Поэт блок александр: Есенин, Райх и Мейерхольд, Брики и Маяковский, Блок, Менделеева и Белый.

Содержание

Есенин, Райх и Мейерхольд, Брики и Маяковский, Блок, Менделеева и Белый.

Публикации раздела Литература

Серебряный век — время свободных чувств, эпатажных романов и любовных треугольников. «Культура.РФ» рассказывает о сложной и драматичной семейной жизни известных русских поэтов.

Сергей Есенин — Зинаида Райх — Всеволод Мейерхольд

Слева направо: актер Эраст Гарин, режиссер Всеволод Мейерхольд и актриса Зинаида Райх на репетиции спектакля «Последний решительный». Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, Москва, 1931 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Слева направо: актер Эраст Гарин, режиссер Всеволод Мейерхольд и актриса Зинаида Райх на репетиции спектакля «Последний решительный». Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, Москва, 1931 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Сергей Есенин и Зинаида Райх познакомились в 1917 году. Ему было 22, и он уже был знаменитым «новокрестьянским» поэтом; она — на год старше и всего лишь машинистка в газете эсеров «Дело народа», но умопомрачительная красавица. В то время поклонником Райх был друг Есенина поэт Алексей Ганин. С самим же Сергунькой, как называли его близкие приятели, девушку связывали исключительно дружеские отношения. Однажды они втроем отправились в путешествие на родину Ганина, в деревню Коншино под Вологдой. Ганин настойчиво добивался расположения Райх и, казалось, успешно. Наблюдавший за этим Есенин неожиданно заявил, что безумно влюблен в Зинаиду, и сделал ей предложение. Подумав, она согласилась.

По возвращении в Петроград молодожены некоторое время жили порознь и съехались только после совместной поездки в Орел к родителям Райх. Жили на неплохой заработок поэта, принимали гостей, часто ходили в театр. Но счастье было недолгим: Есенин начал гулять и пить, пьяным оскорблял жену и устраивал скандалы. Несмотря на очевидную обреченность брака, Райх родила двоих детей — Татьяну и Константина. Но их воспитанием поэт не занимался, а благополучием — не интересовался. Равнодушие и разгульный образ жизни Есенина в итоге привели к разводу в 1921 году.

После разрыва с поэтом Райх словно переродилась: она уехала в Москву и поступила в Высшие театральные мастерские, которыми руководил именитый режиссер Всеволод Мейерхольд. Он был женат, имел троих детей, ему было 47, и он отчаянно влюбился в красавицу Райх. Мечта сделать из своей музы и возлюбленной великую актрису стала его идеей фикс. И у него получилось — Райх стала не только популярной, но и по-настоящему хорошей артисткой.

После разрыва с Айседорой Дункан Есенин вдруг понял, что не может без Зинаиды Райх. В своих поздних стихах он не раз раскаивался и винился перед ней. В 1924 году поэт написал знаменитое «Письмо к женщине»:

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.

Так начались их тайные свидания. Мейерхольд знал о них, мучился, но терпел: слишком любил жену. Встречаться Райх и Есенин продолжали до самой его смерти, после которой Райх вернулась к мужу и прожила с ним в браке еще 13 лет.

Дмитрий Мережковский — Зинаида Гиппиус — Дмитрий Философов

Слева направо: публицист Дмитрий Философов, поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус и писатель Дмитрий Мережковский. 1911 год. Фотография: Музей «Анна Ахматова. Серебряный век», Санкт-Петербург

Слева направо: поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус, публицист Дмитрий Философов и писатель Дмитрий Мережковский. Санкт-Петербург, 1900-е годы. Фотография: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

18-летняя Зинаида Гиппиус и 22-летний Дмитрий Мережковский познакомились в Боржоми летом 1888 года. Сердце девушки сразу покорили серьезность, ум и молчаливость поэта. Мережковский же увидел в Гиппиус единомышленника, эрудированного и понимающего собеседника.

Отношения Мережковских не были полны влечения или сердечной привязанности, а скорее основывались на полном совпадении взглядов и стремлений. Владимир Злобин, секретарь Гиппиус, уточнял, что их брак был в первую очередь творческим тандемом и духовным союзом и никогда не был по-настоящему супружеским. Поэт-символист Вячеслав Иванов вспоминал, что «З.Н. гораздо талантливее Мережковского… Многие идеи, характерные для Мережковского, зародились в уме З. Н., Д. С. принадлежит только их развитие и разъяснение».

Мережковский проповедовал особую форму отношений, а именно — «тройственное устройство мира». Он грезил об установлении Царства Третьего Завета, в котором не было бы конфликта между плотью и духом. Гиппиус разделяла взгляды мужа, так как супруг не интересовался ей как женщиной — и у них обоих часто возникали романы на стороне. На бытовом уровне Гиппиус и Мережковский мечтали создать союз из нескольких людей, объединенных не только интимной, но и глубокой духовной и интеллектуальной связью, и выбрали для «тройственного союза» красивого, изящного и утонченного публициста и литературного критика Дмитрия Философова.

Этот союз существовал почти 15 лет: Философов был соратником, союзником и товарищем Мережковских, но никогда — любовником. Они жили под одной крышей, вместе принимали гостей и путешествовали только втроем. Исследователи полагают, что Гиппиус искренне любила его как мужчину, хоть он и отверг ее. За свою поэтическую карьеру она лишь однажды написала стихотворение от женского лица и посвятила его именно Философову. Разрыв Мережковских с Философовым произошел в 1920 году: супруги уехали в эмиграцию в Париж, а он остался в Варшаве для подпольной борьбы с большевиками.

Читайте также:

  • Замуж за Маяковского. Список тех, кто отказался
  • Стихи к бывшим: поэтическая злоба
  • Самые стильные женщины Серебряного века

Лиля Брик — Владимир Маяковский — Осип Брик

Слева направо: писатель Осип Брик, писательница Лиля Брик и поэт Владимир Маяковский. 1929 год. Фотография из семейного архива Лары Симоновой / russiainphoto.ru

Писатель Осип Брик (справа) и поэт Владимир Маяковский. Берлин, Германия, 1923 год. Фотография: Джон Шраубенц / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

На момент знакомства с Владимиром Маяковским в 1915 году Лиля была замужем за Осипом Бриком. Последний снисходительно относился к флирту ветреной супруги с другими мужчинами — такое поведение вполне вписывалось в эстетику Серебряного века. Уже после второй встречи Маяковского с Бриками в их петроградской квартире поэт посвятил Лиле новую поэму «Облако в штанах».

Никто из редакторов не хотел ее печатать, поэтому Осип Брик выпустил «Облако в штанах» на собственные деньги — он разглядел в Маяковском великий поэтический талант и решил его поддерживать. Очень быстро Маяковский и Брики стали неразлучны: они восхищались его творчеством, а он боготворил казавшуюся невзрачной и угловатой Лилю. Позже она стала не только музой, но и главной лирической героиней его произведений. Ей Маяковский посвятил поэмы «Флейта-позвоночник», «Люблю», стихотворение-послание «Лиличка!».

Пришла —
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть —
как девочка мячиком.

В 1918 году Маяковский написал сценарий к киноленте «Закованная фильмой», в которой они с Лилей сыграли главные роли. Именно тогда Брик осознала, что по-настоящему любит Маяковского, и рассказала об этом мужу. После московских съемок Лиля и Маяковский вместе вернулись в Петроград, и поэт переехал к Брикам. Их «семья» была более чем экстравагантной: Осип имел постоянную возлюбленную на стороне, Лиля ради забавы крутила романы с другими мужчинами, Владимир — с женщинами, чтобы забыть Брик.

Но излечиться от этой болезненной привязанности ему так и не удалось. В 1928 году, отдыхая в Ялте с очередной пассией, Натальей Брюханенко, Маяковский признался ей, что Лиля по-прежнему оставалась главной женщиной его жизни: «Хотите — буду вас любить на втором месте?» Победить любовь Маяковского к Лиле в свое время не смогли ни эмигрантка из России Елизавета Зилберт, с которой он познакомился в США во время своего турне, ни парижская манекенщица Татьяна Яковлева, ни театральная актриса Вероника Полонская.

По словам самой Брик, за пять лет до смерти Маяковского из их отношений полностью пропала физическая близость. При этом Лиля продолжала просить у Маяковского деньги и дорогие подарки — после Октябрьской революции поэт остался единственным кормильцем в их «тройственном союзе». Маяковский даже специально поехал в Париж, чтобы привезти возлюбленной роскошный автомобиль «рено», о котором она мечтала. В апреле 1930 года Брики поехали в Берлин. Маяковский проводил их, а через несколько дней в отеле Брикам передали телеграмму: «Сегодня утром Володя покончил с собой».

Александр Блок — Любовь Менделеева — Андрей Белый

Андрей Белый. Москва, 1903 год. Фотография: фотоателье «Отто Ренар» / Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Поэт Александр Блок в роли Клавдия и Любовь Менделеева в роли Офелии (в центре) в любительском спектакле «Гамлет» в имении Боблово. Московская область, 1898 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва

Александр Блок и Любовь Менделеева, дочь химика Дмитрия Менделеева, были знакомы с детства. Но именно летом 1898 года, когда они вместе работали над любительским домашним спектаклем «Гамлет», они сблизились. Их подмосковные имения Шахматово и Боблово соседствовали, а родители всегда дружили. Она полностью соответствовала образу профессорской дочки: была строгой и неприступной гимназисткой. Блок в те годы еще не был «тем самым» Блоком — ему только предстояло стать известным поэтом. Руки и сердца Менделеевой он попросил намного позже и обвенчался с возлюбленной только в 1903 году.

Поэт следовал учению философа Владимира Соловьева и верил в теорию Вечной женственности. Поэтому между Блоком и Менделеевой так и не случилось интимной близости. Для него она была чистым ангелом, которому он посвятил «Стихи о Прекрасной Даме». «Настоящая страсть безгрешна, ибо духовна, в ней нет черной крови, плоти, чудовища бесстыдного и бездушного», — писал он. Платоническая любовь была для молодой женщины невыносима, она любила супруга со всей страстью и призывала его к нормальным брачным отношениям: «Не надо целовать в письмах ноги и платье — целуй губы, как я хочу целовать, долго, горячо».

Анна Ахматова как-то сказала, что Любовь Менделеева была похожа «на бегемота, поднявшегося на задние лапы», а «внутренне же она была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то…». Но для многих поэтов-приятелей супруга Блока стала предметом преклонения. Символисты и мистики обожествляли ее, считали чистой и непорочной. Под обаяние Менделеевой попал близкий друг Блока Андрей Белый. Вскоре он уже не просто восхищался ей как Прекрасной Дамой, но и страстно любил как земную женщину.

Менделеева ответила Белому взаимностью, но уходить от мужа не спешила. Белый не вынес мук совести и рассказал своему кумиру и другу Блоку о чувствах к Менделеевой, причем сама Любовь присутствовала при этом разговоре. По воспоминаниям Белого, Блок лишь сказал: «Что ж… Я рад…». Следующий год был мучительным для всех участников любовного треугольника: Менделеева разрывалась между двумя мужчинами, а они мучились ее неопределенностью. Отношения между поэтами окончательно расстроились. Но именно эта угнетающая ситуация вдохновила Блока написать пьесу «Балаганчик», в которой он рассказал о своем странном семейном положении:

«Милостивые государи и государыни! Я глубоко извиняюсь перед вами, но снимаю с себя всякую ответственность! Надо мной издеваются! Я писал реальнейшую пьесу, сущность которой считаю долгом изложить перед вами в немногих словах: дело идет о взаимной любви двух юных душ! Им преграждает путь третье лицо; но преграды наконец падают, и любящие навеки соединяются законным браком!»

В конце 1907 года Менделеева приняла окончательное решение, вернулась к мужу, а Белого попросила больше не появляться на пороге их дома. Но той семейной жизнью, о которой мечтала Менделеева, они так и не зажили. Через некоторое время Блок увлекся актрисой Натальей Волоховой, а потом и оперной певицей Любовью Андреевой-Дельмас. У Менделеевой тоже появлялись новые возлюбленные, от одного из которых она даже родила ребенка.

Теги:

жизнь писателейПоэзияПубликации раздела Литература

Блок Александр Александрович



Блок Александр Александрович

1880-1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Александр Александрович Блок

БЛОК Александр Александрович (1880, Петербург — 1921, Петроград) — поэт. Родился в семье юриста, профессора Варшавского ун-та, с которым мать Блока разошлась вскоре после свадьбы. Блок вырос в семье матери у деда А.Н. Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета и друга Д.И. Менделеева. В Петербург, доме и в подмосковном имении Шахматове Блок находился в культурной, доброжелательной обстановке. Блок учился в гимназии, мечтал стать актером: участвовал в любительских спектаклях и занимался на драматических курсах, увлекался философией и философско-мистической лирикой, писал стихи. В 1898-1901 прослушал курс юридического ф-та Петербург, ун-та, затем перешел на филологический ф-т, который окончил в 1906. В 1903 Блок женился на дочери Д.И. Менделеева Любови Дмитриевне. После женитьбы жизнь Блока протекала внешне спокойно. Он часто бывал в Германии и Франции, бродил по музеям Италии и Голландии. Но внешняя жизнь Блока совсем не вязалась с глубоким драматизмом и яркостью его внутренней жизни, сутью которой было творчество.

В 1904 в издательстве «Гриф» вышел в свет его первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме» — яркий образец тонкой лирики и символизма. В 1905-1906 Б. был захвачен рев. событиями в Петербурге, чувствуя катастрофу, которая ему казалась спасительной. Б. боялся и призывал ее, считая что рев. должна сделать людей людьми. В 1908 Блок предсказывал, что, «бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройки, на верную гибель». И все же Блок полагал, что от народа интеллигенция должна все стерпеть, расплачиваясь за грехи отцов. Этот жертвенный порыв отразился в поэме «Двенадцать», в статье «Интеллигенция и революция». Узнав о разгроме родовой усадьбы, Блок произнес: «Так надо. Поэт ничего недолжен иметь». Он надеялся, что в огне рев. «чернь» преобразится в «народ». После Февральской рев. 1917 приехал в Петроград: сотрудничал в издательстве «Всемирная литература»; был одним из директоров Большого театра; служил редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства.

На их основе Блок создал кн. «Последние дни императорской власти», вышедшую после его смерти. «Трагический тенор эпохи» (А.А. Ахматова), один из крупнейших поэтов своего времени, Блок создал мир, где каждое слово многозначно, полно лиризма и глубины. Жизнь в голодном Петрограде, разлад с действительностью привели Блока к невозможности творчества, к глубочайшей депрессии, усугубленной болезнью. Ю. Анненков вспоминал: «Как отозвалась официальная пресса на смерть Александра Блока? В газете «Правда» от 9 августа 1921 года появилась следующая заметка: «Вчера утром скончался поэт Александр Блок». Все: Больше — ни одного слова».

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Вернуться на главную страницу А.А. Блока

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Александр Блок Стихи > Моя поэтическая сторона

Родившийся в 1880 году в Санкт-Петербурге, Александр Блок был влиятельным лириком и одним из корифеев русского символистского движения. Его отец преподавал право в Варшавском университете, и с самого раннего детства юный Блок был окружен литераторами и интеллектуальной семейной средой, которая оказала на него большое влияние.

Когда его родители развелись, он уехал жить к родственникам недалеко от Москвы, где увлекся поэзией и философией, особенно творчеством Владимира Соловьева. В 19 лет женился на дочери аптекаря.03 для которого он написал одну из своих ранних публикаций Стихи о Прекрасной Даме .

С самого начала своей писательской карьеры у Блока был некий апокалиптический взгляд на жизнь, отчасти под влиянием творчества Соловьева. Его предчувствие грядущих перемен в жизни подтвердилось, когда в 1917 году произошла Октябрьская революция. Сначала он был втянут в конфликт и принимал активное участие в допросах министров, приближенных к Распутину.

В то время как раннее творчество Блока можно считать в высшей степени лиричным, по мере развития писательской карьеры он стал вводить в свои стихи более сложные и смелые узоры и ритмы. Его коллекция Город , опубликованный в 1904 году, представил импрессионистские и часто призрачные образы, которые помогли ему продвинуться вперед как одному из ведущих символистов того времени.

С ростом славы Блока часто выгодно сравнивали с литературными деятелями того времени, включая Пушкина, опубликовавшего другие произведения, такие как Снежная маска и Фаина . До революции он также оказал сильное влияние на молодых писателей и поэтов, включая Пастернака и Набокова.

Одним из самых противоречивых его произведений была поэма «Двенадцать », опубликованная через год после Октябрьской революции, в 1918 году. и поклонники против него. Это стоило ему многих дружеских отношений, поскольку было замечено, что он склоняется перед суровыми и преступными действиями неизбранного режима.

Несмотря на это, Блок считал Двенадцать одним из лучших своих стихотворений, и оно известно тем, что использует красочный язык для передачи своей истории. Его более поздняя поэзия была полна сравнений между идеалом красоты, который он открыл в трудах Платона, и неряшливой реальностью промышленно развитого мира, в котором он теперь оказался. Всего через несколько лет после Двенадцать , Блок изменил свое мнение о русской революции и счел писать стихи невозможным, проведя свои последние годы в перерыве, когда его работы не существовало.

Блок заболел, потому что больше не мог писать, и его здоровье серьезно беспокоило настолько, что были сделаны ходатайства о лечении его за границей, хотя сначала в них было отказано. Его друг, Максим Горький, наконец, написал Наркому СССР с просьбой о выдаче визы, и это было согласовано. Однако к тому времени было уже слишком поздно. Блок умер 19 августа.21 год в возрасте всего 41 года.

Александр Блок. Русские стихи в переводах

Выдающийся символист и лирик России начала ХХ века, Блок был, пожалуй, самым сильным эхом пушкинского голоса. Его отец был профессором права в Варшавском университете, а мать — переводчиком литературы. Юность провел у деда, который был ректором Петербургского университета, где Блок изучал юриспруденцию, а затем филологию. Первый сборник Блока,

Стихи о прекрасной даме (Стихи о прекрасной даме) (1904) содержит повторяющийся символический образ прекрасной дамы, которую он однажды видел раздавленной поездом; в его поэзии она становится измученным ликом страдающей России. Пьесы или лирические драмы и последующие поэтические циклы подтверждают его как величайшего авторитета символиста.

В своих стихах Блок беспощадно восхвалял распад России. Беспощадность к эпохе, однако, началась прежде всего с самого себя: почти через десятилетие после 19На 07 год приходится период наивысшего творчества в трагическом пафосе стихов-исповедей, дающих отчет о страстях, искушениях и пороках. Его реакция на травмирующие события, возникшие в результате неудачной революции 1905 года и революции 1917 года, чередовалась между мрачным отчаянием и мощной, иррациональной любовью к России.

Женский образ, которым он описывал Родину, в его более поздних стихах все больше отождествлялся с падшими женщинами и проститутками из более ранних стихов.

Мистическое восприятие Блоком революции 1917 года как космического события, как неизбежного исторического возмездия отражено в его несомненном шедевре «Двенадцать» (1918), в котором на страницу выплескивается сама стихия революционной улицы. Писатели, выступавшие против революции, демонстративно отказывались давать Блоку руки за то, что он призывал их слушать то, что он называл «музыкой революции».

Блок был первым председателем петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, организованного сразу после революции. Но последовавшие за этим хаос и катастрофические разрушения жизни были больше, чем мог вынести его дух. Измученный и разочарованный, здоровье и дух Блока быстро ухудшались, и он замолчал. Когда бы его ни спрашивали, почему он больше не пишет стихов, Блок отвечал: «Все звуки смолкли. Разве ты не слышишь, что звуков больше нет?»

Его лебединой песней была речь в честь Пушкина в феврале 1921 года, в которой он сказал, что у него отнимают покой и свободу, необходимые поэту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *