Достоевский, Фёдор Михайлович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуФёдор Михайлович Достоевский | |
---|---|
Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея | |
Имя при рождении | Фёдор Михайлович Достоевский |
Псевдонимы | Д.; Друг Кузьмы Пруткова; Зубоскал; —ий, М.; Летописец; М-ий; Н. Н.; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и К° [коллективный]; Ред.; Ф. Д.; N.N.[1] |
Дата рождения | 30 октября [11 ноября] 1821 |
Место рождения | Москва, |
Михаил Михайлович Достоевский | |
---|---|
Дата рождения | 13 (25) октября 1820 |
Место рождения |
|
Дата смерти | 10 (22) июля 1864 (43 года) |
Место смерти |
|
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | писатель, переводчик, литературный критик |
Язык произведений | русский |
Произведения в Викитеке | |
ru.wikipedia.org
Федор Михайлович Достоевский: афоризмы — Православный журнал «Фома»
Журнал «Фома» продолжает рублику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Один из самых известных патериков назывался «алфавитным» или «азбучным», поскольку содержал афоризмы и назидательные истории из жизни подвижников, сгруппированные в алфавитном порядке.
Предлагаем нашим читателям подборку изречений Федора Михайловича Достоевского.
Вера:
…сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, всё мне казалось, что и говорят они и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то… сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие проступки и преступления и ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить.
Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества.
… человек ищет не столько Бога, сколько чудес.
Человек:
Люди, люди — самое главное. Люди дороже даже денег.
Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.
Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.
Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.
Ко всему-то подлец человек привыкает!
Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище.
Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму.
В самом деле, выражаются иногда про “зверскую” жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
…очень часто только так кажется, что нет точек общих, а они очень есть… это от лености людской происходит, что люди так промеж собой на глаз сортируются и ничего не могут найти…
Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
Дурак, признавший, что он дурак, уже не дурак.
Жизнь общества, народ, свобода:
Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.
Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.
Разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную гармонию, в которой бы можно было ужиться человеку.
Даром никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение иметь. А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение за нас будут иметь те, кто вместо нас до сих пор работал, то есть все та же Европа, все те же немцы – двухсотлетние учителя наши.
– Как это взглянуть не умею? Есть глаза, и гляди. Не умеешь здесь взглянуть, так и за границей не выучишься.
Если хочешь победить весь мир, победи себя.
В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя.
Овладей собою сначала, и увидишь рай… Не безграничная личность, а смирись, подчини себя себе, овладей собою, – что, впрочем, и есть самое сильное проявление личности, и не требуй прав человечества, не то первый позовешь на помощь закон. Да, тем и кончишь. Когда ты первый их не достоин и первый в этом идеальном обществе производишь диссонанс своей злобой и жадностью наслаждений даром, за которые ничем нравственно не хочешь платить.
…общественных гражданских идеалов,.. не связанных органически с идеалами нравственными,.. не существовало никогда, да и не может существовать!
Добро и зло:
Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.
Добрые дела не остаются без награды, и добродетель всегда будет увенчана венцом справедливости Божией, рано ли, поздно ли.
Искренность:
Главное, самому себе не лгите.
Честный человек ничего не должен бояться!
Что ложью началось, то ложью и должно было кончиться; это закон природы.
Сколько зла можно устранить откровенностью!
Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести.
Можно ошибиться в идее, но нельзя ошибиться сердцем и ошибкой стать бессовестным, то есть против своего убеждения.
Страдания и милосердие:
Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредотачивается.
Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
Мужество:
Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот еще не трус.
Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Это уж аксиома. Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся.
Дети:
Родивший не есть еще отец, а отец есть – родивший и заслуживший.
Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома… Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь.
Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны.
Биография Федора Михайловича Достоевского
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье главного врача московской Мариинской больницы.
В мае 1837 г. семья будущего писателя переехала в Санкт-Петербург, где с 1838 по 1843 гг. Достоевский учился в Инженерном училище, окончив его в чине подпоручика.
По окончании училища Достоевский решил оставить службу и посвятить себя литературной деятельности.
Первый роман «Бедные люди» (1844—45) принёс писателю успех после публикации в 1846 году.
Тогда же Достоевский вошел в круг литераторов «натуральной школы», где подружился с Н. А. Некрасовым и В. Г. Белинским – идейным вдохновителем движения.
Две последующие повести – «Двойник» (1846) и «Хозяйка» (1847) – вызвали критику Белинского, после чего Достоевский порвал со всем литературным кружком, объединившимся в это время вокруг журнала «Современник».
В последующие два года он создал ряд рассказов и повестей, из которых самыми яркими являются «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849).
Тогда же Достоевский вошёл в революционный кружок М. В. Буташевича-Петрашевского и увлёкся социалистическими теориями Фурье. После внезапного ареста петрашевцев Достоевский был приговорён, в числе остальных участников кружка, сначала к «смертной казни расстрелянием», а затем, по «высочайшей амнистии» Николая I, к четырём годам каторжных работ, с последующей отдачей в солдаты. С 1850 по 1854 г. Достоевский пробыл на каторге, после чего был зачислен рядовым в пехотный полк, размещённый в Семипалатинске. В 1857 г. его произвели в офицеры и возвратили потомственное дворянство, вместе с правом печататься.
Вернувшись к литературным трудам Достоевский работал сперва в комическом роде, чтобы избежать цензурных нареканий. Так в 1859 году им были созданы две комические «провинциальные» повести – «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».
За время пребывания в Сибири Достоевский пересмотрел свои взгляды, отказавшись от социалистических идей. В Тобольске, следуя по этапу, Достоевский встретился с жёнами декабристов, которые подарили ему Новый Завет. Это была единственная книга, разрешённая на каторге. С той поры главным жизненным идеалом для Достоевского стал Христос. На каторге, общаясь с народом, Достоевский не только не озлобился, но, наоборот, убедился в необходимости «возврата к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного» для всей дворянской интеллигенции.
В 1859 г. Достоевский получил разрешение вернуться в Петербург, где снова занялся литературным творчеством.
Для издаваемого им совместно с братом Михаилом журнала «Время» (1861—63) Достоевский написал роман «Униженные и оскорблённые» (1861) и произведение «Записки из мёртвого дома» (1860—61), где он художественно осмыслил всё увиденное и пережитое на каторге.
В 1864 г. после смерти жены и брата Достоевский был вынужден прекратить издание еще журнала «Эпоха», который он издавал также совместно с братом. Тогда же он написал повесть «Записки из подполья», в которой отразил переживание личной трагедии. В этой повести писатель нашел свой стиль и своего героя, характер которого станет затем психологической основой для героев всех его поздних романов.
В 1866 году Достоевский создал два романа – «Игрок» и «Преступление и наказание». После романа «Преступление и наказание» Достоевский стал в первый ряд руских романистов наравне с Л. Н. Толстым, И. А. Гончаровым и И. С. Тургеневым. Вопреки духу эпохи 1860-х гг. Достоевский в своем романе доказывал необходимость веры в Бога через изображение в лице главного героя типичного представителя молодёжи того времени, который, будучи охваченным разрушительными идеями нигилизма, дошел в них до логического конца – отрицания понятий добра и зла, разрешая себе пролитие чужой крови. Но жизнь и христианская природа души привели героя к признанию Божией правды, как ни старался его разум ее отрицать. Этим романом Достоевский утвердил религиозно-философское направление в русской литературе, которое избрали для себя также Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев.
В том же году Достоевский познакомился с будущей второй женой – А. Г. Сниткиной, с которой тогда же в 1866 году и обвенчался.
В 1867 г. Достоевский вместе с женой уехал за границу, где в Женеве написал роман «Идиот» (1868—69), изобразив в нем трагедию «положительно прекрасного человека» в условиях современной действительности.
В 1871 г. им был создан антинигилистический роман-памфлет «Бесы» в ответ на нашумевшее преступление, совершённое группой революционеров-анархистов под руководством С. Г. Нечаева. Достоевский увидел в этом злодеянии знамение времени и предвестие надвигающихся социальных катаклизмов. За этот роман Достоевский был назван позже «пророком русской революции».
В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова.
В 1879-1880 гг. был создан роман «Братья Карамазовы», завершающий великое романное «пятикнижие» Достоевского и отразивший приход писателя к глубокой вере.
В 1880 году на Пушкинских празднествах, проходивших в Москве, Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине, которая стала своеобразным завещанием писателя, в котором он говорит о «всечеловечности, всепримиримости» русской души и о великой исторической миссии России – объединении во Христе всех народов Европы.
Умер писатель 28 января (9 февраля) 1881 в Санкт-Петербурге и был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Читайте также:
Достоевский в “канонизации” не нуждается
Достоевский. Перезагрузка
foma.ru
Ф. М. Достоевский: биография — Записки историка
Среди всемирно известных писателей и поэтов ХIХ столетия Ф. М. Достоевский занимает особое место. Никто из них не прошел такую суровую жизненную школу, и никто так не бился об острые углы реальности, как он.
Мальчик из дворянской семьи, родившийся 11 ноября 1821 года, рано остался сиротой. В 16 лет умерла горячо любимая мама Мария Федоровна, а через два года в своем собственном имении был забит крестьянами отец. История его гибели до сих пор окутана тайной. Высказываются предположения, что столь печальный конец постиг Михаила Андреевича Достоевского из-за его непомерно жестокого обращения с крепостными и чрезмерного сластолюбия. Из всех оставшихся без родителей детей Федя всю жизнь был особенно близок только со старшим братом Михаилом.
Вдали от родного гнезда
Вместе с Михаилом они поехали из Москвы в Петербург поступать в Главное инженерное училище, хотя оба, буквально, бредили литературой и поэзией. Но тянуть казарменную лямку Федору пришлось одному: брат не был принят в училище из-за предполагаемой чахотки. В 1843 году Достоевский окончил училище, а уже в 1844 году молодой поручик подал в отставку и ступил на путь служения литературе.
Этот судьбоносный шаг вскоре принес свои плоды: роман «Бедные люди», написанный в 1845 году, стал началом признания в литературной среде. Но заносчивое и амбициозное поведение Достоевского вызвало негативное отношение к нему Тургенева и Некрасова, которые сочинили в его адрес нелицеприятную эпиграмму. В ней, только что ступивший на поэтическую стезю, писатель сравнивался с «прыщом на носу литературы».
Арест и каторга
Противостояние молодых талантов прекратилось в связи с арестом Достоевского за участие в кружке петрашевцев. И он, и его брат Михаил содержались в казематах Петропавловской крепости, после чего Михаил был отпущен домой, а Федора ранним декабрьским утром 1849 года повезли на расстрел. Только на Семеновском плацу, одетый в саван и ожидающий пули в грудь, молодой писатель осознал всю ценность жизни – император Николай 1 даровал ее всем приговоренным к смертной казни. Достоевскому предстояло пройти четыре года каторги и службы простым солдатом. Отныне он не дворянин и поручик, а стоящий на самой низшей социальной ступени государственный преступник, к тому же страдающий очень тяжелой болезнью – эпилепсией.
Отсчет каторжных работ для Достоевского начался 23 января 1850 года, когда он вместе с поэтом С. Ф. Дуровым был доставлен в Омскую крепость. После величественного Петербурга провинциальный Омск показался ему «гадким городишкой».
Ужасное впечатление на писателя произвели и полуразвалившееся здание тюрьмы с глухим забором, и похлебка с тараканами, и разношерстный контингент арестантов. Каторжане вповалку спали на голых нарах (им выдавались только подушки), а кругом кишели блохи, вши и тараканы. Приводили в отчаяние вечный шум, бряцание кандалов на ногах и отсутствие возможности побыть одному.
Во время Омской каторги Достоевский считал себя чуть ли не похороненным заживо и все свои страдания описал в произведении «Записки из мертвого дома».
Ф. М. Достоевский в Семипалатинске
После Омского заточения служба простым солдатом в линейном полку Семипалатинска показалась Достоевскому просто раем. Здесь он имел возможность жить на съемной квартире и в свободное от службы время заниматься творчеством. Правда, писать приходилось в основном по ночам при тусклом свете сальной свечи, да еще в окружении многочисленных тараканов и блох. Из-под пера Достоевского в семипалатинский период жизни вышли «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».
В награду за все перенесенные невзгоды судьба послала Достоевскому друга в лице молодого прокурора Е. Врангеля, почитателя таланта писателя. Он любил баловать Достоевского ухой из стерляди, дорогим табаком, помогал материально, был свидетелем его душевных терзаний. В это время писатель был страстно влюблен в Марию Исаеву, без которой просто не мыслил своей дальнейшей жизни. В случае отказа от предложения руки и сердца он даже собирался броситься в полноводный Иртыш.
Но все-таки ему удалось покорить сердце избранницы, и 6 февраля 1857 года священником Евгением Тюменцевым был совершен обряд бракосочетания, о чем в метрической книге Одигитриевской церкви города Кузнецка появилась соответствующая запись. С деньгами на свадьбу помогли друзья и всегда приходящий на выручку старший брат Михаил. В июле 1859 года Достоевскому с женой и пасынком Пашей было разрешено покинуть Семипалатинск.
Семилетняя совместная жизнь не принесла счастья ни Достоевскому, ни его жене, которая весной 1864 года скончалась от чахотки. Летом этого же года писатель потерял и брата, взяв на себя его долги и заботу об осиротевшем семействе. Печальной и одинокой стала его жизнь.
Шестидесятые годы. Женитьба. Путешествие в Европу
После потери близких Достоевский погрузился в написание психологического романа «Преступление и наказание», которое задумал еще на каторжных нарах, а начал писать в гостиничном номере немецкого Висбадена в 1865 году.
Проиграв все деньги в казино Висбадена, писатель вернулся в Петербург, где всю зиму усиленно работал над романом, практически не выходя из дома и ни с кем не встречаясь.
К ноябрю 1866 года Достоевский должен был по договору представить издателю Ф. Стелловскому очередной новый роман. Для ускорения работы по рекомендации друзей была нанята стенографистка Анна Сниткина, которая ежедневно с 4 октября по 29 октября 1866 года приходила помогать Достоевскому в его творческом процессе. Результат совместной кратковременной работы оказался очень плодотворным: роман «Игрок», написанный буквально за месяц, и свадьба 44-летнего писателя с юной стенографисткой, состоявшаяся 15 февраля 1867 года.
Анна была очарована талантом писателя, испытывала сострадание к его тяжелой судьбе, но пылкой и страстной любви с ее стороны не было. Тем не менее она сумела сделать жизнь гениального писателя счастливой.
Четыре года (вместо запланированных трех месяцев) супруги провели за границей: в Германии, Швейцарии, Италии. Вдали от родины был написан роман «Идиот», родились две дочери (первенец Соня умерла в трехмесячном возрасте).
Пять недель в Баден-Бадене, когда Достоевский круглосуточно играл в рулетку в надежде выиграть крупную сумму денег, вспоминались потом Анной Григорьевной как настоящий кошмар. В этом игорном городке произошла нелицеприятная встреча с писателем Иваном Тургеневым, после которой они перестали даже раскланиваться друг с другом. Причиной послужило расхождение во взглядах: Тургенев восхищался западом и жить хотел только на западе, Россию же он страшно критиковал, чуть ли не с пеною у рта. Для Достоевского это было настолько чуждо и неприемлемо, что он прекратил общение с Тургеневым.
Последнее десятилетие
Возвращение Достоевских из Европы в июле 1871 г. ознаменовалось радостным событием: у 49-летнего писателя родился наследник, Федор-младший. В следующем году в семье началась сплошная черная полоса: сломала руку дочка Люба, повредила ногу теща, в Риме умерла старшая сестра Мария, цветущая тридцатилетняя красавица, а жизнь самой Анны была под угрозой из-за нарыва в горле.
В 1875 г. Анна Григорьевна подарила мужу сына Алексея, но спустя 3 года он умер при очередном приступе эпилепсии, унаследованной от отца.
Достоевский, вернувшись на родину, начал работу над фундаментальным трудом – романом «Братья Карамазовы», впоследствии вошедшего в 100 лучших романов мира. Творческой мастерской ему служила дача в Старой Руссе, где порой Достоевские оставались и зимовать. Только за год до смерти писателя семье удалось расплатиться со всеми долгами, которые сильно омрачали жизнь и преследовали писателя с юных лет.
В январе 1881 г. здоровье Федора Михайловича стало стремительно ухудшаться, а после крупной ссоры с сестрой из горла пошла кровь – зловещий признак чахотки. В свое время чахотка забрала у писателя первую жену и мать.
Ранним утром 28 января Федор Михайлович сообщил жене, что в этот день умрет, а в 20 часов 20 минут скончался на ее руках в возрасте 59 лет. Горе Анны Григорьевны было безмерным, утрата невосполнимой. Все 37 оставшихся лет жизни она посвятила памяти талантливейшего человека, который, подобно солнцу, ярко осветил и наполнил незабываемыми эмоциями ее жизнь.
histnote.ru
Достоевский Федор Михайлович, подробная биография
(1821-1881) русский прозаик, публицист
Федор Михайлович Достоевский родился в семье врача Мариинской больницы для бедных, а мать его происходила из купеческого рода. Семья Достоевских жила в квартире, которая располагалась во флигеле больницы. Первые впечатления чуткого ребенка были связаны с болезнями, неустроенностью, нищетой, смертью людей.
Получив образование сначала в частных пансионах Москвы, Федор Достоевский продолжил учебу в петербургском Главном инженерном училище (1838—1843), которое закончил в звании военного инженера. Но он не испытывал никакого влечения к военной службе. Во время учебы в училище, помимо овладения специальными предметами, Достоевский много занимался самообразованием. Своими мыслями о литературе и о творческих планах он постоянно делился с братом. «Я в себе уверен, — писал он в одном из писем. — Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Выйдя через год в отставку, Федор Достоевский полностью посвятил свою жизнь литературе.
Литературная известность пришла к нему с первым художественным произведением — романом «Бедные люди» (1845), над которым он работал почти год. Этот роман открыл целый цикл повестей, посвященных жизни различных слоев населения Петербурга: «Двойник» (1846), «Господин Прохарчин» (1846), «Роман в девяти письмах» (1847), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849) и др. В них писатель отразил то, что волновало людей того времени, — противоречия между мечтами и действительностью, идеалами и реальностью.
Во время революционного подъема в Европе и в России, Федор Достоевский становится участником кружка петрашевцев. О существовании этого общества становится известно правительству, и в апреле 1849 года по личному приказу Николая I все члены кружка были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их судили военным судом и приговорили к смертной казни. Только в последнюю минуту им сообщили окончательный приговор. Достоевский был осужден на четыре года каторжных работ и солдатчину.
В Семипалатинске им были написаны повести «Дядюшкин сон» (1859) и «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), которые условно называют «сибирскими».
Новым в «сибирских повестях» было то, что они написаны более лаконично, в них чувствовалось стремление занимательно построить сюжет, осложнить его. Кроме этого, Федор Михайлович Достоевский впервые обратился к изображению русской провинции и русской деревни.
Только в 1859 году писателю было разрешено вернуться в Петербург. Он принимает активное участие в обсуждении политических и литературных вопросов современности.
Первое крупное произведение, опубликованное Достоевским после возвращения из Сибири, был роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Сюжет романа построен на изображении трагической истории двух семей: бедного дворянина Ихменева и фабриканта-англичанина Смита, которые были разорены князем Валковским. Рассказывая о судьбе дочери Смита и его маленькой внучки Нелли, писатель печально замечает: «Это была… одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почта таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни».
Писатель считает, что единственной защитой «униженных и оскорбленных» является любовь и сострадание, помощь друг другу. Федор Достоевский призывает к отстранению от несправедливой жизни, к уходу в замкнутый мир христианского учения о любви к ближнему.
Одновременно с этим романом писатель публикует «Записки из Мертвого дома» (1861—1862), которые были задуманы еще на каторге. Это книга очерков, каждый из которых логически завершен и воспринимается как нечто целое и завершенное. «Записки…» написаны от лица каторжника Александра Петровича Горянчикова, осужденного за убийство жены. Но очень скоро читатель понимал, что в характере рассказчика, его взглядах, рассуждениях проступали черты самого Достоевского. Писатель считал, что на каторге ему встретились лучшие представители народа. Горько и многозначительно заканчивается это произведение: «И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего».
1864 год был для писателя очень трудным. После болезни умерла его жена Мария Дмитриевна, в том же году скончался брат Михаил Михайлович. Поэтому писателю пришлось взять на себя все заботы, связанные с деятельностью журнала «Эпоха», которым раньше руководил его брат. Но журнал успеха не имел, и Федор Достоевский в 1865 году закрыл это издание.
Чтобы поправить свое материальное положение, писателю пришлось заключить договор с книгоиздателем Ф.Т. Стелловским. Достоевский обязался до 1 ноября 1866 года написать новый роман, а в случае невыполнения своего обязательства он терял на девять лет право собственности на все свои сочинения.
За месяц до окончания срока писатель обратился за помощью к стенографистке и за 28 дней продиктовал ей роман «Игрок» (1866). А через некоторое время он сделал предложение своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, и она стала его женой.
Продолжая тему «униженных и оскорбленных», Достоевский пишет новый роман — «Преступление и наказание» (1866). Это произведение не имело себе подобных ни в русской, ни в мировой литературе. «Перерыть все вопросы в этом романе» — именно такую задачу поставил перед собой писатель. Он пытался решить множество проблем, начиная с социальных и заканчивая философскими. В центре произведения — преступление, «идейное» убийство. А весь роман — «психологический отчет» этого преступления.
Главный герой Родион Раскольников, молодой человек, бывший студент, живущий в крайней бедности, создал теорию, разделяющую всех людей на разряды. «Люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников решил проверить, сумеет ли он «переступить» черту, разделяющую людей на «низших» и «высших». Он убивает старуху-процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету, чтобы на отнятые деньги осчастливить бедняков. Физически он убивает других, а духовно — себя. «Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Возвышая себя над другими, Раскольников не может понять, что это идет вразрез с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он мучается, в его сознании все время происходит напряженная борьба. В нем удивительно сочетаются гордость, озлобленность с мягкостью, добротой, отзывчивостью к чужим несчастьям. Муки совести привели его к тому, что он идет с повинной и отдает себя в руки правосудия.
В критических отзывах на этот роман отразились разные точки зрения. Дмитрий Иванович Писарев в статье «Борьба за жизнь» (1868) писал о том, что преступление Раскольникова является следствием нищеты, общественных условий, в которых жил герой. Критик считал, что «теория» Раскольникова не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями.
А Н.Н. Страхов в статье «Наша изящная словесность» (1867) видел главный смысл романа как раз в отражении этих идей. Основное достоинство романа критик видел в том, что автор исследовал истоки нигилизма как трагедии, как искажения души, которое обязательно сопровождается жестоким страданием.
Роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологическим, потому что в основе конфликта — борьба одержимых идеями людей.
В период с 1867 по 1871 год, Федор Михайлович Достоевский находится за границей. В творчестве писателя в это время особое место занимает роман «Идиот» (1868). Главная мысль романа — отразить «положительно прекрасного человека. Труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь». Стремление создать «положительного героя» автор воплотил в образе князя Мышкина.
Князь Лев Николаевич Мышкин отличается от всех действующих лиц романа не только тем, что он с радостью воспринимает мир, что он умеет быть счастливым, а прежде всего тем, что он умеет любить, что он умеет распознавать в людях прекрасные душевные качества. Но ему очень трудно со своей открытой душой в этом обществе чужих, нелюбящих глаз, черствых и завистливых сердец. В таком обществе искренность даже неприлична. Призыв князя к добру, любви и состраданию к ближнему терпит неудачу. Не только Мышкин, но и теория христианской любви и согласия оказалась бессильной перед миром злобы, лицемерия, безумных страстей и власти денег.
Одной из основных тем романа является тема поруганной красоты, раскрытой в образе Настасьи Филипповны. Это один из самых обаятельных и привлекательных характеров в творчестве Достоевского. «С этакой красотой можно мир перевернуть», — говорит Аделаида Епанчина о Настасье Филипповне. Но красота не спасла мир, она погибла в этом жестоком мире.
Роман «Идиот» — одно из самых сложных произведений Федора Достоевского. Образ князя Мышкина превратился в образ больного и слабого человека, потому что автор доказал, что ни желания одного «вполне прекрасного» человека, ни идеальная красота не способны изменить существующую действительность.
После выхода романа «Идиот» у автора возникают новые замыслы. Но они остались неосуществленными. Некоторые темы задуманного были отражены в романах «Бесы» (1871—1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880).
По глубине поставленных вопросов, по значимости нарисованных образов роман «Братья Карамазовы» явился произведением, подводящим итог творчеству писателя. Автор писал, что «никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьезнее, чем на это». Сначала была задумана серия романов, но написан был только первый, который «почти даже не роман, а лишь момент из первой юности героя» — «раннего человеколюбца» Алеши Карамазова.
По своему жанру это социально-психологический роман. В основе произведения — изображение одной семьи, в которой каждый воплощает собой определенную идею. Столкновение этих идей и определило действие романа. Все, что происходило в семействе Карамазовых, являлось своеобразным отражением того, что происходило в России и в мире. «Карамазовщина», считал Достоевский, — это русский вариант болезни европейского человечества, болезни цивилизации. А причины болезни заключались в том, что человечество утратило нравственные ценности, отреклось от духовных идеалов. Все это привело к равнодушию, одиночеству и ненависти к жизни.
Важная роль в романе отведена младшему из Карамазовых — Алеше. Федор Достоевский сделал его человеком нужным всем: Мите, Ивану, отцу, Грушеньке, детям. Любя людей, помогая им, Алеша приходит к выводу, что самое главное в жизни — это чувство любви и прощения. Обращаясь к детям в конце произведения, он призывает их быть всегда «добрыми, смелыми и честными».
Последним важным событием в жизни Федора Михайловича Достоевского была его «Речь о Пушкине», которую он произнес 8 июля 1880 года на торжественном заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника поэту в Москве. Он серьезно готовился к этому. Достоевский говорил не только о великом поэте, но и о том, что волновало многих людей того времени. Он выразил мысль о том, что Россия сможет указать другим народам путь ко всеобщему «братству» и «гармонии», который возможен при примирении всех слоев общества под воздействием христианского учения. Речь Достоевского произвела огромное впечатление. Ему был преподнесен огромный лавровый венок, и в ту же ночь писатель отправился к памятнику Пушкина и положил венок к ногам «своего великого учителя и поклонился ему до земли».
В конце 1879 года врачи нашли у Достоевского прогрессирующую болезнь легких, и утром 28 января 1881 года его не стало.
Всю свою жизнь писатель посвятил раскрытию тайны — тайны Человека. Он открыл много неизвестного, показал человека в самых разнообразных столкновениях с жизнью.
В. Шкловский справедливо считал, что «Федор Достоевский был одним из величайших открывателей мира. На это открытие и на выражение его в речах героев он потратил жизнь».
biografiivsem.ru
Достоевский умный да? это поэт да? Расскажите про него . что почитать про него лучше
Достоевский Федор Михайлович (30.10/11.11.1821-28.01/9.02.1881), великий русский писатель, один из высших выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Родился в Москве в семье врача, образование получил в инженерном училище в Санкт-Петербурге; в 1841 произведен в офицеры, в 1843 окончил офицерские классы и зачислен на службу при инженерной команде, но осенью 1844 уволен в отставку. В 1845 повесть “Бедные люди” в “Отечественных Записках” встречена восторженными похвалами критики; затем ряд повестей из чиновничьей жизни. 21 декабря 1849, за участие в литературных собраниях Петрашевского, приговорен к смертной казни, но сослан в каторгу на четыре года; прослужив потом рядовым два года, произведен в прапорщики. В 1856 прощен, вышел в отставку и возвратился в Россию. Первые произведения после ссылки — “Дядюшкин сон” и “Село Степанчиково”. В 1860 Достоевский в Санкт-Петербурге и с 1861 с братом Михаилом издает ежемесячный журнал “Время”, где печатал роман “Униженные и оскорбленные” и “Записки из мертвого дома”, потрясающая картина жизни на каторге. В 1863 журнал запрещен. В 1864 издавал журнал “Эпоха”, успеха не имел. После поездки за границу появилось “Преступление и наказание” (“Русский Вестник”, 1866), “Идиот” (1881) и “Бесы” (1870-71). С 1873 редактировал “Гражданин”, где печатал свой “Дневник писателя”. В 1875 напечатал “Подростка” и в 1876-78 издает “Дневник писателя” как особый журнал. 1879 — “Братья Карамазовы”.Творчество Достоевского посвящено постижению глубины человеческого духа. Писатель анализирует самые потаенные лабиринты сознания, последовательно проводя почти в каждом из своих произведений три ключевые мысли: идею личности как самодовлеющей ценности, одухотворенной Божьим Духом; идею страдания как реальной подоплеки нашего существования; идею Бога как высшего этического критерия и мистической сущности всемирного бытия.
Достоевский убедительно и беспощадно вскрывает духовное убожество и нравственную нищету людей, не верующих в Бога и противопоставляющих Ему Разум.
Бунт Ивана Карамазова в романе “Братья Карамазовы” так же, как бунт Раскольникова в “Преступлении и наказании”, так же, как бунт Кирилова в “Бесах”, — бунт разума, тщетно пытающегося найти этический критерий вне религии и устроить судьбы человеческие по рецептам, продиктованным не религиозным сознанием, а эмпирическим познанием. Достоевский отрицал возможность автономной морали, т. е. такой, где поведение человека определяется субъективной, произвольной, им самим установленной оценкой понятий добра и зла. Вслед за славянофилами Достоевский утверждал, что природа нравственности гетерономна, что живым источником и высшей санкцией этического импульса является правда Божественной Благодати, нас просвещающая, научающая нас отличать дозволенное от недозволенного, и побуждающая нас следовать путем Божественной Истины.
В своих произведениях Достоевский подводит читателя к выводу, что нет большей мудрости, чем та, которая заключается в учении Спасителя, и нет большего подвига, нежели следовать Его заветам. Ложной и лживой философии Инквизитора он противопоставил ясное, тихое, как майское утро, миропонимание другого старца — старца Зосимы, любовью и состраданием врачующего душевные язвы стекающихся к нему со всех сторон страдальцев и грешников. В образе этого великого, но кроткого провидца Достоевский дал поразительное по глубине и тонкости воплощение Православия, сохранившего в чистоте веру в Богочеловечество, смерть и воскресение Христа и приявшего эту тайну не как закон, канонически навязанный ему извне, а как свободою и любовью сознанную нравственную необходимость.
По своему миропониманию Достоевский был близок к славянофилам; труд Н. Я. Данилевского “Россия и Европа” писатель считал будущей настольной книгой всех русских.
Все предсказания великого русского писателя сбылись с ужасающей точностью и продолжают сбываться в наше время.
otvet.mail.ru
Ф. М. Достоевский — это… Что такое Ф. М. Достоевский?
Фёдор Миха́йлович Достое́вский (Ѳедоръ Михайловичъ Достоевскій; 30 октября (11 ноября) 1821, Москва, Российская империя — 28 января (9 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — один из самых значительных русских писателей и мыслителей.
Отец, Михаил Андреевич, работал в госпитале для бедных. Мать, Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева), происходила из купеческого рода.
Жизнь и творчество
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Был вторым из 7 детей. По одному из предположений, Достоевский происходит по отцовской линии из пинской шляхты, чьё родовое имение Достоево в XVI–XVII веках находилось в белорусском Полесье (ныне Ивановский район Брестской области, Белоруссия). Это имение 6 октября 1506 года за заслуги получил во владение от князя Фёдора Ивановича Ярославича Данила Иванович Ртищев. С этого времени Ртищев и его наследники стали именоваться Достоевскими.[1]
Памятник Достоевскому в Москве, рядом с местом рождения
Когда Достоевскому было 15 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.
1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые переводит и издаёт «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу становится знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» наталкивается на непонимание. После публикации «Белых ночей» он был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как трагифарс (инсценировка казни). В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».
Памятник Достоевскому в Москве, рядом с Росс. Гос. Библиотекой
Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорён, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика. Подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому ученому поставлен общий памятник[2]. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, женой бывшего чиновника по особым поручениям, к моменту знакомства — безработного пьяницы. В 1857 году, вскоре после смерти её мужа, он женился на 33-летней вдове в Кузнецке. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё неопределившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос. Впоследствии он переписывался с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.
В 1859 году Достоевские покинули Семипалатинск, а в 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. В период с 1860 по 1866 годы он работал с братом в собственном журнале «Время», затем «Эпоха», писал «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».
Поездка за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время — смерть жены и брата в 1864 году. Это время открытия им для себя Запада и возникновения критического отношения к нему.
В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязан написать «Игрока», на что у него не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей.
Мемориальная таблица (Вильнюс, ул. Диджёйи 20)Памятник Ф.Достоевскому в Дрездене на набережной Эльбы, у недавнопостроенного Конгресс-центра
Роман «Преступление и наказание» был закончен и оплачен очень хорошо, но чтобы эти деньги у него не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей новой женой, Анной Григорьевной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести А. Г. Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне. На здании, расположенном на том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 года была открыта мемориальная таблица (автор — скульптор Ромуальдас Квинтас) [3].
Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.
25 октября 1866 года, за двадцать один день, был написан роман «Игрок».
Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879–1880 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве.
Несмотря на известность, которую Достоевский обрел в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).
26 января (9 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал первым толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня великий писатель скончался.
Семья и окружение
Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил униатским, позже — православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины). Отец, Михаил Андреевич (1787–1839), учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки), а по выходе в отставку в 1837 г. поселился в приобретённой деревеньке Чермашня Каширского уезда Тульской губернии, где был убит предположительно во время ссоры собственными крепостными:
Пристрастие его к спиртным напиткам видимо увеличилось, и он почти постоянно бывал не в нормальном положении. Настала весна, мало обещавшая хорошего… Вот в это-то время в деревне Чермашне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью и вслед за тем, убоявшись этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!..». И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек, кинулись на отца и в одно мгновенье, конечно, покончили с ним… — Из воспоминаний А. М. Достоевского |
Дом, в котором находилась квартира Достоевского. Ныне здесь музей. Санкт-Петербург, Кузнечный переулок 5/2.
Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800–1837), происходила из богатой московской купеческой семьи Нечаевых, которая после Отечественной войны 1812 г. лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четверых дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»).
Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате. Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822–1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880 г.). Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844–1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако, после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.
См. также Родословие Достоевских.
Философия
памятник Ф. М. Достоевскому надалеко от ст. м. Владимирская, Санкт-Петербург
В России сложилась давняя традиция того, что философия по-настоящему была представлена только в литературных произведениях наших писателей — Лермонтова, Гоголя, Чехова, Толстого и, конечно, Достоевского.
Философию Достоевского нельзя сводить только к православным рассуждениям о Боге, «слезе ребенка», рассуждениям «все позволено» и др. Как показал Ноговицын О. М. в своей работе[4], Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонаж в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает свое с ним отношение и действует исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остается всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остается всецело описательным, всецело включенным в текст, всецело понятным, подчиненным причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольном нежелания принять текст (мир), в его неизбывной избыточности по отношению к нему, потенциальной бесконечности. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание Бахтин М. М..
Политические взгляды
При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения — славянофильство и западничество, суть которых приблизительно такова: приверженцы первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всем брать пример с европейцев. И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея — «почвенничество». Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада. С течением времени взгляды Достоевского развивались, и в период своего третьего пребывания за границей он окончательно стал убеждённым монархистом.[5]
Достоевский и антисемитизм
Электронная еврейская энциклопедия сообщает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя[6]. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос»[7]. Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждает:
… в сердце моем этой ненависти не было никогда …
В «Дневнике писателя» Достоевский пишет:
«Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасет… <…> Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать.» [8]
Антисемитски настроенный писатель Андрей Дикий (Занкевич)[кто?] приписывает Достоевскому следующую цитату:
«Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских».[9]
Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Наседкин:
А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских! [10]
Отношение Достоевского к еврейскому вопросу анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в статье «Достоевский и иудаизм» и книге «Исповедь одного еврея»[11], посвященной переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание великому писателю, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», а в посвященной еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.
По мнению критика М.Туровской взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского.[12]
По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому, [10].
Следует отметить, что неприязнь Достоевского к евреям, возможно, была связана с его религиозными убеждениями (см. тж. Христианство и антисемитизм).
Библиография
Романы
Повести и рассказы
Ф. М. Достоевский в 1879 году
Литература
- Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 6. «Проблемы поэтики Достоевского», 1963. Работы 1960-х — 1970-х гг. М., 2002.
- Белов С. В. Энциклопедический словарь «Ф. М. Достоевский и его окружение»: В 2 тт. СПб., 2001.
- Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / Сост. и науч. ред. Г. К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. СПб., 2008.
- Касаткина Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004.
- Слоним М. Три любви Достоевского. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Степанян К. А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского. М., 2005.
- Тихомиров Б. Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб., 2005.
Экранизации
Фёдор Достоевский(англ.) на сайте Internet Movie Database
- Братья Карамазовы — фильм Виктора Турянского (Россия, 1915)
- Братья Карамазовы — фильм Ричарда Брукса (США, 1958)
- Братья Карамазовы — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1969)
- Мальчики — фильм-свободная фантазия по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» Рениты Григорьевой (СССР, 1990)
- Братья Карамазовы — фильм Юрия Мороза (Россия, 2008)
- Братья Карамазовы — фильм Петра Зеленки (Чехия — Польша, 2008)
- Униженные и оскорблённые — телефильм Витторио Коттафави (Италия, 1958)
- Униженные и оскорблённые — телесериал Рауля Араисы (Мексика, 1977)
- Униженные и оскорблённые — фильм Андрея Эшпая (СССР — Швейцария, 1990)
Фильмы о Достоевском
- 26 дней из жизни Достоевского — фильм Александра Зархи (СССР, 1980)
- Демоны Санкт-Петербурга — фильм Джулиано Монтальдо (Италия, 2008)
Текущие события
Цитаты
- «Не смотрите на то, что делает наш человек. Посмотрите на то, к чему он стремится».[13]
- «Разум — подлец, оправдает что угодно»[14]
- «…самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны. Полунаука — это деспот, каких ещё не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, перед которым все преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, перед которым трепещет даже сама Наука и постыдно потакает ему…» (роман «Бесы»)
Примечания
- ↑ Зеркало недели. — № 3. — 27 января — 2 февраля 2007
- ↑ http://www.semsk.kz/city/dost_m.htm
- ↑ В центре Вильнюса открыли памятную доску Федору Достоевскому
- ↑ Ноговицын О. М. «Поэтика русской прозы. Метафизическое исследование», ВРФШ, СПб., 1994
- ↑ Илья Бражников. Достоевский Федор Михайлович (1821–1881).
- ↑ http://www.eleven.co.il/article/11467
- ↑ Ф. М. Достоевский. «Еврейский вопрос» в Викитеке
- ↑ Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя». 1873 год. Глава XI. «Мечты и грезы»
- ↑ Дикий (Занкевич), Андрей Русско-еврейский диалог, раздел «Ф.М. Достоевский о евреях». Проверено 6 июня 2008.
- ↑ 1 2 Наседкин Н., Минус Достоевского(Ф. М. Достоевский и «еврейский вопрос»)
- ↑ Л.Гроссман «Исповедь одного еврея» и «Достоевский и иудаизм» в библиотеке Imwerden
- ↑ Майя Туровская. Еврей и Достоевский, «Зарубежные записки» 2006, № 7
- ↑ «Юродивые». Алексей Осипов — доктор богословия, профессор Московской духовной академии.
- ↑ http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bened/intro.php (см. блок 17)
См. также
Ссылки
Экранизации Фёдора Достоевского
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru