Поэт толстой а к: Поэт — Толстой. Полный текст стихотворения — Поэт

ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА: Алексей Константинович ТОЛСТОЙ

24 августа (5 сентября н.с.) 1817 года родился Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817-1875), русский поэт, прозаик, драматург.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь.

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
 

Романс «Средь шумного бала, случайно…» на стихи А. К. Толстого, музыку к которому написал П. И. Чайковский, известен практически всем. Эти стихотворные строки поэт сочинил в 1851 году, а посвящены они были его будущей супруге Софье Миллер, урожденной Бахметевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде, проходившем в Петербургском Большом театре; Софья Андреевна, как и остальные гости, была в маске и поэтому «тайна… покрывала черты».

Проникновенная лирика Алексея Толстого с ярко выраженным музыкальным началом послужила для многих композиторов к написанию песен и романсов, таких как вышеназванный романс «Средь шумного бала…», а также: «То было раннею весной», «Колокольчики мои…», «Коль любить, так без рассудку…», «Ты помнишь ли, Мария…», «Ты знаешь край, где все обильем дышит» и других.

Поэт яркого и многогранного дарования граф Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября н.с.) 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование. В 17 лет был зачислен на службу в Министерство иностранных, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1943 получил звание камер-юнкера.

Литературным творчеством Алексей Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей писателем А. Погорельским. Писал стихи, фантастические повести и уже первая повесть «Упырь» (1841) была замечена Белинским. В 1840-е годы он начал работать над историческим романом из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный».

В 1854 году вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России. От имени К. Пруткова они писали стихи, пьески, афоризмы, исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности николаевской эпохи.

Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер – заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступиться за близких ему людей (например, хлопотал о возвращении из ссылки Шевченко, об Аксакове, Тургеневе). Благородство, душевная чистота, «рыцарская натура» – эти качества были присущи Толстому. Эти человеческие качества отмечали его современники. И в творчестве «гуманная натура Толстого, – как писал Тургенев, – сквозит и дышит во всём, что он написал». Искренность, прямота, неспособность идти на нравственные компромиссы были отличительными свойствами Толстого; они не раз приводили его к размолвкам с правительственными верхами.

В 1861 году добился отставки («Служба и искусство несовместимы…» – написал он царю) и все свои силы стал отдавать литературе.

В 1862 была опубликована драматическая поэма «Дон Жуан»; в 1866-1870 – историческая трилогия: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».

В последние годы обратился к поэзии (писал исторические баллады и политические сатиры в стихах). Баллады «Змей Тугарин», «Три побоища», «Песня о Гаральде и Ярославне» и другие являются результатом размышлений Толстого как над современной ему русской жизнью, так и над прошлым России; а сатира (к примеру, «Сон Попова») отражает многие уродливые явления современной ему русской жизни.

Уйдя в отставку, А. К. Толстой в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А. Толстой осенью 1875 года скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

Творчество А. К. Толстого очень разнообразно. Всё лучшее из его писательского наследия продолжает оставаться живым литературным явлением и для современных читателей. Его жизни и творчеству посвящена выставка в Центре чтения. Читателям рекомендуем произведения Толстого, которые и сегодня по-настоящему волнуют, вызывая чувство радости или грусти, гнева и  или иронической усмешки. Один из разделов выставки посвящён Кузьме Пруткову – уникальному явлению в нашей литературе, сатирические и юмористические произведения которого сыграли заметную роль в жизни России, и остаются актуальными и по сей день.

Обращаем внимание читателей на следующие здания, представленные на выставке:

 

Толстой А. К. Сочинения. В 2-х т. – Москва : Художественная литература. 1981.

В первый том входят все поэтические произведения А. К.Толстого: лирические стихотворения, былины, сатирические и юмористические стихотворения, поэмы, переводы из Байрона, Гёте, Гейне и других европейских поэтов.

Во второй том входят драматическая трилогия: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», драма «Посадник» и две статьи Толстого о постановке на сцене его произведений.

 

Толстой А. К. Князь Серебряный : роман; Посадник : драма; Стихотворения; Баллады; Избранные письма. – Минск : «Мастацкая лiтаратура, 1984.

В настоящее издание вошли исторические произведения: роман «Князь Серебряный», драма «Посадник», былины, баллады, а также стихи о Родине и избранные письма.

 

Толстой А. К. Избранное. – Москва : Правда, 1986.

В сборник включены его лирика, баллады, былины, притчи, сатирические и юмористические стихотворения, поэмы, пьесы.  Драматургия представлена двумя произведениями, реже других включаемые в современные издания А.К.Толстого, – «Дон Жуаном» и «Посадником».

 

Толстой А. К. Князь Серебряный. Стихотворения. Баллады. – Москва : Просвещение, 1993. – (Школьная библиотека).

В книгу включён исторический роман об эпохе Ивана Грозного «Князь Серебряный», стихотворения, а также исторические баллады «Василий Шибанов», «Змей Тугарин», «Песня о Гаральде и Ярославне», «Поток-богатырь», «Илья Муромец», «Алёша Попович», «Садко» и другие.

 

Прутков Козьма. Глаголы уст моих : сборник. – Москва : Книжная палата, 1997. – (Русский Парнас).

В книгу вошли все сочинения знаменитого Козьмы Пруткова: стихотворения, басни, мысли и афоризмы, сатирические произведения, драматические произведения, а также биографические сведения о нём.

Впервые К. Прутков представлен как законный и единственный автор собственных текстов, а не в качестве образа, созданного другими литераторами. Примечания, дающиеся по ходу представленных сочинений, показывают, как созвучен Козьма Прутков нашей современности. Сюжеты автора сопровождаются прекрасными иллюстрациями Н.Кузьмина.

Книга будет полезна школьникам, учителям, студентам, любителям русской словесности.

 

Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения! 

 

Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству Сергея Есенина, день рождения которой будет отмечаться  в сентябре текущего года.

 

ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ РУССКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ПОЭЗИЮ!

Третий, он же первый. Алексей Константинович Толстой

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

205 лет назад, 5 сентября 1817 года (это если по новому стилю, с которым он встречался только в путешествиях по Европе) в Петербурге родился Алексей Константинович Толстой – незабываемый поэт и драматург, замечательный романист, основатель жанра русской исторической баллады. История России, ее прямоезжие дороги и буреломы, была его литературной стихией.

Иногда его называют третьим Толстым, иногда – вторым, но он бывал и первым. Например, на афише московского Художественного театра, история которого началась с «Царя Фёдора Иоанновича». Или – в лихой артели авторов «Козьмы Пруткова». А романсы? Он долгое время оставался самым плодовитым русским поэтом-песенником. И соавторы у него были великие. Да и родился он раньше других великих Толстых русской литературы. И, конечно, раньше стал публиковаться.

Странный граф

Писатель носил громкий графский титул, был их сиятельством, но своего гуляку-отца – Константина Петровича Толстого (1779–1870) в детстве почти не видел. Брак родителей писателя распался, когда он еще пребывал в колыбели, и воспитывал Алёшу дядька, Антон Перовский – известный писатель, открывший для русской литературы украинскую тему.

Он получил известность под псевдонимом «Антоний Погорельский». Свою самую известную книгу – сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» – Погорельский посвятил племяннику Алёше. Неудивительно, что маленький граф рано увлёкся сочинительством. Уже в шесть лет вовсю писал, и не только по-русски. В их доме бывал Пушкин. А во время путешествия по Германии дядя познакомил племянника с самим Гёте… Перовские жили широко, и это неудивительно. Они были незаконнорожденными детьми графа Алексея Разумовского, а тот, в свою очередь, унаследовал громадное состояние своего родного брата – фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Перовские получили несметное состояние. Несмотря на непростую семейную историю, юный Алексей Толстой входил в детский круг наследника престола, будущего императора Александра II. Их было девятнадцать – девять мальчиков и десять девочек, отобранных из лучших семей империи для товарищеских забав с цесаревичем.

Они играли в оловянных солдатиков, в жмурки, в горелки, а иногда мерились силой. Фрейлина Александра Россет так описала эти игрища в дневнике: «Наследник весь в поту, Алеша красный, как индейский петух, все хохочут как сумасшедшие, счастливые возможностью бороться, кричать, двигаться, размахивать руками. Алеша отличается баснословной силой, он поднимает их всех, перебрасывает по очереди через плечо и галопирует с этой ношей, подражая ржанью лошади. Он презабавный и предложил Государю помериться с ним силой. И бросался на Его Величество, точно ядро, выброшенное из жерла пушки. Государь отражал это нападение». Силач Алёша – это граф Толстой. Перед ним открывалось заманчивое будущее, но Алексей мечтал только о литературе. Ему, под давлением матери и дяди, пришлось поступить на службу, вращаться в министерствах и при дворе, чтобы тридцать лет уклоняться от чинов и добиваться отставки…

Очень серьёзные балагуры

Его петербургскими приятелями и соавторами стали дальние родственники со стороны Перовских – братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Вместе они придумали Козьму Пруткова – поэта-графомана, сочинителя дурашливых афоризмов и директора Пробирной палатки. Что только не сочинялось под маской Пруткова – басни, пародии, назидательные стихи и афоризмы, водевили… Прутковский цикл стал эпохой в русской сатирической поэзии. Из него черпали Саша Чёрный, Аркадий Аверченко, Даниил Хармс… А начиналось всё с изобретательных и дерзких шуток и розыгрышей.

Министр финансов Фёдор Вронченко любил прогуливаться по Дворцовой набережной ровно в девять утра. Ему навстречу каждый раз шел Александр Жемчужников, а поравнявшись, снимал шляпу и произносил одну и ту же лишенную всякого смысла фразу: «Министр финансов — пружина деятельности!» После этого он с важным видом удалялся. Вронченко пожаловался обер-полицмейстеру, и тот пригрозил выслать министерского мучителя из города. Но друзьям всё сходило с рук, потому что защитники правопорядка знали: душа компании, Алексей Толстой – близкий друг императора. Такими же были и литературные выходки Пруткова – в абсурдистском духе, без пиетета перед чинами. Сарказм спасал от служебной скуки – и рождались афоризмы с двойным дном. На первый взгляд – прописная банальность, а по существу – едкая издёвка над рутинными устоями: «Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок», «Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти».

Кроме прутковианы, Толстой сочинил две виртуозные сатирические поэмы – «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Цензура их долго отвергала – и толстовские сатиры расходились «в списках». Нечасто бывает, чтобы репризы позапрошлого века и в наше время трудно было перечитывать без улыбки. Вот, например, как объясняет поэт своё нежелание писать напрямую о царях, современником которых ему довелось быть:

  • Ходить бывает склизко
  • По камешкам иным,
  • Итак, о том, что близко,
  • Мы лучше умолчим.

Безусловно, в составе авторов «Пруткова» Толстой был самым талантливым и изобретательным. Его считали трагиком, а он легко бросался в юмористические авантюры – и получалось славно.

Не боец

Друг императора, состоятельный помещик, представитель титулованной знати, придворный вельможа, он не был апологетом самодержавия. Консервативно настроенные вельможи не вызывали у него ничего, кроме изжоги. Прыткие реформаторы с манерами парижских дельцов тоже настраивали на сатирический лад. Не воодушевляли и славянофилы с их проповедями изоляции и смирения. «От славянства Хомякова меня мутит, когда он ставит нас выше Запада по причине нашего православия», — писал Толстой. Ему претили такие идеи.

Но и революционному движению не сочувствовал, отвергая нигилистическое восприятие русской реальности. Толстой не принимал крайностей под любым соусом. Свою политическую программу он сложил в 1858 году – в известном стихотворении:

  • Двух станов не боец, но только гость случайный,
  • За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
  • Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
  • И к клятве ни один не мог меня привлечь;
  • Союза полного не будет между нами —
  • Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя,
  • Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
  • Я знамени врага отстаивал бы честь!

И это – накануне Великих реформ, когда радикалы и охранители готовы были вцепиться друг другу в горло. «Он всегда смотрел на текущие события не с той точки зрения, с которой они обыкновенно представляются человеку, участвующему в них, а с той, с которой они, по прошествии многих лет, представляются историку-философу… Поэтому он всегда был строг к своим ярым союзникам и всегда был в дружеских отношениях с своими умеренными противниками», — Толстому очень нравилось это определение лорда Галифакса из «Истории Англии» Томаса Маколея.

Вот оно, настоящее великодушие – сочувствовать тем, кто по другую сторону баррикад. И он следовал этому правилу. Он не любил ни беллетристику, ни публицистику Николая Чернышевского. Но в разговоре с императором однажды заявил бесстрашно: «Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского». Александр II не дал ему договорить: «Прошу тебя, Толстой, никогда не напоминать мне о Чернышевском». А он снова и снова хлопотал за вольнодумцев, которым не слишком симпатизировал. Благородство – это всё-таки не пустое слово.

Без отдыху пирует…

Очень многое из написанного Толстым связано с историей России. Благородство принято называть «рыцарским» и связывать с аристократическими воинскими традициями Западной Европы. Толстой возрождал в стихах благородство русской старины. Его князья и цари даже в своих злодеяниях величественны. История оживает. Мы любуемся вассальной преданностью Василия Шибанова – и горделивой повадкой князя Романа Мстиславича, который показал свой обоюдоострый меч папским легатам, оплакиваем участь князя Михайло Репнина, но и покаяние Грозного царя не оставляем без участия. Историческая баллада – коронный жанр Толстого. Тут переплелись его представления о поэтической гармонии и политические, а если угодно, историософские воззрения.

Былинный напев давался ему без натуги, «русские мотивы» Толстого – это не почвенническая экзотика, а свободное дыхание поэта. Его идеал – пушкинская «Песнь о Вещем Олеге». С Пушкиным его роднит и любовь к мажорному тону, редкое для русской поэзии умение писать жизнелюбиво. И в толстовском исполнении картины истории волнуют нас с не меньшей силой:

  • Без отдыха пирует с дружиной удалой
  • Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
  • Ковшами золотыми столов блистает ряд,
  • Разгульные за ними опричники сидят.
  • С вечерни льются вины на царские ковры,
  • Поют ему с полночи лихие гусляры,
  • Поют потехи брани, дела былых времен,
  • И взятие Казани, и Астрахани плен.

Что до историософии, Толстой видел идеал во временах киевских князей. И отстаивал свою правду весьма эмоционально: «Мною овладевает злость и ярость, когда я сравниваю городскую и княжескую Россию с Московской, новгородские и киевские нравы с московскими, и я не понимаю, как может Аксаков смотреть на испорченную отатарившуюся Москву, как на представителя Древней Руси. Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве».

Философ Владимир Соловьев, почитавший Толстого, так комментировал его концепцию: «И киевская Русь далеко не была идеальным царством света, и татарско-московский период вовсе не был такою бессмысленною напастью, такою, неведомо зачем, надвинувшейся тучей, какою представлялся он Толстому… Народное вече может казаться красивым издали, но на самом деле это было лишь разновидностью междоусобной войны, и поэтичный колокол Новгорода призывал обыкновенно не к гражданским подвигам, а просто к рукопашному бою».

Толстой, как немногие в XIX веке, стремился преодолеть распад некогда единой Руси на Великороссию и Малороссию, на центральную Россию и Украину:

  • Да, он грустит, что в дни невзгоды,
  • Родному голосу внемля,
  • Что на два разные народа
  • Распалась русская земля.
  • Конца семейного разрыва,
  • Слиянья всех в один народ,
  • Всего, что в русской жизни живо,
  • Квасной хотел бы патриот.

О Батыевом нашествии, как и о терроре Ивана Грозного, он писал с яростью: «Когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов… мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!» Это сказано в минуты отчаяния, но направление мысли – толстовское, осознанное.

Однажды он решил поучаствовать в истории не только пером. Шла Крымская война, английская эскадра направилась в Балтийское море. Толстой с графом Алексеем Бобринским в нарушение всех законов и предписаний на свои деньги снарядили плавучий партизанский отряд на быстроходной яхте, чтобы атаковать британские корабли. Майор Толстой стремился на фронт. Но по дороге в действующую армию заболел тифом. Повоевать ему так и не довелось. Может, это и к лучшему.

Коль любить…

Стихотворений, которые не изгладятся из памяти, у Толстого немало, некоторые из них стали романсами – «Средь шумного бала…», «Кабы знала я, кабы ведала…», «Колокольчики мои, цветики степные…». Классический русский репертуар. Толстой как мало кто любил и понимал Россию, в родном краю ему вольготно писалось. Разве можно представить себе более точную и душевную весеннюю зарисовку «средней полосы», чем «Юный лес, в зелёный дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждет…»? Хрестоматийным стало и такое яркое признание:

  • Коль любить, так без рассудку,
  • Коль грозить, так не на шутку,
  • Коль ругнуть, так сгоряча,
  • Коль рубнуть, так уж сплеча!

Это узнаваемая грань русского характера – неуемного и отходчивого. Он и полюбил без рассудку, самозабвенно, вопреки всему. Софью Миллер (урожденная Бахметева) Толстой встретил, как в оперетте, на балу-маскараде, «в тревоге мирской суеты». Его не смущало, что дама сердца замужем: тот брак давно дал трещину. Не смущали и слухи о многочисленных романах жены ротмистра Льва Миллера… Это была любовь ослепляющая. Расторжение брака Миллеров продолжалось годами, к тому же мать поэта стеной стояла на пути к женитьбе. Сорокалетний богатырь не мог пойти против материнской воли, но на гражданский брак с замужней дамой он решился. Какие там предрассудки!

Толстой хранил ей верность с первой встречи в 1851-м, а обвенчались они только в 1863-м. К тому времени он добился отставки и редко наезжал в столицы. О своем отношении к государевой службе и карьере Толстой рассказал в стихотворении, которое многие из нас помнят с детства. Мы его бодро декламировали, считывали мелодику и рисовали в воображении образ богатыря, а ведь это признание и кредо Толстого:

  • Двор мне, княже, твой не диво!
  • Не пиров держусь!
  • Я мужик неприхотливый,
  • Был бы хлеба кус!..
  • Не терплю богатых сеней,
  • Мраморных тех плит;
  • От царьградских от курений
  • Голова болит!

В каких ещё стихах мы можем отождествлять себя с богатырем? В том, наверное, и секрет толстовских баллад, что он писал их не из вне. Вот так и он ускакал от царского двора туда, где «смолой и земляникой пахнет тёмный бор». Неудивительно, что для автопортрета Толстой избрал образ Муромца. В его полнокровных стихах ощущается богатырская силушка: поэт и впрямь потехи ради гнул подковы, а характером обладал несуетливым и надежным. Настоящий витязь из былины.

После отставки он писал друзьям о своем имении на берегу Тосны: «В Пустыньке есть много хорошего, а именно: … простокваша, шахматы, иван-чай, мисс Фрейзер, купальня, ландыши, я, Владимир Жемчужников, тихое место, Софья Андреевна, Моцарт, Глюк, Спиноза, два петуха и три курицы, розбиф, Полонский, распускающаяся сирень, опасный мост, прочный мост, брод, бульон, три английские чернильницы, хорошие сигары, экономка Луиза, желающая выйти замуж, свежие яйца, комары, кисея, кофей, слабительные пилюли, природа и прочее». Впрочем, в затворника он не превратился. Сохранил обыкновение читать свои новые произведения императрице, которая благосклонно принимала его длинные «царские» трагедии. Вдали от столичных витий он создал свою неподъёмную трилогию о московской Руси, о её государях – «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис». Замысел дерзкий – продолжить, а во многом и оспорить Пушкина. Ведь главный герой трилогии – Годунов, а в центре внимания – его кремлёвские триумфы и мытарства. Сопереживает ли Толстой Годунову? Кажется, он видел в нем несостоявшийся шанс на возрождение Руси.

Годунов у Толстого – гениальный политик, который умеет «неусыпно за кознями врагов своих следить и хитрости противоставить хитрость». Он чувствует в себе силы «поддержать Русь в годину тяжких бед» и в этом не лукавит. Он пытается преобразить государство:

  • Тот светлый храм, ту мощную державу,
  • Ту новую, разумную ту Русь,
  • Русь, о которой мысля непрестанно,
  • Бессонные я ночи провожу.

Но в борьбе за власть он готов на любое преступление – и ему не по душе такой гений. Ещё сложнее образ царя Фёдора. Сперва Толстой считал его виновником гибели царевича Димитрия, но постепенно подпал под обаяние собственного героя. Добродушный и робкий царь напоминает князя Мышкина, и молитва его нелицемерна.

Громкого сценического успеха Толстой не вкусил. О чём судачила журнальная и театральная аудитория в те годы? О нигилистах, о крестьянской реформе, о выступлениях адвокатов, о чудесах технического прогресса, о революциях… А Толстой предлагал перенестись под низкие своды кремлёвских теремов XVI века. Он снова шёл «против течения», но всё-таки выстоял. Трилогия не забыта и в наше время, в особенности – «Фёдор». В ХХ веке в заглавной роли богомольного самодержца на сцене Художественного театра блистал Иван Москвин, а в Малом – Иннокентий Смоктуновский. Трилогию ставят и в наше время, она вполне соответствует нашим нынешним представлениям о политике.

Алексей Толстой не отличался административными талантами своего Годунова. Наладить хозяйство в имениях граф не сумел, к тому же родственники жены прилежно помогали ему разориться – и дела Толстого расстроились. Но куда страшнее финансовых прорех оказались разнообразные хвори, которые после пятидесяти лет не давали ему спуску. От приступов головной боли доктор прописал ему морфий. Осенью 1875-го он – скорее всего, по оплошности и рассеянности, но поговаривают и о самоубийстве – ввёл себе смертельную дозу. Умер поэт, оставшийся в истории русской литературы воплощением великодушия. Его считали счастливцем, а под старость лет он всё больше горевал. Да и старость-то была неглубокая – умер граф в 58 лет. В душе ещё носились планы, увлечения. Как он писал когда-то, обращаясь толи к женщине, толи к самому себе:

  • О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище
  • Среди миров иных;
  • Помедли здесь со мной, на этом пепелище
  • Твоих надежд земных!..
  • В тревоге бытия, в безбрежном колыханье
  • Без цели и следа,
  • Кто в жизни будет мне и радость, и дыханье,
  • И яркая звезда?

Еще бы год, ещё бы два – но наша жизнь неумолимо помещается между двумя датами, изменить которые не получается.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Салемские испытания ведьм

5 важных зданий в Дели

Откуда берутся антисемитские теории заговора о семье Ротшильдов?

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *