Поэма пушкина цыгане: «Цыганы» краткое содержание поэмы Александра Пушкина – читать пересказ онлайн

«Цыганы», поэма А.С. Пушкина: краткое содержание

Поэма «Цыганы» была создана Пушкиным в период первой южной ссылки (1820-1823 гг.) в самом конце, а конечная обработка проходила в 1824 году, в Михайловском. Она входит в цикл южных поэм, которые не связаны между собой героями или содержанием, но объединены темой свободы, имеют общий смысловой стержень. Начинается поэма с описания, ночующего в степи цыганского табора кочевников. Один старый цыган не спит, волнуясь за свою дочь-красавицу, которая до сих пор не вернулась с прогулки. Земфира появляется очень поздно, но не одна, а с юношей, который хочет стать цыганом и жить в таборе. Алеко преследуют власти, ему наскучила жизнь столичного света с его пустотой, где нет свободы и присутствует только жажда денег. Старик говорит, что готов принять Алеко, предлагая заняться традиционными цыганскими ремеслами. На рассвете цыганский табор двигается в путь и вместе с ними Алеко. Идя рядом с Земфирой, уверяет ее, что лучшей участи, чем жить на свободе и любить Земфиру, он не желает.

Однако старый цыган считает, что для человека, рожденного и жившего в неге цивилизации, не всегда просто приспособиться к жизни на воле. Отец девушки рассказывает историю об изгнаннике, певшем чудесные песни на берегах Дуная и которого все окружающие считали святым, окружали любовью и уважением. Высланный за какую-то провинность с большого города, старик страдал вдали от родины и завещал свой прах перевезти в родной город. В рассказе цыгана Алеко с удивлением узнает судьбу поэта Овидия.

Прошло два года. Алеко ведет кочевую жизнь, водя по селам медведя, исполняя песни под бубен старого цыгана. Воспоминания о прежней жизни все реже посещают юношу, и он вполне удовлетворен настоящим. Но это удовлетворение только внешнее и как только он стал сомневаться в верности Земфиры, проявилась внутренняя несвобода.

Земфира, воспитанная в духе абсолютной свободы в любовных отношениях, тяготится любовью Алеко. Земфира поет об опостылевшем муже, ненависти к нему и любви к другому. Теперь ей страшно находиться рядом с мужем, которого мучают ужасные сновидения. О том, что она его разлюбила и ей надоела его любовь, Земфира говорит отцу. Пытаясь утешить Алеко, который жалуется на охлаждение Земфиры, старый цыган рассказывает свою историю. Много лет назад, когда дочери был всего годик, ее мать Мариула бросила их и ушла к молодому цыгану из другого табора. Возмущенный Алеко не понимает, почему старик не отомстил неверной жене. По его мнению, даже спящего на берегу моря врага следует столкнуть в пучину, с наслаждением наблюдая за его гибелью. Однако старый цыган не понимает причину такой гневной реакции. Ведь удержать любовь, если она ушла, невозможно, приказать сердцу женщины любить одного так же не вольно, как приказать луне застыть на небе в одном месте.

Ночью, дождавшись, когда муж уснет, Земфира уходит на свидание. Внезапно проснувшись, Алеко обнаруживает отсутствие жены и идет на ее поиски. Объятый подозрениями и страхами, он бродит вокруг шатра и, увидев неясный след, направляется за курган. В звездной ночи он видит тени Земфиры и ее возлюбленного. Молодой цыган уговаривает возлюбленную остаться еще немного, а Земфира, боясь гнева мужа, уговаривает его вернуться в свой табор. В гневе Алеко убивает цыгана, а когда Земфира проклинает мужа и говорит о презрении его угроз, он вонзает свой нож и в нее. Утром цыгане застают Алеко с окровавленным ножом над телами двух влюбленных. Похоронив своих мертвецов, табор снимается с места. Перед уходом, старик-отец подходит к Алеко и говорит, что ему нет места среди цыган. У цыганского народа нет законов, и никто не будет мстить ему за смерти, но жить рядом с убийцей они не хотят. Цыганам не по пути с человеком, который хочет свободы только лично для себя.

Таково краткое содержание поэмы Пушкина «Цыганы», но лучше прочесть само произведение.

Читайте также краткое содержание таких поэм Пушкина, как:

Музыкально-литературный вечер, посвященный поэме «Цыганы»

Музыкально-литературный вечер, посвященный поэме “Цыганы” Александра Сергеевича Пушкина и самому поэту в канун 217-й годовщины со дня его рождения, прошел в Севастопольском центре культуры и искусств 31 мая. 

В основу литературной части программы, помимо художественного чтения собственно текста поэмы, легли отрывки из воспоминаний современников Пушкина – друзей и очевидцев его пребывания в молдавских деревнях, где он провел около месяца, а также описанные в прозе и письмах наблюдения и впечатления самого поэта о жизни в цыганском таборе в 1824 году.

В качестве музыкальных иллюстраций была избрана музыка из оперы Рахманинова “Алеко”, написанной к поэме, произведения Венявского для скрипки и фортепиано, фантазия Франца Ваксмана на темы из оперы Жоржа Бизе “Кармен”.

“География творчества Пушкина простирается по всему миру. Его поэма “Цыгане” – она тоже не осталась лишь в России. Его друг Сергей Соболевский в 1827 году в Москве издает эту поэму. Это был состоятельный человек, который очень тонко чувствовал поэзию и музыку, владел очень многими языками. Годами он пребывал во Франции, в Англии, других странах Европы. так вот одним из его друзей был Проспер Мериме, который через Соболевского познакомился с творчеством Пушкина и задумал пересказ произведение поэта в прозе. Так появилась новелла “Кармен”. Позже были сделаны и переводы стихотворного текста Пушкина. Так что наряду с произведениями русских композиторов, написавших музыку к поэме Пушкина, музыку Ваксмана по мотивам оперы Бизе “Кармен”, проиллюстрировавшую новеллу Мериме, мы также выбрали неслучайно”, – рассказала  ведущая программы, директор Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России Алла Панкова.

Освежили музыкально-литературный вечер и вокальные номера – цыганские таборные песни, старинные русские романсы и народные песни – в их числе знаменитая, овеянная легендами “Матушка, что во поле пыльно…”, которую, по преданию, Пушкину незадолго до его свадьбы спела цыганка Таня Демьянова.

Участие в программе приняли народный артист России Валентин Клементьев, заслуженная артистка России, артистка МХАТ им. М. Горького Татьяна Шалковская, артистка Московской государственной филармонии Лариса Савченко, доцент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Полина Федотова, приглашенный солист Большого театра России Максим Кузьмин-Караваев, солисты театра “Новая опера” Елизавета Соина и Ярослав Абаимов, лауреаты международных конкурсов Давид Ардуханян и София Федотова.

Оригинальный формат мероприятия позволил зрителю не только насладиться талантом чтецов, передававших полноту и силу художественного слова талантливого поэта, но и музыкой, и оперным вокалом, и даже видеопоказом – на экране демонстрировались фрагменты из кинофильма, поставленного по поэме “Цыганы”, фото рукописей Пушкина, малоизвестные портреты поэта и тексты произведения в лучших книжных изданиях.

Проект “Пушкинская гостиная” осуществляется в рамках просветительского проекта “Классика и современность”, инициированного Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России, и проводится при поддержке члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ от города Севастополя Ольги Тимофеевой.

Подготовила Анна ПЕТРОВА. Фото: Валерия ЗОЛОТАРЕВА

Пушкин: Цыганы | Рефераты KM.RU

Пушкин: Цыганы

Поэма начинается описанием вольного быта цыган. Затем рисуется картина ночного табора. В одном из шатров не спит старик и «в поле темное глядят»: ждет к ужину свою дочь Земфиру, которая «пошла гулять в пустынном поле», так как «привыкла к резвой воле». Но вот она; за нею следом По степи юноша спешит; Цыгану вовсе он неведом. : «Отец мой, — дева говорит, — Веду я гостя; за курганом Его в пустыне я нашла И в табор на ночь зазвала. Он хочет быть как мы цыганом; Его преследует закон, Но я ему подругой буду. Его зовут Алеко — он Готов идти за мною всюду». Старик принимает юношу. Утром табор снимается и отправляется в путь: И стар и млад вослед идут; Крик, шум, цыганские припевы, Медведя рев, его цепей: Нетерпеливое бряцанье, Лохмотьев ярких пестрота, Детей и старцев нагота, Собак и лай и завыванье, Волынки говор, скрыл телег, Всё скудно, дико, всё нестройно, Но всё так живо-неспокойно, Так чуждо мертвых наших нег, Так чуждо этой жизни праздной, Как песнь рабов однообразной! Однако, несмотря на простор и волю расстилающуюся кругом, а также на то, что рядом черноокая красавица Земфира, Алеко печален. Он не видит всех этих красот, великолепие жизни от него скрыто: Подобно птичке беззаботной И он, изгнанник перелетный, Гнезда надежного не знал И ни к чему не привыкал. Ему везде была дорога, Везде была ночлега сень, Проснувшись поутру; свой день Он отдавал на волю бога, И жизни не могла тревога Смутить его сердечну лень. Его порой волшебной славы Манила дальиая звезда; Нежданно роскошь и забавы К нему являлись иногда — Над одинокой головою И гром нередко грохотал; Но он беспечно под грозою И в вёдро ясное дремал. — И жил, не признавая власти Судьбы коварной и слепой- Но боже! как играли страсти Его послушною душой! С каким волнением кипели В его измученной груди! Давно ль, на долго ль усмирели? Они проснутся: погоди! Земфира спрашивает Алеко, не жалеет ли он об оставленной родине, о близких. Алеко отвечает, что ему не о чем жалеть — ему не по душе «неволя душных городов», где «люди, в кучах за оградой, не дышут утренней прохладой, ни вешним запахом лугов; любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Земфнра возражает, что «там огромные палаты, там разноцветные ковры, там игры, шумные пиры, уборы дев там так богаты!» Алеко отвечает, что она лучше всех этих дев, к тому же «где нет любви, там нет веселий». Старик, слышащий разговор, замечает, что «но не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен», то есть, что не каждый человек готов воспринять свободу. Он рассказывает преданье об одном «жителе полудня», который попал к ним в изгнаньс. Он был уже не молод, «имел он песен дивный дар», но «слаб и робок был, как дети», «чужие люди за него зверей и рыб ловили в сети», к «заботам жизни бедной» он так никогда и не привык, весь остаток дней он тосковал, да «горьки слезы проливал», а по смерти завещал свои останки увезти на родину (речь идет об Овидии, древнеримском мыслителе и поэте). Алеко думает о преходящести славы, о ее бренности — с одной стороны Рим, «певец любви, певец богов», а с другой- «цыгана дикого рассказ».

Проходит два года. Цыгане по-прежнему кочуют «мирною толпой». Алеко постепенно привыкает к «бытию цыганскому». Он даже «с пеньем зверя водит (медведя), Земфира поселян обходит и дань их вольную берет». Старик, Алеко и Земфира на ночлеге. Земфира качает люльку и поет песню: Старый муж, пюзный муж, Режь меня, жги меня: Я тверда; не боюсь Ни ножа, ни огня. Ненавижу тебя, Презираю тебя; Я другого люблю, Умираю любя. Алеко слышит и прерывает ее, говоря, что он «диких песен не любит». Земфира отвечает, что песню для себя поет, и продолжает: Режь меня, жги меня; Не скажу ничего; Старый муж, пюзный муж, Не узнаешь его. Он свежее весны, Жарче летнего дня; Как он молод и смел! Как он любит меня! Как ласкала его Я в ночной тишине Как смеялись тогда Мы твоей седине! Алеко вновь.просит Земфиру замолчать и добавляет, что понял, ее песню. Земфира отвечает, что песня действительно про него, и уходит. Старик говорит, что это старинная песня и что ее «певала Мариула (его жена, мать Земфиры), перед огнем качая дочь». Ночью Земфира будит старика, говорит, что Алеко во сне рыдает, кричит, произносит «Земфира». Старик замечает: «Тебя он ищет и во сне: ты для него дороже мира». На это Земфира отвечает, что «его любовь постыла мне. Мне скучно; сердце воли просит». Земфира будит Алеко, прерывая его кошмары. Алеко говорит, что ему снились страшные вещи, Земфира в ответ советует не верить «лукавым сновиденьям». Алеко. Ах я не верю ничему: Ни снам, ни сладким увереньям, Ни даже сердцу твоему. Оставшись наедине с Алеко, старик спрашивает: О чем, безумец молодой, О чем вздыхаешь ты всечасно? Здесь люди вольны, небо ясно, И жены славятся красой. Не плачь: тоска тебя погубит. В ответ на жалобы Алеко, что Земфира его не любит, старик отвечает; Утешься, друг: она дитя. Твое унынье безрассудно: Ты любишь горестно и трудно, А сердце женское — шутя. Взгляни: под отдаленным сводом Гуляет вольная луна; На всю природу мимоходом Равно сиянье льет она. Заглянет в облако любое. Его так пышно озарит- И вот — уж перешла в другое; И то недолго посетит. Кто место в небе ей укажет, Промолвя: там остановись. Кто сердцу юной девы скажет: Люби одно, не изменись. Утешься. Алеко продолжает сокрушаться, вспоминать счастливые минуты любви. Старик рассказывает ему свою собственную историю. Он в молодости любил девушку, добивался ее и, наконец, «назвал своею».

Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула! Но ты, пора любви, минула Еще быстрее: только год Меня любила Мариула. Однажды близ Кагульских вод Мы чуждый табор повстречали; Цыганы те — свои шатры o Разбив близ наших у горы Две ночи вместе ночевали. Они ушли на третью ночь, — И, брося маленькую дочь, Ушла за ними Мариула. — Я мирно спал — заря блеснула, Проснулся я, подруги нет! Ищу, зову — пропал и след — 1 Тоскуя, плакала Земфира, И я заплакал — с этих пор Постылы мне все девы мира; Меж ими никогда мой взор Не выбирал себе подруги — И одинокие досуги Уже ни с кем я не делил. — Алеко. Да как же ты не поспешил Тот час во след неблагодарной И хищникам и ей коварной Кинжала в сердце не вонзил? Старик. К чему? Вольнее птицы младость; Кто в силах удержать любовь? Чредою всем дается радость; Что было, то не будет вновь. Алеко. Я не таков. Нет, я не споря От прав моих не откажусь! Или хоть мщеиьем наслажусь. О нет! Когда б над бездной моря Нашел я спящего врага, Клянусь, и тут моя нога Не пощадила бы злодея; Я в волны моря, не бледнея, И беззащитного б толкнул; Внезапный ужас пробужденья Свирепым смехом упрекнул, И долго мне его паденья Смешон и сладок был бы гул. Земфира на свиданье с молодым цыганом. Она торопится домой, так как ее муж «ревнив и зол». Цыган не отпускает, наконец, Земфира вырывается, пообещав, что придет следующей ночью. Ночью Алеко просыпается и, не найдя рядом Земфиры, идет по следу и натыкается на влюбленных. Земфира кричит цыгану, чтобы он бежал, по Алеко вонзает в него нож со словами, обращенными к Земфире: «Теперь дыши его любовью». Земфира. Нет, полно, не боюсь тебя! — Твои угрозы презираю, Твое убийство проклинаю… Алеко. Умри ж и ты! (Поражает ее.) Земфира. Умру любя. Наступает утро. Алеко сидит на камне перед простертыми трупами. Пробудившиеся цыгане окружают его. Потом поднимают мертвых, роют могилы и погребают их. Алеко в отчаянии падает и лежит на земле. Тогда старик, приближась, рек: «Оставь нас, гордый человек. Мы дики; нет у нас законов. Мы не терзаем, не казним — Не нужно крови нам и стонов — Но жить с убийцей не хотим… Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас — Мы робки и добры душою, Ты зол и смел — оставь же нас, Прости, да будет мир с тобою». Цыгане уходят.

Эпилог Волшебной силой песнопенья В туманной памяти моей Так оживляются виденья То светлых, то печальных дней. В стране, где долго, долго брани Ужасный гул не умолкал, Где повелительные грани Стамбулу русский указал, Где старый наш орел двуглавый Еще шумит минувшей славой, Встречал я посреди степей Над рубежами древних станов Телеги мирные цыганов, Смиренной вольности детей. За их ленивыми толпами В пустынях часто я бродил, Простую пищу их делил И засыпал пред их огнями. В походах медленных любил Их песен радостные гулы — И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил. Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны!.. И под надранными шатрами Живут мучительные сны. И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Дата добавления: 18.09.2003

СОЧИНЕНИЕ ПО ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА “ЦЫГАНЫ” 👍

Сочинение по поэме Александра Сергеевича ПушкинА “Цыганы”.

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель, все его произведения любимы читателями вот уже нескольких поколений. Он бережно и трепетно относился к историческому наследию своей Родины, не раз прославлял их в своих произведениях. В своей поэме “Цыганы” А. С. Пушкин показал нам насколько разные эти “два мира” и насколько велико их противостояние друг другу.

Первый мир – это цивилизованное, правильное общество. Второй мир – это мир кочевников-цыган,

их быт и культура остаются неизменными вот уже много веков. Главный герой поэмы “Цыганы” – Алеко.

Он, как и многие представители этого общества, обладает стремлением к жизни, твердым характером, смиренно чтит и уважает обычаи цыган, верит в правильность их жизни. Герой привык не привязываться ни к богатству, ни к славе, ни к наслаждениям. Храбрый и мужественный – он глядел опасности в лицо и никогда не отступал.

Но из-за этого всего, а возможно и из-за образа его жизни, Алеко не испытывал душевного спокойствия, мира с самим собой. Его жизнь словно кочующее племя цыган, не находила своего постоянного

места и покоя. А. С. Пушкин пишет :
” … И жил, не признавая власти
Судьбы коварной и слепой;
Но боже, как играли страсти
Его послушною душой!”
Герой был уверен, что городская жизнь – это совсем нет то, что ему нужно, там он тем более не обретет своего счастья:
“Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей”.
В примечаниях же сам А. С. Пушкин пишет: “… привязанность к дикой вольности, обеспеченной бедностью… ; мужчины занимаются ремеслами, необходимыми для первых потребностей, торгуют лошадьми, возят медведей, обманывают и крадут, женщины промышляют ворожбой, пеньем и плясками”.
В поэме помимо Алеко представлены еще два основных героя – это старик и Земфира. Старик, отец цыганки Земфиры, представлен мудрым, справедливым, добрым человеком, гостеприимным и опытным. Земфира – его дочь свободная молодая цыганка, непоколебимая, независимая, сохранившая свои свободолюбивые качества, даже являясь женой Алеко.
Алеко преследовали власти, он хотел обрести свободу. Но вместе со свободой вольных цыган, он должен был принять и остальные их жизненные правила, в том числе и непостоянство местных девушек. Алеко сильно любил Земфиру, и из ревности погубил и ее, и ее нового избранника, подтвердив свою способность совершать преступления.

Он неосознанно причинил боль и отцу Земфиры, беспокоясь лишь о собственных чувствах, отомстив за несправедливое отношение к себе.
Главный герой искал свободы в неведомом ему краю, у цыган. Но доказал лишь то, что никогда не станет таким как они, не изменится, тем самым продолжая преступать закон. Свободным он являлся только на словах.

Живя среди нового общества, его стала одолевать тоска по всем тем принципам, что были сложены в его стране, – поэтому не понял сущность Земфиры и убил ее и нового избранника цыганки.

Главный герой поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Цыган» ❤️| Пушкин Александр

Повесть «Цыган» была написана почти за год. Побывав в цыганском таборе, Пушкин загорелся идеей написать об этом рассказ. Цыгане, их свободный образ жизни, их традиции и легенды часто встречаются в произведениях поэта.

Наверное, это можно объяснить тем, что он всегда уважал это народ и даже в какой-то мере завидовал их свободе. В этот период творчества Александр Сергеевич переживал разочарование в своих романтических убеждениях. Он пытался разоблачить те идеалы, которыми долгое время восхищался, и к которым стремился.

Главный герой произведения

– собирательный образ. Он молод, красив, образован, но скован общественными правилами и устоями, от которых стремится избавиться всеми силами. Алеко – беглец. Его имя это цыганская трактовка имени Александр. Он бежал от всего, что было ему противно: город, высший свет, пышные приемы и балы, обман и лицемерие людей, насилие и эгоизм, старина взглядов на жизнь.

На протяжении двух лет он живет в цыганском таборе, кочует вместе с ними по вольным просторам, по городам и странам. Такая жизнь кажется молодому человеку настоящей свободой, счастьем и успокоением души. Любовь к красавице Земфире возвышает чувства

Алеко еще выше. Пока в их отношениях царит гармония, то же происходит в душе Алеко. Но все меняется, как только молодой человек узнает о неверности любимой.

В душе героя сталкивается два устоя жизни: устои и традиции цивилизованного мира, в котором неверность расценивается как предательство, и устои дикой свободы, где человек волен в своем выборе. Прежде сего герой уязвлен и оскорблен, задето его самолюбие. То, от чего он бежал и так долго отрицал, побеждает. Герой настолько ослеплен ревность, ненавистью, что не видит иного выхода, как смерть любимой.

Этот поступок явственно показывает несостоятельность героя. Искавший свободы, доброты, понимания, мира Алеко своими руками разрушил свое счастье. Эгоизм, ревность, чувство собственничества не позволили Алеко стать свободным. Алеко не отрицательный персонаж, его образ весьма трагичен. Молодого героя скорее можно назвать лишним человеком, который запутался и потерялся. Он изгнан из цивилизованного мира, он изгнан из мира вольного. Его удел одиночество.

Пушкин не отдает предпочтения какой-либо одной философии, о которых повествуется в поэме. Он просто описывает один из возможных сценариев развития судьбы людей, которые также как и Алеко бегут от того окружения, которое их не устраивает.

Конспект открытого урока по литературе. А.С.Пушкин «Цыганы».9 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ Дата проведения 27.11.2019 г.

Тема: Поэма А.С. Пушкина «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Противоречия двух миров. Контрастность характеров главных героев. Индивидуалистический характер Алеко: невозможность обретения свободы для себя. Психологизм как художественный метод изображения героев произведения А.С. Пушкина

Цели урока:

-Познакомить обучающихся с периодом южной ссылки в жизни Пушкина, рассмотреть поэму как романтическое произведение в единстве формы и содержания;

-Показать мастерство Пушкина в изображении характера цыган, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме;

-Актуализировать знания о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма;

-Выяснить, как страсть влияет на судьбы героев поэмы;

-Продолжать развивать умение давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, умение логически строить устный ответ;

-Используя фрагменты оперы С. Рахманинова “Алеко”, показать приемы создания характера Алеко в музыкальном произведении, провести сопоставительную характеристику образа Алеко в литературном и музыкальном произведениях;

-Продолжать развивать навыки слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение;

-Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса.

Материалы к уроку: текст поэмы «Цыганы», отрывок из кинофильма «Табор уходит в небо»(песня «Дорога» Е.Дога), ария Алеко из оперы «Алеко», иллюстративный материал по теме урока, презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и развитие умений и навыков, урок-исследование.

Методы и приемы: эвристический, беседа, словесное рисование, комментирован-

ное чтение.

Прогнозируемые результаты: учащиеся вспоминают теоретический материал о романтизме, находят черты этого направления в поэме, выявляют особенности романтизма А.С. Пушкина, раскрывают особенности конфликта в произведении.

«…И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.»

I. Приветствие, орг. момент.

II. Мотивационный этап.

Учитель: — Сейчас вы прослушаете мелодию. Попытайтесь мысленно нарисовать картины, которые предстают перед вами. (запись песни Е. Дога из кинофильма “Табор уходит в небо” — “Дорога”.) (3.40мин)

— Какие картины возникли в вашем воображении?

– Как связана эта музыка с нашим уроком литературы?

— Что знаете о цыганах?

Работа с толковым словарем: значение слова «цыгане». Слайд2

Вывешивается карточка со словом ЦЫГАНЫ

— Вспомните, кто из поэтов или писателей обращался к образам цыган? (Г.Р.Державин «Цыганская пляска», Н.М. Языков «Весенняя ночь», Максим Горький «Макар Чудра», А.Н.Апухтин цикл стихотворений «О цыганах», А.С.Пушкин, А.П. Сумароков стихотворение «Места, тобою украшены», И.И. Дмитриев стихотворения «Ах! Когда б я прежде знала»,»Цыганы», Я. Полонский “Цыганы” )

Вывешивается портрет А.С.Пушкина Слайд2

— Вы назвали произведение А.С. Пушкина «Цыганы». К какому жанру оно относится? (поэма) на доску вывешивается слово ПОЭМА Слайд2

-А что такое поэма? (лиро-эпический жанр; крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике)

Как Вы думаете, почему писатели и поэты обращались к образам цыган? Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово «цыгане»? Слайд 3

Ассоциации: табор, воля, свобода, кибитка, воля, вольность, вольная жизнь, гадания, романтика, кочевать, шатёр, ночлег, монисто, подернутое паром, степь, курган, волынка и т.д)

Ассоциации записываются на доске. Слайд 3

-Какие из этих слов вызывают у Вас затруднения? Значение каких из них непонятно?

Слайд 3.

Табор— группа кочующих вместе цыган

Кибитка — телега

Шатёр — легко раскидываемое жилище кочующих людей

Кочевать — переезжать с одного места на другое

Подёрнутое паром — покрытое

Курган — небольшая возвышенность

Волынка— музыкальный духовой инструмент

Монисто- Ожерелье из бус, монет или каких-нибудь разноцветных камней. «А монисто бренчало, цыганка плясала.»

— Вы перечислили слова — ассоциации. Как Вы думаете, с каким литературным направлением многие из них связаны? (романтизм) Вывешивается карточка со словом романтизм. Слайд 3

— Молодцы! А теперь с опорой на карточки, которые вывешены справа, попробуйте сформулировать тему урока.

— Запишите тему: «А.С. Пушкин «Цыганы» — романтическая поэма.

-Как Вы думаете, каковы задачи сегодняшнего урока?

-Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.С.Пушкина «…И всюду страсти роковые,/ И от судеб защиты нет.» Слайд 1.

III. Графический диктант

Прежде, чем мы перейдем к работе с текстом, проверим, насколько хорошо вы знаете содержание поэмы.

-Сейчас я буду зачитывать утверждения, Ваша задача определить, верное оно или нет. Если верное, то ставим +, если неверное -)

1. Цыганы шумною толпой кочуют по Бессарабии. (+)

2. Главного героя зовут Зобар (-) (Алеко)

3. Дочь старого цыгана зовут Земфира (+)

4. Земфира говорит своему отцу, что Алеко преследует закон (+)

5. Песня Земфиры была о том, как она сильно любит Алеко (-) (о том, что разлюбила Алеко)

6. Старик поведал Алеко притчу о любви древнего вождя племени (-) (историю своей молодости)

7. Алеко прощает Земфире измену (-) (убивает ее и молодого цыгана)

8. Табор обрекает Алеко на одиночество (+)

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Отметьте галочками правильные ответы.

По ходу исправляем ошибочные высказывания.

(на оборотной стороне доски написаны критерии)

0 ошибок — 5

1-2 ошибки — 4

3-4 ошибки — 3

5 и более – 2

-Поднимите руку, у кого 5?У кого 4? У кого 3? и 2?

IV.Поисково-исследовательский. Изучение нового материала.

Слайд 4.

Учитель: Наряду с лучшими образцами романтической лирики важнейшим творческим достижением Пушкина — романтика стали созданные им в годы южной ссылки поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья — разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и завершённая в Михайловском поэма «Цыганы» (1824).

Тема свободы всегда привлекала А.С. Пушкина. Мы видим это и на примере лирики, и на примере других его произведений. Представления о свободе были основой мировоззрения поэта. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «воля», «вольность», «вольный» — ключевые слова пушкинского «словаря». Образ жизни цыган неразрывно связан с этими понятиями, поэтому главными героями поэмы А.С.Пушкина являются цыгане. Но это не единственная причина обращения к цыганской тематике. Что же еще подтолкнуло поэта к созданию поэмы «Цыганы»? (личные воспоминания А.С. Пушкина)

-Именно в этом мы сейчас и попробуем с Вами разобраться.

Слайд 4. ВИДЕОРОЛИК(3.50)можно остан.2,45.

-Изучение произведения начинается, как правило,с истории создания.(проверка д\з)

Ученик: У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Около трёх лет пробыл Пушкин в Кишинёве. Жил он в доме своего начальника Ивана Никитича Инзова, человека доброго, прямого, честного. Инзов полюбил его как сына, и Пушкин тоже привязался к нему. Службой Инзов его не обременял. Пушкин много ездил, навещал знакомых, однажды несколько дней провёл в цыганском таборе в молдавских степях. изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблён в цыганку, которая была брошена свое матерью на попечение отца. Эта цыганка убежала из табора, а позднее была убита ревнивым цыганом. Автобиографичность отразилась и в именах: Сравните имена: Алеко – Александр. А девушку, в которую по преданию был влюблён Пушкин, звали Земфирой. 

Учитель: -У кого-то есть что еще добавить?

Слайд 5. Наверное, с такими цыганами путешествовал Пушкин.

V. Работа по теме урока.

Анализ поэмы.

— Все прочитали поэму? Вам понравилась поэма? Почему? Осталось ли что-то для вас неясным в поэме?

— Ребята, поэма затрагивает ряд этических вопросов – любовь, свобода, ревность, эгоизм, счастье, индивидуализм, нега. Значение этих слов помогут нам в процессе анализа произведения.

— Где происходят события поэмы? (В цыганском таборе).

-Давайте прочитаем начало поэмы. 

— Какие картины возникли в вашем воображении? 

Слайд 6 (Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут).

В чем привлекательность такой жизни? (Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)

— В начале урока мы говорили, что поэму «Цыганы» принято считать романтической поэмой. А что такое романтизм? Сформулировать, что такое РОМАНТИЗМ?

Ученики: Романтизм – это художественное направление, которое возникает в начале ХIХ в Европе и продолжается до 40-х годов ХIХ века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей).

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция.

Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений приезжают и снова уезжают. Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении «Путешествие Чайльд-Гарольда».

Романтический герой – это бунтующая личность, вобравшая черты «байронического» героя, утрачивает интерес к жизни и ощущает одиночество. Он отправляется в путешествие, наслаждается красотой далеких краев и радуется собственному уединению, и лишь природа возрождает человека к жизни. Он не может быть счастлив среди городской суеты, только природа способна дать ему истинное счастье.

Центральный конфликт предполагал непременное столкновение двух разных обществ. Главному герою противостояли один или несколько персонажей из другой культурной среды. Основной романтический идеал – свобода, герой стремится обрести свободу и счастье.

Учитель: у Пушкина были свои взгляды на романтизм как литературное направление. И это верно. Действительно, для Пушкина главным было создание образа современного героя, который жил интересами современного героя, который жил интересами и волнениями своего века, также для него была важна идея свободы, но больше всего Пушкина, как романтика, волновало необыкновенное, как в человеке, так и в нации, в природе. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, но какую бы южную поэму мы ни взяли, будь “Кавказский пленник” или “Братья – разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” или “Цыганы”, мы обязательно увидим черты романтизма.

— Скажите, почему Пушкин поднимает тему человеческой свободы и смысла человеческого существования именно в романтической поэме “Цыганы”? Ведь он мог с успехом написать реалистическую поэму.

— Расскажите о главных героях-цыганах. Примеры из текста.

— Какие слова являются ключевыми?

— Итак, какова жизнь цыган? В чем ее привлекательность? (Цыгане ведут кочевую, вольную жизнь и в этом ее привлекательность.)

-Кто из героев поэмы олицетворяет вольную жизнь? Является символом вольности? (Земфира). Слайд 7.

— Расскажите о ней подробнее.  (Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка. Она – дитя природы, свободная птица, живет сердцем, чувствами, она своенравна, естественна. Она как вольный ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая вдаль).

Докажите примерами из текста, что Земфира — романтическая героиня.

(Земфира — дитя природы, вольное и беззаботное. Она выделяется из всего цыганского табора: красива, черноока, чрезмерно горда, не понимает того, почему не может жить так, как хочется ей, а не так, как требуют законы табора. Свободолюбива, не готова терять свою независимость)

Слайд8. Как Вы думаете, является ли цыган — старик романтическим героем? Какую роль он играет? (Старик — цыган — представитель простых людей, близких к природе. Он добр, кроток, великодушен. Отрекается от злобного гордеца Алеко, но в сердце его нет злобы против убийцы дочери. Он говорит: «Прости. Да будет мир с тобою». Его устами А.С. Пушкин осуждает эгоизм и жестокость Алеко).

-И все-таки романтиком автор считает другого героя. Кого? (Алеко).Слайд 9

  Давайте попробуем найти признаки романтического произведения в поэме, но сначала я вам напомню основные черты романтизма Слайд 10.

  • В центре произведения стоит личность, наделённая страстью.

  • Существует конфликт между личностью и обществом.

  • Герой обладает сильным характером, выделяется среди окружающих.

  • Он не совместим с обыденным миром; любимая романтическая среда- история и экзотика.

  • «Исключительный герой в исключительных обстоятельствах» — формула направления.

  • Перекликается настроение героя и пейзажа.

  • Отсутствует эволюция характера героя, так как обстоятельство не влияют на личность.  

— Алеко похож на такого героя? (Да, похож).

— Докажите, что Алеко – романтический герой поэмы? Слайд 11 

Слайд 12. Алеко — необычный человек в необычных обстоятельствах. Человек, не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Если любит, то любит до беспамятства. Если ненавидит, то ненависть не имеет границ. Он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа «на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.
— Это и есть сущность романтического героя. Почему же конец героя трагичен?
— Давайте прочитаем диалог Земфиры и Алеко, подтверждающий эти мысли.

Как появляется в таборе Алеко? (Именно Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой). Найдите в тексте эпизод. Прочитайте. (“Но вот она. За нею следом – Его преследует закон)

— А как отец реагирует на это?  (По ответу мы видим, что цыган рад гостю. Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько, сколько он сам захочет. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сделать выбор своего жизненного пути. И они сделали этот выбор, Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года).

Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит? Найдите в тексте. (Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти).

Какое средство выразительности лежит в основе двух образов поэмы – цыган и Алеко? (Контраст, антитеза)

В чем выражается основной конфликт цыганского табора и светского общества? (В поведении героев, в их отношениях друг к другу. Он виден в сопоставлении образов старого цыгана и Алеко0

— Каково значение песни «Птичка божия не знает….» для понимания характера Алеко, его конфликта с обществом?

-Для чего включено описание жизни «городского общества и табора и их противопоставление?

Какой вывод делают психологи, глядя на поступки человека? Кто влияет, где ищут причину?

-В чем причина конфликта Алеко и Земфиры?

(Их формировало общество. Причина конфликта в воспитании, или в том общественном укладе, который формирует характер).

Слайд 13.— Мы сказали, что Алеко свободолюбив, ему присуща способность к глубокой страсти. Очевидно, что он образован. Но свободен ли Алеко, счастлив ли он, доволен жизнью? (Нет, он видит, что все складывается не так, как он задумывал. Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги).

— Почему несчастлив Алеко(Его разлюбила Земфира.)

— Об этом песня Земфиры. Давайте прочитаем диалог Алеко и Земфиры, когда она поет песню, по ролям. 

Так почему же страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается?  (Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает). 

— Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты). Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? (Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)

Старый цыган: Утешься, друг; она дитя,

Твоё унынье безрассудно!

Ты любишь горестно и трудно,

А сердце женское – шутя,

Кто в силах удержать любовь?

Чредою всем дается радость;

Что было, то не будет вновь.

(Чтение истории о Мариуле).
— Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика. (Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее).

Какие еще черты характера присущи Алеко? Эгоизм.

Слайд 14. — Что такое эгоизм? (Эгои́зм (др.-гречΕγώ , латego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде,когда индивид ставит свои интересы выше интересов других).

Что привлекает и что отталкивает в личности Алеко? (Бессердечие) 

— Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным(Он убивает и молодого цыгана, и саму Земфиру). Слайд 15.

Имел ли Алеко право убивать человека? Имеет ли вообще право человек убивать другого?

—  Как цыганы поступают с ним?

Учитель: Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается сходный конфликт. Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика.
— Так как же понимают свободу главные герои? 

(Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
 Для
Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.

У Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему).

— Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него. Т.е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана гуманистическое понимание свободы.

Слайд 16. Эпилог (Слушаем или Читает ученик).(1.45)

-А какова авторская позиция по отношению к своим героям? (Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) мире привело к кровавой драме.
А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным? Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю).

-Может ли человек цивилизованного мира обрести свободу в обществе «диких» племён, у которых «нет законов»? Обоснуйте свой ответ

Каковы ваши мысли о свободе человека после прочтения поэмы?

— А теперь возвращаемся к эпиграфу урока. Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение… Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно (эпиграф):

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

— Однако в поэме присутствуют и реалистические ноты. В чем проявились элементы реализма? (Отбор четких и глубоких эпитетов. Они варят  «нежатое пшено», украдкой взятое с чужого поля. Эпитеты к слову след  «чуть приметный след», потом этот след становится «зловещим». В пору создания поэмы «Цыган» поэт пишет и первые главы своего реалистического романа в стихах «Евгения Онегина». Завершая романтический период творчества Пушкина, поэма «Цыганы» стояла в преддверии нового, реалистического).

VI. РЕФЛЕКСИЯ.
— Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили, какие композиторы положили в основу своих музыкальных произведений сюжеты Пушкина? (Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов. По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок» — композитор Римский-Корсаков; «Русалка» — Даргомыжский; «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки). Среди них Сергей Рахманинов, который тоже был вдохновлён гением Пушкина.  Опера «Алеко» была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 года в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор ведущие театры мира ставят оперу «Алеко». Давайте прослушаем арию Алеко из оперы Рахманинова.

Прослушайте арию Алеко из оперы Сергея Васильевича Рахманинова “Алеко”. Слайд 16.

Человек всесокрушающих страстей, Алеко  с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о всеоправдывающем чувстве любви, которое возвышает  Алеко  над возлюбленной и соперником).

VII. ВЫВОД. Пушкин сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме

Учитель: Алеко — изгнанник, не сумевший найти покой и счастье в свободной от цивилизации жизни. Кто же он? Жертва обстоятельств или эгоист, который умеет причинять лишь боль и страдания окружающим его людям? А как думаете Вы? Осуждаете ли Вы Алеко? Или его можно оправдать? Хотелось бы услышать Ваше мнение.

-Каждый по-своему понимает поэму «Цыганы», каждый по-своему воспринимает героев, кого-то осуждают, кого-то жалеют.. Это личное мнение каждого.. Но так или иначе, сегодня на уроке мы с Вами увидели, что это произведение является романтическим, а это значит, что добились поставленной цели.

VIII. Домашнее задание: (на выбор) Слайд 17.

1.Эссе «Нашёл ли Алеко свободу? (объем не менее 70 слов)

2.Эссе «Что значит быть свободным человеком?»

Читать роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Истолкование поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» (Цыганы Пушкин)

В 1824 году во время кишиневской ссылки была написана поэма Пушкина «Цыганы». По свидетельству современников, молодой поэт провел несколько дней в цыганском таборе, где повстречался с Земфирой. Поэма вышла отдельным изданием, без имени автора, с пометкой на титульном листе: «Писано в 1824 году». Вместе со второй главой «Евгения Онегина» книга была послана с А. Г. Муравьевой в Сибирь друзьям-декабристам.

Герой южной поэмы Алеко, как и все романтические герои, молод, красив и несчастен. Образ его размыт, известно лишь имя. Он приходит в цыганский табор, чтобы обрести желанную для себя свободу. Там он находит любовь. Однако со временем чувство Земфиры проходит, и она уже любит другого. Алеко же, не признающий свободного выбора других людей, убивает любовника. Таков незамысловатый сюжет поэмы.

Стал ли счастлив и свободен наш герой? Он любит цыганку Земфиру, но с этим чувством к нему приходит лишь несчастье и презренье. Алеко, желающий для себя свободы, не желает признавать ее в другом человеке. В поэме появилась одна из характерных для романтического героя черт — эгоизм и несовместимость с окружающим миром. Алеко был одинок в цивилизованном мире, откуда бежал, но это чувство не оставило его и в обществе простых «детей природы», цыган, куда он так стремился.

Из «неволи душных городов» принес в цыганский табор свой индивидуализм Алеко. Его встретили «вольные» и «веселые» люди. Он же не умеет принять их нравы, поступает так, как считает нужным, любит для себя.

Личность Алеко получает отпор. Старый цыган объясняет, что свобода — нелегкая вещь. Он говорит юноше:

Но не всегда мила свобода
Тому, кто к неге приучен.

В подтверждении своих слов старик рассказывает о горькой участи Овидия, высланного из Рима в эти свободные, но дикие края. Алеко горестно восклицает, будто обращаясь к тени прославленного поэта:

Так вот судьба твоих сынов,
О Рим, о громкая держава!
Певец любви, певец богов,
Скажи мне, что такое слава?..

Слова «свобода» герой не услышал. Он думает о славе, выслушав рассказ старого отца Земфиры, хотя считает, мечты его связаны со свободой. Этим Алеко выявляет в своей душе пока, быть может, неосознанное стремление к славе, эгоистичное начало. Именно себялюбие героя приводит к убийству молодой цыганки Земфиры и ее возлюбленного.

Абсолютная свобода в любовных отношениях не предполагает никаких обязательств. Она показана Пушкиным через поведение Земфиры и ее матери Мариулы. Такая независимость вовсе не приводит к счастью. Старый цыган философски принимает такой миропорядок, смиряется со своей участью, считая, что «чередою всем дается радость, что было, то не будет вновь». В среде простых людей человек имеет право делать выбор. Здесь нет законов и условностей, но здесь нет места и гордыне. Алеко же хочет «воли» только для себя, не считаясь с чувствами живущих рядом людей. Поэтому устами старого цыгана выносится приговор Алеко, нарушившего порядок в жизни цыганского табора:

«Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим…
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли…»

Теме внутренней несвободы посвящена поэма Пушкина «Цыганы». Критическое разоблачение романтического героя, романтического идеала свободы составляет ее содержание.

В поэме отражается кризис романтического мировоззрения поэта, надеявшегося на близкую победу революции на Западе и в России.

Романтический период в творчестве А. С. Пушкина был коротким, поэтому произведений, относящихся к этому направлению литературы, у него не много. Однако тема любви во всех южных поэмах Пушкина играет немаловажную роль. Поэт создает свой стиль, образ этого чувства, исходя из собственного видения предмета изображения. Многие поэты после А. С. Пушкина брали за идеал его понимание любви.

Цыганская лихорадка зажжет Сюрейский оперный театр

Первая из трех завершенных опер русского композитора романтического периода и виртуоза фортепиано Сергея Рахманинова «Алеко» будет исполнена перед турецкой публикой в ​​пятницу, 19 апреля.

Если первое исполнение оперы, либретто которой написал Владимир Немирович-Данченко по мотивам драматической поэмы А.С. Пушкина «Цыгане», состоялось в Москве в 1892 году, то премьера в Большом театре состоялась в 1983 году.

Алеко изображает любовь молодого русского человека Алеко к цыганке Земфире. Сюжет спектакля на русском языке таков: группа цыган ставит на ночь палатку на берегу реки. Они зажигают костер при лунном свете и поют песни о свободе кочевой жизни. Старый цыган начинает рассказывать историю. Давным-давно у него был роман с женщиной по имени Мариула; однако она бросила его и их дочь Земфиру ради другого мужчины. Земфира сейчас взрослая и живет с Алеко, русским мужчиной, ведущим цыганский образ жизни с Земфирой.Слушая рассказ, Алеко очень сердится, думая о том, почему отец Земфиры не отомстил Мариуле. Однако Земфира так не думает. Заявив, что она признает, что ее мать была права, она говорит: «Любовь — это свобода». Уже сытая по горло чрезмерно собственническим отношением Алеко, Земфира влюбляется в молодого человека среди цыган.

В постановке Догана Челика оперу дирижирует Здравко Лазаров. Точно так же декорации были созданы Зеки Сарайоглу, костюмы разработал Сердар Башбуг, хореография — Нилом Берканом, а молния — Танером Айдыном.Хормейстер постановки — Паоло Вилья.

Альпер Гёчери, Утку Байбурт и Зафер Эрдаш в роли Алеко; Али Мурат Эренгюль, Йоэль Кешап и Музаффер Сойдан в роли молодого цыгана; Мария Отилия Радулеску Ипек, Айтен Телек и Ханде Сонер Юрбен в роли Земфиры; Кенан Дагашан, Гектух Альпашар и Али Хайдар Таш — отец Земфиры; и Арзу Бозкурт с медсестрой Динлер Язман в роли старого цыгана попеременно исполняет роли на протяжении всей оперы.

Информационный бюллетень Daily Sabah

Будьте в курсе того, что происходит в Турции, это регион и мир.

ЗАПИШИТЕ МЕНЯ

Вы можете отписаться в любое время. Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и Политикой конфиденциальности. Этот сайт защищен reCAPTCHA, и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Решатель кроссвордов, поперек и вниз

Решатель кроссвордов

Получите ответы на свои разгадки кроссвордов, используя Решатель кроссвордов.

20 ответов на: 1892-sergei-rachmaninoff-opera-after-alexander-pus …
RANK ОТВЕТ CLUE
ALEKO 1892 Сергей Рахманинов Опера после Стихотворение Александра Пушкина «Цыгане»
AMIEL ___ Гладстон и Веда Хилле (канадские соавторы мюзикла «Онегин», потрясающе свежей адаптации русского рассказа Александра Пушкина 19 века)
ЗВИНЫ Хоровая симфония 1913 года Сергей Рахманинов (3,5)
ЕВГЕНОНЕГИН 1958 Советская киноверсия оперы Чайковского по роману Пушкина (5,6)
АНТИОХ Город на реке Оронт, основанный сразу после смерти Александра Великого — его руины лежат в современном Турке.
ПЕТУЛЕНГРО Фамилия конного торговца, скрипач, бизнесмен, писатель и телеведущий, известный как «Король цыган»
ЕВГЕН Герой эпического романа Пушкина в стихах (6,6)
ЕВГЕНЕОНЕГИН Опера Чайковского по Пушкину
MAGICFLUTE Инструмент в опере, после публикации, сравниваю с другим (5,5)
DONCARLOS Opera после адаптации, первоначально записанная на компакт-диске также
ALBERTHERRING Benjamin Britten Opera по рассказу Мопассана (6,7)
FLAMENCO Традиционная песня и танец цыган
БОРИСГОДУНОВ Русский правитель, одноименный герой пьесы Пушкина 1831 года (5,7)
ОНЕГИН Одинарный напиток для Евгения Пушкина (3,3)
ПАПА Слово до или после Александра
LATHERING Ставить мыльные оперы после города США (9)
ROMANIES Цыган огорчил дождь
ROMANI Цыган
РОМАНИЯ Язык цыган
БОРИС Пушкинский «___ Годунов»

зингари | Опера Шотландия

Zingari

I zingari; Цыгане

туров по десятилетиям

Музыка

Руджеро Леонкавалло (родился в Неаполе 8 марта 1867 г .; умер Монтекатини 9 августа 1919 г.)

Текст

Энрико Каваккиоли и Гульельмо Эмануэль

Источник

Поэма Цыгане (1824) Александра Пушкина (1799-1837)

Премьеры

Первое исполнение: Лондон (Театр «Ипподром»), 16 сентября 1912 года.

Первое выступление в Шотландии: Эдинбург (Usher Hall), 2 мая 2020 г.

Премьера в Шотландской опере: см. Выше.

Фон

Опера Леонкавалло в двух действиях основана на том же стихотворении Пушкина, которое пару десятилетий назад вдохновило молодого студента Сергея Рахманинова. Эта работа, Aleko , уже была представлена ​​в серии воскресных дневных концертов Шотландской оперы.

Zingari была впервые показана в Лондоне на Ипподроме, популярном театре, остов которого сохранился, над станцией метро Лестер-сквер.Он был хорошо принят и пользовался большим успехом как развлечение Вест-Энда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *