Текст 5. Парменид «о природе».
ПАРМЕНИД ЭЛЕЙСКИЙ (вторая половина 6 — начало 5 в. до н.э.) — основоположник элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции вообще. В трактате «О природе» Парменид выразил главные принципы европейской онтологии. Трактат состоит из трех частей. В первой части Парменид указывает на источник обретенного им знания. Мысль его уносится в сферу умопостигаемого, где встречается с богиней Правдой, которая и открывает ему учение о путях познания: как «убедительной Истины непогрешимое сердце», так и «мнения смертных, в которых нет верности точной». Вторая часть поэмы посвящена пути Истины, третья – мнению смертных. Ниже публикуется вторая часть трактата Парменида по изданию: Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 295-297. Нумерация строф дана составителем.
Вопросы и задания к тексту
1.
2. Найдите основной тезис и главный аргумент в тексте.
3. Сформулируйте все аргументы «за» выбор пути истины.
4. Сформулируйте все аргументы «против» пути заблуждения.
5. Выпишите все признаки бытия, сгруппируйте их так, чтобы тождественные признаки были собраны в отдельные группы. Сколько получилось групп признаков?
6. Выпишите все принципы, которые не относятся к характеристике бытия.
7. Выдающийся немецкий мыслитель ХХ века Мартин Хайдеггер сказал: «Взрыв атомной бомбы впервые раздался в трактате Парменита «О природе». Поясните эту метафору Хайдеггера.
[Путь Истины]
(1)
Ныне скажу я, а ты восприми мое слово,
услышав,
Что за пути изысканья
единственно мыслить возможно.
Первый
гласит, что “есть” и “не быть никак
невозможно”:
Это — путь Убежденья
(которое Истине спутник).
(5) Путь второй — что “не есть” и “не быть должно неизбежно”: Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна, Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся),
Ни изъяснить…
Ибо мыслить – то же, что быть…
(10) Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь
Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.
Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья,
А затем от того, где люди, лишенные знанья,
Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит
(15) В их груди заплутавшим умом, а они в изумленья
Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы,
Коими «быть» и «не быть» одним признаются и тем же
И не тем же, но все идет на попятную тотчас.
Нет, никогда не вынудить это: «не-сущее суще».
(20) Но отврати свою мысль от сего пути изысканья,
Да не побудит тебя на него многоопытный навык
Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим,
И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод
Разумом,
мной приведенный.
Один только путь
остается,
(25) «Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим также,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу
«Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.
(30) Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо
Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила
Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?
Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.
(35) Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,
Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то
Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы,
Иль погибать, но держит крепко. Решение — вот в чем:
Есть иль не есть? Так вот, решено, как и необходимо,
(40) Путь второй отмести как немыслимый и безымянный
(Ложен
сей путь), а первый признать за сущий и
верный.
Как может «быть потом» то, что есть, как могло бы «быть в прошлом»
«Было» — значит не есть, не есть, если «некогда будет».
Так угасло рожденье и без вести гибель пропала.
(45) И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше,
Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.
Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.
Но в границах великих оков оно неподвижно,
(50) Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель
Прочь отброшены — их отразил безошибочный довод.
То же, на месте одном, покоясь в себе, пребывает
И пребудет так постоянно: мощно Ананкэ
Держит в оковах границ, что вкруг его запирают,
(55) Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно: Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось. То же самое — мысль и то, о чем мысль возникает,
Ибо без бытия, о котором ее изрекают, Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого
(60)
Сверх бытия ничего: Судьба его
приковала
Быть целокупным, недвижным.
Поэтому именем будет
Все, что приняли
люди, за истину то полагая:
“Быть и не
быть”, “рождаться на свет и гибнуть
бесследно”,
“Перемещаться” и “цвет
изменять ослепительно яркий”.
(65) Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно Отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара, От середины везде равносильное, ибо не больше, Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот. Ибо нет ни не-сущего, кое ему помешало б
(70) С равным смыкаться, ни сущего, так чтобы тут его было Больше, меньше — там, раз все оно неуязвимо. Ибо отвсюду равно себе, однородно в границах. Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю Я об Истине…
Философское прочтение — Издательство РХГА им. Ф. М. Достоевского
Новые архивные и печатные источники научной биографии Ф. М. Достоевского
Евлампиев И. И. Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф. М. Достоевского
-
08.10.2021
Рохмистров В.
Г.
Парменид «О природе»: Философское прочтение. – СПб.: Изд-во РХГА, 2021. – 205 с. – (Античные исследования).
ISBN 978-5-907505-10-0
За две с половиной тысячи лет, прошедших с момента появления поэмы Парменида
УДК 1:94(3)
ББК 63.
3(0)32:87.3(0)
Р79
© В. Г. Рохмистров, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Парменид.«О природе». Философское прочтение 3
Время собирать камни 3
Введение 5
Фалес 5
Гераклит 6
Ксенофан 10
Парменид 12
Парменид «О природе» 15
Предварительные замечания 15
Предисловие 30
Поэма Парменида. Часть первая 38
Глава первая. Начало 38
Глава вторая. Продолжение 71
Глава третья. Переход к «натурфилософской части» 102
Глава четвертая. «Натурфилософия» Парменида 128
Дополнения 148
Заключение 156
Эпилог 176
Парменид.«О природе». Реконструкция поэмы 179
Литература 184
Приложение.
Тит Лукреций Кар. «О природе вещей» 194
Научное издание
Серия «Античные исследования»
РОХМИСТРОВ
Владимир Геннадьевич
ПАРМЕНИД
«О ПРИРОДЕ»
Философское прочтение
Директор издательства А.
А. Галат
Корректор А. А. Филимонова
Верстка В. А. Смолянинова
Художник О. Д. Курта
Подписано в печать 05.10.2021
Формат 60 × 88 1/16. Печать цифровая
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 12,5.
Заказ № 880
Издательство Русской христианской гуманитарной академии
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
Тел.: (812) 310-79-29, +7 (981) 699-6595;
E-mail: [email protected]
http://irhga.ru
Отпечатано в типографии «Поликона»
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134
Парменид, О природе | Движение в классической литературе: Гомер, Парменид, Софокл, Овидий, Сенека, Тацит, Искусство
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Хатчинсон, Г.
О., «Парменид, О природе », Движение в классической литературе: Гомер, Парменид, Софокл, Овидий, Сенека, Тацит, Искусство (
, 2020; онлайн-издание, Oxford Academic, 18 июня 2020 г.) , https://doi.org/10.1093/oso/9780198855620.003.0007, по состоянию на 13 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДвижение в классической литературе: Гомер, Парменид, Софокл, Овидий, Сенека, Тацит, искусствоДревнее и классическое искусство (до 500 г. н.э.)Классическая литератураКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicДвижение в классической литературе: Гомер, Парменид, Софокл, Овидий, Сенека, Тацит, искусствоДревнее и классическое искусство (до 500 г.
н.э.)Классическая литератураКнигиЖурналы
Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Реферат
О природе — это не только философия, но и поэма. Различные части стихотворения отрицают движение, утверждают движение, предлагают обильное метафорическое движение. Выдающееся противопоставление движения и неподвижности носит философский и поэтический характер; оно отличается от словесного и философского столкновения у Гераклита и связано с ним. Язык Парменида представляет собой дальнейшее столкновение между традиционным и новым (гомеровская поэзия, а не проза, но повернутая в поразительном направлении). Образ езды на колеснице имеет как мифологический, так и современный резонанс. Подробно обсуждается большая часть того, что осталось от поэмы, в том числе: путешествие рассказчика к безымянной богине, две дороги исследования, третья дорога, по которой бродят сбитые с толку двуглавые смертные, откровение неподвижной реальности с метафорами движения, блуждание луны (в мире, как его видят по мнению).
Они представляют собой: захватывающее сочетание резкой неясности и скорости, интеллектуализма и мифологии; сатирическое видение гераклитов; несколько уровней движения и неподвижности в вызывающе непрозрачном споре; низшие и высшие способы движения небесных тел. Противопоставления, связанные с движением, выходят за рамки движения и неподвижности к блужданию и твердо целенаправленному действию. Индивидуальное движение рассказчика усиливается группой (богини) и противопоставляется группам (смертные и гераклитовы смертные). Обработка движения вдвойне важна для философской поэмы.
Ключевые слова: Парменид, Гераклит, неподвижность, метафоры, столкновение, рассказчик, дороги, блуждание, группы, индивидуум
Предмет
Классическая литератураДревнее и классическое искусство (до 500 г. н.э.)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.
Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic. - После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic. - После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Парменид об истине и мнении
Жизнь Парменид был философом из города Элея, греческой колонии на итальянском полуострове.
Он родился около 515 г. до н. э. в богатой семье. Говорили, что у него был острый юридический ум, и он отвечал за составление законов города. Возможно, он также был учеником философа Ксенофана Колофонского, хотя это оспаривается; и есть свидетельства того, что на него повлияли философы-пифагорейцы.
Помимо этого, у нас очень мало достоверной биографической информации о Пармениде. Тем не менее единственная написанная им работа оказала глубокое влияние на традиции философии, берущие свое начало в Древней Греции.
Поэт-философЕдинственная философская работа Парменида называлась О природе , хотя вполне вероятно, что это название было дано работе намного позже ее завершения. Как произведение философии, О природе необычен тем, что написан в форме стихотворения. Хотя это не уникально: гораздо позже философ Лукреций (ок. 99–55 до н. э.) также напишет эпический философский трактат о природе в стихах.
Стихотворение Парменида очень сложно интерпретировать; и эта трудность усугубляется тем фактом, что из первоначальных восьмисот стихов сохранилось лишь немногим менее ста шестидесяти строк.
Некоторые из сохранившихся строк настолько фрагментарны, что состоят только из одного слова; и полная работа — это работа, которую ученые скомпоновали вместе из широкого круга более поздних источников.
Философия
Поэма Парменида разделена на три части. Первый — это proem или преамбула. Далее следуют еще два раздела, один из которых называется «Путь истины», а другой — «Путь мнений». Сохранилась большая часть преамбулы и значительная часть «Пути истины»; Между тем, многие разделы «Пути мнений» были утеряны (очевидно, что более поздние философы были гораздо больше озабочены сохранением истин, чем мнений!).
Небесные путешествия
Вступительная преамбула действительно очень странная. В нем Парменид рассказывает о мистическом путешествии на летающей колеснице в сопровождении дочерей солнца, где он проходит через «врата путей ночи и дня», чтобы встретиться с богиней (которую некоторые ученые называют Никс). , богиня ночи).
Следующий фрагмент описывает его путешествие в мистических, почти экстатических терминах: дочери солнца, поспешили проводить его, выйдя из дома Ночи на свет и отодвинув руками покрывала с голов своих.
После этого Парменид встречается с богиней, и она открывает великие истины существования. Богиня говорит ему:
Юноша, спутник бессмертных колесничих […] Ты должен изучить все вещи, как непоколебимое сердце убедительной истины, так и мнения смертных, которым нет истинного доверия. Перевод Джонатана Барнса (стр. 131)
Остальная часть стихотворения следует этой двухчастной структуре. Сначала он излагает истину, явленную богиней; а потом погружается во мнения смертных.
Эти два пути резко противоречат друг другу. Для Парменида вы не можете быть вроде на правильном пути. Путь мнений — это «тропа, лишенная всякого знания». Вы находитесь либо в царстве истины, либо в царстве мнений; и разрыв между ними огромен и непреодолим.
Но что такое Путь Истины? В этот момент все становится сложнее. Вся философия Парменида основывается на идее небытия ничто. В Софист , Платон цитирует соответствующий отрывок из поэмы Парменида:
Никогда не восторжествует то, чего нет: удержите свою мысль от этого пути исследования. Платон, Софист 237 A
Если у вас кружится голова, вы не одиноки. Но попробуем разобрать. Идея «ничего» сложна. Часто мы рассматриваем «ничто» как нечто, существующее рядом с другими вещами, как в следующем диалоге:
Философ 1: Что в коробке?
Философ 2: Кот!
[Кошка выпрыгивает… проходит несколько секунд.]
Философ 1: Что сейчас в коробке?
Философ 2: Ничего!
Но между этими двумя ответами есть существенная разница. Когда мы говорим, что кошка в коробке, мы говорим, что кошка — это вещь, которая существует, и эта вещь находится в коробке.
Но мы говорим, что в ящике ничего нет, мы не говорим о «ничего» как о вещи, которая существует в ящике. «Ничто» вообще не относится ни к какой существующей вещи. Ничего просто не существует.
Но если ничего не существует, рассуждает Парменид, то единственное, что может существовать, — это само бытие. А что такое «быть»? Парменид утверждает, что как только мы избавимся от идеи небытия, тогда:
Остается только одна история, одна дорога: это есть. И на это во множестве есть признаки того, что, будучи, оно нерождено и нерушимо, цельно, единородно и непоколебимо и полно. И не было, и не будет, так как теперь оно, все вместе, единое, непрерывное.
Это сложная штука. Но аргумент Парменида состоит в том, что если ничто не существует, то есть только бытие. И это существо не может быть порождено (оно не может выйти из небытия) или уничтожено (оно не может вернуться в ничто). Итак, бытие наполняется повсюду. Она едина, неизменна, полна и непрерывна.
Но это имеет тревожные последствия. Если бытие неизменно и если небытие не может породить бытие, то ничто никогда не может возникнуть или исчезнуть. Опять же, Парменид пишет следующее:
Как может погибнуть то, что есть? Как он может возникнуть? Ибо если оно возникло, то его нет и не будет, если оно когда-либо будет.
Поразительным последствием этого является то, что ничего никогда не меняется. Как пишет Кэтрин Осборн, «ничего не меняется ни в пространстве, ни во времени». Что справедливо, то и не может быть ничем другим» (с. 44).
Путь мненийЭто оставляет нас с вопросом, почему вещи кажутся все же изменить. И это ведет нас от Пути Истины к его Пути Мнений.
Возможно, до наших дней дошло только десять процентов части поэмы «Путь мнений», и большая ее часть довольно обрывочна и сбивает с толку. Но то, что Парменид, кажется, делает в заключительной части своей поэмы, исследует, как вещи кажутся изменчивыми, даже если логика диктует, что вещи единственны, вечны и неизменны.
И что…?
В этот момент вы можете спросить: И что? Но у идей Парменида есть несколько важных следствий. Во-первых, Парменид вбивает клин между тем, как обстоят дела на самом деле, и тем, какими они кажутся. Это расщепление уже было выявлено Фалесом, который сказал, что какими бы вещами ни казались, на самом деле все они сделаны из воды. Но у Парменида этот разрыв между видимостью и реальностью становится огромной пропастью. Это предполагает, что все, что мы думаем, что знаем о мире, неверно.
Другим важным следствием философии Парменида является то, что она открывает длинную линию философских аргументов о что значит вообще существовать . Что значит сказать, что что-то есть ? Этот вопрос до сих пор занимает (некоторых) философов.
В ожидании богини?
Парменид — загадочный, сложный и загадочный философ. Он столь же провокационный, сколь и противоречивый. Столь резко разделяя Путь Истины и Путь Мнения, он, кажется, пессимистично относится к нашей способности говорить правду.

Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.