Почему сергия радонежского причислили к лику святых кратко: За что Сергея Радонежского причислили к лику Святых???

Что сделал для Руси Сергий Радонежский и что нельзя делать в день его преставления

8 октября — день преставления одного из самых почитаемых на Руси святых – преподобного Сергия Радонежского. Его считают хранителем земли русской и великим чудотворцем. Рассказываем, кто такой Сергий Радонежский и почему его так любят в России.

1

Кто такой Сергий Радонежский?
Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа. Считается покровителем учащихся.

2

Когда родился и жил Сергий Радонежский?

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще двое детей. Старший – Стефан и младший – Петр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда  Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.  

3

Как он попал в монахи?

Как говорится в житии святого, еще ребенком Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился». Такое поведение сына не нравилось его родителям, и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдет только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушел. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики.

Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный – Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме.

4

Почему Сергий Радонежский считается покровителем учащихся?

С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей все никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и «со слезами молился Богу».

Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца, «старца… благообразного, подобного ангелу», рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников.

Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Свои знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.

5

Почему Сергия Радонежского называют хранителем земли русской?

Считается, что Сергий примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. И именно благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришел к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. «Если враги хотят от нас чести и славы — дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить», — произнес Радонежский и пообещал молиться за победу русских воинов.

В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.

6

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский?

Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:

– Источник.  В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся источник воды.

– Воскрешение ребенка. Один местный житель принес Сергию больного сына. Но ребенок умер. Убитый горем отец ушел за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим,  и дитя ожило», говорится в Житии.

– Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и «не хотел платить за него денег». Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь». Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.

7

Как умер Сергий Радонежский?
Умеющий предсказывать будущее, Сергий еще за полгода узнал о своей смерти и успел к ней подготовиться. Тогда он уже был глубоким старцем. Он назначил преемника в монастыре и 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года отошел в мир иной. Через 30 лет после его смерти люди обнаружили его нетленные мощи. С ними тоже было связано много чудес, и в 1452 году Сергия Радонежского причислили к лику святых. Сейчас мощи хранятся в Троице-Сергиевой лавре, люди тысячами приходят в этот храм в надежде на исцеление и помощь.

8

Что нельзя делать в этот день?

В этот день следует хотя бы несколько часов освободить от мирских забот, сходить в храм, помолиться. В народе считают, что в этот день проводить генеральную уборку и большую стирку. Не рекомендуются работы на огороде.

Избегайте конфликтов и ссор.

А поскольку Сергий Радонежский покровитель домашней птицы, сегодня нельзя забивать кур и готовить блюда из курятины.

https://www.amic.ru/news/

Почему Сергий Радонежский — великий святой? — блог издательства ✍ «Никея»

18 июля празднуется обретение мощей чудесного святого — преподобного Сергия Радонежского. Мы хорошо помним его житие: он возопил во время Литургии во чреве матери, с младенчества постился и был праведен, чудесным образом научился чтению. Но чем еще так прославился и полюбился этот святой? И каков его вклад в историю Православия?

Избранник святой Троицы. Книга о преподобном Сергии Радонежском

240 р

С Преподобного Сергия начинается знаменитый «золотой век» русского монашества. Большинство русских святых XIV–XV веков — монахи. Многие из них принадлежат к так называемому кругу Сергия Радонежского — это или ученики великого старца, или ученики его учеников. Понятие «Святая Русь» и имя святого Сергия Радонежского неотделимы друг от друга. И спустя два века после кончины Преподобного во многом русская православная культура была так или иначе основана на его наследии.

«От Преподобного Сергия, — писал отец Павел Флоренский, — многообразные струи культурной влаги текут как от нового центра объединения, напаивая русский народ и получая в нем своеобразное воплощение. 

Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность».

То, что совершил Преподобный Сергий на Руси, было настоящей духовной революцией.

Сергия часто называют реформатором русского монашества. Традиции иноческого жития, существовавшие в Киевской Руси и почти полностью утраченные за годы монголо-татарского ига, не просто были восстановлены — они получили новую жизнь.


Известно, что на момент принятия Сергием монашеского пострига на северо-востоке русских земель практически не оставалось монахов. Число желающих посвятить жизнь Богу было крайне невелико, монастырей — мало. Само понимание монашеского подвига в обществе было заметно искажено. Постриг рассматривался как привилегия знати, как своеобразный «пропуск в рай», доступный лишь избранным.

Многие представители боярства и княжеских фамилий принимали монашество незадолго до смерти — считалось, что таким образом человек может очиститься от грехов.

Преподобный Сергий напомнил русскому обществу, в чем суть монашеского подвига: не возноситься перед людьми, не хвалиться своей добродетельностью, но непрестанно молиться и каждодневным трудом очищать свою душу от греха.

Служить не только Богу, но и ближним. Подлинное предназначение христиан — быть «солью земли» и «светом миру» — в XIV–XVI веках во многом реализовали именно монахи.

Образ Преподобного и примеры «высокого жития» его учеников оказали колоссальное воздействие на современников — русский народ в буквальном смысле слова начал подниматься с колен после годов ордынского владычества.

Нельзя не согласиться со словами великого русского историка Василия Ключевского: «Самые драгоценные вклады Преподобного Сергия — не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание». Ключевский называл Сергия Радонежского «благодатным воспитателем русского народного духа».

Значение трудов Преподобного Сергия Радонежского не ниже, а может, и выше заслуг самых талантливых князей и полководцев. Последние собирали Русь огнем и мечом — для Сергия же и его учеников главным оружием были пост и молитва.

Перемены, произошедшие в русской жизни под влиянием Преподобного Сергия, были стремительны. За короткий срок — при жизни Сергия и в первые десятилетия после его кончины — весь Северо-Восток Руси покрылся сетью монастырей. Монашеские обители, созданные Сергием и его воспитанниками, стали не только духовными общинами, но и цитаделями «русского духа».

Ряд некогда крупнейших монастырей России был основан лично Сергием. Это не только Троице-Сергиева Лавра, но и Борисоглебский монастырь под Ростовом, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь около Коломны, Благовещенский монастырь на Киржаче, а также Успенский монастырь на реке Дубенке, сведений о котором сохранилось немного.

***

Монашеская традиция, основанная на Руси Преподобным Сергием, продолжалась не только в его учениках, но и в подвижниках последующих веков.

Наследниками Радонежского старца могут считаться старцы XVIII и XIX столетий. Это и преподобный Паисий Величковский, и святитель Тихон Задонский, и преподобный Серафим Саровский, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и святитель Феофан Затворник. Все они являются великими учителями русского исихазма.

Народное почитание Преподобного Сергия Радонежского как подвижника и чудотворца началось на Руси задолго до того, как появилась традиция соборной канонизации святых. И двести-триста лет назад, так же как и сегодня, получали верующие помощь от Преподобного.

В 1744 году Троицкая обитель стала именоваться Лаврой. Еще в 1742 году в ней разместилась Духовная семинария, в 1814 году сюда же была переведена Московская Духовная академия. Свято-Троицкая Лавра стала центром духовного образования в России.


С 1920 по 1946 год Лавра была закрыта большевиками. Вплоть до 1953 года на территории монастыря находился Загорский учительский институт. До революции в братии Лавры состояло до 400 человек, в настоящее время в обители проживает около 200 монахов.

Несмотря на годы богоборчества, Россия не забыла о Радонежском старце и его учениках. Преподобный Сергий сегодня один из самых почитаемых святых в нашем Отечестве. Около 600 храмов и часовен в нашей стране освящены во имя Преподобного Сергия, большая часть из них находится там, где подвизался сам Преподобный — на Московской земле.

Троице-Сергиева Лавра по праву считается сердцем России. Поток паломников, приходящих в Радонежскую обитель поклониться мощам великого старца, как и в прежние века, не иссякает. Возрождаются и другие святыни, духовными нитями связанные с Сергиевой обителью.

Спустя столетия после кончины Радонежского старца православные христиане обращаются к «светильнику земли Русской» за поддержкой: Преподобный Сергие, Ангелов собеседниче, Отечеству нашему пресветлый светильниче, моли Бога о нас! 


О том, что говорили святые отцы и как они жили, читайте здесь.

Saint Sergius The Wonderworker, Abbot of Radonezh (+ 1392)

St. Sergius Radonezh (Feast Day — 25)

Сент , близ Ростова, 3 мая 1314 года. Родителями его были благочестивые и знатнейшие дворяне Кирилл и Мария (память 28 сентября). Господь избрал его еще во чреве матери. В Житии преподобного Сергия сообщается, что еще до рождения сына святая Мария и молящиеся слышали троекратный вопль Младенца на Божественной литургии: перед чтением Святого Евангелия, во время херувимской песни, и когда священник произнес: «Святое для святых».

Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С самых первых дней жизни младенец поражал всех своим голоданием. По средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец отказывался и от молока матери. Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.

В возрасте семи лет Варфоломея отправили учиться вместе с двумя его братьями: старшим братом Стефаном и младшим братом Петром. Его братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учебе, хотя учитель уделял ему много особого внимания. Родители ругали ребенка, учитель отчитывал его, а одноклассники высмеивали его непонимание. Наконец, Варфоломей со слезами умолял Господа даровать ему способность читать.


«Видение Варфоломея» М. Нестерова

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По пути он встретил ангела, посланного Богом в образе монаха. Старец стоял в молитве под дубом в поле. Варфоломей подошел к нему и, поклонившись, подождал, пока старец окончит молитву. Монах благословил его, поцеловал и спросил, что ему нужно.

Варфоломей ответил: «Всей душой хочу научиться читать и писать. Святый отче, моли Бога за меня, чтобы Он помог мне стать грамотным». Преподобный исполнил просьбу Варфоломея, вознеся свою молитву к Богу. Благословляя ребенка, он сказал ему: «Отныне, дитя мое, Бог дает тебе понять чтение и письмо, и в этом ты превзойдешь своих братьев и сверстников».0015

Тогда старец взял сосуд и дал Варфоломею кусочек просфоры. «Возьми, дитя, и ешь», — сказал он. «Это дается вам в знак благодати Божией и для понимания Священного Писания». Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил его зайти в гости к родителям. Его родители с радостью приняли гостя и оказали ему свое гостеприимство.

Старец ответил, что подобает сначала вкушать духовную пищу, и велел сыну читать Псалтирь. Варфоломей начал читать, и его родители были поражены той переменой, которая произошла с их сыном. На прощание старец пророчески сказал о преподобном Сергии: «Твой сын будет велик пред Богом и людьми. Он станет избранным жилищем Святого Духа».

После этого святое дитя без труда читало и понимало содержание книг. Он с особым усердием погрузился в молитву, не пропуская ни одной церковной службы. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост. По средам и пятницам он ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой.


Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья поженились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа.

Позже старший брат Стефан овдовел и стал монахом в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей и его брат Стефан удалились в лес (12 верст от Радонежа) жить в глуши. Сначала сделали кельи, а потом малый храм, и по благословению митрополита Феогноста он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустыне, Стефан оставил брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился со святителем Алексием, впоследствии митрополитом Московским (память 12 февраля).

7 октября 1337 года Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и начал строить новую обитель во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий преуспевал в силе. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в небольшом монастыре собралась братия из двенадцати монахов.


Их опытный духовный наставник отличался необычайной любовью к работе. Своими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, пек хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно брался за другие дела. Тяжелый труд преподобный Сергий сочетал с молитвой, бдением и постом.

Братия была поражена, что при таких суровых нагрузках здоровье их наставника не ухудшилось, а наоборот, стало еще крепче. Не без труда умоляли преподобного Сергия принять должность игумена обители.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил святителя во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде, в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто иноки имели только скудную пищу, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.

Сообщения о подвигах преподобного Сергия стали известны еще в Константинополе, и патриарх Филофей прислал преподобному крест, «параман» (монашеская одежда, четырехугольная ткань, привязанная шнурками к груди и надеваемая под другими одеждами, и украшенный символами Страстей Господних) и схиму в благословение на новые дела, и грамоту благословения, в которой Патриарх советовал избранникам Божиим устроить общежительный монастырь. Преподобный отправился с патриаршей грамотой к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгий образ общежития. Иноки стали роптать на строгость монастырского устава, и преподобный Сергий принужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Дела в бывшем монастыре быстро пришли в замешательство, и оставшиеся иноки обратились к преподобному Алексию с просьбой вернуть святого.


Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив вместо себя в Киржачском монастыре своего ученика святителя Романа.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворения. Он вырастил мальчика в тот момент, когда отчаявшийся отец разочаровался в своем единственном сыне как в потерянном. Слухи о чудесах, творимых преподобным Сергием, стали быстро распространяться, и к нему стали приходить больные, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не уходил от преподобного Сергия, не получив исцеления немощей и назидательного совета. Все прославляли преподобного Сергия и почитали его наравне с древними святыми отцами. Но человеческая слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом монашеского смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апр.), глубоко почитавший преподобного Сергия, находился в пути из своей епархии в Москву. Дорога проходила в восьми верстах от Сергиева монастыря. Намереваясь на обратном пути посетить обитель, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, брат духовный». В это время преподобный Сергий сидел на трапезе за трапезой с братией. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочел молитву и возвратил святому Стефану ответное благословение. Некоторые из учеников, изумленные необыкновенным поступком преподобного Сергия, поспешили к указанному месту и убедились в истинности видения.


Постепенно монахи стали свидетелями и других подобных действий. Однажды за Литургией со святителем служил Ангел Господень, но преподобный Сергий по смирению своему запретил кому-либо рассказывать об этом до самой смерти.

Преподобный Сергий был связан со святителем Алексием тесными узами духовной дружбы и братской любви. Святитель Алексий на склоне лет призвал к себе преподобного Сергия и умолял его принять сан русского митрополита, но преподобный Сергий смиренно отказался от предстоятельства.

Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в монастырь преподобного Сергия просить благословения в предстоящей борьбе. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], и предсказал победу князю Димитрию. Сбылось пророчество преподобного Сергия: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и положили начало освобождения Русской земли от монгольского ига. Во время сражения преподобный Сергий с братией стояли в молитве и просили Бога даровать победу русским войскам.


За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая), что ожидает их дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась к нему Своих рук и, благословляя его, пообещала всегда быть Покровительницей его святой обители.

Достигнув старости и предвидя за шесть месяцев свою кончину, преподобный Сергий созвал к себе братию и назначил игуменом своего ученика святителя Никона (память 17 ноября), опытного в духовной жизни и послушании. В тихом уединении преподобный Сергий почил ко Господу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз созвал братию, чтобы дать им последнее наставление: «Братия, внимайте себе. Имейте прежде страх Божий, чистоту души и нелицемерную любовь…»


Аполитикион в гласе четвертом

Ревнитель добрых дел и истинный воин Христа Бога нашего, много подвизался еси со страстями в сей преходящей жизни; в песнях и бдениях и постах ты был образом и образцом для учеников твоих, так в тебе жил Пресвятой Дух, и ты украсился Его действием. Имея великое дерзновение перед Святой Троицей, помяни паству, которую ты премудро собрал, и не забудь посетить чад своих, как обещал, преподобный Сергий, отец наш.

Кондак в Плагале четвертого гласа

Любовью Христовою связанный, преподобный, и последовавший за Ним с непоколебимым желанием, презрел еси все плотские наслаждения и просиял, как солнце, в земле твоей, потому и Христос обогатил вас даром чудес. Помяни нас, пресвятую память твою почитающих, и взывающих тебе: радуйся, Сергий, от Бога умудренный.

Источник

Чествование православных святых | ЭВТН

ЕЖЕДНЕВНАЯ РАССЫЛКА «ЗЕНИТ»

Чествование восточно-православных святых

В их имя могут совершаться мессы

Рим, 13 сентября 2017 г. (ЗЕНИТ)
Университет Регины Апостолорум.

В: В соответствии со статьей 355 Общей инструкции к Римскому Миссалу (GIRM), служащий имеет возможность, если это разрешено, отслужить «мессу любого святого, внесенного в мартиролог на этот день». Среди святых, перечисленных в последнем издании (2004 г.) Martyrologium Romanum, есть несколько канонизированных Русской Православной Церковью: святитель Стефан Пермский (память 26 апреля), святитель Антоний Киевский (память 3 мая), святитель Феодосия Киевского (память 7 мая) и преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября). Также в мартиролог включен святой Григорий Нареканский (память 27 февраля) из Армянской Апостольской церкви, который был объявлен Учителем Церкви Папой Франциском 21 февраля 2015 года. отслужить литургию в честь кого-либо из вышеперечисленных православных святых? — Г.Л., Уиттиер, Калифорния

A: В первую очередь следует обратить внимание на тот факт, что в Римском мартирологе во введении конкретно указано, что он не включает всех святых. А именно:

«Список святых и блаженных в мартирологе

» 29. В римском мартирологе, который следует рассматривать как литургическую книгу, не предполагается ни дать полный список всех святых и блаженных, ни многословную элогию, из которой можно было бы извлечь трактаты аскетического назидания или историю Церкви. семья святых и святой народ по божественному приобретению (ср. 1 Пет. 2:9).; 1 Фес. 5:9-10; 2 Фес. 2:13) можно выявить или вывести.

«30. Однако римский мартиролог действительно предлагает список воспоминаний, во-первых, о Пресвятой Деве Марии, Матери Божией, затем об Ангелах и, наконец, о верных христианах, которые представлены в современном почитании Церкви, будь то универсального или частного и определенной религиозной семьи, но, конечно, не полный список всех тех, кто наслаждается самым благословенным и вечным видением Бога.

«31. По этим причинам римский мартиролог содержит тех святых, которые внесены в общий римский календарь, так как их вселенское значение прежде всего во всей церкви римского обряда, а также многих, хотя и не всех, из тех, которые были рекомендованы каждым отдельным календарем. Церковь или религиозная семья, и кто отмечен какой-либо литургической степенью. Этот местный или особый статус древних Святых и Блаженных от средневековья до наших дней обозначается звездочкой (*) рядом с числом, обозначающим хронологический порядок Святых и Блаженных в данный день».

Таким образом, хотя Мартиролог включает в себя этих четырех святых, есть по крайней мере еще 24 святых, которые почитаются совместно как Православными Церквами, так и Восточно-Католическими Церквами.

Как следствие, эти четыре могут также праздноваться католиками, в то время как празднование других будет зарезервировано для восточных католиков.

Может быть несколько сложных причин, которые позволили бы католикам литургически чествовать святых, которые, возможно, были официально канонизированы в соответствии с нормами Восточной Церкви, не состоящей в общении со Святым Престолом, и которые, возможно, жили вне формального общения с Римом.

Святитель Стефан Пермский (1340-1396), Святитель Антоний Киевский (983-1073), Святитель Феодосий Киевский (1029-1074), Святитель Сергий Радонежский (1314-1392) и Святитель Григорий Нарека (950-1003) либо жил в основном до разделения Восточной и Византийской Церквей в 1054 году, либо в периоды, когда приверженность этому разделению не была столь четкой и сухой, как может показаться. Например, хотя Рим и Константинополь не находились в общении с 1054 г. (хотя позже несколько раз ненадолго восстанавливались), это не обязательно затрагивало епископов и общины в Киеве и других изолированных районах.

Например, св. Григорий Нареканий — первый Учитель Церкви, живший вне прямого общения с епископом Рима. Из истории отношений между церквями мы можем сказать, что он принадлежал к церкви, которая была апостольской и обладала подлинными таинствами. Хотя его Армянская церковь в то время отвергла доктрину Халкидонского собора, его сочинения ортодоксальны. Он также использовался в магистериуме. Катехизис католической церкви, например, содержит ссылку на него:

«Средневековое благочестие на Западе разработало молитву розария как популярную замену Литургии Часов. На Востоке ектения, называемая Акафистом и Параклесисом, оставалась ближе к певческой службе в византийских храмах, тогда как армянская, коптская и сирийская традиции предпочитали народные гимны и песни Богородице. Но в Аве Марии, в Богородице, в песнопениях св. Ефрема или св. Григория Нареканья традиция молитвы в основном та же» (№ 2678).

Папа св. Иоанн Павел II также упомянул его в своей энциклике Redemptoris Mater:

«В своем панегирике Богородице святой Григорий Нареканский, один из выдающихся прославителей Армении, с сильным поэтическим вдохновением размышляет о различных аспектах тайны Воплощения, и каждое из них есть для него повод воспевать и превозносить необыкновенное достоинство и великолепную красоту Девы Марии, Матери Слова, воплотившейся».

С образованием Армянской католической церкви св. Григорий получил свое первое литургическое почитание в католической церкви и позже был включен в мартиролог.

Они также жили до появления формального процесса канонизации, установленного папами, и поэтому подлежат процессу, известному как равнозначная канонизация. Это может случиться, когда святой почитается с незапамятных времен и инициировать процесс уже невозможно. Например, святой Ефрем почитался в Сирии с четвертого века. Бенедикт XV (1914-1922) назвал его Учителем Церкви и распространил свой праздник на всю Церковь. Нечто подобное сделал Папа Пий XI в 19 г.31 для святого Альберта Великого и Папы Иоанна Павла II для беатификации святого Хуана Диего в 1990 году; требование удостоверяющего подлинность чуда до беатификации было отменено на основании древности культа. Несмотря на отсутствие процесса канонизации, перед заявлением кандидата тщательно изучают.

Поскольку эти святые почитаются в восточно-католических церквях, мы можем поэтому сказать, что они также являются католическими святыми.

Эта статья выбрана из ежедневной рассылки ЗЕНИТ
© Innovative Media, Inc.

Международное информационное агентство ZENIT
Via della Stazione di Ottavia, 95
00165 Рим, Италия
www.zenit.org

Подписка на http://www.zenit.org/english/subscribe. html
или по электронной почте: [email protected], указав ПОДПИСКУ в поле «Тема»

Предоставлено:
Eternal Word Television Network
5817 Old Leeds Road
Irondale, AL 35210
www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *