Какие подвиги совершали партизаны Великой Отечественной
Константин Чехович
Константин Чехович — организатор и единоличный исполнитель одной из крупнейших партизанских диверсий Великой Отечественной войны.
Будущий герой родился в 1919 году в Одессе, практически сразу после окончания Индустриального Института был призван в Красную Армию, а уже в августе 1941 года он в составе диверсионной группы был направлен в тыл врага. При пересечении линии фронта группа попала в засаду, и из пяти человек выжил только Чехович, причем особого оптимизма ему было взять неоткуда — немцы, проверив тела, убедились, что у него лишь контузия и Константин Александрович попал в плен. Он умудрился сбежать из него спустя две недели, а спустя еще неделю уже вышел на связь с партизанами 7-й Ленинградской бригады, где получил задание внедриться в городе Порхове к немцам для диверсионной работы.
Добившись некоторого расположения гитлеровцев, Чехович получил должность администратора в местном кинотеатре. Этот кинотеатр и стал братской могилой для 760 солдат и офицеров Германии — неприметный «администратор» установил бомбы на несущих колоннах и крыше, так что при взрыве все сооружение сложилось как карточный домик.
Матвей Кузьмич Кузьмин
Самый пожилой обладатель награды «Партизану Отечественной войны» и «Герой Советского Союза». Обеими наградами был удостоен посмертно, а на момент подвига ему было 83 года.
Родился будущий партизан в далеком 1858 году, за 3 года до отмены крепостного права, в Псковской губернии. Всю свою жизнь провел обособленно (в колхозе не состоял), но отнюдь не одиноко — от двух разных жен у Матвея Кузьмича было 8 детей. Занимался охотой и рыбалкой, и знал местность замечательно.
Пришедшие в деревню немцы заняли его дом, позже в нем поселился сам командир батальона. В начале февраля 1942 года этот немецкий командир попросил Кузьмина побыть проводником и провести немецкую часть к занятой Красной Армии деревне Першино, взамен он предложил практически неограниченное продовольствие. Кузьмин согласился. Однако, увидев на карте маршрут передвижения, заранее отправил в пункт назначения своего внука Василия, чтобы тот предупредил советские войска. Сам же Матвей Кузьмич долго и путано водил замерзших немцев по лесу и лишь под утро вывел их, но не к нужной деревне, а к засаде, где уже заняли позиции бойцы Красной Армии. Захватчики попали под огонь пулеметных расчетов и потеряли пленными и убитыми до 80 человек, но погиб и сам герой-проводник.
Ефим Ильич Осипенко
Опытный командир, воевавший еще во время Гражданской войны, настоящий лидер, Ефим Ильич стал командиром партизанского отряда осенью 1941 года. Хотя отряд — это слишком громкое слово: вместе с командиром их было всего шестеро. Оружия и боеприпасов практически не было, приближалась зима, а бесконечные группировки немецкой армии уже подходили к Москве.
Осознавая, что для подготовки обороны столицы необходимо как можно больше времени, партизаны решили взорвать стратегически важный участок железной дороги у станции Мышбор. Взрывчатки было мало, детонаторов не было совсем, но Осипенко решил взорвать бомбу с помощью гранаты. Бесшумно и незаметно группа придвинулась вплотную к железнодорожным путям и установила взрывчатку. Отправив друзей назад и оставшись один, командир увидел приближение поезда, кинул гранату и упал в снег. Но взрыва, почему-то не произошло, тогда Ефим Ильич сам ударил по бомбе шестом от железнодорожного знака. Грянул взрыв и под откос пошел длинный состав с продовольствием и танками. Сам партизан чудесным образом выжил, правда, полностью потерял зрение и был сильно контужен.
Леонид Голиков
Он был одним из многих подростков-партизан Великой Отечественной Войны, Героем Советского Союза. Бригадный разведчик Ленинградской партизанской бригады, сеющей панику и хаос в немецких частях на территории Новгородской и Псковской областей. Несмотря на юный возраст — Леонид родился в 1926 году, на момент начала войны ему было 15 лет — он отличался острым умом и воинской отвагой. Всего за полтора года партизанской деятельности он уничтожил 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 склада с продовольствием и 10 фургонов с боеприпасами. Охранял и сопровождал обоз с продовольствием в блокадный Ленинград.
Вот что о своем главном подвиге писал в донесении сам Леня Голиков: «Вечером 12 августа 1942 года мы, 6 человек партизан, выбрались на шоссе Псков-Луга и залегли недалеко от дер. Варницы. Ночью движения не было. Рассвело. Со стороны Пскова 13 августа показалась маленькая легковая машина. Шла быстро, но у мостика, где мы находились, машина пошла тише. Партизан Васильев бросил противотанковую гранату, не попал. Вторую гранату бросил Петров Александр из канавы, попал в траверзу. Машина не сразу остановилась, а прошла еще метров 20 и почти поравнялась с нами (мы лежали за кучкой камня). Из машины выскочили два офицера. Я дал очередь из автомата. Не попал. Офицер, сидевший за рулем, побежал через канаву в сторону леса. Я дал несколько очередей из своего ППШ. Попал врагу в шею и спину. Петров начал стрелять по второму офицеру, который все время оглядывался, кричал и отстреливался. Петров из винтовки убил этого офицера. Тогда вдвоем побежали к первому раненому офицеру. Сорвали погоны, взяли портфель, документы, это оказался генерал от инфантерии войск особого оружия, то есть инженерных войск, Ричард Виртц, возвращавшийся с совещания из Кенигсберга в свой корпус в Лугу. В автомашине еще был тяжелый чемодан. Мы едва его стащили в кусты (в 150 метрах от шоссе). Находясь еще у автомашины, мы услышали в соседней деревне тревогу, звон, крик. Схватив портфель, погоны и три трофейных пистолета, мы побежали к своим….”.
Как оказалось, подросток достал крайне важные чертежи и описание новых образцов немецких мин, карты-схемы минных полей, инспекционные донесения вышестоящему командованию. За это Голикова представили к «Золотой звезде» и званию Герой Советского Союза.
Получал он звания посмертно. Обороняясь в деревенском домике от карательного отряда немцев, герой погиб вместе с партизанским штабом 24 января 1943 года, не дожив до 17 лет.
Тихон Пименович Бумажков
Выходец из бедной крестьянской семьи, Герой Советского Союза, Тихон Пименович уже в 26 лет был директором завода, но наступившая война не застала его врасплох. Бумажков считается историками одним из первых организаторов партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны. Летом 1941 года он стал одним из руководителей и организаторов истребительного отряда, ставшего потом известным как «Красный Октябрь».
В сотрудничестве с частями Красной Армии партизанами было уничтожено несколько десятков мостов и штабов противника. Всего за неполные 6 месяцев ведения партизанской войны отряд Бумажкова уничтожил до двухсот автомашин и мотоциклов противника, было взорвано или захвачено до 20 складов с фуражом и продовольствием, число же плененных офицеров и солдат оценивается в несколько тысяч. Бумажков пал смертью храбрых при выходе из окружения в районе деревни Оржица Полтавской области.
Подвиги отважного партизана | Dagpravda.ru
Будущий защитник Отечества родился 15 июля 1914 года в городе Порт-Петровске (Махачкала) в семье простого рабочего. После ранней смерти родителей 8-летнему Владимиру пришлось переехать вместе со старшим братом в подмосковный город Орехово-Зуево, где проживали их родственники. Там же Володя окончил 7 классов средней школы, а после и курсы фабрично-заводского ученичества. Впоследствии он даже устроился на местный арматурный завод «Карболит», где исполнял обязанности комсомольского организатора цеха и наладчика производства.
Вскоре настала пора служить в Вооруженных силах страны. Повестка о призыве пришла 25-летнему Владимиру в августе 1939 года. Солдатскую форму он надел с оптимизмом, так как для него это была особая честь – служба родному Отечеству. А уже 22 июня 1941 года советский народ столкнулся со страшной бедой – началась Великая Отечественная. Вероломный и жестокий враг начал военные действия стремительно и без объявления войны, рассчитывая на быстрый успех в очередном для себя военном конфликте. Однако, вопреки своим ожиданиям, гитлеровцы столкнулись с достойным сопротивлением, так как советские люди хотели жить свободной жизнью, не преклоняясь ни перед кем. И свою свободу они отстаивали до последнего вздоха.
Таким принципам следовал и Владимир Бондаренко, сражавшийся с ненавистным врагом с первых дней войны. В августе 1941 года в очередном бою с немецко-фашистскими захватчиками, который проходил под городом Гомель (Белоруссия), он получил первое ранение. Не сумев своевременно покинуть оккупированную врагом территорию, Владимир Илларионович долгое время находил приют у местных жителей, однако оказать ему квалифицированную медицинскую помощь они были не в состоянии. Впоследствии тяжелая рана вызвала у него длительную болезнь, которая всё же не помешала В. Бондаренко успешно бороться с врагом в составе партизанской группы, действовавшей в лесах под Гомелем.
2 марта 1942 года его группа пополнила состав Черниговского партизанского соединения. Участвуя в рейде партизан на автодороге Гомель – Брянск Владимир Бондаренко лично подорвал 5 воинских эшелонов противника, чего никому из его боевых товарищей до этого не удавалось.
В феврале 1943 года из-за прогрессирующей болезни он был эвакуирован в один из московских госпиталей. Врачи поставили диагноз: работать сможет, а воевать – нет. Несмотря на уговоры медиков Владимир вернулся в свой отряд, где был зачислен в группу минёров. И вместе с однополчанами он осуществил десятки диверсий на Ковельском железнодорожном узле, а также на железнодорожном участке Ковель – Брест. О мужестве партизан тогда писали во многих советских газетах, ведь всего за 26 дней они пустили под откос 11 воинских эшелонов врага, взорвали 80 платформ с автомашинами, танками, пушками, ликвидировали около 300 солдат и офицеров противника.
6 ноября 1943 года группа партизан, в числе которых был и В. Бондаренко, попала в засаду возле села Березичи Волынской области Украины. Прикрывать отход боевых товарищей вызвался Владимир. Он сумел отвлечь внимание гитлеровцев, но уберечься от вражеской пули, к сожалению, не смог. Похоронили Владимира Бондаренко в братской могиле неподалеку от села Лобна Волынской области (Украина).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество, а также за особые заслуги в развитии партизанского движения на Украине Владимиру Илларионовичу Бондаренко было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
В память о нём в городе Орехово-Зуеве его именем были названы улица и проезд, а на улице Стаханова, где до войны проживал отважный партизан, установлена мемориальная доска. Кроме того, именем Героя Советского Союза В. Бондаренко в 1986 году было названо профессионально-техническое училище в Орехово-Зуеве.
Почему взлом Белорусской железной дороги стал первым для программ-вымогателей
Даже если программа-вымогатель «Киберпартизаны» оказалась тонкой маскировкой для необратимо разрушительного вредоносного ПО, как в предыдущих случаях, этот инцидент по-прежнему представляет собой новое явление. Группа выглядит настоящими добросовестными хактивистами, а не спонсируемыми государством хакерами, выдающими себя за таковых. «Несмотря на то, что киберпартизаны через несколько лет могут съедать ворону, они кажутся более аутентичными усилиями», — говорит Хуан Андрес Герреро-Сааде, исследователь из охранной фирмы SentinelOne, выступавший на прошлогодней конференции CyberwarCon с докладом о состоянии современный хактивизм. «Мы видели, как поддельные программы-вымогатели использовались поддельными хактивистами, но я не думаю, что мы когда-либо видели, чтобы эта тактика использовалась настоящим хактивизмом каким-либо образом, насколько я могу вспомнить».
Киберпартизаны — настоящие массовые хактивисты, говорит Вячорка, технический советник белорусской оппозиционной партии. С лета прошлого года группа неистовствовала в белорусских государственных системах, взламывая правительственные и полицейские базы данных и сливая их содержимое, чтобы показать внутреннюю работу правительства по подавлению протестов и сокрытию показателей заражения Covid-19. Вячорка указывает, что группа является частью белорусского движения «Супрациу», или «Солидарности», движения политических активистов-диссидентов, призывающих к свержению диктаторского режима Лукашенко, и что Беларусь в ноябре прошлого года объявила эту более крупную сеть террористической.
Он добавляет, что, хотя он и белорусская оппозиционная партия не имеют никакого отношения к Киберпартизанам, он полностью поддерживает их работу. «Киберпространство стало полем битвы в нашей борьбе за свободу», — говорит Вячорка. «Это не только их месть режиму, но и то, как мы держим режим подотчетным. [Режим Лукашенко] понимает, что все, что они делают, решения, которые они принимают, преступления, которые они совершают, будут учтены».
Пока далеко не ясно, будет ли атака киберпартизанов на Белорусскую железную дорогу тактическим успехом. Исследователи безопасности, такие как Герреро-Сааде и Кэллоу, отмечают, что хакеры, которые создают свои собственные программы-вымогатели — как, по утверждениям Киберпартизаны, сделали в этом случае — часто совершают ошибки, которые позволяют их целям расшифровывать их системы. Даже Вячорка утверждает, что программа-вымогатель вряд ли повлияет на переброску войск БЖД к украинской границе. «Проблема таких действий в том, что они очень мощные, очень разрушительные, но они одноразовые, и когда ты совершаешь такую атаку, ее очень сложно повторить», — говорит Вячорка.
Конкретные политические воздействия, однако, могли быть лишь частью более широкой цели. «Слишком рано говорить о полном успехе», — пишет Шеметовец, пресс-секретарь «Киберпартизаны». «Цели, поставленные компартией, труднодостижимы, но это создало очень серьезное давление на режим, подорвало систему и показало, что диктатор не контролирует ситуацию. Пока рано говорить, пострадали ли российские войска, но мы надеемся, что это косвенно повлияет на их передвижение».
Однако, рассматривая хактивизм и программы-вымогатели в более широком плане, Герреро-Сааде утверждает, что тактика кибер-партизан вскоре может распространиться на другие группы, которые увидят силу программ-вымогателей для достижения политического принуждения — во благо или во вред — и поднимут ставки. собственных политических конфликтов в Беларуси. «Надвигающийся ужас программ-вымогателей заключается именно в том, сколько существует систем, о критичности которых мы не понимаем, пока они не становятся недоступными», — говорит Герреро-Сааде. «Так что, если это их постоянная тактика, я думаю, мы определенно увидим усиление давления с обеих сторон».
Дополнительный отчет Лили Хей Ньюман.
Другие замечательные истории WIRED
- 📩 Последние новости о технологиях, науке и многом другом: получайте наши информационные бюллетени!
- Как неоновое царство Bloghouse объединило Интернет
- США постепенно приближаются к созданию аккумуляторов для электромобилей дома
- Этот 22-летний парень строит микросхемы в гараже своих родителей
- Лучшие стартовые слова для победы в Wordle
- Северокорейские хакеры украл 400 миллионов долларов в криптовалюте в прошлом году
- 👁️ Исследуйте ИИ, как никогда раньше, с нашей новой базой данных
- 🏃🏽♀️ Хотите лучшие инструменты, чтобы стать здоровым? Ознакомьтесь с подборкой нашей командой Gear лучших фитнес-трекеров, беговой экипировки (включая обувь и носки) и лучших наушников
Партизаны еврейских женщин | Архив еврейских женщин
Женщины участвовали в партизанских операциях по всей оккупированной нацистами Европе необходимым, а иногда и решающим образом. Из примерно 30 000 евреев среди сотен тысяч партизан, которые вели партизанскую войну против нацистской Германии и ее пособников, десять процентов составляли женщины. Они занимались контрабандой оружия и боеприпасов, участвовали в вооруженных боях, занимались разведывательной деятельностью, координировали свои действия с еврейскими лидерами в гетто и подпольях, мобилизовали сопротивление, документировали деятельность партизан, оказывали помощь раненым, спасали и укрывали своих собратьев-евреев. Их подвиги тем более примечательны, что ни женщины, ни евреи не были с готовностью приняты в партизанские отряды, большинство из которых не возглавлялись евреями и составляли, пожалуй, самую мужскую часть всех арен сопротивления.
Еврейские женщины-партизанки оставили бесценный след, сохранившийся в устных рассказах, мемуарах, стихах, фотографиях и фильмах, а также в современных и послевоенных свидетельствах. Эти записи помогают раскрыть гендерный опыт еврейского партизанского сопротивления и представить более сложную картину сопротивления, чем обычное изображение исключительно мужской арены вооруженных партизан. Хотя еврейских женщин-партизан было меньше, чем их коллег-мужчин, и они редко занимали руководящие должности или участвовали в вооруженных боях, они приняли на себя идентичность, принципы, дисциплину и цели партизан.
Польша и другие восточноевропейские страны, граничащие с Советским Союзом, имели самое большое довоенное еврейское население и обеспечивали две трети всех еврейских партизан в Европе. Особый опыт еврейских женщин-партизан из Франции, Греции, Италии и подмандатной Палестины еще больше освещает историческую широту опыта.
Слово «партизан» используется здесь взаимозаменяемо со словами «партизан», «иррегулярный солдат» и «подпольщик». Во время Второй мировой войны партизаны использовали партизанскую войну для самых разных действий, таких как уничтожение нацистских оккупантов и их пособников, нарушение транспортных и коммуникационных линий, повреждение электростанций и заводов, а также набеги на полицейские участки с целью захвата оружия. На востоке, после вторжения Германии в Советский Союз, тысячи бежавших советских военнопленных и солдат были отрезаны от своих формирований, созданных для диверсий на военных и стратегических аванпостах и объектах. Они были организованы в полувоенные боевые части во главе с полковниками и генералами, выполнявшими приказы Советской Красной Армии.
Вскоре к этим отрядам стали присоединяться мирные жители, в том числе евреи. Когда, например, три партизанских отряда, состоящие в основном из советских военнопленных, нанесли тяжелые потери немецким войскам в польском гарнизонном городке Ленин (ныне в Беларуси), партизаны отошли с артиллерией и 27 оставшимися в городе пленными евреями, в том числе 23-летними военнопленными. старая Фэй Шульман (урожденная Файгель Лазебник). Убедив партизан (ложно), что у нее есть медицинский опыт, она служила медсестрой у единственного врача бригады, ветеринара. В течение двух лет, с 19 сентябряС 42 по июль 1944 года Шульман ухаживал за ранеными или заболевшими партизанами.
В целом, однако, даже когда евреи были квалифицированными или трудолюбивыми, они считались обузой, потому что они были главной целью нацистов и их пособников. Местное население, часто лояльное к партизанам, могло предать евреев в обмен на еду или другие взятки от нацистов. Некоторые партизаны из-за своих антисемитских убеждений скорее убивали евреев, чем укрывали их.
Еврейское партизанское сопротивление отличалось от других партизанских отрядов своей двойной целью: во-первых, бороться с нацистами и их пособниками, а во-вторых, помогать и спасать собратьев-евреев и безоговорочно принимать их в свои отряды. Мира Шелуб вспоминает, что угрозы выживанию евреев со стороны нееврейских партизан привели к созданию чисто еврейских лагерей. Ее муж Нохим, с которым она впервые познакомилась в советской части, организовал один такой лагерь в восточной Польше, чтобы защитить себя и своих собратьев-евреев от антисемитского обращения со стороны русских партизан (Еврейско-партизанский образовательный фонд).
Бригада Бельских в Налибокской пуще на Украине, например, создала семейные лагеря для женщин, детей, стариков и больных, которые содержались отдельно от своих боевых частей. С 1942 года и до конца войны только в Бельском лагере находилось более 1200 евреев, которые помогали в военных действиях или ремонтировали оружие, шили одежду и готовили для боевиков. Женщины составляли от 30 до 40 процентов населения Бельского.
Одним из новобранцев лагеря Бельских была Лия Бедзовски из Лиды, Польша (сейчас в Беларуси). Лия, ее мать и трое ее младших братьев и сестер спаслись от нацистского вторжения 19 июня.41, спрятавшись с фермерской семьей на окраине города. Когда фермер почувствовал, что это стало слишком опасно, Бедзовские вернулись в Лиду и были вынуждены уйти в гетто. Примечательно, что они получили письмо от Тувии Бельских, друга семьи и одного из братьев Бельских, основавших лагерь Бельских, с предложением убежища для семьи. С помощью бельского партизана им удалось бежать из гетто.
Женщины составляли каждую четвертую обитательницу еврейских партизанских лагерей по сравнению с каждой пятидесятью в нееврейских отрядах. Однако лагеря были уязвимы для нападения немцев и их местных пособников. Мать и младшие братья и сестры Гертруды Боярски жили в семейном лагере, а Гертруда, ее отец и старший брат жили неподалеку, в лагере бойцов. Гертруда вспоминала, что в последний раз, когда она гостила у матери в семейном лагере, визит прервали съемки. Внезапное нападение местных коллаборационистов убило многих безоружных членов семейного лагеря, включая мать Гертруды. Гертруда с братьями и сестрами бежали в часть отца, где и оставались до конца войны.
Выживание семьи в гетто
Рассказы женщин о том, как они попали в партизанские отряды, освещают общий опыт и дают основу для понимания гендерного контекста их поведения, отношения и действий. Женщины в гетто искали информацию как у еврейского совета, контролируемого немцами ( Judenrat ), так и у подпольных движений. Матери обычно организовывали повседневную жизнь своих семей и тактики выживания, такие как обмен товарами и поиск еды, крова и медицинской помощи. Они взяли на себя эту роль отчасти из-за традиционных гендерных ролей, а отчасти из-за того, что мужчины обычно составляли только 30 процентов населения гетто, потому что они были первыми объектами смерти или рабского труда.
Матери, верившие, что все евреи будут убиты, иногда пытались отдать своих детей в христианские семьи или в монастыри, а другие искали пути к бегству. Когда 20-летнюю Рэй Кушнер и ее семью загнали в здание суда с 600 евреями в Новогрудском гетто на востоке Польши, ее мать и старшая сестра были убиты. Когда в здании суда осталось всего 300 евреев, включая Рэй, ее отца, брата и младшую сестру, вся группа планировала побег через 600-футовый туннель, который они вырыли ночью. Рэй и ее выжившая семья десять дней прятались в лесу и нашли путь к дому знакомого. Вскоре после этого группа еврейских партизан, организованная братьями Бельскими, спасла семью и других беглецов из Новогрудка и доставила их в семейный лагерь в Налибокском лесу (Мемориальный музей Холокоста США).
Подпольные молодежные движения расширяют возможности женщин
Подпольные движения сопротивления возникли примерно в 100 еврейских гетто в оккупированной нацистами Восточной Европе. Их основными целями были организация восстаний, выход из гетто и присоединение к партизанским отрядам. Евреи знали, что восстания не остановят немцев и что спастись удастся лишь горстке боевиков. Эти группы были связаны с довоенными прогрессивными образованиями, включая сионистские организации, такие как Дрор, Ха-Шомер и Акива, и политические партии, такие как Еврейский социалистический союз и Коммунистическая партия.
Участие женщин в молодежных группах обычно начиналось в старшей школе до начала войны и продолжалось в гетто. Сионистские, социалистические и коммунистические молодежные движения выступали за гендерное равенство, давая возможность молодым женщинам заявить о себе в своих группах (Вайцман). Женщины в подпольных молодежных движениях даже руководили операциями сопротивления, «необычное явление в дофеминистскую эпоху» (Ронен). В гетто по всей Польше женщины-лидеры подполья, как правило, молодые, вели разведку, путешествуя между гетто, чтобы сообщить новости, обсудить стратегию и к началу 1942, мобилизовать сопротивление среди евреев. Рассказы об их подвигах и находчивости побуждали других женщин искать партизан.
Эксплуатация традиционных гендерных норм
Продемонстрированная женщинами способность сражаться и требования войны ослабили гендерные роли и отношения. Еврейские группы сопротивления обычно аналогичным образом реконструировали гендерные нормы и делегировали задачи. Например, мужчины считались более уязвимыми для домогательств, в то время как «женщинам было выгодно, чтобы большинство их противников были мужчинами, и женщины меньше подозревались ими в незаконных действиях — старая мужская недооценка силы женщины, — отметила боец антифашистского сопротивления и историк чешского происхождения Вера Ласка, писавшая о женском сопротивлении во Второй мировой войне и Холокосте (255).
Еврейские женщины-партизанки продемонстрировали полезные способности, основанные на ценностных характеристиках. Многие из них свободно говорили на родном языке своей страны или на нескольких языках. Некоторые могли «сойти» за христиан или славян, в то время как мужчины-евреи, большинство из которых были обрезаны, не могли. Кроме того, еврейские женщины часто были более знакомы и чувствовали себя комфортно с основным обществом благодаря учебе или работе и могли убедительно ориентироваться в общественных местах. Те, кто жил в польских кварталах, работал с поляками или посещал польские школы, были «знакомы со стилями и ритмами повседневной жизни своих соседей-католиков» (Weitzman, JWA). Они могли проводить встречи в парках или кафе и передавать сообщения, переправлять припасы или сопровождать беглецов в укрытие. Эти задачи выходят за рамки их традиционных социальных ролей.
Хотя доказательств немного, кажется, что некоторые лидеры еврейских партизан, возможно, пытались организовать свои семейные лагеря в соответствии с общепринятыми гендерными ролями. В лагере Бельски Рэй Кушнер вспоминает, как ей поручили стоять на страже и готовить еду. Эта Врубель, 21 год, которая в октябре 1942 года помогала формировать еврейский лагерь в центральной Польше, в котором проживало 200 человек, вспоминает, что она старалась никогда не стирать мужскую одежду и не готовить им еду: «Я отказалась это делать, потому что я никогда не делал этого дома» (Образовательный фонд еврейских партизан).
Одной из немногих известных еврейских фотографов-партизан была женщина Фэй Шульман. Ее образы отражают дух товарищества, ужас и потери, храбрость и триумф партизан — одни еврейские, другие нет. На одном изображена сцена похорон, на которой двух партизан-евреев хоронят рядом с российскими партизанами, несмотря на антисемитизм отряда. На другой фотографии запечатлена ее новая автоматическая винтовка, которую она носила с собой, куда бы она ни пошла, и которая символизировала «мою партизанскую историю», — объяснила она после войны. Как отметил ее интервьюер: «Ее воспоминания, видимые через ее фотографии, дают представление о жизни партизан и их преданности борьбе. Ее слова делают образ трогательным и реальным, внушая зрителям ужас войны, уроки мести и решительности, стойкость духа одной женщины» (Образовательный фонд еврейских партизан).
Свой первый фотоаппарат Шульман получила от брата, когда ей было тринадцать лет. Эта камера в конечном итоге спасла ей жизнь, когда нацисты удерживали ее от смерти, чтобы задокументировать массовые убийства ее общины. Шульман наблюдала за убитыми евреями и, к своему ужасу, опознала всю ее семью. Решив дать отпор, она бежала в лес с партизанской бригадой, которой помогал партизан-еврей, который служил связующим звеном между партизанскими отрядами, которые совершили набег на ее город и помогли местным евреям бежать. Вскоре после этого во время второго рейда на деревню ее партизанского отряда она нашла свой фотоаппарат и фототехнику. Соратники высоко оценили ее старания и фотографии, которые она им подарила: «Они дорожили своими фотографиями и уважали меня за это».
Шульман однажды сказал в интервью: «Я хочу, чтобы люди знали, что сопротивление было. Если [евреи] имели малейшую возможность дать отпор, они это делали и мстили. Многие героически погибли. Я был фотографом. У меня есть фотографии. У меня есть доказательство.»
Режин-Ариан Кнут, член еврейского сопротивления. Снято во Франции до 22 июля 1944 года.
Учреждение: Люсьен Лазар
Когда война разрушила социальную ткань Франции, еврейские женщины разного происхождения, возраста и класса участвовали в многогранной деятельности по сопротивлению, спасению и помощь в укрытии детей, в партизанских саботаже и уловках. Хотя во Франции не было нацистских гетто, евреи подвергались задержанию и транзитным лагерям, а также мигрировали с оккупированного нацистами севера Франции на юг коллаборационистов Виши, что часто заканчивалось депортацией в концентрационные лагеря и лагеря смерти.
Еврейские партизаны были активны как во французских, так и в возглавляемых евреями подпольных группах. Составляя большую часть Коммунистического иммигрантского движения свободных стрелков и партизан (FTP-MOI), подразделения французского движения сопротивления, они совершали бомбардировки и налеты на нацистские опорные пункты. Возглавляемая сионистами Armée Juive, вооруженное еврейское подполье, основанное в Тулузе в 1942 году, тренировалось в лесах и проводило диверсионные операции. Позже AJ расширил свои ряды за пределами сионистов, на пике своего развития достигнув 2000 участников. В 1944, она объединила свои силы с Eclaireurs Israelites de France (EIF) и объединилась в Organisation Juive de Combat, сражаясь с отступающей немецкой армией и помогая освобождать ключевые французские города, включая Париж в августе 1944 года. Juive Armée была основана Авраамом и Эжени Полонски, Дэвид и Ариан Кнут, хотя женщины часто не упоминаются в исторических отчетах. Ариана Кнут была крупной стратегической и идеологической силой в AJ и была убита ополченцами Виши в июле 1944 года, за несколько недель до освобождения Франции (см.
Еврейские организации сопротивления во Франции: 19).40-1944).
Время от времени еврейские женщины играли активную тактическую роль. Подросток Сара «Сарика» Фортис организовала группу партизанок, набранных из крестьянских деревень вокруг греческого города Халкида. Она путешествовала на осле из деревни в деревню и собрала взвод из дюжины девушек, сказав им и их семьям: «Не смотрите на место женщины как на необходимость все время быть дома. Женщины также могут помочь и сыграть роль в сопротивлении» (Образовательный фонд еврейских партизан). Взвод постоянно находился в движении, ночевал на открытом воздухе, часто путешествовал с партизанами-мужчинами. Они научились стрелять и бросать коктейли Молотова. Капитан Сарика, как ее стали называть по всей Греции, учила девушек, как вести себя с мужчинами. «Все они были из домов, в которых девушка никогда не заговорила бы с мужчиной, и вдруг я им сказал: «Теперь вы партизанка». люди.» После войны девушки беспокоились, что их не возьмут обратно в их деревни, где существовали строгие правила, определяющие место женщины. Но все они были приняты, как и их капитан.
Марисса Диена была третьим бойцом сопротивления в своей семье. В 1943 году итальянские фашисты арестовали ее старшего брата, а через год в горах расстреляли ее младшего брата. Марисса присоединилась к коммунистической группе «Бригады Гарибальди», которая пряталась в горах, но работала в городах внизу. Поскольку бензин давали по карточкам, Мара путешествовала по предгорьям на велосипеде, работая связующим звеном с партизанами. «Молодые люди вроде меня ничего не умели делать. Мы не были солдатами. Я была маленькой девочкой, только что закончившей школу, но понимала, что для того, чтобы давать информацию, мне нужно иметь контакты, где враг, где немцы и итальянские фашисты. Поэтому я везде ездил на велосипеде» (Образовательный фонд еврейских партизан).
Как и Сарика в Греции, Марисса была еврейкой-подростком, игравшей руководящую роль в нееврейской партизанской группе. В отличие от Восточной Европы, где преобладал антисемитизм, а местное население обычно не укрывало евреев, Сарика и Марисса не сталкивались с антисемитизмом до Второй мировой войны и не чувствовали преследования со стороны своих товарищей-партизан за то, что они евреи. Каждый был более чувствителен к гендерному и классовому неравенству, чем к антисемитизму. Каждая была принята партизанами-неевреями и награждена за свои достижения.
Накануне Холокоста многие евреи эмигрировали в Палестину, чтобы построить еврейское государство и спастись от неизвестного будущего в Европе. Среди немногих, кто вернулся в Европу, чтобы спасти других, еврейские парашютисты Мандатной Палестины были группой из 250 еврейских женщин и мужчин, которые вызвались добровольцами для операций, проводимых британскими организациями M19 и Управлением специальных операций (SOE). В основном молодые восточноевропейские евреи, они участвовали в секретных миссиях в таких странах, как Югославия, Чехословакия и Венгрия, о которых они хорошо знали. В первую очередь они хотели спасти жизни евреев, хотя это не обязательно было важным соображением для их британских кураторов.
Миссии включали в себя прыжки с парашютом в оккупированную нацистами Европу в период с 1943 по 1945 год для организации сопротивления немцам, помощи в спасении личного состава союзников и выполнения заданий, поставленных Еврейским агентством Палестины. Тесно сотрудничая с партизанскими отрядами, они были единственной военной миссией по спасению евреев во время Второй мировой войны. Искали новобранцев, которые говорили на местных языках и могли сливаться с ними; менее важно было быть в военной форме. «Мы не были лидерами, мы были обычными людьми», — вспоминает уроженка Румынии Сурика Браверман, которая пережила всех первоначальных 250 добровольцев (9).0015 Иерусалим пост , 2013 г.).
Браверман была одной из трех женщин среди 32 парашютистов. Двое других, Ханна Сенеш (1921–1944) и Хавива Рейк (1914–1944), погибли во время своих тайных миссий в Венгрии и Словакии соответственно и были прославлены в Израиле (JWA). Браверман, которая пережила войну и чьи последующие достижения отличали ее на протяжении всей жизни, менее известна, чем Сенеш и Рейк, хотя она стала одной из первых женщин-бойцов, служивших в Пальмахе, элитной ударной группе подпольной военной организации Хагана. и член-учредитель Женского корпуса Сил обороны Израиля (ЦАХАЛ).
Браверман родился в городе Ботошани на севере Румынии, где до войны проживало зажиточное еврейское население. Ее родители были сионистами, и в детстве Браверман присоединилась к Хашомер Хацаир. В 1938 году эмигрировала в Палестину. С началом войны в 1939 году и союзом Румынии с нацистским режимом она потеряла связь с оставшимися евреями. Ее миссия привела ее в Югославию в июле 1944 года, а оттуда она должна была попасть в Румынию. Когда непредвиденные события в Румынии сорвали этот план, она и ее команда помогали партизанам Тито в югославских горах. Их прикрытием были британские офицеры, служившие вместе с британскими коммандос ЗОЕ, которые находились в Югославии для оказания помощи партизанскому сопротивлению. Миссия ишува также была предназначена для того, чтобы показать британцам, что евреи Палестины были привержены военным усилиям союзников.
Браверман отметил, что она и другие парашютисты реалистично относились к своим миссиям. «Мы не ехали в Европу, чтобы свергнуть Третий рейх… Мы хотели пойти к евреям Европы и сказать, что пришли помочь» ( Jerusalem Post , 2013). На момент ее смерти 10 февраля 2013 года Браверман был последним выжившим из первых новобранцев-парашютистов.
Возможно, ученые пренебрегали еврейскими женщинами как партизанами, потому что опыт женщин не соответствовал преобладающим представлениям о партизанском мужественности и антисемитизме или о том, что женский активизм в основном поддерживает вооруженную борьбу мужчин. Вопреки стереотипам, свидетельства женщин освещают их личную свободу действий и яростную активность, примером которой служат слова литовской партизанки Фани Бранцевской, чья молодежная коммунистическая группа помогла ей бежать из Виленского гетто и присоединиться к советскому отряду: «Мне дали винтовку, а затем автомат. . Таскал с собой и участвовал в боевых заданиях. Мы взрывали поезда и закладывали взрывчатку в технику противника. Мы стреляли и убивали их. Да, я убил их, и сделал это с легкостью. Я знала, что мои родные погибли, и мстила за них и за тысячи других каждым выстрелом. .. Я была активной девочкой. Это была не надежда выжить, а некая месть и почувствовать себя мужчиной» (Центропа).
Все партизаны, независимо от пола, днем прятались, а ночью сражались или путешествовали. Они жили за счет земли и спали в импровизированных землянках. Они просили у фермеров или крестьян еды, лошадей и припасов, а если им отказывали, прибегали к силе и брали все, что было нужно. Они лгали, обманывали и воровали. Физические трудности одинаково относились к мужчинам и женщинам.
Библиография
Батальон, Джуди. Свет дней: нерассказанная история женщин-бойцов сопротивления в гитлеровских гетто . Нью-Йорк: Уильям Морроу/HarperCollins, 2021.
Ласка, Вера. «Женщины в Сопротивлении и в Холокосте». В «Разные голоса: женщины и Холокост » под редакцией Кэрол Риттнер и Джона К. Рота, 250–269. Сент-Пол, Миннесота: Paragon House, 1993.
Лазар, Люсьен. «Сопротивление, еврейские организации во Франции: 1940-1944». Еврейские женщины: Полная историческая энциклопедия . 27 февраля 2009 г. Архив еврейских женщин. https://jwa.org/encyclopedia/article/resistance-jewish-organizations-in….
Пенн, Шана. Еврейские женщины в партизанах, Учебное пособие . Сан-Франциско: Образовательный фонд еврейских партизан, 2007 г. https://www.jewishpartisans.org/content/jewish-women-partisans-study-gu…
Ронен, Авиху. «Польша: женщины-лидеры еврейского подполья во время Холокоста». Еврейские женщины: Полная историческая энциклопедия. 27 февраля 2009 г. Архив еврейских женщин. https://jwa.org/encyclopedia/article/poland-women-leaders-in-jewish-und…
Шульман, Фэй. Воспоминания партизана: Женщина Холокоста. Торонто: Second Story Press, 1995.
Сокол, Сэм. «Сара Брейверман, десантник-пионер, умерла в возрасте 95 лет». Jerusalem Post , 10 февраля 2013 г. https://www.jpost.com/National-News/Sarah-Braverman-pioneer-paratrooper…
Тайдор Баумель, Джудит. Двойная опасность: пол и Холокост. London: Vallentine Mitchell, 1998. C:\Users\susanepenn\Downloads\JPEF_Schulman_exhibit01 (1).pdf
Тайдор, Джудит. «Ханна Сенеш (Сенеш)». Еврейские женщины: Полная историческая энциклопедия. 27 февраля 2009 г. Архив еврейских женщин. https://jwa.org/encyclopedia/article/szenes-hannah.
Тайдор, Джудит. «Хавива Рейк 1914-1944». Еврейские женщины: Полная историческая энциклопедия . 27 февраля 2009 г. https://jwa.org/encyclopedia/article/reik-havivah
Вейцман, Ленор Дж. «Кашариет (курьеры) в еврейском сопротивлении во время Холокоста». Еврейские женщины: Полная историческая энциклопедия. 27 февраля 2009 г. Архив еврейских женщин. https://jwa.org/encyclopedia/article/kashariyot-couriers-in-jewish-resi…
Устные рассказы:
Фания Бранцевская. Центропа (Вена, Австрия). https://www.centropa.org/biography/fania-brantsovskaya
Лия Бедзовски. Энциклопедия Холокоста Мемориального музея Холокоста США . https://encyclopedia.ushmm. org/content/en/article/leah-johnson
Гертруда Боярски. Образовательный фонд еврейских партизан (JPEF). https://www.jewishpartisans.org/partisans/gertrude-boyarski. Дата неизвестна. Стенограмма JPEF, находящаяся у автора; свяжитесь с JPEF для доступа.
Фонд USC Shoah. https://vhaonline.usc.edu/viewingPage?testimonyID=2715&returnIndex=0
Мариса Диена. Образовательный фонд еврейских партизан. https://www.jewishpartisans.org/partisans/marisa-diena. Устная история, проведенная 7 апреля 2004 г. Стенограмма JPEF имеется у автора; свяжитесь с JPEF для доступа.
Сара Фортис. Образовательный фонд еврейских партизан. https://www.jewishpartisans.org/partisans/sara-fortis. Дата неизвестна. Стенограмма JPEF, находящаяся у автора; свяжитесь с JPEF для доступа.
Рэй Кушнер. Энциклопедия Холокоста Мемориального музея Холокоста США . https://encyclopedia.ushmm.org/content/en/article/rae-kushner
Стенограмма устной истории, 1982 г. https://collections.ushmm.