, как и у его деда Ивана III). Важная деталь рассматриваемой кодировки: формант «мин» (485) наделен конечным числовым значением 8. К этой линии примыкает фиксация инициалов царя в таком необязательном атрибуте Пимена как «две денги», которые царь указал выдавать ему ежедневно; в контексте упоминания атрибута дважды упомянуто слово «день», и этим директивно обусловлено чтение слова «денги» как «день Грозного Ивана», числительное «две» предписывает объединить в персоне царя Ивана Васильевича и Пимена, конечное числовое значение слова «денги» равно 7. Другая линия кодировки монолога – перенос маркеров царя на его собственные атрибуты. Передний полк царя в первом упоминании – «преднiй полкъ свой»: здесь у первого слова конечное числовое значение 6, у второго – 2, у третьего – 2. Сумма первых двух значений равна 8, местоимение «свой» подсказывает или напоминает, что 8 – для царя свой маркер, 2 – маркер монолога как беседы двух «я» царя – Ивана и Пимена. Второе упоминание полка – «того же передового полку», конечное числовое значение лексического номинирования полка равно 7. И т. д. (все лексические номинирования полка репрезентуют числа 7 или 8). Первые казни, осуществленные царем в Великом Новгороде, приходятся на 7 и 8 числа месяца, год 1570-й наделен конечным числовым значением 4 (предшествующее значение 13), год, на который осуществляются событийные проекции – 1565-й – наделен конечным числовым значением, равным 8. 7-го числа были казнены игумены, черные священники, дьяконы и соборные старцы – 4 категории монастырских людей. В этой линии кодировки признаки действия Ивана Васильевича, его атрибуты, отождествляются с его личностью, с его «я», или с его сознанием, внешние атрибуты личности заявляются в качестве внутренних.  Третья линия кодировки – отрицание внешних атрибутов. Когда креативный автор пишет, что с царем в Новгород прибыли 1500 «стр(е)лцовъ», он это же утверждение и отрицает: конечное числовое значение лексемы «стр(е)лцовъ» равно 9, числу, эквивалентному нулю (прибавление девяти к любому другому числу в конечном выражении не изменяет числа: например, 1 и 9 вместе равны 18-9). Четвертая линия кодировки – наглядное символизирование удвоенной, или двойной личности, присутствующей в тексте, — привязывание детей к матерям перед тем, как бросить их в Волхов (никого, в действительности, никуда не бросали, не было в биографии Грозного такой «щепетильной», выражение Грали, детали [5]). Но не было также ни опричного (этого слова вовсе нет в тексте), ни стрелецкого войска, ни казни 500 старцев, ни унижения Пимена, ни ограбления Святой Софии или других новгородских церквей, монастырей, или разорения именитых и простых людей. Было другое. Креативный автор текста, вместе с царем, говорит, что Иван Васильевич имел достаточно власти, чтобы устроить нечто подобное, и что каждый град и каждый горожанин, любой из его подданных  мог навлечь на себя гнев и немилость властителя, но находясь в ответе перед лицом монарха обвиняющего, его подданный был вправе рассчитывать, что в  лице сюзерена он увидит и другого монарха — защищающего, подлинного судью.
Креативный автор поясняет: не должен царь уподобляться тому фараону, который не отпускал иудеев из Египта. И противопоставляет царя Ивана Васильевича фараону: Великий Новгород, подобно стране фараона, перенес десять казней, но инициатором и актором египетских казней был Господь, инициатором и актором новгородских казней мог бы стать царь Иван Васильевич, но не стал; имел ли Новгород какие вины перед царем, — креативный автор оставляет этот вопрос без ответа. Из 10 (или 11) новгородских казней 4 осуществлены передовым царским полком. Первая акция полка – организация сторож и застав — не может быть отнесена к казням, поэтому отсчет казней следует начинать со второй акции – ареста 500 монастырских старцев и их правежа. Вторая казнь – арест и правеж новгородских городских попов и дьяконов,  третья – запечатывание приходских церквей и подцерковных палат, четвертая – арест именитых людей и запечатывание их домов и дворов (сообщение о каждой казни начинается со слов «а иные», конечное числовое значение лексемы «иные» — 9). Пятая, субботняя, и последующие казни – сугубо царские. Таких казней можно насчитать шесть или семь (второй показатель получается, если последние разорения, шедшие одновременно, в городе и округе, посчитать за отдельные казни). Описывая казни, креативный автор дважды перед обозначением скота прописывает союз «i» c числовым значением 1 («и» — 8): «а скотъ ихъ всякой, и лошади, i коровы повел(е) пос(е)кати»), «i скотъ убивати у всяких людей без пощад(е)нья», — напоминание об убиении всех первенцев, людей и скота, у египтян при осуществлении десятой казни (фрагмент «а скотъ» также маркирует скот единицей: «а» — 1). Казни в Новгороде заканчиваются в начале Великого Поста, по одной версии, в самом конце Великого Поста, по второй, – напоминание о грядущей Пасхе; десятая казнь в Египте совпадает с первой в истории Пасхой в истории еврейского народа [6]. То обстоятельство, что «грозненских»  казней можно насчитать и 11, и упоминание новгородской «пятины» (уезда) в контексте упоминания вероятной 11-й казни вместе находятся в референтной связи с именованием книги «Исход» «Второй пятиной» — в еврейской традиции; число 11 имеет конечное числовое значение 2. То обстоятельство, что Иван Васильевич, направившись в Псков, не стал подвергать этот город казням, также является напоминанием о Пасхе и книге «Исход»: «Пасха» («Пасах») в иврите – «прошел мимо», в контексте событий исхода из Египта «не казнил» (еврейские дома) [7].
Припоминание Данте представлено в сюжете с казнями на мосту: в бессмертной поэме итальянского поэта восьмой круг ада, для обманщиков, состоит из «злых щелей», рвов, над которыми возвышаются мосты, пересекающие рвы по радиальным направлениям. Полыньи, которые образуются в середине реки Волхов в относительно теплые зимы, отождествляются креативным автором с «злыми щелями»  Дантова ада (собственно, наличие в Новгороде моста над полыньями и деление новгородской земли на пятины и заставило креативного автора локализовать воображение царя, обладавшего необычным креативным даром [8], и собственное воображение в новгородских ландшафтах).
Дополнительные проекции «грозненских» казней на Пасху.
Сугубо «царские» казни в Новгороде шли 11 недель, или 77 дней. Если их начало вести от 8 января, одно из соображений, сообщаемых в открытом тексте, то они должны были завершиться 25 марта, в Великую субботу, накануне православной Пасхи. На утрене Великой Субботы читается 17-я кафизма Псалтири (17 в конечном числовом выражении 8). К той же субботе отсылают читателя и иконы «корсунского» письма греческих живописцев, упоминаемые в открытом тексте в воскресенье: «кор» греческого языка «суббота», формант «ун» происходит из татарского языка и означает 10, лексема «корсунского» означает, таким образом, «субботы с 10-м», 25.03 в сумме чисел – 10. Иудейская Пасха в 1570 г. начиналась 20 марта (14 нисана 5330 г.**).  Конечное числовое значение даты 26.03.1570 (Православная Пасха) равно 6, она в 1570 г. наступила на 6-й день после иудейской Пасхи, Иван Васильевич прибыл в Великий Новгород 6 числа. 13 февраля («ошибочная» дата), когда царь объявил новгородцам о прекращении казней – 13.02, то есть и в этой дате задействовано число 6.
Завершение «грозненских» казней накануне Пасхи – важный показатель отсутствия их в действительности. Но в пасхальных проекциях содержится намек на отсутствие в действительности также и опричнины: если отсчитать назад от «ложного» дня окончания казней 13 февраля 40 дней, в течение которых читается поминальная 17-я кафизма, то мы придем к 5 января, 1 дню из сорока. В 1570 г. 5 января казни не отмечены, а в 1565 г., пятью годами раньше, 5 января будто бы была объявлена опричнина. Не предлагает ли креативный автор считать опричнину умершей не родившись?
Проекции на мусульманский и еврейский календари. Ключевые даты повести в юлианском календаре, с началом отсчета от Рождества Христова,  6.01.1570 и 13.02.1570. Дата 13 февраля, как было отмечено, является «ошибочной», но очень важной в реестре проекций, что тоже отмечено выше. 6.01.1570  равно 2 (конечное числовое значение), 13.02.1570 равно 1, сумма значений равна 3. По мусульманскому календарю в январе 1570 г. шел 977-й год, 6 января 1570 г. по хиджре было 28 раджаба 977 г., или 28.07.977 с конечным числовым значением 4. 13 февраля 1570 г. было 7 рамадана 977 г. или 7.09.977 с конечным числовым значением 3, сумма значений равна 7, одному из важнейших маркеров скрытого текста (иначе говоря, полученная семерка пополнила семейство важнейших маркеров текста, среди которых есть и календарные). Но основная коррелятивная связь между христианским и мусульманским календарями выражена в повести в другом (хотя о том, что 7 рамадана – 7-й день мусульманского поста тоже важно помнить). Если вывести конечные числовые значения дат 7.01.1570 и 8.01.1570, они будут равны 3 и 4, в сумме с конечным числовым значением даты 13.02.1570, равной 1, получатся показатели 4 и 5; если перед ними поставить аналогичный показатель дат 6.01.1570 и 13.02.1570, равный 3, получится ряд 3 4 5. Объединим числа ряда с параллельными январским числами рамадана, получится: 37 48 59 или 1 3 5. Нетрудно увидеть, что объявившийся ряд 1 3 5 имеет своим продолжением 7, первое число «рамадановского» ряда. Дальше в календарное поле энигматики следует добавить 8, уже из еврейского календаря: конечное числовое значение даты 14.01.5330 (нисан – 1-й месяц года) равно 8. Случайно или нет, но на 8 января 1570 г. приходится 2-е шват(а) 5330 г., или 2.2.2, возможные родственники трех подряд двоек «Лаодикийского послания» [9].

Cноски и примечания
*Напомню: отец царя Ивана Васильевича был наполовину грек (генеалогия матери Ивана Васильевича восходила к Мамаю).
**Cтрого говоря, начало иудейской Пасхи, 15 нисана, пришлось на вечер 20 марта — в силу порядка отсчета суток с захода солнца.
1.       Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981. С. 13. См. об этом же: Сагит Фаизов Другой Грозный или Грозный другой // www.proza.ru/2014/06/28/1652 (ст-я опубликована также в ЖЖ sagitfaizov).
2.       http://www.semargl.me/media/books/files/obudpzde1zb8tl4.pdf (Повесть… С. 394).
3.       С данными по опричнине, признававшимися авторами, писавшими о ней, действительными.
4.        Добавлю, что возопить «ясаком» царь вряд ли смог, «ясак» — подать, но здесь, в оперной мизансцене, он понадобился, вероятно, в силу того, что его числовое значение равно 5. См. об основных маркерах Грозного: Сагит Фаизов Тугра Ивана Грозного // http://sagitfaizov.livejournal.com/29603.html
5.       См. о высказывании польского исследователя И. Грали в: Сагит Фаизов Другой Грозный или Грозный другой // www.proza.ru/2014/06/28/1652
6.       Cм.:  ru.wikipedia.org/wiki/Книга_Исход
7.       Конечные числовые значения топонимов и предлогов словосочетания  «из Великого Новгорода во Псков», образующие ряд 6993, напоминают, в свою очередь, о годе 1485-м, относящемся ко времени, когда Великий Новгород был подчинен Москве в результате походов деда Ивана Васильевича Грозного. См. один из последних образцов «доверчивого» анализа текстов, рассказывающих о «злодеяниях» Ивана Грозного в Великом Новгороде: Булычев, А.А. Между святыми и демонами: Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М., 2005. С. 62-63, 158 и др.
8.       Cм. о Грозном как об авторе замыслов собора Василия Блаженного, иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», архитектурной композиции двора в Александровой слободе: Сагит Фаизов Царь Постник Барма // http://sagitfaizov.livejournal.com/24291.html; Он же Тугра Ивана Грозного // http://sagitfaizov.livejournal.com/29603.html; Он же Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: стратиграфия смыслов в различных контекстах. Часть 1 // http://sagitfaizov.livejournal.com/25826.html; Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: стратиграфия смыслов в различных контекстах. Часть 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/26028.html
9.       См.: Cагит Фаизов Лаодикийское послание: восстановленный текст. Часть 1// http://sagitfaizov. livejournal.com/25553.html

Опубликовано вчера, сего года.

16 января — Иван Грозный

Этот день в истории: 16 января 1547 года

16 января 1547 года 16-летний Иван Васильевич, великий князь Московский, вступил на русский престол в Успенском соборе, положив начало новой политической эре для страны — к лучшему или к худшему. Он требовал титула «Царь всея Руси», хотя на самом деле он был князем Московским.

Этим указом Иван твердо заявил о своих будущих намерениях.Новый царь планировал объединить современные Россию, Украину и Беларусь и очень ясно дал понять, что его высокое положение было не чем иным, как божественным назначением. Термин «царь» имел царские библейские ассоциации, и, объявив себя царем, он создал связь между монархией и Русской православной церковью, которая оказалась полезной для него и тех, кто правил после него.

Но Ивана не зря называли «Грозным», и в конце 1550-х годов он стал зарабатывать это прозвище. Когда его любимая жена Анастасия скончалась, он подозревал, что его дворяне отравили ее и заговорили с целью свергнуть его.Это вызвало его первую серьезную кампанию угнетения и убийств дворянства — и не последнюю.

В 1565 году Иван создал систему под названием «Опричнина», в которую входила полиция, названная «опричниками», подобранная царем, которую боялись по всей стране, которую сразу же можно было узнать по их черным коням и одежде.

Во время одного ужасающего события в 1570 году были убиты многие жители богатого города Новгорода, в том числе его знать.Иван заподозрил город в измене и сам повел войска на эту кровавую бойню. При этом новгородского архиепископа якобы зашили в медвежью шкуру, а затем бросили стае хищных гончих; Якобы многие горожане были привязаны к саням и брошены в реку Волхов.

С годами его паранойя и жестокость только усилились. Иван начал смешивать приступы гнева с приступами религиозного фанатизма; пьяные кутежи перемежались молитвенными уединениями в отдаленных монастырях.

Даже его собственная семья не была застрахована от его иррациональных вспышек гнева. Например, когда он почувствовал, что его беременная невестка была нескромно одета, он жестоко напал на нее и вызвал у нее выкидыш. При этом царь случайно убил своего старшего сына и наследника, когда пытался защитить раненую жену.

К концу его жизни едва ли найдется дворянская семья, которая не потеряла бы хотя бы одного члена семьи из-за непредсказуемых прихотей царя Ивана Грозного.

Если вам понравилась эта статья, возможно, вам понравится наш новый популярный подкаст The BrainFood Show (iTunes, Spotify, Google Play Music, Feed), а также:

Разверните для ссылок

Иван Грозный — Левада-Центр

Опрос проводился с 21 по 24 октября 2016 г. по всей России, как в городской, так и в сельской местности.Опрос проводился среди 1600 человек старше 18 лет в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Опрос проводился в форме личного интервью на дому у респондентов. Распределение ответов представлено в процентах от числа участников вместе с данными предыдущих опросов.

Статистическая погрешность этих исследований для выборки 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3.4% для показателей около 50%

2,9% для показателей около 25% / 75%

2,0% для показателей около 10% / 90%

1,5% для показателей около 5% / 95%

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КОГО БЫЛ ИВАН УЖАСНЫЙ? ЧТО ТЫ О НЕМ ЗНАЕШЬ? С ЧЕМ ВЫ СВЯЗЫВАЕТЕ ЕГО ЦАРСТВО? ЧТО ЕЩЕ? (респонденты САМИ указали, что они связывают с Иваном Грозным годы правления; несколько ответов)

окт.16
Первый Царь России 66
Убить собственного сына 35
Безжалостная тирания 20
Укрепление / расширение государства Российского 17
Опричнина / Малюта Скуратов 16
Казанский и Астраханский походы / покорение Казани и Астрахани 15
Укрепление самодержавия 15
Личная жизнь / несколько жен 8
Строительство Санкт-Петербурга. Собор Василия Блаженного 8
Военные реформы / создание стрелецкой постоянной армии 7
Государственные реформы / Земский собор, создание ведомств 6
Поход против Крымского ханства / Крымская война 6
Основание Московского печатного двора / Библиотека Ивана Грозного 6
Реформа судебной системы / первый Судебник 6
Завоевание Западной Сибири / Сибирского ханства Ермаком Тимофеевичем 6
Война со Швецией 4
Разорение и гибель боярских родов 3
Руины на руинах 3
Ливонская война 3
Заключение и убийство митрополита Филиппа 3
Разрушение Великого Новгорода, Твери и др. Городов 2
Сожжение Москвы ханом Девлетом Гиреем 1
Коронация / отречение Симеона Бекбулатовича 1
Другое 3
Не знаю, кем был Иван Грозный 3

ДУМАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ИВАН УЖАСНЫЙ ПРИНЕСТИ РОССИЮ БОЛЬШЕ ХОРОШЕГО ИЛИ ПЛОХОГО? *

окт. 16
Однозначно лучше 27
Наверное лучше 22
Наверное хуже 11
Однозначно хуже 2
Сложно сказать 37

* См. Отношение россиян к другим историческим личностям здесь и здесь .

УТВЕРЖДАЕТЕ ЛИ ВЫ СОЗДАНИЕ ПАМЯТНИКА ИВАНУ УЖАСНОМУ В ОРИОЛЕ?

окт.16
Однозначно да 18
Возможно да 35
Наверное, нет 15
Однозначно нет 4
Сложно сказать 27

Перевод Миддлберийского института международных исследований в Монтерее (бывший Монтерейский институт международных исследований).

АНО «Левада-Центр» внесено в реестр некоммерческих организаций, выступающих в качестве иностранных агентов. См. Заявление директора Левада-центра о несогласии с этим решением здесь.

Classici Stranieri — Библиотека, свободная мультимедийная, легальная и бесплатная. Omnia sunt communia! Мы не Либер, мы свободны.

422 просмотров всего, сегодня 12 просмотров

Всего просмотров 422, сегодня просмотров 12 Статическая Википедия: Итальяно-английский — Франсезе ​​- Спаньоло — Тедеско — Портогезе — Оландезе — Полакко — Руссо — Турко — Швеция — […]

Continua a leggere

440 просмотров всего

Всего 440 просмотров Sono в линейке изданий 2008 из статической Википедии (одиночный текст, niente imagini) на африкаанс и суахили.Potete trovarle ai seguenti indirizzi: https://www.classicistranieri.com/af/ […]

Continua a leggere

1329 просмотров всего, сегодня 8 просмотров

1329 всего просмотров, 8 просмотров сегодня Esprimiamo la nostra più complete e sentita solidarietà agli amici del Project Gutenberg per l’oscuramento subito sul territorio italiano, su Decisione […]

Continua a leggere

327 просмотров всего

Всего просмотров: 327 от: BBC News Фотография Стива Лиддиарда на маяке Уайтфорд-Пойнт на полуострове Гауэр была названа абсолютным победителем.

Continua a leggere

316 просмотров всего

Всего 316 просмотров: BBC News Осман Кавала не был осужден, но его задержание поставило лидера Турции на встречный курс.

Continua a leggere

294 просмотров всего

Всего просмотров: 294 Во время работы над сериалом «Возвращайся», посвященном Beatles, режиссер узнал о разочаровании «Великолепной четверки».

Continua a leggere

282 просмотров всего

Всего просмотров: 282 В газетах за четверг сообщается о гибели 27 человек, направлявшихся в Великобританию через Ла-Манш.

Continua a leggere

286 просмотров всего

Всего просмотров: 286 Футболист сборной Англии будет одним из семи традиционных приглашенных редакторов в праздничный период.

Continua a leggere

294 просмотров всего

Всего просмотров: 294 Группа сверстников призывает правительство отменить Закон о бродяжничестве, который квалифицирует как уголовное преступление грубый сон или […]

Continua a leggere

235 просмотров всего

Всего просмотров: 235 Женщины на уроках крав-мага объясняют, почему они пошли на занятия по самообороне в этом году.

Continua a leggere

243 просмотров всего

Всего просмотров: 243 Корреспондент BBC Абдуджалил Абдурасулов ​​посещает восточную Украину, пока солдаты размышляют о военном присутствии России на соседней границе.

Continua a leggere

268 просмотров всего

Всего просмотров: 268 «Манчестер Сити» переиграл «Пари Сен-Жермен», и, поскольку Маурисио Почеттино пытается навязать свой стиль, разговоры о «Манчестер Юнайтед» никуда не денутся, пишет […]

Continua a leggere

Всего просмотров 261

Всего просмотров: 261 с: BBC News Велосипедные заводы Португалии были очень загружены с апреля 2020 года, поскольку популярность велоспорта резко возросла.

Continua a leggere

253 просмотров всего

Всего просмотров 253 Финал Кубка Дэвиса готовится к переезду в Абу-Даби по пятилетнему соглашению, которое будет подписано на […]

Continua a leggere

251 просмотров всего

251 просмотров Всего за несколько десятилетий Дэвид Р. Чан обедал в 8000 китайских закусочных, благодаря чему он узнал об Америке и о себе самом. от: BBC News

Continua a leggere

249 просмотров всего

Всего просмотров: 249 Из-за дождя разминка сборной Англии в Брисбене прервана из-за дождя, когда в последний день не было выброшено ни одного мяча.от: BBC […]

Continua a leggere

310 просмотров всего, сегодня 2 просмотров

Всего просмотров 310, сегодня 2 просмотров Ахмауд Арбери умер в результате «современного линчевания» — местные жители говорят, что призрак расизма присутствует всегда. от: BBC News

Continua a leggere

238 просмотров всего

Всего просмотров: 238 Реал Мадрид выходит в плей-офф Лиги чемпионов 25-й год подряд, одержав комфортную победу над тираспольским шерифом.от: BBC News

Continua a leggere

266 просмотров всего

Всего просмотров: 266 Энергетическая компания, обслуживающая 1,7 миллиона потребителей, находится в особой форме управления.

Continua a leggere

256 просмотров всего

Всего просмотров: 256 Английскому футболу нужен независимый регулирующий орган, чтобы он не «катился от кризиса к кризису», — заявил председатель фанатского обзора […]

Continua a leggere

118,119 просмотров всего, сегодня 18 просмотров

Всего просмотров 118,119, сегодня 18 просмотров от: BBC News «Манчестер Сити» продвигается к последним 16 в Лиге чемпионов в качестве победителей групп, придя сзади […]

Continua a leggere

Царское вскрытие и промежуточные выборы

Пока я пишу эту статью, до промежуточных выборов осталось два дня, и политические вопросы накаляются по мере того, как избиратели направляются на избирательные участки.По крайней мере, я слышал. Между тем, у меня на уме политика Ивана IV Васильевича, известного также как Иван Грозный.

Позвольте мне объяснить.

Хотя я постарался выполнить свой гражданский долг, отправив свой бюллетень для заочного голосования пару недель назад, в последнее время у меня была небольшая «новость». Я перестал слушать свой подкаст с утренними новостями, перестал нажимать на статьи в своих лентах в социальных сетях и сознательно позволил себе вернуться в Стэнфордский пузырь.

По правде говоря, множество последних политических новостей добавили в мою жизнь дополнительный элемент хаоса, который я просто хотел устранить.Хотя какая-то часть меня знала, что полное избегание — не лучший способ справиться с этим, я решил сосредоточиться исключительно на промежуточных экзаменах.

Найти способы справиться с периодом политического хаоса — задача не только 21 века. Россия Ивана Грозного является примером этой идеи. Представьте себе непредсказуемую исполнительную власть, элитную, аристократическую группу государственных чиновников, которых постоянно заменяют, и прессу, заваленную пропагандой и гиперболизированным политическим языком. Звучит знакомо?

Иван IV правил Россией с 1547 по 1584 год. За это время он бессмысленно разграбил важный торговый порт Новгород, вероятно, устроил убийства нескольких предполагаемых соперников, женился шесть или семь раз (в зависимости от того, в какие истории вы верите) и упивался череда безжалостных и насильственных действий.

Как мы можем объяснить это ужасное руководство и хаотическую жизнь, которую оно произвело в его королевстве? В некотором смысле удовлетворительного объяснения нет. Ивана IV называли «Грозным», потому что он был именно таким — грозным правителем, правление которого порождало нестабильность и страх.

Но некоторые источники, описывающие его правление, также ненадежны. Например, мы много знаем об Иване из немецких брошюр, которые были частью кампании по созданию сенсационных изображений варварской России в попытке завоевать симпатии могущественной Священной Римской империи.

Еще один интересный инструмент, который мы теперь можем использовать для разоблачения правления Ивана IV, — это вскрытие его останков, проведенное в 1963 году. Историки обнаружили некоторую мышечную ткань в дополнение к скелету, что позволило им дать потенциально более глубокое объяснение его поведения: у Ивана была болезнь, из-за которой его позвоночник сросся.Вероятно, он прихрамывал, чтобы компенсировать боль при защемлении нерва.

Иван также принимал ртуть как болеутоляющее. На его конечностях и суставах были обнаружены отложения ртути, что свидетельствует о продолжительном употреблении, которое, вероятно, способствовало отравлению ртутью, что могло объяснить некоторые из его иррациональных поступков.

Конечно, все эти объяснения были разработаны только через сотни лет после правления Ивана IV. У нас не так много письменных источников, описывающих, каково было жить в то время, но я подозреваю, что это было запутанно и хаотично.

Когда мы читаем новости, слушаем политические подкасты или даже участвуем в разговорах и дебатах с нашими друзьями, мы пытаемся провести собственное вскрытие. Мы ищем неопровержимые доказательства, пытаясь обосновать риторику, которую мы потребляем, нашими собственными системами убеждений и пониманием фактов. И мы также должны критически относиться к источникам новостей, которые предоставляют эти доказательства в первую очередь. Это трудная работа, особенно без исторической перспективы.

Но я также чувствовал дискомфорт от попытки полностью отказаться от этой работы. Как бы хорошо это ни было, пытаться игнорировать хаос вокруг нас, бросать карту и полностью отключать новости — тоже нехорошо. Попытка разобраться в мире, в котором мы живем, является важной, а может быть, даже важной частью принадлежности к элитному академическому институту и, в более широком смысле, к нации.

В конце концов, когда я почувствую, что готов закончить свою «новостную паузу», я постараюсь продолжить работу над своими собственными вскрытиями новостей.Я уверен, что они не всегда будут чувствовать себя так же приятно, как раскрытие истории болезни давно умершего царя, но пока они должны это сделать.

Особая благодарность профессору Нэнси Коллманн за ее знания и взгляд на Россию Ивана IV.

Свяжитесь с Мелиной Уоллинг на сайте mwalling ‘at’ stanford.edu.

Многие жители Великого Новгорода казнили Ивана Грозного

Избранное 02/03/20 Public DomainСколько жители Великого Новгорода казнили Ивана Грозного

В русской истории много темных пятен, которые «проясняют» только гипотезы, а иногда и фантазии историков.Особняком стоит расправа гвардейцев Новгорода, начавшаяся 12 января 1570 года. Она относится к самым жестоким деяниям Ивана IV.

Ходок с Волыни

Летом 1569 года царь Иван IV забирает Александровскую слободу «Ходока» из Великого Новгорода, которая в архивах будет храниться как «Волынецкий (то есть украинский, ред.) Петр». Таинственный посетитель сообщает королю, что новгородская элита во главе с местным архиепископом Пименом вступила в сговор с «Литвой» и тайно готовится присягнуть «литовскому королю Сигизмунду» (Сигизмунду).Есть даже свидетельства — грамота, подписанная архиепископом и другими новгородскими вельможами, которая хранится в новгородском Софийском соборе под изображением Богородицы.

Вскоре Иоанн IV тайно отправляет в Новгород агентов, которые производят компрометирующий документ и доставляют его царю. Подпись архиепископа, слывшего горячим сторонником царя, признается подлинной и становится отправной точкой знаменитого похода Грозного в Великий Новгород.

Большинство историков утверждают, что осведомитель мастерски подделал подпись на письме. Да, настолько фальшивый, что при последующей «очной ставке» с документом большинство подписавших признали свои автографы. Однако никаких доказательств фальсификации «Волынец» ни у историка нет.

Роковое благо

В конце 1569 г. царь опричнины войско уходит. По пути в «град мятежный» Иоанн отправляет своего верного Малюту Скуратова в Успенский Отрочский монастырь в Твери, где когда-то находилась тюрьма Сана митрополита Московского Филиппа.Интересно, что архиепископ Пимен, который собирался «навестить» Ивана, был в то время главным противником PhilAPCI и приложил немало усилий для его низложения.

По одной из версий, царь послал Скуратова к опальному иноку просить благословения новгородского похода. Но якобы Филипп отказал Малюте в «напутственном слове», и тот задушил его подушкой. Другой монах-убийца сообщил, что бывший митрополит скончался от нехватки воздуха.

Этот эпизод описан из жизни Филиппа, появившейся через сто лет после его смерти.Однако до этого времени никаких письменных свидетельств насильственной смерти Филиппа не сохранилось. Возникает вопрос — почему грозный получил благословение опального монаха, которого считал «колдуном» и некоторое время назад хотел сжечь на костре, если верить источникам? Не судьбоносный ли приезд в Малюту опального Богомольца к более поздней «интерпретации» составителей жизни?

Отвергнутое благо

г. Итак, в начале января войско опричнины вошло в Новгород. На мосту через Волхов царь встретил архиепископа Пимена и лучших людей города.Но король проигнорировал благословение епископа, отказавшись держаться за крест, а вместо этого разразился обвинениями:

«Ты не пастырь, а волк — хищник и истребитель, и в руках у тебя не крест, и оружие, и ты злодей, я хочу вместе со своими сверстниками передать Великий Новгород польским». король.»

Слова царя, по логике, должны были стать сигналом для ареста Пимена. Но затем, согласно летописи «Сказания о поражении Великого Новгорода», являющейся основным источником новгородских событий, происходит нечто странное: Иоанн отправляется на торжественную литургию в Софийский собор и служит литургию. сам предатель! А потом грозная свита отправилась вместе с Пименом, резиденцией архиепископа, на обед.

И сразу после трапезы Иоанн снова обвинил епископа в измене и, наконец, аресте. Сценарий, прямо скажем, парадоксальный даже для такого «креативного директора», как царь Иван Васильевич. Но в летописи рассказ упускается из виду — признал ли ПИМн измену или нет? Подпись что-то (или фальшивка) в «отколовшейся» для чтения и записи была его.

Архиепископов в клоунах

Тогда архиепископа подвергли очень странной и унизительной церемонии.Иван якобы объявил, что Пимен должен быть не епископом, а шутом и поэтому должен жениться. Супруга для несчастного епископа Ивана Васильевича была уже приготовлена: она была обыкновенной Кобылой! Царь приказал посадить Пимена на «невесту» в руки, дать ему барабаны с арфой и послать с посланием присоединиться к банде скоморохов.

Историки интерпретируют эту церемонию как кощунственное осквернение архиепископа и пасхальную символику входа Господа в Иерусалим.Обряд действительно получился немного неряшливым даже для Ивана, который, как известно, был очень силен в символике. А здесь символика вроде «мертвая».

Ужасное, во всех его представлениях, всегда действовало в контексте русской традиции. Однако обряд бракосочетания на коне и «упряжь в клоунов» в фольклоре встречается. Но подобные представления есть в традициях западноевропейского карнавала, но вряд ли страшно, что он мог быть мастером.

Ясность приходит, когда мы узнаем имя человека, ставшего свидетелем этого ритуала.Немец Альберт Шлихтинг, находившийся на службе в опричнине (с очень мутным «штатным расписанием»). Согласно его биографии (она составлена), весной 1570 года он «был демобилизован» и ушел в Речь Посполитую, а там уже под сенью польских «русофилов» написал мемуар «Весть из Московии, докладывал дворянину Альберту Шлихтингу о жизни и царствовании царя Ивана ». Любопытно, что имени Альберт Шлихтинг в русских документах того времени не существует.

Страшный суд

Согласно «Истории разгрома Великого Новгорода», сразу после завтрака в резиденции Пимена и его ареста началась «конфискация» имущества Святой Софии и некоторых монастырей, а затем «каннибализация» распространилась на остальные. город.Разграбление сопровождалось, по словам летописцев и «очевидцев» (немецкие «приспешники» Staden и Schlichting), беспрецедентным террором.

описанию изощренных казней в Новгороде, вероятно, позавидовал бы маркиз де Сад, когда писал свой роман «120 дней Содома». Создается впечатление, что каждый день гвардейцы убивали не менее нескольких тысяч человек.

С подсчетом жертв новгородской расправы спор еще не окончен: одни говорят, что погибли не менее 15 тысяч человек (половина населения Великого Новгорода), другие остаются на 4-6 тысяч.

Но историки почему-то умалчивают, что любым казням предшествовали судебные разбирательства. В Новгородском поселке гвардейцы действовали в течение трех недель. Даже при максимальной принудительной бумажной волоките судьи опричнины вряд ли смогли рассмотреть более 30 дел. Не стоит забывать, что в каждом отдельном случае проводится расследование. Остальные косвенные документы, церковные поминки, смертная казнь вынесены около 200 дворянам и более 100 домашним хозяйствам, 45 клеркам и клеркам и столько же членов их семей.

как историкам относиться к 15 тысячам казненных? В летописях в качестве свидетельства говорится об обнаруженных братских могилах нескольких тысяч человек, о всплывавших весной сотнях трупов в Волхове и т. Д. Но разве все эти несчастные жертвы террора?

Дело в том, что 1568 и 1569 годы были скудными на Новгородской земле, разразился голод, цена на хлеб увеличилась к началу 1570 года почти в 10 раз. Ливонская война, подорвавшая экономику Новгорода, нарушив прежние торговые связи, только усугубила положение.А вскоре пришла еще одна и чума.

По свидетельству шведского посла Павла Юстина, находившегося в Великом Новгороде с сентября по январь, город задолго до «резни» был «склепом» — каждый день от голода умирали несколько сотен жителей.

Если внимательно посмотреть на имеющиеся свидетельства, «ревизии» в большинстве случаев подвергались церковные колхозы. Именно в монастырях и монастырских деревнях происходили конфискации хлеба, скота, соли.Вероятно, «погром» во многом был связан с тем, что в условиях голода и катастрофического роста цен на хлеб Новгородская церковь накопила львиную долю резервов. Возможно, такая «блокада» была частью более крупного стратегического замысла местной элиты.

было предательство?

не исключено, что в этих условиях новгородская элита имела желание искать спасения в присоединении к Люблинской унии, созданной в 1569 году союзом Польши и Литвы.

Новгородская торговля была невыгодной ужасной политикой, в том числе его стремлением прорваться к Балтийскому морю, грозившей потерей некогда одного из могущественных городов Европы своим геоэкономическим положением. Более того, новгородцы не очень довольны ориентацией короля Англии.

англичане оказали наибольшее предпочтение Иоанну IV и открыли альтернативу Новгородскому меридиану — Холмогоры — Вологда — Москва.

В свою очередь, англичанам тоже не понравилась корпорация «Новгород», некогда входившая в состав конкурирующего Ганзейского союза, а в конце 1560-х годов открывшая город для главных соперников британцев на российском рынке — голландцы.Это говорит о том, что новгородский поход не мог быть какой-то параноидальной импровизацией Ивана Грозного.

Отсутствует документ

Со времен Карамзина российская историография заняла жесткую позицию в оценке исторической роли Ивана IV. Причем чем смертоноснее становилась позиция историков, тем менее ужасны государственные бумаги той эпохи.

Итак, в начале ХIХ века из государственного архива загадочным образом исчезли материалы от «детективного дела» до «Новгородской измены», которые лучше бы как раз прояснить для нас события января 1570 года.Вероятно, одним из последних, кто работал с ними, был Николай Карамзин, который в 1811 году увлекся делом государственных закупок — написанием «Истории государства Российского».

Судя по всему, эти документы читала Екатерина II. В своих записках к «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева императрица писала о глупости Радищева, воспевая Новгородскую республику

.

«Говоря о Новгороде, о вольном его правлении и о строгости царя Ивана Васильевича, не говоря уже о причине этой казни, а причина была в том, что Новгород, взяв унию, сдался Польской республике, поэтому царь казнил отступников и предателей, чем по правде сказать действий не обнаружил.”

Современным историкам повезло меньше, чем Екатерине Великой и Карамзину. Основные источники новгородского погрома для них весьма сомнительны, «Повесть о разгроме Великого Новгорода», сложившаяся во время шведской оккупации города (1611–1617 годы), в мемуарах упоминается уже Альбертом Шлихтингом и авантюристом. с репутацией Мюнхгаузен Генрих Штаден, однажды появившийся со своими «Московскими мемуарами» в Голландии, которая якобы была бывшим опричником. Однако прямых свидетельств этого не сохранилось.

Русская Семерка

Источник:
© Русская семерка

Рекомендуемая статсаласка… Поделиться: Комментарии Комментарии к статье «Сколько жителей Великого Новгорода казнили Ивана Грозного» Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий! br>
Поделиться в Tumblr

В городе России открыли памятник кровавому Ивану Грозному

ОРЕЛ, Россия. Несмотря на протесты и судебные баталии, в российском городе Орел открыли первый в стране памятник Ивану Грозному, кровавому царю 16-го века, который тысячами убивал своих подданных и даже, как сообщается, убил своего собственного сына.

На церемонии в пятницу официальные лица торжественно открыли статую Ивана верхом, вооруженного мечом и крестом, в городе в 225 милях к югу от Москвы. Губернатор региона уподобил жестокого царя действующему президенту России Владимиру Путину.

«У нас есть великий, могущественный президент, который заставил весь мир уважать Россию и подчиняться ей, как это делал в свое время Иван Грозный», — сказал на церемонии Вадим Потомский.

Иван, правивший с 1547 по 1584 год, был ответственен за насилие, в том числе за Новгородскую резню, в результате которой погибли тысячи людей.Но его также уважают как ключ к становлению России как империи, так и как покровителя искусств, включая открытие знаменитого Собора Василия Блаженного, который возвышается над Красной площадью в Москве.

Прозвище царя отражает его неоднозначную репутацию — по-русски это может означать не только «ужасный», но и «грозный».

Возведение статуи происходит в то время, когда Россия, поощряемая Путиным, переживает масштабную переоценку своей истории. Нынешний российский нарратив оправдывает насилие и репрессии, если они считаются необходимыми для укрепления российского государства, включая зверства по приказу советского диктатора Иосифа Сталина.

Среди 1000 человек, присутствовавших на открытии памятника в Орле, был Александр Залдостанов, крепкий лидер пропутинской байкерской группы «Ночные волки».

На другой стороне политического спектра некоторые активисты в Орле провели акции протеста против памятника и предприняли безуспешную попытку суда заблокировать его. Одна из них, Наталья Голенкова, рассказала Associated Press, что однажды ночью, когда она шла домой, подверглась нападению, ее предупредили, чтобы она перестала выступать против закона.

«Кто был поклонником Ивана Грозного? Сталин », — сказала она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.