Община — История слов
В.В. Виноградов
История слов
ОбуятьОбщительный
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf27Мб
ОБЩИНА
Слово община – старославянизм в составе русского языка. Оно было очень употребительно в древнерусской литературе и выражало разные значения. Можно выделить в нем четыре основных значения: 1) «общение или наличие чего-нибудь общего; единение, соединение». Например, в Изборнике 1073 г.: Кая ли обьщина свѣту съ тьмою. 2) «общество, общественная группа, объединенная какими-нибудь интересами, союз» (ср. Съставляеться обьщина или дóндеже живы суть обьщиися или до времене… Зак.градск.). 3) «монастырское общежитие». Повеле игумену общину соделати (1556 г.). 4) «общественное имущество» (обьчина) (ср. Срезневский, 2, с. 582–583)229.
В. И. Ламанский в своей давней работе, посвященной некоторым славянским рукописям, обратил внимание на древность слова община230 . Ср. чешск. obec, сербск. ophuna. «Еще в XIV в. – писал он, – у нас община равнозначительна общему житию, общежительству…община, общее житие уже предполагают совещание, сходки, веча, соборы». Таким образом, объяснение слова община здесь имеет явный славянофильский уклон. В. И. Ламанский отметил также употребление слова стадо вместо общины: «се далъ Яковъ… в домъ Св. Мих[аила] игумену и попамъ и всему стаду чернецамъ» (А. Ю., № 110, VI). В «Словаре Академии Российской» отмечалось лишь одно значение слова община: «То, что принадлежит многим; складчина» (сл. АР 1806–1822, 4, с. 147–148).
Публикуется впервые по рукописи, сохранившейся в архиве на 2-х ветхих листках.
О слове община В. В. Виноградов писал в статье «К истории лексики русского литературного языка» (Русская речь, Новая серия, 1.
Л. 1927): «…необходимо… помнить, что морфологические показатели говорят лишь о принадлежности лексемы как точки приложения значений к ”церковнославянизмам“, но совсем не определяют характера и круга ее значений как ”церковнославянизма“. Например, морфологически оправдано отнесение слова община к ”церковнославянизмам“; но отнюдь не во всех значениях, в каких оно употребительно с начала XIX в. Еще в ”Общем Церковно-Славяно-Российском словаре“ П. Соколова (1834, ч. 2, с. 72) община определяется так: ”то, что принадлежит многим, складчина“ (с приведением цитаты из книги Левит: ”солжет к другу о вдании или о общине“). Раньше в ”Церковном словаре“ П. Алексеева было дано близкое к этому толкование, но с несколько иными оттенками: ”Община – соединенное пребывание или нераздельное имений и прочих потребных к жизни вещей употребление“ (ч. 2, с. 223). Но Н. Греч в своих ”Чтениях о русском языке“ (1840), доказывая, что ”язык возмужалый… производит новые слова – приспособлением существующих к выражению требуемого смысла“ приводил в качестве иллюстрации: Так у нас недавно стали употреблять словоЭта цитата в кратком изложении Г. Хюттль-Ворт приводится также в статье В. В. Виноградова «О новых исследованиях по истории русского литературного языка», посвященной полемике с Б. О. Унбегауном и Г. Хюттль-Ворт относительно объема понятия «церковнославянизмы» и их классификации: «Отвергая взгляд на русские новообразования типа ”вратарь“ и т. п. как на церковнославянизмы… Г. Хюттль-Ворт [имеется в виду доклад Г. Хюттль-Ворт «Роль церковнославянского языка в развитии русского литературного языка. К историческому анализу и классификации славянизмов» // American Contributions to the VI International Congress of Slavists, The Hague, 1968. – Ред.] призывает славистов присоединиться к моему выводу: ”Как уже предлагалось В. В. Виноградовым, при исследовании церковнославянских элементов в русском языке следует исходить из морфемы, а не из лексической единицы. В. В. Виноградов занимает, таким образом, прямо противоположную позицию с Б. О. Унбегауном, считая, что русские новообразования из церковнославянских морфем вообще не нужно считать церковнославянизмами“ (с. 4–5). После этого Г. Хюттль-Ворт пишет: ”Далее В. В. Виноградов намечает следующую важную проблему: церковнославянизм община – «то, что принадлежит многим» получил в XIX в. новое значение из французского commune, потому это слово нельзя считать церковнославянизмом во всех его значениях… Подобным семантическим изменениям подверглось в продолжении XVIII–XIX веков не обследованное до сих пор количество церковнославянизмов“ (с. 5). Г. Хюттль-Ворт жалеет, что все эти случаи не получили специального наименования (с. 11)» («Вопросы языкознания», 1969). –
* * *
229
Цитата, датированная 1556 г., в «Материалах» И. И. Срезневского отсутствует. – Ред.
230
Ламанский В. О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе и Вене, СПб., 1864. С. 105 и след.
ОбуятьОбщительный
Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет «Рус. яз.». Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М., 1999. — 1138 с. ISBN 5-88744-033-3
Род и община в истории первобытного общества
История первобытного общества берет начало в праобщинной эпохе – антропосоциогенезе. Начало праобщинной эпохи знаменует появление орудийной целевой деятельности и возникновением древних людей – архантропов. Тогда начинают образовываться некие подобия коллективов.
Праобщинная эпоха преодолевает в человеке остатки животного состояния с помощью трудовой деятельности. В это же время человек определяет свои социальные связи и тем самым максимально приближается к биологическому состоянию человека современного.
Ученые сегодня не могут точно указать конкретные хронологические и периодизационные границы предобщинной эпохи. Совсем недавно праобщинная эпоха считалась эпохой предчеловека, по причине отсутствия родового строя. Последние археологические находки доказали, что период праобщины уже был свидетелем возведения первых искусственных жилищ и становления первых социальных связей. Эпоха относится ко времени среднего палеолита.
Последующая первобытная эпоха родовой общины началась с рода и родовой общины, которые служат начальными формами упорядоченных социальных групп. Именно здесь проявляются во всем значении главные признаки строя первобытной общины – уравнительность распределения, общность собственности, совместное производство и потребление. Господство этой формы строя ярко проявляется в периоде ранней родовой общины, и впоследствии присутствуют, но уже не доминируют в периоде поздней родовой общины.
Предобщинная эпоха – период становления, эпоха родовой общины – период высшего развития с последующим распадом в следующей эпохе. Многие тысячелетия первобытное общество существовало в виде небольших отдельных коллективов. До неолитической эпохи группы не превышали количества в 20-30 человек. Археологически изыскания не всегда могут подробно рассказать о том, каким было внутреннее устройство этих групп и как именно строились взаимоотношения между членами маленькой общины. Все имеющиеся сведения на этот счет были даны этнологами, которые исследуют жизнь обществ, ведущих и сейчас образ жизни, подобный родовообщинному.
Род – это главное начало всей первобытной общественной жизни. По утверждению знаменитого ученого этнолога Л.Г.Моргана под значением слова «род» подразумевается группа людей, которые приходятся друг другу близкими родственниками и ведут происхождение от общего предка. Предок этот может быть реальным или мифическим. Есть два возможных варианта устройства родовой общины – мужской и женский. Мужской род состоит из человек, объединенных родством по отцу, иными словами родословная ведется от отца к детям. Другой строй родовой общины подразумевает общее происхождение от матери к детям.
В родовой общине существовало правило экзогамии – нельзя было вступать в брак с членами своего рода. Также члены рода должны помогать друг другу и соблюдать правило кровной мести за увечье или гибель одного из своих сородичей, причиненные кем-то из других родов. В родовой общине было принято соблюдать религиозный культ, часто – поклоняться общему предку. Этот же мифический, или реальный предок служит тотемом рода, или символом родового единства. Члены родовой общины часто называют себя именем тотема.
Родовая община не допускает, чтобы все члены рода жили вместе, в одном коллективе. По обычаю юноши и девушки общины должны жениться и выходить замуж только за представителей других, неродственных им, общин. При этом если жених берет невесту в свою родовую общину, то в его родовой общине живут жены, которых мужчины привели из других родов, но их сестры и дочери впоследствии уходят в другие общины. Общины такого рода называются вирилокальными. Другие общины, уксорилокальные – отличаются тем, что жених приходит жить в общину невесты. В такой группе все юноши после свадьбы покидают родные общины и уходят жить в общины невест.
Родовая община – это важное социальное явление, которое дало мощный стимул к дальнейшему социальному и трудовому развитию человека. Она поспособствовала упрочению межчеловеческих связей и послужила защитой для первобытных людей.
Община представляла собой место, где все его члены вместе трудились и поровну распределяли плоды труда. Родовая община строго относилась к проведению религиозного культа – к нему не допускались чужаки и члены другого рода. Также огромная роль отводилась вопросу наследования статуса высшего члена родовой общины – вождя или старейшины.
Родовая община дала начало современному институту общественной организации людей. Это не была семья в современном её понимании. Члены общины нуждались в общности труда – совместной охоте, расчистке лесов и земледелию при простейших инструментах. Поскольку общины обменивались невестами и женихами, то они старались поддерживать друг с другом дружеские отношения. Постепенно родовые общины роднились с большим количеством других и расширяли границы взаимной поддержки и сотрудничества.
Добавить комментарий
Краткая история сообщества.
Люди собираются вместе, чтобы сформировать… | от Dscovr | Dscovr«В одиночку мы так мало можем сделать; вместе мы можем сделать так много». — Хелен Келлер
Сообщества всегда определялись на основе местоположения, идентичности или организации. Так было до тех пор, пока цифровизация не взяла верх. Post which, мы все так или иначе пытались определить сообщества для себя и потеряли понимание того, что это означало изначально.
В то время как сообщества, основанные на идентичности, традиционно включали субкультуры, этнические группы, религиозные взгляды, мультикультурные группы или глобальные цивилизации; наиболее широко признанными сообществами являются те, которые демонстрируют образ жизни.
Сообщества, популяризировавшие сознание людей, являются виртуальными сообществами. Это те, где знания и информация являются ключевыми движущими факторами. В то время как физическое сообщество может похвастаться более прочными связями, интернет-сообщества имеют больший резонанс. У них есть уникальная возможность охватить больше географии и предоставить незнакомцам возможность взаимодействовать друг с другом.
Фотографы. Любители природы. Писатели. Лидеры мысли. Ученые. Художники. Список сообществ можно продолжать и продолжать. Все эти сообщества основаны на сходстве интересов и мыслей, которые разделяют их члены.
Сообщества создают у своих членов чувство принадлежности. Каждый чувствует себя частью чего-то важного. Это становится предметом гордости для вовлеченных людей. Говоря языком социальных сетей, многие приравнивают это к проверке — необходимости быть принятым. Это так же важно, как потребность в выживании. «Чувство принадлежности», которое мы получаем от сообщества, — это гораздо больше, чем просто группа людей. Это та самая ткань, которая держит наше восприятие как человека.
Самое первое определение «сообщества» было сформулировано как «группа людей, имеющих общие ценности» 9.0004
Система ценностей, выходящая за обычные рамки семьи или близких, обычно формирует основу сообщества. Чаще всего они определялись общим местом или определенной географией. Сообщество породило бы культуру. Тогда культура потребует управления и, следовательно, формирования правительств. Что привело к экономии и развитию и модернизации.
Основным элементом всех сообществ всегда был «Рост». Индустриализация, Интернет и глобализация в конечном итоге уничтожили локальный аспект каждого сообщества и открыли мир для всех. Внезапно любой мог стать частью нескольких сообществ. Не было границ, которые могли бы кого-то удержать. И это было хорошо.
Из-за этого исходное определение редко когда-либо было удовлетворительным. Да, это всегда указывало путь к большему и лучшему сообществу, но разрыв также рос. Посмотрите на любое сообщество, действующее в сегодняшнем глобальном обществе. Практически любой коллектив людей, который мы называем сообществом, имеет вопиющие пробелы в виде различий между членами.
Эти различия связаны с тем, что в глобальном сообществе есть члены из разных уголков мира. Каждый с разной степенью понимания мира, который формируется на основе их корней. Из-за разницы в среде, в которой человек развивается в первые дни жизни, конструкция глобального сообщества у всех очень разная.
Это неотъемлемое качество глобального сообщества было адекватно отражено Сэмюэлем П. Хантингтоном, чье эссе «Столкновение цивилизаций?» изображал возникновение глобальной культуры как утопическую фантазию. Эта теория столкнулась с резкой критикой со стороны лидеров и сторонников глобальной цивилизации. Но Хантингтон был прав.
Он знал, что «человеку свойственно ненавидеть».
«для самоопределения и мотивации людям нужны враги: конкуренция в бизнесе, соперники в достижениях, противники в политике» — Сэмюэл П. Хантингтон
Возьмем любое сообщество, и мы обнаружим, что это неотъемлемый элемент. Проблема началась, когда масштабы сообщества резко возросли, в него вошли люди со всего мира. Вот почему мы видим, что все эти цифровые сообщества, созданные для «всех», со временем теряют блеск.
В сообществе должны быть приспособления, учитывающие это неотъемлемое качество человека. Нет, речь идет не о том, чтобы контролировать свои чувства, когда в сообществе есть отличия от другого. Речь идет о понимании этого и обеспечении точки соприкосновения, которая может помочь каждому из нас сопереживать другому даже в конфликте.
Различия между людьми разных культур заняли центральное место и в конечном итоге имеют свою цену — рост. Но это не всегда должно сохраняться. Там может быть лучший способ.
Определение сообщества, которое заботится о человеческом элементе различий, является потребностью сегодня. Создание глобальных сообществ нуждается в структуре, которая могла бы объединить различия из общей точки соприкосновения.
География как точка соприкосновения больше не актуальна. Нам нужна всеобъемлющая общность. Тот, который мог бы вести дискуссии, чтобы помочь разрешить разногласия с сочувствием.
Элементом, общим основанием, в котором мы нуждаемся, может быть «страсть». Сообщества, основанные на страсти, всегда понимали, что каждый член имеет хорошие намерения, поскольку их увлечения общие.
Одно из наиболее подходящих определений сообщества — «больше, чем сумма его членства». Сообщества, основанные на страсти, являются единственным исключением, когда дело доходит до того, чтобы посоветоваться и в конечном итоге прийти к выводу. А правда в том, что сообщества, которые не растут, в конце концов умирают.
Нам как сообществу нужна страсть. Чтобы выжить и расти.
История сообщества
ОБЗОР ПРОГРАММЫ
Программа «История сообщества» позволит организациям изучить все тонкости общественной истории, разрабатывая свои собственные проекты со своими местными сообществами.
Участники Community History будут тесно сотрудничать со своими сообществами, чтобы исследовать и делиться невысказанными и недостаточно представленными историями из этих сообществ. Некоторые примеры вопросов, которые вы могли бы рассмотреть:
- Как изучение истории нашего сообщества может помочь нам понять наши нынешние обстоятельства и смотреть в будущее?
- Как наша организация может взаимодействовать с историей сообщества и делиться этой историей с членами нашего сообщества?
- Как мы можем сохранить, интерпретировать и расширить наши местные истории?
- Как мы можем расширить традиционные нарративы о нашей местной истории, чтобы отразить опыт и ценности всего нашего сообщества?
КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ
Программа «История сообщества» состоит из учебных занятий, в которых принимают участие все участники, индивидуальных встреч с персоналом программы и проектной работы в сообществе. В ходе программы участвующие организации создадут новый исторический проект при поддержке когорты и финансировании NJCH.
Учебные занятия
Учебные занятия будут включать в себя обучение методам публичной истории, презентации специалистов-практиков, работающих в настоящее время в этой области, и время для проведения семинаров по проектам каждой организации в совместной среде. Полноценные групповые занятия будут проходить виртуально.
Проектная работа
В перерывах между сессиями каждый участник программы будет тесно сотрудничать с членами местного сообщества, чтобы разработать исторический проект. Проекты могут принимать самые разные формы, от публичных собраний до цифровых коллекций. Обдумывание того, какую форму примет проект, будет важной частью процесса для всех участников. В конце программы все участники поделятся своими проектами на публичной витрине.
Работа над проектом дополняется встречами один на один с сотрудниками программы «История сообщества», которые также могут познакомить участников с наставниками, проделавшими аналогичную работу.
Важно: общедоступных исторических проекта, которые уже находятся в процессе, не подходят для программы «История сообщества», поскольку центральной частью программы является создание проекта с нуля. Организации, ищущие финансирование для существующих проектов общественной истории, могут подать заявку на грант NJCH.
Участники
Каждая организация, принятая в программу «История сообщества», должна определить 2 или 3 представителей, которые могут участвовать в мероприятиях программы, включая учебные занятия, групповые собрания, проектную работу и выполнение домашних заданий. Эти участники также будут выступать в качестве основных контактов сообщества во время разработки проекта.
Групповая среда Community History работает лучше всего, когда все организации являются активными, сотрудничающими и постоянными участниками программы. Участники могут рассчитывать на то, что еженедельно будут уделять этой программе значительное количество времени. Мы надеемся, что работа этих групп по развитию навыков принесет долгосрочные выгоды организациям, желающим включить общедоступную историю в свои более широкие программы.
Финансирование
Каждая организация, участвующая в программе «История сообщества», получит награду в размере 4000 долларов США для покрытия расходов на участие в программе и поддержки развития своего проекта.
Планы и бюджеты проекта разрабатываются в ходе программы и должны быть одобрены NJCH до начала работы. Участники получат более подробную информацию о приемлемых и неприемлемых расходах во время программы. Целесообразно — и рекомендуется! — для участвующих организаций использовать значительную часть финансирования на расходы по персоналу.
Для этого финансирования не требуется соответствия. Тем не менее, участников попросят сообщить о любом совместном финансировании, которое было выделено для этого проекта, в рамках обязательного окончательного отчета, который должен быть представлен в конце программы.
СООТВЕТСТВИЕ ПРАВУ
Некоммерческие организации, государственные и местные органы власти, а также некорпоративные общественные группы имеют право подать заявку на участие в программе Community History.
Организации или группы, заинтересованные во включении истории в свои программы, но не имеющие большого опыта и не имеющие в штате профессиональных историков, являются идеальными кандидатами. Также могут подать заявку исторические организации, которые в основном работают на добровольных началах, с небольшим количеством профессиональных сотрудников или вообще без них.
Не соответствует требованиям:
- Коммерческие организации или предприятия.
- Физические лица.
- организаций, принимавших участие в прошлой когорте истории сообщества.
Кандидаты должны взять на себя обязательство участвовать во всех мероприятиях программы, включая определение 2 или 3 человек для посещения учебных занятий и собраний. В число представителей каждой организации могут входить оплачиваемые сотрудники, волонтеры и/или члены сообщества, а финансирование, предоставляемое в рамках программы, может использоваться для покрытия расходов на участие. Кандидаты должны быть готовы к совместной работе с членами сообщества для разработки публично-исторического проекта в рамках Программы истории сообщества.
Наиболее конкурентоспособные кандидаты продемонстрируют прочные личные или организационные связи с сообществом, историю которого они надеются изучить, и приверженность рассказу о нерассказанных историях или недостаточно представленных точках зрения, что приведет к более полному и тонкому пониманию прошлого. Они определили потенциальные сюжеты или темы, но пока еще не имеют конкретного проекта в работе.
Community History — это ориентированная на процесс программа, которая сочетает в себе обучение общественной истории с разработкой исторического проекта с участием сообщества. Те, кто хочет узнать больше о том, как работает публичная история, и либо еще не начали, либо находятся в самом начале процесса разработки проекта, могут хорошо подойти для этой программы.
Организации, которые не нуждаются в публичном обучении истории, не могут посещать программные мероприятия, такие как учебные занятия и встречи, или которые не желают следовать процессу программы для разработки проектов, не должны подавать заявку на участие в программе «История сообщества». Гранты NJCH могут поддерживать работу по истории сообщества вне этой программы.
ЗАЯВКА И СРОКИ
Группа по истории сообщества 2023 года будет проходить с февраля по декабрь 2023 года. Организации, которые заинтересованы в подаче заявки на участие в группе, должны ознакомиться с приведенным ниже расписанием, чтобы убедиться, что они могут участвовать во всех мероприятиях программы, а затем ссылку «Применить» внизу этой страницы, чтобы подать заявку. Мероприятия программы будут включать как очные, так и виртуальные сеансы, при условии, что когорте будет безопасно и удобно встречаться лично.
Заявки на осеннюю группу будут рассматриваться по мере поступления. Крайний срок подачи заявок — 13 января 2023 г. Кандидаты будут уведомлены о своем принятии в программу до 20 января.
Программа «История сообщества» начнется с двухдневных очных семинаров в феврале и марте. . Ежемесячные учебные занятия для остальной части программы будут проходить виртуально через Zoom в будние дни во второй половине дня (два часа с 15 до 18 часов; точные даты и время уточняются в зависимости от наличия участников). Эти семинары и обучающие занятия обязательны для всех участников. Организации также будут проводить регулярные встречи один на один с персоналом программы.
Мы настоятельно рекомендуем участникам выделять два часа в неделю на работу по истории сообщества, даже в те недели, когда не проводится официальное учебное занятие или другое собрание, чтобы убедиться, что участники выделили достаточно времени для выполнения программной работы.
Точная программа интенсивных и обучающих занятий будет окончательно доработана на основе конкретных потребностей и интересов участвующих организаций, но будет включать следующие темы:
- Концепции и модели программ публичной истории.
- Стратегии работы с населением.
- Разработка планов и бюджетов проектов.
- Постановка целей и оценка.
- Маркетинг и реклама.
Группа Ch33 — Важные даты
- 13 января: Крайний срок подачи заявок
- 20 января: уведомление о награждении
- 18 или 20 февраля: полнодневный семинар 1 (полная группа, лично)
- 18 или 25 марта: полнодневный семинар 2 (полная группа, лично)
- Апрель: Разработка проекта (индивидуальные занятия, без групповых занятий)
- Неделя 15 мая: Учебная сессия (полная когорта, виртуальная)
- Неделя с 12 июня: Учебная сессия (полная когорта, виртуальная)
- Неделя с 10 или 17 июля: Учебная сессия (полная когорта, виртуальная)
- Неделя с 14 августа: Учебная сессия (полная когорта, виртуальная)
- Неделя 11 или 18 сентября: Учебная сессия (полная когорта, виртуальная)
- Начало октября: подготовительная сессия Showcase (полная группа, виртуальная или очная)
- Конец октября: витрина
- 15 декабря: окончательные отчеты должны быть поданы
КОНТАКТЫ
Если у вас есть какие-либо вопросы о вашем праве на участие в этой программе или о компонентах программы, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к Гиги Наглак, директору программ, по телефону gnaglak@njhumanities. org или 609-695-4409.
ИСТОРИЯ NJCH ИСТОРИЯ СООБЩЕСТВА
NJCH запустил историю сообщества в 2021 году. С момента своего создания 20 участвующих организаций создали широкий спектр проектов по общественной истории и по-новому связались со своими сообществами.
Ch31 (июнь-декабрь 2021 г.)Clinton Hill Community Action (Ньюарк)
Community Partnership for Egg Harbour Township Schools, Inc. (Egg Harbour Township)
East Trenton Collaborative African Slav Enton
4 Комитет (Тианек)
Общество Олд-Милл-Хилл (Трентон)
Публичная библиотека Пискатауэй (Пискатауэй)
Культурный центр Raices (Нью-Брансуик)
Спасение и социальная справедливость (Вудбери и Трентон)
1719 Дом-музей Уильяма Трента (Трентон)
Первая демонстрация истории сообщества состоялась в среду, 27 октября 2021 г. Нажмите здесь, чтобы просмотреть запись демонстрации.
Ch32 – весенняя когорта (март-октябрь 2022 г.