Почему князя Олега прозвали Вещим
Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».
В той же летописи рассказывается, как Олег получил свое прозвище. В 907 году он с войском пошел на столицу Византии — Царьград. Греки перекрыли бухту, и тогда Олег приказал вынести корабли на берег и поставить их на колеса. Когда ветер подул и наполнил паруса, корабли двинулись к городу, подобно осадным башням. Греки то ли испугались такого дива, то ли решили перехитрить князя. Современные исследователи предполагают, что подобное передвижение кораблей посуху было обычным делом для новгородцев, которые перетаскивали «волоком» суда на пути «из варяг в греки». Но южанам такое зрелище могло показаться чудом. Так или иначе, ворота Царьграда отворили, Олегу вынесли пищу и вино, которые князь отказался принимать. Тогда греки, которые добавили в угощение яд, решили: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». В результате этого похода Царьград обязался платить дань Киеву, Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим городам, подвластным Олегу, а сам князь получил прозвище Вещий.
В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».
Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.
…Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня…
…Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «…и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица (гора в Киеве. — Прим. авт.)». По сведениям Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги (ныне — Старая Ладога). Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.
Дума I. Олег Вещий — стихотворение Рылеева, читать текст
Skip to content
Автор стиха: Рылеев Кондратий ФёдоровичI. Олег Вещий
Рурик, основатель Российского государства, умирая (в 879 г.), оставил малолетнего сына, Игоря, под опекою своего родственника, Олега. Опекун мало-помалу сделался самовластным владетелем. Время его правления примечательно походом к Константинополю в 907 году. Летописцы сказывают, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел вытащить ладьи на берег, поставил их на колеса и, развернув паруса, подступил к городу. Изумлённые греки заплатили ему дань. Олег умер в 912 году. Его прозвали Вещим (мудрым).
1
Наскучив мирной тишиною,
Собрал полки Олег
И с ними полетел грозою
На цареградский брег.
2
Покрылся быстрый Днепр ладьями,
В брегах крутых взревел
И под отважными рулями,
Напенясь, закипел.
3
Дружина храбрая героев
Сгорая пылкой жаждой боев,
С веселием текла.
4
В пути ей не были преграды
Кремнистых гор скалы,
Днепра подводные громады,
Ни ярых вод валы.
5
Седый Олег, шумящей птицей,
В Евксин {1} через Лиман —
И пред Леоновой {2} столицей
20 Раскинул грозный стан!
6
Мгновенно войсками покрылась
Окрестная страна,
И кровь повсюду заструилась, —
Везде кипит война!
7
Горят деревни, селы пышут,
Прах вьется средь долин;
В сердцах убийством хладным дышат
Варяг и славянин.
8
Потомки Брута и Камилла {3}
30 Сокрылися в стенах;
Уже их нега развратила,
Нет мужества в сердцах.
9
Их император самовластный
В чертогах трепетал
И в астрологии, несчастный!
Спасения искал.
10
Меж тем, замыслив приступ смелый,
Ладьи свои Олег,
Развив на каждой парус белый,
11
«Идем, друзья!» — рек князь России
Геройским племенам —
И шел по суше к Византии,
Как в море но волнам.
12
Боязни, трепету покорный,
Спасти желая трон,
Послов и дань — за мир позорный
К Олегу шлет Леон.
13
Объятый праведным презреньем,
50 Берет князь русский дань,
Дарит Леона примиреньем —
И прекращает брань.
14
Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К царьградским воротам {4}.
15
Успехом подвигов довольный
И славой в тех краях,
Олег помчался в град престольный
60 На быстрых парусах.
16
Народ, узрев с крутого брега
Возврат своих полков,
Прославил подвиги Олега
И восхвалил богов.
17
Весь Киев в пышном пированье
Восторг свой изъявлял
Единогласно дал.[1]
1821 или 1822
[1]НЛ, 1822, Ќ 11. Историческая основа думы — летописный рассказ о нападении Олега на Константинополь в 907 г. в изложении Карамзина (И, т. I, гл. 5). В предисловии к Д. Рылеев отметил, что «решился поместить» «Олега Вещего» «в числе дум, чтобы показать состав исторических песен Немцевича, одного из лучших поэтов Польши». В сборнике Немцевича нет стихотворения об Олеге. Думу Рылеева, сближает со «спевами» Немцевича главным образом стремление воспеть, поэтизировать ратные, подвиги предков; Чтоб усилить сходство «Олега Вещего» с произведениями Немцевича, Рылеев в этой — и только в этой — думе нумерует строфы. У Немцевича строфы всех «спевов» нумерованы.
1 Еексин (Понт Евксинский) — древнегреческое» название Черного моря.
2 Леон — византийский император Лев VI (886-912).
4 Ст. 55-56 вызвали критические замечания Пушкина (См. П, т. ХШ, стр.
54, 175-176).
Длинные стихи Рылеева Думы Рылеева Исторические стихи Рылеева Рылеев Кондратий Фёдорович Стихи Рылеева о Родине и России
Читать еще стихотворения Рылеева:
Дума IV. Святополк
Святополк, сын Ярополка Святославича, усыновленный Владимиром Великим. Сей властолюбивый князь захватил великокняжеский престол и умертвил своих братьев: Бориса, Глеба и Святослава (в 1015 г.). Ярослав Владимирович, князь Новгородский, после продолжительных междоусобий разбил его на берегах реки Альты. Святополк бежал из пределов российских, скитался в пустынях Богемии, расслаб душою и телом и кончил жизнь в припадках ужаса (1019 г.): ему мечтались враги, беспрерывно его преследующие. Проклятие современников увековечило память о Святополке. Летописи называют его Окаянным.
В глуши богемских диких гор,
Дума III. Святослав
Святослав, сын русского князя Игоря Руриковича, принял правление около 955 года. В истории славны походы его в Болгарию Дунайскую и битвы с греками. Перед одною из сих последних Святослав воспламенил мужество своих воинов следующею речью: «Бегство не спасет нас; волею и неволею должны мы сразиться. Не посрамим отечества, но ляжем на месте битвы: мертвым не стыдно! Станем крепко. Иду пред вами, и когда положу голову, делайте что хотите!» Возвращаясь в отечество, Святослав (в 972 г.) зимовал у Днепровских порогов; на него напали печенеги, и герой погиб. Враги сделали чашу из его черепа.
И одинока, и бледна,
Дума II. Ольга при могиле Игоря
Игорь, сын основателя Российского государства, Рурика, принял правление в 912 году. Первым его подвигом было усмирение возмутившихся древлян. Сие народное славянское племя обитало в лесах нынешней Волынской губернии. Игорь наложил дань, которую древляне платили до 945 года. В сие время ему захотелось умножить сбор, древляне возмутились снова, и корыстолюбивый Игорь погиб: они привязали его к двум деревьям, нагнули их и таким образом разорвали надвое.
Осенний ветер бушевал,
Друзьям
(В Ротово)
Нельзя ль на новоселье,
Дорида, Амур и я
С Доридой я остался
Намнясь наедине.
Дума 1. Владимир Святый
Ни гром побед, ни звуки славы,
Ничто Владимира утешить не могло,
Дума 2. Яков Долгорукий
Корабль летел как на крылах,
Шумя уныло парусами,
Дума 4. Видение Анны Ивановны
Презренного злодея меч
Сверкнул над выей патриота;
Дума 3. Царевич Алексей Петрович в Рожествене
Страшно воет лес дремучий,
Вотще в различные рядим его одежды…
Вотще в различные рядим его одежды;
Пускай, пускай зовем его царем своим
Проблема фанатов «Викингов» с князем Олегом
История/MGM Television
Автор Паули Пойсуо/ноябрь. 4 февраля 2020 г., 16:02 по восточному стандартному времени
History’s Vikings — это шоу с огромным количеством персонажей благодаря его огромному размаху и тому факту, что уровень смертности в нем чрезвычайно высок. Очень немногие главные персонажи из первого сезона все еще находятся в игре в шестом. Рагнар Лодброк (Трэвис Фиммел) победил своего могущественного врага графа Харальдсона (Габриэль Бирн) в самом первом сезоне, а позже встретил свою судьбу в руках короля Элле (Иван Кэй). Лагерта (Кэтрин Винник) случайно убита Хвитсерком (Марко Ильсё), Флоки (Густав Скарсгард) пропал без вести, так как он, по-видимому, был похоронен заживо в исландской пещере, а Ролло (Клайв Стэнден) сосредоточился на своем уютном выступлении в качестве герцог Нормандии. Конечно, последние двое все еще могут совершить эпическое возвращение во второй половине 9 года.0007 Викинги
сезон 6, но так как каждый сезон шоу, как правило, имеет значительную смерть или шесть, неудивительно, что новые персонажи постоянно выходят на первый план. Одним из последних — и ужасающих — дополнений к шоу является князь Олег Новгородский (Данила Козловский), грозный царевич, известный как «Пророк», обладающий могуществом могущественных русов. Олег вступает в союз с гнусным сыном Рагнара Иваром Бескостным (Алекс Хёг Андерсен), и они направляются в Скандинавию, чтобы атаковать силы викингов, с намерением Олега принести им христианство. Таким образом, князь Олег, по сути, самый большой злодей
Однако некоторые зрители отмечают, что у персонажа есть довольно серьезные недостатки, особенно по сравнению с его историческим аналогом. Вот какая проблема у фанатов Vikings с князем Олегом.
Некоторые фанаты считают, что Князь Олег мог бы быть более развитым персонажем
History/MGM Television
В ветке Reddit об изображении Олега в сериале « Викинги» сезон 6 пользователь Callmeannabel считает, что в сериале князь Олег изображен как довольно одномерный злодей. «[ Викинги создатель Майкл] Херст берет Первичную хронику в качестве шаблона для Олега… но затем превращает его в какого-то родового психопатического властолюбивого параноидального злодея Бонда, который собирает разведданные, манипулирует, получает удовольствие от пыток и смерти… и вообще напоминает мне Сталина», — писали они.
Каллмианнабель также указывает, что решимость Олега вторгнуться в Скандинавию во имя христианства имеет крайне мало смысла в историческом контексте. «Многие из русов-викингов обратились в христианство по той же причине Уббе [изображаемый в сериале Джорданом Патриком Смитом] или Ролло в сериале — политическая выгода и союзы, — написал пользователь Redditor. в Новгороде вдруг стал настолько набожным, что вторгся в Норвегию, чтобы утвердить христианство».
Однако другие считают, что преувеличенное злодейство Олега на самом деле служит развитию характера Ивара, поэтому понятно, что его воплощение Vikings не полностью основано на истории. «Мы должны помнить, что Ивар находится в центре внимания этой сюжетной линии, и именно их отношения/конфликт сделали ее такой интересной», — написал пользователь Reddit Ghostface1357. «Беспощадные наклонности Олега и жестокие убийства помогают Ивару понять, кто он такой и готов ли он продолжать оставаться таким человеком».
Исторический князь Олег был важной фигурой, но он никогда не нападал на Скандинавию. Тем не менее, многие из его зарегистрированных подвигов кажутся довольно мифическими, и
Викинги , похоже, придерживаются такого же либерального подхода к персонажу. Например, нет никаких записей о том, что исторический Олег проявлял особый интерес к воздушным шарам или убивал свою жену.Викинги- Желание Олега захватить Каттегат и обратить норвежцев в христианство, похоже, тоже не основано на истории. Согласно Encyclopedia Britannica , владения Олега находились на территориях к востоку и западу от Днепра и Волхова. Как и в сериале, самые известные подвиги настоящего правителя сосредоточены на Константинополе. Между тем, нет никаких упоминаний о его нападении на Скандинавию. Britannica также отмечает, что первым христианским правителем Руси на самом деле был Владимир Великий, чье правление пришло спустя десятилетия после Олега. Таким образом, Викинги Попытка вторжения злодея, основанная на христианстве, на самом деле не подтверждается историей.
Впрочем, вполне понятно, что в сериале хотели представить князя Олега злодеем. В конце концов, его русское королевство – это , возможно, самая мощная относительно близлежащая сила, с которой Каттегат еще не сталкивался, поэтому он и его армия представляют собой достаточно мощный вызов в заключительном сезоне шоу.
рекомендуемые
Каллиграфия в исламском искусстве | Эссе | Метрополитен-музей
Каллиграфия является наиболее уважаемым и наиболее фундаментальным элементом исламского искусства. Показательно, что Коран, книга Божьих откровений Пророку Мухаммеду, был передан на арабском языке, а арабскому письму присуща возможность развития разнообразных орнаментальных форм. Использование каллиграфии в качестве украшения имело определенную эстетическую привлекательность, но часто также включало в себя основной талисманический компонент. Хотя на большинстве произведений искусства были разборчивые надписи, не все мусульмане могли их прочитать. Однако всегда следует помнить, что каллиграфия — это прежде всего средство передачи текста, хотя и в декоративной форме.
Предметы разных периодов и регионов различаются по использованию каллиграфии в общем дизайне, демонстрируя творческие возможности каллиграфии как орнамента. В некоторых случаях каллиграфия является доминирующим элементом в декоре. В этих примерах художник использует присущие арабскому шрифту возможности для создания письма как украшения. Целое слово может произвести впечатление случайных мазков, или одна буква может превратиться в декоративный узел. В других случаях высоко ценимые каллиграфические работы на бумаге сами украшаются и дополняются декоративными рамками или фоном. Каллиграфия также может стать частью общей орнаментальной программы, четко отделенной от остального декора. В некоторых примерах каллиграфия может сочетаться с растительными завитками на одной поверхности, хотя часто и на разных уровнях, создавая игру декоративных элементов.
Цитата
Кафедра исламского искусства. «Каллиграфия в исламском искусстве». В г. Хайльбрунн Хронология истории искусств г. . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/cali/hd_cali.htm (октябрь 2001 г.)
Дополнительное чтение
Блэр, Шейла С. Исламская каллиграфия . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2006.
.Грабарь Олег. Посредничество в украшении . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1992.
.Дополнительные эссе Департамента исламского искусства
- Отдел исламского искусства. «Искусство периодов Альморавидов и Альмохадов (ок. 1062–1269)». (октябрь 2001 г.)
- Отдел исламского искусства. «Туркменские украшения». (август 2011 г.)
- Отдел исламского искусства. «Искусство периода Омейядов в Испании (711–1031)». (октябрь 2001 г.)
- Отдел исламского искусства. «Природа исламского искусства». (октябрь 2001 г.)
- Отдел исламского искусства. «Растительные узоры в исламском искусстве». (октябрь 2001 г.)
- Отдел исламского искусства. «Фигуральное представление в исламском искусстве».