Внеклассный урок — Реформы П.А.Столыпина (1906-1911)
Реформы П.А.Столыпина (1906-1911)«Успокоение и реформы» — так сформулировал Столыпин свой взгляд на то, что нужно для России. Он был убежден, что революцию нельзя победить одной лишь силой – ее можно победить прежде всего реформами.
В 1906 году Столыпин стал главой российского правительства. В том же году была опубликована правительственная программа реформ. В ней главное место заняли меры по коренному переустройству сельского хозяйства страны.
Аграрная реформа началась с разрушения общины.
В 1906 году крестьяне получили право свободного выхода из общины. При выходе они получали в частную собственность все закрепленные за ними земельные наделы. Больше того, крестьянин, вышедший из общины, мог потребовать, чтобы эти наделы были сведены в один участок. Стали появляться отрубы и хутора.
Отруб – это участок земли, который получал крестьянин при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.
Хутор – это участок земли, который получал крестьянин при выходе из общины и на который он переселялся из деревни.
Однако массового выхода из общины не произошло. Выходили в основном бедняки и зажиточные крестьяне. Большинство бедняков, получив землю, затем продавали ее. То есть для них выход из общины был способом преодолеть нищету. Зажиточные крестьяне выходили из общины потому, что она мешала им развиваться, вести свободную предпринимательскую деятельность. Но тем не менее разрушение общины имело положительный результат. Стали появляться современные фермерские хозяйства, которые производили не только для себя, но и для поставок сельхозпродуктов на рынок. Они применяли современные технологии, закупали удобрения, необходимую технику. Число таких хозяйств составило более 10% от общего числа всех крестьянских хозяйств.
Массовое переселение крестьян.
В европейской части России крестьяне страдали от малоземелья. При этом за Уралом было много пустующей земли. Чтобы решить острейшую проблему нехватки земли, правительство организовало массовое переселение крестьян в Сибирь. Для этого был разработан целый комплекс льгот и поощрений. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов – больше того, они получали денежную ссуду, из которой половина предоставлялась безвозмездно. При этом им выделялись огромные участки земли – от 15 до 60 гектаров на семью, в зависимости от количества ее членов. Мужчины освобождались от обязательной воинской службы.
Переселенческая политика властей оказалась весьма успешной. С 1906 по 1914 год за Урал переселилось более трех миллионов крестьян.
Реформы серьезно изменили к лучшему положение дел в аграрном секторе страны. Стала успешно решаться проблема нехватки земли. Резко увеличились посевные площади, повысилась урожайность. Все больше крестьянских хозяйств осваивали современные методы хозяйствования. Деревня встала на путь глобальных преобразований.
Но от аграрной реформы выиграла не только деревня. Она стала также причиной бурного развития всей экономики страны. Росли потребности крестьян в сельхозмашинах, удобрениях, появлялось все больше зажиточных крестьян, способных и желающих покупать различные предметы быта – и заводы и фабрики стали производить больше продукции, востребованной крестьянством. Экономика получила толчок для развития. И результат превзошел все ожидания: в годы реформ темпы роста российской промышленности были самыми высокими в мире, составив в среднем около 9% в год.
Переселенцы освоили огромные территории Сибири, дав толчок и развитию этого региона.
Проводя реформы, власти преследовали не только экономические, но и политические цели. Это был способ потушить революционный огонь в стране. Правительство было серьезно обеспокоено тем, что во время революции крестьяне, самый консервативный класс, поддержали революционеров. И одна из целей реформ заключалась также в том, чтобы успокоить крестьян и свести на нет их революционные настроения. Расчет властей был понятен: трудно поднять на бунт крестьянина, у которого большой участок земли и есть все необходимое для того, чтобы содержать семью. Да и революционерам-пропагандистам работать с ними сложно, когда они живут не компактно в деревне, а каждый в своем хуторе.
В годы реформ в стране действительно не было активных революционных выступлений, однако ожидаемого «успокоения» они все-таки не принесли. Антиправительственные настроения в обществе были по-прежнему сильны. В Государственной думе Столыпина поддерживали только октябристы и националисты. Но в 1911 он лишился и поддержки октябристов, которые были недовольны нерешительностью премьер-министра в проведении политических реформ и его попытками действовать в обход Государственной думы.
Не поддерживали Столыпина и основные слои российского общества.
Миллионы крестьян не захотели переезжать в Сибирь, они были разочарованы тем, что им не отдали помещичьи земли.
Дворяне считали, что Столыпин разрушает вековые устои общества.
Либералы осуждали премьер-министра за его приверженность к самодержавным формам правления, за его антисемитизм и созданные им военно-полевые суды.
Для революционных партий Столыпин был «душителем революции», «вешателем», реакционером.
Даже император Николай II перестал поддерживать премьер-министра. С одной стороны, царь был убежден, что Столыпин является сторонником сохранения самодержавия. Но с другой стороны, Николай II опасался, что проводимые в стране реформы сильно ослабят самодержавную власть и в конечном итоге сделают ее ненужной.
Отставку Столыпина все считали уже вопросом времени. Однако все решил выстрел террориста. 1 сентября 1911 года Столыпин был убит в Киевском оперном театре революционером Д.Г.Богровым.
Реформы П.А. Столыпина: «тихая революция» 10 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
I Государственная Дума России
27 апреля 1906 года в присутствии Николая II состоялось открытие первой в России Государственной думы.
Государственная дума являлась законодательным органом, формировавшимся путем куриальных (сословных), многоступенчатых, неравных выборов. Историки оценивают эти изменения с двух разных точек зрения. Одни ученые считают, что перемены положили начало превращению самодержавия в конституционную монархию. Другие же называют изменения декоративными, формальными, неспособными нарушить существовавший ранее порядок вещей.
Царь сохранял свое положение в качестве главы законодательной и исполнительной власти.
Он обладал исключительными правами инициативы по изменению основных законов государства, представлял страну на международной арене, имел право роспуска Государственной думы и назначения членов Государственного совета. Однако теперь полномочия императора были несколько ограничены. Законодательная деятельность отныне осуществлялась во взаимодействии императора, Государственного совета и Государственной думы, без согласия которых закон не мог быть принят. Царь продолжал издавать указы, но без одобрения Думы они не вступали в действие.
Состав IГосударственной думы
Победу на выборах одержали кадеты. У них было 179 мандатов.
Второй по численности были «трудовики» (97 депутатов). Трудовики – фракция «Трудовая группа» в I–IV Государственных думах, образованная 28 апреля 1906 г. из «представителей трудящихся классов народа: крестьян, фабрично-заводских рабочих и интеллигентных тружеников». Выступали в блоке с левыми силами за социализацию земли и передачу её крестьянам по трудовой и потребительской норме, установление демократических свобод, улучшение условий труда рабочих.
«Октябристы» – партия, на которую рассчитывала власть, были представлены в Думе всего лишь около 20 человек.
Крестьяне имели застарелые проблемы. Они хотели получить землю.
Вопрос о земле сразу же встает на заседании Думы как центральный, как один из неразрешимых вопросов для России.
Фракция трудовиков выступила с законодательной инициативой создания общероссийского земельного фонда и отчуждения земель у помещиков. При этом считалось, что недра земли также должны принадлежать народу. Пойти на такие уступки власть не могла, и в июле 1906 года манифестом Николая II первая Государственная дума распускается.
Назначение П. А. Столыпина
Потребность в реформах для России была вдвойне очевидна.
Во-первых, требовалось устранить пережитки, мешавшие поступательному развитию страны (помещичье землевладение, самодержавный строй, сословные привилегии и др.).
Во-вторых, необходимо было успокоить общественное мнение и подавить революционные настроения.
В 1906 году председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин – в прошлом гродненский, а затем саратовский губернатор. П.А. Столыпин на тот момент уже занимал пост министра внутренних дел (в апреле он вошел в этом качестве в кабинет Ивана Логгиновича Горемыкина). Новым премьером он стал с сохранением поста министра внутренних дел. Человек властный и решительный (Рис. 1).
Рис.1. П.А. Столыпин
П.А. Столыпин поставил перед собой две основные задачи:
2. подготовить проект реформ.
Оказавшись во главе правительства, Столыпин затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты, которые давно были разработаны, но не были осуществлены.
24 августа 1906 года Столыпину удалось составить более или менее целостную программу умеренных преобразований.
Он разделил предполагаемые реформы на две части:
1. Немедленно претворить в жизнь (не дожидаясь созыва новой Думы)
- Решение вопроса земельного и землеустроительного
- Некоторые неотложные мероприятия в области гражданского равноправия
- Свободы вероисповедания
- Мероприятия, касающиеся еврейского вопроса
2.
- Об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании
- Об улучшении крестьянского землевладения
- О реформе местного управления
- О введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае
- О введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского
- О преобразовании местных судов
- О реформе средней и высшей школы
- О подоходном налоге
- О полицейской реформе
В дальнейшей перспективе – создать условия для формирования средних слоев городского и сельского населения, что позволило бы гарантировать общественное спокойствие и процветание страны.
П.А. Столыпин отчетливо понимал, что подавить революционные выступления можно только решительными действиями властей.
Всего за 1906–1909 гг. в России было казнено 2825 человек. На Столыпина посыпались обвинения в установлении диктатуры. Однако намеченный результат был достигнут: волна насилия в стране пошла на спад.
Столыпинская аграрная реформа
I. 9 ноября 1906 г., не дожидаясь созыва II Думы, Столыпин царским указом провел отмену закона 1893 г. о неприкосновенности общины.
По указу крестьяне получали право выхода из общины с закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной земли. Для поощрения выхода из общины указ предусматривал льготы: излишки сверх нормы душевого надела можно было получить по выкупным ценам 1861 г., если же в данной общине переделы не производились в течение 24 лет, то бесплатно. Крестьянин имел право требовать выделения всех угодий к «одному месту» в виде хутора или отруба. Для выдела из общины требовалось согласие сельского схода; если в течение 30 дней сход согласия не давал, то выдел производился распоряжением земского начальника. Проведение указа было возложено на специальные губернские и уездные землеустроительные комиссии.
Указ 9 ноября 1906 г. преследовал решение двух задач:
- создать в деревне крепкие крестьянские хозяйства на собственной земле, которые могли бы стать опорой царизма;
- добиться подъема сельского хозяйства.
В 1906–1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной нужды. Кроме того, Крестьянский банк приобретал земли у помещиков и продавал крестьянам, поощряя путем предоставления льгот (ссуда на 55,5 года под небольшие проценты) создание отрубного и хуторского хозяйств.
II. Для ликвидации малоземелья крестьян
П.А.Столыпин предложил начать широкомасштабное переселение всех, кто нуждался в земле, в восточные районы страны, где были обширные незаселенные пространства (Рис. 2).
Для поддержки переселенцев предполагалось предоставлять им ссуды через Крестьянский банк и оказывать помощь в землеустройстве.
Рис. 2. Столыпинские переселенцы на переселенческом пункте 1908 г.
После 1906 г. заметно возросло количество переселенцев, среди которых преобладали беднейшие крестьяне. Число крестьян, переселившихся в 1906–1914 гг. из центральных районов страны за Урал, составило 3,1 млн человек. Из них обратно вернулось почти 0,5 млн. Новоселы освоили в Сибири и Туркестане более 30 млн десятин земли, но примерно 1/4 переселенцев не получила собственных участков и была вынуждена арендовать землю у местных крестьян.
В целом за счет переселения на окраины не удалось решить проблему малоземелья в центральных районах: в среднем в Сибири оставалось около 300 тыс. поселенцев в год, а естественный прирост крестьянского населения Европейской России составлял примерно 2 млн человек в год.
Третьеиюньская политическая система
Все события, связанные с реформами, были невозможны без изменения в политической жизни страны.
20 февраля 1907 года начала свою работу II Государственная Дума. Но она оказалась еще более радикальной, чем первая. Крестьянский вопрос был поднят еще на более остром уровне. Эту Думу уже не бойкотировали социалистические партии, поэтому в составе депутатов оказались самые настоящие радикалы. Смириться с такой законодательной палатой власти не могли и, тем более, это мешало проведению реформ Столыпина. Он говорил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Государственная Дума мешала премьеру.
3 июня 1907 г. II Государственная дума была досрочно распущена, а некоторые члены социал-демократической фракции арестованы.
Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято новое Положение о выборах. Общее количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы были вообще лишены представительства.
Изменение избирательного закона в Думу было проведено, несомненно, с нарушением Манифеста 17-го октября, и потому акт 3-го июня был воспринят как государственный переворот.
Выборы в III Думу происходили осенью 1907 г. в обстановке террора и разгула реакции. Правительство сумело на этот раз обеспечить послушный состав Думы. Большинство в ней имели помещики и буржуазия. Однако абсолютного большинства не имела ни одна партия. Она имела следующий состав: правых – 50, «умеренно-правых» – 71, националистов – 26 (всего правых – 147), октябристов (центр.) – 154; налево от октябристов: прогрессистов – 28, конституционных демократов – 54, трудовиков – 13, социал-демократов – 20, поляков и литовцев – 18, мусульман – 8 (всего – 141) (Рис. 3).
Рис. 3. Состав III Государственной Думы России
Главную роль в III Думе играла фракция октябристов; из их среды были и председатели Думы – сначала Н.А. Хомяков, потом Д.И. Гучков. «Столыпинское» большинство в Думе составляли октябристы, националисты и умеренно-правые. Бюджетные права Думы давали ей большое влияние на государственный аппарат, ибо на всякое новое ассигнование государственных средств министры должны были получать согласие Думы, и поэтому правительство стремилось действовать в согласии с Думой.
III Дума приняла аграрные законы Столыпина, поддерживала реорганизацию армии и флота, значительно увеличила ассигнования средств на народное образование. В то же время она поддерживала националистический курс, усвоенный с 1909 г. министерством Столыпина. Она приняла законы об ограничении законодательных прав финляндского сейма, о введении в западных губерниях земства с преобладанием русского элемента, о выделении Холмской области в особую губернию (иронически названное четвертым разделом Польши).
Главным архитектором третьеиюньской политической системы являлся П.А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода.
Причины нереализованности проектов столыпинских реформ
Одной из главных причин нереализованности проектов столыпинских реформ было то, что для царя и высших слоев общества его деятельность являлась лишь вынужденным шагом, необходимым для успокоения народных масс и прекращения революционных выступлений.Сам же реформатор полагал, что для России важнее создать условия, при которых революция в принципе стала бы невозможной.
В итоге, потребность в сильном, умном, волевом главе правительства, не боявшемся порой идти против воли царя, отпала сразу же после того, как угроза революции отошла на второй план.
Выполнить задуманное П.А.Столыпину было не суждено. В сентябре 1911 года он погиб в Киеве от руки террориста. Вместе с ним исчезли и многие из его начинаний.
Значение реформ П.А. Столыпина
Значение реформ Столыпина велико.
- Ему удалось найти вариант смягчения проблемы малоземелья крестьян, при этом не посягнуть на помещичье землевладение как один из видов частной собственности
- Определенный результат дала и переселенческая политика (хотя и не такой весомый, как ожидалось). В ряде районов страны хуторские хозяйства уже через несколько лет после их создания показали себя эффективными производителями товарного хлеба.
- Вместе с тем аграрная реформа не могла полностью снять все противоречия, образовавшиеся в сельском хозяйстве к этому времени.
Основные даты и события.
1906–1911 гг. – деятельность Столыпина в качестве главы правительства;
1906 г. – деятельность I Государственной думы;
1907 г. – деятельность II Государственной думы;
9 ноября 1906 г. – закон, разрешающий крестьянам выход из общины; начало проведения аграрной реформы Столыпина.
Исторические деятели: П.А. Столыпин.
Основные термины и понятия:реформа; выкупные платежи; отрезки; чересполосица.
Список литературы по теме «Реформы Столыпина П.А. «:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. 9 класс – М.: 2013. – 400 с.
- Загладин Н.В. и др. История России. XX в. 9 кл. – М.: Русское слово, 2007. – 400 с.
- 3Баранов П.А. Новейшая история Проверочные и контрольные работы по истории. 9 класс. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
Домашнее задание
- №№ 1, 2, 3 после §6 Данилов А.
А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. 9 класс – М.: 2013. – 400 с.
- Почему выходили из общины зажиточные крестьяне?
- Назовите причины нереализованности проектов Столыпинских реформ.
- Каковы были конкретные результаты Столыпинской аграрной реформы?
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Gumer.info (Источник).
- Интернет-портал Grandars.ru (Источник).
- Интернет-портал De.ifmo.ru (Источник).
- Интернет-портал Prlib.ru (Источник).
Крестьянские революции 1917 года
Крестьяне изменили правила игры в 1917 году. Они определяли реакцию политиков на национальные вызовы; они производили, контролировали и диктовали запасы продовольствия; вооруженные и одетые в форму крестьяне служили солдатами, создавая и разрушая политическую власть; и, как большинство горожан России, они играли ключевую роль в городских восстаниях.
Между тем, когда мы говорим о крестьянских революциях, мы обычно имеем в виду сельские баталии из-за землепользования и собственности. И хотя более 80 процентов населения России проживало в негородской местности в 1917, ученые часто маргинализируют крестьянский опыт и участие в русской революции, сосредотачиваясь вместо этого на городских рабочих и интеллигенции.
Разнообразие и сложность сельских восстаний развеивают любые наши предположения о характере крестьянских действий. Они также раскрывают исключительную творческую и преобразующую природу революции.
Крестьянские восстания не поддаются простому определению. Распространяясь в 1917 году во времени и географически, они принимали такие же разнообразные формы, как обширная территория Российской империи.
Часто качество земли и местная культура определяли форму этих восстаний. В то время как большинство людей представляют себе насильственные нападения на землевладельцев и насильственный захват имений, многие сельские конфликты протекали мирно. Насильственное противостояние привлекает наибольшее внимание, но влечет за собой огромные риски для его участников. Большинство крестьян России предприняли тихие и размеренные действия, хотя, вероятно, не чувствовали этого те, чье имущество было перераспределено.
Некоторые крестьяне устроили тайный мятеж, просто открыв ворота и позволив деревенскому скоту пастись на помещичьих лугах. Некоторые общины представили официально выглядящие документы, которые предоставили им право на бессрочное использование местных ресурсов. Во время более наглых восстаний жители деревни работали вместе, чтобы вырубить древесину в соседнем лесу.
К сожалению, у нас нет полного учета всего вклада сельских тружеников в тот революционный год. То, что мы знаем, демонстрирует целый ряд тактик, действующих лиц и целей, которые сыграют решающую роль в постреволюционном состоянии России.
Термин крестьянин обычно относится к людям, которые жили и работали в сельской местности, но в России он также описывал юридическую категорию — сословие — которая даже фигурировала в паспорте человека. Русские крестьяне могли жить в городах, зарабатывать на жизнь рабочими или торговцами и служить в армии.
В начале ХХ века в сельскую Россию пришла современность, сосуществующая с традиционными элементами крестьянской жизни, определяемыми патриархатом, религиозным православием и общинностью, и трансформируя их.
Патриархальные структуры власти гарантировали, что пожилые мужчины доминируют как в семье, так и в обществе. Русская православная вера играла важную роль в общественной, культурной и духовной жизни многих жителей. Общинные системы управления землей сохранились во многих областях, облегчая коллективное использование ресурсов и укрепляя патриархальные социальные структуры. Все эти черты придавали сельской России некоторую ограниченность, а политика ставила местные интересы выше общенациональных.
Современность бросила вызов этим традиционным моделям несколькими способами. После освобождения крепостных в 1861 году начальное образование в деревне ускорилось, в результате чего молодое поколение стало грамотным. Тем временем миллионы людей сезонно мигрировали в городские центры и возвращались со столичными идеями и обычаями, включая секуляризм и культуру потребления.
Выборные органы местного самоуправления и районные суды предложили сельскому населению новые способы общения с государством, которые они с удовольствием взяли на вооружение. После 1905 революции крестьяне явились на общенациональные выборы и громогласно обратились к своим региональным представителям.
Наконец, мобилизация 1914 г. возвестила о значительных переменах среди крестьян, которые взялись за оружие — одни с патриотическим рвением, другие с большой неохотой — и двинулись по великой империи.
Эти связи с миром за пределами их собственных деревень означали, что к 1917 году крестьяне больше не жили в изолированной досовременности. Они по-разному относились к государству и нации. Рост уровня грамотности позволил крестьянам участвовать в национальных и региональных политических программах, а опыт жизни в городских центрах вдохновил молодых людей бросить вызов патриархальному господству мужчин-старейшин.
«Твоя вода, твой свет, твоя земля, твой лес».
В этих словах, сказанных матросом-агитатором на июньском 1917 г. митинге в Казани, запечатлен самый основной элемент революционных крестьянских стремлений. Ясное заявление о том, что земля и лес, как воздух и вода, принадлежат тем, кто в них нуждается, часто повторялось в революционный год и после него.
В районах, где когда-то господствовало крепостное право, бывшие крепостные затаили глубокое негодование по поводу неравноправного урегулирования эмансипации. Захват земли, скорее всего, стал насильственным в тех районах, где у крестьян были враждебные отношения с местными землевладельцами.
То, что мы знаем о форме и силе сельских революций, в значительной степени основано на так называемых отчетах о беспорядках, составленных в основном из жалоб частных землевладельцев. Эти сообщения говорят нам о том, что самые плодородные земли России были свидетелями наибольших беспорядков. Они также указывают на то, что в районах с высокой концентрацией крепостного права также наблюдалось больше беспорядков, более жестокие нападения на отдельных землевладельцев и более насильственный захват имений. Однако эти статистические данные не дают полной картины восстаний в сельской местности, поскольку они лишь фиксируют действия определенного типа.
Хотя насильственные нападения и насильственный передел часто служат примером крестьянской революции, они вовсе не были типичными. Фактически, к 1917 году лишь небольшая часть пахотных земель все еще принадлежала элите. В некоторых регионах, например в Вятке, дворяне-помещики и малоземелье в основном отсутствовали.
Февральская революция положила начало неуклонному развитию крестьянских стремлений и действий, но то, как сельские революционеры боролись за равенство, зависело от местных моделей землепользования и собственности. Большинство этих действий не сопровождались насилием или насильственными захватами. Вместо этого сельские общины проверяли и нарушали законы частной собственности, пытаясь защитить себя от возможных репрессий.
Например, крестьяне села Арышкадза просто объявили, что будут засевать поля местного помещика на озимые и что его работники имеют один день, чтобы убраться с земли. Рабочие ушли, а селяне посадили.
Далее, мы не должны считать эти крестьянские революции классовым явлением, потому что крестьянство не образовало сплоченного класса. При этом крестьяне в широком смысле определяли себя как сельских трудящихся, что формировало их мировоззрение и их действия. Во время некоторых крестьянских революций общины коллективно действовали против землевладельцев способами, которые выглядели как классовые восстания, когда угнетенные боролись против своих угнетателей. Но многие другие видели разногласия по поводу землепользования между соседними общинами или между отдельными лицами.
Например, сельские жители часто преследовали крестьян, которые предпочли работать на личных подворьях, а не на общинной земле, и насильно возвращали их обратно в общинное хозяйство. Эти нападения обычно совершала вся деревня, стремясь реинтегрировать фермера-индивидуалиста и его землю. Сельские жители имели значительно разные уровни богатства и влияния, но эти рейтинги не были ни фиксированными, ни устойчивыми — люди перемещались как вверх, так и вниз по своей местной иерархии.
Тем временем центральное правительство поддержало жалобы частных землевладельцев и приказало сельским общинам уважать частную собственность. Но у них не было возможности выполнить эти приказы, поэтому 1917 видели постоянно эскалацию правонарушений на частную собственность.
У нас есть лишь отрывочные сведения об отдельных лицах и группах, руководивших крестьянскими революциями. Комитеты, советы и союзы взяли на себя руководство во многих деревнях, издавая приказы о землепользовании и управлении. Эти организации предлагали институциональную основу для действий крестьян.
Некоторые из них, как и Советы крестьянских депутатов, входили в областные и общероссийские сети, а Временное правительство учредило земельные и продовольственные комитеты. Но эти местные институты сохраняли контроль только в том случае, если они напрямую реагировали на требования своих избирателей. Как напомнил Сотнурский сельком своим районным властям: «Мы вас избрали. Вы должны слушать нас!»
Ряд фактов свидетельствует о том, что к власти пришли только люди, интегрированные в крестьянскую общину. Так называемая деревенская интеллигенция — учителя, врачи, специалисты-аграрии и священнослужители — систематически исключалась из выборных должностей и вообще не фигурировала в отчетах о сельских революциях. Протоколы выборов показывают, что сельские жители предпочитали грамотных, трезвых, здравомыслящих и заслуживающих доверия кандидатов, которые также принадлежали к крестьянству. Однако разнообразие действий, составлявших крестьянские революции, означает, что мы не можем типизировать их лидеров — некоторые сельские революции привлекали всю сельскую общину, некоторые возглавляли женщины, а другие возглавляла горстка более богатых деревень.
Февральская революция изменила статус и власть простых солдат, которые стали вооруженными защитниками движения. Дезертиры, солдаты в отпуске и солдаты, находившиеся в тыловых гарнизонах, — все они играли живую роль в деревенской политике. Они были ближе всего к тому, чтобы кто-либо из посторонних, если их можно отнести к таковым, возглавил крестьянские восстания.
Поскольку солдаты подвергались насилию, обучались и экипировались для него, сельская революционная деятельность с большей вероятностью перерастала в насилие, когда в ней участвовали солдаты. Иногда в этих нападениях участвовала вся община. Например, 19 мая толпа солдат в сопровождении деревенских женщин и их детей выгнала Наталью Нератову с ее земли.17.
В начале революции партийная политика играла еще второстепенную роль в деятельности крестьян. Партия социалистов-революционеров Виктора Чернова создала прочную базу поддержки в сельской местности, особенно в центральных районах России, что продемонстрировали ноябрьские выборы в Учредительное собрание. В национальном масштабе Партия социалистов-революционеров набрала 37% против 23% большевиков, но эти цифры скрывают доминирование первых в некоторых регионах. Она набрала 76% голосов в северных районах и 75% в Центрально-Черноземном районе.
Партия извлекла выгоду из своего имиджа крестьянской партии и своих сильных местных связей, чтобы заручиться поддержкой электората, но она не возглавила сельскую революцию. Партийные активисты брали на себя руководящие роли в деревнях только в том случае, если они разделяли желания и мотивы этих сообществ.
Сельские революции обнажили бессилие национальных и региональных властей. Ни Временное правительство, ни Петроградский Совет не обращали внимания на крестьянские заботы и требования. Они просили сельское население терпеливо ждать, пока Учредительное собрание проведет перераспределение земли.
Крестьяне в основном игнорировали эти призывы, и центральная власть не могла предотвратить их действия. Региональные власти начали 1917 год с убеждения, что сельские революции возникли из-за недоразумений, и предполагали, что примирение и просвещение остановят беспорядки. К тому лету самосознательная напористость сельских общин, которые стремились совершить свои собственные революции, не прибегая к центральным планам, подорвала эти убеждения.
Региональные власти все больше полагались на вооруженную силу для контроля над сельскими районами. Горстка более проницательных лидеров пыталась контролировать крестьянство, заблаговременно санкционировав передачу частной земли местным комитетам. Но восстания не утихали, потому что ни центральная, ни региональная власть не могла проводить никакой политики.
После захвата власти большевиками в октябре 1917 года Ленин быстро издал Декрет о земле, который передал все частные земли в крестьянское пользование. По иронии судьбы, этот приказ продемонстрировал бессилие центрального правительства, поскольку к октябрю крестьяне уже захватили большую часть частной земли. Декрет Ленина о земле предвещал борьбу за контроль над сельской экономикой, которая стала ключевым моментом гражданской войны в России.
История русской сельской революции все еще не раскрыта, и то, что мы о ней знаем, позволяет гораздо богаче взглянуть на Россию XIX века.