Почвенники славянофилы западники таблица – Философия Гуров (1) / 7 / Таблица

Философия Гуров (1) / 7 / Таблица

Название направления

Представители

Социальный идеал

Пути преобразования России

Отношение к религии

Представление о человеке

Славянофилы

 А. С. Хомяков, И. В. Киреевский,  Ф. В. Чижов, Григорьев А. А., Страхов Н. Н

Отвергали государство, выдвигали свои социальные идеи, где главной ячейкой являлось простатическая община

они считали необходимым развитие торговли и промышленности, банковской сферы, РЖД. Отмена крепостного права

Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника — восточной церкви особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее жизнь восточной церкви

представление о человеческой личности как центральной, основополагающей реальности сотворенного бытия Вера есть условие полноценного познания, религиозной и нравственной жизни человека. 

Западники

В. Белинский, М. Бакунин, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев

Конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам.

Просвещения и нравственного совершенствования дворян

У западников в целом отличалось равнодушием

человек гуманистической эпохи, ориентированный на «русского европейца» на борьбу с любыми ограничениями свободы, на борьбу с природой за культуру

Революционные демократы

В. Белинский, М. Бакунин, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев

Уничтожение самодержавия и крепостного права

Построением социализма в России на основе общинного владения средствами производства.

Резко отрицательное отношение к религии

Свободный человек, имеющий отрицательное отношение к религий. Человека- продукт общества

Народники

П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский

Сближение с народом в поиске корней и места в мире

Путь связан с просвещением народа

Идея народников характерно критическое отношение к религии

Человек, имеющий право и долг быть свободным, обязанный уважать свободу ближнего, политически и экономически равный другому человеку

Анархисты

Бакунин, Кропоткин Д. И. Речников, Л. А. Алексеев, А. Г. Зуев

отсутствие принудительного управления и власти над человеком

Пусть связан со свержением власти и просвещении людей

Анархисты Выступали за отмену религии

Человек имеющий всё для своего развития, неэксплуатирующий других, а использующий результат только своего труда

Почвенники

Братья Ф. и М. Достоевские, А. Григорьев, Н. Страхов, В. Белов, В. Распутин, В. Иванов, В. Шукшин, М. Лобанов, В. Микушевич.

Единство верующих в своей любви и свободе созидающее духовный и материальный мир

Против крепостнического и бюрократии, за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати.

Сторонники религий

Человек неразрывно связан с миром, представляявместе с ним единое целое.

Космисты

Н. Фёдоров, А. Сухово-Кобылин, Пьер де Шарден, А. Чижевский, И. Ефремов, Кузнецов Побиск.

духовное родство всех живущих на земле

воспитание человека, ответственности и способности сочетать свободу выбора с ней

Космизм является неотъемлемой частью теологии. Можно считать, что космизм удачное сочетание религии и науки, так сказать научная религия.

Человек совмещает в себе и есть вместе и божество, и ничтожество. Представление человека как часть мира

Религиозные философы

С. Л. Франк,

С. Н, Булгаков, Н. А. Бердяев.

равенство и свобода лиц

Россия должна быть преобразована подлинным христианским учением.

Тесное отношение с религией. Сторонники религий и бога в целом.

человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель Смысл жизни, которого, состоит в отрицании Зла посредством творения Добра,

Марксисты

А.В. Луначарский

Г.В. Плеханов

В.И. Ленин

Существование человека как «винтик» в обществе

Главным путём развития России считали развитие материально производительных сил.

наука и религия несовместимы. Идея бога усыпляет, отвлекает их от борьбы за свое освобождение.

Человек есть часть общества и неотделим от него, он является отражением экономики государства

studfiles.net

Взгляды западников и славянофилов (краткая таблица)

ЗападникиСлавянофилы
Основные представители  Первым их представителем в России был Чаадаев. Он резко критиковал русскую действительность. Подозревался в связях с восставшими декабристами.

М.А. Бакунин – основоположник социального анархизма. Один из наиболее радикальных представителей течения. Был подвергнут репрессиям. Бежал в эмиграцию. Принимал участие в работе. «Первого интернационала».

А.И. Герцен. Его называли вождем западников. За организацию революционного кружка, был подвергнут ссылкам. В эмиграции основал знаменитый журнал «Колокол».

А.С. Хомяков – философ, художник, литератор и богослов. Был привязан к началам православной церкви.

Братья Киреевские. Основа их миропонимания – богопознание. Суть оного в борьбе религиозного интуитивизма с рационализмом.

Братья Аксаковы. Основа развития страны, по Константину  Аксакову – православную веру и общинную форму ведения хозяйства. Иван Аксаков – посвятил жизнь борьбе за принцип «Сила мнения – народу, сила власти – царю!».

     СамодержавиеЧасть западников, выступала за ограничение монархии конституцией. Представители радикального крыла не видели альтернативы республиканской форме правления и были ярыми противниками самодержавия.Неограниченное самодержавие, согласно славянофилам, единственный возможный для России политический строй.
Крепостное правоЗападники решительно выступали за отмену крепостного права. Перспективу они видели в развитии наемного труда.При всем консерватизме, славянофилы также были противниками крепостного права. Считали необходимым сохранить общинный уклад крестьянской жизни. Предоставить каждой общине право на выкуп земли.
Религия  Для некоторых западников, религия была лишь суеверием, пережитком прошлого. Другие, несмотря на приверженность прогрессу в остальных сферах, были христианами. Православие – незаменимый элемент развития и краеугольный камень исторической миссии русского народа.
Прошлое России Скептически относились к прошлому  России, не видели в нем рациональных звеньев. Были склонны к идеализации прошлого. Считали, что в прошлое необходимо возвратиться.
Место России в мире Исключали самобытность русского народа. Считали Россию составной частью мира.  Путь России должен быть отличным от Европейского пути. Отсутствие борьбы социальных групп – проявление самобытности.
Пути развития империи  Европейские страны уже прошли путь развития, по которому стоит проследовать и России. Овладев достижениями запада, переработав его опыт, Россия вырвется вперед.Россия не должна заимствовать опыт запада. Трех столпов: православия, самодержавия и народности  достаточно для устойчивого развития и выхода на лидирующие позиции.
Экономика Выступали за активное развитие железных дорог, промышленности, торговли. Основа развития – опыт стран Запада.  Ратовали за постепенное развитие банковского сектора и сети железных дорог. Государство должно оказывать поддержку на пути механизации труда.
Реформы Петра Первого Возвеличивали преобразования Петра, считали их прогрессивными.Реформы Петра 1 – подражательство. Они навязаны России насильно.
Интересные факты А.И Герцен, был одним из первых русских мыслителей, затронувших тему педагогики в своем творчестве. Благодаря этому, ведущий педагогический университет страны назван в его честь (РГПУ им. Герцена). А. С. Хомяков получил образование дома. Обладал обширными знаниями в нескольких научных областях. Был полиглотом.

istoriyakratko.ru

Западники и славянофилы сравнительная таблица

Линии сравнения 

Славянофилы 

Западники

Представители

А. С. Хомяков,

И. В. и П. В. Киреевские,

И. С. и К. С. Аксаковы,

Ю. Ф. Самарин,

А. И. Кошелев и др.

Т. Н. Грановский,

С. М. Соловьёв,

К. Д. Кавелин,

В. П. Боткин,

И. С. Тургенев,

Б. Н. Чичерин,

П. В. Анненков и др.

Теоретическая основа

Отрицание закономерностей в развитии общества

Признание закономерностей в развитии общества

Исторические судьбы России

Самобытный путь России

Россия повторяет западноевропейский путь развития

Отношение к реформам Петра 1

Осуждение реформ за разрушение гармоничного строя России и введение крепостного права

Положительная оценка реформ, которые способствовали европеизации России

Политическая сфера

Самодержавие с опорой на соборное начало русского народа

Постепенное движение в сторону конституционной монархии. Образец — Англия

Экономиче ская сфера

Отмена крепостного права с последующим развитием крестьянства на основе общинного землевладения

Отмена крепостного права, поощрение частной собственности, экономической независимости людей

Духовная сфера

Православие — главная духовная опора

Развитие просвещения, науки, техники, правового сознания

Сходство идейных воззрений

—  Необходимость изменений в российской действительности.

—  Вера в возможности движения России к процветанию.

—  Требование отмены крепостногоправа.

—  Осуществление мирных постепенных преобразований под руководством верховной власти (реформы сверху).

—  Решительное отрицание революционного движения

infotables.ru

Западники и славянофилы (сравнительная таблица) — Библиотека — История России: разное — Каталог статей

Вопросы для сравнительной характеристики

       Славянофилы

     Западники

Кто относился к движению?

Самарин Ю.Ф.

Хомяков А.С.

А.И.Кошелев

Братья Киреевские

Сочувствовали движению братья Аксаковы, В.И. Даль

А. Островский, Ф.И. Тютчев

 

Тургенев И.С.

Анненков П.В.

БоткинВ.П.

Грановский Т.Н.

Чаадаев П.А.

Гончаров А.И.

Корш В.Ф.

Панаев И.Н.

Какой государственный строй нужен России?

Самодержавие, власть которого ограничена земским собором. Считали, что это поможет избежать потрясений и революций

Демократическая республика (конституционная монархия). Ставили в пример парламентский строй Англии и Франции

Как относились к самодержавию?

Критиковали монархический строй

Критиковали монархический строй

Как относились к крепостному праву?

Ратовали за отмену крепостного права с сохранением помещичьих хозяйств

Предлагали полную и немедленную отмену крепостничества, считая, что оно тормозит прогресс

Как относились к капиталистическому строю?

Отрицательно. Однако понимали при этом, что должны развиваться торговля, транспорт, банковское дело

Положительно. Ратовали за бурное развитие капитализма в России

Как относились к гражданским правам народа?

Частично признавали необходимость гарантий гражданских прав со стороны государства

Полностью признавали необходимость гарантированных гражданских прав

Как относились к религии?

Считали, что православие –единственно приемлемая религия для русского народа, также считали ее высочайшей ценностью. Критиковали прагматичный католицизм

Критиковали православие, терпимо относились к другим религиям

Как относились к реформам Петра 1?

Считали реформы Петра 1 подражательскими и искусственно навязанными России

Возвеличивали личность Петра1, считали его реформы прогрессивными

Как относились к крестьянской общине?

Община, основанная на началах равенства – это будущее России

По этому поводу мнения расходились. Большинство предлагало опять же европейский путь развития

Какой путь изменения государственного строя предлагали?

Предлагали мирный путь, изменения в стране должны произойти за счет реформ

Революцию не приветствовали, но некоторые из представителей движения считали, что революция в России неизбежна

Какое место отводили России в мировом историческом процессе?

Ратовали за то, что Россия – особенная страна, и ее путь развития должен коренным образом отличаться от европейского. Ее самобытность должна выражаться в отсутствии борьбы социальных групп

Считали историю России ничем иным, как частью общемирового исторического процесса, исключали народную самобытность

Как относились к отмене смертной казни в России?

Выступали за отмену смертной казни в России

Мнения по этому вопросу разделились

 

Как относились требованию провозгласить свободу печати?

Положительно, требовали свободы печати и отмены цензуры

Положительно. Также ратовали за свободу печати

Какой основной принцип провозглашали?

«Православие, самодержавие, народность!» Провозглашали духовность и свободу личности в духовном плане

«Разум и прогресс!»

Отношение к наемному труду

Не признавали наемный труд, предпочитая труд в общине на началах равенства

Признавали преимущество наемного труда и здоровой конкуренции

Как относились к прошлому России?

Идеализировали прошлое, считали, что Россия должна вернуться к прошлому

Критиковали историю России, не видя в ней ни одного рационального момента, кроме реформ Петра 1

Заслуги и значение для дальнейшего развития России

Критика преклонения перед Западом. Считали народ вершителем истории, осознавали самобытность истории и культуры своей страны. Критика самодержавия и крепостничества.

Вера в великое будущее России

Беспощадная критика крепостного строя и самодержавия. Признание значения научно-технического прогресса. Способствовали развитию общественно — политической мысли в России.

rhistory.ucoz.ru

Русская философия первой половины 19 века. Любомудры, славянофилы, западники, почвенники

XIX век открывает новый этап в истории русской философии, характеризующий ее усложнением, появлением ряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так и с материализмом. Возрастает роль профессиональной философской мысли, прежде всего за счет развития философского образования в стенах университетов и духовных академий. Налицо также общий рост философского знания, особенно в таких его областях, как антропология, этика, философия истории, гносеология и онтология. Происходит расширение философских контактов с Западом, осваиваются новейшие достижения европейского интеллекта (Кант, Шеллинг, Гегель, Конт, Спенсер, Шопенгауэр, Ницше, Маркс).

Первое подлинное пробуждение русской философской мысли относится к началу 20-х годов XIX века. Помимо исторических условий (назревавшая потребность самосознания после Отечественной войны 1812 года), мощным толчком здесь послужила немецкая идеалистическая философия.

Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.

Так, русская философия предстаёт перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли два философско-идеологические направления: славянофильство и западничество.

Но первым вдохновителем русской мысли явился Шеллинг, философ немецкого идеализма. Последующее увлечение Гегелем было более «браком до логической необходимости». Душевно же русским философам более импонировал Шеллинг. Первыми проповедниками Шеллинга в России были профессора Московского университета Велланский и особенно Павлов. Но они были более популяризаторами, чем самостоятельными мыслителями, — сколь ни велика их роль была исторически.



Русские шеллингианцы сосредоточились в кружке «любомудров» (основан в 1823 году, «самозакрылся» в 1825 году). В него входили: кн. В.Ф.Одоевский (председатель), Д.Веневитинов (секретарь), И.Киреевский, С.Шевырев, М.Погодин и некоторые другие. Главным оратором обычно выступал поэт Веневитинов, приводивший своими вдохновенными речами всех в восторг. Философских отрывков, принадлежащих его перу, почти не сохранилось (он умер 22 лет от роду). Но известно, что он защищал интуицию и утверждал, что «Россия найдет свое основание, свой залог самобыт ности… в философии». Первым русским шеллингианцем, оставившим более чем заметный след в русской мысли, нужно считать князя В.Ф.Одоевского (1803—1869). Мысли Одоевского, хотя они и представляют собой перепев идей Шеллинга (отчасти и других философов-монистов), носят на себе, тем не менее, яркий индивидуальный отпечаток автора. В них содержится протест против засилия рассудка — тема, которая будет одушевлять и Киреевского, выразившего это стремление к преодолению рационализма много зрелее. Но в русской философии почин в этом отношении принадлежит Одоевскому. Интересно также, что Одоевский явился первым в России философским предшественником славянофильства. Основные идеи славянофильства, выраженные в сороковых годах Хомяковым и Киреевским, содержались уже в потенциальном виде в писаниях Одоевского, относящихся к двадцатым и тридцатым годам.

Основатели славянофильства — А.С. Хомяков (1804 — 1861) и И.В. Киреевский (1806 — 1856). Свой способ философствования, предполагающий единство ума, воли и чувства, они открыто противопоставляли, западному, односторонне — рационалистическому. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиции которого они критиковали материализм и классический идеализм Канта и Гегеля. Славянофилы выдвинули оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных, религиозных ценностей — любви и свободы.

Славянофилы видели неизлечимый порок Запада в классовой борьбе, эгоизме, погоне за материальными ценностями. Самобытность России они связывали с отсутствием в её истории классовых непримиримых противоречий, в организации народной жизни славян на основе крестьянской поземельной общины. Эти идеи, нашли поддержку и сочувствие у последующих поколений русских религиозных философов (Н.Ф.Фёдоров, Вл. Соловьёв, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и др.).

Другое направление, противоположное славянофилам, отстаивали в спорах западники, считавшие, что Россия должна и может прийти тот же самый этап развития, что и Запад. Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Основоположником западничества следует признать русского мыслителя П. Я. Чаадаева (1794 — 1856), автора знаменитых «Философических писем», в которых он высказывал много горьких истин о культурной и социально — исторической отсталости России.

Видными представителями западников являлись Ф.И. Герцен, Н.П. Огарёв, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Широк был спектр философских воззрений видных представителей западничества. Чаадаев находился под влиянием позднего Шеллинга, его «философии откровения». Взгляды Белинского и Герцена совершили сложную эволюцию — от идеализма (гегельянства) к антропологическому материализму, когда они признали себя учениками и последователями Фейербаха.

Спор славянофилов с западничеством XIX век разрешил в пользу последних. Однако проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному пути, т.е. капиталистическому пути развития.

В России направление народничество выросло из учения А.И. Герцена о «русском», т.е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался и оценивался как реакционное, попятное движение в социально — экономическом и культурном отношениях.

Основными выразителями этого мировоззрения были М.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.А. Ткачев, М.А. Бакунин.

Так же как и Герцен, на «русский социализм» и революционное преобразование общества ориентировался Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Он выражал интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу истории и, являясь оптимистом, он верил в прогресс человечества. Свою философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В области философии он стоял на позиции материализма, полагая, что природа существует вне сознания, подчеркивал неуничтожимость материи.

Идеи Чернышевского были им сформированы и положены в основу идеологического течения, как народничество. Чернышевского считают родоначальником этого течения. Народничество пропагандировало и отстаивало «российский» (некапиталистический) путь развития к социализму. Экономической и нравственно духовной основой русского, или крестьянского, социализма признавалась сельская община. Основной чертой идеологии народничества было желание прийти к социализму, минуя капитализм [6].

Продолжателями славянофильства в 60-70 гг. Х1Х века явились почвенники. Главная идея их философских исканий — «национальная почва» как основа развития России. Всех почвенников объединял религиозный характер их мировоззрения. Собственно «национальной почвой» для них явились идеалы и ценности православия. Основные представители этого направления — А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.Н.Достоевский.

Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем идей почвенников был Ф.М. Достоевский (1821-1881), хотя он и не является философом и не создавал чисто философских произведений его философия — это философия переживаний поступков, мыслей созданных им литературных героев. Причём произведения его настолько философичны, что часто не вписываются в рамки литературно — художественного жанра.

В России Достоевский оказал большое влияние на все последующие развития религиозной философии.

megaobuchalka.ru

Реферат на тему западники почвенники славянофилы

Проблема поиска смысла жизни

Проблема поиска смысла жизни как основная проблема психологии в каталоге лучших рефератов сети, всего более 300 000 работ. 059385825117 I. Суть проблемы смысла жизни. II. Поиск смысла жизни. 1. Существует

Подробнее

Введение. Актуальность исследования

Введение Актуальность исследования Проблема национальной самобытности весьма актуальна для России последних двух столетий, об этом свидетельствует многократное обращение к ней видных русских писателей,

Подробнее

С.М. Соловьев о Петре I и его реформах

15 фев 2011. Его личностью и деяниями интересовались историки, писатели, богословы, художники,. Вождем народа считал Петра I историк С.М. Соловьев. Совсем по иному оценил реформы Петра I В.О. Ключевский.

Подробнее

Сухомлинский о профессии учителя

И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и. 4530698586 Сухомлинский о профессии учителя… доклады и т.п…

Подробнее

26 авг 2011. Программно управляемый генератор линейно-нарастающего напряжения сверхнизкой частоты на микроконтроллере. 0140574812205. скачать курсовую : Программно управляемый генератор линейно- нарастающего

Подробнее

курсовая работа учет кассовых операции

21 апр 2011. Общие положения и порядок ведения кассовых операций на малых предприятиях, в государственных учреждениях и в банках второго. 43263863935469 Регулирование учета кассовых операций, их документальное

Подробнее

docplayer.ru

Западники» и «славянофилы». — МегаЛекции

Западн — сложившееся в 1830-1850-х направление русской обще и философской мысли,представ кот, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности историч судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-полит уклада Рос рассматр западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человеч, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы. В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологич ценности. Наиболее заметными представителями западнического направл в русской лит и философской мысли считаются П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. К западникам примыкали такие писатели и публицисты как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин Славяноф–литературно-философское течение общ мысли, оформившееся в 40х годах 19го века, представит которого утверждают особый тип культуры, возникший на дух почве православия, а также отрицают тезис западников о том, что Пётр Первый возвратил Рос в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политич, экономич и культ развитии. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.Сторонники доказывают наличие у Рос собственного, самобытного пути историч развития, давшее начало западноевропейскому пути, предоставляют неоспоримые доказательства своей правоты. Основоположником славянофилов был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.

30)Первая мировая война, ее причины, характер и итоги.Главной прич мировой войны, стали противор между державами Антанты и Центральной коалицией, прежде всего между Англией и Германией. Но налицо были и другие против, кот так же оказывали влияние па ход войны — противоречия между Германией и Австро-Венгрией, Австро-Венгрией и Болгарией, Россией и Англией, Россией и Францией.Эти противоречия возник и нарастали на протяжении длительного времени и привели к образ враждебных коалиций: в 1882 г. Тройственного союза — Германии, Австро-Венгрии, Италии, в 1907 г. Антанты- Англия, Франция, Россия. Война началась между 8 гос. Со временем она охватила более 30 государств. Поводом для войны послужило убийство сербскими националистами в конце июня 1914 г. в г. Сараеве наследника австро-венгерского престола. Объяв войны Австро-Венгрией Сербии, привело к всеобщей мобилизации в России. После чего Герм объявила войну Рос, затем Франции. Англия, объявила войну Германии. К Антанте примкнули: Япония, Италия, Румыния. Нач войны Рос вызвало всплеск патриотизма части рус общюНо вскоре начало расти недовольство ведением военных действий. Большевики выдвинули лозунги поражения своего правительства и превращения империалистической войны в гражданскую.В истории I мировой войны можно выделить след этапы: I. Кампания 1914 г. (провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы). Наиболее крупными операциями на Восточном фронте были: Восточнопрусская, Галицийская, Варшавско-Ивангородская, Лодзинская. В целом кампания 1914 г. яв основательной проверкой сил и возможностей воюющих держав. Рухнули планы на проведение молниеносной войны. Война приняла затяжной характер.II. Кампания 1915 г. (срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война). В кампании 1915 г. Герм решила перенести главные усилия на Восточный фронт с целью вывести Россию из войны. Нач наст в Восточной Пруссии и хотя русским войскам удалось сорвать план немецкого командования по осуществлению обхода Северо-Западного фронта, русская армия вынуждена была оставить Галицию вместе с Перемышлем и Львовом. Нависла угроза потери Польши. В Прибалтике русские войска оставили ее южную и северо-западную часть Белоруссии. На Вост фронте началась позиционная война. III. Кампания 1916 г. (переход стратегической инициативы к странам Антанты). В кампании 1916 г. Герм главные усилия направила на З, намереваясь вывести Францию из войны. На Вост фронте самой крупной фронтовой операцией был Брусиловский (Луцкий) прорыв на Юго-Западном фронте (командующий — генерал А. А. Брусилов). Вследствие успешного наступления русских войск германское командование прекратило наступление под Верденом и перешло на Западном фронте к обороне. Важным полит итогом наступления на Ю-З фронте было ускорение распада Австро-Венгерской монархии и выступление Румынии на стороне Антанты. Стратегическая инициатива перешла к странам Антанты. IV. Кампания 1917 г. (наступление Антанты; выход России из войны). После свержения царизма в феврале 1917 г. Врем правительство продолжало войну. Мир с Германией был подписан 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске большевиками. V. Кампания 1918 г. (общее наступление Антанты; капитуляция Германии).Послевоенное мирное «урегулирование» в интересах держав-победительниц завершила Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. Договоры с Германией и ее бывшими союзниками и соглашения, подписанные на Вашингтонской конференции, составили так называемую Версальско-Вашингтонскую систему устройства мира. Являясь результатом компромиссов и сделок, она не только не устранила противоречий между империалистическими державами, но значительно усилила их.Между основными державами началась борьба за новый передел мира.



 

 

Билет

23)Революционно-демократическое движение в 50-х — 80-х годах XIX в. Народничество.Во второй половине 50-х гг. XIX в. в России наметилось опред. сближение разных идейных направлений. Но процесс реализац великих реформ, их итоги значит углубили идейно-политическое противостояние в российском обществе. Одной из важнейших причин подъема общ движения стало сохранение старой социально-политич системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства и отсутствием демократич свобод, а так же нерешенность аграрно-крестьянского вопроса. К прежним социальным противоречиям между крестьянами и помещиками — добавились новые, возникшие в результате развития капитализма, — между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между — самодержавием и народом. В пореформенный период сложились три направления в общественном движении — консервативное, либеральное и радикальное.Консервативное нап представляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Основой их идеологии яв теория «официальной народности», согласно кот самодержавие объявлялось важнейшим устоем общ,гос; правос — основой дух жизни народа; а народность-единение царя с народом. Представители данного течения боролись за незыблемость самодержавие выступали против проведения либ реформ. Ратовали за неприкосновенность ч.собственности, сохр помещичьего земледелия и общины, настаивали на укре позиции дворянства и сословного деления общества. Идеологами консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков. Либ. напр. составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Они подчеркивали общность историч развития России с Зап Европой. Либералы выступали за введение конституционных начал, демократич свобод и продолжении реформ. Они были сторонниками создания общероссийского выборного органа /Земского собора/, расшир прав и функций местных органов самоуправления. Идеалом для них являлась конституц монархия. В соц-эконо сфере либералы приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Представит либ.нап выступали за эволюционный путь развития Рос. К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, Д.И.Шаховский, Ф.И.Родичев и др. Радик. нап. Радикалы стремились развернуть актив антиправительственную деятельность. Причем они явл сторонниками насильственных методов преобраз Рос. Радикалы не имели широкой соц основы, но они объективно выражали интересы крестьян и рабочих. В основном это были выходцы из различных социальных слоев т.н. разночинцы.В1861 г. было создано тайное революц общ “Земля и воля” (существовало до 1864 г.), объед различные кружки. Падение крепостного права и обострение класс борьбы в пореформенный период способств подъему революц движения, которое выдв на первый план революц народников. Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства. Главный общ-полит вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопич социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине -“зародыш” социализма. Народники отрицали прогрессивн капиталистич развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным, наносным, насаженным сверху правительством явлением, противопоставляли ему “самобытность”, особенность экономики Рос -народное производство. Народники не понимали роли пролетариата, считали его частью крестьянства. Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключ в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методах борьбы против самодержавия.

41)Итоги Великой Отечественной войны. Итоги:Сохранена свобода и независ СССР.Расширились границы СССР.Разгромлен фашизм.Народы Европы спасены от фашистского ига.Изменился социально-эконом строй в странах В Европы. Основными источниками победы советского народа были:Героизм, сплочение народных масс;Окрепшая в войне сила Кр Армии, выросшее военное искусство ее полководцев, командиров и политработников;Единство фронта и тыла;Героическая борьба партизанских соединений и подполья;Возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы;Организаторская деятельность Коммунистической партии, которую поддерживал народ и др.Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, на оккупированных территориях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло около 30 млн. советских людей. Была уничтожена треть национального богатства страны. Было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. деревень и сел, уничтожено огромное колич. заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей. В сельском хоз сократились посевные площади. Сократилась доля мужского населения страны. Из мужчин 1923 года рождения к концу войны остались в живых лишь 3%, что сказалось на долгие годы на демографической ситуации

 

Билет

24)Александр III. «Контрреформы».Смерть Александра II от рук народовольцев 1 марта 1881 г., смена его на российском престоле Александром III привели резкому изменению правительственного курса и полной победе охранительного направления.Уже 29 апреля 1881 г. царский манифест провозгласил незыблемость самодержавия в Рос, а в 80-начале 90 годов были проведены контрреформы.Контрреформы-мероприятия, напр на отмену или изменение ранее проведен реформ). В стране были восстановлены внесудебные формы и расправы над нарастающим революц движением, расширилась деятельность полиции, жандармских управлений и охранных отделений. В августе 1882 г. вводятся «временные правила» о печати, установ так называемую «карательную цензуру». В августе 1882 г. вводятся «временные правила» о печати, установ так называемую «карательную цензуру». Наряду с контрреформами провод и реформы. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное сост крестьян. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако главным образом соц.направл внутр политики 80-90 г сост в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом историч развития страны.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *